Рабочая программа учебного предмета «Пропедевтического курса химия» для 7- класса, базового уровня ФГОС
Оценка 5

Рабочая программа учебного предмета «Пропедевтического курса химия» для 7- класса, базового уровня ФГОС

Оценка 5
Образовательные программы
docx
химия
7 кл
21.08.2019
Рабочая программа учебного предмета «Пропедевтического курса химия»  для 7- класса, базового уровня ФГОС
Программа построена на основе межпредметных связей,прежде всего ,с курсом физики, биологии,географии,математики,экологии.Программа включает пояснительную записку,цели и задачи изучения предмета,общую характеристику предмета, место предмета в учебном плане,формы организации учебного процесса и контроля, результаты изучения предмета, содержание программы, календарно-тематическое планирование,учебно-методические средства обучения. В результате пропедевтического курса химии ученик получит возможность научиться: использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни.
Рабочая программа.Пропедевтического курса химия 7 класс.docx
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Сафоново Смоленской области «Рассмотрена» «Согласована» Руководитель МО _____ /            / Протокол №____ от «___» ______ 2017г. Заместитель директора по УВР  МБОУ «СОШ №6» _____ /_                        / «___» ______ 2017г. «Утверждена» приказом директора школы МБОУ «СОШ №6» _____ /                 /  _________________________ № _______ от_________ Рабочая программа учебного предмета «Пропедевтического курса химия» для 7­ класса, базового уровня на 2019 – 2020 учебный год ( 1 час в неделю, за год  34 ч)                                                                                                                                                           Составила учитель:    Ефимова Е.В., учитель химии г. Сафоново 2017 г                                                    Рабочая программа по химии (7 класс) Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе следующих документов:  Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  Приказ   Министерства образования и науки Российской Федерации   № 1897 от   «Об   утверждении   федерального   государственного 17.12.2010   года   образовательного стандарта основного общего образования»;  Фундаментальное     ядро     содержания   общего   образования   (под   редакцией Кондакова А.М., Козлова В.В.) (раздел «Химия») М.: Просвещение, 2011 г;  Приказ     Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации,   от   31 декабря 2015 г №1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный стандарт основного общего образования»;  Письмо   Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации,   от   28 октября 2015 г №08­1786;    Примерная     программа   по   учебным   предметам   (Химия   7­9   класс),   М. :Просвещение, 2010 г;  Программа     «Курса   химии   для     8   –   11   классов   общеобразовательных учреждений» (авт. О. С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2010г);  Федеральный   перечень   учебников, (допущенных) Министерством   образования   к   использованию   в   образовательном   процессе   в образовательных   учреждениях,   реализующих   образовательные   программы общего образования (Приказ МОиН РФ № 253 от 31.03.2014 г., с изменениями от 08.06.2015 № 576)   рекомендованных    Санитарно­эпидемиологические     к   условиям   и   организации обучения   в   общеобразовательных   учреждениях   ­   СанПиН     2.4..2.2821­10 (утверждены Постановлением главного государственного санитарного врача РФ №   189   от   29.12.2010,   зарегистрированным   в   Минюсте   РФ   03.03.2011   г.   № 19993);   требования    Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ «СОШ № 6» г.Сафоново Смоленской области;  Основная образовательная   программа основного общего образования МБОУ «СОШ № 6» г. Сафоново Смоленской области;  Учебный план МБОУ «СОШ № 6» г.Сафоново Смоленской области;  Положение   о   порядке   разработки,   рассмотрения   и   утверждения   рабочих учебных программ, реализуемых в МБОУ «СОШ № 6» г.Сафоново Смоленской области. Рабочая   программа   углубленного   изучения   химии   состоит   из   2­х   частей: пропедевтического   курса     О.С.Габриеляна,   И.Г.Остроумова,   А.К.Ахлебинина   «Химия. Вводный курс» и  избранных вопросов основного курса химии О.С.Габриеляна «Химия­8».  Химия,   как   одна   из   основополагающих   областей   естествознания,   является неотъемлемой частью образования школьников. Каждый человек живет в мире веществ, поэтому   он   должен   иметь   основы   фундаментальных   знаний   по   химии   (химическая символика,   химические   понятия,   факты,   основные   законы   и   теории),   позволяющие выработать представления о составе веществ, их строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять. Изучая химию, учащиеся   узнают   о   материальном   единстве   всех   веществ   окружающего   мира, обусловленности   свойств   веществ   их   составом   и   строением,   познаваемости   и предсказуемости   химических   явлений.   Изучение   свойств   веществ   и   их   превращений способствует   развитию   логического   мышления,   а   практическая   работа   с   веществами (лабораторные   опыты)  –  трудолюбию,  аккуратности  и   собранности.  На  примере  химии учащиеся   получают   представления   о  методах   познания,  характерных   для   естественных наук (экспериментальном и теоретическом).  По   окончании   пропедевтического   курса   химии,   вводятся   темы   курса   химии   8­го класса,   (учебник   Габриелян   О.С.)­основы   классификации   и   номенклатуры   простых   и сложных веществ, первоначальные сведения об экологии воздуха. За основу первой части рабочей   программы   взята   авторская   программа   О.С.Габриеляна   и   И.Г.Остроумова   к пропедевтическому     курсу  «Химия.   Вводный   курс.   7   класс».   Предложенный   курс формирует устойчивый познавательный интерес к химии, готовит учащихся к изучению серьёзного учебного предмета, позволяет разгрузить, насколько это возможно, курс химии основной школы и отработать те предметные знания и умения, на которые не достаточно времени   в 8­9   классах (для проведения химического эксперимента, решения расчетных задач). В содержание   курса включены яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды из истории становления и развития химической науки. За основу второй части курса   химии   7­го   класса   взяты   вопросы   классификации   неорганических   веществ, номенклатуры и правил составления формул бинарных и сложных соединений из курса химии О.С.Габриеляна  для 8­9 классов общеобразовательных  учреждений.: М., «Дрофа», 2010 г. Цели и задачи  изучения предмета Цели изучения предмета: формирование у учащихся химической картины мира как органической части его  целостной естественнонаучной картины; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей  учащихся в процессе изучения ими химической науки и ее вклада в современный научно­ технический прогресс; формирование важнейших логических операций мышления (анализ, синтез, обобщение,  конкретизация, сравнение и др.) в процессе познания системы важнейших понятий, законов  и теорий о составе, строении и свойствах химических веществ; воспитание убежденности в том, что применение полученных знаний и умений по химии  является объективной необходимостью для безопасной работы с веществами и  материалами в быту и на производстве; проектирование и реализация выпускниками основной школы личной образовательной  траектории: выбор профиля обучения в старшей школе или профессионального  образовательного учреждения; овладение ключевыми компетенциями (учебно­познавательными, информационными,  ценностно­смысловыми, коммуникативными). Цели изучения основных разделов курса: № 1 2 3 4 Раздел Химия в центре естествознания Математика в химии Явления, происходящие с веществами Рассказы по химии Цели Актуализировать   химические   знания   учащихся,   полученные   на   уроках окружающего мира, биологии, географии, физики и других наук о природе, что позволит   в   дальнейшем   снизить   психологическую   нагрузку   на   обучающегося, связанного с введением нового предмета Отработать   расчетные   навыки   и   умения   при   решении   расчетных   задач   на нахождение   части   от   целого   (массовая   доля   элемента   в   сложном   веществе, массовая и объемная доля компонентов в смеси, доли примесей) Актуализировать знания обучающихся  о физических и химических процессах. Ознакомить   обучающихся   с   биографией   великих   химиков,   внесших   вклад     в 5 6 Классификация   и   номенклатура   простых веществ Классификация   и   номенклатура   сложных веществ.   Главные   вещества   в   жизни   человека: кислород и вода. развитие мировой науки, рассмотреть занимательные сведения из истории науки. Ознакомить   обучающихся   с   основной   химической   символикой   и   основами номенклатуры химических веществ. Расширить   и   углубить   знания   о   веществах,   обучить   основам   номенклатуры основных классов неорганических веществ. Формировать основы экологической культуры в процессе изучения состава воздуха и роли воды в жизни человека. Общая характеристика предмета В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных   проблем   человечества,   в   формировании   научной   картины   мира,   а   также   в воспитании экологической культуры людей. Особенности содержания обучения химии в основной школе обусловлены спецификой химии   как   науки   и   поставленными   задачами.   Основными   вопросами   химии   являются изучение   состава   и   строения   веществ,   зависимости   их   свойств   от   строения,   получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.  Химия   —   наука   экспериментальная.   Поэтому   в   7   классе   рассматриваются   такие важнейшие методологические понятия, как «эксперимент», «наблюдение», «измерение», «описание», «моделирование», «гипотеза», «вывод». Для   формирования   экспериментальных   умений   учащихся   в   программе предусмотрены несложные по технике выполнения эксперименты, лабораторные опыты и практические работы. Также этой цели способствует предусмотренный в курсе домашний эксперимент,   который   полностью   соответствует   требованиям   техники   безопасности   и обеспечивает   ушедшие   из   практики   обучения   химии   экспериментальные   работы лонгетюдного (продолжительного по времени) характера. Изучение предлагаемого курса предусматривает широкое использование активных форм и методов обучения: повышение роли самостоятельной работы учащихся в обучении (например, проведение домашнего химического эксперимента), в том числе подготовка сообщений   для   ученических   конференций,   защита   проектов,   обсуждение   результатов домашнего эксперимента. Рабочая   программа   предусматривает   развитие   таких   логических   операций   мыш­ ления, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, выдвижение и подтверждение или опровержение гипотез и т. д. Программа построена на основе межпредметных связей, прежде всего, с курсом физики, биологии, географии, математики, экологии. Место предмета в учебном плане На реализацию рабочей программы   изучения курса химии в 7 классе учебным планом  отводится 34 часа в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: ­ контрольных работ – 2; ­ практических работ – 6; Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках химии и учебно­методических  пособиях, созданных коллективом авторов под руководством О.С. Габриеляна. Преподавание химии в 7 классе рассчитано на использование учебника: Габриелян О.С.,  Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К. Химия. Вводный курс.7 класс./ М.:Дрофа, 2013. Данный учебник входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованный  (допущенный) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2017­2018 учебном году Формы организации учебного процесса и контроля: Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных  умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для пропедевтического курса химии являются: эксперимент,  измерения, опыты, наблюдения.  Контроль   за   результатами   обучения   осуществляется     через   использование   следующих методов:     стартовый,   текущий,   итоговый.   При   этом   используются     различные   формы контроля: практическая  работа, самостоятельная работа, тест, устный опрос, письменная контрольная работа, защита реферата. Текущий контроль осуществляется с помощью собеседования, тестирования, наблюдения в ходе практических работ. Тематический  контроль   осуществляется   по   завершении   темы   в   форме   контрольного тестирования или письменной контрольной работы.   Итоговый  контроль знаний учащихся предполагает тестирование (дифференцированное) по основным вопросам изученного материала. Для контроля деятельности учащихся предполагается использовать различные формы, в том   числе   проверку   результатов   домашнего   эксперимента   (обучающиеся   приносят выращенные кристаллы и т. д.); проведение краткой фронтальной беседы по выполнению и результатам   опытов   со   всеми   (или   с   отдельными)   учащимися;   проверку   письменных отчетов. Для   реализации   рабочей   программы     будут   использованы  образовательные технологии:      информационно­коммуникативные; интерактивные; практико­ориентированные; проектная деятельность;  Основные формы организации деятельности обучающихся на учебных занятиях:  классно­урочная;  лабораторные работы;  практические работы;  самостоятельная работа;  работа в парах и малых группах;  тестирование;  контрольные уроки. Важными формами деятельности учащихся являются:    работа   с   дополнительными   источниками   информации: энциклопедиями, справочниками,   словарями,   научно­популярной   литературой   и   глобальной   сетью Интернет; практическая деятельность учащихся по проведению эксперимента;  проектно­исследовательская деятельность. Критерии и нормы оценки знаний учащихся 1. Оценка устного ответа. Отметка «5» ­  ответ полный и правильный на основании изученных теорий; ­   материал   изложен   в   определенной   логической   последовательности,   литературным языком; ­  ответ самостоятельный. Отметка «4»; ­  ответ полный и правильный на сновании изученных теорий; ­ материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две­три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя. Отметка «З»: ­   ответ   полный,   но   при   этом   допущена   существенная   ошибка   или   ответ   неполный, несвязный. Отметка «2»: ­   при   ответе   обнаружено   непонимание   учащимся   основного   содержания   учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя,   отсутствие ответа. 2. Оценка экспериментальных умений. ­ Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.  Отметка «5»: ­ работа выполнена полностью и правильно,  сделаны правильные наблюдения и выводы; ­ эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; ­ проявлены организационно ­ трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы). Отметка «4»: ­ работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием. Отметка «3»: ­   работа   выполнена   правильно   не   менее   чем   наполовину   или   допущена   существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя. Отметка «2»: ­ допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя; ­ работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения. 3. Оценка умений решать расчетные задачи. Отметка «5»: ­   в   логическом   рассуждении   и   решении   нет   ошибок,   задача   решена   рациональным способом; Отметка «4»: ­   в   логическом   рассуждении   и   решения   нет   существенных   ошибок,   но   задача   решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок. Отметка «3»: ­ в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах. Отметка «2»: ­ имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении. ­ отсутствие ответа на задание. 4. Оценка письменных контрольных работ.  Отметка «5»: ­ ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка. Отметка «4»: ­ ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок. Отметка «3»: ­ работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две­три несущественные. Отметка «2»: ­   работа   выполнена   меньше     чем   наполовину   или   содержит   несколько   существенных ошибок. ­  работа не выполнена. При   оценке   выполнения   письменной   контрольной   работы   необходимо   учитывать требования единого орфографического режима. 5.Оценка тестовых работ.     Тесты,   состоящие   из   пяти   вопросов   можно   использовать   после   изучения   каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.  При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов  • нет ошибок — оценка «5»; • одна ошибка — оценка «4»; • две ошибки — оценка «З»; • три ошибки — оценка «2».  Для теста из 30 вопросов:  • 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;  • 19—24 правильных ответов — оценка «4»;  • 13—18 правильных ответов — оценка «З»;  • меньше 12 правильных ответов — оценка «2». 6. Оценка реферата. Реферат оценивается по следующим критериям: • соблюдение требований к его оформлению; • необходимость и  достаточность  для  раскрытия  темы  приведенной  в  тексте  реферата информации; • умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате; • способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них. Результаты  изучения химии в 7 классе:   учащиеся   начинают   овладевать   теоретическим, Содержание курса выстроено с учётом психолого­педагогических принципов, возрастных особенностей школьников. В подростковом возрасте происходит развитие познавательной сферы,   учебная   деятельность   приобретает   черты   деятельности   по   самоорганизации   и самообразованию,   формальным, рефлексивным   мышлением.   На   первый   план   у   подростков   выдвигается   формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных,   познавательных   качеств   личности.   На   этапе   основного   общего образования   происходит   включение   обучаемых   в   проектную   и   исследовательскую деятельность,   основу   которой   составляют   такие   учебные   действия   как   умение   видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Предметными результатами освоения программы по химии являются:  использовать при характеристике веществ понятия: «атом», «молекула»,  «химический элемент», «химический знак, или символ», «вещество», «простое вещество», «сложное вещество», «свойства веществ», «химические явления»,  «физические явления», «коэффициенты», «индексы», «относительная атомная  масса», «относительная молекулярная масса», «массовая доля элемента»; знать:  предметы изучения естественнонаучных дисциплин, в том числе химии; химические  символы: Al, Ag, C, Ca, Cl, Cu, Fe, H, K, N, Mg, Na, O, P, S, Si, Zn, их названия и  произношение; классифицировать вещества по составу на простые и сложные;   различать: тела и вещества; химический элемент и простое вещество;  описывать: формы существования химических элементов (свободные атомы,  простые вещества, сложные вещества); табличную форму Периодической системы  химических элементов; положение элемента в таблице Д. И. Менделеева, используя  понятия «период», «группа», «главная подгруппа», «побочная подгруппа»; свойства веществ (твердых, жидких, газообразных); объяснять сущность химических явлений (с точки зрения атомно­молекулярного  учения) и их принципиальное отличие от физических явлений; характеризовать: основные методы изучения естественных дисциплин  (наблюдение, эксперимент, моделирование); вещество по его химической формуле  согласно плану: качественный состав, тип вещества (простое или сложное),  количественный состав, относительная молекулярная масса, соотношение масс  элементов в веществе, массовые доли элементов в веществе (для сложных веществ);  роль химии (положительную и отрицательную) в жизни человека, аргументировать  свое отношение к этой проблеме; вычислять относительную молекулярную массу вещества и массовую долю  химического элемента в соединениях;     проводить наблюдения свойств веществ и явлений, происходящих с веществами;  соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и  лабораторных опытов. • характеризовать качественный и количественный состав  вещества по его формуле, вычислять относительную молекулярную массу вещества; • составлять формулы неорганических веществ по их названиям • выполнять химический эксперимент по распознаванию некоторых веществ; расчеты по нахождению доли вещества в растворе, элемента в веществе; • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно­популярных изданий, компьютерных баз данных, интернет­ресурсов). В результате изучения пропедевтического курса химии ученик получит возможность научиться: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью: • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; • экологически грамотного поведения в окружающей среде; •   безопасного   обращения   с   горючими   и   токсичными   веществами,   лабораторным оборудованием; • приготовления растворов заданной концентрации в быту. Содержание программы «Химия. Вводный курс» (34 ч, 1 ч в неделю) Раздел 1. «Химия в центре естествознания» (11 ч.)  Химия – часть естествознания. Взаимоотношения человека и окружающего мира. Предмет  химии. Физические тела и вещества.Свойства веществ. Применение веществ на основе их  свойств. Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза. Эксперимент. Вывод. Строение пламени. Лаборатория и оборудование. Модель, моделирование. Особенности моделирования в географии, физике,  биологии. Модели в биологии. Муляжи. Модели в физике. Электрофорная машина.  Географические модели. Химические модели: предметные (модели атома, молекул,  химических и промышленных производств), знаковые, или символьные (символы  элементов, формулы веществ, уравнения реакций). Химический элемент. Химические  знаки. Их обозначение, произношение. Химические формулы веществ. Простые и сложные  вещества. Индексы и коэффициенты. Качественный и количественный состав вещества.  Универсальный характер положений молекулярно­кинетической теории. Понятия «атом»,  «молекула», «ион». Строение вещества. Кристаллическое состояние вещества.  Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение. Вещества  молекулярного и немолекулярного строения. Понятие об агрегатном состоянии вещества.  Физические и химические явления. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Аморфные  вещества. Строение Земли: ядро, мантия, кора. Литосфера. Минералы и горные породы.  Магматические и осадочные (неорганические и органические, в том числе и горючие)  породы. Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и  органические (белки, жиры, углеводы, витамины) вещества. Биологическая роль воды в  живой клетке. Фотосинтез. Хлорофилл. Биологическое значение жиров, белков, эфирных  масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов. Качественные реакции.  Распознавание веществ с помощью качественных реакций. Аналитический сигнал.  Определяемое вещество и реактив на него. Демонстрации: 1. Коллекция различных предметов или фотографий предметов из алюминия для  иллюстрации идеи «свойства — применение». 2. Учебное оборудование, используемое на уроках физики, биологии, географии и  химии. 3. Электрофорная машина в действии. Географические модели (глобус, карта).  Биологические модели (муляжи органов и систем органов растений, животных и  человека). Физические и химические модели атомов, молекул веществ и  кристаллических решеток. 4. Объемные и шаростержневые модели воды, углекислого и сернистого газов, метана. 5. Образцы твердых веществ кристаллического строения. Модели кристаллических  решеток. 6. Вода в трех агрегатных состояниях. Коллекция кристаллических и аморфных  веществ и изделий из них. 7. Коллекция минералов (лазурит, корунд, халькопирит, флюорит, галит). 8. Коллекция горных пород (гранит, различные формы кальцита — мел, мрамор,  известняк). 9. Коллекция горючих ископаемых (нефть, каменный уголь, сланцы, торф). Демонстрационные эксперименты 1. Научное наблюдение и его описание. Изучение строения пламени. 2. Спиртовая экстракция хлорофилла из зеленых листьев растений. 3. «Переливание» углекислого газа в стакан на уравновешенных весах. 4. Качественная реакция на кислород. 5. Качественная реакция на углекислый газ. Лабораторные работы: 1. Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта как процесс диффузии. 2. Наблюдение броуновского движения частичек черной туши под микроскопом. 3. Диффузия перманганата калия в желатине. 4. Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корочке. 5. Изучение гранита с помощью увеличительного стекла. 6. Определение содержания воды в растении. 7. Обнаружение масла в семенах подсолнечника и грецкого ореха. 8. Обнаружение крахмала в пшеничной муке. 9. Взаимодействие аскорбиновой кислоты с иодом (определение витамина С в  различных соках). 10. Продувание выдыхаемого воздуха через известковую воду. 11. Обнаружение известковой воды среди различных веществ. Практические работы: 1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности. 2. Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки. Раздел 2. Математика в химии (9 ч) Относительная атомная масса элемента. Молекулярная масса. Определение относительной атомной массы химических элементов по таблице Д. И. Менделеева. Нахождение  относительной молекулярной массы по формуле вещества как суммы относительных  атомных масс, составляющих вещество химических элементов. Понятие о массовой доле  химического элемента (w) в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества.  Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов  (для двухчасового изучения курса).Чистые вещества. Смеси. Гетерогенные и гомогенные  смеси. Газообразные (воздух, природный газ), жидкие (нефть), твердые смеси (горные  породы, кулинарные смеси и синтетические моющие средства).Определение объемной доли газа ( ) в смеси. Состав атмосферного воздуха и природного газа. Расчет объема доли газа  в смеси по его объему и наоборот. Понятие о ПДК. Массовая доля вещества (w) в  растворе. Концентрация. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы  растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного  вещества.Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси (w) в образце  исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы основного вещества по массе  вещества, содержащего определенную массовую долю примесей. Демонстрации: ϕ 1. Коллекция различных видов мрамора и изделий из него. 2. Смесь речного и сахарного песка и их разделение. 3. Коллекция нефти и нефтепродуктов. 4. Коллекция бытовых смесей. 5. Диаграмма состава атмосферного воздуха. 6. Диаграмма состава природного газа. 7. Коллекция «Минералы и горные породы». Практические работы 1. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества. Раздел 3. Явления, происходящие с веществами (11ч) Способы разделения смесей и очистка веществ. Некоторые простейшие способы  разделения смесей: просеивание, разделение смесей порошков железа и серы, отстаивание,  декантация, центрифугирование, разделение с помощью делительной воронки,  фильтрование. Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Понятие о  фильтрате. Адсорбция. Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как  важнейший адсорбент. Устройство противогаза. Способы очистки воды. Дистилляция  (перегонка) как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и  области ее применения. Кристаллизация или выпаривание. Кристаллизация и выпаривание  в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания) и природе.  Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха. Химические реакции как процесс превращения одних веществ в другие. Условия протекания и  прекращения химических реакций. Соприкосновение (контакт) веществ, нагревание.  Катализатор. Ингибитор. Управление реакциями горения. Признаки химических реакций:  изменение цвета, образование осадка, растворение полученного осадка, выделение газа,  появление запаха, выделение или поглощение теплоты. Демонстрации 1. Фильтр Шотта. Воронка Бюхнера. Установка для фильтрования под вакуумом. 2. Респираторные маски и марлевые повязки. 3. Противогаз и его устройство. 4. Коллекция «Нефть и нефтепродукты». Демонстрационные эксперименты 1. Разделение смеси порошка серы и железных опилок. 2. Разделение смеси порошка серы и песка. 3. Разделение смеси воды и растительного масла с помощью делительной воронки. 4. Получение дистиллированной воды с помощью лабораторной установки для  перегонки жидкостей. 5. Разделение смеси перманганата и дихромата калия способом кристаллизации. 6. Взаимодействие железных опилок и порошка серы при нагревании. 7. Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с кислотой и обнаружение  его с помощью известковой воды. 8. Каталитическое разложение пероксида водорода (катализатор – диоксид марганца  (IV)). 9. Обнаружение раствора щелочи с помощью индикатора. 10. Взаимодействие раствора перманганата калия и раствора дихромата калия с  раствором сульфита натрия. 11. Взаимодействие раствора перманганата калия с аскорбиновой кислотой. 12. Взаимодействие хлорида железа с желтой кровяной солью и гидроксидом натрия. 13. Взаимодействие гидроксида железа (III) с раствором соляной кислоты. Лабораторные работы: 1. Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ. 2. Изучение устройства зажигалки и пламени. Практические работы: 1. Выращивание кристаллов соли (домашний эксперимент). 2. Очистка поваренной соли. 3. Изучение процесса коррозии железа. Раздел 4. Рассказы по химии (3 ч) Выдающиеся русские ученые­химики. История химических веществ (открытие, получение  и значение).Изучение химических реакций. Тематическое планирование Количество часов по планированию № Название темы Количество часов 1 Химия в центре естествознания 2 Математика в химии 11 9 11 9 ­ 1 уроки контрольные работы лабораторные работы и т.д. 2 1 3 4 Явления, происходящие с  веществами Рассказы по химии 11 3 11 3 1 ­ 3 ­  КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН       ХИМИЯ. ВВОДНЫЙ КУРС. 7 КЛАСС. № Тема урока Дата проведения по план у  фактически 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Химия как часть естествознания. Предмет химии. . Методы изучения естествознания. Практическая работа № 1«Знакомство с лабораторным  оборудованием. Правила техники безопасности при работе в  химическом кабинете». Практическая работа № 2«Наблюдение за горящей свечей.  Устройство спиртовки. Правила работы с нагревательными  приборами». Моделирование Химическая символика. Химия и физика. Универсальный характер положений  молекулярно­кинетической теории. Химия и физика. Агрегатные состояния вещества. Химия и география. Химия и биология. Качественные реакции в химии. Относительные атомная и молекулярная массы 13 Массовая доля химического элемента в сложном веществе. 14 Чистые вещества и смеси. 15 Объемная доля компонента газовой смеси. 16 Массовая доля вещества в растворе. 17 Практическая работа №3. «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества». 18 Массовая доля примесей. 19 Решение задач и упражнений по теме«Математические  расчеты в химии» 20 Контрольная работа №1«Математические расчеты в химии» 21 22 23 24 Разделение смесей. Фильтрование. Адсорбция. Дистилляция. 25 Практическая работа № 4«Разделение смесей» 26 Практическая работа №5«Очистка поваренной соли». 27 28 Химические реакции. Признаки химических реакций. 29 Практическая работа № 6«Коррозия металлов» 30 Обобщение и актуализация знаний по теме«Явления,  происходящие с веществами» 31 Контрольная работа №2 по теме «Явления, происходящие с  веществами». 32 Выдающиеся русские ученые­химики. 33 Мое любимое химическое вещество. 34 Исследования в области химических реакций. Учебно – методические средства обучения. Основная литература:  Габриелян  О. С., Остроумов И. Г., Ахлебинин А. К.  «Химия. Вводный курс. 7  класс» .­  учебное пособие для учащихся. ­ М.: Дрофа, 2010 г.  Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия: Методическое пособие к  пропедевтическому курсу «Химия. Вводный курс. 7 класс». ­ М.: Дрофа, 2010 г.  (программа, тематическое планирование, рекомендации).  Габриелян  О. С.«Химия. 8 класс»­ учебник для общеобразовательных  учреждений.­М.Дрофа, 2014 г Дополнительная литература: 1. Аликберова Л. Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей.  — М.: АСТ­ПРЕСС, 1999. 2. Аликберова Л. Ю., Рукк Н. С. Полезная химия: задачи и истории. — М.: Дрофа, 2005. 3. Булычева Н. В. В мире колб, или Потомство одного пузыря. // Химия в школе. — 1997.  — № 3. — с. 70 —72. 4. Гуревич А. Е., Исаев Д. А., Понтак Л. С. Физика. Химия. 5—6 кл. Методическое  пособие. — М.: Дрофа, 1995. 5. Загорский В. В. Огни  потешные.  Фейерверк:  история, теория, практика. — М.: Школа  им. А. Н. Колмогорова «Самообразование», 2000. 6. Занимательные опыты с веществами вокруг нас: иллюстрированное пособие для  школьников, изучающих естествознание, химию, экологию/Авт. Н. В. Груздева, В. Н.  Лав­рова, А. Г. Mypaвьев.­ СПб.: Крисмас, 2003. 7. Краузер Б., Фримантл М. ­ Химия. Лабораторный  практикум. — М.: Химия,  1995. 8. Кузнецова Н. Е., Шаталов М. А. Обучение на основе межпредметной  интеграции. 8—9 кл. – М.: Вентана­Граф, 2005. 10.Химия и общество: Пер. с англ. — М.: Мир, 1995. 11.Химия.   Интересные  уроки:   / Авт.­сост. В. Н. Головнер. – М.: НЦЭНАС, 2005. 12.Штремплер Г. И.,  Пичугина Г. А. Дидактическиеигры при обучении химии. —  М.: Дрофа, 2004. 13.В. А. Крицман. Книга для чтения по неорганической химии:, М., Просвещение, 2003 г 14.Химия в таблицах: А. Е. Насонова, М., Дрофа, 2004 г 15.Химия в формулах: В. Г. Иванов, О. Н. Гева. Дрофа, 2004 г 16.111 вопросов по химии для всех: П. Бенеш, В. Пумпр, М., Просвещение, 1994 г 17. Что мы знаем о химии?: Ю. Н. Кукушкин, М., Высшая школа, 1993 г 18.Проектная деятельность уч­ся. Химия.: Н. В. Ширшина, Волгоград,  Учитель,2007 г Интернет­ресурсы: http://him.1september.ru/ http://www.openclass.ru/ http://pedsovet.su/ http://www.zavuch.info/ http://www.uroki.net/ http://www.rusedu.ru/subcat http://ru.wikipedia.org/wiki/ http://window.edu.ru/ http://festival.1september.ru/ http://www.uchportal.ru/

Рабочая программа учебного предмета «Пропедевтического курса химия» для 7- класса, базового уровня ФГОС

Рабочая программа учебного предмета «Пропедевтического курса химия»  для 7- класса, базового уровня ФГОС

Рабочая программа учебного предмета «Пропедевтического курса химия» для 7- класса, базового уровня ФГОС

Рабочая программа учебного предмета «Пропедевтического курса химия»  для 7- класса, базового уровня ФГОС

Рабочая программа учебного предмета «Пропедевтического курса химия» для 7- класса, базового уровня ФГОС

Рабочая программа учебного предмета «Пропедевтического курса химия»  для 7- класса, базового уровня ФГОС

Рабочая программа учебного предмета «Пропедевтического курса химия» для 7- класса, базового уровня ФГОС

Рабочая программа учебного предмета «Пропедевтического курса химия»  для 7- класса, базового уровня ФГОС

Рабочая программа учебного предмета «Пропедевтического курса химия» для 7- класса, базового уровня ФГОС

Рабочая программа учебного предмета «Пропедевтического курса химия»  для 7- класса, базового уровня ФГОС

Рабочая программа учебного предмета «Пропедевтического курса химия» для 7- класса, базового уровня ФГОС

Рабочая программа учебного предмета «Пропедевтического курса химия»  для 7- класса, базового уровня ФГОС

Рабочая программа учебного предмета «Пропедевтического курса химия» для 7- класса, базового уровня ФГОС

Рабочая программа учебного предмета «Пропедевтического курса химия»  для 7- класса, базового уровня ФГОС

Рабочая программа учебного предмета «Пропедевтического курса химия» для 7- класса, базового уровня ФГОС

Рабочая программа учебного предмета «Пропедевтического курса химия»  для 7- класса, базового уровня ФГОС

Рабочая программа учебного предмета «Пропедевтического курса химия» для 7- класса, базового уровня ФГОС

Рабочая программа учебного предмета «Пропедевтического курса химия»  для 7- класса, базового уровня ФГОС

Рабочая программа учебного предмета «Пропедевтического курса химия» для 7- класса, базового уровня ФГОС

Рабочая программа учебного предмета «Пропедевтического курса химия»  для 7- класса, базового уровня ФГОС

Рабочая программа учебного предмета «Пропедевтического курса химия» для 7- класса, базового уровня ФГОС

Рабочая программа учебного предмета «Пропедевтического курса химия»  для 7- класса, базового уровня ФГОС

Рабочая программа учебного предмета «Пропедевтического курса химия» для 7- класса, базового уровня ФГОС

Рабочая программа учебного предмета «Пропедевтического курса химия»  для 7- класса, базового уровня ФГОС

Рабочая программа учебного предмета «Пропедевтического курса химия» для 7- класса, базового уровня ФГОС

Рабочая программа учебного предмета «Пропедевтического курса химия»  для 7- класса, базового уровня ФГОС

Рабочая программа учебного предмета «Пропедевтического курса химия» для 7- класса, базового уровня ФГОС

Рабочая программа учебного предмета «Пропедевтического курса химия»  для 7- класса, базового уровня ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.08.2019