Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО
Оценка 4.7

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
география
Взрослым
01.07.2017
Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО
Настоящий учебный материал - рабочая программа по дисциплине "География" был разработан в 2016 году на основе Федерального государственного образовательного стандарта для студентов начального производственного образования (НПО) 2 года обучения. В рабочей программе, помимо пояснительной записки, представлены контроль и оценка изучения предмета студентами, тематическое планирование, содержание предмета, учебно-методический комплекс.
РП НПО География. Меньшугин Р.В..doc
Правительство Санкт­Петербурга Комитет по науке и высшей школе Санкт­Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «АВТОТРАНСПОРТНЫЙ И ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»   УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по учебной работе _________________О.Е. Мовшук  «__» ___________2016 года РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Профессия  23.01.03. Автомеханик Дисциплина: География 1 2016 Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) среднего (полного общего образования), утвержденным  приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413, на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «География» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» в качестве   примерной   программы   для   реализации   основной   профессиональной образовательной  программы  СПО на  базе основного  общего  образования  с  получением среднего общего образования. Протокол №3 от 21 июля 2015 г. Организация­разработчик:  СПб ГБОУ СПО «Автотранспортный и электромеханический колледж» Разработчик: ______________/ Меньшугин Р.В., преподаватель СПб ГБОУ СПО «Автотранспортный и электромеханический колледж» Рецензент ______________/ Королькова С.Ю., преподаватель СПб ГБОУ СПО «Автотранспортный и электромеханический колледж» Рекомендована   Методическим   советом   СПб   ГБОУ   СПО   «Автотранспортный   и электромеханический колледж» Протокол №  от «   »    2016г. Рабочая программа согласована 2 Методист ___________/ Маркова А.Н./                                                                                                                                       стр. СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 2. Общая характеристика учебного предмета 3. Место учебного предмета в учебном плане 4. Личностные,   метапредметные   и   предметные   результаты   освоения учебного предмета 5. Содержание   учебного   предмета   с   учетом   профиля профессионального образования 6. Тематическое   планирование   с   определением   основных   видов учебной деятельности обучающихся 7. Учебно­методическое   и   материально­техническое   обеспечение программы учебного предмета 8. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 4 6       7 8 10 13 21 24    3 1. Пояснительная записка Программа учебного предмета разработана в соответствии: ­   с   Федеральным   государственным   образовательным   стандартом   (далее   –   ФГОС) среднего (полного общего образования), утвержденным  приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413; ­Федеральных   государственных   образовательных   стандартов   среднего профессионального   образования,   утвержденных   приказом  Министерства   образования   и науки Российской Федерации по специальностям:  Код групп, принятый   в АТЭМК ПА Код и название специальности согласно ФГОС 23.01.03 Автомеханик Дата   утверждения   ФГОС специальности Приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 № 701 ­ Программой подготовки рабочих кадров и ДПО  ­ Федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования  Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в  общеобразовательных учреждениях на соответствующий учебный год:  1. Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей  социально­ экономического профиля: учебно­методический комплекс для студ.  учреждений сред. проф.образования. — М., 2015. 2. Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей  социально­ экономического профиля. Дидактические материалы: учебное пособие  для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. 3. Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей  социально­ экономического профиля. Контрольные задания: учебное пособие студ.  учреждений сред.проф. образования. — М., 2014. 4. Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей  социально­ экономического профиля. Практикум: учебное пособие для студ.  учреждений сред. проф.образования. — М., 2014. 5. Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География (базовый уровень). 10 класс. — М.,  2014. 6. Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География (базовый уровень). — 11 класс. — М.,  2014. 7. Кузнецов А. П., Ким Э. В. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М.,  2014. 4 8. Максаковский В. П. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014. 9. Холина В. Н. География (углубленный уровень). 10 класс. — М., 2014. 10. Холина В. Н. География (углубленный уровень). — 11 класс. — М., 2014.–  Письмом   Департамента   государственной   политики   в   сфере   подготовки   рабочих кадров   и   дополнительного   профессионального   образования     от   17.03.2015   №   06­259 «Рекомендации   по   организации   получения   среднего   общего   образования   в   пределах освоения   образовательных   программ   среднего   профессионального   образования   на   базе основного   общего   образования   с   учетом   требований   федеральных   государственных образовательных   стандартов   и   получаемой   профессии   или   специальности   среднего профессионального образования». ­   Примерной   программой   общеобразовательной   учебной   дисциплины   «География» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» в качестве   примерной   программы   для   реализации   основной   профессиональной образовательной  программы  СПО на  базе основного  общего  образования  с  получением среднего общего образования. Протокол №3 от 21 июля 2015 г. География изучается как базовый предмет.             Целью изучения предмета «География» при подготовке рабочих кадров и ДПО является:  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично  изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех  территориальных уровнях; • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для  описания и анализа природных, социально­экономических, геоэкологических процессов и  явлений; • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей  посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами  мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран; • воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к  окружающей природной среде; • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации; • нахождение и применение географической информации, включая географические карты,  статистические материалы, геоинформационные системы и интернет­ресурсы, для  правильной оценки важнейших социально­экономических вопросов международной жизни; • понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях  стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных  программ, телекоммуникаций и простого общения. Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование, как предметных умений, так   и   универсальных   учебных   действий   студентов,   а   также   способствует   достижению определённых   во   ФГОС   личностных   результатов,   которые   в   дальнейшем   позволят студентам   применять   полученные   знания   и   умения   для   решения   различных   жизненных задач. Реализация программы планируется в рамках учебников: 1. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 11 класс. М., 2015  2. Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География 10­11 класс. М., 2013 3. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира 10 класс. М., 2014 5 4. Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 класс. М., 2013 5. Бахчиева О.А. Экономическая и социальная география мира. М., 2014 В   программу   включено   содержание,   направленное   на   формирование   у   студентов компетенций,   необходимых   для   качественного   освоения   основной   профессиональной образовательной  программы  СПО на  базе основного  общего  образования  с  получением среднего   общего   образования;   программы   подготовки   специалистов   среднего   звена (ППССЗ).     Программа   может   использоваться   другими   профессиональными образовательными   организациями,   реализующими   образовательную   программу   среднего общего   образования   в   пределах   освоения   ОПОП   СПО   на   базе   основного   общего образования ППКРС, ППССЗ).                                          «География» в профессиональной образовательной организации изучается с учетом профиля получаемого образования. 6 2. Общая характеристика учебной дисциплины  Содержание учебной дисциплины «География» сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения, призвана сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, месте и роли России в этом мире, развивает познавательный интерес к другим народам и странам. Основой   изучения   географии   является   социально   ориентированное   содержание   о размещении   населения   и   хозяйства,   об   особенностях,   динамике   и   территориальных следствиях   главных   политических,   экономических,   экологических   и   иных   процессов, протекающих   в   географическом   пространстве,   а   также   о   проблемах   взаимодействия человеческого   общества   и   природной   среды,   адаптации   человека   к   географическим условиям проживания. У обучающихся формируются знания о многообразии форм территориальной организации современного географического пространства, представления о политическом устройстве, природно­ресурсном потенциале, населении  и хозяйстве различных регионов и ведущих стран   мира,   развиваются   географические   умения   и   навыки,   общая   культура   и мировоззрение. Учебная   дисциплина   «География»   обладает   большим   количеством   междисциплинарных связей, в частности широко использует базовые знания физической географии, истории, политологии, экономики, этнической, религиозной и других культур. Все это она исследует в   рамках   традиционной   триады   «природа—население—хозяйство»,   создавая   при   этом качественно   новое   знание.   Это   позволяет   рассматривать   географию   как   одну   из классических метадисциплин. В   профессиональных   образовательных   организациях,   реализующих   образовательную программу   среднего   общего   образования   в   пределах   освоения   ОПОП   СПО   на   базе основного  общего  образования,   изучение   географии   осуществляется   на  базовом   уровне ФГОС среднего общего образования с учетом профиля профессионального образования, специфики осваиваемых профессий СПО или специальностей СПО. Это выражается в количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине   их   освоения   студентами,   объеме   и   содержании   практических   занятий,   видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Освоение   содержания   учебной   дисциплины   завершает   формирование   у   студентов представлений   о   географической   картине   мира,   которые   опираются   на   понимание взаимосвязей   человеческого   общества   и   природной   среды,   особенностей   населения, мирового   хозяйства   и   международного   географического   разделения   труда,   раскрытие географических аспектов глобальных и региональных процессов и явлений. В   содержание   учебной   дисциплины   включены   практические   занятия,   имеющие профессиональную значимость для студентов, осваивающих выбранные профессии СПО или специальности СПО. Курсивом выделены практические занятия, выполнение которых для   студентов,   осваивающих   специальности   СПО   технического   и   социально­ экономического профилей профессионального образования, необязательно. Практико­ориентированные   задания,   проектная   деятельность   студентов,   выполнение творческих   заданий   и   подготовка   рефератов   являются   неотъемлемой   частью образовательного процесса. Изучение   общеобразовательной   учебной   дисциплины   «География»   завершается подведением   итогов   в   форме   дифференцированного   зачета   в   рамках   промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования. 7 8 3. Место учебной дисциплины в учебном плане Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка  Обязательная аудиторная учебная нагрузка  в том числе: ­ практические работы ­ работа с источниками информации;         ­ подготовка тематических рефератов;         Самостоятельная работа обучающегося  в том числе:          ­ работа с различными источниками информации, составление схем, конспектов, представление рефератов, презентаций         ­выполнение работ по заданию преподавателя, по заданным исходным данным Форма промежуточной аттестации: дифференцированный зачет     Объем часов  122 81 20 41 21 20 9 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебной  дисциплины Личностные результаты освоения дисциплины  −  сформированность   ответственного   отношения   к   обучению;   готовность   и   способность студентов   к   саморазвитию   и   самообразованию   на   основе   мотивации   к   обучению   и познанию; − сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики; −   сформированность   основ   саморазвития   и   самовоспитания   в   соответствии   с общечеловеческими   ценностями   и   идеалами   гражданского   общества;   готовность   и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; −   сформированность   экологического   мышления,   понимания   влияния   социально­ экономических   процессов   на   состояние   природной   и   социальной   среды;   приобретение опыта эколого­направленной деятельности; − сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками   и   взрослыми   в   образовательной,   общественно   полезной,   учебно исследовательской, творческой и других видах деятельности; − умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл   поставленной   задачи,   выстраивать   аргументацию,   приводить   аргументы   и контраргументы; − критичность мышления, владение первичными навыками  анализа и критичной оценки получаемой информации; − креативность мышления, инициативность и находчивость; Метапредметные результаты освоения дисциплины  −   владение   навыками   познавательной,   учебно­исследовательской   и   проектной деятельности,   а   также   навыками   разрешения   проблем;   готовность   и   способность   к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; −   умение   ориентироваться   в   различных   источниках   географической   информации, критически   оценивать   и   интерпретировать   информацию,   получаемую   из   различных источников; −   умение   самостоятельно   оценивать   и   принимать   решения,   определяющие   стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; −   осознанное   владение   логическими   действиями   определения   понятий,   обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев; −   умение   устанавливать   причинно­следственные   связи,   строить   рассуждение, умозаключение  (индуктивное, дедуктивное и по аналогии)  и делать  аргументированные выводы; −   представление   о   необходимости   овладения   географическими   знаниями   с   целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира; 10 −   понимание   места   и   роли   географии   в   системе   наук;   представление   об   обширных междисциплинарных связях географии; Предметные  результаты освоения дисциплины − владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении  важнейших проблем человечества; − владение географическим мышлением для определения географических аспектов  природных, социально­экономических и экологических процессов и проблем; − сформированность системы комплексных социально ориентированных географических  знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом  пространстве; − владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами,  процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных  воздействий; − владение умениями использовать карты разного содержания для выявления  закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных  социально­экономических и экологических процессах и явлениях; − владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной  информации; − владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки  разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности  окружающей среды, адаптации к изменению ее условий; − сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия  природы и общества, природных и социально­экономических аспектах экологических  проблем. 11 5.Содержание учебной дисциплины с учетом профиля профессионального  образования Введение География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении профессий СПО и специальностей СПО. 1. Источники географической информации.  Традиционные   и   новые   методы   географических   исследований.   Источники   географической   информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения. Практическое занятия Ознакомление с географическими картами различной тематики.  Нанесение   основных   географических   объектов   на   контурную   карту.   Составление   карт   (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы.  Сопоставление   географических   карт   различной   тематики   для   определения  тенденций   и закономерностей   развития   географических   явлений   и   процессов.   Использование   статистических материалов и геоинформационных систем. 2. Политическое устройство мира.  Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства   и   несамоуправляющиеся   государственные   образования.   Группировка   стран   по   площади территории   и   численности   населения.   Формы   правления,   типы   государственного   устройства   и   формы государственного   режима.   Типология   стран   по   уровню   социально­экономического   развития.   Условия   и особенности социально­экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы. Практические занятия Ознакомление с политической картой мира.  Составление карт (картосхем),  характеризующих государственное устройство  стран мира, географию современных международных и региональных конфликтов. Нанесение на контурную карту стран мира, крупнейших   по   площади   территории   и   численности   населения.   Составление   тематических   таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально­экономического развития. 3. География мировых природных ресурсов.  Взаимодействие   человеческого   общества   и   природной   среды,   его   особенности   на   современном   этапе. Экологизация   хозяйственной   деятельности   человека.   Различные   типы природопользования.   Антропогенные   природные   комплексы.   Геоэкологические   проблемы.   Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов   природных   ресурсов   на   территории   мировой   суши.   Ресурсы   Мирового   океана.   Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно­ресурсный потенциал. Практические занятия Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов.    Географическая   среда. 12 Выявление наиболее типичных экологических проблем, возникающих при использовании различных видов природных ресурсов. Поиск возможных путей их решения. Экономическая оценка использования различных видов природных ресурсов. 4. География населения мира.  Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Половая и возрастная структура населения. Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития. Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах  мира. Расовый,   этнолингвистический  и религиозный состав  населения. Размещение  населения  по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления. Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и   темпы   урбанизации   в   различных   регионах   и   странах   мира.   Города­миллионеры,   «сверхгорода»   и мегалополисы. Практические занятия Анализ   особенностей   расселения   населения   в   различных   странах   и   регионах   мира.   Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира. Сравнительная оценка качества жизни населения в различных странах и регионах мира. Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира.  Сравнительная оценка культурных традиций различных народов. 5. Мировое хозяйство. Современные   особенности   развития   мирового   хозяйства.  Мировая   экономика,   исторические   этапы   ее развития.   Международное   географическое   разделение   труда.   Международная   специализация   и кооперирование. Научно­технический прогресс и его современные особенности.  Современные особенности развития   мирового   хозяйства.   Интернационализация  производства   и   глобализация   мировой   экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике. Отраслевая   структура   мирового   хозяйства.   Исторические   этапы   развития   мирового   промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства,  исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города. География   отраслей   первичной   сферы   мирового   хозяйства.  Сельское   хозяйство   и   его   экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное  сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные   направления.   Агропромышленный   комплекс.   География   мирового   растениеводства   и животноводства.  Лесное  хозяйство  и лесозаготовка.  Горнодобывающая  промышленность.  Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых. География   отраслей   вторичной   сферы   мирового   хозяйства.  Географические   особенности   мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности. География отраслей третичной сферы мирового хозяйства.  Транспортный комплекс и его современная структура.   Географические   особенности   развития   различных   видов   мирового   транспорта.   Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды. Дифференциация стран мира по   уровню   развития   медицинских,   образовательных,  туристских,   деловых   и   информационных   услуг. Современные особенности международной торговли товарами. Практические занятия Определение   особенностей   размещения   различных   отраслей   мирового   хозяйства.  Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира. Определение основных направлений международной торговли   товарами   и   факторов,   формирующих   международную   хозяйственную   специализацию   стран   и регионов мира. 6. Регионы мира География   населения   и   хозяйства   Зарубежной   Европы.  Место   и   роль   Зарубежной   Европы   в   мире. Особенности   географического   положения   региона.   История   формирования   его   политической   карты. Характерные   черты  природно­ресурсного   потенциала,   населения   и   хозяйства.   Отрасли   международной специализации.   Территориальная   структура   хозяйства.  Германия   и   Великобритания   как   ведущие   страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно­ ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. 13 География населения и хозяйства Зарубежной Азии. Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно­ресурсного   потенциала,   населения   и   хозяйства.   Отрасли   международной   специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Япония, Китай и Индия как ведущие страны   Зарубежной   Азии.   Условия   их   формирования   и   развития.   Особенности   политической   системы. Природно­ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. География населения и хозяйства Африки.  Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения   региона.  История   формирования   его   политической   карты.   Характерные   черты   природно­ ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. География населения и хозяйства Северной Америки. Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно­ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. США.  Условия  их   формирования  и   развития.   Особенности   политической   системы.   Природно­ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы. География   населения   и   хозяйства   Латинской   Америки.  Место   и   роль   Латинской   Америки   в   мире. Особенности   географического   положения  региона.   История   формирования   его   политической   карты. Характерные   черты   природно­ресурсного   потенциала,   населения   и   хозяйства.   Отрасли   международной специализации.  Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.  Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы.   Природно­ресурсный   потенциал,   население,   ведущие   отрасли   хозяйства   и   их   территориальная структура. География   населения   и  хозяйства   Австралии   и  Океании.  Место  и роль  Австралии и Океании  в мире. Особенности   географического   положения   региона.   История   формирования   его   политической   карты. Особенности  природно­ресурсного   потенциала,   населения   и   хозяйства.   Отраслевая   и   территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии. Практические занятия Установление взаимосвязей между природно­ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства. Составление комплексной экономико­географической характеристики стран и регионов мира. 7. Россия в современном мире Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения   России   на   рубеже   XX—XXI   веков.   Характеристика   современного   этапа   социально­ экономического развития. Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда.   Ее   участие   в   международной   торговле   товарами   и   других   формах   внешнеэкономических   связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации. Практические занятия Оценка современного геополитического и геоэкономического положения России. Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда. Определение отраслевой и территориальной структуры внешней торговли товарами России. Составление карт (картосхем) внешнеторговых связей России. 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества. Глобальные   проблемы   человечества.   Сырьевая,   энергетическая,   демографическая,   продовольственная   и экологическая   проблемы   как   особо   приоритетные,   возможные   пути   их   решения.   Проблема   преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. Практические занятия Использование географических карт для выявления регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества. Выявление   и   оценка   важнейших   международных   событий   и   ситуаций,  связанных   с   глобальным проблемами человечества. 14 6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические  занятия, самостоятельная работа обучающихся Характеристика   основных   видов   учебной деятельности   студентов   (на   уровне   учебных действий) Объем часов 1 Введение 2 . 3 Характеристика   учебной   дисциплины,   ее   место   и роль в системе получаемых знаний. Связь с другими учебными дисциплинами. География как наука. Объяснение междисциплинарных связей  географии. Название традиционных и новых источников  географической информации. Демонстрация роли Интернета и  геоинформационных систем в изучении  географии Раздел 1. Содержание: 4 122 2 8 Уров ень освое ния 1 15 Источники географической информации 1.1  Традиционные и новые методы географических исследований. Практическая работа №1. Анализ географических карт (по заданной тематике). Самостоятельная работа №1.  Подготовить сообщения на тему: “Формы и методы географических исследований”. Свойства  географической карты и плана местности. Традиционные и новые методы географических  исследований. Источники географической  информации. Географические карты различной  тематики и их практическое использование.  Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения.  Ознакомление   с   географическими   картами различной тематики. Составление карт (картосхем), отражающих  различные географические явления и процессы. Использование   статистических   материалов   и геоинформационных систем.  Типология 1.2  Географическая карта как источник  информации. Практическая работа № 2.  Способы изображения  объектов и явлений на картах. Самостоятельная   работа   №   2. географических карт. Содержание: 2.1.    Основные   виды   природных   ресурсов   и   их размещение. Практическая   работа   №   3.     Классификация природных ресурсов Земли 2.2.  Земельные ресурсы и их география.  Самостоятельная   работа   №   3.  Классификация земельных ресурсов. Раздел II. География мировых природных ресурсов Объяснение основных направлений экологизации хозяйственной деятельности человека. Выделение различных типов  природопользования. Определение обеспеченности различными  видами природных ресурсов отдельных регионов и стран мира. 4 1 2 4 1 2 22 2 1 4 2 2 2 2 1 16 Водные   ресурсы   их   география   и 2.3.   Минеральные ресурсы и их география.  Практическая работа № 4.  Работа с контурными картами.  Самостоятельная   работа   №   4.  Полезные ископаемые в развитых странах мира. 2.4.  классификация.   2.5.  Лесные ресурсы на карте мира. Самостоятельная работа № 5.  Типология  лесных ресурсов и обеспеченность по странам  Европы (Финляндия, Германия, Испания) 2.6. Ресурсы мирового океана. Практическая работа № 5.  Оценка   ресурсообеспеченности,   на   примере Японии,   России   и   Бразилии   (работа   с   контурной картой) 2.7.  Загрязнение окружающей среды и пути  решения экологических проблем.   Определение Самостоятельная   работа   №   6.  наиболее   загрязненных   мест   планеты.   Способы   и пути решения экологических проблем. Содержание: 3.1.  Численность,   воспроизводство   и   состав населения мира. 3.2. Трудовые ресурсы и занятость населения. Практическая работа № 6.   Типология трудовых ресурсов по развитым странам Европы. Раздел III. География населения мира Умение показывать на карте основные мировые  районы добычи различных видов минеральных  ресурсов. Умение называть основные направления  использования ресурсов Мирового океана. Умение называть мировую десятку стран с  наибольшей численностью населения. Выделение различных типов воспроизводства  населения и приведение примеров стран, для  которых они характерны. 4 1 2 2 4 2 2 1 4 2 12 2 2 1 1 1 2 2 3 2 2 17 Раздел IV Политическая карта мира 3.3. Размещение и миграция населения. Практическая работа № 7. Миграционный процесс и его влияние на численность населения (на  примере России) Определение особенностей расселения. Самостоятельная работа № 7. Характеристика   уровня   и   качества   жизни населения,   на   примере   стран   Африки   (ЮАР, Буркина­Фасо и Тунис) 3.4. География мировых религий. Классификация и ареалы распространения мировых религий. Содержание: 4.1.  Формирование   политической   карты   мира. Государство – главный объект политической карты. 4.2. Экономическая типология стран мира по ВВП.  Таблица классификация ВВП по странам. Самостоятельная работа № 8.   Оформление   таблицы   “Классификация   ВВП   по странам Южной Америки”. Тема 4.3.  Географическое описание государства и  его координаты. Практическая работа № 8. Работа с контурными  картами.  Самостоятельная   работа   №   9.  Российская Федерация  – Россия  и  ее место на политической карте. Умение называть основные показатели качества  жизни населения. Умение приводить примеры стран с однород­ ным и наиболее разнородным расовым,  этническим и религиозным составом населения. Умение приводить примеры стран с наибольшей  и наименьшей средней плотностью населения. Объяснение основных направлений и причин  современных международных миграций  населения. Умение приводить примеры стран с наибольшей  и наименьшей долей городского населения. Умение показывать на карте мировые  «сверхгорода» и мегалополисы. Умение показывать на карте различные страны  мира. Умение приводить примеры и характеризовать  современные межгосударственные конфликты в  различных регионах мира.  Выделение стран с республиканской и  монархической формами правления, унитарным  и федеративным типами государственного  устройства в различных регионах мира. Объяснение различий развитых и развивающихся стран по уровню их социально­экономического  развития. 6 1 4 2 15 2 4 2 3 1 1 2 1 2 2 2 18 Раздел V География мирового хозяйства 4.4. Роль и характер интеграционных союзов на  мировом рынке. Практическая работа № 9. Оформление таблицы: «Динамика роста суверенных государств». 4.5. Региональные конфликты в современном мире. Самостоятельная работа №10. Подготовка к контрольной работе № 1. Практическая работа № 10 Обобщение и систематизация полученных знаний. Содержание: 5.1. Мировая экономика и ее характер.  Глобализация. Научно­техническая революция. Практическая   работа   №   11.  Транснациональные корпорации, влияющие на внутренний рынок стран Великобритании, Франции и Германии. 5.2. Международное разделение труда и его  влияние на развитие мирового хозяйства. Практическая   работа   №   12. отраслей   мирового   хозяйства, Нидерландов, Бельгии и Германии. 5.3. Горнодобывающая промышленность.  Энергетика. Самостоятельная   работа   №   11.  Перспективы развития   топливно­энергетического   комплекса   в странах ОПЕК.  Классификация   на   примере Умение приводить примеры и характеризовать  различные типы стран по уровню социально­ экономического развития Умение давать определение понятий  «международное географическое разделение  труда», «международная специализация» и  «международное кооперирование». Выделение характерных черт современной  научно­технической революции. Умение называть ведущие мировые и  региональные экономические интеграционные  группировки. Умение приводить примеры отраслей различных  сфер хозяйственной деятельности. Умение называть наиболее передовые и наиболее отсталые страны мира по уровню их  экономического развития.  2 1 3 1 1 1 18 2 1 2 1 4 2 2 2 1 2 1 2 19 5.4. Особенности развития обрабатывающей  промышленности.  Самостоятельная работа № 12.  Промышленные зоны   металлургии   в   США,   Германии,   России, Японии и Китае. 5.5.  Особенности   развития   сельского   хозяйства   в странах   Северной   Америки   (на   примере   Канады, США и Мексики). 5.6. Развитие транспорта и сферы услуг в мире. Практическая работа № 13.  Железнодорожный  транспорт Германии, Великобритании и Франции. Самостоятельная   работа   №   13.     С   помощью контурной   карты   определить   направления железнодорожных,   морских   и   воздушных сообщений (на примере Германии). Содержание: 6.1.  Западная Европа: исторический и экономико­ географический регион мира. Практическая работа № 14. Экономическое  сходство и различия между малыми странами  Бенилюкса. 6.2. Соединенные Штаты Америки. Особенности  географического положения. Самостоятельная работа № 14.  “Многоотраслевой   характер   экономики   штатов США”. 6.3.  Практическая работа № 15.   Экономическое   положение   и   отличительные особенности   экономического   развития   Бразилии, Аргентины и Мексики. Раздел VI Регионы   страны мира и Умение показывать на карте различные страны  Зарубежной Европы. Сопоставление стран  Зарубежной Европы по площади территории,  численности населения и уровню экономичес­ кого развития. Умение приводить примеры стран Зарубежной  Европы, наиболее хорошо обеспеченных  различными видами природных ресурсов. Умение называть страны Зарубежной Европы с  наибольшими и наименьшими значениями  естественного прироста населения, средней  плотности населения и доли городского  населения. 4 2 2 4 1 2 21 2 1 3 1 2 2 2 2 2 2 20 6.4. Страны Ближнего Зарубежья на постсоветском  пространстве. Практическая работа № 16. Сходство   и   отличие   уровня   экономического развития Латвии, Белоруссии и Казахстана. 6.5. Китайская Народная Республика ­ лидер в  мировом хозяйстве. Самостоятельная   работа   №   15.  Уровень развития   автомобильной   и   машиностроительной промышленности КНР. 6.6.  Япония – “экономическое чудо” страны  “восходящего солнца”. Самостоятельная   работа   №   16.  “Мегаполисы Японии   как   мировые   индустриальные   центры экономики” Умение показывать на карте и характеризовать  крупнейшие города и городские агломерации,  основные промышленные и сельскохозяйствен­ ные районы Зарубежной Европы. Умение объяснять особенности территориаль­ ной структуры хозяйства Германии и  Великобритании. Умение объяснять природные, исторические и  экономические особенности развития Северной  Америки. Выделение отраслей международной  специализации Канады, умение показывать на  карте и характеризовать ее крупнейшие  промышленные центры, основные горнопро­ мышленные и сельскохозяйственные районы. 2 1 4 2 4 2 2 2 2 21 6.7. Экономическая разноликость регионов  Западной, Центральной и Юго­Восточной Азии.  Самостоятельная работа № 17.  Классификация экономического потенциала Индонезии, Сингапура и Таиланда. 2 4 2 Умение объяснять особенности расово­ этнического состава и размещения населения  США. Умение показывать на карте различные страны  Зарубежной Азии. Сопоставление стран  Зарубежной Азии по площади территории,  численности населения и уровню экономичес­ кого развития. Умение определять ресурсообеспеченность  различных стран Зарубежной Азии. Умение называть страны Зарубежной Азии с  наибольшими и наименьшими значениями  естественного прироста населения, средней  плотности населения и доли городского  населения. Умение приводить примеры стран Зарубежной  Азии с однородным и разнородным этническим и религиозным составом населения. Умение показывать на карте и характеризовать  крупнейшие города и городские агломерации,  основные горнопромышленные и сельскохозяй­ ственные районы Зарубежной Азии. Умение объяснять особенности территориаль­ ной структуры хозяйства Японии, Китая и  Индии. Раздел VII Содержание: 18 22 Россия: роль и  место в  современном  мире.  Раздел VIII 7.1. Россия на политической карте мира. Динамика  политических и экономических отношений между  Россией и США за период с 2000 по 2015 годы. Самостоятельная   работа   №  18.  Сравнительная характеристика объема и качества энергоресурсов России и США. 7.2. БРИКС, ШОС и ЕАЭС  – перспективный путь  развития России на международной арене. Практическая работа № 17.  Проблемы  национальной безопасности российской экономики  в рамках глобального рынка. Самостоятельная   работа   №   19.  Структура   и анализ деятельности международных политических и экономических организаций. 7.3. Россия: перспективы освоения Арктики. Самостоятельная работа № 20. Полезные ископаемые арктических шельфов. 7.4. Крым – перспективы развития нового субъекта  РФ. Практическая   работа   №   18. направления полуострова. 7.5.  Газовая   и   нефтяная   промышленности   в экономике   России:   роль,   значение   и   перспективы развития. 7.6. Транспорт РФ: цели, задачи и пути развития на период 2016­2025 годы. Содержание:  Основные развития     экономического Умение объяснять современные особенности  экономико­географического положения России. Выделение основных товарных статей экспорта и импорта России. Умение называть ведущих внешнеторговых  партнеров России. 4 2 4 1 2 4 2 2 1 2 2 6 2 3 3 3 3 2 23 Географические  аспекты  современных  глобальных  проблем. 8.1. Истощение и неравномерное распределение  природных ресурсов.  Самостоятельная   работа   №   21.  Оформление таблицы: “Запасы полезных ископаемых ”. Выделение глобальных проблем человечества. Умение приводить примеры проявления  сырьевой, энергетической, демографической,  продовольственной и экологической проблем  человечества, предлагать возможные пути их  решения. 8.2. Перенаселение Земли. Космос. Практическая работа № 19. Анализ современной  демографической ситуации (по континентам). Дифференцированный зачет  Дифференцированный зачёт   3 2 4 2 2 1 2 24 7.Учебно­методическое и материально­техническое обеспечение программы учебного  предмета 7.1. Требования к минимальному материально­техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета  31­05 Оборудование учебного кабинета: ­ посадочные места ­ 30 ­ рабочее место преподавателя; ­ комплект учебно­наглядных пособий на электронных носителях  Технические средства обучения: ­ компьютер с лицензионным программным обеспечением; ­ аудио­, видеосредства   7.2. Информационное обеспечение обучения Перечень   рекомендуемых   учебных   изданий,   Интернет­ресурсов,   дополнительной литературы Для студентов Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально­ экономического профиля: учебно­методический комплекс для студ. учреждений сред.  проф. образования. — М., 2015. Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально­ экономического профиля. Дидактические материалы: учебное пособие для студ.  учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально­ экономического профиля. Контрольные задания: учебное пособие студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально­ экономического профиля. Практикум: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Бахчиева О.А. Экономическая и социальная география мира (базовый и углублённый  уровни). – М., 2014. Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География (базовый уровень). 10 класс. — М., 2014. Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География (базовый уровень). — 11 класс. — М., 2014. Кузнецов А. П., Ким Э. В. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014. Максаковский В. П. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014. Петрова Н.Н. География. Современный мир. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М., 2013 Холина В. Н. География (углубленный уровень). 10 класс. — М., 2014. Холина В. Н. География (углубленный уровень). — 11 класс. — М., 2014. Для преподавателей Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего  образования». Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении  25 изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от  17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного  стандарта среднего (полного) общего образования”». Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06­259 «Рекомендации по организации  получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ  среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом  требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой  профессии или специальности среднего профессионального образования». География: журнал. — М.: Издательский дом «Первое сентября». География в школе: научно­методический журнал. — М.: Издательство «Школьная прес­ са». География и экология в школе XXI века: научно­методический журнал. — М.: Издатель­ ский дом «Школа­Пресс 1». Домогацких Е.М., Алексеевский Н. И. География: в 2 ч. 10—11 классы. — М.: 2014. Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально­экономического профиля: Методические рекомендации. — М., 2014. Интернет­ресурсы www. wikipedia.org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернет­ энциклопедии). www. faosta3.fao.org (cайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной  организации при ООН (ФАО). www. minerals.usgs.gov/minerals/pubs/county (сайт Геологической службы США). www. schools­collection.edu.ru(«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»). www. simvolika.rsl.ru (сайт «Гербы городов Российской Федерации»). Znanium.com –Электронно­библиотечная система Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов • Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и  странам мира. • Типы природопользования в различных регионах и странах мира. • Особенности современного воспроизводства мирового населения. • Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты. • Качество жизни населения в различных странах и регионах мира. • Языки народов мира. • Современные международные миграции населения. • Особенности урбанизации в развивающихся странах. • Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира. • Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки. • «Мировые» города и их роль в современном развитии мира. • Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного животноводства. • Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа. • Крупнейшие автомобилестроительные компании мира. • Современный географический рисунок мирового морского портового хозяйства. • Международный туризм в различных странах и регионах мира. • «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы. • Запад и Восток Германии сегодня. • Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов Зарубежной Азии. 26 • Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае. • Особенности политической карты Африки. • Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень  урбанизации в странах Африки. • Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом». • Географический рисунок хозяйства США. • Расово­этнический состав населения стран Латинской Америки. • Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии. • Особенности современного экономико­географического положения России. • Внешняя торговля товарами России. • Глобальная проблема изменения климата. 27 8.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины Контроль   и   оценка   результатов   освоения   учебной   дисциплины   осуществляется преподавателем  в процессе  проведения  практических  занятий  и  лабораторных работ, а также   выполнения   обучающимися   индивидуальных   заданий,   проектов,   тестирования, исследований и др. Результаты обучения Формы и методы контроля и оценки результатов обучения       в соответствии личностные: −   сформированность   ответственного   отношения   к обучению;   готовность   и   способность   студентов   к саморазвитию   и   самообразованию   на   основе мотивации к обучению и познанию; −   сформированность   целостного   мировоззрения, соответствующего   современному   уровню   развития географической науки и общественной практики; −   сформированность   основ   саморазвития   и самовоспитания с общечеловеческими   ценностями   и   идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной,   творческой   и   ответственной деятельности; −   сформированность   экологического   мышления, понимания   влияния   социально­   экономических процессов   на   состояние   природной   и   социальной среды;   приобретение   опыта   эколого­направленной деятельности; − коммуникативной компетентности   в   общении   и   сотрудничестве   со сверстниками   и   взрослыми   в   образовательной, общественно   полезной,   учебно   исследовательской, творческой и других видах деятельности; − умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в   устной   и   письменной   речи,   понимать   смысл поставленной   задачи,   выстраивать   аргументацию, сформированность           результатов самостоятельная Анализ   предложенных   понятий   по изучаемой теме; Анализ своей практической   работы   по   изучаемой теме (рефлексия своей деятельности);   Внеаудиторная работа по конспектированию;   Внеаудиторная, самостоятельная работа   выполнение   индивидуальных проектных заданий; Выполнение   и   защита   практических работ; Составление презентаций; Составление сравнительной таблицы; Устная   проверка   опрос, реферат; (опрос);Устный   28 классификации приводить аргументы и контраргументы; −   критичность   мышления,   владение   первичными навыками   анализа   и   критичной   оценки   получаемой информации; −   креативность   мышления,   инициативность   и находчивость; метапредметные: −   владение   навыками   познавательной,   учебно­ исследовательской   и   проектной   деятельности,   а также навыками разрешения проблем; готовность и способность   к   самостоятельному   поиску   методов решения практических задач, применению различных методов познания; − умение ориентироваться  в различных источниках географической информации, критически оценивать и   интерпретировать   информацию,   получаемую   из различных источников; −   умение   самостоятельно   оценивать   и   принимать решения,   определяющие   стратегию   поведения,   с учетом гражданских и нравственных ценностей; −   осознанное   владение   логическими   действиями определения   понятий,   обобщения,   установления аналогий, основе самостоятельного выбора оснований и критериев; −   умение   устанавливать   причинно­следственные связи,   умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы; −   представление   о   необходимости   овладения географическими   знаниями   с   целью   формирования адекватного   понимания   особенностей   развития современного мира; − понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных  связях географии; предметные: − владение представлениями о современной  географической науке, ее участии в решении  важнейших проблем человечества; − владение географическим мышлением для  определения географических аспектов природных,  социально­экономических и экологических  процессов и проблем; − сформированность системы комплексных  социально ориентированных географических знаний  о закономерностях развития природы, размещения  населения и хозяйства, динамике и территориальных  особенностях процессов, протекающих в  географическом пространстве;   строить   рассуждение,   на   Практические и самостоятельные  работы, представленные рефераты,  самостоятельно подготовленные  сообщения по изученным темам,  ответы при устных и письменных  (тестовых) опросах.  Семинарские занятия Ответы при устных и тестовых опросах учащихся. Представленные рефераты. Результаты дифференцированного  зачета. 29 − владение умениями проведения наблюдений за  отдельными географическими объектами,  процессами и явлениями, их изменениями в  результате природных и антропогенных воздействий; − владение умениями использовать карты разного  содержания для выявления закономерностей и  тенденций, получения нового географического  знания о природных социально­экономических и  экологических процессах и явлениях; − владение умениями географического анализа и  интерпретации разнообразной информации; − владение умениями применять географические  знания для объяснения и оценки разнообразных  явлений и процессов, самостоятельного оценивания  уровня безопасности окружающей среды, адаптации  к изменению ее условий; − сформированность представлений и знаний об  основных проблемах взаимодействия природы и  общества, природных и социально­экономических  аспектах экологических проблем. 30 31

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для НПО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.07.2017