Рабочая программа учебной дисциплины: История
Оценка 4.8

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
история
Взрослым
13.03.2019
Рабочая программа  учебной  дисциплины: История
Рабочая программа учебной дисциплины История является частью общеобразовательного цикла образовательной программы СПО – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее – ППКРС) по профессии среднего профессионального образования 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (машиностроение) технического профиля профессионального образования.Учебная дисциплина является дисциплиной общеобразовательного учебного цикла в соответствии с техническим профилем профессионального образования. Учебная дисциплина относится к предметной области ФГОС среднего общего образования «Общественные науки» общей из обязательных предметных областей. Уровень освоения учебной дисциплины в соответствии с ФГОС среднего общего образования базовый. Реализация содержания учебной дисциплины предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса История на ступени основного общего образования. В то же время учебная дисциплина История для профессиональных образовательных организаций обладает самостоятельностью и цельностью.
Рабочая программа История.doc
Министерство образования и науки Самарской области государственное автономное профессиональное  образовательное учреждение Самарской области "Жигулевский государственный колледж" УТВЕРЖДАЮ  Директор ГАПОУ СО «ЖГК» _________________А.Э. Птицын «____»__________2018 г.  Рабочая программа учебной  дисциплины:        История                                         общеобразовательного цикла для профессии: 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию  электрооборудования (машиностроение)  2018 год ОДОБРЕНА  Предметной (цикловой) комиссией _____________ООД___________ Протокол № ____________ от “___” ______________ 2018 г. Председатель_____________ Е.С. Гусенкова СОГЛАСОВАНО  Предметной (цикловой) комиссией ___________ЭЭТП_____ Протокол № ____________ от “___” ______________ 2018 г. Председатель_____________ Л.В.Форсюк СОГЛАСОВАНО  заместитель директора по учебно­воспитательной работе _______________________ С.Ю. Сорокина “___” ______________ 2018г. Составитель: Кузнецова Н.И., преподаватель ГАПОУ СО «ЖГК» Эксперты: Техническая экспертиза: Орешина Н.А., методист ГАПОУ СО «ЖГК» Содержательная экспертиза: Гусенкова Е.С.­  председатель предметной  (цикловой) комиссии  ГАПОУ СО «ЖГК» __________________________________________________________ __________________________________________________________ Рабочая   программа   учебной   дисциплины   История   разработана   в   соответствии   с требованиями: федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего общего образования, федерального государственного стандарта среднего профессионального образования (далее –  СПО) по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию  электрооборудования (машиностроение) , рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения   образовательных   программ   среднего   профессионального   образования   на   базе основного   общего   образования   с   учетом   требований   федеральных   государственных образовательных   стандартов   и   получаемой   специальности   или   профессии   среднего профессионального   образования   (письмо   Департамента   государственной   политики   в   сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06­259),  примерной   программы   учебной   дисциплины   История   для   профессиональных образовательных  организаций,  рекомендованной   Федеральным  государственным  автономным учреждением  «Федеральный   институт   развития   образования»   (далее   –  ФГАУ  «ФИРО»)  в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы   СПО   на   базе   основного   общего   образования   с   получением   среднего   общего образования, протокол № 3 от «21» июля  2015г., регистрационный номер рецензии №376 от «23» июля 2015г. ФГАУ «ФИРО», СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ……………………………………………….. 1.1. Область применения рабочей программы учебной дисциплины  1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки  квалифицированных рабочих, служащих ……………………. 1.3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины ……... 1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины . 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ ……………………………………………………. 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы …………. 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ……… 2.3. Содержание профильной составляющей …………………………. 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………… 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………………………… 5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ…………………………………………….. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ……………………………………………………….. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ……………………………………………………….. 4 4 5 8 9 9 10 10 41 44 45 46 50 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ История 1.1. Область применения рабочей программы учебной дисциплины  Рабочая   программа   учебной   дисциплины   История   является   частью общеобразовательного   цикла   образовательной   программы   СПО   –   программы подготовки   квалифицированных   рабочих,   служащих   (далее   –   ППКРС)  по профессии среднего профессионального образования 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (машиностроение) технического профиля профессионального образования. Учебная   дисциплина   является   дисциплиной   общеобразовательного 1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы ППКРС   учебного   цикла   в   соответствии   с  техническим  профилем   профессионального образования. Учебная   дисциплина   относится   к   предметной   области   ФГОС   среднего общего образования «Общественные науки»  общей из обязательных предметных областей. Уровень   освоения   учебной   дисциплины   в   соответствии   с   ФГОС   среднего общего образования базовый. Реализация   содержания   учебной   дисциплины   предполагает   соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса История на ступени основного общего образования.  В   то   же   время   учебная   дисциплина   История     для   профессиональных образовательных организаций обладает самостоятельностью и цельностью. Рабочая  программа учебной  дисциплины  История  имеет  межпредметную связь   с   общеобразовательными   учебными   дисциплинами   Русский   язык, Литература,   Обществознание   и   профессиональными   дисциплинами   Основы экономики. Изучение   учебной   дисциплины   История   завершается   промежуточной аттестацией в форме  дифференцированного зачета     в рамках освоения ППКРС на базе основного общего образования. 1.3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:  личностные результаты:  ­ сформированность   гражданской   идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед российской   Родиной,   гордости   за   свой   край,   свою   Родину,   прошлое   и   настоящее многонационального   народа   России,   уважения   к   государственным символам (гербу, флагу, гимну); ­ становление   гражданской   позиции   как   активного   и   ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и   обязанности,   уважающего   закон   и   правопорядок,   обладающего чувством   собственного   достоинства,   осознанно   принимающего традиционные   национальные   и   общечеловеческие   гуманистические   и демократические   ценности;   готовность   к   служению   Отечеству,   его защите; ­ сформированность   мировоззрения,   соответствующего   современному уровню   развития   исторической   науки   и   общественной   практики, основанного   на   диалоге   культур,   а   также   различных   форм общественного   сознания,   осознание   своего   места   в   поликультурном мире; ­ сформированность   основ   саморазвития   и   самовоспитания   в соответствии   с   общечеловеческими   ценностями   и   идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; ­ толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность   вести   диалог   с   другими   людьми,   достигать   в   нем взаимопонимания,   находить   общие   цели   и   сотрудничать   для   их достижения; метапредметные результаты:  ­ умение   самостоятельно   определять   цели   деятельности   и   составлять планы   деятельности;  самостоятельно   осуществлять,  контролировать   и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения   поставленных   целей   и   реализации   планов   деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; ­ умение   продуктивно   общаться   и   взаимодействовать   в   процессе совместной   деятельности,   учитывать   позиции   других   участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; ­ владение   навыками   познавательной,   учебно­исследовательской   и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; ­ готовность   и   способность   к   самостоятельной   информационно­ познавательной   деятельности,   включая   умение   ориентироваться   в различных   источниках   исторической   информации,   критически   ее оценивать и интерпретировать; ­ умение   использовать   средства   информационных   и   коммуникационных технологий   в   решении   когнитивных,   коммуникативных   и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; ­ умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; предметные результаты:  ­ сформированность   представлений   о  современной   исторической   науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире; ­ владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями   об   общем   и   особенном   в   мировом   историческом процессе; ­ сформированность   умений   применять   исторические   знания   в профессиональной   и   общественной   деятельности,   поликультурном общении; ­ владение   навыками   проектной   деятельности   и   исторической реконструкции с привлечением различных источников; ­ сформированность   умений   вести   диалог,   обосновывать   свою   точку зрения в дискуссии по исторической тематике. Освоение   содержания   учебной   дисциплины   История   обеспечивает формирование   и   развитие   универсальных   учебных   действий   в   контексте преемственности формирования общих компетенций. Виды универсальных учебных действий Личностные  (обеспечивают ценностно­смысловую  ориентацию обучающихся и ориентацию в  социальных ролях и межличностных  отношениях)   Метапредметные: Регулятивные:  целеполагание, планирование,  прогнозирование, контроль (коррекция),  саморегуляция, оценка  (обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности)  Познавательные  (обеспечивают исследовательскую  компетентность, умение работать с информацией) Общие компетенции (в соответствии с ФГОС СПО по специальности/профессии) ОК1.   Понимать   сущность   и   социальную значимость   своей   будущей   профессии, проявлять к ней устойчивый интерес,    ОК3.  Анализировать   рабочую   ситуацию, осуществлять   текущий   и   итоговый   контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести   ответственность   за   результаты   своей работы. ОК 2. Организовывать собственную  деятельность, исходя из цели и способов ее  достижения, определенных руководителем,  ОК3. Анализировать рабочую ситуацию,  осуществлять текущий и итоговый контроль,  оценку и коррекцию собственной деятельности,  нести ответственность за результаты своей  работы.   ОК4.   Осуществлять   поиск   и   использование информации,   необходимой   для   эффективного выполнения задач, профессионального и личностного развития,  ОК5. коммуникационные профессиональной деятельности,   Использовать   профессиональных   технологии информационно­ в     Коммуникативные  (обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение  слушать и вступать в диалог, участвовать в  коллективном обсуждении проблем,  взаимодействовать и сотрудничать со  ОК 6. Работать в команде, эффективно  общаться с коллегами, руководством,  клиентами. ОК 7. Исполнять воинскую обязанность*(2), в  том числе с применением полученных  профессиональных знаний (для юношей). сверстниками и взрослыми) 1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины Максимальная учебная нагрузка обучающегося 256 часов, в том числе: ­ обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 171  часов; ­ самостоятельная работа обучающегося 85  часов. В   том   числе   часов   вариативной   части   учебных   циклов   ППКРС  не предусмотрено. 2. СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  в том числе:      лабораторные работы      практические занятия      контрольные работы      Индивидуальный проект (если предусмотрено) Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе:     внеаудиторная самостоятельная работа  Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета Объем часов 256 171 ­ 85 ­ ­ 85 85 Профильное изучение общеобразовательной учебной дисциплины История осуществляется   частичным   перераспределением   учебных   часов   и   отбором дидактических единиц в зависимости от важности тем для профессии  13.01.10 Электромонтер   по   ремонту   и   обслуживанию   электрооборудования (машиностроение)  технического профиля профессионального образования. 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины История Наименование разделов и тем 1 Введение Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества Тема 1.1. Происхождение человека. Люди эпохи палеолита Тема 1.2.  Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа Объем часов обучающихся. 2 Содержание учебного материала Значение изучения истории. Проблема достоверности исторических знаний.  Исторические источники, их виды, основные методы работы с ними. Вспомогательные  исторические дисциплины. Историческое событие и исторический факт. Концепции исторического развития  (формационная, цивилизационная, их сочетание). Периодизация всемирной истории.  История России — часть всемирной истории. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 1. Основы исторического знания. Работа с терминами. Содержание учебного материала Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Источники знаний о древнейшем  человеке. Проблемы антропогенеза. Древнейшие виды человека. Расселение древнейших  людей по земному шару. Появление человека современного вида. Палеолит. Условия  жизни и занятия первобытных людей. Социальные отношения. Родовая община. Формы  первобытного брака. Достижения людей палеолита. Причины зарождения и особенности  первобытной религии и искусства.  Практическое занятие №1.Археологические памятники палеолита на территории России. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 2. Люди эпохи палеолита. Составить таблицу. Содержание учебного материала 3 2 1 1 1 4 2 1 1 1 2 Уровень освоения 4 1 2 2 Неолитическая революция и ее последствия Раздел 2. Цивилизация Древнего мира Тема 2.1. Древнейшие государства Тема 2.2.  Великие державы Древнего Востока 1. Неолитическая революция и ее последствия. Понятие «неолитическая революция».  Причины неолитической революции. Зарождение производящего хозяйства, появление  земледелия и животноводства. Прародина производящего хозяйства. Последствия  неолитической революции. Древнейшие поселения земледельцев и животноводов.  Неолитическая революция на территории современной России. Первое и второе  общественное разделение труда. Появление ремесла и торговли. Начало формирования  народов. Индоевропейцы и проблема их прародины. Эволюция общественных  отношений, усиление неравенства. Соседская община. Племена и союзы племен.  Укрепление власти вождей. Возникновение элементов государственности. Древнейшие  города. Практическое занятие №2.Памятники неолита на территории России.  Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 3. Неолитическая революция . Составить кроссворд Содержание учебного материала 1. Древнейшие государства. Понятие цивилизации. Особенности цивилизаций Древнего  мира — древневосточной и античной. Специфика древнеегипетской цивилизации.  Города­государства Шумера. Вавилон. Законы царя Хаммурапи. Финикийцы и их  достижения. Древние евреи в Палестине. Хараппская цивилизация Индии. Индия под  властью ариев. Зарождение древнекитайской цивилизации. Практическое занятие №3.Особенности цивилизаций Древнего Мира.  Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 4.Древнейшие государства. Оформить реферат. Содержание учебного материала 1. Великие державы Древнего Востока. Предпосылки складывания великих держав, их  особенности. Последствия появления великих держав. Хеттское царство. Ассирийская  военная держава. Урарту. Мидийско­Персидская держава — крупнейшее государство  Древнего Востока. Государства Индии. Объединение Китая. Империи Цинь и Хань. Практическое занятие №4.Тест «Древний Восток» 1 1 1 6 2 1 1 1 2 1 1 2 2 Тема 2.3. Древняя Греция Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 5. Великие державы Востока. Составить схему – конспект Содержание учебного материала 1. Древняя Греция. Особенности географического положения и природы Греции.  Минойская и микенская цивилизации. Последствия вторжения дорийцев в Грецию.  Складывание полисного строя. Характерные черты полиса. Великая греческая  колонизация и ее последствия. Развитие демократии в Афинах. Спарта и ее роль в  истории Древней Греции. Греко­персидские войны, их ход, результаты, последствия.  Расцвет демократии в Афинах. Причины и результаты кризиса полиса. Македонское  завоевание Греции. Походы Александра Македонского и их результаты.  Эллинистические государства — синтез античной и древневосточной цивилизации. Практическое занятие №5.Великая греческая колонизация и ее последствия.  Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 6. Цивилизации Древнего мира. Составить презентацию. Раздел 3. Цивилизации Запада и Востока в Средние века Тема 3.1. Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе Содержание учебного материала 1.Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе. Средние века: понятие, хронологические рамки, периодизация. Варвары и их вторжения на  территорию Римской империи. Крещение варварских племен. Варварские королевства,  особенности отношений варваров и римского населения в различных королевствах.  Синтез позднеримского и варварского начал в европейском обществе раннего  Средневековья. Варварские правды. Практическое занятие №6. Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Тест «Древний Рим», «Имперский Рим» Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 7.«  Великое переселение народов  ». Составьте кроссворд Содержание учебного материала 1 2 1 1 1 8 2 1 1 1 2 2 2 2 Тема 3.2. Возникновение ислама. Арабские завоевания Тема 3.3. Византийская империя Тема 3.4. 1. Возникновение ислама. Арабские завоевания. Арабы. Мухаммед и его учение.  Возникновение ислама. Основы мусульманского вероучения. Образование Арабского  халифата. Арабские завоевания. Мусульмане и христиане. Халифат Омейядов и  Аббасидов. Распад халифата. Культура исламского мира. Архитектура, каллиграфия,  литература. Развитие науки. Арабы как связующее звено между культурами античного  мира и средневековой Европы. Практическое занятие №7.Возникновение ислама. Основы мусульманского вероучения. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 8. Христианская Европа и исламский мир в средние века. Составить тест. Содержание учебного материала 1.Территория Византии. Византийская империя: власть, управление. Расцвет Византии  при Юстиниане. Византия и славяне, славянизация Балкан. Принятие христианства  славянскими народами. Турецкие завоевания и падение Византии. Культура Византии.  Влияние Византии на государственность и культуру России. Принятие христианства  славянскими народами. Византия и страны Востока. Турецкие завоевания и падение  Византии. Культура Византии. Сохранение и переработка античного наследия.  Искусство, иконопись, архитектура. Человек в византийской цивилизации. Влияние  Византии на государственность и культуру России. Практическое занятие №8.Принятие христианства славянскими народами.  Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 9.«Принятие христианства славянскими народами». Составить таблицу. Содержание учебного материала 1 1 1 2 1 1 2 2 2 Основные черты западноевропейского феодализма Раздел 4.  От Древней Руси к Российскому государству Тема 4.1.  Образование Древнерусского государства 1. Средневековое общество. Феодализм: понятие, основные черты. Феодальное  землевладение, вассально­ленные отношения. Причины возникновения феодализма.  Структура и сословия средневекового общества. Крестьяне, хозяйственная жизнь,  крестьянская община. Феодалы. Феодальный замок. Рыцари, рыцарская культура.  Крестовые походы, их последствия. Зарождение централизованных государств в Европе. Англия и Франция в Средние века. Держава Плантагенетов. Великая хартия вольностей.  Франция под властью Капетингов на пути к единому государству. Оформление  сословного представительства (Парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции).  Столетняя война и ее итоги. Османское государство и падение Византии. Рождение  Османской империи и государства Европы. Пиренейский полуостров в Средние века.  Реконкиста. Образование Испании и Португалии. Политический и культурный подъем в  Чехии. Ян Гус. Гуситские войны и их последствия. Перемены во внутренней жизни  европейских стран. «Черная смерть» и ее последствия. Изменения в положении  трудового населения. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Завершение складывания  национальных государств. Окончательное объединение Франции. Война Алой и Белой  розы в Англии. Укрепление королевской власти в Англии. Практическое занятие №9.Структура и сословия средневекового общества.  Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 10.« Крестовые походы» . Подготовить реферат. Содержание учебного материала 1.Образование Древнерусского государства. Восточные славяне: происхождение,  расселение, занятия, общественное устройство. Взаимоотношения с соседними народами и государствами. Предпосылки и причины образования Древнерусского государства.  Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Варяжская проблема.  Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Первые русские князья,  их внутренняя и внешняя политика. Походы Святослава Практическое занятие №10.Предпосылки и причины образования Древнерусского  государства.  Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 1 1 1 14 2 1 1 1 2 Тема 4.2.  Крещение Руси и его значение Тема 4.3. Раздробленность на Руси Тема 4.4. Древнерусская культура Тема 4.5. Монгольское завоевание и его последствия 11 .« Происхождение Древнерусского государства ». Подготовить доклад  Содержание учебного материала 1. Крещение Руси: причины, основные события, значение. Общество Древней Руси.  Социально­экономический и политический строй Древней Руси. Земельные отношения.  Свободное и зависимое население. Древнерусские города, развитие ремесел и торговли.   Русская Правда. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Древняя Русь и  ее соседи. Практическое занятие №11.Крещение Руси: причины, основные события, значение. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 12. Крещение Руси и его значение. Составить таблицу. Содержание учебного материала 1. Политическая раздробленность: причины и последствия. Крупнейшие  самостоятельные центры Руси, особенности их географического, социально­ политического и культурного развития. Новгородская земля. Владимиро¬Суздальское  княжество. Зарождение стремления к объединению русских земель. Практическое занятие №12.. Русские княжества и земли в XII­начале XIII века.  Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 13. Политическая раздробленность Руси. Составить таблицу. Содержание учебного материала 1.Особенности древнерусской культуры. Возникновение письменности. Летописание.  Литература. Былинный эпос. Деревянное и каменное зодчество. Живопись. Иконы.  Развитие местных художественных школ. Практическое занятие №13.Деревянное и каменное зодчество. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 14. Культура Древней Руси. Подготовить реферат. Содержание учебного материала 1. Монгольское нашествие. Сражение на Калке. Поход монголов на Северо­Западную  Русь. Героическая оборона русских городов. Значение противостояния Руси  монгольскому завоеванию. Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр  Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище. Зависимость русских земель от Орды и  ее последствия. Борьба населения русских земель против ордынского владычества. 2 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 2 1 2 2 2 2 Тема 4.6.  Начало возвышения Москвы Тема 4.7.  Образование единого Русского государства Практическое занятие №14. Монголо­татарское нашествие и иго Золотой орды. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 15. Монголо­татарское нашествие . Составить календарь событий. Содержание учебного материала 1.Причины и основные этапы объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за  великое княжение. Причины и ход возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь.  Дмитрий Донской. Начало борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва, ее  значение. Практическое занятие №15.Куликовская битва, ее значение. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 16. От Древней Руси к Московскому царству. Подготовить реферат. Содержание учебного материала 1.Русь при преемниках Дмитрия Донского. Автокефалия Русской православной церкви.  Иван III. Присоединение Новгорода. Завершение объединения русских земель.  Прекращение зависимости Руси от Золотой Орды. Образование единого Русского  государства и его значение. Усиление великокняжеской власти. Судебник 1497 года.  Положение крестьян, ограничение их свободы. Предпосылки и начало складывания  крепостнической системы. Практическое занятие №16.Образование единого Русского государства и его значение.  Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 17. Правление Ивана III. Подготовить конспект. Раздел 5.  Россия в XVI­XVII веках: от великого княжества к царству Тема 5.1.  Содержание учебного материала 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 10 2 2 2 2 Россия в правление Ивана Грозного Тема 5.2.  Смутное время начала XVII века Тема 5.3. Экономическое и социальное развитие России в XVII веке. Народные движения 1. Россия в правление Ивана Грозного. Россия в период боярского правления. Иван IV.  Избранная рада. Реформы 1550­х годов и их значение. Становление приказной системы.  Укрепление армии. Стоглавый собор. Расширение территории государства, его  многонациональный характер.  Походы на Казань. Присоединение Казанского и  Астраханского ханств, борьба с Крымским ханством, покорение Западной Сибири.  Ливонская война, ее итоги и последствия. Опричнина, споры о ее смысле. Последствия  опричнины. Россия в конце XVI века, нарастание кризиса. Учреждение патриаршества.  Закрепощение крестьян.  Практическое занятие №17.Опричнина, споры о ее смысле.  Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 18. Россия в правление Ивана Грозного. Составить глоссарий. Содержание учебного материала 1.Смутное время начала XVII века. Царствование Б. Годунова. Смута: причины,  участники, последствия. Самозванцы.  Восстание под предводительством И.  Болотникова. Вмешательство Речи Посполитой и Швеции в Смуту. Оборона Смоленска.  Освободительная борьба против интервентов. Патриотический подъем народа.  Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Ополчение К. Минина  и Д. Пожарского. Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых. Практическое занятие №18. Смутное время начала XVII века Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 19. Россия на рубеже XVI­XVII веков. Смута. Составить глоссарий. Содержание учебного материала 1.Новые явления в экономике страны: рост товарно­денежных отношений, развитие  мелкотоварного производства, возникновения мануфактур. Развитие торговли, начало  формирования всероссийского рынка. Окончательное закрепощение крестьян. Народные движения в XVII веке: причины, формы, участники. Городские восстания. Восстание  под предводительством С.Т.Разина. Усиление царской власти. Развитие приказной  системы.  Практическое занятие №19.Народные движения в XVII веке: причины, формы, участники Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 20. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Подготовить конспект. 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 2 2 Тема 5.4. Становление абсолютизма в России. Внешняя политика России в XVII веке Тема 5.5.  Культура Руси конца XIII­XVII веков Раздел 6.  Страны Запада и Востока в XVI­XVIII века Тема 6.1. Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе Содержание учебного материала 1. Начало становления абсолютизма. Власть и церковь. Реформы патриарха Никона.  Церковный раскол. Освоение Сибири и дальнего Востока. Русские первопроходцы.  Внешняя политика России в XVII веке. Взаимоотношения с соседними государствами и  народами. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение к России  Левобережной Украины и Киева. Практическое занятие №20.Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 21. Просвещенный абсолютизм. Работа с учебником. Содержание учебного материала 1. Культура XIII­XVII веков. Летописание. Важнейшие памятники литературы. Развитие  зодчества. Расцвет иконописи. Культура XVI века. Книгопечатание. Публицистика.  Зодчество (шатровые храмы). «Домострой». Культура XVII века. Традиции и новые  веяния, усиление светского характера культуры. Образование. Литература: новые жанры (сатирические повести, автобиографические повести), новые герои. Зодчество: основные стили и памятники. Живопись. Практическое занятие №21.Культура России XVII века. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 22. Культура Руси конца XIII­XVII вв. Составить таблицы. Содержание учебного материала 1. Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе. Новые формы  организации производства. Накопление капитала. Зарождение ранних  капиталистических отношений. Мануфактура. Открытия в науке, усовершенствование в  технике, внедрение технических новинок в производство. Развитие торговли и товарно­ денежных отношений. Революция цен и ее последствия. Практическое занятие №22.Зарождение ранних капиталистических отношений. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 2 1 1 1 2 1 1 1 12 2 1 1 1 2 2 2 Тема 6.2.  Великие географические открытия. Образование колониальных империй Тема 6.3. Возрождение и гуманизм в Западной Европе Тема 6.4.  23. Страны Европы в ХVI – ХVIII веке. Подготовить конспект. Содержание учебного материала 1. Великие географические открытия. Образование колониальных империй. Великие  географические открытия, их технические, экономические и интеллектуальные  предпосылки. Поиски пути в Индию и открытие Нового Света (Х.Колумб, Васко да  Гама, Ф. Магеллан). Разделы сфер влияния и начало формирования колониальной  системы. Испанские и португальские колонии в Америке. Политические, экономические и культурные последствия Великих географических открытий. Практическое занятие № 23.Политические, экономические и культурные последствия Великих географических открытий. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 24. Великие географические открытия. Составить таблицы. Содержание учебного материала 1.Эпоха Возрождения. Понятие «Возрождение». Истоки и предпосылки становления  культуры Ренессанса в Италии. Гуманизм и новая концепция человеческой личности.  Идеи гуманизма в Северной Европе. Высокое Возрождение в Италии. Искусство стран  Северного Возрождения. Практическое занятие №24.Высокое Возрождение в Италии. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 25. Культура раннего Возрождения в Италии. Работа с датами. Содержание учебного материала 2 1 1 1 2 1 1 1 2 2 2 2 Становление абсолютизма в европейских странах Тема 6.5.  Страны Востока и колониальная экспансия европейцев Тема 6.6.  Война за независимость и образование США 1. Становление абсолютизма в европейских странах. Абсолютизм как общественно­ политическая система. Абсолютизм во Франции. Религиозные войны и правление  Генриха IV. Франция при кардинале Ришелье. Фронда. Людовик XIV — «король­ солнце». Абсолютизм в Испании. Испания и империя Габсбургов в XVII—XVIII веках.   Англия в эпоху Тюдоров. Превращение Англии в великую морскую державу при  Елизавете I. Общие черты и особенности абсолютизма в странах Европы.  «Просвещенный абсолютизм», его значение и особенности в Пруссии, при монархии  Габсбургов. Англия в XVII —ХУШ веках. Причины и начало революции в Англии.  Демократические течения в революции. Провозглашение республики. Протекторат О.  Кромвеля. Реставрация монархии. Итоги, характер и значение Английской революции.  «Славная революция». Английское Просвещение. Дж.Локк. Политическое развитие  Англии в XVIII веке. Колониальные проблемы. Подъем мануфактурного производства.  Начало промышленной революции. Изменения в социальной структуре общества.  Практическое занятие №25.Общие черты и особенности абсолютизма в странах Европы. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 26. Промышленная революция. Работа с текстом. Содержание учебного материала 1. Колониальные захваты Англии, Голландии и Франции. Складывание колониальной  системы. Колонизаторы и местное население. Значение колоний для развития стран  Западной Европы. Испанские и португальские колонии Америки. Английские колонии в  Северной Америке: социальноэкономическое развитие и политическое устройство.  Рабовладение. Европейские колонизаторы в Индии. Захват Индии Англией и его  последствия. Практическое занятие №26. Страны Востока и колониальная экспансия европейцев Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 27. Колониальная экспансия европейских стран. Индия. Составить конспект. Содержание учебного материала 1. Война за независимость и образование США. Причины борьбы английских колоний в  Северной Америке за независимость. Начало освободительного движения. Декларация  независимости США. Образование США. Война за независимость как первая буржуазная революция в США. Конституция США. Билль о правах. Война за независимость как  первая буржуазная революция в США. 1 1 1 2 1 1 1 2 1 2 2 Раздел 7.  Россия в конце XVII­ XVIII веков: от царства к империи Тема 7.1.  Россия в эпоху петровских преобразований Тема 7.2. Экономическое и социальное развитие в XVIII веке Практическое занятие №27.Война за независимость как первая буржуазная революция в США. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 28.Война за независимость США. Работа с учебником. Содержание учебного материала 1. Россия в эпоху петровских преобразований. Дискуссии о Петре I, значении и цене его  преобразований. Начало царствования Петра I. Стрелецкое восстание. Правление  царевны Софьи. Крымские походы В. В. Голицына. Начало самостоятельного правления  Петра I. Азовские походы. Великое посольство. Первые преобразования. Северная  война: причины, основные события, итоги. Значение Полтавской битвы. Прутский и  Каспийский походы. Провозглашение России империей. Государственные реформы  Петра I. Реорганизация армии. Реформы государственного управления (учреждение  Сената, коллегий, губернская реформа и др.). Указ о единонаследии. Табель о рангах.  Утверждение абсолютизма. Церковная реформа. Развитие экономики. Политика  протекционизма и меркантилизма. Подушная подать. Введение паспортной системы.  Социальные движения. Восстания в Астрахани, на Дону. Итоги и цена преобразований  Петра Великого. Практическое занятие №28.Итоги и цена преобразований Петра Великого.  Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 29. Петр I и его  реформы в оценках и суждениях. Работа с документами. Содержание учебного материала 1. Экономическое и социальное развитие в XVIII веке. Народные движения. Развитие  промышленности и торговли во второй четверти — конце ХVIII века. Рост помещичьего  землевладения. Основные сословия российского общества, их положение. Усиление  крепостничества. Восстание под предводительством  Е.И. Пугачева и его значение. Практическое занятие №29.Восстание под предводительством Е.И.Пугачева и его значение. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 30. Россия в начале 18 века. Подготовить сообщение. 1 1 8 2 1 1 1 2 1 1 1 2 2 Тема 7.3.  Внутренняя и Внешняя политика России в середине ­ второй половине XVIII века Тема 7.4.  Русская культура XVIII века Содержание учебного материала 1. Внутренняя и внешняя политика России в середине — второй половине XVIII века.  Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Внутренняя и внешняя  политика преемников Петра I. Расширение привилегий дворянства. Участие России в  Семилетней войне. Русско­турецкая война 1735 —1739 годов. Участие России в  Семилетней войне. Короткое правление Петра III. Короткое правление Петра III.  Правление Екатерины II. Политика «просвещенного абсолютизма»: основные  направления, мероприятия, значение. Губернская реформа. Жалованные грамоты  дворянству и городам. Внутренняя политика Павла I, его свержение. Внешняя политика  Екатерины II. Русско­турецкие войны и их итоги. Великие русские полководцы и  флотоводцы. Присоединение и освоение Крыма и Новороссии: Г.А.Потемкин. Участие  России в разделах Речи Посполитой. Внешняя политика Павла I. Итальянский и  Швейцарский походы А.В.Суворова, Средиземноморская экспедиция Ф.Ф.Ушакова. Практическое занятие №30.Присоединение и освоение Крыма и Новороссии.  Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 31. Внутренняя политика Екатерины II. Подготовить доклад. Содержание учебного материала 1. Нововведения в культуре петровских времен. Просвещение и научные знания.  Литература и искусство. Культура и быт России во второй половине XVIII века.  Становление отечественной науки; М.В. Ломоносов. Историческая наука (В.Н.  Татищев). Русские изобретатели (И.И. Ползунов, И.П. Кулибин). Общественная мысль  (Н.И. Новиков, А.Н. Радищев). Литература: основные направления, жанры, писатели.  Развитие архитектуры, живописи, скульптуры, музыки (стили и течения, художники и их произведения). Театр. Практическое занятие №31. Становление отечественной науки в России в ХVIII веке Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 32. Культура и быт во второй половине XVIII века. Подготовить сообщение. Раздел 8.  Становление индустриальной цивилизации Содержание учебного материала 2 1 1 1 2 1 1 1 4 2 2 2 2 Тема 8.1. Промышленный переворот и его последствия Тема 8.2. Международные отношения Раздел 9.  1. Промышленный переворот (промышленная революция), его причины и последствия.  Важнейшие изобретения. От мануфактур к фабрике. Машинное производство.  Социальные последствия промышленной революции. Индустриальное общество.  Экономическое развитие Англии и Франции в XIX веке. Концентрация производства и  капитала. Монополии и их формы. Роль государства в экономике. Практическое занятие №32. Промышленный переворот и его последствия Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 33. Промышленный переворот и его последствия. Составить таблицу.  Содержание учебного материала 1. Международные отношения. Войны Французской революции и Наполеоновские войны. Антифранцузские коалиции. Крушение наполеоновской империи и его причины.  Создание Венской системы международных отношений. Священный союз. Восточный  вопрос и обострение противоречий между европейскими державами. Крымская  (Восточная) война и ее последствия. Франко­прусская война и изменение расстановки  сил на мировой арене. Колониальные захваты. Противоречия между державами.  Складывание системы союзов. Тройственный союз. Франко­русский союз — начало  образования Антанты. Крымская (Восточная) война и ее последствия. Политическое  развитие стран Европы и Америки. Страны Европы после Наполеоновских войн.  Июльская революция во Франции. Образование независимых государств в Латинской  Америке. Эволюция политической системы Великобритании, чартистское движение.  Революции во Франции, Германии, Австрийской империи и Италии в 1848 — 1849 годах: характер, итоги и последствия. Пути объединения национальных государств: Италии,  Германии. Социально­экономическое развитие США в конце XVIII — первой половине  XIX века. Истоки конфликта Север — Юг. Президент А. Линкольн. Гражданская война  в США. Отмена рабства. Итоги войны. Распространение социалистических идей. Первые социалисты. Учение К. Маркса. Рост рабочего движения. Деятельность I  Интернационала. Возникновение социал­демократии. Образование II Интернационала.  Течения внутри социал­демократии. Практическое занятие №33.Гражданская война в США Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 34. Международные отношения в Новое время. Работа с картой. 1 1 1 2 1 1 1 2 2 Процесс модернизации в традиционных обществах Востока Тема 9.1. Колониальная экспансия европейских стран.  Содержание учебного материала 1. Колониальная экспансия европейских стран. Индия. Особенности социально­ экономического и политического развития стран Востока. Страны Востока и страны  Запада: углубление разрыва в темпах экономического роста. Значение колоний для  ускоренного развития западных стран. Колониальный раздел Азии и Африки.  Традиционные общества и колониальное управление. Освободительная борьба народов  колоний и зависимых стран. Индия под властью британской короны. Восстание сипаев и  реформы в управлении Индии. Колониальный раздел Азии и Африки. Китай и Япония. Начало превращения Китая в зависимую страну. Опиумные войны.  Восстание тайпинов, его особенности и последствия. Упадок и окончательное  закабаление Китая западными странами. Особенности японского общества в период  сёгуната  Токугава. Насильственное «открытие» Японии. Революция Мэйдзи и ее  последствия. Усиление Японии и начало ее экспансии в Восточной Азии. Практическое занятие №34.Колониальный раздел Азии и Африки. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 35.Процесс модернизации в традиционных обществах Востока. Составить конспект. Раздел 10.  Российская империя в XIX веке Содержание учебного материала 2 1 1 1 20 2 2 2 Тема 10.1. Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX веке Тема 10.2.  Движение декабристов Тема 10.3. Внутренняя политика Николая I 1. Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX века. Император Александр I и  его окружение. Создание министерств. Указ о вольных хлебопашцах Меры по развитию  системы образования. Проект М.М. Сперанского. Учреждение Государственного совета. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 года и его  последствия. Присоединение к России Финляндии и Бессарабии. Отечественная война  1812 года. Планы сторон, основные этапы и сражения войны. Герои войны (М.И.  Кутузов, П.И. Багратион, Н.Н. Раевский, Д.В. Давыдов и др.). Причины победы России в  Отечественной войне 1812 года Заграничный поход русской армии 1813 —1814 годов.  Венский конгресс. Роль России в европейской политике в 1813 —1825 годах. Изменение  внутриполитического курса Александра I в 1816 —1825 годах. Аракчеевщина. Военные  поселения. Практическое занятие №35.Отечественная война 1812 года.  Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 36. Отечественная война 1812 года. Подготовить сообщение. Содержание учебного материала 1. Движение декабристов: предпосылки возникновения, идейные основы и цели, первые  организации, их участники. Южное общество; «Русская правда» П.И. Пестеля. Северное  общество; Конституция Н.М. Муравьева. Выступления декабристов в Санкт­Петербурге (14 декабря 1825 года) и на юге, их итоги. Значение движения декабристов. Практическое занятие №36.Значение движения декабристов. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 37. Восстание декабристов и его значение. Подготовить доклад. Содержание учебного материала 1. Правление Николая I. Преобразование и укрепление роли государственного аппарата.  Кодификация законов. Социально­экономическое развитие России во второй четверти  XIX века. Крестьянский вопрос. Реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселева. Начало промышленного переворота, его экономические и социальные  последствия. Финансовая реформа Е. Ф.  Канкрина. Политика в области образования.  Теория официальной народности (С. С. Уваров). Практическое занятие №37.Начало промышленного переворота в России, его экономические и социальные  последствия.  1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 2 2 Тема 10.4. Общественное движение во второй четверти XIX века Тема 10.5.  Внешняя политика России во второй четверти XIX века Тема 10.6. Отмена крепостного права и реформы 60­70х годов XIX века. Контрреформы Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 38. Эпоха Николая I. Работа с документами. Содержание учебного материала 1. Оппозиционная общественная мысль. «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева.  Славянофилы (К. С. и И. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков, Ю. Ф.  Самарин и др.) и западники (К.Д.Кавелин, С.М. Соловьев, Т.Н. Грановский и др.).  Революционно­социалистические течения (А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский).  Общество петрашевцев. Создание А. И. Герценом теории русского социализма и его  издательская деятельность. Практическое занятие №38. Общественное движение во второй четверти XIX века Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 39. Общественное движение в 60­70 е гг. 19 в. Составить таблицы. Содержание учебного материала 1. Внешняя политика России во второй четверти XIX века. Россия и революционные  события 1830 —1831 и 1848 —1849 годов в Европе. Восточный вопрос. Войны с Ираном и Турцией. Кавказская война. Крымская война 1853 — 1856 годов: причины, этапы  военных действий, итоги. Героическая оборона Севастополя и ее герои. Практическое занятие:  №39. Крымская война 1853­1856 г. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 40. Внешняя политика России в начале XIX века. Работа с учебником. Содержание учебного материала 1. Отмена крепостного права и реформы 60 — 70­х годов XIX века. Контрреформы.  Необходимость и предпосылки реформ. Император Александр II и его окружение.  Планы и проекты переустройства России. Подготовка крестьянской реформы.  Разработка проекта реформы в Редакционных комиссиях. Основные положения  Крестьянской реформы 1861 года и условия освобождения крестьян. Значение отмены  крепостного права. Земская и городская реформы, создание системы местного  самоуправления. Судебная реформа, суд присяжных. Введение всеобщей воинской  повинности. Реформы в области образования и печати. Итоги и следствия реформ 1860  — 1870­х годов. «Конституция М.Т. Лорис­Меликова». Александр III. Причины  контрреформ, их основные направления и последствия. Практическое занятие 1 2 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 2 2 2 Тема 10.7. Общественное движение во второй половине XIX века Тема 10.8. Экономическое развитие во второй половине XIX века Тема 10.9.  Внешняя политика России во второй половине XIX века №40.Значение отмены крепостного права в России.  Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 41. Крестьянская реформа 1861 г. и ее значение. Подготовить реферат. Содержание учебного материала 1. Общественное движение в России в последней трети XIX века. Консервативные,  либеральные, радикальные течения общественной мысли. Народническое движение:  идеология (М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев), организации, тактика.  Деятельность «Земли и воли» и «Народной воли». Основные идеи либерального  народничества. Распространение марксизма и зарождение российской социал­ демократии. Начало рабочего движения. Практическое занятие №41.Народническое движение. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 42.Общественно­ политические движения  России XIX века. Подготовить сообщение. Содержание учебного материала 1. Экономическое развитие во второй половине XIX века. Социально­экономическое  развитие пореформенной России. Сельское хозяйство после отмены крепостного права.  Развитие торговли и промышленности. Железнодорожное строительство. Завершение  промышленного переворота, его последствия. Возрастание роли государства в  экономической жизни страны. Курс на модернизацию промышленности. Экономические  и финансовые реформы (Н.Х. Бунге, С.Ю. Витте). Разработка рабочего  законодательства. Практическое занятие №42. Социально­экономическое развитие России в XIX веке Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 43. Социально­экономическое развитие России в пореформенный период. Составить  конспект. Содержание учебного материала 1. Внешняя политика России во второй половине XIX века. Европейская политика. А. М. Горчаков и преодоление последствий поражения в Крымской войне. Русско­ турецкая  война 1877— 1878 годов, ход военных действий на Балканах — в Закавказье. Роль  России в освобождении балканских народов. Присоединение Казахстана и Средней  Азии. Заключение русско­французского союза. Политика России на Дальнем Востоке.  Россия в международных отношениях конца XIX века. 1 2 1 1 1 2 1 1 1 2 1 2 2 2 Практическое занятие №43.Русско­турецкая война 1877­1878 годов. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 44.Русско­турецкая война 1877— 1878 годов. Подготовить сообщение. Содержание учебного материала 1. Русская культура XIX века. Развитие науки и техники (Н. И. Лобачевский, Н. И.  Пирогов, Н. Н. Зинин, Б. С. Якоби, А. Г. Столетов, Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов и  др.). Географические экспедиции, их участники. Расширение сети школ и университетов. Основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). Золотой  век русской литературы: писатели и их произведения (В. А. Жуковский, А.С. Пушкин,  М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь и др.). Общественное звучание литературы (Н. А.  Некрасов, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский). Становление и развитие  национальной музыкальной школы (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Могучая кучка).  Расцвет театрального искусства, возрастание его роли в общественной жизни. Живопись: академизм, реализм, передвижники. Архитектура: стили (русский ампир, классицизм),  зодчие и их произведения. Практическое занятие №44.Золотой век русской литературы. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 45. Культура и быт во второй половине XIX века. Подготовить доклад. Тема 10.10.  Русская культура XIX века Раздел 11.  От Новой истории к Новейшей Тема 11.1.  Мир в начале XX века Содержание учебного материала 1. Мир в начале ХХ века. Понятие «новейшая история». Важнейшие изменения на карте  мира. Первые войны за передел мира. Окончательное формирование двух блоков в  Европе (Тройственного союза и Антанты), нарастание противоречий между ними.  Военно­политические планы сторон. Гонка вооружений. Балканские войны. Подготовка  к большой войне. Особенности экономического развития Великобритании, Франции,  Германии, США. Социальные движения и социальные реформы. Реформизм в  деятельности правительств. Влияние достижений научно­технического прогресса. Практическое занятие №45. Мир в начале XX века. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 2 2 1 1 2 1 1 1 22 2 1 1 1 Тема 11.2. Пробуждение Азии в начале XX века Тема 11.3. Россия на рубеже XIX­XX веков Тема 11.4.  Революция 1905­ 1907 годов в России 46. Россия и мир в ХХ веке. Составить глоссарий. Содержание учебного материала 1. Пробуждение Азии в начале ХХ века. Колонии, зависимые страны и метрополии.  Начало антиколониальной борьбы. Синьхайская революция в Китае. Сун Ятсен.  Гоминьдан. Кризис Османской империи и Младотурецкая революция. Революция в  Иране. Национально­освободительная борьба в Индии против британского господства.  Индийский национальный конгресс. М. Ганди. Практическое занятие №46.Синьхайская революция в Китае. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 47. Индия и Китай в древности. Составить таблицу. Содержание учебного материала 1. Динамика промышленного развития. Роль государства в экономике России.  Император Николай II, его политические воззрения. Общественное движение.  Возникновение социалистических и либеральных организаций и партий: их цели,  тактика, лидеры. Усиление рабочего и крестьянского движения. Внешняя политика  России. Конференции в Гааге. Русско­японская война 1904­1905 годов: планы сторон,  основные сражения. Портсмутский мир. Практическое занятие №47. Русско­японская война 1904­1905 годов. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 48.Русско­японская война. Составить таблицы. Содержание учебного материала 1. Революция 1905 —1907 годов в России. Причины революции. «Кровавое воскресенье» и начало революции. Развитие революционных событий и политика властей. Советы как  форма политического творчества масс. Манифест 17 октября 1905 года. Московское  восстание. Спад революции. Становление конституционной монархии и элементов  гражданского общества. Легальные политические партии. Опыт российского  парламентаризма 1906 — 1917 годов: особенности парламентской системы, ее  полномочия и влияние на общественно­политическую жизнь, тенденции эволюции.  Результаты Первой российской революции в политических и социальных аспектах.  Становление конституционной монархии и элементов гражданского общества. Практическое занятие №48. Революция 1905 —1907 годов в России. 2 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 2 2 2 Тема 11.5.  Россия в период столыпинских реформ Тема 11.6. Серебряный век русской культуры Тема 11.7.  Первая мировая война. Боевые действия 1914­1918 годов Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 49. Революция 1905 – 1907 гг.Работа с учебником. Содержание учебного материала 1. Россия в период столыпинских реформ. П. А. Столыпин как государственный  деятель. Программа П. А. Столыпина, ее главные цели и комплексный характер. П. А.  Столыпин и III Государственная дума. Основное содержание и этапы реализации  аграрной реформы, ее влияние на экономическое и социальное развитие России.  Проблемы и противоречия в ходе проведения аграрной реформы. Другие реформы и их  проекты. Экономический подъем. Политическая и общественная жизнь в России в 1910 — 1914 годы. Обострение внешнеполитической обстановки. Практическое занятие №49.Основное содержание и этапы реализации реформы, ее влияние на экономическое и социальное развитие России Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 50. Аграрная реформа П. А. Столыпина. Работа с документами. Содержание учебного материала 1. Открытия российских ученых в науке и технике. Русская философия: поиски  общественного идеала. Развитие литературы: от реализма к модернизму. Поэзия  Серебряного века. Изобразительное искусство: традиции реализма, «Мир искусства»,  авангардизм, его направления. Архитектура. Скульптура. Музыка Практическое занятие №50. Серебряный век русской культуры. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 51. Серебряный век русской культуры.  Подготовить доклад. Содержание учебного материала 1. Особенности и участники войны. Восточный фронт и его роль в войне. Переход к  позиционной войне. Основные сражения в Европе в 1915­1917 годах. Брусиловский  прорыв и его значение. Поражение Германии и ее союзников. Патриотический подъем в  начале войны.  Практическое занятие №51.Восточный фронт и его роль в Первой мировой войне. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 52 Россия в первой мировой войне. Составить конспект. 1 2 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 2 2 2 Тема 11.8. Первая мировая война и общество Тема 11.9. Февральская революция в России. От Февраля к Октябрю Содержание учебного материала 1. Первая мировая война и общество. Развитие военной техники в годы войны.  Применение новых видов вооружений: танков, самолетов, отравляющих газов. Перевод  государственного управления и экономики на военные рельсы. Государственное  регулирование экономики. Власть и общество на разных этапах войны. Нарастание тягот и бедствий населения. Антивоенные и национальные движения. Нарастание  общенационального кризиса в России. Итоги первой мировой войны. Парижская и  Вашингтонская конференции и их решения. Практическое занятие  №52. Первая мировая война Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 53. Россия в первой мировой войне. Составить конспект. Содержание учебного материала 1. Февральская революция в России. От Февраля к Октябрю. Причины революции.  Отречение Николая II от престола. Падение монархии как начало Великой российской  революции. Временное правительство и Петроградский совет рабочих и солдатских  депутатов: начало двоевластия. Вопросы о войне и земле. «Апрельские тезисы» В. И.  Ленина и программа партии большевиков о переходе от буржуазного этапа революции к  пролетарскому (социалистическому). Причины апрельского, июньского и июльского  кризисов Временного правительства. Конец двоевластия. На пороге экономической  катастрофы и распада: Россия в июле — октябре 1917 года. Деятельность А. Ф.  Керенского во главе Временного правительства. Выступление Л. Г. Корнилова и его  провал. Изменения в революционной части политического поля России: раскол эсеров,  рост влияния большевиков в Советах  Практическое занятие №53.Временное правительство и Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов  в 1917 году.  Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 54.Великая российская революция. Подготовить реферат. Содержание учебного материала 2 1 1 1 2 1 1 1 2 2 2 2 Тема 11.10. Октябрьская революция в России и ее последствия Тема 11.11. Гражданская война в России 1. Октябрьская революция в России и ее последствия. События 24­25 октября в  Петрограде, приход к власти большевиков во главе с В.И. Лениным. II Всероссийский  съезд Советов. Декреты о мире и о земле. Формирование новых органов власти.  Создание ВЧК, начало формирования Красной Армии. Отношение большевиков к  созыву Учредительного собрания. Причины разгона Учредительного собрания. Создание федеративного социалистического государства и его оформление в Конституции  РСФСР 1918 года. Советско­германские переговоры и заключение Брестского мира, его  условия, экономические и политические последствия. Установление однопартийного  режима. Практическое занятие №54. II Всероссийский съезд Советов. Декреты о мире и о земле. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 55.Великая российская революция. Подготовить реферат. Содержание учебного материала 1. Причины Гражданской войны. Красные и белые: политические ориентации, лозунги и  реальные действия, социальная опора. Другие участники Гражданской войны. Цели и  этапы участия иностранных государств в Гражданской войне. Начало фронтовой  Гражданской войны. Ход военных действий на фронтах в 1918 —1920 годах.  Завершающий период Гражданской войны. Причины победы красных. Россия в годы  Гражданской войны. Экономическая политика большевиков. Национализация,  «красногвардейская атака на капитал». Политика «военного коммунизма», ее причины,  цели, содержание, последствия. Последствия и итоги Гражданской войны. Практическое занятие №55. Гражданская война в России. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 56. Белое движение в гражданской войне. Подготовить доклад. Раздел 12.  Между мировыми войнами Тема 12.1.  Содержание учебного материала 1 1 1 2 1 1 1 18 2 2 2 Европа и США Тема 12.2. Недемократические режимы Тема 12.3.  Турция, Китай, Индия, Япония 1. Территориальные изменения в Европе и Азии после первой мировой войны.  Революционные события 1918­ начала 1920­х годов в Европе. Ноябрьская революция в  Германии и возникновение Веймарской республики. Революции в Венгрии. Зарождение  коммунистического движения, создание и деятельность Коммунистического  интернационала. Экономическое развитие ведущих стран мира в 1920­ х годах. Причины  мирового экономического кризиса 1929­1933 годов. Дж.М. Кейнс и его рецепты  спасения экономики. Государственное регулирование экономики и социальных  отношений. «Новый курс» президента США Ф.Рузвельта и его результаты. Практическое занятие  №56.Причины мирового кризиса 1929­1933 годов. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 57. Между мировыми войнами. Составить таблицу. Содержание учебного материала 1. Недемократические режимы. Рост фашистских движений в Западной Европе. Захват  фашистами власти в Италии. Режим Муссолини в Италии. Победа нацистов в Германии.  А. Гитлер — фюрер германского народа. Внутренняя политика А. Гитлера,  установление и функционирование тоталитарного режима, причины его устойчивости.  Авторитарные режимы в большинстве стран Европы: общие черты и национальные  особенности. Создание и победа Народного фронта во Франции, Испании. Реформы  правительств Народного фронта. Гражданская война в Испании. Помощь СССР  антифашистам. Причины победы мятежников. Гражданская война в Испании. Практическое занятие №57.Гражданская война в Испании.  Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 58. Гражданская война в Испании. Подготовить презентацию Содержание учебного материала 1. Воздействие Первой мировой войны и Великой российской революции на страны  Азии. Установление республики в Турции, деятельность М. Кемаля. Великая  национальная революция 1925­1927 годов в Китае. Создание Компартии Китая.  Установление диктатуры Чан Кайши и гражданская война в Китае. Создание  Национального фронта борьбы против Японии. Кампания гражданского неповиновения в Индии. Идеология ненасильственного сопротивления английским колонизаторам М.  Ганди. Милитаризация Японии, ее переход к внешнеполитической экспансии. Практическое занятие 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 2 2 №58.Великая национальная революция 1925­1927 годов в Китае Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 59. Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника». Китай:  традиции против модернизации. Составить таблицу. Содержание учебного материала 1. Деятельность Лиги Наций. Кризис Версальско­ Вашингтонской системы. Агрессия  Японии на Дальнем Востоке. Начало японо­китайской войны. Столкновения Японии и  СССР. События у озера Хасан и реки Халхин­Гол. Агрессия Италии в Эфиопии.  Вмешательство Германии и Италии в гражданскую войну в Испании. Складывание союза агрессивных государств «Берлин — Рим — Токио». Западная политика  «умиротворения» агрессоров. Аншлюс Австрии. Мюнхенский сговор и раздел  Чехословакии. Мюнхенский сговор и раздел Чехословакии. Практическое занятие №59.Мюнхенский сговор и раздел Чехословакии. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 60. Мюнхенский сговор и раздел Чехословакии. Ответить на вопросы по теме. Содержание учебного материала 1. Развитие науки. Открытия в области физики, химии, биологии, медицины.  Формирование новых художественных направлений и школ. Развитие реалистического и  модернистского искусства. Изобразительное искусство. Архитектура. Основные  направления в литературе. Писатели: модернисты, реалисты; писатели «потерянного  поколения», антиутопии. Музыка. Театр. Развитие киноискусства. Рождение звукового  кино. Нацизм и культура. Практическое занятие №60. Формирование новых художественных направлений и школ в искусстве первой  половины ХХ века . Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 61.Культура в первой половине ХХ века. Составить таблицу. Содержание учебного материала Тема 12.4. Международные отношения Тема 12.5.  Культура в первой половине XX века Тема 12.6.  1 2 1 1 1 2 1 1 1 2 2 2 Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР Тема 12.7. Индустриализация и коллективизация в СССР Тема 12.8.  Советское государство в 1920­ 1930­е годы Тема 12.9.  1. Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР.  Экономический и политический кризис. Крестьянские восстания, Кронштадтский мятеж и др. Переход к новой экономической политике. Сущность нэпа. Достижения и  противоречия нэпа, причины его свертывания. Политическая жизнь в 1920­е годы.  Образование СССР: предпосылки объединения республик, альтернативные проекты и  практические решения. Национальная политика советской власти. Укрепление позиций  страны на международной арене. Практическое занятие №61.Сущность нэпа. Достижения и противоречия нэпа, причины его свертывания.  Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 62 Новая экономическая политика в Советской России. Подготовить доклад. Содержание учебного материала 1. Обострение внутрипартийных разногласий и борьбы за лидерство в партии и  государстве. Советская модель модернизации. Коллективизация сельского хозяйства:  формы, методы, экономические и социальные последствия. Индустриализация: цели,  методы, экономические и социальные итоги и следствия. Первые пятилетки: задачи и  результаты. Практическое занятие №62.Советская модель модернизации. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 63. Коллективизация и индустриализация в СССР. Составить глоссарий. Содержание учебного материала 1.Особенности советской политической системы: однопартийность, сращивание  партийного и государственного аппарата, контроль над обществом. Культ вождя. И.В.  Сталин. Массовые репрессии, их последствия. Стахановское движение. Повседневная  жизнь и быт населения городов и деревень. Итоги развития СССР в 1930­е годы.  Конституция СССР 1936 года. Практическое занятие №63.Стахановское движение.  Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 64. Наш край в 1920­1930­у годы. Подготовить доклад. Содержание учебного материала 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 2 2 2 2 Советская культура 1920­ 1930­е годы 1. «Культурная революция»: задачи и направления. Ликвидация неграмотности, создание системы народного образования. Культурное разнообразие 1920­х годов. Достижения  литературы и искусства. Развитие кинематографа. Введение обязательного начального  преподавания. Восстановление преподавания истории. Идеологический контроль над  духовной жизнью общества. Развитие советской науки. Практическое занятие  №64.«Культурная революция»: задачи и направления. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 65. Советская культура в 1920— 1930­е годы. Составить таблицу. Раздел 13.  Вторая мировая война. Великая Отечественная война Тема 13.1.  Накануне мировой войны Тема 13.2.  Содержание учебного материала 1.Накануне мировой войны. Мир в конце 1930­х годов: три центра силы. Нарастание  угрозы войны. Политика «умиротворения» агрессора и переход Германии к  решительным действиям. Англо­франко­советские переговоры в Москве, причины их  неудачи. Советско­германский пакт о ненападении и секретный дополнительный  протокол. Военно­политические планы сторон. Подготовка к войне. Практическое занятие №65.Военно­политические планы сторон накануне Второй мировой войны. Подготовка к войне. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 66. Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930 ­е годы. Составить  конспект. Содержание учебного материала 1 1 1 10 2 1 1 1 2 2 2 Первый период Второй мировой войны. Бои на Тихом океане Тема 13.3.  Второй период. Второй мировой войны Тема 13.4.  Партизанское движение в СССР. Советский тыл в годы войны 1. Нападение Германии на Польшу. «Странная война» на Западном фронте. Поражение  Франции. Укрепление безопасности СССР: присоединение Западной Белоруссии и  Западной Украины, Бессарабии и Северной Буковины, Советско­финляндская война,  советизация прибалтийских республик. Нацистская программа завоевания СССР.  Подготовка СССР и Германии к войне. Соотношения боевых сил к июню 1941 года.  Великая Отечественная война как самостоятельный и определяющий этап Второй  мировой войны. Цели сторон. Соотношение сил. Основные сражения и их итоги на  первом этапе войны (22 июня 1941 ­ ноябрь 1942 года). Деятельность советского  руководства по организации обороны страны. Историческое значение Московской  битвы. Нападение Японии на США. Боевые действия на Тихом океане в 1941­1945  годах. Практическое занятие №66.Историческое значение Московской битвы. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 67. Начало Великой Отечественной войны, периодизация. Подготовить сообщение. Содержание учебного материала 1. Военные действия на советско­германском фронте в 1942 году. Сталинградская битва и начало коренного перелома в ходе войны. Складывание антигитлеровской коалиции и  ее значение. Курская битва и завершение коренного перелома.. Коллаборационизм, его  причины в разных странах Европы и Азии. Главные задачи и основные наступательные  операции Красной Армии на третьем этапе войны (1944). Открытие Второго фронта в  Европе. Военные операции 1945 года. Разгром Германии.  Практическое занятие №67.Сталинградская битва и начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Движение Сопротивления в годы Второй мировой войны.  Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся 68. Курская битва и ее историческое значение. Подготовить презентацию. Содержание учебного материала 1.Партизанское движение в СССР, формы борьбы, роль и значение. Советский тыл в  годы войны. Эвакуация. Вклад в победу деятелей науки и культуры. Изменение  положения Русской православной церкви и других конфессий в годы войны. Практическое занятие 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 2 2

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История

Рабочая программа учебной дисциплины: История

Рабочая программа  учебной  дисциплины: История
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2019