Рабочая программа УМК "Гармония". Окружающий мир
Оценка 4.9

Рабочая программа УМК "Гармония". Окружающий мир

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
окружающий мир
1 кл—4 кл
04.03.2018
Рабочая программа УМК "Гармония". Окружающий мир
Рабочая программа учебно- методического комплекта "Гармония" составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом за курс начальной школы по разделам: 1. Планируемые результаты освоения обучающимися основной общеобразовательной программы. Окружающий мир; 2. Содержание предмета окружающий мир; 3. Учебный план; 4. Календарно- тематическое планирование; 5. Контрольно- измерительные материалы по предметуРабочая программа УМК "Гармония"
окружающий мир-3.docx
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Троицкая средняя общеобразовательная школа»       СОГЛАСОВАНО     зам. директора  по УВР     ________ Яркова А.А. «____»___________2017 г.  УТВЕРЖДАЮ  Директор МОБУ         «Троицкая СОШ  _________Ярков В.Г. «___»_______2017 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 3 класс УМК « Гармония»                                                                                          Галина Валентиновна   Составитель: Андреева 2017 г. Пояснительная записка           Нормативно­методические материалы.           Программа по окружающему миру 3 класса составлена на основе нормативно­правовых документов: 1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273­ФЗ ; 1. Закона Оренбургской области «Об образовании в Оренбургской области» от 6 сентября 2013 г. N 1698/506­V­ОЗ; 2. Приказа   Министерства   образования   и   науки   РФ   от   9   марта   2004   г.   №   11312   «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных   учреждений   Российской   Федерации,   реализующих   программы   общего образования» с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России №889 от 30 августа 2010 года; 3. Приказа Министерства образования Оренбургской области №01­21/1742 от 06.08.2015 г. «О   внесении   изменений   в   приказ   министерства   образования   Оренбургской   области   от 13.08.2014 г. №01­21/1063»; 4. Устава МОБУ «Троицкая СОШ» Бузулукского района; 5. Учебного плана МОБУ «Троицкая СОШ» Бузулукского района;  6. Положения школы о структуре, порядке и утверждении рабочих программ. 8.Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа /Москва «Просвещение», 2011 год.         Характеристика программы. Программа   определяет   содержание   и   структуру   учебного   материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Распределение   учебных   часов   по   разделам   представлено   с   учетом   межпредметных, возрастных особенностей учащихся.                 В   содержании   курса   «Окружающий   мир»   интегрируются   естественно­научные, гуманитарные и практические знания о природе, человеке и обществе.                Каждая из этих областей объединяет знания нескольких наук, что предоставляет широкие возможности межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. В   процессе   освоения   содержания   данного   предмета   учащиеся   приобретают   общеучебные умения   и   навыки:   наблюдать   и   сопоставлять,   спрашивать   и   доказывать,   выявлять взаимозависимости,   причины   и   следствия,   отражать   полученную   информацию   в   виде рисунка,схемы,   проводить   несложные   опыты,   пользоваться   приборами, ориентироватьсяна местности, приобщаться к творческому труду. При этом знания и умения являются   не   самоцелью,   а   средством   развития   интеллектуальной   и   эмоциональной   сфер учащихся,   ихтворческих   способностей,   которое   осуществляется   через   активизацию сенсорного восприятия окружающего мира во время экскурсий и прогулок, использования литературных и художественных образов объектов и явлений природы.                 Учащиеся  осваивают   различные  виды  учебной  деятельности:  получают  знания  об окружающем мире из различных источников, используя разные способы познания; начинают осмысливать окружающий мир, ориентироваться в нём, понимать место и роль человека в мире;   осознают,   что   мир   красив,   многообразен,   един,   изменчив.   Приобретают   желание осваивать   новые   способы   деятельности,   познавать   глубже   окружающий   мир,   активно действовать в нём.   таблицы,        Результаты изучения учебного предмета «Окружающий мир» 2 В процессе изучения окружающего мира учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественно­научные, обществоведческие и исторические знания,   научиться   наблюдать,   экспериментировать,   измерять,   моделировать.   В   результате поисковой,   экспериментальной,   исследовательской   деятельности   у   учеников   3   класса сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.        Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир».         У третьеклассника продолжат формироваться: положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения; готовность   оценивать   свой   учебный   труд,   принимать   оценки   одноклассников,   учителя, родителей;         осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, ориентация на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам; умение   выделять   нравственный   аспект   поведения,   соотносить   поступки   с   принятыми   в обществе морально­этическими принципами; навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;        понимание важности бережного отношения к своему здоровью; понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами; •осознание себя как гражданина, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории; уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям.        У третьеклассника могут быть сформированы: • стремление к саморазвитию, желание получать новые знания, открывать новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать; • зарождение   элементов   гражданского   самосознания   (российской   идентичности), гордости за свою Родину, российский народ; интереса к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела; • национальности, людьми с нарушениями здоровья; • желание участвовать в её сохранении;         • эстетическое   восприятие   природы   и   объектов   культуры,   стремление   к   красоте, стремление   к   соблюдению   морально­этических   норм   общения   с   людьми   другой осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.          Метапредметные результаты          Регулятивные универсальные учебные действия          Третьеклассник продолжит учиться: организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных • видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.); • действий; принимать (ставить) учебно­познавательную задачу и сохранять её до конца учебных 3 оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем проявлять   инициативу   в   постановке   новых   задач,   предлагать   собственные   способы действовать   согласно   составленному   плану,   а   также   по   инструкциям   учителя   или контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы; оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их • планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно­познавательными, учебно­практическими, экспериментальными задачами; • данным в учебнике, рабочей тетради; • • устранения. Третьеклассник получит возможность научиться: • или иным знанием и умением по изучаемой теме; ставить учебно­познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением • разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.); • решения.           Познавательные универсальные учебные действия          Третьеклассник продолжит учиться: осознавать учебно­познавательную, учебно­практическую, экспериментальную задачи; • • извлекать   информацию,   необходимую   для   решения   учебных   задач,   из   материалов учебника   (текстов   и   иллюстраций),   рабочей   тетради,   собственных   наблюдений   объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; • схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию; • выделения существенных признаков природных объектов; • отличительные признаки; • объяснения природных явлений; • форме.           Третьеклассник получит возможность научиться: • • источников информации для решения исследовательских задач, включая   Интернет; • создавать собственные; • в рамках урока или внеурочных занятиях.            Коммуникативные универсальные учебные действия           Третьеклассник продолжит учиться: строить речевое высказывание в устной и письменной форме; • отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; • • вступать   в   учебное   сотрудничество   с   учителем   и   одноклассниками,   осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели; сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных использовать   готовые   модели   для   изучения   строения   природных   объектов   и осуществлять   кодирование   и   декодирование   информации   в   знаково­символической дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых понимать   информацию,   представленную   в   вербальной   форме,   изобразительной, подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе целенаправленно   наблюдать   объекты   окружающего   мира   и   описывать   их 4 планировать,   сотрудничая   с   взрослыми   (учитель,   родитель)   и   сверстниками,   общие проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной уважать позицию партнера; участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.           Третьеклассник получит возможность научиться: • дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия; • работы, желая помочь взрослым и сверстникам; • • (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).           Предметные результаты • различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы   и   изделия   человека,   явления   живой   и   неживой   природы,   формы   суши   и   виды водоёмов, космические тела (звёзда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы);  • приводить   примеры   представителей   разных   групп   растений   (дикорастущих   и культурных,   хвойных   и   лиственных   деревьев,   кустарников   и   трав),   грибов   (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);  • описывать,   характеризовать   изученные   природные   объекты   и   явления,   называя   их существенные   признаки,   характеризуя   особенности   внешнего   вида   (на   примере   своей местности);  • сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия,   выделять   существенные   и   несущественные   признаки,   распределять   растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям;  • реки;  • системы органов, объяснять их значение и меры по сохранению их здоровья; • (горы, равнины) виды водоёмов (реки, озёра, моря), залежи разных полезных ископаемых; характеризовать   признаки   времён   года,   сезонные   изменения   в   живой   и   неживой • природе;   условия,   необходимые   для   жизни   растений   и   животных,   способы   их   питания   и размножения;  • ископаемых, почвы;  • использовать   условные   знаки   для   обозначения   природных   объектов   и   явлений, полезных ископаемых, для характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и направления ветра); • крупные реки и озёра России; • Земли вокруг Солнца со сменой времён года;  • объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;  • выявлять связи живых организмов в природных зонах и сообществах;  • находить   факты   экологического   неблагополучия   в   окружающей   среде,   оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности); определять   с   помощью   наблюдений   и   опытов   свойства   воздуха,   воды,   полезных различать части тела человека, называть внутренние органы и органы чувств, основные различать на физической карте с помощью окраски и условных знаков формы суши различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения, части холма, находить и показывать на карте и глобусе материки и океаны Земли; горы и равнины, объяснять связь движения Земли вокруг своей оси со сменой дня и ночи, обращения 5 вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в моделировать природные объекты и явления (дерево, цветковое растение, гриб, гору, исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений); измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека;  выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа). • природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;  • выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме; • использовать   готовые   модели   (глобусы,   карты,   рисунки­схемы,   муляжи,   рельефные макеты   холма,   оврага   и   др.)   для   изучения   строения   изучаемых   объектов,   объяснения природных явлений, нахождения географических объектов и др.; • • •           Третьеклассник получит возможность научиться: рассказывать о форме и движении Земли, об изображении её на карте;       • вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам;  • объяснять отличия человека от животных; • готовить сообщения о небесных телах, о необычных явлениях природы;  • • обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об   изучаемых   объектах   и   природных   процессах,   результаты   наблюдений   за   объектами природы, результаты эксперимента); • ставить  познавательную   задачу  перед  проведением   наблюдения  и   опыта,  подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить нужные   измерения,   фиксировать   результаты   в   предложенной   форме   (страницы   дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод); • реку, круговорот воды в природе и др.); участвовать в проектной деятельности (как предложенной автором учебника, так и • собственной),   проводя   исследования   с   использованием   дополнительной   литературы,   сети Интернет, собственных наблюдений; презентовать результаты своей работы. В результате изучения историко­обществоведческого материала (блок «Человек и общество») курса «Окружающий мир» третьеклассник научится: • • одноклассниками, друзьями, взрослыми;  • рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и  заботливом отношении друг к другу, о традициях  и реликвиях семьи на основе информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам старших членов семьи, из фотографических альбомов и др.; • гербов других стран мира; • его административный центр; понимать, что такое Родина, родной край, малая родина;  • готовить   небольшие   сообщения   о   достопримечательностях   Москвы   и   Санкт­ • Петербурга,   демонстрируя   фотографии   (репродукции   картин,   открытки)   государственных зданий, исторических памятников, театров и других объектов культуры; • • • исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра). объяснять, что такое Конституция; различать прошлое и настоящее;    рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы, человека и общества; ориентироваться   в   социальных   ролях   и   межличностных   отношениях   с узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и находить на карте Российскую Федерацию, её столицу ­ город Москву, свой регион и 6 заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным, к людям с различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим соблюдать   морально­этические   нормы   поведения   в   семье,   школе,   учреждениях составлять родословную своей семьи; объяснить символический смысл цветных полос российского флага, изображений на Третьеклассник получит возможность научиться: • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество   сверстников   и   т.д.);   физическую   и   духовную   красоту   человека,   его   поступков, трудолюбие и мастерство; • культуры и других общественных местах; • нарушением здоровья; • поступкам; • • гербе России, Москвы, своего региона; • использовать   дополнительную   литературу   (словари,   энциклопедии,   детскую художественную литературу) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной информации   об   образе   жизни,   обычаях   и   верованиях   наших   предков,   о   религиозных   и светских праздниках народов, населяющих родной край, для создания собственных устных и письменных сообщений; • • старинные городища, старинную одежду, предметы быта, военные доспехи дружинников.            В результате изучения правил безопасной жизни третьеклассник научится: •осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни; •оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми; •соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах; •соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города; •составлять и выполнять режим дня.           Третьеклассник получит возможность научиться: •сохранять здоровье своего организма, органов чувств;  •следовать правилам здорового образа жизни;  соблюдать правила противопожарной безопасности. изображать предметы с осевой, центральной, переносной симметрией; моделировать   (по   желанию)   из   бумаги,   пластилина,   глины   и   других   материалов           Место предмета в учебном плане Согласно   базисному   учебному   плану   общеобразовательных   учреждений   Российской Федерации на изучение окружающего мира в 3 классе начальной школы отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов  (34 учебные недели).          Приемы, методы, технологии. В основе развития универсальных учебных действий в основной школе лежит системно­ деятельностный   подход.   В   соответствии   с   ним   именно   активность   учащихся   признается основой достижения развивающих целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими учащимися в процессе познавательной деятельности. В  соответствии   с  данными   особенностями  предполагается   использование  следующих педагогических   технологий:   развивающего   обучения, концентрированного   обучения,   игровых   технологий,   а   также   использование   методов проектов, индивидуальных и групповых форм работы.   проблемного   обучения, При проведении уроков используются также интерактивные методы, а именно: работа в группах,   учебный   диалог,   учебная   дискуссия,   игровое   моделирование,   организационно­ деятельностные игры, деловые игры; традиционные методы:  рассказ, объяснение, беседа. 7 Контроль  знаний,   умений,   навыков   проводится   в   форме   контрольных   работ, выполнения тестов, опытов.  Учебно­тематический план. № Разделы и темы 1 Всего часов 8 В том числе прак теори тика я 7 1 к/р про в./р   в   изменения   в   природе.   Разнообразие   изменений   Раздел: окружающем мире Раздел:   Сезонные   Осень. Раздел: Тела и вещества, их свойства Раздел: Сезонные изменения в природе. Зима Раздел: Организм человека и его здоровье Раздел: Развитие растений и животных Раздел:   Изменение   быта   и   культуры   наших предков 2. 3. 4. 5. 6. 7.                                                               Итого 3 8 4 12 10 9 53 Содержание учебного предмета. 4 14 6 14 11 11 68 1 3 1 1 0 1 8 1 1 0 1 1 4 2 1 3 Разнообразие изменений в окружающем мире (8 ч.) Наблюдения – источник знаний о природе и обществе, способ их изучения. Разнообразие изменений, происходящих в природе, в жизни человека, в обществе. Смена дня и ночи, смена времён года как пример периодически повторяющихся природных явлений. Изменение положения Солнца на небе и длительности светового дня в течение года как причина   изменений   в   неживой   и   живой   природе.   Календарное   и   астрономическое   начало сезонов, особые дни года: 21 марта, 22 июня, 23 сентября, 22 декабря. Отличие   годового   календаря   земледельца,   составленного   нашими   предками,   от современного календаря.  Атмосферные   явления   (облачность,   осадки,   радуга,   ветер),   наблюдения   за   ними,   их условные обозначения.  Общее представление о чрезвычайных погодных явлениях (грозы, ураганы, цунами и др.). Правила безопасного поведения во время грозы. Погода   и   её   составляющие:   температура   воздуха,   состояние   облачности,   осадки, скорость ветра.  Термометр. Измерение температуры воздуха.  Прогноз погоды и его важность для жизнедеятельности человека.  Профессия метеоролог. Современная метеослужба. Дневник наблюдений за погодой. Систематические   наблюдения   за   природными   явлениями,   их   отражение   в   народных приметах, поговорках (на местном материале). Сезонные  изменения в природе (4 ч) Сезонные явления в природе.  Осенние месяцы. Осенние изменения в неживой и живой природе (снижение высоты Солнца   над   горизонтом,   уменьшение   продолжительности   дня,   похолодание,   заморозки, дожди, изменение окраски листьев, листопад, перелёты птиц,  линька животных). Осенние заботы в жизни человека. Изменения в неживой и живой  природе   в   зимние   месяцы:   низкое   положение   Солнца   над   горизонтом,     короткая продолжительность дня; мороз, снегопад, снеговой покров, ледостав, изморозь. Зимний  8 период   в   жизни   растений   и   животных.   Забота   человека   о   сохранности   растений   и животных зимой. Изменения в неживой и живой природе весной: более высокое положение Солнца над горизонтом,  увеличение  продолжительности  дня;  повышение  температуры   воздуха,  таяние снега   и   льда,   сокодвижение   растений,   развёртывание   листьев,   первоцветы,   появление потомства у диких и домашних животных, прилёт и гнездование птиц, высиживание  птенцов. Весенние заботы человека. Изменения в неживой и живой природе с приходом лета. Осень, зима, весна в жизни наших предков, их повседневные заботы, традиции, обычаи, праздники. Времена года в произведениях литературы и искусства. Тела и вещества, их свойства   (14 ч) Понятия «тело» и «вещество». Разнообразие тел и веществ. Свойства веществ. Твёрдое, жидкое, газообразное состояния вещества.  Общее представление о строении веществ, их мельчайших частицах.  Увеличительные   приборы   (лупа,   микроскоп),   открытия,   сделанные   с   их   помощью. Клеточное строение живых организмов.  Простейшие, бактерии.  Защита организма от болезнетворных бактерий. Воздух и его значение для живых существ. Физические свойства воздуха, его состав. Воздух – смесь газов (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Примеси в воздухе. Источники загрязнения воздуха. Вода   в   природе,   её   значение   для   всего   живого.   Физические   свойства   воды.   Вода   – растворитель.  Твёрдое, жидкое, газообразное состояния воды (лёд, вода, пар).  Процессы перехода воды из одного состояния в другое. Образование тумана, росы, инея, изморози. Круговорот воды в природе. Источники загрязнения воды, меры по охране её чистоты. Очистка воды в природе, в быту, в городе Необходимость бережного использования воды. Почва и её значение для живого Как образуется почва. Состав почвы. Плодородие почвы – главное отличие от горной породы.  Взаимосвязь растений и почвенных животных. Обитатели почвы – участники круговорота веществ в ней.  Разрушение почвы водой, ветрами, в результате деятельности человека. Меры по охране почвы от разрушения и загрязнения. Правила гигиены при работе с почвой Старинный и современный способы возделывания почвы и сохранения её плодородия. Сезонные изменения в природе. Зима (6 ч.) Наблюдение зимних изменений в природе и жизни людей Зимние явления в неживой природе Как зимуют растения Зимняя пора в жизни животных. Обобщающий урок. Как зимовали наши предки  Январь – середина зимы Организм человека и его здоровье (14 ч) Ценность здоровья и здорового образа жизни. Науки, изучающие организм человека и условия сохранения его здоровья. Общее представление об организме человека, его внешних и внутренних органах, о дыхательной, опорно­ двигательной, пищеварительной, кровеносной, выделительной, нервной системах. 9 Рождение и развитие человека. Основные части скелета человека, их назначение. Свойства костей и функции суставов. Важность правильной осанки, предупреждения искривления позвоночника.  Мышцы, их назначение. Важность укрепления и тренировки мышц.  Первая помощь при переломах, растяжении связок. Органы дыхания. Газообмен в лёгких. Инфекционные и простудные заболевания органов дыхания, их предупреждение. Вред табачного дыма, воздействие ядовитых газов  на органы дыхания. Важность пребывания на свежем воздухе. Органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды. Необходимость тренировки и бережного отношения к сердцу. Пульс, его измерение. Кровь и её роль в организме. Функции красных и белых кровяных телец, кровяных пластинок.  Первая помощь при кровотечениях. Питание и состав пищи. Витамины, их значение для организма.  Органы пищеварения, их функции. Уход за зубами. Источники пищевых отравлений. Предупреждение заболеваний органов пищеварения. Органы очистки организма. Функции почек и кожи. Гигиена кожи.  Первая помощь при обморожениях и ожогах.  Нервная система, её значение для организма. Роль головного и спинного мозга.  Что такое память, какой она бывает.  Роль природы в сохранении и укреплении нервной системы. Органы чувств, их гигиена. Предупреждение заболеваний органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Элементарные представления о строении  органов чувств. Личная ответственность за состояние своего здоровья и здоровье окружающих людей. Уважительное отношение к людям с нарушениями здоровья и забота о них.  Традиционная   пища,   способы   закаливания   и   лечения   наших   предков,   отношение   к курению. Развитие растений и животных (11 ч) Многообразие   животных.   Условия,   необходимые   для   роста   и   развития   животных. Размножение разных групп животных. Стадии развития птиц, насекомых, рыб, земноводных. Важность знаний о стадиях развития животных.  Многообразие растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые). Условия, необходимые для роста и развития растений  (влага, тепло, воздух, свет, минеральные вещества). Теплолюбивые   и   холодостойкие,   светолюбивые   и   теневыносливые,   влаголюбивые   и засухоустойчивые растения. Общее представление о растении как о живом организме. Органы цветкового растения. Значение корневой системы, листьев, стебля, цветка для растения. Функции корня, стебля, листа, цветка, плода. Разнообразие плодов и семян цветковых растений. Способы размножения растений и  распространение семян.  Вегетативное размножение растений (листом, черенком, клубнем, луковицей, корневой порослью). Изменение быта и культуры наших предков (11 ч) Наука   история.   Важность   исторических   знаний   для   людей.   Вещественные,   устные   и письменные исторические источники. Значение археологических раскопок.  Родной язык и народный фольклор как источники знаний о быте и культуре народа. 10 Старинный   уклад   жизни   наших   предков.   Природа   в   их   жизни   и   верованиях. Собирательство, охота, рыболовство, бортничество. Начало земледелия и животноводства. Народы, населяющие регион, некоторые их обычаи и характерные особенности быта. Повседневные заботы, обряды, обычаи в течение года.  Жизнь   на   селе   в   старину.   Жилища   наших   предков.   Устройство   старинной   избы. Домашняя утварь.  Занятия сельских жителей. Традиции семьи, воспитание детей. Возникновение городов на Руси.  Старинный город­крепость. Знаменитые старинные города.  Исторические   центры   современных   городов   –   архитектурные   памятники   России. Занятия горожан в старину. Гончарное, кузнечное,  художественная роспись и другие ремёсла наших предков. Значение дерева в жизни наших предков.  Деревянное зодчество. Знаменитые памятники деревянного зодчества. Жилища, народные промыслы и ремёсла коренных жителей родного края. Памятники старины, сохранившиеся в родном краю. Развитие торговли на Руси. Занятия купцов. Товарообмен. Появление денег. Старинные и современные деньги. Одежда сельских и городских жителей в старину. Элементы старинной одежды и их назначение. Одежда людей разных сословий. Старинная и современная мода. Национальные одежды жителей родного края. Общее   представление   об   обучении   детей   в   старину,   о   школьной   форме, принадлежностях, учебниках. Появление школ, гимназий, лицеев, университетов. Учреждения образования в родном краю. Календарно­ тематическое планирование Наименование  разделов и тем Разнообразие изменений в окружающем мире Земля – наш общий дом Кол­во часов Дата проведения планир./ по факту 8 1 № п/п 1. 1.1 1.2 Разнообразие изменений в природе и в жизни людей           1 1.3 Времена года 1.4 Старинный календарь 1.5 Атмосферные явления и погода 1 1 1 04.09 06.09 11.09 13.09 18.09 11 1.6 Температура и её измерение 1.7 Прогноз погоды. Дневник наблюдений за погодой 1.8 Необычные атмосферные явления 2.  Сезонные  изменения в природе. Осень. 2.1 Экскурсия. Наблюдение осенних изменений в природе и  жизни людей 2.2 Осень в природе. 2.3 Осенняя пора в жизни людей.  2.4 Осень в жизни наших предков 3.  Тела и вещества, их свойства 3.1 Тело и вещество. Три состояния вещества 3.2 Строение вещества 3.3 Удивительные открытия Контрольная работа за 1 четверть 3.4 Воздух и его состав 3.5 Свойства воздуха 3.6 Как используют воздух 3.7 Вода и её свойства Очистка воды 3.8 Превращения воды 3.9 Круговорот воды в природе 1 1 1 4 1 1 1 1 14 1 1 1 1 1 1 1 1 1 20.09 25.09 27.09 02.10 04.10 09.10 11.10 16.10 18.10 23.10 25.10 08.11 13.11 15.11 20.11 22.11 12 3.10 Обобщающий урок «Свойства воздуха и воды». Проверочная  работа. 3.11 Почва, её состав и свойства 3.12 Обитатели почвы  3.13 Почва – кормилица 3.14 Обобщающий урок по теме «Тела и вещества».Проверочная  работа. 4. Сезонные изменения в природе. Зима 4.1 4.2 Экскурсия. Наблюдение зимних изменений в природе и жизни людей Зимние явления в неживой природе 4.3 Как зимуют растения 4.4 Зимняя пора в жизни животных. Обобщающий урок. 4.5 Контрольная работа за 1 полугодие. 4.6 Как зимовали наши предки  Январь – середина зимы 5.  Организм человека и его здоровье 5.1 Организм человека 5.2 Надёжная опора и защита 5.3 Мышцы, их разнообразие и функции 5.4 Органы дыхания 5.5 Кровеносная система 5.6 Органы пищеварения 5.7 Как питались наши предки 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 14 1 1 1 1 1 1 1 27.11 29.11 04.12 06.12 11.12 13.12 18.12 20.12 25.12 27.12 15.01 17.01 22.01 24.01 29.01 31.01 05.02 07.02 13 5.8 Органы очистки организма 5.9 Нервная система и её роль в организме 5.10 Органы чувств, их значение 5.11 Гигиена органов чувств. 5.12 Как лечились наши предки 5.13 Экскурсия. Наблюдение весенних изменений в природе и  жизни людей 5.14 Как провожали зиму наши предки. Обобщение по теме.  Проверочная работа.  6. Развитие растений и животных    6.1 Развитие животных разных групп. Стадии развития птиц 6.2 Развитие рыб и земноводных 6.3 Стадии развития насекомых Контрольная работа за 3 четверть. 6.4 Стадии развития растений 6.5 Растение – живой организм 6.6 Строение и состав семени 6.7 Корни и стебли растений 6.8 Листья растений, их разнообразие. Значение листьев в жизни  растения 6.9 Цветок, его роль в жизни растения 6.10 Способы размножения растений 6.11 Весна воды, тепла, цвета 1 1 1 1 1 1 1 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12.02 14.02 19.02 21.02 26.02 28.02 05.03 07.03 12.03 14.03 19.03 21.03 02.04 04.04 09.04 11.04 16.04 18.04 14 7. Изменение быта и культуры наших предков 11 7.1 Наука история, исторические источники 7.2 Природа в жизни наших предков 7.3 Образ жизни наших предков 7.4 Жизнь на селе в старину. 7.5 Старинные города  7.6 Старинные ремёсла 7.7 Торговое дело на Руси 7.8 Одежда наших предков 7.9 Как учились дети в старину Обобщающий урок. 7.10 Контрольная работа за год. 7.11 Повторение за год. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 23.04 25.04 30.04 02.05 07.05 14.05 16.05 21.05 23.05 28.05 29.05 Примерные оценочные и методические материалы для осуществления текущего  контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся 3­го класса по окружающему миру ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА» Приложение 1. ПЕРЕЧИСЛИ СВОЙСТВА ВОЗДУХА: ______________________________________ КАКИЕ ВЕЩЕСТВА ВХОДЯТ В СОСТАВ ВОЗДУХА:____________________________ 1. _____________________________________________________________ . 2. ____________________________________________________________. 3. А. ПЫЛЬ    Б. ВОДЯНЫЕ ПАРЫ    В. ПЫЛЬЦА РАСТЕНИЙ 4. КАКИЕ ВЕЩЕСТВА ПРЕОБЛАДАЮТ ВО ВЛАЖНОМ ВОЗДУХЕ: КАКИЕ ВЕЩЕСТВА ПРЕОБЛАДАЮТ В СОСТАВЕ ВОЗДУХА НАД  ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ:  _____________________________________________________ . 5. 6. 7. КУДА ДВИЖЕТСЯ ТЕПЛЫЙ ПОТОК ВОЗДУХА? _____________________________ КУДА ДВИЖЕТСЯ ХОЛОДНЫЙ ПОТОК ВОЗДУХА? __________________________ ДВИЖЕНИЕ ВОЗДУХА В ГОРИЗОНТАЛЬНОИ НАПРАВЛЕНИИ ­ЭТО______________ 15 КАКАЯ ПОВЕРХНОСТЬ НАГРЕВАЕТСЯ БЫСТРЕЕ? 8. А. СУША    Б. ВОДА 9. КАК ЧЕЛОВЕК ИСПОЛЬЗУЕТ ВОЗДУХ  (ПРИВЕДИ ТРИ ПРИМЕРА)?  ___________________________________________________________________________________ ______________________________________________________ 10. ВОЗДУХ ­ ЭТО____________________________________________. 10 ОТВЕТОВ «5»,      7­5 ОТВЕТОВ «3», 9­8 ОТВЕТОВ «4»,     МЕНЕЕ 4 ОТВЕТОВ «2» Тест: «Тела и вещества» 1. Предметы, которые нас окружают, называются …    ­ веществами ­ телами ­ вещами 2. Тела состоят из …    ­ жидкости ­ материала ­ веществ 3. Вещества могут быть …    ­ жидкими, твердыми, газообразными ­ жидкими и твердыми ­твердыми и газообразными 4. В левый столбик запишите – тела, а в правый – вещества, из которых состоят  эти тела.                  тела                                                         вещества ________________                                 _________________ ________________                                 _________________ ________________                                 _________________ 5. Приведите примеры веществ … твердые: ________________________________________________ жидкие: ________________________________________________ газообразные: ___________________________________________ 6. Вещества состоят из …    ­ атомов ­ молекул ­ тел 7. Молекулы состоят из …    ­ веществ ­ тел ­ атомов 16 8. У разных веществ молекулы имеют одинаковую форму   ­ да ­ нет 9. Молекулы твердых и жидких веществ притягиваются друг к другу   ­ да ­ нет 10. Промежутки между молекулами в твердых веществах …    ­ маленькие ­ небольшие ­ большие 11. Промежутки между молекулами в газообразных веществах …    ­ маленькие ­ небольшие ­ большие 12. Атом по размеру больше молекулы   ­ да ­ нет Тест «Вода и её свойства» Класс_____________________________________________________________ Фамилия  ученика_________________________________________________ Продолжите предложение 1. Чистая вода …    ­ голубая, без запаха, без вкуса ­ прозрачна, без цвета, без запаха, без вкуса ­ белая, без запаха, без вкуса 2. Вода растворяет…    ­ все вещества ­ некоторые вещества ­ вообще не растворяет вещества 3. Вода …   ­ текуча, не имеет форму ­ текуча, имеет форму 4. Вода бывает в …    ­ в твёрдом и жидком состоянии ­ в жидком и газообразном состоянии ­ в твердом, жидком, газообразном состоянии 5. Вода превращается в лёд, а лёд в воду при температуре…  10° 17   100° 0° 6. Вода превращается в пар …   ­ при нагревании ­ при охлаждении 7. Процесс превращения воды в лёд называется …    ­ таяние ­ замерзание ­ испарение 8.  Процесс превращения воды в пар называется…    ­ таяние ­ конденсация ­ испарение 9. Процесс превращения пара в воду…    ­ испарение ­ замерзание ­ конденсация 10. Вода при замерзании …   ­ расширяется ­ сжимается 11. Вода в облаках над морями…   ­пресная ­ солёная 12. Как происходит круговорот воды в природе. Нарисуй. Тест по окружающему  миру за I полугодие Вариант 1. 1. Отметь, что входит в состав воздуха? а) Кислород б) Кислород, азот, углекислый газ, водяные пары и другие газы. в) Кислород, азот, углекислый газ 2. Отметь, в каких состояниях бывает вода в природе?? а) Жидком б) Жидком и твёрдом в) Жидком, твёрдом и газообразном  3. Отметь, что такое испарение воды? а) Превращение воды в лёд б) Превращение пара в воду в) Превращение воды в пар 18 4.Найди правильный ответ. а) Чистый воздух ­  имеет  приятный запах, легко изменяет объём. б) Чистый воздух – упругий, непрозрачный, без вкуса и запаха, имеет форму   в) Чистый воздух ­ без запаха и вкуса, прозрачный, заполняет весь предоставленный ему  объём.   1.Соотнеси условные знаки и их обозначение.                                               Переменно                                                Ясно                                               Безветренно                                               Пасмурно                                                2.Вставь пропущенные слова. На Руси раньше землю обрабатывали мотыгой, ___________, __________. Сейчас на полях работают ______________, ____________. 3.Узнай по описанию.        В её состав входят песок, глина, перегной, вода, воздух  минеральные соли. Кроме того,  в ней  могут обитать грызуны, бактерии, насекомые, черви, многоножки и другие животные. Без неё не было бы жизни  на Земле. _________________ 4.Пронумеруй этапы круговорота воды в правильной последовательности:         __ испарение         __ просачивание и сток         __ образование облаков         __ осадки С Реши экологические проблемы. 1.Почему  борьбу за чистоту воздуха необходимо вести всем землянам сообща? ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ _________________________________ ______________________________________________________________________  2. Как  сохранить плодородие почвы?  ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________ Тест по окружающему  миру Вариант 2 А 1. Отметь, что такое воздух? а) Воздух – это жидкое вещество. б) Воздух – это твёрдое вещество. в) Воздух – это газообразное вещество. 2. Отметь, почему вода в морях никогда не высыхает? а) Потому что в них тают айсберги. б) Потому что там всегда идёт дождь. 19 в) Потому что существует круговорот воды в природе.  3. Отметь, что такое почва? а) Это верхний слой земли. б) Это вещество чёрного или серого цвета. в) Это верхний плодородный слой земли. 4.Найди правильный ответ. а) Чистая вода ­ белая жидкость с приятным запахом, легко изменяет объём. б) Чистая вода ­ упругая, прозрачная бесцветная жидкость, без вкуса и запаха, текуча,  принимает форму сосуда в) Чистая вода ­ голубая жидкость без запаха, сохраняет свою форму. В  1.Укажи стрелками названия процессов. Испарение воды                                         Превращение воды в лёд Замерзание воды                                        Превращение пара в воду Таяние льда                                                 Превращение воды в пар Конденсация пара                                      Превращение льда  в воду  2.Вставь пропущенные слова.        Животные,____________,____________,_______________,  простейшие ­ это царства  живой природы. 3.Узнай по описанию.        В его состав входят азот, кислород, углекислый газ, водяные пары и другие газы. Кроме  того,  в нём могут присутствовать частицы пыли, пыльца растений, бактерии. Без него не было бы жизни на Земле.___________________ 4.Пронумеруй этапы круговорота воды в правильной последовательности:         __ испарение         __ просачивание и сток         __ образование облаков         __ осадки С Реши экологические проблемы. 1.Почему возникла проблема очистки воды?  ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ __________________________________________________ ______________________________________________________________________  2.Как можно защитить почву от ветров, воды, зноя, неправильной обработки и  засорения  бытовыми отходами?  __________________________________________________________________ 20 ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «РАЗНООБРАЗИЕ И ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ» 1.Как называется наука о растениях?1.Как называется наука о растениях? а) ботаникаб) экологияв) биологияа )экологияб )  ботаникав) биология 2. Перечисли группы, на которые учёные делят 2. Перечисли группы, на которые учёные делят  все растения: _____________________________                    все растения: ___________________________                         _____________________________                                           ___________________________                         ______________________________                                          ___________________________                         ______________________________                                          ___________________________                         ______________________________                                          ___________________________  3. Подчеркни хвойные растения одной чертой, а             3. Подчеркни цветковые растения одной чертой,а цветковые растения –волнистой линией:      хвойные –волнистой линией: смородина            лиственница          вишня        смородина            лиственница          вишня сосна                     мать­и­мачеха        ель                                            сосна                     мать­и­мачеха        ель 4. В какой части растения образуются сахар и                  4. В какой части растения образуются сахар и  крахмал?  а ) в корнях                                                                      крахмал?  а ) в листьях б ) в листьях                                  б ) в корнях в ) в стебле                                                                                           в ) в стебле     5. Что необходимо растению для образования        5. Что необходимо растению для образования  сахара и крахмала?   сахара и крахмала?     а ) вода и углекислый газа ) вода и углекислый газ б ) почва и воздухб ) почва и воздух в ) солнечный свет, вода и углекислый газ                             в ) солнечный свет, вода и углекислый газ 6. Вставь пропущенныеслова :                                            6. Вставь пропущенные слова : Растения вдыхают из почвы ____________________,           Растения вдыхают из почвы ___________,  а выдыхают ________________________. Корнями               а выдыхают ____________________. Корнями  они всасывают ________________ с растворёнными            они всасывают ____________с растворёнными _____________________________________________ .             _____________________________________________ .  ____________________________________________________________________________________________________  __________________________________________________              __________________________________________________                                                            Контрольная работа по  окружающему миру 3­й класс УМК «Гармония» (учебник «Окружающий мир» О.Т.Поглазова) 1 вариант 1. Чем знаменательны дни? Соедини линией. А) 22 июня                                         солнцестояния Б) 23 сентября                                   затмения                                                             равноденствия                                                             северного сияния 2.Подчеркни «лишнее» слово. Объясни свой выбор. Древесина, стекло, железо, уксус, глина.                                                                                                                                                                                               3. Подчеркните явления природы. Ключ, гроза, пенал,  кожа, вода, снегопад, железо, роса, радуга, древесина, ложка, стол, листопад, иней. 4. Найди и соедини противоположный процесс. Замерзание конденсация                                                таяние                          испарение   5.Главное свойство почвы: А) плодородие Б) влажность В) рыхлость 6. Какая запись обозначает температуру три градуса тепла? 3о; – 3о; 21 22

Рабочая программа УМК "Гармония". Окружающий мир

Рабочая программа УМК "Гармония". Окружающий мир

Рабочая программа УМК "Гармония". Окружающий мир

Рабочая программа УМК "Гармония". Окружающий мир

Рабочая программа УМК "Гармония". Окружающий мир

Рабочая программа УМК "Гармония". Окружающий мир

Рабочая программа УМК "Гармония". Окружающий мир

Рабочая программа УМК "Гармония". Окружающий мир

Рабочая программа УМК "Гармония". Окружающий мир

Рабочая программа УМК "Гармония". Окружающий мир

Рабочая программа УМК "Гармония". Окружающий мир

Рабочая программа УМК "Гармония". Окружающий мир

Рабочая программа УМК "Гармония". Окружающий мир

Рабочая программа УМК "Гармония". Окружающий мир

Рабочая программа УМК "Гармония". Окружающий мир

Рабочая программа УМК "Гармония". Окружающий мир

Рабочая программа УМК "Гармония". Окружающий мир

Рабочая программа УМК "Гармония". Окружающий мир

Рабочая программа УМК "Гармония". Окружающий мир

Рабочая программа УМК "Гармония". Окружающий мир

Рабочая программа УМК "Гармония". Окружающий мир

Рабочая программа УМК "Гармония". Окружающий мир

Рабочая программа УМК "Гармония". Окружающий мир

Рабочая программа УМК "Гармония". Окружающий мир

Рабочая программа УМК "Гармония". Окружающий мир

Рабочая программа УМК "Гармония". Окружающий мир

Рабочая программа УМК "Гармония". Окружающий мир

Рабочая программа УМК "Гармония". Окружающий мир

Рабочая программа УМК "Гармония". Окружающий мир

Рабочая программа УМК "Гармония". Окружающий мир

Рабочая программа УМК "Гармония". Окружающий мир

Рабочая программа УМК "Гармония". Окружающий мир

Рабочая программа УМК "Гармония". Окружающий мир

Рабочая программа УМК "Гармония". Окружающий мир

Рабочая программа УМК "Гармония". Окружающий мир

Рабочая программа УМК "Гармония". Окружающий мир

Рабочая программа УМК "Гармония". Окружающий мир

Рабочая программа УМК "Гармония". Окружающий мир

Рабочая программа УМК "Гармония". Окружающий мир

Рабочая программа УМК "Гармония". Окружающий мир

Рабочая программа УМК "Гармония". Окружающий мир

Рабочая программа УМК "Гармония". Окружающий мир

Рабочая программа УМК "Гармония". Окружающий мир

Рабочая программа УМК "Гармония". Окружающий мир
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018