Программа учебной дисциплины «Правовые основы профессиональной деятельности» является частью программы подготовки специалиста среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) укрупненной группы специальности 54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств.
Программа учебной дисциплины «Правовые основы профессиональной деятельности» может быть использована в рамках реализации специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) ,а также в дополнительном профессиональном образовании при реализации программ повышения квалификации и переподготовки кадров в учреждениях СПО.
Министерство культуры Новосибирской области
Барабинский филиал
государственного автономного профессионального
образовательного учреждения Новосибирской области
«Новосибирский областной колледж культуры и искусств»
Рабочая программа учебной дисциплины
ОД 02.06. Правовые основы профессиональной деятельности
по специальности
54.02.02 Декоративноприкладное искусство и народные промыслы (по видам)
Углубленный уровень
Очная форма обученияБарабинск 2017
Рассмотрена на заседании предметно
цикловой комиссии гуманитарных и
социальноэкономических дисциплин
протокол № 1 от 01.09.2015 г.
протокол № 1 от 01.09.2016 г.
протокол № 1 от 01.09.2017 г.
Председатель ПЦК ОГСЭ
Разработана на основе Федерального
государственного образовательного
стандарта среднего профессионального
образования по специальности
54.02.02 Декоративноприкладное
Заведующая учебной частью
искусство и народные промыслы (по
видам)
__________________________
Разработчик:
Берш И.А., преподаватель БФ ГАПОУ НСО «НОККиИ»
Рецензенты (техническая и содержательная экспертиза):
2СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
5
14
15
31. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД.02.06. Правовые основы профессиональной деятельности
1.1.
Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Правовые основы профессиональной
деятельности» является частью программы подготовки специалиста среднего звена в
соответствии с ФГОС СПО по специальности 54.02.02 Декоративноприкладное
искусство и народные промыслы (по видам) укрупненной группы специальности
54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств.
Программа учебной дисциплины «Правовые основы профессиональной
деятельности» может быть использована в рамках реализации специальности 54.02.02
Декоративноприкладное искусство и народные промыслы (по видам) ,а также в
дополнительном профессиональном образовании при реализации программ
повышения квалификации и переподготовки кадров в учреждениях СПО.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Данная учебная дисциплина входит в обязательную часть циклов ППССЗ и относится
к общеобразовательному циклу профильной подготовки (ОД.02.06).
1.2.
.Цели и задачи дисциплины требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент
должен уметь:
защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством.
должен знать:
основы государственной политики и права в области социальнокультурной
деятельности и народного художественного творчества;
историю и современное состояние законодательства о культуре;
права и обязанности работников социальнокультурной сферы.
4В соответствии с ФГОС по специальности 54.02.02 Декоративноприкладное
искусство и народные промыслы (по видам) учебная дисциплина «Правовые основы
профессиональной деятельности» участвует в формировании следующих общих (ОК)
и профессиональных компетенций (ПК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных
ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
Использовать информационнокоммуникационные технологии для
ОК 5.
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат
выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
ОК 11. Использовать умения и знания профильных учебных дисциплин федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования в
профессиональной деятельности.
5ПК 2.5. Планировать работу коллектива исполнителей и собственную деятельность.
ПК 2.6. Контролировать изготовление изделий на предмет соответствия
требованиям, предъявляемым к изделиям декоративноприкладного и народного
искусства.
ПК 2.7. Обеспечивать и соблюдать правила и нормы безопасности в
профессиональной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 114 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 76 часов;
самостоятельной работы студента 38 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если
предусмотрено)
внеаудиторная самостоятельная работа
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
Объем часов
114
76
3
1
38
38
62.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ОД. 02.06 Правовые основы профессиональной деятельности
ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
2
1
Раздел 1. Правовое регулирование профессиональной деятельности
Тема1.1.Основы
государственной политики и
права в области социально
культурной деятельности и
народного художественного
творчества.
Содержание учебного материала
1
Понятие и структура Конституции РФ. Общая характеристика Конституции РФ.
Конституционный строй РФ, принципы конституционного устройства.
Основные положения Конституции Российской Федерации, регулирующие
правоотношения в процессе профессиональной деятельности.
Понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности. Право
в системе социального регулирования. Нормы права.их система. Формы (источники)
права. Правоотношение. Правонарушение, юридическая ответственность: их
понятие и виды.
Система ценностей государственной культурной политики. Классификация прав и
свобод человека и гражданина. Конституционные обязанности человека и
гражданина. Нарушение прав и их защита. Правовой статус защиты детей.
Конвенция о правах ребенка. Юридическая ответственность несовершеннолетних.
Правовое регулирование в области культуры. Основы государственной культурной
политики.Цели, задачи и принципы государственной культурной политики.
Культурный суверенитет.
Государственная политика в области осуществления всех видов культурной
деятельности. Свобода и ответственность за развитие культуры.
Ожидаемые результаты реализации государственной культурной политики.
Показатели достижения целей государственной культурной.
2
3
4
5
6
7
Тема 1.2. История и
современное состояние
законодательства о культуре
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия(не предусмотрены)
Контрольные работы (не предусмотрены)
Самостоятельная работа обучающихся
Работа со словарём по терминам: «конституция», «референдум», «демократическое
государство», «правовое государство», «плюрализм».
Изучение основных положений «Конституции» РФ, «Основ государственной культурной
политики».
Составить конспект по темам: «Государственная культурная политика»; «Структура
конституции РФ»; «Основные понятия государственной культурной политики».
Содержание учебного материала
1
2
Законодательные акты о культуре в России.
Понятие и виды источников права в области социальнокультурной деятельности и
народного художественного творчества.
Система законодательства о культуре. Общая характеристика системы нормативно
правовых основ, образующих законодательство о культуре.
«Основы законодательства Российской Федерации о культуре»: структура,
содержание, задачи и принципы.
Законодательство Российской Федерации о культуре: основные понятия. Права и
свободы человека в области культуры.
3
4
5
7Тема 1.3.Права и обязанности
работников социально
культурной сферы
6
Положение творческих работников. Независимая оценка качества оказания услуг
организациями культуры.
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия(не предусмотрены)
Контрольные работы (не предусмотрены)
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с конспектом лекций по теме: «Законодательство о культуре»;
Составить план ответа по теме:«Правовые акты о культуре в России»;
Подготовка сообщений по темам: «Система законодательных источников о культуре»;
«Законы о культуре в СССР»;
Изучение нормативных документов: «Основы законодательства Российской Федерации о
культуре».
Содержание учебного материала
1
Правовое регулирование трудовых отношений. Трудовое право как отрасль права.
Основные понятия и источники. Трудовые правоотношения. Права и обязанности
работников и работодателей в сфере профессиональной деятельности.
2
3
4
5
6
7
Трудовой договор: понятие, виды, содержание. Порядок заключения трудового
договора и основания для его прекращения в социально культурной сфере.
Безработица и ее последствия. Роль государственного регулирования в обеспечении
занятости населения в сфере профессиональной деятельности. Законодательство РФ о
занятости и трудоустройстве. Государственные органы занятости населения. Право
социальной защиты граждан. Правовой статус безработного в профессиональной
деятельности.
Понятие оплаты труда работников социально культурной сферы.
Понятие заработной платы, порядок и условия выплаты заработной платы.
Основные государственные гарантии по оплате труда работников.
Понятие и методы обеспечения дисциплины труда работника социально культурной
сферы. Понятие дисциплинарной ответственности работника. Дисциплинарные
проступки и дисциплинарные взыскания в сфере профессиональной деятельности.
Понятие материальной ответственности. Условия и виды материальной
ответственности в сфере профессиональной деятельности.
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия
Защита права в соответствии с трудовым законодательством.
Контрольная работа по теме «Трудовое право»
Самостоятельная работа обучающихся
Составление таблицы по теме «Виды трудового договора».
Подготовка сообщений по темам: «Заключение трудового договора: обязательные
условия», «Испытательный срок», «Прекращение трудового договора: основания и
особенности».
Работа с конспектом лекций по темам: «Понятие дисциплины труда, дисциплинарной
ответственности, ее виды», «Понятие материальной ответственности, ее виды
8Изучение нормативных документов Трудового кодекса РФ: статьи 238250, 192194.
Составление тезисов ответа по темам: «Порядок привлечения работника к дисциплинарной
ответственности», «Порядок обжалования и снятия дисциплинарного взыскания».
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материальнотехническому обеспечению
Реализация программы дисциплины «Правовые основы профессиональной
деятельности» предполагает наличия учебного кабинета для проведения групповых
занятий, библиотеки, читального зала с выходом в сеть Интернет.
Оборудование учебного кабинета:
рабочие места по количеству
обучающихся, рабочее место преподавателя, доска; УМК учебной дисциплины
(учебники, учебнометодические рекомендации, видеофильмы, ЭОР и т.п.).
Технические средства обучения: компьютер, проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернетресурсов,
дополнительной литературы
Основная литература:
1.Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник
для студ. СПО / В.В. Румынина. 10е изд. стереотип. М.: ИЦ «Академия», 2014.
224с.
Дополнительная литература:
1. Конституция Российской Федерации [Текст]. М.: Проспект, 2016. 32 с.
2. Организация деятельности учреждений культуры клубного типа/ под общ.ред. Н.П.
Гончаровой. СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»,
2015. 448с.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст]: по сост. на 1 ноября. 2016 г.
М. : Проспект, 2016. 256 с.
4. Федеральный закон
федерации». Конвенция о правах ребёнка. Новосибирск: Норматика, 2016. 32 с.
«Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской
9Интернетресурсы:
1. Кодексы и законы Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.zakonrf. ru
2. Официальный интернетпортал правовой информации [Электронный ресурс] –
Режим доступа: http://pravo.gov.ru
3. Права ребёнка
[Электронный ресурс]
– Режим доступа:
http://www.pravadetey.ru
4. Правовой портал [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kadis.ru
5. Абдуллаева Р. А., Евтушенко И. И. Правовое обеспечение профессиональной
деятельности [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kti.ru
104. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины «Правовые основы
профессиональной деятельности» осуществляется преподавателем в процессе
проведения практических занятий, оценивания самостоятельной работы, а также на
зачете.
Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно при
ежегодном обновлении банка контрольнооценочных средств. Количество вариантов
зависит от числа обучающихся.
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки
(освоенные умения, усвоенные знания)
Освоенные умения:
защищать свои права в соответствии с
трудовым законодательством.
результатов обучения
Экспертная оценка деятельности обучающихся на
практических занятиях. Проверка выполнения
самостоятельной внеаудиторной работы
студентов; зачет.
Усвоенные знания:
основы государственной политики и права в
области социальнокультурной деятельности и
народного художественного творчества;
письменный опрос; наблюдение за деятельностью
обучающих на практических занятиях;
проверка выполнения внеаудиторной
самостоятельной работы студентов, зачёт.
история
и
современное
состояние
законодательства о культуре;
права и обязанности работников социально
культурной сферы.
письменный опрос; наблюдение за деятельностью
обучающих на практических занятиях;
проверка выполнения внеаудиторной
самостоятельной работы студентов, зачёт.
Экспертная оценка деятельности обучающихся на
практических занятиях. Проверка выполнения
самостоятельной внеаудиторной работы
студентов; зачет.
11