Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015г. №06-259) и на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012г. №413 (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014г, №1645) и Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации, входящей в состав укрупненной группы 09.00.00 ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.08.2013г. №854.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ МОСКОВИЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУДд.01 ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
ПРОФЕССИЯ 09.01.03 МАСТЕР ПО ОБРАБОТКЕ ЦИФРОВОЙ
ИНФОРМАЦИИРабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Рекомендациями по
организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ
среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015г. №06259) и
на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012г.
№413 (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014г, №1645) и
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по профессии 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации, входящей в
состав укрупненной группы 09.00.00 ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.08.2013г.
№854.
ОДОБРЕНА
на заседании предметной цикловой
комиссии № 2,
РЕКОМЕНДОВАНА
Методическим Советом ОСП
протокол №___, от _________________ 2016г.
протокол №___, от _________________ 2016г.
Председатель _____________ /Спесивцева З.Ю./
Председатель ____________ /Солнцева М.О./
протокол №___, от _________________ 201__г.
протокол №___, от _________________ 201__г.
Председатель ______________ /______________/
Председатель _____________ /______________/
протокол №___, от _________________ 201__г.
протокол №___, от _________________ 201__г.
Председатель ______________ /______________/
Председатель _____________ /______________/
Составитель:
Васина
государственного
О.В.преподаватель
автономного
профессионального образовательного учреждения Московской области
«Профессиональный колледж «Московия»
2СОДЕРЖАНИЕ
1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
7
10
11
31.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Операционные системы
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины направлена на реализацию среднего
общего образования и является частью основной профессиональной образовательной
программы по профессии 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации.
Рабочая программа учебной дисциплины содействует сохранению единого
образовательного пространства и преемственности основных образовательных
программ основного общего и среднего общего образования, предоставляет широкие
возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса и
может быть использована при составлении календарнотематического плана.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы.
Дисциплина
относится
к
дополнительным
учебным
дисциплинамобщеобразовательного цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины.
Одной из характеристик современного общества является использование
информационных и коммуникационных технологий во всех сферах жизнедеятельности
человека.
Поэтому перед профессиональнымобразованием стоит проблема
формирования информационной компетентности специалиста, обеспечивающей его
конкурентоспособность на рынке труда, т.е. способности решать профессиональные
задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.
Содержание программы направлено на достижение следующих целей:
формированию целостного
мировоззрения,
соответствующего
современномууровню развития науки и общественной практики за счет развития
представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития
личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в
современном мире;
совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с
информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и
получения новых знаний, умений и способов деятельности в изучении
Операционных систем; развитию навыков самостоятельной учебной
деятельности студентов (учебного проектирования,
моделирования,
исследовательской деятельности и т.д.);
воспитанию ответственного и избирательного отношения к
информациис учетом правовых и этических аспектов ее распространения,
воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной
деятельности с применением средств ИКТ.
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
личностных:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом
ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
4 владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой
информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических
аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей
информационной среды;
способность и готовность увязать учебное содержание с собственным
жизненным опытом, понять значимость подготовки по дисциплине в условиях развития
информационного общества;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и
учебно
общественнополезной,
взрослыми в процессе образовательной,
исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за
счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий
безопасной эксплуатации средств ИКТ.
метапредметных:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель»,
«алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационнологическими умениями: определять понятия,
создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно
следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение основными универсальными умениями информационного характера:
постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой
информации, применение методов информационного поиска; структурирование и
визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
ИКТкомпетентность – широкий спектр умений и навыков использования
средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения,
преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного
информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация
изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических
объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и
использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие;
поиск и организация хранения информации; анализ информации).
предметных:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование
представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях:
информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной
деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать
алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических
конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков
5программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной,
условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации,
умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей
— таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих
программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения
при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы
информационной этики и права.
формированиеобщих компетенций, включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее
достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за
результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей).
Содержание дисциплины ориентировано на подготовку обучаемых к освоению
общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей по профессии
09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 51 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часа;
самостоятельной работы обучающегося 17 часов.
62. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторнопрактические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
составление схем
разработка презентации
выполнение тестовых заданий
подготовка реферата
составление сравнительных таблиц
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета в 1 семестре
51
34
20
17
10
1
1
4
1
72.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
8Наименование разделов и
тем
1
Введение
Тема 1.
Терминологическое
введение
Тема 2. Файловые
системы
Тема 3. Управление
памятью в
операционных
системах
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся
2
Цели и задачи дисциплины. Введение в профессию.
Содержание учебного материала
Основные понятия. Универсальные и специализированные ОС.ОС реального времени.
Функции ОС и этапы их развития. ОС семейств UNIX и WINDOWS.
Практические занятия:
Практическое занятие №1. Управление дисками: создание раздела, формирование, устранение
неполадок.
Практическое занятие №2. Установка ОС WINDOWS ХР. Параметры загрузки ОС WINDOWS
ХР.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
составление схемы программного обеспечения ПК
выполнение тестовых заданий по теме «Основные понятия ОС».
написание реферата
Содержание учебного материала
Организация хранения данных на диске. Файловые системы. Каталоги.Операции над файлами и
каталогами.Принцип организации файловых систем UNIX и WINDOWS.
Практические занятия
Практическое занятие №3. Графический интерфейс WINDOWS
Практическое занятие №4. Файловые системы. Работа с файлами и папками в WINDOWSХР
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
составление сравнительной таблицы «Файловые системы»
составление схемы «Модель сетевой ФС»
подготовка реферата
Содержание учебного материала
Общие понятия. Виртуальная и физическая память.Сегментная и страничная организация
памяти. Механизмы управления памятью в UNIX и WINDOWS системах.
Практические занятия
Практическое занятие №5. Структура операционной системы WINDOWSХР
Практическое занятие №6. Управление памятью ОС.
Практическое задание № 7. Установка виртуальной компьютерной сети на основе WINDOWS
1
2
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
составление схемы «Иерархическая система организации памяти».
составление схем алгоритмов распределения памяти.
подготовка презентации «Сетевые функции ОС»
Содержание учебного материала
Общие понятия. Создание процесса. Наследование свойств. Состояния процесса. Жизненный
9
Тема 4. Процессы.
Задания
Объем
часов
Уровень
освоения
3
1
2
2
4
2
2
2
1
1
2
2
2
1
1
4
1
2
1
2
2
6
2
2
2
3
3
1
1
1
4
3
4
1
1
1
1
4
1Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств)
2.репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
103. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материальнотехническому обеспечению
Реализация программы дисциплины
требует
наличия учебного
кабинета:информатика и информационные технологии.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебнонаглядных пособий по темам дисциплины;
Технические средства обучения:
мультимедийный компьютер с лицензионным программным обеспечением и
выходом в Internet на рабочих местах преподавателя и учащихся;
мультимедийный проектор;
коллекция цифровых образовательных ресурсов: электронные учебники, плакаты.
Программное обеспечение:
1.Программа эмуляции MicrosoftVirtualPC 2007
2.Файлобраз загрузочного диска WINDOWSХР
3.Файлобраз загрузочного диска Linux
Действующая нормативнотехническая и технологическая документация:
правила техники безопасности и производственной санитарии;
инструкции по эксплуатации компьютерной техники.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
литературы
Основная литература:
Интернетресурсов,
дополнительной
1. Партыка Т.Л. Операционные системы, среды и оболочки: учебное пособие / Т.Л.
Партыка, И.И. Попов. 2е изд., испр. и доп. М.: Форум, 2011. 528 с.
2. Батаев А.В., Налютин Н.Ю., Синицын С.В. Операционные системы и среды,
учебник для профессионального образования, 3е издание, исправленное, М:,
Издательский центр «Академия», 2016 г 266 с.
Дополнительная литература:
1.Карпов В.Е., Коньков К.А. Основы операционных систем Издательство
"Интуит.ру". 2011 г.– 2е издание
3.Таненбаум Э. Современные операционные системы. СПб.: Питер, 2010. 1116 с.
4.Столлингс В. Операционные системы. М.: Вильямс, 2010. 848с
5.Назаров С.В.,Гудыно Л.П.,Кириченко А.А.Операционные системы. Практикум
2010. 464 с.
Интернет ресурсы и источники:
1. http://www.ict.edu.ru/catalog/index.php
2. http://artishev.com/texnologii/setevayaos.html
3. http://inoblogger.ru/2010/03/31/operacionnayasistemainterneta/
4. http://www.tver.mesi.ru/elib/res/648/14/1.html
5. http://www.dnf.su/college/index.php/labrabos
114. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также
выполнения
индивидуальных
заданий,
самостоятельныхпрактических и контрольных работ.
студентами
групповых
и
Оценка качества освоения учебной программы включает стартовый, текущий
контроль успеваемости и промежуточную аттестацию по итогам освоения дисциплины:
а) текущий контроль – после изучения тем проверочные тематические тесты;
формами текущего контроля являются так же участие студентов в проектной
деятельности, круглых столах, тестировании, подготовка устных сообщений, рефератов,
мультимедийных презентаций по отдельным темам;
б) итоговый контроль – дифференцированный зачет.
Методическое обеспечение в виде перечня вопросов для тематического контроля,
примерной тематики устных выступлений и рефератов, варианты тестовых заданий,
вопросы к экзаменационным билетам отражено в учебнометодическом комплексе
дисциплины.
Методы оценки результатов обучения: традиционная система отметок в баллах за
каждую выполненную работу.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения
Введение
Тема 1.
Терминологическое
введение
Тема 2. Файловые
системы
Тема 3. Управление
памятью в
операционных
системах
Тема 4. Процессы.
Задания
Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне
учебных действий)
Ознакомление с целями и задачами дисциплины. Введение в профессию.
Изучение терминологии применяемой в дисциплине.
Составление конспектов по вопросам: Основные
понятия; Универсальные и специализированные ОС; ОС
реального времени; Функции ОС и этапы их развития; ОС
семейств UNIX и WINDOWS.
Обсуждение и составление конспекта по вопросам:
Организация хранения данных на диске; Файловые
системы; Каталоги; Операции над файлами и
каталогами; Принцип организации файловых систем
UNIX и WINDOWS.
Обсуждение и составление конспекта по вопросам:
Общие понятия; Виртуальная и физическая память;
Сегментная и страничная организация памяти;
Механизмы управления памятью в UNIX и WINDOWS
системах.
Обсуждение и составление конспекта по вопросам:
Общие понятия; Создание процесса; Наследование
свойств; Состояния процесса; Жизненный цикл процесса;
Терминал; Языки управления заданиями; Пакетная
обработка; Общие принципы языка интерпретатора
BASH; Переменные; Запуск задания на исполнение;
Ввод/вывод; Конвейерная обработка; Подстановка;
Управление ходом выполнения задания. Языки
управления заданиями в ОС семейства WINDOWS.
Тема 5. Пользователи Обсуждение и составление конспекта по вопросам:
12системы. Файлы
пользователей.
Управление
пользователями
Вход в систему; Домашние каталоги; Идентификация; Права доступа к
файлам и каталогам; Стандартная структура системы каталогов UNIX и
WINDOWS; Типы файлов; Монтирование файловых систем;
Заголовочные файлы; Компиляция программ UNIX и WINDOWS.
13Темы рефератов
Тема занятий
Тема реферата
Тема 1. Терминологическое введение
Тема 2. Файловые системы
Тема 5. Пользователи системы. Файлы
пользователей. Управление
пользователями
1.История развития операционных систем.
2.Универсальные и специализированные ОС
3. ОС реального времени
4. Функции ОС и этапы их развития
5. ОС семейств UNIX и WINDOWS
6. Установка ОС WINDOWS ХР.
7. Параметры загрузки ОС WINDOWSХР
1. Организация хранения данных на диске
2. Файловые системы
3. Операции над файлами и каталогами
4. Принцип организации файловых систем UNIX и
WINDOWS.
каталогов UNIX и WINDOWS
файловых систем
5. Графический интерфейс WINDOWS
1. Права доступа к файлам и каталогам
2. Стандартная структура системы
3. Типы файлов. Монтирование
4. Заголовочные файлы
5. Компиляция программ UNIX и
WINDOWS
6.Выполнение тестов
Темы докладов
Тема занятий
Тема 3. Управление памятью в
операционных системах
Тема 4. Процессы. Задания
Тема презентации
1.«Сетевые функции ОС»
1. Параметры, характеризующие
процесс в операционной системе
14