Тема рабочей программы актуальна. Русский язык является одним из основных предметов начальной школы и заинтересовать детей его изучением первоочередная задача учителя начальной школы. Благодаря занятиям внеурочной деятельностью у учителя появляется возможность показать русский язык с другой стороны. Этот предмет становится увлекательным и его интересно изучать.Рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс "Увлекательная грамматика"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красногвардейская школа №1»
Красногвардейского района Республики Крым
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора
_________ / Т.А. Рогозянская /
31.08.2017 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
_________ /А.А. Мехоношина
Приказ № 343 от 31.08.2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности курса «Увлекательная грамматика»
общеинтеллектуального направления
для 4 – В класса
в соответствии с ФГОС НОО
на 2017 – 2018 учебный год
Составитель: Белозерова М.Н.2017 г.
2СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………..3
2. Планируемые результаты освоения курса…………………………………………………………………………………...5
3. Содержание курса «Занимательная математика»…………………………………………………………………………...7
4. Тематический план………………………………………………………………………………………………………….....10
5. Календарно – тематическое планирование………………………………………………………………………………….11
3Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Увлекательная грамматика» составлена на основе следующих нормативных
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
2.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями).
3.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН
2.4.2.282110 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с
изменениями и дополнениями).
4.
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Красногвардейская школа № 1»
Красногвардейского района Республики Крым, утверждённая приказом МБОУ «Красногвардейская школа № 1» от 31.08.2015 г. № 277
(далее – ООП НОО).
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «Увлекательная грамматика» является приложением к ООП НОО.
Актуальность программы определена тем, что знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов.
Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской
грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В
процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и
внимания. Воспитание интереса к “Увлекательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по
русскому языку, совершенствовать свою речь.
Курс «Увлекательная грамматика» направлен на достижение следующих целей:
способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;
совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,
повышать уровень языкового развития школьников,
воспитывать познавательный интерес к родному языку,
решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Задачи:
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
4
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
Воспитывающие:
Развивающие:
учить организации личной и коллективной деятельности.
Сроки реализации программы
Программа внеурочной деятельности курса «Занимательная математика» рассчитана на один год обучения, 34 учебных часа.
Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:
занимательности;
научности;
сознательности и активности;
наглядности;
доступности;
связь теории с практикой;
личностноориентированный;
индивидуальный подход к учащимся.
Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно
удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Формы проведения занятий
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и
поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
5
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Личностные результаты
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
6 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии
с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинноследственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической
формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 4го класса
Должны знать:
отличительные признаки основных языковых единиц;
основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
слова, словосочетания, предложения, текста;
основные орфографические и пунктуационные правила;
о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;
уметь:
четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
различать слова паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
пользоваться орфографическим., словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями
Формы контроля:
7
занятияконкурсы на повторение практических умений,
занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
активность,
аккуратность,
творческий подход к знаниям,
степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
собеседования (индивидуальное и групповое),
опросников,
тестирования,
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется
другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности
каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные
для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии
личности ребёнка.
Формы подведения итогов реализации программы.
Итоговый контроль осуществляется в формах:
тестирование;
практические работы;
творческие работы учащихся;
контрольные задания.
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»
8Фонетика и орфоэпия (7 часов)
Тема 1. Что такое орфоэпия?(1ч.) Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и
представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов,
соблюдая орфоэпические нормы.
Тема 2.Что такое фонография или звукозапись? (1ч.) Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с
историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.
Тема 3.Звуки не буквы! (1ч.) Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об
отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций.
Тема 4.Звучащая строка. (1ч.) Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами
«ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.
Тема 5.Банты и шарфы. (1ч.) Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и
шарфы . Разыгрывание ситуаций с этими словами.
Тема 6.«Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.) Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с
героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.
Тема 7.Кис кис! Мяу!, или Кое что о звукоподражаниях. (1ч.) Знакомство с ономатопоэтическими словами или
звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи.
Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».
Лексикология (27 часов)
Тема 8.Имена вещей. (1ч.) Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями
русского языка . Обогащение словарного запаса учащихся.
Тема 9. О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.) Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с
лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических
словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.
Тема 10.В царстве смыслов много дорог. (1ч.) Знакомство с многозначными словами, словами омонимами. Рассматриваются способы
и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов омонимов».
Тема 11.Как и почему появляются новые слова? (1ч.) Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными
толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.
9Тема 12.Многозначность слова. (1ч.) Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря.
Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение
слов».
Тема 13.«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1ч.) Рассматривается понятие
«этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими
словарями. Определение первоисточников слова,.
Тема 14.Об одном и том же разными словами. (1ч.) Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами
синонимами и правильным употреблением их в речи.
Тема 15.Как возникают названия. (1ч.) Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система
номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.
Тема 16.Слова – антиподы. (1ч.) Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие
«антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».
Тема 17.Фразеологические обороты. (1ч.) Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические
обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова
«Приключение Кроша».
Тема 18.Словари «чужих» слов. (1ч.) Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится
понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.
Тема 19.Капитан и капуста. (1ч.) Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой,
портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.
Тема20.«Он весь свободы торжество». (1ч.) Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие
«литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.
Тема21.Мы говорим его стихами. (1ч.) Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых
выражений в произведениях А. С. Пушкина.Работа по обогащению словарного запаса учащихся.
Тема22. Слова, придуманные писателями. (1ч.) Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина.
Вводятся понятия «индивидуально авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально авторских
неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.
10Тема 23. Слова уходящие и слова – новички. (1ч.) Изучение особенностей устаревших слов архаизмов. Знакомство со словами
новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды
архаизмов.
Тема 24. Словарь языка Пушкина. (1ч.) Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с
созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем.
Тема 25. Смуглая Чернавка. (1ч.) Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с
первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.
Тема 26. Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. (1ч.) Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и
способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи .
Тема27. Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». (1ч.) Знакомство с явлением межъязыковой паронимии.
Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.
Тема 28. Какой словарь поможет избежать ошибок? (1ч.) Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов» , с видами
словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.
Тема 29. Словарь грамотей. (1ч.) Знакомство со словарной статьей орфографического словаря.Беседа о значении
орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.
Тема 30.Научная этимология. (1ч.) Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение
этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка»и «запятая».Работа с этимологическим
словарем.
Тема 31. Какие бывают имена? (1ч.)
Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины
образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.
Тема32. Древнерусские имена. (1ч.) Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.
Тема33. Отчество и фамилия. (1ч.) Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой
«антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.
Тема 34. Надо ли останавливаться перед зеброй? (1ч.) Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и
словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая номинация».
11№ п.п.
1
2
Фонетика и орфоэпия
Лексикология
Итого
4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название раздела
Количество часов
7 ч
27 ч
34 ч
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Дата
план
06.09
13.09
20.09
27.09
04.10
11.10
18.10
25.10
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата
факт
Название раздела, темы
Примечания
Фонетика и орфоэпия (7 часов)
Что такое орфоэпия?
Что такое фонография или звукозапись?
Звуки не буквы!
Звучащая строка.
Банты и шарфы.
«Пигмалион» учит орфоэпии.
Кис кис! Мяу!, или кое что о звукоподражаниях.
Лексикология (27 часов)
Имена вещей.
129.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
08.11
15.11
22.11
29.11
06.12
13.12
20.12
27.12
10.01
17.01
24.01
31.01
07.02
14.02
21.02
28.02
07.03
14.03
21.03
04.04
11.04
18.04
25.04
12.05
16.05
23.05
О словарях энциклопедических и лингвистических.
В царстве смыслов много дорог.
Как и почему появляются новые слова?
Многозначность слова.
«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают
об истории слов.
Об одном и том же разными словами.
Как возникают названия.
Слова – антиподы.
Фразеологические обороты.
Словари «чужих» слов.
Капитан и капуста.
«Он весь свободы торжество».
Мы говорим его стихами.
Слова, придуманные писателями.
Слова уходящие и слова – новички.
Словарь языка Пушкина.
Смуглая Чернавка.
Паронимы, или «ошибкоопасные слова».
Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».
Какой словарь поможет избежать ошибок?
Словарь грамотей.
Научная этимология.
Какие бывают имена?
Древнерусские имена.
Отчество и фамилия.
Надо ли останавливаться перед зеброй?
13