Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Я-исследователь»
Оценка 4.8

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Я-исследователь»

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
естествознание
1 кл
27.03.2018
Рабочая программа  внеурочной деятельности   для 1 класса   «Я-исследователь»
Пояснительная записка внеурочной деятельности «Я-исследователь». Автор А.И. Савенков. Цель: воспитание и развитие учащихся, создание условий для их самоопределения, самореализации, выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их творческих способностей, поддержка научно-исследовательской деятельности младших школьников. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА «Я-исследователь»текст
Я-исследователь.doc
Муниципальное образовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 3 г. Черепаново Новосибирской области «РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» на заседании МО начальных классов заместитель директора школы директор МОУ СОШ №3  «» августа 201 г. Протокол № 1 по УВР «____»_____________201 г. г. Черепанова  «___» _______________ 201 г. _____________________________ _______________________ Рабочая программа  внеурочной деятельности   для 1 класса   «Я­исследователь»  учитель начальных классов  высшей  квалификационной категории   Михалева Светлана Васильевна 2014­2015 уч. год Пояснительная записка внеурочной деятельности «Я­исследователь»  Автор А.И. Савенков Рабочая   программа   внеурочной   деятельности   «Я­исследователь»   составлена   в соответствии   с   требованиями   Федерального   государственного   образовательного   стандарта начального общего образования,   Концепцией духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России.  Программа разработана на 2014­2015 учебный год, для учащихся 1 класса, на 1 учебный год. Длительность занятия  35 минут.  Для реализации программного содержания используется:  «Я­исследователь». А.И. Савенков 2010г. Учебник­тетрадь, (Дом Федорова)  Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.­ М: Просвещение, 2010.  Проектная деятельность школьников: пособие для учителя /К.И. Поливанова.­ М.:  Просвещение, 2008  Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система  заданий./М.Ю. Демидова и др.М.: Просвещение,2010.   «Я­исследователь»  ­   добровольное   творческое   объединение   младших   школьников, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства, техники и производства, научно­исследовательской работы под руководством учителя,  развивать свой интеллект, творческое мышление, самостоятельность, приобретать умения и навыки научно­ исследовательской работы под руководством учителя. Девиз: Кто ищет, тот себя найдет. Обучение путём исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком.      Дети   младшего   школьного   возраста   по   природе   своей   исследователи   и   с   большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.     Исследовательская   деятельность   способствует   развитию   познавательной   активности школьников,   учит   их   мыслить   и   делать   самостоятельные   умозаключения.   Недостаток фундаментальных   знаний   порой   не   позволяет   детям   правильно   оценить   результат   своего исследования,   особенно   если   результат   получился   отрицательным.   Деликатная   помощь педагога здесь необходима не только для того, чтобы выяснить возможные причины неудачи, но и для того, чтобы убедить ребенка не разочаровываться и продолжать исследование. Для   того   чтобы   помочь   включить   ребёнка   в   собственный   исследовательский   поиск   на любых   предметных   занятиях   основного   обучения,   активизировать   интерес   к   обучению, приблизить учебную деятельность к познавательной необходима исследовательская программа. Чтобы решить проблему: освоение исследовательского вида деятельности в начальной школе поступил   заказ   от   администрации   школы.   Данная   программа   разработана   в   соответствии   с основными   приоритетами   школы   и   ориентирована   на   решение   практических   задач исследовательского   обучения   в   начальной   школе.   Предусмотрен   диалог   с   ребёнком, наблюдение,   эксперимент,   полный   ряд   исследовательской   деятельности   ­   от   определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Появится возможность сформировать  способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать   новые   способы   деятельности   в   любой   сфере   человеческой   культуры; сформировать   компетентности   разрешения   проблем,   коммуникативной   и   информационной компетенций. В школьной программе не запланирован курс обучения научно­исследовательской деятельности.   А   эта   программа   предполагает   работу   и   с   одаренными   детьми,   и   развивать творческие таланты обучающихся. Программа,   модифицированная   т.к.   за   основу   взята   «Программа   исследовательского обучения младших школьников» А.И.Савенков в способах фиксации и формах предъявления результата и самостоятельной исследовательской деятельности ­ на 10 час. Объём   курса   33   ч   из   расчета   1   ч   в   неделю   по   трём   этапа.   Учебный   материал рассматривается по принципу концентрических кругов. По окончании программы определен определенный продукт­исследовательская работа и форма представления результата ­ доклад и публичное выступление   презентация на мини­ конференции. Каждый учащийся ведет свою папку исследователя, куда вносит новые слова, с которыми   познакомился   в   ходе   выполнения   проекта,   собранная   информация   по   методам исследования. Итоги участия в деятельности подводятся каждую четверть и в конце года, а также по мере готовности детей. Цель:  воспитание   и   развитие   учащихся,   создание   условий   для   их   самоопределения, самореализации,     выявление   и   поддержка   одаренных   учащихся,   развитие   их   творческих способностей, поддержка научно­исследовательской деятельности младших школьников. Задачи: ­ раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся; ­ диагностика одаренности учащихся; ­ воспитывать интерес к познанию мира, к расширению изучения учебных дисциплин; ­ пропаганда знаний об окружающем мире; ­ знакомство школьников с методами и приемами научного исследования; ­ формировать навыки научно­исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике; ­ овладевать правилами обращения с необходимыми для исследовательской работы приборами и оборудованием; ­ профессиональная ориентация учащихся; ­   развивать   навыки   самостоятельной   работы   с   литературой,   обучать   методике   обработки полученных данных и анализу результатов, составлению  и оформлению  отчета и доклада о результатах работы; ­   пропагандировать   достижения   отечественной   и   мировой   науки,   техники,   литературы, искусства; ­ развитие личности, способной к самоактуализации в постоянно меняющихся социокультурных условиях; ­ разработка и реализация исследовательских работ.   Основные направления программы:   Включение в научно­исследовательскую деятельность способных учащихся в  соответствии с их научными интересами.  Определение тематики научно­исследовательской работы учащихся  ­ по их желанию.  Организация   проведения   отдельных   исследовательских   работ   под   руководством учителей.  Обучение   учащихся   работе   с   научной   литературой,   формирование  культуры   научного исследования.  Организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового  контроля в ходе исследований и проектных работ учащихся.  Организация школьных конкурсов, викторин, олимпиад.  Организация   выступления   учащихся   с   результатами   их   работ   в   классах,   на   научно­ практических конференциях различного уровня.  Организация   проведения   бесед,   лекций,   посвященных   достижениям   науки   и   техники, юбилейным датам поэтов, писателей, историческим событиям.  Проведение регулярных обзоров научной и научно­популярной литературы по выбранным темам ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: ­положительное отношение к исследовательской деятельности; ­широкая   мотивационная   основа   исследовательской   деятельности,   включающая   социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы; ­интерес к новому содержанию и новым способам познания; ­ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ   и   самоконтроль   результата,   на   анализ   соответствия   результатов   требованиям конкретной   задачи,   понимание   предложений   и   оценок   учителя,   взрослых,   товарищей, родителей; ­ способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования: ­ внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности,   выраженного   в   преобладании   познавательных   мотивов   и   предпочтении социального способа оценки деятельности; ­ выраженной познавательной мотивации; ­ устойчивого интереса к новым способам познания; ­адекватного   понимания   причин   успешности/не   успешности   исследовательской деятельности; ­морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: ­ принимать и сохранять учебную задачу; ­учитывать выделенные учителем ориентиры действия; ­планировать свои действия; ­осуществлять итоговый и пошаговый контроль; ­адекватно воспринимать оценку учителя; ­различать способ и результат действия; ­оценивать свои действия на уровне ретро­оценки; ­вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; ­выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться: ­ проявлять познавательную инициативу; ­самостоятельно   учитывать   выделенные   учителем   ориентиры   действия   в   незнакомом материале; ­преобразовывать практическую задачу в познавательную; ­самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: _   осуществлять   поиск   нужной   информации   для   выполнения   учебного   исследования   с использованием   учебной   и   дополнительной   литературы   в   открытом   информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; _   использовать   знаки,   символы,   модели,   схемы   для   решения   познавательных   задач   и представления их результатов; _ высказываться в устной и письменной формах; _ ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач; _ владеть основами смыслового чтения текста; _ анализировать объекты, выделять главное; _ осуществлять синтез (целое из частей); _ проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям; _ устанавливать причинно­следственные связи; _ строить рассуждения об объекте; _ обобщать (выделять класс объектов по какому­либо признаку); _ подводить под понятие; _ устанавливать аналогии; _ оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.; _ видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать   и   проводить   наблюдения   и   эксперименты,   высказывать   суждения,   делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п. Обучающийся получит возможность научиться: _  осуществлять   расширенный   поиск   информации   в   соответствии   с   исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; _ фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; _ осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; _  строить   логическое   рассуждение,   включающее   установление   причинно­следственных связей; _  оперировать   такими   понятиями,   как   явление,   причина,   следствие,   событие, обусловленность,   совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.; _  использованию   исследовательских   методов   обучения   в   основном   учебном   процессе   и повседневной практике взаимодействия с миром.   зависимость,   общность,   различие,   сходство, Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: _ допускать существование различных точек зрения; _ учитывать разные мнения, стремиться к координации; _ формулировать собственное мнение и позицию; _ договариваться, приходить к общему решению; _ соблюдать корректность в высказываниях; _ задавать вопросы по существу; _ использовать речь для регуляции своего действия; _ контролировать действия партнера; _ владеть монологической и диалогической формами речи. Обучающийся получит возможность научиться: _ учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; _ аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; _  с   учетом   целей   коммуникации   достаточно   полно   и   точно   передавать   партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; _  допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих   с   его   собственной,   и   учитывать   позицию   партнера   в   общении   и взаимодействии; _  осуществлять   взаимный   контроль   и   оказывать   партнерам   в   сотрудничестве необходимую взаимопомощь; _ адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Материал программы курса опирается на следующие понятия: Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке: что  предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций. Тема исследовании отражает проблему в ее характерных чертах. Удачная, четкая в  смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки  исследования, конкретизирует основной смысл, создавая тем самым предпосылки успеха  работы в целом. Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования.  Цель формируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то  основное, что намеревается сделать исследователь. Объект исследования – это область, в рамках которой ведется исследование  совокупностей связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследования  информации. Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые  подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного  поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается в рамках какого­то объекта. Требования к уровню освоения содержания программы.  В ходе освоения программы возрастут познавательные потребности младших школьников. Собственная исследовательская практика расширит кругозор ребенка, позволит освоить  механизм самостоятельного получения новых знаний. В ходе предусмотренных программой тренингов исследовательских способностей  развиваются специальные умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске. В качестве основных критериев выступают стремление и попытки использования  исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике  взаимодействия с миром.   Программа учебно­исследовательской деятельности учащихся включает три этапа:   Первый этап «Тренинг»   Второй этап «Самостоятельные исследования»   Третий этап «Мониторинг» Наличие материала по исследованию исследователя Сообщение­доклад Проведенное  исследование Параметры оценки Критерии написания  исследования,  мониторинг Второй этап  «Самостоятельные  исследования»  2 3 № Этапы  Форма предъявления результата  Форма контроля Инструмент для оценки 1 Первый этап «Тренинг»  Папка  Третий этап  «Мониторинг» Публичное  выступление Проведенное  исследование Критерии публичного выступления 1. Первый этап «Тренинг»  Выбор темы;  Составление плана исследования;  Сбор материала;  Обобщение полученных данных;  Доклад.  2. Второй этап «Самостоятельные исследования»   Подготовка;  Проведение занятия;  Выбор темы;  Сбор информации;  Доклад. 3. Третий этап «Мониторинг» Составление плана выступления;   Подготовка к защите исследовательской работы;  Публичное выступление. Тематическое планирование Тема занятия Форма занятия Что такое исследование? Как задавать вопросы? Как работать в команде? Ролевая игра «Необыкновенный аквариум».  Распределение ролей в группе. Выбор темы. От проблемы к цели (ситуация, проблема, задачи, ресурсы). Тренинг Определение источников информации, способов сбора и анализа  Беседа информации, вида продукта и возможных форм презентации.  Предварительный отбор материала.  Беседа Тренинг Ролевая игра Ведущий замысел и гипотеза в исследованиях. Алгоритм разработки исследования. Систематизация материала. Алгоритм работы со справочной литературой и каталогами, правила  поиска информации в сети Интернет. Способы первичной обработки информации, ее хранения. Составление предварительного плана исследования. Окончательный  отбор материала Основы логики: анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия,  обобщения, умозаключения. Анализ информации. Доказательство. Опровержение. Дискуссия. Представление позиции. Составление окончательного плана оформления. Составление чернового варианта Правка. Предварительное оформление работы Окончательное оформление работы. Обобщение полученных данных Формирование папки по проблеме. Оформление исследования.  Составление плана выступления Беседа Тренинг Тренинг Тренинг Тренинг Дискуссия Тренинг Дискуссия Дискуссия Тренинг № Дат а 1 2 3 4 5­6 7 8­9 10 11 12 13 14 15 16 17­ 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31­ 33 Оформление исследовательской папки. Планирование публичного выступления. Знакомство с памяткой «Как  подготовиться к публичному выступлению». Как лучше подготовить презентацию продукта? Сценарий презентации. Доклад  Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная  игра–исследование Учимся выделять главное и второстепенное.  Как делать схемы? Презентация исследовательской работы. «Репетиция, репетиция, репетиция!» Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка. Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка  продвижения учащегося в рамках исследовательской деятельности и  оценка продукта. Способы преодоления трудностей.   Подведение итогов работы проектной группы (пожелания, замечания,  планирование). Работа с рабочими листами «Портфолио». Резерв 3 ч Тренинг Тренинг Тренинг Семинар  Игра– исследование  Тренинг Тренинг Семинар  Тренинг Дискуссия Дискуссия Тренинг Параметры оценки публичного выступления: умение выделить проблему; умение поставить цель исследования; умение сформулировать гипотезу; умение выделить объект исследования; умение определить предмет исследования; умение описать параметры и критерии предмета исследования; примерные критерии исследования: умение подобрать соответствующие методы исследований; умение подобрать инструментарий; умение запустить исследование; умение осуществить анализ результатов; умение оценивать промежуточные и конечные результаты исследования; примерные критерии написания исследовательской работы; умение интерпретировать полученную статистику; умение свернуть и развернуть информацию; умение сопоставить результаты исследования с целью и гипотезой примерные критерии публичного выступления; познавательная ценность темы; оригинальность и ценность собранного материала; исследовательское мастерство; структура и логика работы; язык и стиль изложения, ответы на вопросы;                      Конференция проводится административным и научно­методическим советом школы с целью: ­  развития   познавательных   интересов   и   творчества   учащихся,   развития  кругозора       в      различных областях   знаний,   привития   навыков   самостоятельной работы; ­ вовлечения учащихся в научный  поиск,  стимулирования  активного участия в научно­исследовательской жизни своей страны;    профессионального     самоопределения     и ранней   профессиональной ориентации. Работа должна быть: исследовательской, актуальной, иметь практическую значимость.  В работе должны быть следующие составляющие: определены цели, поставлены задачи, намечены пути их решения, определена актуальность исследования, проанализированы источники.

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Я-исследователь»

Рабочая программа  внеурочной деятельности   для 1 класса   «Я-исследователь»

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Я-исследователь»

Рабочая программа  внеурочной деятельности   для 1 класса   «Я-исследователь»

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Я-исследователь»

Рабочая программа  внеурочной деятельности   для 1 класса   «Я-исследователь»

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Я-исследователь»

Рабочая программа  внеурочной деятельности   для 1 класса   «Я-исследователь»

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Я-исследователь»

Рабочая программа  внеурочной деятельности   для 1 класса   «Я-исследователь»

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Я-исследователь»

Рабочая программа  внеурочной деятельности   для 1 класса   «Я-исследователь»

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Я-исследователь»

Рабочая программа  внеурочной деятельности   для 1 класса   «Я-исследователь»

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Я-исследователь»

Рабочая программа  внеурочной деятельности   для 1 класса   «Я-исследователь»

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Я-исследователь»

Рабочая программа  внеурочной деятельности   для 1 класса   «Я-исследователь»

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Я-исследователь»

Рабочая программа  внеурочной деятельности   для 1 класса   «Я-исследователь»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2018