Рабочая программа по внеурочной деятельности (научно-познавательная направленность), курса «Учусь создавать проект» составлена на основе ФГОС НОО и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект».
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по научнопознавательному направлению и направлена на формирование готовности и способности, обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.
Цель программы: приобщение младших школьников к исследовательской деятельности; создание условий, способствующих развитию исследовательских умений; приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; о способах самопознания; о способах нахождения и обработки информации.
Задачи:
• развитие творческой исследовательской активности;
• формирование учащихся способности к организации исследовательской деятельности;
• стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребѐнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
• формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
• формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения;
• развитие психофизиологических способностей ребѐнка: памяти, мышления, творческого воображения.
Программа «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей.
Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед независимой аудиторией, помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о своем сверстнике, который создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребенка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в ученых» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо проектом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении, сложившихся проблем у ребенка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, любознательность, память и способность к восприятию.
На занятиях используются здоровьесберегающие технологии: зарядка для глаз, физические, музыкальные разминки.
Курс включает 39 занятий по 1 занятию в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ
Личностные универсальные учебные действия:
У обучающегося будут сформированы:
-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
-интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку своей работы;
-различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; -выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; -использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; -высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
-допускать существование различных точек зрения;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Содержание курса.
39 часов
Кто я? Моя семья. Чем я больше всего хочу заниматься. Хобби. О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта. Как собирать материал? Твои помощники. Этап. Повторение. Давай вспомним. Проблема. Решение проблемы. Гипотеза. Предположение. Играем в предположения. Цель проекта. Задача проекта. Выбор нужной информации. Интересные люди твои помощники. Продукт проекта. Виды продукта. Макет. Повторение пройденных проектных понятий.
Исследовательская практика 17ч.
Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Мини-сообщение. Семиминутное выступление. Выступление перед знакомой аудиторией. Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно. Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.
Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. Повторение. Давай вспомним. Игра в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно. Получение электричества с помощью волос. Поилка для цветов.
Мониторинг 6ч.
Тест «Чему я научился?» Памятка для учащегося практиканта. Твои впечатления от работы над проектом. Пожелание будущим проектантам. Твои советы им.
Советы на лето от Мудрого Дельфина.
Календарно-тематическое планирование курса «Учусь создавать проект»
№ п/п |
Дата
|
Тема, тип урока |
Элемент содержания |
Планируемые результаты |
||
|
|
|||||
план |
факт |
научится |
получит возможность научиться |
|||
|
|
|
|
|||
1 |
5.09 |
|
Кто я? Моя семья |
Сформировать у учащихся представление о семье, как о группе родственников, живущих вместе |
различать понятия «семья», «школьная семья», «семейство растений», «семейство животных» |
уважать и ценить всех членов семьи, заботиться о них, испытывать чувство гордости за семью, ориентироваться на моральные нормы и их выполнение |
2 |
12.09 |
|
Чем я люблю заниматься. Хобби |
Познакомить с понятием «хобби»- увлечение, любимое занятие на досуге. Уточнить виды детских увлечений |
определять общность и различие интересов, увлечений мальчиков, девочек |
проявлять интерес к новым видам деятельности, способствующим становлению всесторонней духовнонравственной личности, с качествами современного делового человека |
3 |
19.09 |
|
О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проек- та |
Определение, выбор сообщения, которым хотел бы поделиться с друзьями, рассказать о чем-то интересном. Изложить краткое содержание сообщения. Познакомить с понятием «проект» |
излагать краткое содержание. Определять тему, главную мысль своего сообщения |
самостоятельно осуществлять выбор действий. Правильно формулировать название темы проекта |
4 |
26.09 |
|
Как собирать материал?
Твои помощники. Этап |
Поиск интересного материала по теме выбранного проекта. Знакомство с понятиями «этап проекта», «помощник». Привлечение помощников: книги, друзья, роди- |
осваивать правила планирования, собирать интересный материал по теме проекта, правильно выбирать себе помощников в работе |
организовывать планомерно, поэтапно работу по созданию своего проекта, рационально использовать полученную от «помощников» информацию, уметь вносить необходимые дополнения и изменения в план дейст- |
|
|
|
|
тели, Интернет, фильмы |
|
вий |
5 |
3.10 |
|
Повторение. Давай вспомним |
Повторение основных проектных понятий: хобби, тема, этап, помощник |
закреплять основные проектные понятия |
самостоятельно определять тему проекта, этапы работы, выбирать «помощников» |
6 |
10.10 |
|
Проблема |
Познакомить с понятием «проблема» -сложный вопрос, задача, требующая решения, исследования |
разбираться в возникших трудностях, предлагать свои варианты решения проблемы |
выявлять, идентифицировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности для еѐ решения |
7 |
17.10 |
|
Проблема. Решение проблемы |
Определить проблему и найти пути еѐ решения, выход из создавшейся проблемы |
обозначить возникшую проблему, предложить алгоритм действий для решения проблемы. Уметь выполнять творческие задания. |
находить пути выхода из создавшейся ситуации, использовать имеющуюся информацию для решения проблемы |
8 |
24.10 |
|
Гипотеза. Предположение |
Понятие «гипотеза» предположение для объяснения каких-нибудь явлений. Предположение-догадка, предварительное соображение или план |
придумывать свою гипотезу превращения головастика в лягушку, высказывать свои предположения по этому поводу |
достаточно полно выражать свои мысли для объяснения своих предположений, предлагать различные варианты для объяснения своих гипотез |
9 |
31.10 |
|
Гипотеза. Играем в предположения |
Гипотеза нужна для решения любой задачи. Чтение предложенного текста про чижа, который жил у Вари |
знать значение слова «гипотеза», уметь отвечать на вопросы по предложенному тексту и продолжить мысль «Что будет, если…» |
самостоятельно выдвигать свою гипотезу в учебном материале и делать выводы. |
10 |
7.11 |
|
Цель проекта |
Понятие «цель» - твое стремление, то, что надо, желательно осуществить. Определение цели, поставленной Варей по рассказу |
определять значение слова «цель», узнать, какие цели поставлены персонажами английской народной сказки |
самостоятельно выделять, понимать, осмысливать и формулировать учебную цель |
11 |
14.11 |
|
Задача проекта |
Понятие «задача проекта» достижение цели с помощью постановки задач к проекту. Разбор на примере проекта |
выяснять, для чего нужны задачи, правильно формулировать вопросы «Как я это сделаю?» |
самостоятельно ставить вопросы, определяющие задачи проекта |
|
|
|
|
Игната |
|
|
12 |
21.11 |
|
Выбор нужной информации |
Значения слов «информация», «основная мысль». Выбор информации, которая нужна для проекта, является самой главной, важной |
выбирать необходимую информацию из обилия собранного материала (на примере предложенного текста) |
применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, выделять наиболее важную информацию по теме своего проекта |
13 |
28.11 |
|
Интересные люди – твои помощники |
Выбор «помощников» для сбора информации по теме проекта. Нахождение на рисунке «слова-помощника» |
правильно выбирать предприятие, интересных людей, которые могут рассказать о своем продукте производства; использовать справочную литературу |
самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, уметь ставить вопросы для инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации |
14 |
5.12 |
|
Продукт проекта |
Понятие «продукт проекта» (аппликация, рисунок, макет, оригами, мозаика и т.д). |
изготавливать самостоятельно или с помощью взрослых планируемый продукт своего проекта |
самостоятельно добывать необходимые знания и с их помощью выполнять конкретную работу, решать творческие задачи |
15 |
12.12 |
|
Виды продукта. Макет |
Понятие «макет». Виды продукта. Составление плана работы по изготовлению макета домика из плотной бумаги |
ставить перед собой задачи по осуществлению продукта, планировать этапы работы по изготовлению макета |
самостоятельно конструировать свои знания в процессе работы по изготовлению макета |
16 |
19.12 |
|
Повторение пройденных проектных понятий |
Понятия «проблема», «гипотеза», «помощник», «макет» и т.д. |
закрепить пройденные проектные понятия |
понимать значения проектных понятий, использовать их в свободной речи |
17- 18 19 |
26.12 2.01 9.01 |
|
Визитка. Как правильно составить визитку к проекту |
Понятие «визитка» или «визитная карточка». Правила оформления визитки - титульный лист, цели и задачи проекта, выводы, справочная литература |
уметь поэтапно распределять план работы по составлению визитки к проекту |
реализовать на практике полученные знания, ставить перед собой цели и задачи, делать выводы, пользуясь помощью взрослых и справочной литературы, Интернета |
20
|
16.01
|
|
Мини-сообщение.
|
Понятие «мини-сообщение», как краткое изложение основного содержания проекта. |
кратко излагать основное содержание проекта, выделяя главное.
|
самостоятельно или с помощью взрослых отбирать информацию по составлению своего выступления, принимать решения для его реализа- |
21 |
23.01 |
|
Семиминутное выступление |
Составление выступления на 7 мин. |
Контролировать время выступления, укладываться в регламент |
ции |
22 |
30.01 |
|
Выступление перед знакомой аудиторией |
Прослушивание выступлений проектантов, заполнение таблицы пожеланий им. |
составлять устный рассказ о своем проекте, сообщая свои знания по теме проекта |
получать опыт выступления перед аудиторий, готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме |
23 24 |
6.02 13.02 |
|
Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно |
Практическое занятие в классной лаборатории |
проводить опыты по окрашиванию цветка в разные цвета, придумывать рассказы о приключениях цветка |
решать творческие задачи, обмениваться мнениями, впечатлениями |
25 |
20.02 |
|
Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта |
Учить, как подготовиться отвечать на вопросы по теме проекта; выбрать правильные варианты из предложенных ответов. Познакомить с фразеологизмами |
изучать большой объем справочного материала для ответов на вопросы по заданной теме; понимать значение фразеологизмов «поймать черта за хвост», «зажимать в кулак», «остаться с носом» и т.д. |
получать энциклопедические знания, использовать советы Мудрого дельфина для выступления |
26 27 |
27.02 6.03 |
|
Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. Повторение. Давай вспомним |
Учить построить грамотно свою речь для успешного выступления
Повторение основных этапов проектной деятельности |
выступать перед незнакомой аудиторией, уметь справляться с волнением
Закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях |
развивать волевые качества, проводить рефлексию своей деятельности
Усваивать способы итогового, пошагового контроля |
28 29 |
13.03 20.03 |
|
Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно |
Практическое занятие в классной лаборатории по изготовлению «мобильных телефонов» |
знакомиться с проведением опытов по изготовлению «мобильных устройств», получать электричество с помощью волос, готовить поилку для цветов, оценивать свои работы |
получать практические навыки проведения опытов |
30 31 |
27.03 3.04 |
|
Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно |
Практическое занятие в классной лаборатории по получению электричества с помощью волос |
||
32 33 |
10.04 17.04 |
|
Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно |
Практическое занятие в классной лаборатории по устройству поилки для цветов. |
|
|
34 |
24.04 |
|
Тест «Чему я научился?» |
Строить речевое высказывание в устной форме, уметь отвечать на вопросы теста |
давать оценку своей деятельности с помощью учителя |
осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности |
35 |
1.05 |
|
Памятка для учащегося-проектанта |
Выучить памятку для проектанта |
строить свою деятельность по предложенному плану |
самостоятельно создавать алгоритм действий при решении проблем творческого и поискового характера |
36 |
8.05 |
|
Твои впечатления от работы над проектом |
Выразить свои впечатления от работы над проектом |
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт |
самостоятельно высказывать свои эмоции и давать оценку своей деятельности |
37 |
15.05 |
|
Пожелания будущим проектантам. Твои советы им. |
Выразить 5 пожеланий будущим проектантам |
уметь обозначить главные задачи для успешного осуществления намеченной цели |
проявлять доброжелательное внимание к сверстникам, ориентироваться на моральные нормы поведения |
38- 39 |
22.05 29.05 |
|
Советы на лето от Мудрого Дельфина |
Изучить советы на лето от Мудрого дельфина |
применять в своей деятельности предложенные способы для успешного решения поставленных задач |
учитывать предложенные ориентиры действия и прогнозировать результаты своей творческой деятельности |
Для учителя: Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методические пособия для 1-4 классов. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаѐм/ Дополнительная литература для учителя:
1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
Для обучающихся: Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 1-4-х классов. –
М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаѐм/
Дополнительная литература для обучающихся:
1. Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.
2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC Электронные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshajadetskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]
http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.