РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для 7 класса
Оценка 4.8

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для 7 класса

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
обществознание
7 кл
07.03.2018
РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для  7 класса
Изучение обществознания в 7 классе направлено на достижение следующих целей: 1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; 2. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; 3. Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина. 4. Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях. 5. Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско - общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно – бытовых отношений
рабочая программа по обществознанию 7 кл..docx
РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для  7 класса Савостьяновой  Галины Александровны, категория   высшая МОУ  СОШ  с.Репное Балашовского района Саратовской области 2017­2018 учебный год Сведения о регламентирующих документах.  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273­ФЗ от 29.12.2012 г.  Порядок   организации   и   осуществления   образовательной   деятельности   по   основным   общеобразовательным   программам   ­ образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015, зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067.  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644, от 31.12.2015 N 1577).   Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2015 года № 81 «О внесении изменений №3 в СанПиН   2.4.2.2821­10   «Санитарно   эпидемиологические   требования   к   условиям   и   организации   обучения,   содержания   в общеобразовательных организациях».   Приказ   №   1677   от   29   декабря   2016   «О   внесении   изменений   в   Федеральный   перечень   учебников,   рекомендованных   к использованию   при   реализации   имеющих государственную   аккредитацию   образовательных   программ   начального   общего, основного общего, среднего общего образования»  Примерные основные образовательные программы    «Обществознание» ­ учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об  обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук:  философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает  специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и  факторов и их влияние на жизнь человека. Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими  свойствами, вкладом в духовно­нравственное становление личности человека.  Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и  религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе.  Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс  «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои  социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного  взаимодействия, становится активным гражданином.  Изучение обществознания в 6 классе направлено на достижение следующих целей: 1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10­15 лет), ее познавательных интересов, критического  мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры,  экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; 2. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности  гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; 3. Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных  социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной  среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав  человека и гражданина.  4. Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового  возраста социальных ролях. 5. Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско ­ общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и  вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно – бытовых отношений        Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого  (подросткового) возраста, предмет призван решить следующие задачи: ­ создать содержательные и организационно ­ педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности  элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально­оценочной деятельности); ­ способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического  общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных  альтернатив); ­ помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам  общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению; ­ содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин); ­ обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая  анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе  включенной в содержание курса; ­ предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих  терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния),  правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации; ­ помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации,  при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах; ­ предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования,  рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки. Задача данной программы – закрепить и углубить эти знания на новом учебном материале, чтобы добиться свободного оперирования  ими в познавательной и практической деятельности учащихся.  Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса, являются: 1. Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; 2.Заинтерисованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; 3.Ценностные ориентиры. Основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически  сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности  для общества семьи и семейных  традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями. Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в: 1. Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); 2. Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте  сложившихся реалий и возможных перспектив; 3. Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; 4. Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и  правилам ведения диалога; 5. Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельность на уроках и в  доступной социальной практике, на:  ­ использование элементов причинно – следственного анализа; ­ исследование несложных реальных связей и зависимостей; ­ определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления. Оценки  объектов; ­ поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа; ­ перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);  ­ выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; ­ подкрепление изученных положений конкретными примерами; ­ оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки  собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических  требований; ­ определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.                  Предметными результатами освоения содержания программы по обществознанию являются: 1. Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах  деятельности людей; 2. Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной  действительности; 3. Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в  пределах своей дееспособности; 4. Умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источника; адекватно ее воспринимать, применяя  основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать,  систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным  явлениям с позиций одобряемх в современном российском обществе социальных ценностей; 5. Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; 6. Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной  жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость  руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; 7. Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность; 8. Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в  современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; 9. Понимание значения трудовой деятельности для личности и общества; 10. Понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими способами познания; 11. Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; 12. Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; 13. Знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и  коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; 14. Понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее осознанию воспринимать соответствующую  информацию, умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; 15. Понимание значения коммуникации в межличностном общении; 16. Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать  собственную точку зрения. Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов. Основное содержание  курса обществознания 7 класс  Вводный урок. Мир вокруг меня. Тема 1.  Человек и закон (14 часов). Социальные ценности и нормы. Привычка, обычай, ритуал, обряд. Правила этикета и хорошие  манеры.          Социальная ответственность. Отклоняющиеся поведение. Наркомания и алкоголизм, их опасность для человека и общества.  Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.          Понятие прав, свобод и обязанностей гражданина. Права человека. Единство прав и обязанностей. Права ребёнка и их защита.  Особенности правового статуса несовершеннолетних.          Почему важно соблюдать законы? Закон устанавливает порядок. Закон способствует справедливости. Закон устанавливает границы свободы.          Защита Отечества. Долг и обязанность. Зачем нужна регулярная армия? Военная служба. Готовить себя к исполнению военного  долга.          Что такое дисциплина. Дисциплина общеобязательная и специальная. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и  самовоспитание.          Виновен отвечай. Законопослушный человек. Противозаконно поведение. Закон наказывает нарушителя.          Кто охраняет закон. На страже закона. Суд осуществляет правосудие. Полиция на страже правопорядка. Тема 3.  Человек и экономика (14 часов). Экономика и её роль в жизни человека. Основные участники экономики.          Производство, производительность труда. Что и как производить.          Затраты, выручка. Прибыль.          Золотые руки работника. Слагаемые мастерства работника.          Каким бывает труд. Почему так необходимо в наше время повышение квалификации. Факторы влияющие на производительность  труда.          Заработная плата и стимулирование труда. Что такое трудовое денежное вознаграждение. Чем определяется его размер.  Взаимосвязь количества и качества труда.          Виды и формы бизнеса.           Обмен, торговля. Формы торговли и реклама. Деньги.  Появление деньг как всеобщего эквивалента. Основные виды денежных знаков. Деньги в прошлом и настоящем. Функции  деньг. Инфляция.          Экономика семьи. Понятие «бюджет». Семейный бюджет, реальные и номинальные  доходы семьи. Личное подсобное хозяйство. Тема 4. Человек и природа (6 часа).  Воздействие человека на природу.           Охранять природу – значит охранять жизнь.           Закон на страже природы Возможные темы проектов.  Возможен стенд, плакат, компьютерная презентация, учебное пособие, справочник, подборка материалов прессы и т.п. 1.  Знай свои права (пособие для подростка). 2.  Защита правопорядка. 3.  Молодой человек на рынке труда (Как найти достойную работу?). 4.  Бизнес (иллюстрированный словарь). 5.  Как работает современный рынок. 6.  Человек долга — кто он, каков он?  7. Многообразие юридических профессий 8. Как стать бизнесменом 9. Моя реклама 10. Растения и животные Красной книги Саратовской области Формы организации учебного процесса:  ● ● ●  коллективная;   групповая;   индивидуальная.  Уроки обществознания в большей мере дают возможность для формирования УУД. Проектирование, мини­исследование, анализ  материалов из СМИ позволяют приобрести главное – способность использовать «теорию» в качестве средства решения реальных  жизненных задач. Виды учебных занятий: урок, лекция, практическое занятие, игры­обсуждения. Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная  аттестация.,                                                           Календарно­тематическое планирование рабочей программы по обществознанию Класс   7 Количество часов: в неделю ___1_____ч. Учебно­методический комплекс :  Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ Боголюбов Л.Н. ,Иванова Л.Ф. – М.: Просвещение, 2015        Тема  раздела, урока Календарные  сроки Дата по плану Дата  проведения     у к д я р о п о п а к о р у р е м о Н       е л е д з а р в а к о р у р е м о Н   1 Мир вокруг меня. 2­3 1­2 Раздел 1. «Человек и закон»(13 часов) Что значит жить по правилам. 4­5 6 7­8 9­10 11 12 13 14 15­16 17­18 19­20 21­22 23­24 25­26 27 28 29 30­31 32 33 34 3­4 5 6­7 8­9 10 11 12 13 1­2 3­4 5­6 7­8 9­10 11­12 13 14 1 2­3 4 5 6 Права и обязанности граждан. Почему важно соблюдать законы. Защита Отечества. Что такое дисциплина. Виновен – отвечай. Контрольная работа по тексту администрации. Кто стоит на страже закона. Практикум по теме: «Регулирование поведения людей в обществе Раздел 2. Человек в экономических отношениях  (14 часов) Экономика и ее основные участники. Мастерство работника. пов.защита Отечества. Производство: затраты, выручка, прибыль.Пов. права и обязанности. Виды и формы бизнеса. Пов. права и обязанности. Обмен, торговля, реклама. пов.кто стоит на страже закона. Деньги и их функции Обмен, торговля, реклама. пов.кто стоит на страже закона Экономика семьи.пов.экономика. Практикум по теме: «Человек в экономических отношениях». Раздел 3. Человек и природа (6 часов) Воздействие человека на природу. Пов. права и обязанности. Охранять природу – значит охранять жизнь. Пов. права и обязанности. Закон на страже природы.пов.что такое дисциплина. Практикум по теме: «Человек и природа». Итоговое повторение ИНФОРМАЦИОННО­МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Учебно­методический комплект   Учебник Обществознание. 7 класс. ФГОС. под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, М: Просвещение, 2015   Рабочая  тетрадь Ивановой Л. Ф., Хотеенковой Я. В.  «Обществознание.  7  класс», М.: Просвещение, 2015 Дополнительная литература: 1 Ампилогова Е.В., Дякина И.А. История политических и правовых учений для студентов ВУЗов. Серия Шпаргалки. Ростов н/Д:  Феникс, 2010. – 160с. 2 Введение в обществознание: учебник для 8­9 кл. Общеобразовательных учреждений/Л.Н.Боголюбов. – М,:Просвещение, 2010. –  400сс. 3 Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»: 8­9 кл.: Пособие для учителя/Л.Н.Боголюбов, Н.Ю. Басик,  Н.И.Городецкая. – М,: Просвещение, 2009 – 173с. 4 Конституция Российской Федерации. – М.: «Мартин», 2005. – 48с. 5 Манько А.В. Российская государственность: атрибуты самодержавной власти. Исторические очерки. – М.: Школьная пресса,2009. – 96с. 6 Методика преподавания обществознания в школе. Учебник для студентов пед.вузов/под.ред Л.Н.Боголюбова, М.: Владос, 2010. –  304с. 7 Михайлов Г.Н. Шпаргалки по обществознанию. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2009. – 80с. 8 Рычков А.К., Яшин Б.Л., Философия: 100 вопросов – 100 ответов: учебное пособие для студентов ВУЗов – М,:Гуманитарное  издательство ВЛАДОС, 2009 – 128с.   Литература для учащихся: 1 Астахов П.А. Я и семья / П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 80с. 2 Астахов П.А. Я отдыхаю/ П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 96с. 3 Астахов П.А. Я и школа/ П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 96с. 4 Астахов П.А. Я и государство/ П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 80с. 5 Астахов П.А. Я и магазин/ П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 80с. 6 Астахов П.А. Я и дорога/ П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 128с. 7 Большая энциклопедия школьника./OXFORD/Изд­во РОСМЕН­ПРЕСС, 2006. 8 Семейный кодекс РФ. – М,: ТК Велби, Изд­во Проспект, 2007. – 64с. 9 Трудовой кодекс РФ. – М,: «Мартин», 2005. – 192с. 10 Уголовный кодекс РФ. Официальный текст, действующая редакция. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 192с. 11 Школьный словарь по обществознанию: Пособие для учащихся 10­11 кл/Ю.И.Аверьянов, Л.Н.Боголюбов – М,: Просвещение,  2009.­ 93с. 12 Энциклопедия для детей. Т13. Страны, народы, цивилизации/гл.ред. М.Аксёнова. – М.: Аванта, 2005 – 704с. 13 Энциклопедия для детей. Т6. Религии мира/гл.ред. М.Аксёнова. – М.: Аванта, 2005 – 704с. 14 Энциклопедия для детей. Т12. Россия: физическая и экономическая география/гл.ред. М.Аксёнова. – М.: Аванта, 2005 – 704с. Основные Интернет­ресурсы http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование»  ://   www  http   .  ru – российский общеобразовательный Портал  ://   www  http  http   ://   www  http://  www   .  edu   ­  collection    .  ru – сайт издательства «Просвещение»  .  standart    .  school    .  school    .  prosv    .  history    .  edu   .  edu   .  ru – предметный сайт издательства «Просвещение»  .  ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов   Дополнительные Интернет­ресурсы  .  ru   /  almanah  .  shtml ­ электронный альманах «Россия. XX век»    ru – сайт «Энциклопедия нашего детства», воспоминаниям о 1976­ 1982 гг.  .  info    ­ библиотека книг по истории и другим общественных наукам  _  Katalog  /  Name    .  php     ://   www   .  pravite          .      ru   – сайт­информация о главах Российского государства, правительства, компартии с 1917 г. по 2000 г.,     .  edu     .  ru   /  books  /  index    .  lib   ada   .  ru    ­ библиотека Ихтика по общественным и гуманитарным наукам   .  ru    – Левада­Центр изучения общественного мнения  .  ru   /  catalog  .  asp ­ коллекция исторических документов  ://   www   ://   www   ://   www   ://   www   .  shtml ­ историческая библиотека  .  idf       ://       www   ://   www   .76­82.    .  gumer  ://   www     .  historic    .  historydoc    .  ihtik    .  lev  hitp  http  http  http://www.hist.ru – исторический альманах «Лабиринт времен»  http  http  http  http  http://www.lib­history.info ­ историческая библиотека  http   li      .      narod материалы съездов КПСС http  http://www.vciom.ru – Всероссийский Центр изучения общественного мнения http  http  www   .  ru – биографии Героев Советского Союза и России  .  ru   /  subjects  .  html     ­ научная электронная библиотека   .  warheroes    .  patriotica    ://   www   .  ru – сайт «Архивы России»  /  stal    .  ru   /  defaultx  ://   www   :/  www   .  http     .  elibrary    .  rusarchives     – библиотека  думающего о России  inism   .  asp   ://   www

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для 7 класса

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для  7 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для 7 класса

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для  7 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для 7 класса

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для  7 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для 7 класса

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для  7 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для 7 класса

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для  7 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для 7 класса

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для  7 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для 7 класса

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для  7 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для 7 класса

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для  7 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для 7 класса

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для  7 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для 7 класса

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для  7 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для 7 класса

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для  7 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для 7 класса

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для  7 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для 7 класса

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для  7 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2018