РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО) 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) укрупненной группы профессий по направлению подготовки 150000 Машиностроениепрограмма
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных
образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального
образования (далее СПО) 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки
(наплавки) укрупненной группы профессий по направлению подготовки 150000
Машиностроение.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. условия реализации учебной дисциплины
1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины ..
5
7
12
13
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 07 Безопасность жизнедеятельности
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным
государственным стандартом (ФГОС) по профессии среднего профессионального образования
(СПО) 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки ( наплавки), на базе
основного общего образования, срок обучения 2г. 10 мес. (по профессиональному стандарту
сварщик ручной дуговой сварки покрытым электродом; сварщик частичной механизированнойсварки (наплавки); газосварщик), в части освоения основного вида профессиональной
деятельности (ВПД)
1.2 место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от
негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного
вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массово
поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы
на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной
деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития
событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных
явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе
национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной
деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массово поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасно поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в
добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на
вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военноучетные
специальности, родственные профессиям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении
обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося__60__часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __40_ часов;
самостоятельной работы обучающегося __20__ часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
Контрольная работа
практические занятия
дифференцированный зачет
60
40
3
28
1Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
индивидуальное проектное задание
Итоговая аттестация в форме тестирования.
20
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Безопасность жизнедеятельности__
Наименование
разделов и тем
1
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
2
Тема 1.
Содержание учебного материала
«Безопасность и
защита человека от
опасностей в
профессиональной
деятельности и
быту»
1 Основные цели и задачи учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Основные
термины и определения. Роль дисциплины в процессе освоения основной профессиональной
деятельности.
Охрана труда как безопасность жизнедеятельности на производстве. Производственный травматизм
на предприятиях общественного питания. Основы электро и пожаробезопасности. Первичные
средства пожаротушения. Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при
пожарах.
3 Идентификация, классификация и номенклатура опасностей в профессиональной деятельности и
быту. Основы защиты человека от физических (шума и вибрации, механических опасностей,
электромагнитных полей, ионизирующего излучения), химических и биологических негативных
факторов. Обеспечение микроклимата на рабочем месте (освещение, вентиляция и
кондиционирование воздуха). Профилактические меры для снижения уровня опасностей различного
вида и их последствий на предприятиях общественного питания и быту.
Лабораторные работы
Практические занятия
Приобретение навыков эксплуатации безопасной работы с механическим оборудованием.Организационная структура обеспечения электробезопасности на предприятиях. Изучение правил
электробезопасности, приобретение навыков эксплуатации безопасной работы с электрическим
оборудованием.
Изучение правил пожаробезопасности, приобретение навыков эксплуатации первичных средств
пожаротушения.
Тактика тушения пожара. Спасание и эвакуация пострадавших.
Изучение методов определения параметров микроклимата на рабочем месте (температура, влажность,
освещение, скорость движения воздуха).
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к
параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя,
оформление работ, отчетов и подготовка к их защите.
Индивидуальное проектное задание «Негативные факторы производственной среды», используя
интернетресурс
Тема 2.
Содержание учебного материала
«Безопасность и
защита человека в
чрезвычайных
ситуациях»
1 Классификация опасных и чрезвычайных ситуаций. Основные термины и определения.
Прогнозирование обстановки при чрезвычайных ситуациях.
Чрезвычайные ситуации природного характера. Основные тенденции развития опасных природных
явлений. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера. Действия населения при
чрезвычайных ситуациях.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них.
2 Чрезвычайные ситуации военного времени и защита населения от них. Характеристика современных
видов оружия и факторов их поражения. Способы защиты населения от оружия массового
поражения.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Гражданская оборона населения. Задачи и основные мероприятия.
Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики и производственных комплексов в
чрезвычайных ситуациях.
Лабораторные работы
Практическое занятиеОрганизация защиты и жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях природного и
техногенного характера.
Организация защиты и жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях военного времени.
Применение индивидуальных средств защиты от ОМП.
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к
параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя,
оформление работ, отчетов и подготовка к их защите.
Индивидуальное проектное задание «Устойчивость функционирования объектов экономики и
технических систем в ЧС», используя интернетресурс
Тема 3.
Содержание учебного материала
«Основы обороны
государства и
воинская
обязанность»
1 Национальная безопасность РФ. Основы обороны государства. История и предназначение
Вооруженных Сил. Вооружение и боевая техника Российской армии и флота. Боевые традиции и
символы воинской службы.
Воинская обязанность, понятие и содержание. Порядок прохождения военной службы. Назначение
на воинские должности. Воинские уставы. Виды воинской деятельности и их особенности. Основные
элементы воинской деятельности и их предназначение. Особенности воинской деятельности в
различных видах Вооруженных Сил и родах войск. Общие требования воинской деятельности к
военнослужащему.
Статус военнослужащего. Основные элементы воинской деятельности и их предназначение.
Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск.
Лабораторные работы
Практическое занятие
Стрельба из пневматической винтовки
Сборка и разборка автоматаКонтрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к
параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя,
оформление работ, отчетов и подготовка к их защите.
Индивидуальное проектное задание «Устойчивость функционирования объектов экономики и
технических систем в ЧС», используя интернетресурс
Тема 4.
Содержание учебного материала
«Основы
медицинских
знаний «
1.Порядок и правила оказания первой помощи при ранениях, кровотечениях, различных травмах,
обморожении и тепловых ударах, поражении эл. током, реанимационные мероприятия
Практическое занятие
Оценка состояния пострадавшего и первичные реанимационные меры.
Искусственное дыхание и закрытый массаж сердца.
Помощь при ушибах, вывихах, переломах конечностей и кровотечениях из ран.
Помощь при травмах головы, синдромах сдавливания, переломах позвоночника, внутренних
кровотечениях.
Помощь при ожогах, обморожениях, замерзании, тепловых и солнечных ударах и при отравлениях.
Приемы спасения утопающих и первая медицинская помощь при утоплении, при потере сознания и
поражении электрическим током.
Дифференцированный зачет
Самостоятельная работа обучающихся
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к
параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя,
оформление работ, отчетов и подготовка к их защите.
Индивидуальное проектное задание «Первичные реанимационные меры для спасения пострадавших»,
используя интернетресурс
3. Условия реализации учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материальнотехническому обеспечению
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебнонаглядных пособий по предмету;
плакаты, таблицы, схемы
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернетресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1.В.Ю. Микрюков. Безопасность жизнедеятельности. М.: ФОРУМ, 2016/25 экз., в том числе по 1
экз. на студента.
2.Безопасность жизнедеятельности/ под ред. Э.А.Аристамов. – Макадемця 2014», /25 экз., в том
числе по 1 экз. на студента.
3.Т.А.Хван, П.А.Хван. Основы безопасности жизнедеятельности. Ростов н/Д: Феникс, 2013/25
экз., в том числе по 1 экз. на студента.
4.Глыбочко П.В. Первая медицинская помощь,2013/25 экз., в том числе по 1 экз. на студента.
Дополнительные источники:
1.Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности:
Практикум , 2015/3 экз.
Интернетресурсы (на 12.10.2015г)
http://www.01.ru Российская и зарубежная пожарная охрана
http://www.fire.mchs.gov.ru Пожарная безопасность в Р.Ф
http://uzchs.spbstu.ru Защита в чрезвычайных ситуациях
* издание не переиздавалось
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем
в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Умения:
организовывать и проводить
мероприятия по защите работающих
и населения от негативных
воздействий чрезвычайных ситуаций;
Оценивание выполнения практических
занятий «Изучение источников механических
опасностей» к теме №1
использовать средства
индивидуальной и коллективной
защиты от оружия массового
поражения;
применять первичные средства
пожаротушения;
применять профессиональные
знания в ходе исполнения
обязанностей военной службы на
воинских должностях в соответствии
с полученной профессией;
владеть способами бесконфликтного
общения и саморегуляции в
повседневной деятельности и
экстремальных условиях военной
службы;
оказывать первую помощь
пострадавшим;
Оценивание выполнения практических
занятий «Применение индивидуальных
средств защиты от ОМП»
Оценивание выполнения практических
занятий «Приобретение навыков
эксплуатации первичных средств
пожаротушения» к теме №1
Оценивание выполнения практических
занятий «Стрельба из пневматической
винтовки» к теме №3
Оценивание выполнения практических
занятий «Виды воинской деятельности и их
особенности» к теме №3
Оценивание выполнения практических
занятий «Оценка состояния пострадавших и
первичные реанимационные меры» к теме №4
Тестирование по теме № 2 « Безопасность и
защита человека в чрезвычайных ситуациях»
Карточки задания по теме №2
Знания:
принципы обеспечения устойчивости
объектов экономики,
прогнозирования развития событий и
оценки последствий при техногенных
чрезвычайных ситуациях и стихийных
явлениях, в том числе в условиях
противодействия терроризму как
серьезной угрозе национальной
безопасности России;
основные виды потенциальных
опасностей и их последствия в
профессиональной деятельности и
быту, принципы снижения
вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны
государства;
задачи и основные мероприятия
гражданской обороны;
способы защиты населения от
оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и
правила безопасно поведения при
пожарах;
организацию и порядок призыва
граждан на военную службу и
поступления на нее в добровольном
порядке;
основные виды вооружения, военной
техники и специального снаряжения,
состоящих на вооружении
(оснащении) воинских
подразделений, в которых имеются
военноучетные специальности,
родственные профессиям СПО
область применения получаемых
профессиональных знаний при
исполнении обязанностей военной
службы;
порядок и правила оказания первой
помощи пострадавшим.
Тестирование по теме №1 « Безопасность и
защита человека от опасностей в
профессиональной деятельности и в быту»
Карточки задания
Тестирование по теме №3 « Основы обороны
государства и воинская обязанность»
Тестирование по теме «Чрезвычайные
ситуации военного времени и защита
населения от них»
Карточки задания к теме « Виды воинской
деятельности и их особенности»
Индивидуальное проектное задание.
Реферат по теме « Вооружение и боевая
техника Российской армии и флота.
Тестирование по теме « Основные элементы
воинской деятельности и их предназначение»
Карточки задания
Тестирование по теме №4 « Основы
медицинских знаний»Разработчики:
Осипова Александра Васильевна преподаватель КГБ ПОУ «ПМК»
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
7