Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 2 класс
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
русский язык
2 кл
24.11.2018
Рабочая программа составлена на основании примерной программы начального общего образования по русскому языку, ориентируясь на программу В.П. Канакина. «Русский язык» в соответствии со стандартом начального общего образования по русскому языку. Во 2 классе на уроки русского языка отводится 175 часов (5 часов в неделю, 35 учебных недель).
RUSSKIJ_YaZYK__1.docx
I.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании примерной программы начального общего образования по русскому языку, ориентируясь на
программу В.П. Канакина. «Русский язык», Москва «Просвещение» 2011г. В соответствии со стандартом начального общего образования по русскому
языку (приказ Минобрнауки РФ от 6.10.2009 №373).
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской
идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовнонравственном
развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является
для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих
способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство
отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды —
отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития,
обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаковосимволического восприятия и
логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также
навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
II.
Общая характеристика учебного предмета (курса)
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств; — развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике,
орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять
несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоциональноценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и
чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и
синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая
структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное
возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с
учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение
орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки,
определяющие культурный уровень учащихся. Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном
средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка
межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах,
средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов
речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно
воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные
высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к
формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений,
взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической,
словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе
языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв
осуществляется на основе формирования символикомоделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его
лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических
структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование
и развитие коммуникативноречевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение
речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу
(изложение), собственных текстов разного типа (текстповествование, текстописание, текстрассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и
ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.),
развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие
умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На
синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения,
орфографические и речевые навыки. Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике
способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении
мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора
лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и
обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетикографических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое
представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических.
Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения
анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных,
логических и познавательных (символикомоделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность
умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым
правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым
единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что,
несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета
изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка
формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться
лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок,
таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также
создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих
работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс.
Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей,
формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом,
совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию. III. Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане
Во 2 классе на уроки русского языка отводится 175 часов (5 часов в неделю, 35 учебных недель).
IV.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной
принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур
и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей. 9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаковосимволических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации
информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою,
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. 11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с
содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в
соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения;
осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции
человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических,
пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для
успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил
постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных,
практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании
(морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; 9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы
адекватно ситуации речевого общения.
№ Наименование разделов, тем Колво
часов
IV. Содержание курса
В том числе из них
Диктант
Изложение
Сл. диктант
Списывание
Сочинение
1 Наша речь
2
Текст
3 Предложение
4 Слова, слова, слова…
5
Звуки и буквы
6 Части речи
7
8
Повторение
Резерв
3
4
12
18
59
58
16
5
1
1
1
5
3
1
3
2
1
2
4
4
2
1
1
1
1
1
2 VI. Календарнотематическое планирование Тип
урока
Планируемые результаты
Виды и формы
деятельности
ИКТ.
ТСО.
Наглядно
сть
Вид контроля
№
Дата
факт/
план
1
2.09/
Тема урока
Наша речь.
Знакомство с
учебником. Какая
бывает речь?
Кол
во
часо
в
3
1
УФНЗ Личностные:
2
5.09/
Что можно узнать о
человеке по его
речи?
1
УЗСЗ
проявлять уважение к языкам других
народов.
Регулятивные:
действовать по намеченному плану, а
также по инструкциям, содержащимся
в речи учителя, учебника;
Коммуникативные:
сотрудничать с одноклассниками при
выполнении учебной задачи
Познавательные:
действовать по намеченному плану, а
также по инструкциям, находить
информацию (текстовую,
графическую, изобразительную) в
учебнике, анализировать ее
содержание.
УЗСЗ
УЗСЗ Личностные:
соблюдать в речи правила речевого
этикета.
Регулятивные:
умение сравнивать и группировать
предложения по их признакам.
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учётом речевых
ситуаций
Познавательные:
отвечать на вопросы учителя, самим
задавать вопросы, находить в учебнике
нужную информацию
УЗСЗ
УЗСЗ
УКЗУ
Н
Наблюдение,
Беседа, ответы
на вопросы.
Чтение, письмо
Наблюдение,
Беседа, ответы
на вопросы.
Чтение, письмо
Наблюдение,
Беседа, ответы
на вопросы.
Чтение, письмо
Наблюдение,
Беседа, ответы
на вопросы.
Чтение, письмо
Наблюдение,
Беседа, ответы
на вопросы.
Чтение, письмо
Наблюдение,
Беседа, ответы
на вопросы.
Чтение, письмо
Эл.
приложен
ие
Фронтальный
опрос
Эл.
приложен
ие
Фронтальный
опрос
Эл.
приложен
ие
Фронтальный
опрос
Эл.
приложен
ие
Эл.
приложен
ие
Эл.
приложен
ие
Индивид. опрос
Фронтальный
опрос
Фронтальный
опрос
Контрольное
списывание.
3
4
5
6
7
6.09/
Диалог и монолог.
Текст
7.09/
Текст.
8.09/
Тема и главная
мысль текста.
9.09/
Части текст
12.09/
Контрольное
списывание.
1
4
1
1
1
1
Предложение
12 VII. УМК
Горецкий В.Г. Канакина В.П. Русский язык. Рабочие программы.14 классы.
Учебник: Канакина В.П. Русский язык. 2 класс, 2 части
Рабочая тетрадь: Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2класс.
Методические пособия для учителя: Канакина В.П. Русский язык. Методическое пособие. 2 класс.
Электронное приложение для 2 класса.
Компьютер, проектор.
Учебник и тетрадь по предмету включен в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования на 2016/17 учебный год (приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014г. №253, зарегистрирован Министерством
юстиции РФ 18 октября 2013 г., № 30213)
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 2 класс
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 2 класс
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 2 класс
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 2 класс
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 2 класс
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 2 класс
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 2 класс
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 2 класс
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 2 класс
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 2 класс
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 2 класс
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.