РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ
Оценка 5

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

Оценка 5
Образовательные программы
doc
история
Взрослым
31.01.2018
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ
1.1. Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих кадров и программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по профессиям/специальности 15.02.08 Технология машиностроения 1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих кадров: дисциплина входит в общеобразовательный цикл1.1. Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих кадров и программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по профессиям/специальности 15.02.08 Технология машиностроения 1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих кадров: дисциплина входит в общеобразовательный цикл
история 1 курс технологи с сам работой и ок.doc
Министерство образования и науки Пермского края ГБПОУ «Кизеловский политехнический техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ 2016г. 1 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА   И   СОДЕРЖАНИЕ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ   ДИСЦИПЛИНЫ РЕАЛИЗАЦИИ     УЧЕБНОЙ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 3 5 26 29 2 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ 1.1. Область применения рабочей программы Рабочая   программа   учебной   дисциплины   является   частью   программы подготовки   квалифицированных   рабочих   кадров   и   программы   подготовки специалистов   среднего   звена     соответствии   с   ФГОС   по профессиям/специальности   в   15.02.08 Технология машиностроения  1.2.   Место   учебной   дисциплины   в   структуре   квалифицированных   рабочих   кадров: общеобразовательный цикл  1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:   программы   подготовки   в  дисциплина   входит Цели: ­   воспитание   гражданственности,   национальной   идентичности,   развитие мировоззренческих   убеждений   учащихся   на   основе   осмысления   ими исторически   сложившихся   культурных,   религиозных,   этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; ­  развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов   современного   мира,   определять   собственную   позицию   по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;  освоение   систематизированных   знаний   об   истории   человечества, ­   формирование   целостного   представления   о   месте   и   роли   России   во всемирно­историческом процессе; ­  овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; ­  формирование   исторического   мышления   —   способности   рассматривать события   и   явления   с   точки   зрения   их   исторической   обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности Задачи: o   рассмотреть  основные этапы     историко­цивилизационного  развития России в контексте всемирной истории; o   сопоставить   социальные,   экономические,   и   ментальные   структуры, политические   и правовые   системы, культуру  и  повседневную  жизнь России и зарубежных стран; o формировать   целостное   представление   о   месте   и   роли   России   в европейской и мировой истории; o показать   «диалог»   цивилизаций,   как   наиболее   характерную   черту всемирно­исторического процесса XIX­XXI вв.;  3 o показать   целесообразность   учета   исторического   опыта   России   и зарубежных   стран   в   современном   социально­экономическом, политическом и культурном развитии Отечества.     В результате изучения учебной дисциплины «История» обучающийся должен: знать/понимать: o основные   факты,   процессы   и   явления,   характеризующие   целостность отечественной и всемирной истории; o периодизацию всемирной и отечественной истории; o современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; o особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе; o основные исторические термины и даты;   уметь: o анализировать   историческую   информацию,   представленную   в   разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); o различать   в   исторической   информации   факты   и   мнения,   исторические описания и исторические объяснения; o устанавливать   причинно­следственные   связи   между   явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; o представлять   результаты   изучения   исторического   материала   в   формах конспекта, реферата, рецензии; использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической деятельности и повседневной жизни для: o определения   собственной   позиции   по   отношению   к   явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; o использования   навыков   исторического   анализа   при   критическом восприятии получаемой извне социальной информации; o соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения; o осознания   себя   как   представителя   исторически   сложившегося   конфессионального   сообщества,   этнокультурного, гражданского, гражданина России. 1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 175 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов; самостоятельной работы обучающегося 58 часов. 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Количеств о часов 175 117 58 Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)   Самостоятельная работа обучающегося (всего) В том числе:  o изучение   справочной,   документальной,   художественной литературы; работа с интернет­ресурсами o выполнение рефератов o составление исторических портретов o выполнение презентаций с использованием ТСО o составление и решение кроссвордов o написание эссе o изучение учебного материала, составление конспекта              Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета                        5 2.2.  Тематический план и содержание учебной дисциплины «История» Наименова разделов и ние тем 1 Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Введение 2 Историческое знание, его достоверность и источники.  Факторы   исторического   развития:   природно­климатический,   этнический,   экономический,   культурно­ политический и др.  История России: познавательное, нравственное, культурное значение. Российская история как часть мировой и европейской истории.  Закономерности и особенности русской истории. Периодизация всемирной истории. Раздел 1. Тема 1.1. Древнейшая стадия истории человечества Природное и социальное в человеке и человеческом обществе Природное и  социальное в человеке  и человеческом  сообществе первобытной  эпохи.  Выделение человека  из животного мира. Среда обитания. Начало социальной жизни. Родовая община. Распределение социальных функций между полами.  Последствия для человека глобальных климатических изменений. Основные понятия: цивилизация, антропогенез, социальная жизнь, религия, мировоззрение, искусство, культура. Тема 1.2. Неолитическая революция Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей.  Очаги возникновения земледелия и скотоводства в Старом и Новом Свете.  Социальные   последствия   перехода   от   присваивающего   хозяйства   к   производящему.   Появление   частной собственности. Разложение родового строя. Роль племенной верхушки. Рабы и рабство. Разделение труда.  Предпосылки возникновения цивилизации. Основные   понятия:   неолитическая   революция,   присваивающее   хозяйство,   производящее   хозяйство,   частная собственность, родовой строй, рабство, разделение труда. Накопл яемость часов 4 2 2(4) 2(6) Объ ем часо в 3 2 4 2 2   Урове освоен нь ия Компе тенци и 2 ОК8 2 ОК5 2 ОК5 6 Раздел 2. Тема 2.1. Тема 2.2. Самостоятельная работа обучающихся   Неолитическая революция на территории Урала Цивилизация Древнего мира Ранние цивилизации их отличительные черты Хронологические и географические рамки истории Древнего мира. Ранние цивилизации: Египет. Передняя Азия. Индия. Китай.  Материальная   культура   и   экономика   ранних   цивилизаций.   Социальный   строй.   Политическая   и   военная организация. Идеология.  Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока Новоегипетская держава: Вавилон времен Хаммурапи.  Хетты: индоевропейцы в Малой Азии.  Эгейский мир эпохи бронзы.  Минойская цивилизация на Крите. Ахейские государства. Ассирийская военная держава и ее преемники в Передней Азии. Персидское «царство царств».  Древняя Индия. Империя Маурьев.  Формирование древнекитайской цивилизации. Империи Цинь и Хань. Тема 2.3. Античная цивилизация Античная цивилизация. Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки. Александр Македонский и эллинизм. аппарат в республиканском и императорском Риме.  Практическая работа№ 1.Составить тест по 2 разделу Древний Рим: этапы становления общества и государства. Экономика, общественный строй, государственный Самостоятельная работа обучающихся  Реферат «Древние цивилизации»  Раздел 3. Цивилизация Запада и Востока в средние века Тема 3.1. Особенности развития цивилизаций Востока в средние века Асинхронность развития средневековых обществ, роль кочевников, хронологические рамки периода для разных Сохранение традиционных устоев в религиозно­культурной, государственной, социальной, экономической жизни стран. Тема 3.2. как главная черта восточных цивилизаций. Китайско­конфуцианская цивилизация Периодизация средневековой истории Китая. Правящие династии, столицы и границы. Роль исторических традиций для китайского Средневековья. Преемственность государственных, общественных, культурно­этических и религиозных форм жизни. Нашествия на Китай в ІV—ХІІІ вв.: варварство и цивилизация. 2 6 2 2 1 1 3 14 2 2 2(8) 2(10) 2(12) 2(14) 2(16) 2 2 2 3 3 2 2 ОК  2 ОК 4 ОК5 ОК  2 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК5 ОК5 ОК4 7 Тема 3.4. Тема 3.5. Тема 3.6. Тема 3.7. Раздел 4. Тема 4.1. Характер монгольского владычества. Арабо­мусульманская цивилизация Возникновение ислама. Мухаммед.  Особенности государственного и общественного строя арабов. Арабские завоевания. Исламизация: пути и методы, складывание мира ислама. Географические и политические границы мира ислама к концу ХV в. Становление западноевропейской цивилизации Хронологические рамки западного Средневековья. Встреча античной цивилизации и варварского мира. Основные этапы взаимоотношений римлян и германцев (I в. до н.э. — V в. н.э.). Великое переселение народов и его исторические результаты. Исторические   итоги   раннесредневекового   периода.   Государства   Европы  VIII—XІ   вв.   Политическая раздробленность и ее причины. Практическая работа№ 2.Основные черты и этапы развития восточнохристианской цивилизации Роль   античных   традиций   в   развитии   восточнохристианской   цивилизации.   Византийские   государство,   церковь, общество.  Особенности отношений земельной собственности.  Город и деревня: высокий уровень развития.  Культура и православие.  Пути и этапы распространения православия. Внутренние и внешние причины гибели Византии.  Расцвет западноевропейской средневековой цивилизации Социально­экономические особенности периода. Складывание средневековых классов и сословий.  Аграрный характер средневековой цивилизации.  Основные формы государственной власти. Сословно­представительные  монархии. Церковь и светские власти, церковь и общество. Социальные конфликты в Средние века: ереси, крестьянские восстания, народные движения. Контрольная работа № 1 Самостоятельная работа обучающихся   В каких областях культуры арабы оставили наиболее существенный вклад? Назовите известных вам арабских ученых, деятелей культуры. Выполнение рефератов:  Культурное наследие Византии. Крестовые походы, их результаты. Повседневная жизнь западноевропейцев в средние века. ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН  ДО КОНЦА XVII ВЕКА Восточная Европа: природная среда и человек 2 2 2 1 1 7 26 2 2(18) 2(20) 2(22) 2(24) 2 2 ОК5 ОК4 2 ОК4 2 3 3 ОК  2 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК  2 ОК 4 ОК 5 ОК 6 2(26) 2 ОК4 8 Влияние географических особенностей Восточной Европы на образ жизни населявших ее людей.  Племена и народы Восточной Европы в древности Заселение Восточной Европы. Племена и народы Северного Причерноморья в I тысячелетии до н. э. Славяне и Великое переселение народов (IV—VI вв.). Его причины. Германские и славянские племена в Европе.  Готы. Гунны. Тюрки. Аварский и Хазарский каганаты. Финно­угорские племена. Византия и народы Восточной Заселение славянами Балканского полуострова.  Восточные славяне в VII—VIII вв. Быт и хозяйство восточных славян. Жилище. Одежда. Формы хозяйствования. Общественные отношения. Семья.  Роль женщин в общине. Верования.  Славянский пантеон и языческие обряды. Практическая работа№ 3.Формирование основ государственности восточных славян Предпосылки образования государства у восточных славян. Разложение первобытнообщинного строя. Формирование союзов племен. Вече и его роль в древнеславянском обществе. Князья и дружинники: происхождение и социальный статус. Рождение Киевской Руси Племенные союзы восточных славян. Общественный строй. Князья и их дружины. Свободные и несвободные.  «Путь из варяг в греки».  Первые русские князья и их деятельность: военные походы и реформы. Дань и данничество. Крещение Руси Этнополитические особенности Древней Руси. Военные, дипломатические и торговые контакты Руси и Византии в IX– X вв.  Владимир Святой. Введение христианства. Культурно­историческое значение христианизации.  Русь и ее соседи в XI–начале XII вв. Европы. Тема 4.2. Тема 4.3. Тема 4.4. Тема 4.5. Взаимоотношения Руси и Византии в XI–XII вв.  Русь и кочевые народы южнорусских степей: военное противостояние, этническое и культурное взаимовлияние.  Право   в   Древней   Руси.   Ярослав   Мудрый.   «Русская   правда».   Власть   и   собственность.   Основные   категории населения. Князь и боярство. Знатные и простолюдины. Свободные и несвободные. Город и горожане. Истоки   русской   культуры.   Значение   христианства   в   становлении   национальной   культуры.   Устное   народное творчество. Славянская письменность. Древнерусская литература. Архитектура. Живопись. Тема 4.6. Древняя Русь в эпоху политической раздробленности Причины раздробленности. Взаимоотношения Руси и Византии в XI–XII вв.  Русь и кочевые народы южнорусских степей: военное противостояние, этническое и культурное взаимовлияние.  Право   в   Древней   Руси.   Ярослав   Мудрый.   «Русская   правда».   Власть   и   собственность.   Основные   категории 2 ОК4 2 2(28) 2 2 2 2 2 2 2 ОК4 ОК5 ОК8 2(30) 2(32) 2(34) 2(36) 2 ОК8 9 населения. Князь и боярство. Знатные и простолюдины. Свободные и несвободные. Город и горожане. Истоки   русской   культуры.   Значение   христианства   в   становлении   национальной   культуры.   Устное   народное творчество. Славянская письменность. Древнерусская литература. Архитектура. Живопись Междоусобная борьба князей. Древняя Русь и Великая степь. Крупнейшие земли и княжества Руси, их особенности. Великий Новгород. Хозяйственное, социальное и политическое развитие. Владимиро­Суздальское княжество. Роль городов и ремесла. Политическое устройство. Галицко­Волынское княжество. Земледелие, города и ремесло. Роль боярства. Объединение княжества при Романе Мстиславиче и Данииле Галицком.  Тема 4.7. Борьба Руси с иноземными завоевателями Общественно­экономический   строй   монгольских   племен.   Образование   державы   Чингисхана   и   монгольские завоевания. Нашествие Батыя на Русь. Образование Золотой Орды, ее социально­экономическое и политическое устройство.  Русь под властью Золотой Орды. Прибалтика в начале XIII в.   Агрессия крестоносцев в прибалтийские земли. Рыцарские ордена. Борьба народов Прибалтики и Руси против 2 2 ОК3 2(38) крестоносцев. Разгром шведов на Неве.  Ледовое   побоище.   Князь   Александр   Невский.   Объединение   литовских   земель   и   становление   литовского Тема 4.8. государства. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.  Практическая работа№ 4.Русь на пути к возрождению Восстановление экономического уровня после нашествия монголо­татар. Земледелие и землевладение. Формы собственности и категории населения. Князь и его приближенные. Роль боярства. Формирование дворянства. Город и ремесло. Церковь и духовенство.  Русь и Золотая Орда в XIV в. Борьба за великое княжение. Экономическое и политическое усиление Московского княжества. Борьба Москвы и Твери. Иван Калита.  Дмитрий Донской и начало борьбы за свержение ордынского ига. Куликовская битва и ее значение. Обособление западных территорий Руси. Великое княжество Литовское и Польша.  Особое положение Новгородской республики. «Вольности» новгородские. Еретические движения.  Отношения с Москвой. Тема 4.9. От Руси к России Характерные особенности объединения Руси. Иван III. Присоединение Новгорода и других земель.  Свержение ордынского ига (1480 г.). Завершение образования единого Русского государства.  Предпосылки   централизации.   Политический   строй.   Судебник   1497   г.   Формирование   органов   центральной   и местной   власти.   Зарождение   приказного   строя.   Боярская   дума.   Государев   двор.   Организация   войска.   Церковь   и великокняжеская власть.  Вклад православной церкви в укрепление единого государства. 2 2(40) 2 2(42) 2 ОК3 2 ОК2 ОК6 10 Тема 4.10. Россия в царствование Ивана Грозного Территория и население России в XVI в.  Елена Глинская. Боярское правление. Венчание на царство Ивана Грозного, формирование самодержавной идеологии. Избранная Рада и ее реформы. Элементы сословно­представительной монархии в России. Судебник 1550 г. Церковь и государство. Стоглавый собор. Военные преобразования. Опричнина и причины ее введения. Опричный террор. Социально­экономические и политические последствия опричнины. Иван Грозный и Андрей Курбский. Митрополит Филипп.  Экономическое положение и социально­политические противоречия в русском обществе конца XVI в.  Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Вхождение   башкирских   земель   в   состав   России.   Укрепление   позиций   России   на   Кавказе.   Отношения   с   Крымским ханством. «Дикое поле». Казачество. Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонская война (1558–1583 гг.). Образование Речи Посполитой (1569 г.).  Народы Урала и Приуралья в составе Сибирского ханства. Поход Ермака. Вхождение Западной Сибири в состав Российского государства. Тема 4.11. Тема 4.12. Смута в России начала XVII в. Династический вопрос. Борис Годунов и его политика. Учреждение патриаршества. Начало гражданской войны в России. Самозванцы. Народные восстания. Вмешательство Польши и Швеции во внутренние дела России. Семибоярщина. Польские войска в Москве. Первое и второе ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.  Земский собор 1613 г. и начало правления Романовых. Окончание гражданской войны.  Россия в середине и второй половине XVII в. Территория   и   население.   Формы   землепользования.   Города.   Ремесла.   Торговля.   Соборное   уложение   1649   г. Юридическое оформление крепостного права. Городские восстания середины XVII столетия. Политический строй России. Развитие приказной системы. Падение роли Боярской думы и земских соборов.  Реформы   Никона   и   церковный   раскол.   Культурное   и   политическое   значение.   Крестьянская   война   под предводительством Степана Разина. Основные направления внешней политики России. Присоединение Левобережной Украины. Войны со Швецией и Турцией. Освоение Сибири и Дальнего Востока.  2 2(44) 2 2(46) 2 2(48) 2 ОК 8 ОК3 ОК8 2 2 11 Тема 4.13. Раздел 5. Тема 5.1 Русская культура в ХIII–ХVII вв. Литература,   живопись,   архитектура.   Религиозные   споры.   Публицистика.   «Домострой».   Социальная   роль женщины. Быт и нравы. «Обмирщение» русской культуры в XVII в. Расширение культурных связей с Западной Европой. Создание школ. Славяно­греко­латинская академия. Новые жанры в литературе.  Основные   понятия:   индоевропейская   общность,   крещение,   племенные   союзы,   вече,   князь,   дружина,   дань, данничество, боярство, национальная культура, раздробленность, междоусобицы, иго, экспансия, основы национального самосознания,   уния,   митрополит,   патриарх,   объединительный   процесс,   централизованное   государство,   Судебник, крепостное   право,   приказный   строй,   Боярская   дума,   помещики,   дворяне,   иосифляне,   нестяжатели,   царь,   опричнина, террор, самодержавие, казачество, гражданская война, раскол, крестьянская война. Контрольная работа № 2  по теме «История России с древнейших времен до XVII века» Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение рефератов по темам: Образование государства Киевская Русь. Государственная и политическая деятельность Ярослава Мудрого. Владимир Мономах и его время. Империя Чингисхана и нашествие татаро – монгол на Русь. Рождение Русской письменности. Кирилл и Мефодий. Освоение Сибири. Характер русской колонизации. Составление политического портрета:  Александр Невский – государственный деятель и полководец. Иван 3 и его роль в российской истории. Иван Грозный – человек и политический деятель. Составление кроссвордов ИСТОКИ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI–XVIII ВВ. 1 1 13 12 2(50) 2 3  3 ОК  2 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 8 ОК  2 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 8 Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу Запад и Восток в  XVI–XVII  вв.: многообразие цивилизаций, их сходства и различия. Россия — «мост» между Западом и Востоком. Предпосылки возникновения феномена «модернизации» и его содержательная сторона. Новации в характере мышления, ценностных ориентирах  в эпоху Возрождения и Реформации  Европа в период Реформации и Контрреформации. Ориентация человека на активную жизненную позицию и пробуждение критического мышления в ходе обновления западного   христианства.   Высшее   оправдание   повседневного   труда   в   качестве   богоугодной   деятельности.   Готовность человека нового типа к познанию, освоению и покорению окружающего мира. 2 2(52) 2 ОК1 ОК4 12 Практическая работа№ 5.Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии Великие   географические   открытия.   Карта   мира.   Начало   межцивилизационного   диалога   и   его   воздействие   на судьбы   участников:   гибель   и   трансформация   традиционных   цивилизаций   Нового   Света,   их   влияние   на   развитие модернизирующейся цивилизации Запада. Формирование нового пространственного восприятия мира. Тема 5.2 Тема 5.3. Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации Образование централизованных государств. Империи и национальные государства. Абсолютизм.  Английская революция  XVII  в. и ее значение для Европы. «Просвещенный абсолютизм» и его особенности в Эволюция системы международных отношений в раннее Новое время Складывание   «европейского   концерта»   и   распределение   «ролей»   между   государствами.   Вступление   в Австрии, Пруссии, России. 2 ОК9 2 ОК5 2(54) 2(56) 2(58) 2 ОК4, ОК8 2 2 2 «европейский концерт» Российской империи.  Возникновение постоянных армий. Войны религиозные, династические, торговые. Дипломатия. Система коалиций. Участие России в общеевропейских конфликтах — войнах за Польское и Австрийское наследство, в Семилетней войне.  «Османский фактор» европейской политики; вклад России в борьбу с турецкой угрозой. Тема 5.4 Европа XVII в.: новации в хозяйствовании, образе жизни и социальных нормах XVII век ­эпоха всеобщего европейского кризиса. Синхронность кризисных ситуаций в разных странах.   Процесс модернизации западного мира. Зарождение нового хозяйственного уклада в экономике. Урбанизация. Новое в облике городов и жилищ. Размывание сословного строя и стремление зафиксировать внешние черты сословной принадлежности.  Секуляризация общественного сознания.  Век Просвещения Понятие   «Просвещение»   и   его   содержание.   Теория   естественного   равенства.   «Общественный   договор». «Народный суверенитет». Культ Разума. Идея прогресса. Тема 5.5 Особенности Просвещения в России, «просвещенный абсолютизм». Технический прогресс и Великий промышленный переворот Технические   изобретения   и   изменение   отношения   к   ним   в   обществе.   Изобретатели   и   предприниматели. Работающие машины. Паровой двигатель. От мануфактуры к фабрике. Развитие транспортно­коммуникационной системы. Начало   промышленного   переворота   в   Англии:   проявления   процесса   в   экономической   и   социальной   жизни. 2 2(60) Изменения в социальном составе общества. 3 ОК9 13 Тема 5.6 Революции XVIII в. и их значение для утверждения индустриального общества Война   за   независимость   североамериканских   колоний   и   попытка   реализации   просветительских   идеалов. Образование США. Влияние североамериканских событий на европейское общество. Французская революция XVIII в. Политические режимы периода Революции. Конституции.  Контрольная работа  № 3» Истоки индустриальной цивилизации: страны западной европы в xvi–xviii вв». Основные понятия: модернизация, Новое время, Возрождение, индивидуализм, Реформация, Контрреформация, Великие географические   открытия,   колониальная   экспансия,   абсолютизм,   революция,   коалиция,   гражданская   война, протекционизм,   специализация,   внутренний   рынок,   общественно­политическая   мысль,   кризис,   урбанизация,   научная революция, секуляризация, общественное сознание, толерантность, барокко, классицизм, Просвещение, «общественный договор»,   «народный   суверенитет»,   прогресс,   сентиментализм,   промышленный   переворот,   мануфактура,   фабрика, конституция, политический режим. Самостоятельная работа обучающегося Используя дополнительную литературу, напишите биографический очерк об одном из путешественников XV – XVIвв.  Расскажите о развитии военной техники в XVI – XVII вв.  Охарактеризуйте крупнейших деятелей (мыслителей) эпохи Возрождения.  Заполните таблицу «Деятели просвещения»   Почему именно Англия стала самой развитой страной мира к концу XVIII века? Аргументируйте ответ. РОССИЯ В ХVIII ВЕКЕ  Практическая работа№ 6. Россия в период реформ Петра I Предпосылки реформ Петра I. Особенности модернизационного процесса в России. Северная война и ее итоги. Изменение места России в мире, провозглашение ее империей. Социально­экономическая политика Петра I и социальная структура русского общества. Крепостная экономика. «Регулярное государство». Культурный переворот петровского времени.  Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I (1725–1762 гг.) Причины   дворцовых   переворотов.   Екатерина  I.   Верховный   Тайный   совет.   Петр  II.   «Затейка»   верховников   и воцарение Анны Иоанновны. Бироновщина. Политическая борьба и дворцовый переворот 1741г. Социально­экономическая политика Елизаветы Петровны.  Участие России в Семилетней войне.  Правление Петра III.  Дворцовый переворот 1762 г. и воцарение Екатерины II. Раздел 6. Тема 6.1 Тема 6.2 1 1 6 8 2 2(62) 2 3 3 ОК  2 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 8 ОК 9 ОК  2 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 8 2(64) 2 ОК3 2 ОК5 2 2(66) 14 Тема 6.3 Тема 6.4 Россия во второй половине XVIII в. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева.  Характер и направленность реформ Екатерины Великой.  Павел I — характеристика личности и основные направления его политики. Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Выход России к Черному морю. Разделы Речи Посполитой и вхождение украинских и белорусских земель в состав Российской империи. Культура России в середине и во второй половине XVIII в. Русская культура в середине XVIII в. Идеи Просвещения и просвещенное общество в России.  Достижения архитектуры и изобразительного искусства. Барокко и классицизм в России.  Контрольная работа № 4 Россия в хviii веке Самостоятельная работа обучающихся  Составьте таблицу «Положительные и отрицательные последствия петровских реформ». Дайте собственную оценку этим  реформам. Используя дополнительную литературу, напишите историческое эссе об одном из сражений периода русско­турецких войн XVIII века. В каких сферах творили русские ученые XVIII века. Перечислите их важнейшие открытия и их значение. Расскажите   о   развитии   русского   искусства  XVIII  века.   Какие   стили   в   нем   преобладали?   Назовите   главных деятелей искусства XVIII века и  их произведения. Раздел 7. Тема 7.1 СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Различные европейские модели перехода от традиционного  Тема 7.2 к индустриальному обществу Европейские   революции   середины  XIX  в.   Движения   за   реформы:   требования,   формы   организации, результативность.  Объединительные процессы в Европе и Америке.  Объединение Германии и Италии.  Гражданская война в США.  Славянское Возрождение и Россия. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в. Социальный   состав   общества:   старые   и   новые   составляющие.   Дворянство.   Средний   класс.   Крестьянство. Пролетариат.   Деревенское   общество.   Городское   население:   количественный   рост,   новый   образ   жизни,   новые   формы деятельности. Городская семья. Движение за эмансипацию женщин. Будни и праздники горожан. Особенности духовной жизни нового времени 2 ОК3 2 3 3 ОК  2 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 8 ОК  2 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 8 2 ОК4 2 1 1 4 4 2 2(68) 2(70) 2(72) 2 ОК4, ОК2 2 2(74) 15 Мировосприятие   человека   индустриального   общества.   Вера   в   прогресс   и   культ   «положительных»   знаний. Формирование классической научной картины мира. Научные открытия: количественная и качественная характеристики. Дарвин и дарвинизм. История — «муза века». Основные   понятия:гражданское   общество,   индустриальное   общество,   партия,   консерватизм,   либерализм, социализм,   «средний   класс»,   научная   картина   мира,   естественнонаучные   знания,   дарвинизм,   романтизм,   реализм, импрессионизм, художественный стиль. Самостоятельная работа обучающихся  Используя дополнительную литературу, напишите историческое эссе по истории экономического развития одной из стран  в XIX веке (по выбору). Заполните таблицу Войны, происходившие в Европе в XIX веке Участники Результаты Раздел 8. Тема 8.1 ПРОЦЕСС МОДЕРНИЗАЦИИ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ ВОСТОКА Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии Варианты   реакции   цивилизаций   Востока   на   экспансию   Запада:   отторжение   и   изоляция,   сопротивление   и подчинение.   Колониальное   соперничество   и   его   значение.   Создание   колониальных   империй,   формы   их   организации. «Освоение» Африки. Судьба Индии в «короне» Британской империи. Попытки модернизации в странах Востока «Восточный   вопрос»   с   точки   зрения   межцивилизационного   диалога.   Проблема   Суэцкого   канала.   Попытки модернизации в Османской империи. Япония: от самоизоляции к практике модернизации. Политика самоизоляции: Китай в борьбе за сохранение «своего лица».    Раздел 9. Тема 9.1 Основные понятия: колониальная империя, изоляция, «восточный вопрос», межцивилизационный диалог РОССИЯ В ХIХ ВЕКЕ Россия в первой половине XIX столетия Территория   и   население   империи.   Особенности   российской   колонизации.   Роль   географического   фактора   в социально­экономическом и политическом развитии России. Национальный вопрос. Социальная структура. Дворянство. Духовенство. Городское население. Крестьянство. Казачество. Социальный и 2 2 2 14 2 3 ОК  2 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 8 2 ОК4 2(76) 2(78) 2 ОК9, ОК4 16 Тема 9.2 Тема 9.3 Тема 9.4 культурный разрыв между сословиями. Аристократическая культура и «культура безмолвствующего большинства». Практическая работа№ 7.Власть и реформы в первой половине XIX в. Реформы начала царствования Александра I. Проблема соотношения просвещения и самодержавия. Дворянский консерватизм. Аристократическая оппозиция. Идейная борьба. М.М.Сперанский и Н.М.Карамзин. Россия в 1815–1825 гг. Конституционные проекты. Причины неудач  движение. Декабристы. Николай  I.   Смена   политических   приоритетов.   Роль   бюрократии.   Официальный   национализм.   Консерватизм   в государственно­правовой и идеологической сферах. Кризис идеологии самодержавия. Внешняя политика Александра I и Николая I Геополитическое   положение   России   к   началу  XIX  в.   Основные   направления   и   принципы   внешней   политики. Антифранцузские коалиции и Отечественная война 1812 г. Европа после Наполеона. «Священный союз» и идеалы легитимизма. Финская автономия и польская Конституция. Борьба с Османской империй. Россия и христианские народы Балканского полуострова. Российская империя и мусульманские народы Кавказа. Кавказская война. Закавказье в политике Российской империи; борьба с Ираном за территории и влияние. Вхождение Закавказья в состав России. Россия и европейские революции 1830–1831 гг., 1848–1849 гг. Крымская война и крах «Венской системы». Интеллектуальная и художественная жизнь России первой половины XIX в. Российский   феномен:   философия,   литература   и   литературная   критика   вместо   политической   борьбы. Политические идеалы: иллюзии и реальность. Общественно­политическая борьба и поиск национально­политической идентичности. Славянофилы. Западники. Правительственная идеология и рождение теории «официальной народности». Развитие науки и техники в России в первой половине XIX в.. Открытия   и   технические   изобретения.   Литература   и   книгоиздание.   Стили   и   направления   в   литературе: сентиментализм,   романтизм,   реализм.   Музыкальная   культура.   Живопись:   от   классицизма   к   романтизму   и   реализму. Архитектура. Театр. Основные   понятия:   поликонфессиональность,   многонациональность,   аракчеевщина,   военные   поселения, общественное движение, декабристы, национализм, космополитизм, бюрократия, геополитическое положение, легитимизм, автономия, западники, славянофилы, национально­политическая идентичность, теория «официальной народности». Россия в эпоху великих реформ Александра II Россия после Крымской войны. Александр  II. Подготовка крестьянской реформы. Отмена крепостного права. Судебная, земскаяи военная реформы. Финансовые преобразования. Реформы в области просвещения и печати. Итоги реформ, их историческое значение. Либералы и консерваторы власти. Реакция на польское восстание. Особенности государственно­политического консерватизма второй половины XIX в. Российский либерализм. Социалистические   идеи   в   России.   Российские   радикалы:   от   нигилистов   к   бунтарям,   пропагандистам   и заговорщикам. От народнических кружков к «Народной воле». Правительственные репрессии и революционный террор. 2 ОК 7 2 ОК3 2 ОК8, ОК 5 2 2(80) 2 2(82) 2 2(84) 17 Тема 9.6 Тема 9.7 2(86) 2(88) Цареубийство 1 марта 1881 г. и его последствия. Пореформенная Россия Общество и государство. Завершение промышленного переворота. Общество и рынок. Урбанизация. Изменения социальной структуры общества в условиях индустриального развития. Разложение дворянства. Расслоение крестьянства. Формирование новых социальных слоев. Буржуазия и пролетариат.  Консервативный курс Александра  III. Ограничение реформ. Ужесточение цензуры. Сословная и национальная политика правительства. Общественное движение: спад и новый подъем.  Россия в системе международных отношений второй половины XIX в. Геополитические интересы империи и международные противоречия. Отмена условий Парижского мира. «Союз трех императоров». Россия и Восток. Россия и славянский вопрос. Русско­турецкая война 1877–1878 гг. и ее результаты. Россия и европейские державы. Политика России в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Интеллектуальная   и   художественная   жизнь   пореформенной   России.   Великие   реформы   и   русская   культура. Перемены  в системе  образования:  училища,  школы,  гимназии,  университеты.  Развитие  науки и техники. Золотой  век русской литературы. Музыкальная культура. Живопись. Архитектура. Театр. Повседневная жизнь населения России в XIX в. Крестьянство.   Крестьянская   община.   Крестьянская   семья   и   внутрисемейные   отношения.   Бытовой   уклад. Менталитет крестьянства. Религиозные воззрения. Трудовая этика. Роль городов в культурной жизни страны. Городское население. Численность и социальная структура. Городская семья. Повседневная жизнь русского города. Женская эмансипация. Столица и провинция. Пролетариат: быт, воззрения, психология. Формирование русской буржуазии. Духовенство. Правовое и материальное положение. Иерархи и рядовое духовенство. Быт, нравы. Священнослужители и общество. Дворянство. Права, привилегии, обязанности. Столичное и поместное дворянство. Дворянская семья. Образование и карьера дворянина. Нравы и обычаи. Просвещенный дворянин и «дикий» помещик. Офицерство. Значение дворянской культуры в истории России. Чиновный мир. Высшая бюрократия и «маленький человек»: материальное положение и духовные запросы. Контрольная работа №  5 Россия в хiх веке Основные понятия: крестьянская реформа, радикализм, народничество, репрессии, марксизм, менталитет. 2 1 1 2 2 3 ОК5 ОК  2 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 8 18 Самостоятельная работа обучающихся   Написать эссе:  Об одном из  деятелей декабристского восстания.  Александр 1­ благословенный, Александр2 – освободитель. Александр3 – миротворец. Выполнение рефератов по темам: Крымская война и ее значение для России. Реформы Александра 2 и их значения. Выполнение презентаций: Герои Отечественной войны 1812 года. Положение крестьян в России Х1Х в.                        Раздел 10. Тема 10.1 ОТ НОВОЙ ИСТОРИИ К НОВЕЙШЕЙ Международные отношения в начале XX в. Изменения в системе международных отношений на рубеже XIX—XX вв. Колониальные империи Великобритании и   Франции.   Возвышение   Германии   и   США.   Территориальная   экспансия   Японии.   Россия   в   системе   международных отношений.   Начало   борьбы  за   передел  мира.   Русско­японская  война.   Складывание   двух  противостоящих  друг  другу военных блоков великих держав — Тройственного союза и Антанты. «Прекрасная эпоха»: западное общество в начале ХХ в. Перемены   в   социальной   структуре   индустриально   развитых   стран.   Урбанизация.   Снижение   доли   аграрного населения.   Рост   экономического   веса   сферы   услуг.   Повышение   образовательного   уровня   населения.   Изменения   в положении рабочих. Профсоюзное движение. Тема 10.2 Научно­технический прогресс на рубеже XIX–XX вв. Энергетическая революция. Новая физика и распад «неделимого атома». Расширение границ познаваемого мира. Новые скорости информационных потоков. Транспорт — кровеносная система индустриального общества. Достижения естественных наук. Новые отношения науки и производства.  Россия в начале XX в. Социальный и демографический состав российского общества.. Миграционные процессы. Кризис сословного  деления.  Российская правовая система. Свод законов Российской империи. Государство.  Особенности российской монархии. Система министерств. Становление российского парламентаризма.  Государственная дума и Государственный совет. Региональная структура управления. Местное самоуправление. 3 ОК  2 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 8 2 ОК4, ОК 8 2(90) 6 8 2 2 2(92) 2 ОК9, ОК 1 19 Общественная жизнь. Либерализм и консерватизм. Революция 1905–1907 гг.: социальный заказ на модернизацию  или протест против нее. Традиционализм и модернизм в левом движении: народнические и марксистские партии. Экономические реформы С.Ю.Витте и П.А.Столыпина.  Россия в системе международных отношений. Проблемы догоняющей модернизации. «Восточный вопрос» во  внешней политике Российской империи. Русско­японская война. Военно­политические блоки. Тема 10.3 Первая мировая война Истоки   и причины.  Особенности   военных   конфликтов   в  XX  в.:   техносфера   против   человечества.   Тотальный характер войны. Гибель традиционных военно­административных империй. Версальская система.  Россия в Первой мировой войне 2 2(94) 2 ОК1 Влияние войны на общество. Изменения в социальной структуре. Диспропорции в государственной системе,  экономике и национальной политике. Армия и общество: перекос во взаимоотношениях. Государство и общественные  организации: попытки взаимной интеграции; замыслы и результат. Изменение правовой системы.  Тема 10.4 Февральская революция в России Причины и ход революции. Эволюция власти и общества от февраля к октябрю 1917 г. Двоевластие. Кризисы  Временного правительства. Причины радикализации общества. Учредительное собрание: ожидание, деятельность,  результат. 1 2(96) Приход большевиков к власти в России Первые шаги советской власти. Трансформация дореволюционных идей большевиков: государственное  управление, армия, экономика. Формирование однопартийной системы. Становление новой правовой системы: от первых  декретов до Конституции 1918 г. Государственное устройство. «Советская демократия» и партийные органы. Замена конституционных органов  власти чрезвычайными. Централизация власти. Однопартийная система: от демократии внутри партии до «демократии»  внутри руководства. Экономика. «Военный коммунизм»: чрезвычайная мера или форсированная модернизация? Экономические,  социальные и политические аспекты политики «военного коммунизма». Гражданская война: причины, действующие лица, политические программы сторон. Красный и белый террор.  Причины поражения антибольшевистских сил. Российская эмиграция. Советская Россия на международной арене. Брестский мир. Военная интервенции стран Антанты. Изоляция  Советской России. Коминтерн. «Экспорт революции».  Контрольная работа № 6 «От новой истории к новейшей» Основные понятия: монополии, государственно­монополистический капитализм, социал­демократия, феминизм, правовое   государство,   век   масс,   информационные   потоки,   социальные   стереотипы,   военно­политический   блок, национальная   политика,   техносфера,   тоталитарная   идеология,   Учредительное   собрание,   «военный   коммунизм», интервенция, однопартийная система, декрет, «экспорт революции». 1 2 3 ОК  2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 8  20 3 2 ОК  2 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 8 ОК4, ОК3 3 4 2 2(98) Самостоятельная работа обучающихся Развитие науки и техники в конце XIX в – начале XX в. Назовите важнейшие открытия и изобретения. Как они повлияли  на развитие экономики?  Написать историческое эссе об одном из эпизодов русско­японской войны.  Цели столыпинской реформы, результат. Могли ли белые, по вашему мнению, победить в Гражданской войне? Каковы были бы последствия этого? Приведите аргументы в подтверждение своего мнения. Раздел 11. Тема 11.1 МЕЖДУ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ Страны Европы в 20­е годы ХХ в. Послевоенный кризис Запада. Социальные теории.  Упадок консерватизма.  Малые страны перед необходимостью ускоренной модернизации. Система догоняющего развития.  Возникновение фашизма. Триумфальное шествие авторитарных режимов. Стабилизация 1925–1929 гг. Запад в 30­е годы ХХ в. Мировой экономический кризис и Великая депрессия: истоки, развитие, последствия.  Военная   конъюнктура   и   стихийная   реструктуризация   экономики   ведущих   мировых   держав.   НТП   —   «локомотив перепроизводства».  Различные   пути   преодоления   кризиса.   Крушение   Веймарской   республики   и   германский   национал­социализм. Тоталитаризм. Народы Азии, Африки и Латинской Америки в первой половине XX в. Основы функционирования колониальных систем в индустриальную эпоху. Латинская Америка на путях модернизации: каудильизм или демократия? Международные отношения в 20—30­е годы ХХ в. Кризис Версальско­Вашингтонской системы.  Лига Наций. СССР как новый фактор мировой политики.  Последствия мирового экономического кризиса на международной арене. Возникновение очагов агрессии в Европе и Азии. Американский нейтралитет и бессилие европейских гарантов мира. Возникновение и консолидация реваншистского блока.  Политика «умиротворения» агрессоров. Пакт Молотова—Риббентропа. 21 Тема 11.2 Строительство социализма в СССР: модернизация на почве традиционализма Кризис «военного коммунизма». Новая экономическая политика (нэп): сущность и направления.  Постепенный отход от идей «мировой революции. Приоритеты внутригосударственного строительства.  Образование СССР. Выбор путей объединения. Конституция СССР 1924 г. Основные направления национально­ государственного строительства. Централизация государственного аппарата. Основные направления общественно­политического и государственного развития СССР в 20–30­е годы.  Внутрипартийная борьба: дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Становление единоличной власти  И.В. Сталина. Культ личности. Борьба с инакомыслием. Массовые репрессии.  Развитие экономики СССР в конце 20–30­х годов. Форсированная модернизация. Причины свертывания нэпа.  Индустриализация. Коллективизация. Соотношение традиционализма в социальной жизни и модернизма в экономике.  Успехи и недостатки экономического курса. Внешняя политика СССР в 20–30­е годы: от конфронтации к поиску контактов. Попытки возврата к границам  Российской империи: советско­финляндская война; присоединение Прибалтики, Бессарабии, Северной Буковины,  Западной Украины и Западной Белоруссии. «Культурная революция». Создание советской системы образования. Достижения и потери в сфере науки и  искусства. Основные   понятия:   догоняющее   развитие,   маргинализация,   тоталитаризм,   авторитарный   режим,   мировой экономический   кризис,   нацизм,   кейнсианство,   каудильизм,   реваншизм,   новая   экономическая   политика,   «мировая революция», культ личности, индустриализация, коллективизация, традиционализм, «культурная революция». Самостоятельная работа обучающегося  Используя дополнительную литературу, напишите биографический очерк об одном из участников гражданской войны в Испании. Написать эссе: Об одной из строек первой пятилетки (по выбору); Пакт Молотов­Риббентроп; Западное общество в начале ХХ в. Составление конспекта по теме «Народы Азии и Африки» Раздел 12 Тема 12.1 ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА Вторая мировая война: причины, ход, значение Причины и ход.  «Странная война». Блицкриг вермахта.  Изменения в системе международных отношений со вступлением в войну СССР и США.  Антигитлеровская коалиция. Ленд­лиз.  Военные действия на Тихом и Атлантическом океанах, в Африке и Азии. «Второй фронт» в Европе.  Война технологий.  Миропорядок Ялты и Потсдама. Возникновение биполярного мира. 2 2 4 2 2 ОК4 2(100) ОК  2 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 8 2(102) 2 ОК4 22 Тема 12.2 СССР в годы Великой Отечественной войны Общество в годы войны. Отношение к войне различных национальных, культурных и социальных групп: приоритет  патриотизма или коммунистических идеалов? Пропаганда и контрпропаганда. Роль традиционных ценностей и политических  стереотипов. Партизанское движение. Национальная политика. Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Роль  советского тыла. Государственный строй. Милитаризация аппарата. Управление экономикой в военное время. Влияние довоенной  модернизации экономики на ход военных действий. Решающая роль СССР в разгроме нацизма. Значение и цена Победы в Великой Отечественной войне.  Составить тест по разделу «Вторая мировая война» Основные   понятия:   блицкриг,   антигитлеровская   коалиция,   биполярный   мир,   партизанское   движение, милитаризация, героизм, патриотизм Самостоятельная работа обучающихся  Написать историческое эссе об одном из эпизодов военных действий на Тихом океане.  Биографический очерк об одного из полководцев Второй мировой войны (по выбору). Сделать сообщения: Александровск  в годы Великой Отечественной войны. Мои родственники в годы Великой Отечественной войны. Раздел 13. Тема 13.1 МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА «Холодная война» Сверхдержавы: США и СССР. Обоюдная заинтересованность в формировании образа врага.  Противоречия: геополитика или идеология? Гонка вооружений и локальные конфликты. Военные блоки. Две Европы — два мира. Распад колониальной системы.  Военно­политические кризисы в рамках «холодной войны».  Крах биполярного мира.  Тема 13.2 Научно­технический прогресс Транспортная революция.  Качественно новый уровень энерговооруженности общества, ядерная энергетика.   Прорыв   в   космос.   Развитие   средств   связи.   Компьютер,   информационные   сети   и   электронные   носители информации. Современные биотехнологии. Автоматизированное производство.  Индустрия и природа.  Формирование новой научной картины мира.  Дегуманизация искусства.  Вторая мировая война — кризис метрополий.  Американский «Великий проект» и «старые» империи.  Советский антиколониализм. Страны Азии, Африки и Латинской Америки 1 1 2 4 2 2(104) 2(106) 2 2(108) 2 2 3 3 2 2 ОК2, ОК10 ОК7 ОК  2 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 8 ОК3 ОК9 23 Страны Азии и Африки в системе биполярного мира.  Движение неприсоединения.  Доктрины третьего пути. Проблемы развивающихся стран.  Латинская Америка.  Социализм в Западном полушарии. Основные   понятия:   сверхдержава,   локальные   конфликты,   «холодная   война»,   информационная   война, техногенная   цивилизация,   научно­технический   прогресс,   интернационализация,   «консервативная   волна»,   экуменизм, биотехнология,   экология,   модернизм,   технократизм,   иррационализм,   антиколониализм,   национально­освободительная борьба, движение неприсоединения. Самостоятельная работа обучающихся  Изучение справочной, документальной, художественной литературы. Работа с интернет – ресурсами СССР В 1945–1991 ГОДЫ СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе Восстановление хозяйства. Влияние международной ситуации на направление развития экономики.  Плюсы и минусы советской послевоенной модернизации. ГУЛАГ в системе советской экономики. Противоречия между экономическим развитием государства и положением индивида. Усиление   традиционализма   в   общественной   жизни.   Интеграция   коммунистической   идеологии   в   систему традиционных   ценностей.   Национальная   политика:   появление   элементов   государственного   шовинизма   и   ксенофобии. Усиление этнокультурной унификации. Апогей культа личности И.В. Сталина. Политические процессы. Место СССР в послевоенном мире. Влияние «холодной войны» на экономику и внешнюю политику. Советский Союз и «сталинизация» стран «народной демократии». Советский Союз в период частичной либерализации режима Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Приход к власти Н.С.Хрущева. Попытки преодоления культа  личности. XX съезд КПСС. Либерализация сверху. Концепция построения коммунизма. Реформа государственного  аппарата. Увеличение роли права в жизни общества. Культурная жизнь общества. «Оттепель».  Экономические реформы 1950–1960­х годов, причины их неудач. Промышленность: снижение темпов  модернизации. Элементы волюнтаризма в сельскохозяйственном производстве. Внешняя политика СССР. Социалистический лагерь. Конфликты из­за различий в восприятии курса  «десталинизации»: Венгрия, Польша, Китай, Албания. Либерализация внешней политики. Попытки диалога с Западом. Международные кризисы. СССР в конце 1960­х — начале 1980­х годов Общественно­политическое развитие СССР. «Неосталинизм». Идеологизация режима. Теория развитого  социализма. Политическая апатия общества.  Раздел 14 Тема 14.1 Тема 14.2 Тема 14.3 1 6 2 2 1 3 ОК  2 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 8 2 ОК4 2 ОК4, ОК7 2(110) 2(112) 2(114) 2 ОК  2 ОК 4 24 Экономика СССР. Роль сырьевых ресурсов. Зависимость от западных высоких технологий. Зависимость сельского хозяйства от государственных инвестиций. Попытки модернизации: реформа А.Н.Косыгина. Снижение темпов развития по отношению к западным странам. Ю.В.Андропов и попытка административного решения кризисных проблем. Международное положение. Попытки консервации существующего миропорядка в начале 70­х годов. «Разрядка».  Улучшение отношений с Западом. Хельсинские соглашения. Обострение отношений в конце 70­х — начале 80­х годов.  Война в Афганистане. Заключительный этап «холодной войны». СССР в период перестройки Причины реформ М.С. Горбачева. Кризис классической советской модели социализма. Попытки экономической  модернизации. Движущие силы. Готовность общества к переменам. Прагматизм и идеализм. Изменения в правовой и  государственной системе. Отказ от советского традиционализма в пользу западного либерализма.  Советская культура. Новые ориентиры. Литература. Кинематограф. СССР системе международных отношений. Окончание «холодной войны». Сближение с США и Западной  Европой. Распад социалистического лагеря. Окончание войны в Афганистане. Конец биполярного мира. Крах политики перестройки. Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы, последствия Контрольная работа № 7. СССР в 1945–1991 годы  Основные понятия: наукоемкие технологии, волюнтаризм, идеологизация, рентабельность, экстенсивное и  интенсивное развитие, ротация кадров, разрядка. Самостоятельная работа обучающихся  Эссе «СССР в годы перестройки ». Биографический очерк об одном из деятелей советской культуры  Сделать сообщения: СССР в годы хрущевской оттепели.  Война в Афганистане. Раздел 15. Тема 15.1 РОССИЯ И МИР НА РУБЕЖЕ ХХ–XХI ВЕКОВ Российская Федерация на современном этапе Становление  новой  российской  государственно­правовой  системы.  Парламентская   или президентская  модель. Политический  кризис осени 1993г. Конституция РФ. Система разделения властей. Президент. Государственная Дума. Принципы федерализма. Президентские   выборы   2000   и   2004   гг.   Курс   на   укрепление   государственности,   экономический   подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности. Экономика. Переход к рыночным отношениям: реформы и их последствия. Плюсы и минусы форсированной либеральной модернизации. Спады и подъемы российской экономики, их причины и последствия для общества. Роль сырьевых ресурсов. Российская экономика в мировой экономической системе.                                    Мир в ХХIв. Основы функционирования информационной экономики. Кризис традиционных отраслей. Проблемы окружающей среды. Глобализм и антиглобализм. Конфликты из­за ресурсов. Технологии будущего.  Страны   третьего   мира.   Успехи   и   трудности   развития.   Конфликт   традиционного   уклада   и   модернизационных ОК 5 ОК 6 ОК 8 ОК9 3 2 ОК  2 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 8 ОК2. ОК3, ОК9 25 1   3 2 2 3 2(116) тенденций. Рост фундаменталистских настроений.  Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно­правовой системы. Интеграция  России  в западное  пространство.  Общие  принципы  и противоречия.   Рецидивы  «холодной войны».  Место России в международных отношениях. Основные   понятия:   постиндустриальное   общество,   интеграция,       одно   и   многополярный   мир,   глобализм, антиглобализм, терроризм. Дифференцированный  зачет Всего 1(117) 1 175 Уровни усвоения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств)  2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)     26 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ   Требования   к   минимальному   материально­техническому 3.1. обеспечению Реализация   учебной   дисциплины   требует   наличия   учебного   кабинета «История». Оборудование учебного кабинета: ­ посадочные места по количеству обучающихся; ­ рабочее место преподавателя; ­ комплект учебных таблиц и схем; ­ комплект настенных карт; ­ комплект атласов и контурных карт; ­ комплект документов для изучения; ­ комплект заданий для тестирования и контрольных работ; ­ Технические средства обучения: ­ компьютер с лицензионным программным обеспечением .   3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень   рекомендуемых   учебных   изданий, дополнительной литературы Для обучающихся    Интернет­ресурсов, 1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник  в двух частях — М., 2013. 2. Богуславский В.В. Правители России: Биографический словарь. — М., 2006. 3. Дайнес   В.О.   История   России   и   мирового   сообщества.   Хроника событий. — М., 2004. 4. История. 11 класс. Тематический контроль. — М., 2004. 5. Кишенкова.   Сборник   тестовых   заданий.   История   России.   Старшая школа. 10—11 кл. — М., 2006. 6. История Государства Российского. Жизнеописания. Т. 1—9. — М., 1996—2001.  Для преподавателей  1. Анисимов Е. В. Юный град. Петербург времен Петра Великого. — СПб., 2003. 2. Анисимов Е. В. Анна Иоанновна. — М., 2002. 27 3. Анисимов Е. В. Елизавета Петровна. — М., 2001. 4. Арзаканян М.Ц., Ревякин А.В., Уваров П.Ю. История Франции. — М., 2005. 5. Война в Корее. — СПб., 2000. 6. Волковский Н.Л. История информационных войн. — М., 2003. 7. Галактионов М. Париж 1914. — М., 2001. 8. Генифе П. Политика революционного террора 1789—1794. — М., 2003. 9. Герцог Х. Арабо­израильские войны. — М., 2004. 10.Губер П. Мазарини. — М., 2000. 11.Дарнтон   Р.   Великое   кошачье   побоище   и   другие   эпизоды   из   истории французской культуры. — М., 2002. 12.Делюмо Ж. Грех и страх: формирование чувства вины в цивилизации Запада (XIII—XVIII вв.). — Екатеринбург, 2003. 13.Дроз Ж. История Германии. — М., 2005. 14.Дуршмид Э. Победы, которых могло не быть. — М., 2000. 15.Зайончковский А.М. Первая мировая война. — М., 2000. 16.Ивашко М.И. История России в таблицах и схемах в 3 ч.: учеб. пособие. — М., 2006. 17.Ивашко   М.И.   История   России.   Ч.   1.   Вторая   половина   IX—XVI   вв. Плакаты. — М., 2007. 18.Ивашко   М.И.   Отечественная   история.   XX   век.   Учебное   пособие   в схемах. — М., 2006. 19.Исторический лексикон. История в лицах и событиях: XVII век. — М., 2006. 20.Исторический лексикон. История в лицах и событиях: XVIII век. — М., 2006. 21.Кенигсбергер Г. Европа раннего Нового времени, 1500—1789. — М., 2006. 22.Лавренев   С.,   Попов   В.   Советский   Союз   в   локальных   войнах   и конфликтах. — М., 2002. 23.Ленотр Ж. Повседневная жизнь Версаля при королях. — М., 2003. 24.Марчук   М.М.,   Ларин   Е.А.,   Мамонтов   С.П.   История   и   культура Латинской Америки (от доколумбовых цивилизаций до 1918 года). — М., 2005. 25.Мезин С. А. История русской культуры X — XVIII вв. — М., 2003. 26.Мелин Я., Юханссон А.В., Хеденборг С. История Швеции. — М., 2002. 27.Метивье Ю. Франция в XVI—XVIII вв. от Франциска I до Людовика XV. — М., 2005. 28.Мир Просвещения. Исторический словарь. — М., 2003. 29.Мыльников А. С. Петр  III: Повествование в документах и версиях. — М., 2002. 30.Национальная идея в Западной Европе в Новое время. — М., 2005. 31.Озуф М. Революционный праздник: 1789—1799. — М., 2003. 28 32.Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 г. Энциклопедия. Т. 1—3. — М., 1994—2000. 33.Павленко Н. И. Екатерина I. — М., 2004. 34.Павленко Н. И. Екатерина Великая. — М., 2003. 35.Посконина   О.И.   История   Латинской   Америки   (до   ХХ   века).   —   М., 2005. 36.Прокопьев А.Ю. Германия в эпоху религиозного раскола, 1555—1648. — СПб., 2002. 37.Смирнов А. Арабо­израильские войны. — М., 2002. 38.Сьюк У. Корейская война. — М., 2003. 39.Типельскирх К. Вторая мировая война (любое издание). 40.Тольятти П. Лекции о фашизме. Ч. 1—3. — М., 1991.  41.Хеншелл Н. Миф абсолютизма. — СПб., 2003. 42.Черников И. Гибель империи. — М., 2002. 43.Чудинов А.В. Французская революция: история и мифы. — М., 2007. 44.Шатохина­Мордвинцева Г.А. Нидерланды в новое и новейшее время. — М., 2002. 45.Шоню П. Цивилизация классической Европы. — Екатеринбург, 2005. 46.Элиас Н. Придворное общество. — М., 2002. Интернет­ресурсы.  /  klassics      .  ru   /  history  /  index  .  com   /  foox      .  ru   /  main  .  spb   .  htm  /  html    .  htm            .  km   .  lants   http   ://   meqa http://www  http  http  http  http  http  http  http  http  http   .  ru   /  .  tellur    .  xoom   ://   members  ://   first  .  americans    ://   tgorod  ://   chat  ://   www   .  rostelemail    ://   rnd   ://   www   ://   rds   ://   www     .  netcity  .  org   .  ru   /  .  stalingrad    .  go   .  ru   /  /  index  .  ru   /  kaar    .  online  .  ru   /  sp   /  cominf      .  html      .  ru   /  data    .  ru   /8101/  /  romanov  /  users    /  andry    lubameln  /  history    /  html  .  com   .  ru   /  index  _  rus   .  htm   29 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ Контроль  и   оценка  результатов   освоения   учебной   дисциплины осуществляется   преподавателем   в   процессе   проведения   практических занятий,   контрольных   работ,   тестирования,   а   также   выполнения обучающимися индивидуальных заданий и заданий в микрогруппах. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Умения:   анализировать историческую  информацию, представленную в разных  знаковых системах (текст, карта,  таблица, схема, аудиовизуальный ряд);  различать в исторической информации  факты и мнения, исторические  описания и исторические объяснения;    устанавливать причинно­ следственные связи между явлениями,  пространственные и временные рамки  изучаемых исторических процессов и  явлений;    представлять результаты изучения  исторического материала в формах  конспекта, реферата, рецензии; Формы и методы контроля и оценки результатов обучения      Устный   контроль в   форме индивидуального,   фронтального опроса,   письменных   работ   (тестов, терминологических и хронологических диктантов)   Устный   контроль   в   форме индивидуального, фронтального опроса, письменная контрольная работа в Устный   контроль   форме индивидуального,   фронтального опроса, дискуссии. Письменная   работа   в   форме тестирования, эссе, реферата.  Письменный   рефератов. контроль, защита     30 использовать приобретенные знания и   умения   в   практической деятельности и повседневной жизни для:  ­определения собственной позиции по  отношению к явлениям современной  жизни, исходя из их исторической  обусловленности; ­использования навыков исторического  анализа при критическом восприятии  получаемой извне социальной  информации; ­соотнесения своих действий и  поступков окружающих с исторически  возникшими формами социального  поведения; ­осознания себя как представителя  исторически сложившегося  гражданского, этнокультурного,  конфессионального сообщества,  гражданина России. Знания:   основные факты, процессы и явления,  характеризующие целостность  отечественной и всемирной истории;    периодизацию всемирной и  отечественной истории; современные  версии и трактовки важнейших  проблем отечественной и всемирной  истории;  особенности исторического пути  России, ее роль в мировом сообществе;  основные исторические термины и даты Устный контроль в форме дебатов. Письменный   контроль   в   форме практикоориентированной   проектной деятельности обучающихся   в Устный   контроль   форме индивидуального   и   фронтального опроса Письменный   контроль   в   форме тестирования Устный контроль в форме дискуссии  Устный контроль в форме дискуссии,  письменный   контроль   в   форме   эссе, рефератов,   практикоориентированных проектов 31

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2018