Образовательная программа развития детей «Культура народов Поволжья» предназначена для реализации в образовательном процессе внеурочного образования и рассчитана на один год обучения. Возраст детей, осваивающих программу – 8 – 10 лет. Программа реализуется в художественно – эстетической направленности и содержит подробные конспекты занятий по всем темам курса.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пригородная средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
На заседании МС Заместитель директора по ВР Приказ №___от_______2016г.
Протокол №1 _____________Крюкова О.В. Директор МБОУ
от __августа 2016г. ___августа 2016г. «Пригородная СОШ»
__________Семиленов В.Г.
Рабочая программа курса внеурочной
деятельности
«КУЛЬТУРА НАРОДОВ
ПОВОЛЖЬЯ»
Класс 3А
Срок реализации 20162017учебный год
Составитель
учитель начальных классов
БОЙКО ТАТЬЯНА ФЁДОРОВНА
МБОУ «Пригородная СОШ»
1г. Ульяновск 2016г.
СОДЕРЖАНИЕ»:
1.
2.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности……………..3 6
Содержание курса с указанием форм организации и видов
деятельности………………………………………………………………7 14
3.
Тематическое планирование …………………….…………………….15 18
21.Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Образовательная программа развития детей «Культура народов Поволжья»
предназначена для реализации в образовательном процессе внеурочного
образования и рассчитана на один год обучения. Возраст детей, осваивающих
программу – 8 – 10 лет. Программа реализуется в художественно –
эстетической направленности.
Программа модифицирована, составлена на основе программ и
материалов учебных пособий:
1.Культура народов Поволжья: программа и методические
рекомендации. / А. Ш. Кержнер и др. – Ульяновск, УИПКПРО, 2011г./
2.Народная культура Поволжья: Методическое пособие. Под редакцией
С.Н.Митина. – Ульяновск, УИПК ПРО, 2009г.
Актуальность программы.
В условиях многонациональности идея воспитания детей в духе патриотизма,
взаимоуважения к культурным традициям других народов является
актуальной и востребованной.
В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации
нашего многонационального общества, необычайно важное значение
приобретают воспитание и образование подрастающего поколения на
традициях национальной культуры, обычаев, 'это особенно важно для нашего
региона, где с древнейших времен бок о бок живут русские, татары, чуваши,
мордва и другие народы в дружеском общении, постоянно взаимодействуя
друг с другом. Поэтому назрела необходимость изучения особенностей
становления и развития национальных культур (языка), определения общности
их структуры, многослойности содержания и взаимообмена между народами
элементами своей культуры, возрождения самобытности своей нации,
национального самосознания.
Мы живем в многонациональном государстве, где утверждается равенство
всех народов законом: их религиозная свобода, взаимное уважение к
культурным особенностям каждой национальности. Этому способствуют
такие факторы, как единая природная среда, экологические ценности,
историческое прошлое, общие экономические интересы в прошлом и
настоящем, а также гуманистические ценности культуры, что служит делу
межнационального сближения в смешанной национальной среде,
межнациональном контакте, способствует преодолению языковых и
культурных барьеров в ситуации диалога разных культур.
С детства ребенка надо научить относиться с уважением не только к своему
народу, но и к другим народам, к их истории, особенностям их национальной
культуры, традициям. Национальная культура это исторический образ
народа, уважаемый, ценимый. Любая подлинно национальная культура в том
3или ином виде содержит определенный набор нравственных ценностей,
которые принято называть общечеловеческими: милосердие, доброту,
терпимость, сострадание, любовь к ближнему и т.д. Это то, что является
фундаментом интеграции национальных культур.
Целью данной программы является воспитание в детях духовно
нравственных ценностей через приобщение их к культурному региональному
наследию.
Программа рассчитана на 34 занятия и предусматривает ознакомление
учащихся 3 – 4 классов общеобразовательных школ с основными сведениями
об истории формирования, расселения, национальной одежде, ремеслах,
домашнем хозяйстве, быте, играх, обрядах, праздниках, национальной кухне и
выдающихся людях народов Поволжья.
На занятиях решаются следующие образовательновоспитательные
задачи:
знакомство с историей, традициями и обычаями, праздниками, одеждой и
кухней народов Поволжья, осознание собственной национальной
принадлежности;
воспитание в духе уважения к другим народам, взаимопонимания и
миролюбия, закладке основ нравственности;
привитие чувства гражданственности
Выполнение вышеперечисленных задач программы «Культура народов
Поволжья» позволяет существенно расширить, актуализировать возможности
в реализации следующих целей:
1.Социальная:
Социальноустойчивая, толерантная, патриотическая личность, осознающая в
своем духовном багаже моральнонравственные критерии для адекватного
восприятия любой информации гарант социальной стабильности
современного общества. «Культура народов Поволжья» программа,
способствующая систематическому и эффективному формированию у
учащихся социальнонравственных качеств гражданина.
2.Историческая:
Исторический путь становления и развития народов Поволжья. В
современных условиях развития общества осуществление преемственности на
достаточно высоком уровне возможно лишь в системе образования и прежде
всего в содержании курса «Культура народов Поволжья».
3.Педагогическая:
Реализация данных целей способствует повышению уровня образовательного
процесса как в школе, так и в обществе в целом.
4.Научнометодическая:
Уникальность, многопрофильность и насыщенность содержательного
компонента программы «Культура народов Поволжья», изучение и обобщение
опыта многолетней самоотверженной работы учителей, разработка и
4воплощение полного учебнометодического комплекта позволяет
актуализировать ряд научнометодических инноваций в педагогике,
истории, этнографии, культурологии.
Культурологическая:
Культурное наследие народов Поволжья многообразно (а по некоторым своим
компонентам уникально). Российская культура есть неотъемлемая часть
мировой культуры. Сохранность культуры народов Поволжья и ее
многообразие есть один из гарантов развития и сохранности как российской,
так и мировой культуры.
По темам: «Музыкальное искусство пародов Поволжья», «Национальный
костюм народов Поволжья. Вышивка, орнамент на различных народных
изделиях», «Национальные игры, праздники и обряды народов Поволжья»
дана подробная информация о быте, культуре и жизни народов Поволжья.
Вышеперечисленные темы, несмотря на большую информацию в данных
конспектах, можно дополнять многочисленным материалом на усмотрение
педагога.
Тема «Исторические этапы формирования чувашского, татарского и
мордовского народа» является самой сложной темой, так как история
происхождения народов Поволжья очень разнообразна, и различными
историками заявлены порой совершенно противоположные версии
происхождения народов. В данном случае целью занятий является не столько
выяснение глубоких корней, сколько понимание и осознание того, что все
народы Поволжья так или иначе сталкивались на какомто историческом
рубеже между собой, влияли на ход развития и формирования друг друга.
Самым главным условием в настоящее время является толерантность во
взаимоотношениях и сохранение культуры каждого народа.
Кроме того, конспекты занятий дополнены презентационным материалом.
Практически по всем темам имеются презентации, которые можно обогащать
и дополнять своим материалом.
По темам: «Основные национальные блюда народов Поволжья», «Заочное
путешествие по городамстолицам: Казань, Саранск, Чебоксары» конспекты
не предусмотрены, так как эго темы предполагают практические занятия, но к
ним имеются красочные, яркие презентации.
На занятиях внимание учащихся концентрируется на объективном изучении
исторических событий, традиций, культуры народов Поволжья в
многообразии форм их существования, деятельности людей, особо
выделяются социальнофилософский, ментальный пласты культурного
наследия татарского, чувашского и мордовского народов.
Формы проведения занятий самые разные, это:
практическая работа учащихся (рисование орнамента, чтение стихов, сказок,
исполнение песен, танцев и т.д.)
5исследовательская, поисковая работа (подготовка сообщений, мини
рефератов, презентаций, пословиц, поговорок, элементов праздника,
иллюстраций и т.д.);
краеведческая работа (посещение музеев, пополнение экспонатов в
краеведческой копилке);
заочные путешествия по городамстолицам соседних регионов;
беседа, о гербе, флаге, гимне республик.
Изучение культуры своего народа и народов, окружающих каждого из нас,
способствует пониманию друг друга, воспитывает взаимное уважение с
помощью вечных, непреходящих ценностей культуры всех народов.
Основные принципы построения программы:
тесное сотрудничество детей, руководителя и семей учащихся;
единство образовательной и воспитательной работы с детьми в сочетании с
учетом индивидуальных и возрастных особенностей;
соблюдение добровольности участия в деятельности, дифференциация детей
по интересам и направленности на определенный вид деятельности.
Межпредметные связи
В ходе изучения курса максимально реализуются межпредметные связи,
что послужит средством гармоничного развития учащихся.
Содержание программы кружка могут быть дополнительным
материалом таких школьных предметов учащихся начальных классов как
русский язык и литературное чтение, окружающий мир, изобразительное
искусство, музыка, физическая культура, технология, спецкурс «Речь и
культура общения».
Обеспечение программы.
Техническое оснащение: компьютер, мультимедиа, магнитофон,
аудиозаписи народных мелодий разных национальностей.
Связь с другими учреждениями: поселковый музеи, музыкальная
школа, Культурнодосуговый центр посёлка, детская и районная библиотеки.
Специализация программы: участники программы дети младшего
школьного возраста, учащиеся 34 классов (810 лет). При работе
учитываются возрастные способности, интересы и индивидуальные
особенности детей.
Массовые мероприятия:
1. Посещение музеев.
2. Участие в мероприятиях, проводимых в городе и регионе.
3. Сотрудничество с различными организациями.
64. Посещение театральных и концертных мероприятий в школе, городе.
Методы контроля учащихся:
1.Внутренний контроль, самоконтроль, взаимоконтроль, контроль
преподавателя.
2.Внешний контроль – выставки, экскурсии.
Программа рассчитана на 1 год обучения 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в
неделю, продолжительностью 45 минут (1 академический час), реализуется 1
год, выпусков по программе не было. Этот курс призван сформулировать
одну из ключевых компетенций толерантность, которая обозначает
уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур
нашего края, наших форм самовыражения и способов проявления
человеческой индивидуальности.
2. Содержание курса:
Тема 1. Край, в котором мы живем.
Территория Ульяновской области и Поволжья.
Полиэтничность населения Поволжья и Ульяновской области.
Возникновение народностей.
Во вводном занятии необходимо дать общие сведения о Поволжском регионе.
История, современное состояние и основные тенденции развития Поволжья
являются органичной составной частью судьбы России с древнейших времен
до нынешних дней.
Поволжье является одним из самых полиэтнических регионов России, где
проживают татары, башкиры, мордва, чуваши, марийцы и другие народы.
Также Поволжье объединяет сразу несколько республик: Татарстан,
Чувашию, Мордовию, Башкортостан и республику МариЭл.
Народность как историкоэтническая категория. Народы Поволжья.
Возникновение народностей. Карта Поволжья и Ульяновской области.
Многонациональность жителей Ульяновской области. Численность и состав
населения Ульяновской области. Места расположения населенных пунктов с
компактным проживанием представителей одной национальности.
Требования к знаниям:
знать цели и задачи курса «Культура народов Поволжья»;
знать понятия «народ», «народность»;
знать места наиболее компактного проживания представителей одной
национальности.
Требования к умениям:
уметь работать с картой Поволжья, находить республики народов
7Поволжья, их столицы и крупные города, места компактного проживания
представителей одной национальности.
Виды самостоятельной работы.
Работа с картой Поволжья.
Средства обучения. Карта Поволжья.
2.Историческая география Поволжья.
О нашей родословной. Славянские, скандинавские, христианские,
мусульманские имена. Значение имён. Происхождение фамилий и отчеств.
Святцы. Происхождение фамилий и отчеств. Современные имена и прозвища.
Разговор об именах можно начать вопросами:
Что означает твое имя?
Когда оно появилось?
Практическая работа: «Родословная моей семьи». В ходе практической
работы учащимся необходимо будет узнать, из какой местности, откуда
родом родители, бабушки, дедушки, чем они занимались, к какому сословию
принадлежали.
Происхождение и расселение мордовского народа.
Исторические этапы формирования татарского народа.
Происхождение, расселение и становление чувашского народа.
Изучение этой темы предполагает показ своеобразия культуры каждого
народа, заселявшего Поволжье, отражение в ней сложных процессов развития
общества, места в истории культуры татарского, мордовского и чувашского
народов. Необходимо усвоить, что элементы материальной и духовной
культуры возникли в глубокой древности в процессе и результате трудовой
деятельности, которая была исходной для появления таких форм постижения
реального мира, как знание и искусство. При изучении данной темы
необходимо ознакомиться с известными памятниками духовной культуры
древних эпох па территории Поволжья, что позволяет показать их место и
значение на раннем этапе истории человечества. Особое внимание необходимо
уделить экономическим и культурным связям народов Поволжья друг с
другом.
Этапы формирования мордовского народа, его древние представления об
окружающем мире в дохристианское время. Представление мордвы о
сущности мира.
Происхождение и этапу формирования татарского народа в добулгарский
период и после него.
Особенности расселения чувашей, этапы формирования и становления
чувашской национальности и различность взглядов ученых на эту тему.
Многонациональность жителей Ульяновской области. Численность и состав
населения Ульяновской области.
Требования к знаниям:
8знать историю происхождения славянских, финноугорских и тюркских
народов; знать республики народов Поволжья, их столицы, крупные города,
государственные символы республик.
Требования к умениям: уметь работать с картой Поволжья, находить
республики народов Поволжья, их столицы и крупные города.
Виды самостоятельной работы. Подготовка к докладу по теме «Народы
Поволжья».
Средства обучения. Карта Поволжья, видеозаписи документальных фильмов
о республиках..
Тема 3. Религиозные представления и верования народов Поволжья
Религиозные представления и верования народов.
Язычество. Христианство. Ислам.
Причина обращения людей к высшим небесным силам, создание богов и
идолов. Формирование духовной культуры в приобщении к высшим идеалам
нравственности и морали.
Язычество в Древней Руси. Русь и христианский мир. Ознакомление
школьников с историей христианства в России. Необходимо воспитывать в
детях уважение к религиям и традициям всех народов многонациональной
России.
Требования к знаниям: знать понятия «религия», «язычество», «христиан
ство», «ислам», «патриотизм»; знать основные этапы формирования
татарского, мордовского, чувашского народов; знать верования разных
народов Поволжья.
Требования к умениям:
уметь объяснить понятия «язычество», «христианство», «ислам», «патрио
тизм»; уметь использовать свои знания в жизни;
Виды самостоятельной работы.Подготовка докладов и рефератов по данной
теме.
Средства обучения. Выставка литературы по данной теме.
Тема 4. Народная педагогика
Традиции семейного воспитания в чувашских, татарских и мордовских
крестьянских семьях. Мудрые истоки народной педагогики.
В этом разделе рассматриваются традиции воспитания детей в крестьянских
семьях у народов Поволжья, общие и отличительные черты воспитания детей
у разных народов, разнообразие форм положительного воздействия на ребенка
в семье.
Требования к знаниям:
знать особенности воспитания детей в семьях разных народов;
знать мудрые высказывания народной педагогики.
Требования к умениям:
9уметь находить отличительные и общие черты воспитания детей в татарских,
чувашских и мордовских семьях.
Виды самостоятельной работы. Сбор материала по семейным традициям
народов Поволжья.
Средства обучения: Литература по народной педагогике.
Тема 5. Выдающиеся люди народов Поволжья
Выдающиеся представители литературы татарского, чувашского и
мордовского народов.
Вклад представителей народов Поволжья в развитие науки и культуры.
Представители письменности и литературы мордовского, чувашского и
татарского народов. Сведения о наиболее известных деятелях литературы и
просвещения. Творчество и идейнотематическое своеобразие наиболее
известных писателей 20в. Вклад представителей народов Поволжья в развитие
науки и культуры России. Народные просветители. Театральное искусство.
Театры Ульяновска, Татарстана, Чувашии и Мордовии. Известные артисты
представители народов Поволжья.
Требования к знаниям: знать краткие сведения о жизни и деятельности
известных представителей народов Поволжья, внесших значительный вклад в
российскую историю и культуру таких как: ПН. Ульянов, И.Я. Яковлев, М.
Джалиль, Г. Тукай, А.Ф. Юртов, JI.A. Русланова, Г.Баширов, Н. Кадышева,
А.М. Евсевьев и т.д.
знать особенности творчества выдающихся работников культуры
представителей разных национальностей Поволжского региона.
Требования к умениям:
уметь использовать знания о выдающихся людях народов Поволжья;
уметь давать оценку деятельности национальных литераторов Поволжья.
Виды самостоятельной работы.
Сбор материалов о жизни и творческой или научной деятельности
выдающихся представителей народов Поволжья.
Чтение произведений национальных классиков в русском переводе.
Средства обучения.
Выставка иллюстрированных журналов.
Тема 6. Музыкальное искусство народов Поволжья
Музыкальный фольклор народов Поволжья.
Музыкальные инструменты народов Поволжья.
Танцы народов Поволжья. Современная музыка народов Поволжья. Народная
музыка татар, чуваш и мордвы, особенности интонаций, общее и различие.
Развитие профессиональной музыки. Творчество композиторов народов
Поволжья (по выбору).
10Цель занятий познакомиться с народным музыкальным искусством,
самобытными традициями вокальной и инструментальной музыки.
Следует уяснить, что народное музыкальное искусство мордвы, чувашей и
татар складывалось на протяжении многих веков в тесном взаимодействии с
культурой соседних народов. Важно обратить внимание на то, что
возникновению устойчивых форм музицирования способствовали характер
труда и быта народа, социальные условия. Музыкальному творчеству мордвы
присущи развитые коллективные и оценочные исполнительские традиции.
Вокальное искусство было более свойственно женщинам, инструментальное
мужчинам.
Народные музыкальные инструменты татар, чувашей и мордвы. Их названия,
внешний вид и тембр.
Обратить внимание детей на разнообразие музыкальных инструментов.
Татарские народные музыкальные инструменты: думбыра, мондалина, кубыз,
курай. Чувашские народные инструменты: пузырь, волынка, жалейка, сырнай
из глины, кёсле один из инструментов, являющийся символом чувашской
народной музыкальной культуры. Очень популярны были гусли.Об искусной
игре на музыкальных инструментах и прекрасном пении повествует и ряд
исторических преданий. Например, существует несколько вариантов преданий
о том, как музыкантчуваш, заворожив игрой на гуслях и пением защитников
осажденной Казани, сумел отмерить в шагах расстояние до стен Казанской
крепости для устройства подкопа под ней: взорвав стену, войско Ивана IV
захватило город. У предков чувашей некоторые инструменты имели не только
культовое назначение, но и военное. Надо полагать, эти традиции они
принесли в Среднее Поволжье из Средней Азии. Мордовская музыкальная
культура тесно взаимосвязана с культурой марийского народа. Самым
популярным инструментом мордовского народа являлись гусли.
Танцы народов Поволжья. Народные танцы являются формой народного
творчества, сложившейся на базе народных танцевальных традиций.
Разнохарактерные народные танцы расширяют диапазон технических
возможностей исполнителей, развивают их артистические способности. С
древнейших времен танец украшает жизнь человека. В нем человек выражает
свои мысли, чувства, переживания. И нет такого народа, который бы не
гордился своими национальными танцами.
В переводе с греческого «хореография» означает «запись движения». Но
смысл этого слова стал значительно шире, и понятие «хореография» в
настоящее время включает в себя все то, что относится к искусству танца:
профессиональный классический балет, народные танцы, бальные танцы всё
эго мы называем хореографией. Танец это выражение мысли и чувства
средствами условных движений: жестов и поз. Он исполняется под музыку, из
которой черпает свое содержание. Танец в жизни и жизнь в танце неразрывно
связаны. Танец не самоцель, а средство для выражения мыслей и чувств,
волнующих человека. Из чего же возник классический танец основной язык
11хореографии? Он не возник сам по себе. Нет такого движения, которое не
было бы рождено тем или иным народным танцем. Народный танец основа
хореографии. Он столь же разнообразен, как разнообразна жизнь и культура
разных народов. Такое разнообразие танцев родилось из характера народов, их
жизни и образа занятий. В русских танцах царит безграничная воля и
поэтическое самозабвение. И это нашло отражение в русской хореографии.
Танец не призван отображать то дурное, что есть в нашей жизни, пусть даже в
замаскированной приукрашенной форме. Татарский танец. Ходы и основные
движения: переменный ход, прямой ход с притопом «Гади адым», прямой бег
«Гади габу», веревочка. «Гармошка», «елочка», «Почмак» (прыжок с хлопком
над головой), мелкая дробь, двойная дробь, вращение и присядка.
Чувашский танец. Простой ход с притопом, переменный ход, простой бег.
Основной женский ход, основной мужской ход. «Гармошка», «ёлочка»,
боковой ход, дробные ходы, мелкая дробь, дробь с каблука, переступание с
каблука на носок, притопы, подскоки.
Мордовский танец. Ходы и основные движения: простой шаг, основной шаг.
Основной женский ход, основной мужской ход, переменный ход, боковые
шаги, шаги с ударом, шаги с каблука. «Гармошка», подскоки, притопы, вынос
ноги вперёд на каблук, мелкая дробь, вращение и присядка.Татарские
композиторы. Больших успехов достигла за годы Советской власти татарская
музыка. Марши и песни Салиха Сайдашева, музыкальные произведения Н.
Жиганова, балет Ф. Яруллина «Шурале», многие произведения М.
Музаффарова, 3. Хабибуллина, А. Ключарева, Р. Яхина, А. Лемана, А.
Бакирова, И. Шамсутдинова и других говорят о высоком уровне татарского
музыкального искусства.
Чувашские композиторы: Ф. Лукин, Г. Лебедев, А. Петров, А. Васильев и др.
Мордовские композиторы: Г.Г. Вдовин, Н.В. Кошелева, С.Я. Терханов и др.
охотно осваивали современные в тот период времени музыкальносценические
жанры (оперетта, камерная опера, операбалет).
Требования к знаниям:
знать понятия «музыкальное искусство», «пентатоника», «музыка»,
«культура», «фольклор», «танец», «хореография»; знать особенности
развития народной татарской, чувашской и мордовской музыки;
знать композиторов представителей народов Поволжья;
знать музыкальные инструменты народов Поволжья;
знать основные движения танцев народов Поволжья;
знать имена композиторов народов Поволжья.
Требования к умениям:
уметь различать татарскую, мордовскую и чувашскую музыку;
уметь давать оценку деятельности национальных композиторов Поволжья;
уметь показать основные танцевальные движения народов.
Виды самостоятельной работы. Сбор материалов о народной татарской,
чувашской и мордовской музыке, слушание музыки народов Поволжья.
12Средства обучения. Видео аудиозаписи музыки и ганцев народов Поволжья.
Портреты композиторов Поволжья.
Тема 7. Национальные игры, праздники и обряды народов Поволжья
Национальные игры народов Поволжья.
Религиозные, обрядовые, традиционные праздники народов Поволжья.
Игровой фольклор народов Поволжья. Богатство и разнообразие
национальных игр. Значение национальных подвижных игр для формирования
жизненно важных навыков, совершенствования физического развития,
самовоспитания. Религиозные представления и верования народов: язычество,
христианство, ислам. Религиозные, обрядовые, традиционные праздники
народов Поволжья. Роль праздников в жизни народа. Традиционные
праздники народов Поволжья: Навруз, Курбанбайрам, Масленица, Саварни,
Нардуган, Акатуй, Сабантуй, «Джиен жиен», Кёр Сари. Праздничное
поведение. Старинные игры и развлечения молодежи на праздниках. Традиции
гостеприимства.
Требования к знаниям: знать понятия «религия», «язычество», «христиан
ство», «ислам», «обряд», «обычай»; знать виды народных игр, их значение для
народа; знать особенности религиозных верований и представлений народов
Поволжья; знать обычаи, обряды и традиции народов Поволжья;
знать традиционные праздники народов Поволжья.
Требования к умениям: уметь выделять общие черты и различия татарских,
чувашских, мордовских народных игр; уметь использовать знания обрядов.
Виды самостоятельной работы. Разучивание и проведение игр народов
Поволжья, чтение материалов по обычаям, обрядам и традициям народов
Поволжья.
Средства обучения.Использование различных источников по шрам народов
Поволжья, выставка книг.
Тема 8. Национальный костюм. Вышивка, орнамент на различных народных
изделиях. Национальный костюм народов Поволжья. Вышивка и орнамент на
различных изделиях у народов Поволжья. Различия и сходства элементов
национального костюма и орнамента у народов Поволжья.
Традиционная одежда и обувь народов Поволжья. Типы и виды одежды.
Использование вышивки и аппликации для украшения национального
костюма. Национальный мордовский костюм и его особенности.
Национальный чувашский костюм и его особенности.
Национальный татарский костюм и его особенности.
Головные украшения и уборы, свадебная одежда, разделение одежды по
возрасту и социальному положению у народов Поволжья.
Требования к знаниям:
знать типы и виды национальной одежды народов Поволжья;
13знать особенности стиля одежды;
знать особенности разделения одежды по возрасту и социальному положению
у разных народов Поволжья;
знать особенности использования вышивки и аппликации для украшения
национального костюма народов Поволжья.
Требования к умениям:
уметь различать виды одежды народов Поволжья по вышивкам и украшениям.
Виды самостоятельной работы.
Рисование орнаментов вышивок и различных видов украшений на одежде
народов Поволжья;
Сбор материала по видам и типам одежды народов Поволжья.
Средства обучения. Экскурсия в краеведческий музей; фотографии и
экспонаты одежды и обуви.
Тема 9. Основные национальные блюда народов Поволжья
Важнейшие виды продуктов питания. Отдельные рецепты блюд татарской,
чувашской и мордовской кухни. Сходства и различия в сервировке стола и
культуре поведения за столом у разных народов Поволжья. Повседневная и
праздничная кухня мордвы, татар, чувашей. Растительная и животная пища,
составляющая меню семей народов Поволжья, праздничный стол народов
Поволжья. Многовековая история татарской, чувашской и мордовской кухни.
Характерные традиционные блюда народов Поволжья. Изделия из теста
татарского народа: бэлиш, эчпочмак, кыстыбый, бэккэн, перемяч, чакчак.
Чувашская кухня имеет большое сходство с татарской и башкирской.
Используется простое мясо, но среди мясопродуктов превалирует все же
баранина. Весьма характерной особенностью чувашской кулинарии является
применение овощей для приготовления первых блюд в сыром, а не в
пассированном виде. Чрезвычайно богат ассортимент мучных изделий.
Мясная и рыбная начинка, репчатый лук закладываются в сыром виде,
доводятся до готовности при выпечке. Начинка часто бывает сложной:
чередуются слои картофеля, мяса, лука и других продуктов. Мордовская
народная кухня в основе своей всегда здорова, она не терпит специй уксуса,
горчицы. Это растительные и молочные продукты, квашения; продукты чаще
всего употреблялись в натуральном виде. Мордовскую кухню отличает
обилие рыбных и мясных блюд, из овощей более всего употреблялись в пищу
капуста, свекла, огурцы, лук, морковь, репа, редиска, тыква. Предпочтение
отдается тыкве, которую заготавливают на зиму, пекут в печке и т.д. Лук
любимая национальная приправа и даже пища мордвина. В качестве холодных
закусок употреблялись огурцы, печеные яйца, грибы.
Требования к знаниям:
знать различия и сходства национальной кухни народов Поволжья;
знать основные национальные блюда;
знать особенности культуры поведения за столом у разных народов.
14Требования к умениям:
уметь различать национальные блюда народов Поволжья;
уметь использовать знания и умения в повседневной жизни.
Виды самостоятельной работы.Сбор рецептов национальной кухни у
разных народов Поволжья. Приготовление одного из национальных блюд.
Средства обучения. Различные рецепты национальной кухни народов
Поволжья, литература о национальной кухне народов Поволжья.
Тема 10. Заочное путешествие по городамстолицам: Казань, Саранск,
Чебоксары
История основания и развития столиц республик Мордовии, Чувашии,
Татарстана. Главные достопримечательности городов Саранск, Чебоксары,
Казань. Учащихся необходимо познакомить со столицами республик
Мордовии, Чувашии, Татарстана, с гербом, флагом, гимном каждой
республики. Географическое положение, история основания городов.
Архитектурные и исторические памятники.
Требования к знаниям.
знать географическое положение столицы каждой республики;
знать гимн, флаг, герб каждой республики;
знать основные архитектурные и исторические памятники.
Требования к умениям.
уметь работать с картой;
уметь использовать знания в жизни.
Виды самостоятельной работы. Подготовка рефератов по данной теме.
Средства обучения.Альбомы, журналы с фотографиями городов,
видеозаписи с достопримечательностями городов.
3.Тематический планирование курса «Культура народов Поволжья»
Да
та
Разделы и темы занятий
Содержание занятий
Все
го .
Тео
р.
Пр
ак
т
Наш край. Введение.
Историческая география
Поволжья.
О нашей родословной.
Имя и характер.
История моей семьи.
Географическое положение,
культурные особенности
Ульяновской области. Работа с
картой.
1
4
Тест «Кто я?» Происхождение
фамилий и отчеств. Святцы.
Построить родословное древо
своей семьи. Выставка работ.
1
1
1
15Историческая география
Поволжья.
Природа и национальный
характер.
Пейзаж моего детства
Истоки народных
традиций Поволжья.
Религиозные
представления и верования
народов Поволжья.
Природа и человек в
языческой мифологии.
Историческая эпоха и
переживание человека.
Пантеон славянских
языческих богов.
Языческие символы и мотивы
в прикладном искусстве.
Народная педагогика.
Семейное воспитание в
русской крестьянской семье.
Трудовое воспитание в
чувашских семьях
Обряды и традиции
воспитания у татар.
Мир народной педагогики.
Народный календарь:
праздники, обряды, игры.
Что такое этнография?
Происхождение, этапы форми
рования и становления народов
Поволжья.
О.В.Ключевский,С.М.Соловь
ёв о национальном характере.
Описать первое пейзажное
воспоминание. Выставка работ
Верования народов Поволжья.
Самодиагностика
«Циклический тест времени».
Циклическое и линейное
восприятие времени в
народной и современной
культуре соответственно.
Языческая религия славян
состояла в поклонении
физическим божествам,
явлениям природы и душам
усопших.
Земля, солнце и небо –
объединение этих стихий даёт
жизнь всему живому.
Народная педагогика –
передача социального опыта,
норм поведения, общественных
традиций.
Движущие силы народного
воспитания это слово
(мысль), дело (деятельность),
природа, быт, религия,
общение, традиции, пример.
Все члены семьи выполняли
свою функцию воспитания
ребёнка
Большинство календарных
событий (сроки языческих
3
3
4
1
1
1
1
1
16