Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка
Оценка 5

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Оценка 5
Образовательные программы
docx
музыка
1 кл—4 кл
04.03.2018
Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка
Рабочая программа учебно- методического комплекта "Школа России" за курс начальной школы составлена по разделам: 1. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Музыка.; 2. Содержание предмета по музыке; 3. Учебно- тематический план; 4. Календарно- тематическое планирование по предмету; 5. Приложение. Контрольно- измерительные материалы.Рабочая программа УМК "Школа России"
МУЗЫКА.docx
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Троицкая средняя общеобразовательная школа» УТВЕРЖДАЮ Директор МОБУ «Троицкая СОШ» «___»_______2017 г. _____________ Ярков В.Г. СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ________ Яркова А.А. «____»___________2017 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «МУЗЫКА» для 1-4 классов УМК Школа России на 2017-2018уч.год                                          Составитель:                                                               Андреева Галина Валентиновна,                                                          учитель начальных классов. 2017 г. 1 Пояснительная записка. Программа    составлена   на   основе   Федерального   стандарта   нового   поколения начального   общего   образования   по   русскому   языку,   Примерной   программы   начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений и программы общеобразовательных учреждений «Музыка. 1­4 классы» (авторы   Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагинойучебно­методический комплект «Школа России «). Рабочая   программа   ориентирована   на   учебник:   Музыка.   1,2,3,4   класс.   Учеб.для общеобразоват. учреждений     1 ч./ (Е. Д. Критской ­ 3­е изд.). – М.: Просвещение, 2017 (Школа России). Рабочая программа предмета «Музыка» составлена на основе следующих документов: 1.Федеральный   закон   от   29.12.2012   года   №273   –   ФЗ   «Об   образовании   в   Российской Федерации» 2.Приказ   Министерства   образования   и   науки   РФ   от   06   октября   2009   года   №373   «Об утверждении   и   введении   в   действие   федерального   государственного   образовательного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785). 3.Закон Оренбургской области «Об образовании в Оренбургской области» от 6 сентября 2013г. № 1698/506­V­ОЗ; 4.Приказ Министерства образования Оренбургской области №01­21/1742 от 06.08.2015г. «О   внесении   изменений   в   приказ   министерства   образования   Оренбургской   области   от 13.08.2014г №01­21/1063» 5.Устава МОБУ «Троицкая СОШ» Бузулукского района; 6.Учебного плана МОБУ «Троицкая СОШ» Бузулукского района; 7.Положения школы о структуре, порядке и утверждении рабочих программ; 8.Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа / Москва  «Просвещение»,2016год. Одной   из   актуальных   задач   современного   образования   и   воспитания   является обращение   к   национальным,   культурным   традициям   своего   народа,   родного   края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Мы живём   на   многонациональной  земле,где   живы   традиции   наших   предков,   поэтому   в содержание рабочей программы для 2, 3, 4  классов введен региональный компонент в следующих темах: «Музыкальные образы родного края»; «Гимн»; «Рождество Христово»; 2 «Фольклор ­ народная мудрость»; «Обряды и праздники русского народа: Масленица и встреча весны». При этом учтено, что этот учебный материал не входит в обязательный минимум   содержания   основных   образовательных   программ   и   отнесен   к   элементам дополнительного (необязательного) содержания. Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, учебно­творческих и творческих работ, игровые формы, устный опрос. Цель  массового   музыкального   образования   и   воспитания   —  формирование музыкальной   культуры   как   неотъемлемой   части   духовной   культуры   школьников  — наиболее   полноотражает   интересы   современного   общества   в   развитии   духовного потенциала подрастающего поколения. Задачи музыкального образования младших школьников:     воспитание   интереса,   эмоционально­ценностного   отношения   и   любви   к музыкальному   искусству,   художественного   вкуса,   нравственных   и   эстетических чувств:   любви   к   ближнему,   к   своему   народу,   к   Родине;   уважения   к   истории, традициям,   музыкальной   культуре   разных   народов   мира   на   основе   постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров; воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности; развитие образно­ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего; накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно­образного словаря,   первоначальных   знаний   музыки   и   о   музыке,   формирование   опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности. Планируемые результаты освоения обучающимися основной  образовательной программы. Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения  программы обучающимися происходит в процессе активного восприятия и обсуждения  музыки, освоения основ музыкальной грамоты, собственного опыта музыкально­творческой деятельности обучающихся: хорового пения и игры на элементарных музыкальных  инструментах, пластическом интонировании, подготовке музыкально­театрализованных  представлений. 3 В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы готовность  к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию; понимание ценности отечественных  национально­культурных традиций, осознание своей этнической и национальной  принадлежности, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной  культуре ее народов, понимание роли музыки в жизни человека и общества, духовно­ нравственном развитии человека. В процессе приобретения собственного опыта  музыкально­творческой деятельности, обучающиеся научатся понимать музыку как  составную и неотъемлемую часть окружающего мира, постигать и осмысливать явления  музыкальной культуры, выражать свои мысли и чувства, обусловленные восприятием  музыкальных произведений, использовать музыкальные образы при создании  театрализованных и музыкально­пластических композиций, исполнении вокально­хоровых  и инструментальных произведений, в импровизации. Школьники научатся размышлять о музыке, эмоционально выражать свое отношение к искусству; проявлять эстетические и художественные предпочтения, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формировать позитивную самооценку, самоуважение, основанные на реализованном творческом потенциале, развитии художественного осуществлении собственных вкуса, музыкально­ исполнительских замыслов. У обучающихся проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе музыкально­творческой деятельности. Реализация программы обеспечивает овладение социальными коммуникативных компетенциями, способностей развитие через музыкально­игровую      деятельность,      способности      к      дальнейшему      самопознанию      и  саморазвитию. организовыватькультурный Обучающиесянаучатся досуг,самостоятельную музыкально­творческую деятельность, в том числе на основе домашнегомузицирования, совместной музыкальной деятельности с друзьями, родителями. Предметные результаты освоения программы должны отражать: сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно­нравственном развитии человека; сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале  4 музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к  музыкальному искусству и музыкальной деятельности; умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному  произведению; умение     воплощать музыкальные     образы     при     создании     театрализованных имузыкально­пластических композиций,   исполнении   вокально­хоровых   произведений, вимпровизации, созданииритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах. Предметные результаты по видам деятельности обучающихся В результате освоения программы, обучающиеся должны научиться в дальнейшем применять знания, умения и навыки, приобретенные в различных видах познавательной, музыкально­исполнительской и творческой деятельности. Основные виды музыкальной деятельности обучающихся основаны на принципе взаимного дополнения и направлены на гармоничное становление личности школьника, включающее формирование его духовно­нравственных качеств, музыкальной культуры, развитие музыкально­ исполнительских и творческих способностей, возможностей самооценки и самореализации. Освоение программы позволит обучающимся принимать активное участие в общественной, концертной и музыкально­театральной жизни школы, города, региона. Обучающийся: Слушание музыки 1. Узнает изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов. 2. Умеет определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр.3. Имеет представление   об   интонации   в   музыке,   знает   о   различных   типах интонаций, средствах музыкальной выразительности, используемых при создании образа. 4. Имеет  представление  об  инструментах  симфонического,  камерного,  духового, эстрадного,   джазового   оркестров,   оркестра   русских   народных   инструментов.   Знает особенности звучания оркестров и отдельных инструментов. 5. Знает особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных, а также народного, академического,   церковного)   и   их   исполнительских   возможностей   и   особенностей 5 репертуара. 6. Имеет представления о народной и профессиональной (композиторской) музыке; балете, опере, мюзикле, произведениях для симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов. 7. Имеет   представления   о   выразительных   возможностях   и   особенностях музыкальных   форм:   типах   развития   (повтор,   контраст),   простых   двухчастной   и трехчастной формы, вариаций, рондо. 8. Определяет жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях. 9. Имеет   слуховой   багаж   из   прослушанных   произведений   народной   музыки, отечественной и зарубежной классики. 10. Умеет   импровизировать   под   музыку   с   использованием   танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования. Хоровое пение Обучающийся: 1. Знает слова и мелодию Гимна Российской Федерации. 2. Грамотно   и   выразительно   исполняет   песни   с   сопровождением   и   без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием. 3. Знает о способах и приемах выразительного музыкального интонирования. 4. Соблюдает   при   пении   певческую   установку.   Использует   в   процессе   пения правильное певческое дыхание. 5. Поет преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употребляет твердую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни. Поет доступным по силе, не форсированным звуком. 6. Ясно выговаривает слова песни, поет гласные округленным звуком, отчетливо произносит артикуляции для согласные; использует достижения выразительности исполнения. средства 7. Исполняет   одноголосные   произведения,   а   также   произведения   с элементами двухголосия. Игра в детском инструментальном оркестре (ансамбле) 6 Обучающийся: 1. Имеет представления о приемах игры на элементарных инструментах детского оркестра, блок­флейте, синтезаторе, народных инструментах и др. 2. Умеет исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях. 3. Имеет первоначальные навыки игры в ансамбле – дуэте, трио (простейшее двух­ трехголосие). Владеет основами игры в детском оркестре, инструментальном ансамбле. 4. Использует   возможности   различных   инструментов   в   ансамбле   и оркестре, в том числе тембровые возможности синтезатора. Основы музыкальной грамоты Объем музыкальной грамоты и теоретических понятий: 1. Звук. Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость. 2. Мелодия.  Типы мелодического движения. Интонация. Начальное представление о клавиатуре фортепиано (синтезатора). Подбор по слуху попевок и простых песен. 3. Метроритм.  Длительности:   восьмые,   четверти,   половинные.   Пауза.   Акцент   в музыке:   сильная   и   слабая   доли.   Такт.   Размеры:   2/4;   3/4;   4/4.   Сочетание   восьмых, четвертных и половинных длительностей, пауз в ритмических упражнениях, ритмических рисунках   исполняемых   песен,   в   оркестровых   партиях   и   аккомпанементах.   Двух­   и трехдольность – восприятие и передача в движении. 4. Лад: мажор, минор; тональность, тоника. 5. Нотная грамота.  Скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот в объеме первой­второй   октав,   диез,   бемоль.   Чтение   нот   первой­второй   октав,   пение   по   нотам выученных пятиступенных), песен, разучивание по нотам хоровых и оркестровых партий. (двухступенных, попевок трехступенных, по слуху простейших 6. Интервалы в пределах октавы. Трезвучия: мажорное и минорное. Интервалы и трезвучия   в   игровых   упражнениях,   песнях   и   аккомпанементах,   произведениях   для слушания музыки. 7. Музыкальные   жанры.  Песня,   танец,   марш.   Инструментальный   концерт. Музыкально­сценические жанры: балет, опера, мюзикл. 8. Музыкальные   формы.  Виды   развития:   повтор,   контраст.   Вступление, 7 заключение.   Простые   двухчастная   и   трехчастная   формы,   куплетная   форма,   вариации, рондо. В   результате   изучения   музыки   на   уровне   начального   общего   образования обучающийсяполучит возможность научиться: реализовывать   творческий   потенциал,   собственные   творческие   замыслы   в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально­пластическом движении и импровизации); организовывать   культурный   досуг,   самостоятельную   музыкально­творческую деятельность; музицировать; использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий; владеть   певческим   голосом   как   инструментом   духовного   самовыражения   и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов; адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе  образцов  профессионального  и музыкально­поэтического  творчества  народов мира; оказывать   помощь  в  организации   и  проведении  школьных  культурно­массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально­ творческой   деятельности   (пение,   музицирование,   драматизация   и   др.);   собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека). Основное содержание учебного предмета «Музыка» 1 класс Мир музыкальных звуков Классификация   музыкальных   звуков.   Свойства   музыкального   звука:   тембр, длительность, громкость, высота. Содержание обучения по видам деятельности: 8 Восприятие   и   воспроизведение   звуков   окружающего   мира   во   всем многообразии.  Звуки   окружающего   мира;   звуки   шумовые   и   музыкальные.   Свойства музыкального звука: тембр, длительность, громкость, высота. Знакомство со звучанием музыкальных инструментов разной высоты и тембровой окраски (просмотр фрагментов видеозаписей   исполнения   на   различных   инструментах).   Прослушивание   фрагментов музыкальных произведений с имитацией звуков окружающего мира. Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Первые опыты игры детей на инструментах, различных по способам звукоизвлечения, тембрам. Пение попевок и простых песен. Разучивание попевок и простых народных песен и обработок народных песен, в том числе, зарубежных; песен из мультфильмов, детских кинофильмов,   песен   к   праздникам.   Формирование   правильной   певческой   установки   и певческого дыхания. Ритм – движение жизни Ритм окружающего мира. Понятие длительностей в музыке. Короткие и длинные звуки. Ритмический рисунок. Акцент в музыке: сильная и слабая доли. Содержание обучения по видам деятельности: Восприятие и воспроизведение ритмов окружающего мира. Ритмические игры. «Звучащие   жесты»   («инструменты   тела»):   хлопки,   шлепки,   щелчки,   притопы   и   др. Осознание коротких и длинных звуков в ритмических играх: слоговая система озвучивания длительностей   и   их   графическое   изображение;   ритмоинтонирование   слов,   стихов; ритмические «паззлы». Игра   в   детском   шумовом   оркестре.  Простые   ритмические   аккомпанементы   к музыкальным произведениям. Игра в детском шумовом оркестре: ложки, погремушки, трещотки, треугольники, колокольчики и др. Простые ритмические аккомпанементы к инструментальным пьесам (примеры:Д.Д.     Шостакович     «Шарманка»,     «Марш»;     М.И.     Глинка     «Полька»,      П.И.Чайковский пьесы из «Детского альбома» и др.). Чередование коротких и длинных  звуков; формирование      устойчивой      способности      к      равномерной      пульсации; формирование ощущения      сильной      доли;      чередование      сильных      и      слабых      долей. 9 Использование«звучащих жестов» в качестве аккомпанемента к стихотворным текстам и  музыкальным пьесам. Простые ритмические аккомпанементы к пройденным песням. Мелодия – царица музыки Мелодия – главный носитель содержания в музыке. Интонация в музыке и в речи. Интонация как основа эмоционально­образной природы музыки. Выразительные свойства мелодии. Типы мелодического движения. Аккомпанемент. Содержание обучения по видам деятельности: Слушание   музыкальных   произведений   яркого   интонационно­образного содержания. Примеры: Г. Свиридов «Ласковая просьба», Р. Шуман «Первая утрата», Л. Бетховен Симфония № 5 (начало), В.А. Моцарт Симфония № 40 (начало). Исполнение песен с плавным мелодическим движением. Разучивание и исполнение песен   с   поступенным   движением,   повторяющимися   интонациями.   Пение   по   «лесенке»; пение с применением ручных знаков. Музыкально­игровая деятельность – интонация­вопрос, интонация­ответ. Интонации   музыкально­речевые:   музыкальные   игры   «вопрос­ответ»,   «поставь   точку   в конце музыкального предложения» (пример, А.Н. Пахмутова «Кто пасется на лугу?»). Освоение  приемов  игры  мелодии  на  ксилофоне и  металлофоне.  Ознакомление  с приемами   игры   на   ксилофоне   и   металлофоне.   Исполнение   элементарных   мелодий   на ксилофоне и металлофоне с простым ритмическим аккомпанементом. Музыкальные краски Первоначальные   знания   о   средствах   музыкальной   выразительности.   Понятие контраста в музыке. Лад. Мажор и минор. Тоника. Содержание обучения по видам деятельности: Слушание     музыкальных      произведений     с     контрастными    образами,       пьесразличного        ладового        наклонения.        Пьесы        различного        образно­ эмоциональногосодержания.   Примеры:   П.И.   Чайковский   «Детский   альбом»   («Болезнь    куклы»,   «Новаякукла»);   Р.   Шуман   «Альбом   для   юношества»   («Дед   Мороз»,   «Веселый  10 крестьянин»).Контрастные     образы     внутри     одного     произведения.     Пример:     Л.      Бетховен     «Весело­грустно». Пластическое интонирование, двигательная импровизация под музыку разного  «Создаем   образ»:   пластическое   интонирование   музыкального   образа   с характера. применением «звучащих жестов»; двигательная импровизация под музыку контрастного характера. Исполнение песен, написанных в разных ладах. Формирование ладового чувства в хоровом пении: мажорные и минорные краски в создании песенных образов. Разучивание и исполнение песен контрастного характера в разных ладах. Игры­драматизации. Театрализация небольших инструментальных пьес контрастного ладового характера. Самостоятельный подбор и применение элементарных инструментов в создании музыкального образа. Музыкальные жанры: песня, танец, марш Формирование   первичных   аналитических   навыков.   Определение   особенностей основных жанров музыки: песня, танец, марш. Содержание обучения по видам деятельности: Слушание музыкальных произведений, имеющих ярко выраженную жанровую основу. Песня, танец, марш в музыкальном материале для прослушивания и пения (в том числе,   на   основе   пройденного   материала):   восприятие   и   анализ   особенностей   жанра. Двигательная   импровизация   под   музыку   с   использованием   простых   танцевальных   и маршевых движений. Сочинение простых инструментальных аккомпанементов как сопровождения к песенной,   танцевальной   и   маршевой   музыке.  Песня,   танец,   марш   в   музыкальном материале   для   инструментального   музицирования:   подбор   инструментов   и   сочинение простых вариантов аккомпанемента к произведениям разных жанров. Исполнение   хоровых   и   инструментальных   произведений   разных   жанров. Двигательная импровизация. Формирование навыков публичного исполнения, на основе пройденного   хоровой   и   инструментальной   музыки   разных   жанров.   Первые   опыты концертных выступлений в тематических мероприятиях. 11 Музыкальная азбука или где живут ноты Основы  музыкальной  грамоты.   Нотная  запись   как  способ   фиксации  музыкальной  речи. Нотоносец, скрипичный ключ, нота, диез, бемоль. Знакомство с фортепианной клавиатурой: изучение    регистров    фортепиано.    Расположение    нот    первой    октавы    ннотоносце и клавиатуре. Формирование зрительно­слуховой связи: ноты­клавиши­звуки. Динамические оттенки (форте, пиано). Содержание обучения по видам деятельности: Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного материала. Освоение в игровой деятельности элементов музыкальной грамоты: нотоносец, скрипичный ключ, расположение нот первой октавы на нотоносце, диез, бемоль. Знакомство с  фортепианной клавиатурой (возможно на основе клавиатуры синтезатора). Установление  зрительно­слуховой и двигательной связи между нотами, клавишами, звуками; логика  расположения клавиш: высокий, средний, низкий регистры; поступенное движение в  диапазоне октавы. Слушание музыкальных произведений с использованием элементарной графической  записи. Развитие слухового внимания: определение динамики и динамических оттенков.  Установление зрительно­слуховых ассоциаций в процессе прослушивания музыкальных  произведений с характерным мелодическим рисунком (восходящее и нисходящее движение мелодии) и отражение их в элементарной графической записи (с использованием знаков –  линии, стрелки и т.д.). Пение   с   применением    ручных   знаков.   Пение   простейших   песен   по    нотам. Разучивание и исполнение песен с применением ручных знаков. Пение разученных ранее  песен по нотам. Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Первые навыки  игры по нотам. Я – артист Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование. Содержание обучения по видам деятельности: 12 Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в  школьных мероприятиях. Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги».     навыка       импровизации,   Развитие     элементарных музыкальныхинструментах           с           использованием           пройденных           ритмоформул; импровизация­вопрос,импровизация­ответ; соревнование солистов – импровизация простых аккомпанементов и ритмических рисунков.   импровизация       на     Музыкально­театрализованное представление Музыкально­театрализованное представление как результат освоения программы по учебному предмету «Музыка» в первом классе. Содержание обучения по видам деятельности: Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкально­театрализованного   представления.   Разработка   сценариев   музыкально­ театральных,   музыкально­драматических,   концертных   композиций   с   использованием пройденного хорового и инструментального материала. Подготовка и разыгрывание сказок, театрализация песен. Участие родителей в музыкально­театрализованных представлениях (участие   в   разработке   сценариев,   подготовке   музыкально­инструментальных   номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание музыкально­театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д. 2 класс Народное музыкальное искусство. Традиции и обряды Музыкальный   фольклор.   Народные   игры.   Народные   инструменты.   Годовой   круг календарных праздников Содержание обучения по видам деятельности: Музыкально­игровая   деятельность.   Повторение   и   инсценирование   народных песен, пройденных в первом классе. Разучивание и исполнение закличек, потешек, игровых и   хороводных   песен.   Приобщение   детей   к   игровой   традиционной   народной   культуре: народные   игры   с   музыкальным   сопровождением.   Примеры:   «Каравай»,   «Яблонька», «Галка», «Заинька». Игры народного календаря: святочные игры, колядки, весенние игры (виды весенних хороводов – «змейка», «улитка» и др.). Игра   на   народных   инструментах.   Знакомство   с   ритмической   партитурой. 13 Исполнение   произведений   по   ритмической   партитуре.   Свободноедирижирование ансамблем   одноклассников.   Исполнение   песен   с   инструментальным   сопровождением: подражание   «народному   оркестру»   (ложки,   трещотки,   гусли,   шаркунки).   Народные инструменты разных регионов. 14 Слушание произведений в исполнении фольклорных коллективов. Прослушивание народных песен в исполнении детских фольклорных ансамблей, хоровых коллективов   (пример:   детский   фольклорный   ансамбль   «Зоренька»,   Государственный академический   русский   народный   хор   имени   М.Е.   Пятницкого   и   др.).   Знакомство   с народными   танцами   в   исполнении   фольклорных   и   профессиональных   ансамблей (пример:Государственный ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева; коллективы разных регионов России и др.). Широка страна моя родная Государственные символы России (герб, флаг, гимн). Гимн – главная песня народов нашей страны. Гимн Российской Федерации. Мелодия.   Мелодический   рисунок,   его   выразительные   свойства,   фразировка. Многообразие музыкальных интонаций. Великие русские композиторы­мелодисты: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов. Содержание обучения по видам деятельности: Разучивание и исполнение Гимна Российской Федерации. Исполнение гимна своей   республики,   города,   школы.   Применение   знаний   о   способах   и   приемах выразительного пения. Слушание   музыки   отечественных   композиторов.   Элементарный   анализ особенностей мелодии.  Прослушивание произведений с яркой выразительной мелодией. Примеры: М.И. Глинка «Патриотическая песня», П.И. Чайковский Первый концерт для фортепиано   с   оркестром   (1   часть),   С.В.   Рахманинов   «Вокализ»,   Второй   концерт   для фортепиано с оркестром (начало). Узнавание в прослушанных произведениях различных видов интонаций (призывная, жалобная, настойчивая и т.д.). Подбор   по   слуху   с   помощью   учителя   пройденных   песен   с   несложным   Освоение   фактуры   «мелодия­аккомпанемент»   в (поступенным)   движением. упражнениях и пьесах для оркестра элементарных инструментов. Игра   на   элементарных   музыкальных   инструментах   в   ансамбле.   Развитие приемов   игры   на   металлофоне   и   ксилофоне   одной   и   двумя   руками:   восходящее   и нисходящее движение; подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен; освоение фактуры «мелодия­аккомпанемент» в упражнениях и пьесах для оркестра элементарных инструментов. Музыкальное время и его особенности 15 Метроритм.   Длительности   и   паузы   в   простых   ритмических   рисунках. Ритмоформулы. Такт. Размер. Содержание обучения по видам деятельности: Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного материала. Восьмые,   четвертные   и   половинные   длительности,   паузы.   Составление   ритмических рисунков в объеме фраз и предложений, ритмизация стихов. Ритмические   игры.  Ритмические   «паззлы»,   ритмическая   эстафета,   ритмическое эхо, простые ритмические каноны. Игра   на   элементарных   музыкальных   инструментах   в   ансамбле.   Чтение простейших ритмических партитур. Соло­тутти. Исполнение пьес на инструментах малой ударной   группы:   маракас,   пандейра,   коробочка   (вуд­блок),   блок­троммель,   барабан, треугольник, реко­реко и др. Разучивание   и   исполнение   хоровых   и   инструментальных   произведений  с   Исполнение   пройденных   песенных   и разнообразным   ритмическим   рисунком. инструментальных мелодий по нотам. Музыкальная грамота Основы   музыкальной   грамоты.   Расположение   нот   в   первой­второй   октавах. Интервалы в пределах октавы, выразительные возможности интервалов. Содержание обучения по видам деятельности: Чтение   нотной   записи.   Чтение   нот   первой­второй   октав   в   записи   пройденных песен. Пение простых выученных попевок и песен в размере 2/4 по нотам с тактированием. Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного материала. Игры и тесты на знание элементов музыкальной грамоты: расположение нот первой­второй октав на нотном стане, обозначения длительностей (восьмые, четверти, половинные), пауз (четверти   и   восьмые),   размера   (2/4,   3/4,   4/4),   динамики   (форте,   пиано,   крещендо, диминуэндо).   Простые   интервалы:   виды,   особенности   звучания   и   выразительные возможности. Пение мелодических интервалов с использованием ручных знаков. 16 Прослушивание   и   узнавание  в   пройденном   вокальном   и   инструментальном музыкальном   материале   интервалов   (терция,   кварта,   квинта,   октава).   Слушание двухголосных хоровых произведений Игра   на   элементарных   музыкальных   инструментах   в   ансамбле.  Простое остинатное   сопровождение   к   пройденным   песням,   инструментальным   пьесам   с использованием интервалов (терция, кварта, квинта, октава). Ознакомление с приемами игры на синтезаторе. «Музыкальный конструктор» Мир музыкальных форм. Повторность и вариативность в музыке. Простые песенные формы   (двухчастная   и   трехчастная   формы).   Вариации.   Куплетная   форма   в   вокальной музыке. Прогулки в прошлое. Классические музыкальные формы (Й. Гайдн, В.А Моцарт, Л. Бетховен, Р. Шуман, П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев и др.). Содержание обучения по видам деятельности: Слушание   музыкальных   произведений.   Восприятие   точной   и   вариативной повторности в музыке. Прослушивание музыкальных произведений в простой двухчастной форме   (примеры:   Л.   Бетховен   Багатели,   Ф.   Шуберт   Экосезы);   в   простой   трехчастной форме   (примеры:   П.И.   Чайковский   пьесы   из   «Детского   альбома»,   Р.   Шуман   «Детские сцены», «Альбом для юношества», С.С. Прокофьев «Детская музыка»); в форме вариаций (примеры:   инструментальные   и   оркестровые   вариации   Й.   Гайдна,   В.А.   Моцарта,  Л. Бетховена, М.И. Глинки); куплетная форма (песни и хоровые произведения). Игра   на   элементарных   музыкальных   инструментах   в   ансамбле.  Исполнение пьес   в   простой   двухчастной,   простой   трехчастной   и   куплетной   формах   в инструментальном музицировании. Различные типы аккомпанемента как один из элементов создания контрастных образов. Сочинение   простейших   мелодий.   Сочинение   мелодий   по   пройденным мелодическим   моделям.   Игра   на   ксилофоне   и   металлофоне   сочиненных   вариантов. «Музыкальная   эстафета»:   игра   на   элементарных   инструментах   сочиненного   мелодико­ ритмического рисунка с точным и неточным повтором по эстафете. Исполнение   песен  в   простой   двухчастной   и   простой   трехчастной   формах. Примеры: В.А. Моцарт «Колыбельная»; Л. Бетховен «Сурок»; Й. Гайдн «Мы дружим с музыкой» и др. Жанровое разнообразие в музыке 17 Песенность,   танцевальность,   маршевость   в   различных   жанрах   вокальной   и инструментальной музыки. Песенность как отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной выразительности. Формирование первичных знаний о музыкально­театральных жанрах:   путешествие   в   мир   театра   (театральное   здание,   театральный   зал,   сцена,   за кулисами театра). Балет, опера. Содержание обучения по видам деятельности: Слушание   классических   музыкальных   произведений   с   определением   их  Элементарный   анализ   средств   музыкальной   выразительности, жанровой   основы. формирующих   признаки   жанра   (характерный   размер,   ритмический   рисунок,   мелодико­ интонационная   основа).   Примеры:   пьесы   из   детских   альбомов   А.Т.   Гречанинова,   Г.В. Свиридова,   А.И.   Хачатуряна,   «Детской   музыки»   С.С.   Прокофьева,   фортепианные прелюдии Д.Д. Шостаковича и др.). Пластическое   интонирование:   передача   в   движении   характерных   жанровых признаков   различных   классических   музыкальных   произведений;   пластическое   и графическое моделирование метроритма («рисуем музыку»). Создание   презентации  «Путешествие   в   мир   театра»   (общая   панорама,   балет, опера). Сравнение на основе презентации жанров балета и оперы. Разработка и создание элементарных   макетов   театральных   декораций   и   афиш   по   сюжетам   известных   сказок, мультфильмов и др. Исполнение песен кантиленного, маршевого и танцевального характера. Примеры: А.   Спадавеккиа   «Добрый   жук»,   В.   Шаинский   «Вместе   весело   шагать»,   А.   Островский «Пусть всегда будет солнце», песен современных композиторов. Игра   на   элементарных   музыкальных   инструментах   в   ансамбле.   Исполнение   пьес различных жанров. Сочинение простых пьес с различной жанровой основой по пройденным мелодическим и ритмическим моделям для шумового оркестра, ансамбля элементарных инструментов. Я – артист Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование. Разучивание   песен   к   праздникам   (Новый   год,   День   Защитника   Отечества, Международный   день   8   марта,   годовой   круг   календарных   праздников   и   другие), подготовка концертных программ. Содержание обучения по видам деятельности: 18 Исполнение   пройденных   хоровых   и   инструментальных   произведений  в школьных мероприятиях, посвященных праздникам, торжественным событиям. Подготовка концертных программ, включающих  произведения  для  хорового  и инструментального (либо совместного) музицирования. Участие в школьных, региональных и всероссийских музыкально­исполнительских фестивалях, конкурсах и т.д. Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические   эстафеты;   ритмическое   эхо,   ритмические   «диалоги»   с   применением усложненных ритмоформул. на Игра музыкальных элементарных ансамбле. Совершенствование   навыка   импровизации.   Импровизация   на   элементарных музыкальных   инструментах,   инструментах   народного   оркестра,   синтезаторе   с использованием пройденных мелодических и ритмических формул. Соревнование солистов – импровизация простых аккомпанементов и мелодико­ритмических рисунков. инструментах в Музыкально­театрализованное представление Музыкально­театрализованное представление как результат освоения программы во втором классе. Содержание обучения по видам деятельности: пройденного   музыкально­драматических, Совместное   участие   обучающихся,   педагогов,   родителей   в   подготовке   и   Разработка   сценариев проведении   музыкально­театрализованного   представления.   концертных   композиций   с музыкально­театральных, использованием материала. Театрализованные   формы   проведения   открытых   уроков,   концертов.   Подготовка   и разыгрывание сказок, фольклорных композиций, театрализация хоровых произведений с включением музыкально­ театрализованных   представлениях   (участие   в   разработке   сценариев,   подготовке музыкально­инструментальных   номеров,   реквизита   и   декораций,   костюмов   и   т.д.). Создание   музыкально­театрального   коллектива:   распределение   ролей:   «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д. инструментального импровизации. элементов родителей Участие хорового и в 3 класс Музыкальный проект «Сочиняем сказку». 19 Применение приобретенных знаний, умений и навыков в творческо­исполнительской деятельности. Создание творческого проекта силами обучающихся, педагогов, родителей. Формирование умений и навыков ансамблевого и хорового пения. Практическое освоение и применение   элементов   музыкальной   грамоты.   Развитие   музыкально­слуховых представлений в процессе работы над творческим проектом. Содержание обучения по видам деятельности: Разработка   плана  организации   музыкального   проекта   «Сочиняем   сказку»   с участием   обучающихся,   педагогов,   родителей.   Обсуждение   его   содержания:   сюжет, распределение функций участников, действующие лица, подбор музыкального материала. Разучивание и показ. Создание   информационного   сопровождения   проекта  (афиша,   презентация, пригласительные билеты и т.д.). Разучивание и исполнение песенного ансамблевого и хорового материала как части   проекта.  Формирование   умений   и   навыков   ансамблевого   и   хорового   пения   в процессе работы над целостным музыкально­театральным проектом. Практическое   освоение   и   применение   элементов   музыкальной   грамоты. Разучивание оркестровых партий по ритмическим партитурам. Пение хоровых партий по нотам. Развитие музыкально­слуховых представлений в процессе работы над творческим проектом. Работа   над   метроритмом.   Ритмическое   остинато   и   ритмические   каноны   в сопровождении   музыкального   проекта.   Усложнение   метроритмических   структур   с использованием   пройденных   длительностей   и   пауз   в   размерах   2/4,   3/4,   4/4;   сочинение ритмоформул для ритмического остинато. Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Совершенствование игры в детском инструментальном ансамбле (оркестре): исполнение оркестровых партитур для различных составов (группы ударных инструментов различных тембров, включение в оркестр партии синтезатора). Соревнование классов на лучший музыкальный проект «Сочиняем сказку». Широка страна моя родная 20 Творчество народов России. Формирование знаний о музыкальном и поэтическом фольклоре,   национальных   инструментах,   национальной   одежде.   Развитие   навыков ансамблевого, хорового пения. Элементы двухголосия. Содержание обучения по видам деятельности: Слушание музыкальных и поэтических произведений фольклора; русских народных песен разных жанров, песен народов, проживающих в национальных республиках России; звучание национальных инструментов. Прослушивание песен народов России в исполнении фольклорных и этнографических ансамблей. Исполнение песен  народов России различных жанров колыбельные, хороводные, плясовые   и   др.)   в   сопровождении   народных   инструментов.   Пение  acapella,   канонов, включение элементов двухголосия. Разучивание песен по нотам. Игра   на   музыкальных   инструментах   в   ансамбле.   Исполнение   на   народных инструментах   (свирели,   жалейки,   гусли,   балалайки,   свистульки,   ложки,   трещотки, народные   инструменты   региона   и   др.)   ритмических   партитур   и   аккомпанементов   к музыкальным произведениям, а также простейших наигрышей. Игры­драматизации.   Разыгрывание   народных   песен   по   ролям.   Театрализация небольших   инструментальных   пьес  разных  народов  России.   Самостоятельный  подбор  и применение элементарных инструментов в создании музыкального образа. Хоровая планета Хоровая музыка, хоровые коллективы и их виды (смешанные, женские, мужские, музыкально­ совершенствование репертуара, детские). Накопление хорового исполнительской культуры. Содержание обучения по видам деятельности: Слушание   произведений  в   исполнении   хоровых   коллективов:   Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. Александрова, Государственного академического   русского   народного   хора   п/у   А.В.   Свешникова,   Государственного академического русского народного хора им. М.Е. Пятницкого; Большого детского хора имени В. С. Попова и др. Определение вида хора по составу голосов: детский, женский, мужской, смешанный. Определение типа хора по характеру исполнения: академический, народный. 21 Совершенствование хорового исполнения: развитие основных хоровых навыков, эмоционально­выразительное       исполнение       хоровых       произведений.       Накопление хоровогорепертуара.   Исполнение   хоровых   произведений   классической   и   современной музыки   с элементами двухголосия. Мир оркестра Симфонический   оркестр.   Формирование   знаний   об   основных   группах симфонического   оркестра:   виды   инструментов,   тембры.   Жанр   концерта:   концерты   для солирующего инструмента (скрипки, фортепиано, гитары и др.) и оркестра. Содержание обучения по видам деятельности: Слушание фрагментов произведений мировой музыкальной классики  с яркой оркестровкой   в   исполнении   выдающихся   музыкантов­исполнителей,   исполнительских коллективов.   Узнавание   основных   оркестровых   групп   и   тембров   инструментов симфонического   оркестра.   Примеры   М.П.   Мусоргский   «Картинки   с   выставки»   (в оркестровке М. Равеля); Б. Бриттен «Путеводитель по оркестру для молодежи» и другие. Прослушивание   фрагментов   концертов   для   солирующего   инструмента   (фортепиано, скрипка, виолончель, гитара и др.) и оркестра. Музыкальная   викторина  «Угадай   инструмент».   Викторина­соревнование   на определение тембра различных инструментов и оркестровых групп. Игра на музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение инструментальных миниатюр «соло­тутти» оркестром элементарных инструментов. Исполнение   песен  в   сопровождении   оркестра   элементарного   музицирования. Начальные навыки пения под фонограмму. Музыкальная грамота Основы   музыкальной   грамоты.   Чтение   нот.   Пение   по   нотам   с   тактированием. Исполнение канонов. Интервалы и трезвучия. Содержание обучения по видам деятельности: Чтение нот хоровых и оркестровых партий. Освоение новых элементов  музыкальной грамоты: интервалы в пределах октавы, мажорные   и   минорные   трезвучия.   Пение   мелодических   интервалов   и   трезвучий   с 22 использованием ручных знаков. Подбор   по   слуху  с   помощью   учителя   пройденных   песен   на   металлофоне, ксилофоне, синтезаторе. 23 Музыкально­игровая деятельность: двигательные, ритмические и мелодические каноны­эстафеты в коллективноммузицировании. Сочинение ритмических рисунков в форме рондо (с повторяющимся рефреном), в простой   двухчастной   и   трехчастной   формах.   Сочинение   простых   аккомпанементов   с использованием интервалов и трезвучий. Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Импровизация  с   использованием   пройденных   интервалов   и   трезвучий.   Применение интервалов   и   трезвучий   в   инструментальном   сопровождении   к   пройденным   песням,   в партии синтезатора. Разучивание  хоровых   и   оркестровых   партий   по   нотам;   исполнение   по   нотам оркестровых партитур различных составов. Слушание   многоголосных   (два­три   голоса)   хоровых   произведений   хорального склада, узнавание пройденных интервалов и трезвучий. Формы и жанры в музыке Простые   двухчастная   и   трехчастная   формы,   вариации   на   новом   музыкальном материале. Форма рондо. Содержание обучения по видам деятельности: Слушание   музыкальных   произведений,   написанных   в   разных   формах   и   жанрах. Определение соединений формы рондо и различных жанров. Примеры: Д.Б. Кабалевский «Рондо­марш»,   «Рондо­танец»,   «Рондо­песня»;   Л.   Бетховен   «Ярость   по   поводу потерянного   гроша».   Прослушивание   оркестровых   произведений,   написанных   в   форме вариаций.   Примеры:   М.   И.   Глинка   «Арагонская   хота»;   М.   Равель   «Болеро».   Активное слушание   с   элементами   пластического   интонирования   пьес­сценок,   пьес­портретов   в простой двухчастной и простой трехчастной формах и др. Музыкально­игровая   деятельность.   Форма   рондо   и   вариации   в   музыкально­ ритмических  играх  с  инструментами   (чередование   ритмического   тутти  и   ритмического соло на различных элементарных инструментах (бубен, тамбурин и др.). Исполнение   хоровых   произведений  в   форме   рондо.   Инструментальный аккомпанемент с применением ритмического остинато, интервалов и трезвучий. 24 Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Сочинение и исполнение на элементарных инструментах пьес в различных формах и жанрах   с   применением   пройденных   мелодико­ритмических   формул,   интервалов, трезвучий, ладов. Я – артист Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование. Разучивание   песен   к   праздникам   (Новый   год,   День   Защитника   Отечества, Международный   день   8   марта,   годовой   круг   календарных   праздников,   праздники церковного календаря и другие), подготовка концертных программ. Содержание обучения по видам деятельности: Исполнение   пройденных   хоровых   и   инструментальных   произведений  в школьных мероприятиях, посвященных праздникам, торжественным событиям. Подготовка концертных программ, включающих  произведения  для  хорового  и инструментального   (либо   совместного)   музицирования,   в   том   числе   музыку   народов России. Участие в школьных, региональных и всероссийских музыкально­исполнительских фестивалях, конкурсах и т.д. Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические   эстафеты;   ритмическое   эхо,   ритмические   «диалоги»   с   применением усложненных ритмоформул. Игра на музыкальных элементарных ансамбле. Совершенствование   навыка   импровизации.  Импровизация   на   элементарных музыкальных   инструментах,   инструментах   народного   оркестра,   синтезаторе   с использованием пройденных мелодических и ритмических формул. Соревнование солиста и оркестра – исполнение «концертных» форм. инструментах в Музыкально­театрализованное представление Музыкально­театрализованное представление как результат освоения программы в третьем классе. Содержание обучения по видам деятельности: 25 Совместное   участие   обучающихся,   педагогов,   родителей   в   подготовке   и   проведении музыкально­театрализованного представления. 26 Разработка   сценариев   музыкально­театральных,   музыкально­драматических, концертных   композиций   с   использованием   пройденного   хорового   и   инструментального материала. Рекомендуемые темы: «Моя Родина», «Широка страна моя родная», «Сказка в музыке», «Наша школьная планета», «Мир природы» и другие. Театрализованные формы проведения открытых уроков, концертов. Подготовка и разыгрывание сказок, фольклорных композиций, театрализация хоровых произведений с включением элементов импровизации. Участие родителей в музыкально­театрализованных представлениях (участие в разработке сценариев,   подготовке   музыкально­инструментальных   номеров,   реквизита   и   декораций, костюмов и  т.д.). Создание музыкально­театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д. 4 класс Песни народов мира Песня как отражение истории культуры и быта различных народов мира. Образное и жанровое   содержание,   структурные,   мелодические   и   ритмические   особенности   песен народов мира. Содержание обучения по видам деятельности: Слушание песен народов мира  с   элементами   анализа   жанрового   разнообразия, ритмических   особенностей   песен   разных   регионов,   приемов   развития   (повтор, вариантность, контраст). Исполнение   песен  народов   мира   с   более   сложными   ритмическими   рисунками (синкопа,   пунктирный   ритм)   и   различными   типами   движения   (поступенное,   по   звукам аккорда, скачками). Игра   на   элементарных   музыкальных   инструментах   в   ансамбле.   Исполнение оркестровых   партитур   с   относительно   самостоятельными   по   ритмическому   рисунку партиями   (например,   ритмическое   остинато   /   партия,   дублирующая   ритм   мелодии; пульсация равными длительностями / две партии – ритмическое эхо и др.). Исполнение простых ансамблевых дуэтов, трио; соревнование малых исполнительских групп. Музыкальная грамота Основы  музыкальной  грамоты.  Ключевые  знаки  и  тональности  (до двух  знаков). Чтение   нот.   Пение   по   нотам   с   тактированием.   Исполнение   канонов.   Интервалы   и трезвучия. Средства музыкальной выразительности. Содержание обучения по видам деятельности: 27 Чтение   нот  хоровых   и   оркестровых   партий   в   тональностях   (до   двух   знаков). Разучивание хоровых и оркестровых партий по нотам с тактированием, с применением ручных знаков. Исполнение простейших мелодических канонов по нотам. Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен. Игра   на   элементарных   музыкальных   инструментах   в   ансамбле.   Сочинение ритмических   рисунков   в   форме   рондо,   в   простой   двухчастной   и   простой   трехчастной формах,   исполнение   их   на   музыкальных   инструментах.   Ритмические   каноны   на   основе освоенныхритмоформул.   Применение   простых   интервалов   и   мажорного   и   минорного трезвучий   в   аккомпанементе   к   пройденным   хоровым   произведениям   (в   партиях металлофона, ксилофона, синтезатора). Инструментальная   и   вокальная   импровизация  с   использованием   простых интервалов, мажорного и минорного трезвучий. Оркестровая музыка Виды   оркестров:   симфонический,   камерный,   духовой,   народный,   джазовый, эстрадный.   Формирование   знаний   об   основных   группах,   особенностях   устройства   и тембров   инструментов.   Оркестровая   партитура.   Электромузыкальные   инструменты. Синтезатор как инструмент­оркестр. Осознание тембровых возможностей синтезатора в практической исполнительской деятельности. Содержание обучения по видам деятельности: Слушание произведений для симфонического, камерного, духового, народного оркестров. Примеры: оркестровые произведения А. Вивальди, В. Блажевича, В. Агапкина, В. Андреева; песни военных лет в исполнении духовых оркестров, лирические песни в исполнении   народных   оркестров;   произведения   для   баяна,   домры,   балалайки­соло, народных инструментов региона и др. Игра   на   элементарных   музыкальных   инструментах   в   ансамбле.  Игра   оркестровых партитур   с   самостоятельными   по   ритмическому   рисунку   партиями.   Игра   в  ансамблях различного      состава;      разучивание      простых      ансамблевых      дуэтов,      трио, соревнование малых   исполнительских   групп.   Подбор   тембров   на   синтезаторе,   игра   в   подражание различным инструментам. 28 Музыкально­сценические жанры Балет, опера, мюзикл. Ознакомление с жанровыми и структурными особенностями и разнообразием музыкально­театральных произведений. Содержание обучения по видам деятельности: Слушание и просмотр фрагментов из классических опер, балетов и мюзиклов Сравнение   особенностей   жанра   и   структуры   музыкально­сценических   произведений, функций балета и хора в опере. Синтез искусств в музыкально­сценических жанрах: роль декораций в музыкальном спектакле; мастерство художника­декоратора и т.д. Примеры: П.И.   Чайковский   «Щелкунчик»,   К.   Хачатурян   «Чиполлино»,   Н.А.   Римский­Корсаков «Снегурочка». Драматизация отдельных фрагментов музыкально­сценических произведений.  Драматизация   песен.   Примеры:   р.н.п.   «Здравствуй,   гостья   зима»,   Р. Роджерс «Уроки музыки» из мюзикла «Звуки музыки», английская народная песня «Пусть делают все так, как я» (обр. А. Долуханяна). Музыка кино Формирование   знаний   об   особенностях   киномузыки   и   музыки   к   мультфильмам. Информация о композиторах, сочиняющих музыку к детским фильмам и мультфильмам. Содержание обучения по видам деятельности: Просмотр фрагментов детских кинофильмов и мультфильмов Анализ функций и эмоционально­образного содержания музыкального сопровождения: • • • характеристика действующих лиц (лейтмотивы), времени и среды действия; создание эмоционального фона; выражение общего смыслового контекста фильма. Примеры: фильмы­сказки «Морозко» (режиссер А. Роу, композитор Н. Будашкина), «После   дождичка   в   четверг»   (режиссер   М.   Юзовский,   композитор   Г.   Гладков), «Приключения Буратино» (режиссер Л. Нечаев, композитор А.Рыбников). Мультфильмы: У. Дисней  «Наивные  симфонии»;  музыкальные  характеристики героев в мультфильмах российских режиссеров­аниматоров В. Котеночкина, А. Татарского, А. Хржановского, Ю. Норштейна, Г. Бардина, А. Петрова и др. Музыка к мультфильмам: «Винни Пух» (М. 29 Вайнберг), «Ну, погоди» (А. Державин, А. Зацепин), «Приключения 30 Кота      Леопольда»      (Б.       Савельев,      Н.      Кудрина),       «Крокодил      Гена      и      Чебурашка» (В.Шаинский). Исполнение песен  из кинофильмов и мультфильмов. Работа над выразительным исполнением вокальных (ансамблевых и хоровых) произведений с аккомпанированием. Создание музыкальных композиций на основе сюжетов различных кинофильмов и мультфильмов. Учимся, играя Музыкальные   викторины,   игры,   тестирование,   импровизации,   подбор   по   слуху, соревнования   по  группам,  конкурсы,  направленные  на  выявление   результатов  освоения программы. Содержание обучения по видам деятельности: Музыкально­игровая   деятельность.   Ритмические   игры,   игры­соревнования   на правильное определение на слух и в нотах элементов музыкальной речи. Импровизация­ соревнование   на   основе   заданных   моделей,   подбор   по   слуху   простых   музыкальных построений. Исполнение изученных песен в форме командного соревнования. Я – артист Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование. Разучивание   песен   к   праздникам   (Новый   год,   День   Защитника   Отечества, Международный   день   8   марта,   годовой   круг   календарных   праздников,   праздники церковного календаря и другие), подготовка концертных программ. Содержание обучения по видам деятельности: Исполнение   пройденных   хоровых   и   инструментальных   произведений  в школьных   мероприятиях,   торжественным   событиям. Исполнение   песен   в   сопровождении   двигательно­пластической,   инструментально­   посвященных   праздникам, ритмической импровизации. Подготовка концертных программ,  включающих   произведения  для  хорового  и инструментального (либо совместного) музицирования и отражающих полноту тематики освоенного учебного предмета. Участие в школьных, региональных и всероссийских музыкально­исполнительских 31 фестивалях, конкурсах и т.д. Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические   эстафеты;   ритмическое   эхо,  ритмические   «диалоги»   с   применением   всего разнообразия пройденных ритмоформул. Игра   на   элементарных   музыкальных   инструментах   в   ансамбле,   оркестре. Импровизация   на   элементарных   музыкальных   инструментах,   инструментах   народного оркестра, синтезаторе с использованием всех пройденных мелодических и ритмических формул. Соревнование: «солист –солист», «солист –оркестр». Соревнование классов: лучшее исполнение произведений хорового, инструментального,   музыкально­театрального   репертуара,   пройденных   за   весь   период обучения. Музыкально­театрализованное представление. Музыкально­театрализованное   представление   как   итоговый   результат   освоения программы. Содержание обучения по видам деятельности: Совместное   участие   обучающихся,   педагогов,   родителей   в   подготовке   и   Разработка   сценариев проведении   музыкально­театрализованного   представления. музыкально­театральных,   концертных   композиций   с использованием   пройденного   хорового   и   инструментального   материала.   Подготовка   и   музыкально­драматических, разыгрывание музыкально­театральных постановок, музыкально­драматических композиций   по   мотивам   известных   мультфильмов,   фильмов­сказок,   опер   и   балетов   на сказочные   сюжеты.   Участие   родителей   в   музыкально­театрализованных   представлениях (участие   в   разработке   сценариев,   подготовке   музыкально­инструментальных   номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание музыкально­театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д. УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 класс № Наименование разделов и тем Общее Количество Количество количество учебных часов на часов часов контрольные, практические, 32 лабораторные работы 1. Музыка вокруг нас 2. Музыка и ты итого Итого за год 16 17 17 33 16 32 1 1 Календарно­тематическое планирование 1 класс Тема урока Кол­во  часов Дата  план Дата  факт 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 05.09 12.09 19.09 26.09 03. 10 10.10 17.10 24.10 14.11 21.11 28.11 05.12 12.12 06.12 19.12 26.12 16.01 23.01 33 № 1  2 3 4  5  6  7  8 1 четверть.  Музыка вокруг нас  ­ 16 часов «И муза вечная со мной!».Урок­путешествие. Хоровод муз. Урок­ экскурсия. «Повсюду музыка слышна...». Урок­игра. Душа музыки – мелодия. Урок­путешествие. Музыка осени. Урок­ экскурсия. Музыка осени. Урок­ экскурсия. Сочини мелодию. Урок­игра. Азбука, азбука каждому нужна».Музыкальнаяазбука.Урок­ игра. 9 Музыкальные инструменты. Обобщающий урок. 10  11  12 13  14  15 «Садко»  (из русского былинного сказа) Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Разыграй песню. «Пришло Рождество, начинается торжество». Родной обычай старины. 16 Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок. Музыка и ты  ­ 17 часов 17 18  Край, в котором ты живешь. Художник, поэт, композитор. 19 Музыка утра. 20 Музыка вечера. 21 Музыкальные портреты. 22 Разыграй сказку.(Баба – Яга.Русская народная сказка) «Музы не молчали ...» .Музыкальные инструменты. Мамин праздник. Музыкальные инструменты. Чудесная лютня (по алжирской  сказке) Звучащие картины. Обобщающий урок. Музыка в цирке. Дом, который звучит. Опера­сказка. «Ничего на свете лучше нету...». Афиша. Программа. Музыкальный словарик. Музыка в кино.Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыка и ты. Музыкальный калейдоскоп. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 30.01 06.02 20.02 27.02 06.03 13.03 20.03 03.04 10.04 17.04 24.04 08.05 15.05 22.05 28.05 23  24  25 26  27  28  29 30  31 32  33 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 класс Названия разделов Народное музыкальное искусство. Традиции и обряды. Я – артист. Широка страна моя родная. Я – артист. Музыкальное время и его особенности. Я – артист. Музыкальная грамота 2 часа Жанровое разнообразие в музыке. Я – артист. Музыкально­театрализованное представление. ИТОГО Кол­во  часов 4ч 1ч 3ч 1ч 4ч 1ч 2ч 5ч 1ч 3ч 34ч Кол­во  проектов 1 1 1 3ч Календарно – тематическое планирование по МУЗЫКЕ     2 класс (1час в неделю­34ч.) 34 № 1  2  3  4 Музыкальный фольклор. Народные игры. Народные инструменты. Годовой круг календарных праздников. 5 Разучивание песен к праздникам. Я – артист 1 час Широка страна моя родная ­ 3 часа Государственные символы России (герб, флаг, гимн). Гимн – главная песня народов нашей страны. Гимн Российской Федерации. Разучивание песен к праздникам.  Проект №1 «Русские народные праздники» Я – артист 1 час 2 четверть Музыкальное время и его особенности 4 часа Метроритм. Длительности и паузы в простых ритмических рисунках. Ритмоформулы. Такт. Размер. 6  7  8 9 10  11  12  13 Я – артист 1 час 14 Разучивание песен к праздникам. Музыкальная грамота 2 часа 15  16 17  18  19 Основы музыкальной грамоты. Расположение нот в первой­ второй октавах. Интервалы в пределах октавы, выразительные возможности  интервалов. Проект №2 «Русские народные песни» 3 четверть                                                            Музыкальный конструктор 7 часов Мир музыкальных форм. Повторность и вариативность в музыке. Простые песенные формы (двухчастная и  трехчастнаяформы). 20 Вариации. Тема урока 1 четверть Дата  план Дата  факт Кол­ во  часо Народное музыкальное искусство. Традиции и обряды ­ 4 часа 1 05.09 1 12.09 1 19.09 1 26.09 1 3.10 1 10.10 1 17.10 1 24.10 1 14.11 1 21.11 1 28.11 1 05.12 1 12.12 1 19.12 1 26.12 1 11.01 1 16.01 1 23.01 1 30.01 1 06.02 35 21  22  23 Куплетная форма в вокальной музыке. Прогулки в прошлое. Классические музыкальные формы (Й. Гайдн, В.А Моцарт, Л.  Бетховен, Р. Шуман, П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев и др.). 24 Разучивание песен к праздникам. Я – артист 1 час Жанровое разнообразие в музыке ­ 5 часов 25 26 27  28 Песенность, танцевальность, маршевость в различных  жанрах вокальной и инструментальной музыки. Песенность как отличительная черта русской музыки. 4 четверть Средства музыкальной выразительности. Формирование первичных знаний о музыкально­театральных  жанрах: путешествие в мир театра (театральное здание,  театральный зал, сцена, за кулисами театра). 29 Балет, опера. Я – артист 2 часа Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и  инструментальное). Творческое соревнование. Разучивание песен к праздникам. 1 1 1 1 1 1 1 1 13.02 20.02 27.02 06.03 13.03 20.03 03.04 10.04 1 17.04 1 1 24.04 03.05 30   31 32  33  34 Музыкально­театрализованное представление ­  3 часа Музыкально­театрализованное представление «Волшебная  палочка». Музыкально­театрализованное представление «Страна  звуков». Заключительный   урок   как   результат   освоения   программы  во втором классе. Защита проектов. 1 1 1 08.05 15.05 22.05 Приложение Итоговый тест 1 класс 1 полугодие Тема раздела: « Музыка вокруг нас» Найдите лишнее: 36 Три «кита» в музыке – это… а) Песня б) Танец в) Вальс г) Марш Выберите верное утверждение:       а) Композитор – это тот, кто сочиняет музыку.       б) Композитор – это тот, кто играет и поет музыку.       в) Композитор – это тот, кто внимательно слушает  и понимает музыку.       3. Выберите верное утверждение:       а) Исполнитель – это тот, кто сочиняет музыку.       б) Исполнитель – это тот, кто играет и поет музыку.       в) Исполнитель – это тот, кто внимательно слушает  и понимает музыку.  Найдите лишнее: Народные инструменты – это… а) флейта б) гусли в) дудка Симфонические инструменты – это… а) флейта б) гусли в) арфа Найдите лишнее: Народные праздники – это… а) Новый год б) Рождество в) 1 сентября Итоговая работа по предмету «Музыка» . 2 класс.   Вариант – 1. Фамилия _____________________________ Имя__________________________________ Задание № 1. Выбери правильный ответ и обведи его. 37 1. Самый большой  музыкальный инструмент? А) Орган Б) Рояль В) Барабан       2.    Человека, сочиняющего музыку, называют:              А) Дирижер              Б) Композитор              В) Автор      3.     Ноты – это знаки, которыми               А) пишут слова               Б) записывают музыку               В) делают вычисления      4.      Какой инструмент не издает музыкальный звук?                А) барабан                Б) скрипка                В) гитара 5.       Большое количество музыкантов, которые поют, называется: А) оркестр Б) солист В) хор 6.       Какой музыкальный инструмент не относится к ударным? А) Треугольник Б) Тарелки В) Рояль     7.       Марш – это музыка…               А) которую удобно петь               Б) под которую хочется шагать               В) под которую танцуют 8.       Что такое симфонический оркестр?           А) коллектив певцов           Б) группа струнных музыкальных инструментов           В) коллектив музыкантов, играющих на разных музыкальных инструментах     9.        Человека, который руководит хором или оркестром, называют:                 А) руководитель                 Б) дирижер 38 В) композитор   10.        В симфонической сказке «Петя и волк» С.Прокофьева персонажи говорят  голосами: А) музыкальных инструментов Б) актеров В) звуками природы   Задание № 2. Найди неверный признак жанра «опера» и отметь его.  Исполняется в театре.  Все слова исполняются под музыку.  Актеры танцуют в специальной обуви.  Актеры выступают в костюмах. Задание № 3. Запиши название музыкального инструмента. 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка

Рабочая программа УМК "Школа России". Музыка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018