Рабочая программа внеурочной деятельности "Наш город - Санкт-Петербург" (4 класс)
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
история
4 кл
04.11.2019
Рабочая программа по «Наш город - Санкт-Петербург» разработана на основе программы по школьному курсу "История и культура Санкт-Петербурга" Е.В.Дмитриевой.
Реализация данной программы рассчитана на учащихся 4 класса; занятия 1 раз в неделю. Количество часов в год 34 часа. Длительность занятия – 40 минут.
Цель программы: воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально - чувственной сферы учащихся, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко-художественных путей развития Санкт-Петербурга, чувства сопричастности тому, что в нём происходит.
В курсе для 4 «Б» класса включены темы, дающие младшим школьникам начальные представления об основании Санкт- Петербурга, развившегося на островах в дельте реки Невы по воле Петра I; о его наиболее ярких, запоминающихся архитектурных памятниках и их создателях; о государственных символах; о музеях и театрах города, его прекрасных решётках и оградах и великолепном скульптурном убранстве. Об истории, культуре и развитии Приморского района.
внеурочка 4 класс.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Наш город – Санкт Петербург» для 4
«Б» класса составлена на основании следующих нормативноправовых документов:
1) Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
2) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.
№ 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования»
3) Письмо Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011
№ 03255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего
образования»
4) Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03296 «Об организации
внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного
стандарта общего образования»
5) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1643 и
№ 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего
образования» (начало действия документа 21.02.2015
6) СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
7) СанПиН 2.4.4.125103 «Санитарно – эпидемиологические требования к учреждениям
дополнительного образования детей»
8) Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 мая 2013 года
№ ИР352/09 «О направлении программы развития воспитательной компоненты в
общеобразовательных учреждениях»
9) Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 июля 2013 года
№ 09879 «О направлении рекомендаций по формированию перечня мер и мероприятий по
реализации Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной
школе».
10)
11)
12)
13)
Распоряжение Комитета по образованию СПб от 06.05.2015 № 2158р «О
формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт
Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2015/2016
учебном году».
Распоряжение Комитета по образованию СПб от 13.05.2015 № 2328р «О
формировании учебных планов образовательных учреждений СанктПетербурга,
реализующих основные общеобразовательные программы, на 2015/2016 учебный год».
Инструктивнометодическое письмо
«О формировании учебных планов
образовательных
основные
общеобразовательные программы, на 2015/2016 учебный год» от 21.05.2015 №0320
2059/1500
организаций СанктПетербурга,
реализующих
Инструктивнометодическое письмо «Об организации внеурочной деятельности при
реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего
СанктПетербурга» от 21.05.2015 №03202057/1500.
и основного общего образования в образовательных организациях Рабочая программа по «Наш город СанктПетербург» разработана на основе
программы по школьному курсу "История и культура СанктПетербурга"
Е.В.Дмитриевой.
Реализация данной программы рассчитана на учащихся 4 «Б» класса; занятия 1 раз
в неделю. Количество часов в год 34 часа. Длительность занятия – 40 минут.
Цель программы.
Воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально чувственной сферы
учащихся, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко
художественных путей развития СанктПетербурга, чувства сопричастности тому, что в
нём происходит.
Содержание программы предполагает решение следующих задач:
Образовательные:
знакомство с историей создания "северной столицы" и её художественного
наследия, воспитание патриотизма и любви к родному краю;
формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с
предложенными темами самостоятельно;
обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы,
поставленные учителем
обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
Воспитательные:
Воспитывать любовь к своей Родине.
Воспитывать культуру общения.
Развивающие:
Начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.
Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность,
активность, аккуратность.
В курсе для 4 «Б» класса включены темы, дающие младшим школьникам
начальные представления об основании Санкт Петербурга, развившегося на островах в
дельте реки Невы по воле Петра I; о его наиболее ярких, запоминающихся архитектурных
памятниках и их создателях; о государственных символах; о музеях и театрах города, его
прекрасных решётках и оградах и великолепном скульптурном убранстве. Об истории,
культуре и развитии Приморского района.
Основная часть программы включает вопросы, которые будут рассматриваться
на занятиях. Задания имеют разную степень трудности. Вариативная часть предполагает свободу творчества учителя и учащихся. Это
могут быть итоговые занятия, позволяющие закрепить пройденный материал, экскурсии,
конкурсы стихов и рисунков и многое другое.
Структура программы. Предполагаемый результат.
4 «Б» класс.
« Петербург в 1819 веках. Пригороды Петербурга»
Изучаются дворцы, особняки, доходные дома, транспорт. Продолжается изучение
архитектурных стилей( ампир, модерн). Особое внимание уделяется изучению пригородов
Петербурга.
В конце четвертого года изучения курса учащиеся должны знать:
дворцы, особняки, доходные дома Петербурга
историю развития транспорта в Петербурге
изучаемые архитектурные стили
пригороды Петербурга (Стрельна, Петергоф, Ломоносов, Пушкин, Павловск, Гатчина)
Должны уметь:
читать карту города
использовать дополнительный материал
подготовить викторину по теме
провести небольшую экскурсию
подготовить отчет по итогам посещения музея, учебной прогулки, экскурсии.
Методы обучения.
Реализации задач курса «История и культура СанктПетербурга» более всего
соответствует активные методы, включающие ребенка в различные виды познавательной
деятельности, позволяющей каждому учащемуся почувствовать себя исследователем,
первооткрывателем, высказать собственное впечатление, мнение, дать личную оценку.
К таким методам относятся:
1. В условиях класса – беседа, дискуссия, проектная деятельность, педагогическая
мастерская.
2. При проведении занятий вне школы – экскурсия, музейнопедагогическое занятие,
учебная прогулка, образовательное путешествие. Обязательным условием при проведении занятий по истории и культуре СанктПетербурга
является привлечение средств наглядности:
1
цветные фотографии объектов, сцен городской жизни, горожан; репродукция
произведений живописи, графики; учебные иллюстрации.
съемноразъемные аппликации.
2
3 карты города, области.
4 Видеоматериалы, презентации
5 предметы, вещи.
Контроль и оценка умений и навыков.
Контроль умений и навыков проводится в конце каждой темы. Даны вопросы и задания в
виде тестов, ребусов, кроссвордов, а также вопросы, требующие использования
дополнительного материала. В конце каждого курса проводится итоговое занятие и
викторина «Знаете ли вы свой город?». Подготовка и проведение презентаций и экскурсий
учащимися.
Содержание программы предполагает решение следующих задач:
1
знакомство с историей создания "северной столицы" и её художественного
наследия;
2 формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с
предложенными темами самостоятельно;
3
4
обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы,
поставленные учителем.
Формы организации.
Основной формой организации учебновоспитательного процесса по курсу
«История и культура СанктПетербурга» является занятие. В процессе изучения по данной
программе широко используются такие формы как:
лекции;
практические занятия
экскурсии
опыты, наблюдения
исследовательская деятельность
презентации, конкурсы
самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая);
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
При отборе и построении программы используются такие средства обучения как:
доски);
наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные
печатные (учебные пособия, рабочие тетради, книги для чтения, хрестоматии,
раздаточный материал, справочники и т.д.);
(макеты,
демонстрационные
стенды,
модели в разрезе,
модели
демонстрационные);
аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на
цифровых носителях (VideoCD, DVD, BluRay, HDDVD и т.п.);
электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы,
мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
информационнокоммуникативные технологии.
Рабочая программа
«Наш город СанктПетербург» предусматривает
использование ИКТ для обеспечения высокого качества образования при сохранении его
фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям
личностного развития ребенка.
Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:
построение наглядного и красочного урока в сочетании с большей
информативностью и интерактивностью;
воспринимает видео и аудиоинформацию;
приближение материала урока к мировосприятию ребенка, который лучше
возможность применять личностноориентированный подход к процессу
обучения;
возможность дифференциации работы с различными категориями обучающихся;
активизация познавательной деятельности;
поддержка устойчивого интереса к обучению;
формирование информационной грамотности и компетенции у обучающихся;
развитие навыков, необходимых для дальнейшей групповой, исследовательской
и проектной деятельности;
создание ситуации успеха.
При разработке уроков с использованием ИКТ учитываются возрастные особенности
учащихся. Занятия включают в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз,
использование элементов здоровьесберегающих технологий, а так же строгое дозирование
времени работы с техническими средствами в соответствии с нормами
СанПиН2.4.2.282110.
Планируемые результаты
В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, у младших
школьников будут сформированы:
Личностные
Обучающиеся научатся и приобретут:
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как
гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической
принадлежности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой;
эстетические и ценностносмысловые ориентации, создающие основу для
жизненного оптимизма,
самоуважения,
формирования позитивной самооценки,
потребности в творческом самовыражении.
Обучающиеся получат возможности для формирования:
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности личности в
поступках и деятельности;
основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим
историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности
подвигам и достижениям ее граждан;
эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев.
Метапредметные
Обучающиеся научатся:
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями
выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной
ее реализации;
форме;
проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и
регуляции своей деятельности;
выполнять учебные действия в материализованной,
гипермедийной,
громкоречевой и умственной форме.
Обучающиеся получат возможность:
уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
повысить творческую активность и самостоятельность;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая
виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
строить сообщения в устной и письменной форме;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов,
выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии.
Обучающиеся получат возможность:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
строить логические рассуждения, включающие установление причинно
следственных связей.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в
общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в
том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает
и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической
формой речи.
владеть монологической и диалогической формами речи;
Обучающиеся получат возможность:
формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при
выработке общего решения в совместной деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.
Предметные
В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:
расширение знаний о городе в работе с дополнительными источниками
информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в
исследовательской деятельности, в интервьюировании, в проведении социологических
опросов;
Приобщение к культурному наследию города других горожан, одноклассников,
родителей;
Интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам (знакам,
символам), желания «делать открытия» в привычной городской среде; Понимание уникальности, неповторимости СанктПетербурга – северного,
одновременно морского и речного города;
Уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым петербуржцам.
Учащиеся научатся:
Находить информацию о городе, памятниках наследия, петербургских
традициях, а также о различных учреждениях, необходимых для удовлетворения
жизненных потребностей горожан, для самореализации (поликлиниках, магазинах, центрах
развлечений, железнодорожных вокзалах, кассах, учебных заведениях, службе
психологической поддержки, музеях, библиотеках, театрах, концертных залах и выставках,
учебных заведениях и бирже труда) в справочниках, научнопопулярной литературе,
интернете, на карте, в периодической печати;
Работать с картой, проводить ассоциации, обобщать, ориентироваться по карте
схеме Петербурга;
Решать бытовые проблемы (вызов врача, водопроводчика, сантехника,
распределение семейного бюджета, организация досуга в выходной день и т.д.);
Извлекать информацию из городской среды, памятника наследия, музейной
экспозиции при непосредственном общении с ними, а также из семейных архивов, из
общения с родственниками, знакомыми и незнакомыми петербуржцами;
Ориентироваться по карте города и в городском пространстве;
Объяснять понятия «мой город», «мой край», «Малая Родина», «культура»,
«городская среда», «город – феномен культуры», «облик города», «образ города» и
использовать эти понятия.
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и
учебные пособия:
1 Ермолаева Л.К.. Лебедева И.М. Чудесный город: Петербургская тетрадь. СПб.: АО
"Норинт",1996 г.
2 Дмитриева Е.В. СанктПетербург. Выпуск первый: Пособие по истории города с
вопросами и заданиями.СПб.: Учитель и ученик: КОРОНА принт, 2003 г.
3 Никонова Е.А. Первые прогулки по Петербургу. Учебное пособие. СПб.: ИД
"Паритет",2005 г.
4 Дмитриева Е.В. СанктПетербург: Программнометодические материалы. СПб.
КОРОНА принт, 2004 г.
5 Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Прогулки по Петербургу. Вып. 2. Здесь будет
город… СПб.: Химия, 1996 г.
6 Ефимовский Е.С. Петербург в загадках. СПб.: ЗАО " Норинт", 2004г.
7 Наглядные пособия. К техническим средствам обучения относятся:
1 DVD плеер, магнитофон, телевизор, компьютер
2
видеофильм "СанктПетербург" 3
видеоэкскурсия "СанктПетербург и пригороды".
Требования к уровню подготовки учащихся.
грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в
программе;
перечислять петербургские музеи, в коллекциях которых хранятся подлинные памятники
всемирного культурного;
называть конкретные экспонаты и городские объекты (соответственно программе);
узнавать их по изображению;
рассказывать о них как памятниках культурного наследия мира и Петербурга (в
соответствии с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем); объяснять их
историкокультурную значимость;
перечислять петербургские традиции, «пришедшие» в современную жизнь из далекого
прошлого (соответственно программе);
рассказывать о них как об уникальных традициях всемирного и петербургского
культурного наследия (в соответствии с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной
учителем);
называть фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия;
соотносить фамилию и конкретный памятник;
рассказывать о вкладе конкретного человека в формирование петербургского наследия;
разъяснять причины появления подлинных и стилизованных памятников, а также
причины их сохранения.
Календарно – тематическое планирование.
«Наш город – Санкт – Петербург».
4 «Б» класс (1 ч в нед./34 ч в год).
№ п/п
Тема урока
12
34
56
7
8
Петербург в начале 19 века
Пушкинский Петербург
Дворцы и особняки на рубеже 1819 веков
Доходные дома. Эклектика.
Петербург на рубеже 1920 веков.
Количество
часов
Дата
2ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч
1 ч
01.09.16
08.09.16
15.09.16
22.09.16
29.09.16
06.10.16
13.10.16
20.10.16 910
11
1213
14
1516
17
1819
20
21
2223
24
25
2627
2829
3031
3233
Стиль модерн.
Городская жизнь в 1819 веках
Транспорт в СанктПетербурге 1819
веков
Петербург – военная столица
Чему и как учили детей в Петербурге
19 века
Пригороды СанктПетербурга
Стрельна
Петергоф
Большой дворец и фонтаны Петергофа
Ломоносов (Ораниенбаум)
Пушкин (Царское село)
Павловск
Гатчина
Архитектура Петрограда Ленинграда.
Конструктивизм
Ленинград городгерой
Итоговое занятие (вопросы и задания)
Проект «Мой родной город»
Обобщающее занятие «Наш город»
34
«Замечательный город»
2 ч.
1 ч
2 ч.
1 ч
2 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч
1 ч.
2 ч.
1 ч
1 ч
2 ч.
2ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
27.10.16
10.11.16
17.11.16
24.11.16
01.12.16
08.12.16
15.12.16
22.12.16
12.01.17
19.01.17
26.01.17
02.02.17
19.02.17
16.02.17
02.03.17
09.03.17
16.03.17
23.03.17
06.04.17
13.04.17
20.04.17
27.04.17
04.05.17
11.05.17
18.05.17
25.05.17
Рабочая программа внеурочной деятельности "Наш город - Санкт-Петербург" (4 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Наш город - Санкт-Петербург" (4 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Наш город - Санкт-Петербург" (4 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Наш город - Санкт-Петербург" (4 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Наш город - Санкт-Петербург" (4 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Наш город - Санкт-Петербург" (4 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Наш город - Санкт-Петербург" (4 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Наш город - Санкт-Петербург" (4 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Наш город - Санкт-Петербург" (4 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Наш город - Санкт-Петербург" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.