Рабочая программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Информатика в играх и задачах» в 1-4 классах
Оценка 4.9

Рабочая программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Информатика в играх и задачах» в 1-4 классах

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
информатика
1 кл—4 кл
04.06.2017
Рабочая программа  внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Информатика в играх и задачах» в 1-4 классах
Рабочая программа курса «Информатика в играх и задачах» для 1-4 класса четырёхлетней начальной школы составлена на основе авторской программы А.В. Горячева «ИНФОРМАТИКА И ИКТ (ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ)» (для четырёхлетней начальной школы), М.:Баласс, 2016г. Изучение программы проходит в 1-4 общеобразовательных классах в рамках внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление), в основе реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Реализация программы обеспечена УМК:  Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика (Информатика в играх и задачах)1-4 класс. Учебник-тетрадь в 2-х частях.-М. : Баласс; Школьный дом. 2016 год.  Горячев А.В. Методическое пособие для учителя. 1-4 класс..-М.: Баласс; Школьный дом. 2016 год.
Мартынова М. А. Программа информатика 1-4_кл.docx
Республика Карелия Прионежский муниципальный район МОУ Шуйская средняя общеобразовательная школа № 1                 Рабочая программа  внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Информатика в играх и задачах» в 1­4 классах                                                                                           Составитель программы: учитель информатики высшей категории Мартынова Маргарита Анатольевна Шуя, 2017 2 Оглавление I.Пояснительная записка...................................................................................................................4 II. Общая характеристика курса......................................................................................................4 III.Описание места учебного курса в учебном плане.....................................................................6 IV.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета........................................6 1.Технологический компонент.................................................................................................6 2.Логико­алгоритмический компонент....................................................................................6 V.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса...............7 Личностные результаты................................................................................................................7 Метапредметные результаты........................................................................................................7 Предметные результаты................................................................................................................7 VI.Содержание учебного курса........................................................................................................8 VII.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности  обучающихся..........................................................................................................................................10  VIII. Материально­техническое обеспечение образовательного процесса................................17 1. Технические средства обучения.............................................................................................17 Компьютер;..................................................................................................................................17 Проектор;.....................................................................................................................................17 Принтер;.......................................................................................................................................17 Сканер...........................................................................................................................................17 Интерактивная доска;.................................................................................................................17 Персональные компьютеры в компьютерном классе................................................................17 2. Программные средства:..........................................................................................................17 Операционная система Windows XP;.........................................................................................17 Электронное пособие, содержащее учебные задания для учащихся разработанное авторами программы;.........................................................................................................................................17 3. Электронное пособие авторов программы............................................................................17 «Игры и задачи, 1­4 классы – 1С: Образование. Дом».............................................................17 CD: «Мир информатики» 1­й год обучения. Кирилл и Мефодий...........................................17 CD: «Мир информатики» 2­й год обучения. Кирилл и Мефодий...........................................17 4. Программные документы........................................................................................................18 I. Пояснительная записка Рабочая программа курса «Информатика в играх и задачах» для 1­4 класса четырёхлетней начальной школы  составлена на основе авторской программы А.В. Горячева «ИНФОРМАТИКА И   ИКТ   (ИНФОРМАЦИОННЫЕ     И   КОММУНИКАЦИОННЫЕ   ТЕХНОЛОГИИ)»   (для четырёхлетней начальной школы), М.:Баласс, 2016г.  Изучение программы проходит в 1­4 общеобразовательных классах  в рамках внеурочной деятельности   (общеинтеллектуальное   направление),   в   основе   реализации   Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  Реализация программы обеспечена УМК:  Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика (Информатика в играх и задачах)1­4 класс. Учебник­тетрадь   в 2­х частях.­М. : Баласс; Школьный дом. 2016 год.  Горячев   А.В.   Методическое   пособие   для   учителя.   1­4   класс..­М.:   Баласс; Школьный дом. 2016 год. Цель   программы   ­  дать   учащимся   инвариантные   фундаментальные   знания   в   областях, связанных   с   информатикой,   которые   вследствие   непрерывного   обновления   и   изменения   в аппаратных   средствах   выходят   на   первое   место   в   формировании   научного   информационно­ технологического общества. Задачи: потенциала      ­ развить умение проведения анализа действительности для построения информационной модели и ее изображения с помощью какого­либо системно­информационного языка; ­ расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой; ­   развитие   у   учащихся   навыков   решения   логических   задач  и   ознакомление   с   общими приемами решения задач. К  основным  результатам   изучения   курса  информатики  в  начальной   общеобразовательной II. Общая характеристика курса школе относятся:      освоение   учащимися   системы   базовых   знаний,   отражающих   вклад   информатики   в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах; овладение   умениями   применять,   анализировать,   преобразовывать   информационные модели   реальных   объектов   и   процессов,   используя   при   этом   информационные   и коммуникационные   технологии,   в   том   числе   при   изучении   других   школьных дисциплин; развитие   познавательных   интересов,   интеллектуальных   и   творческих   способностей путём   освоения   и   использования   методов   информатики   при   изучении   различных учебных предметов; воспитание   ответственного   отношения   к   соблюдению   этических   и   правовых   норм информационной деятельности; приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности. Особое значение пропедевтического изучения  информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения   развитого   логического   и   алгоритмического   мышления.   С   другой   стороны, использование   информационных   и   коммуникационных   технологий   в   начальном   образовании является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность. В курсе информатики  для начальной школы сконцентрировано внимание на развитии логического   и   алгоритмического   мышления   школьников   и   на   освоении   ими   практики работы на компьютере. Уроки  развития логического и алгоритмического мышления школьников:   не требуют обязательного наличия компьютеров, проводятся по учебникам ­ тетрадям; проводятся преимущественно учителем начальной школы или учителем информатики, что   создаёт   предпосылки   для   переноса   освоенных   умственных   действий   на   изучение других предметов, а в последующем помогает реализации принципа преемственности и последовательности изучения курса.  Логико­алгоритмический   компонент  в   начальной   школе   предназначен   для   развития логического,   алгоритмического   и   системного   мышления,   создания   предпосылок   успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой,   которые   вследствие   непрерывного   обновления   и   изменения   в   аппаратных   и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно­ технологического потенциала общества. Цели курса:  создание благоприятных условий для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися знаний и умений в области информатики.  Задачи курса: 1) развить   у   школьников   навыки   решения   задач   с   применением   таких   подходов   к решению,   которые   наиболее   типичны   и   распространены   в   областях   деятельности, традиционно относящихся к информатике:  применение   формальной   логики   при   решении   задач   –   построение   выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»;    алгоритмический   подход   к   решению   задач   –   умение   планировать последовательность действий для достижения какой­либо цели, а также решать широкий класс   задач,   для   которых   ответом   является   не   число   или   утверждение,   а   описание последовательности действий; системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более   простых   составных   частей,   каждая   из   которых   выполняет   свою   роль   для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы; объектно­ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»; 2) расширить кругозор в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с   графами,   комбинаторными   задачами,   логическими   играми   с   выигрышной   стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению   простейших   типовых   задач,   включаемых   в   контрольный   материал,   т.   е.   акцент делается на развитии умения приложения даже самых скромных знаний; 3) создать   у   учеников   навыки   решения   логических   задач   и   ознакомление   с   общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.). Говоря об общеобразовательной ценности курса информатики, предполагается, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода 5 не   только   помогает   автоматизации   действий   (всё,   что   формализовано,   может   быть компьютеризовано), но и служит самому человеку для повышении ясности мышления в своей предметной области. В курсе выделяются следующие разделы:     описание объектов – атрибуты, структуры, классы; описание поведения объектов – процессы и алгоритмы; описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода; применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач. III. Описание места учебного курса в учебном плане        Рабочая  программа внеурочной деятельности  предполагает следующие сроки изучения  материала: 1 класс­34 часа в год, 1 час в неделю; 2 класс­35 часа в год, 1 час в неделю; 3 класс­35 часа в год, 1 час в неделю; 4 класс­35 часа в год, 1 час в неделю; IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Технологический компонент 1. Обучение   творческому   применению   осваиваемых   информационных   и   коммуникационных технологий   позволяет   развивать   широкие   познавательные   интересы   и   инициативу   учащихся, стремление   к   творчеству,   отношение   к   труду   и   творчеству   как   к   состоянию   нормального человеческого существования, ощущение доступности обновления своих компетенций. Заложенный   в   основу   изучения   новых   технологий   выбор   из   предлагаемых   жизненных ситуаций или возможность придумывать свою тематику жизненных ситуаций, завершающиеся созданием   творческих   работ   с   применением   изучаемой   технологии   позволяет   ориентировать учащихся на формирование: основ гражданской идентичности на базе чувства сопричастности и гордости за свою  Родину, народ и историю, ценностей семьи и общества и их уважение, чувства прекрасного и эстетических чувств, способности к организации своей учебной деятельности, самоуважения и эмоционально­положительного отношения к себе, целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к сотрудничеству и помощи тем, кто в ней нуждается.       Логико­алгоритмический компонент 2. Развитие   логического,   алгоритмического   и   системного   мышления,   создание   предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально­положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества. Ориентация курса на осознание множественности моделей окружающей действительности позволяет формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение. 6 V. Личностные, метапредметные и предметные результаты  освоения учебного курса Личностные результаты К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как  инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести: критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;  уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других  людей; осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными  ситуациями; начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий,  связанных с информационными и коммуникационными технологиями.       Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия: планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Познавательные универсальные учебные действия:  моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где  выделены существенные характеристики объекта (пространственно­графическая или  знаково­символическая); анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с  восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие; установление причинно­следственных связей; построение логической цепи рассуждений.       Коммуникативные универсальные учебные действия:    аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении  признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого  иметь свою.    Предметные результаты 1­й класс В результате изучения материала учащиеся научаться: находить лишний предмет в группе однородных; давать название группе однородных предметов; находить   предметы   с   одинаковым   значением   признака   (цвет,   форма,   размер, количество элементов и т. д.); находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака; называть последовательность простых знакомых действий; находить пропущенное действие в знакомой последовательности; отличать заведомо ложные фразы; называть противоположные по смыслу слова.      7 2­й класс В результате изучения материала учащиеся научаться: предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных; выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам; разбивать   предложенное   множество   фигур   (рисунков)   на   два   подмножества   по значениям разных признаков; находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков; приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках; точно выполнять действия под диктовку учителя; отличать   высказывания   от   других   предложений,   приводить   примеры   высказываний, определять истинные и ложные высказывания. 3­й класс В результате изучения материала учащиеся научаться:        находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов); называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса; понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок­схем; выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии; изображать графы; выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.              4­й класс В результате изучения материала учащиеся научаться: определять составные части предметов, а также состав этих составных частей; описывать   местонахождение   предмета,   перечисляя   объекты,   в   состав   которых   он входит (по аналогии с почтовым адресом); заполнять   таблицу   признаков   для   предметов   из   одного   класса   (в   каждой   ячейке таблицы   записывается   значение   одного   из   нескольких   признаков   у   одного   из нескольких предметов); выполнять   алгоритмы   с   ветвлениями;   с   повторениями;   с   параметрами;   обратные заданному; изображать множества с разным взаимным расположением; записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …». VI. Содержание учебного курса 1 класс (34ч) – 2­й класс (35 ч) План действий и его описание Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение  последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в  последовательности действий. Отличительные признаки предметов 8 Выделение признаков предметов. Узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух  или более предметов. Разделение предметов на группы в соответствии с указанными признаками. Логические модели Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на  простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Построение отрицания  простых высказываний. Приемы построения и описание моделей Кодирование. Простые игры с выигрышной стратегией. Поиск закономерностей. 3­й класс (35 ч) Алгоритм  Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок­ схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в  алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы. Группы (классы) объектов  Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие  названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием.  Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в  группе. Имена объектов. Логические рассуждения  Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами  (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах.  Деревья. Модели в информатике Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на  закономерности. Аналогичные закономерности. Алгоритм Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение, указанное число раз, до  выполнения заданного условия, для перечисленных параметров. 4­й класс (35 ч) Объекты  Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема («дерево») состава. Адреса объектов.  Адреса компонент составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его  компонент. Относительные адреса в составных объектах. Логические рассуждения  Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие  заданным критериям. Правила вывода «если – то». Цепочки правил вывода. Простейшие «и­или» графы. Модели в информатике Приемы фантазирования («наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав  объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых  приемов фантазирования к материалам предыдущих разделов (к алгоритмам, объектам и др.) 9 VII. Тематическое планирование  с определением основных видов учебной деятельности обучающихся  Тема Основные виды учебной деятельности учащихся 1­й класс Номе р урока Отличительные признаки и составные части предметов (9 часов) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Цвет предметов Форма предметов Размер предметов  Название предметов  Признаки предметов  Состав предметов  Контрольная работа по  теме: «Отличительные  признаки предметов» Разбор контрольной  работы Повторение Выделение признаков предметов, узнавание предметов  по заданным признакам. Сравнение двух или более  предметов. Разбиение предметов на группы по  заданным признакам. Определять значение признака (цвет, форма, размер,  количество элементов и т. д.); находить предметы с  одинаковым значением признака; выявлять  закономерности в расположении фигур по значению  одного признака. Определять и называть составные части предметов,  группировать предметы по составным частям. Определять и называть действия предметов, группировать предметы  по действиям. Описывать предметы через их признаки, составные части,  действия. Давать название группе однородных предметов;  находить лишний предмет в группе однородных; называть  отличительные признаки предметов в группе с общим  названием; сравнивать группы предметов по количеству;  ставить в соответствие предметы из  одной группы  предметам из другой группы. План действий и его описание (7 часов) Последовательность действий.  Последовательность  состояний в природе. Выполнение последовательности  действий. Составление линейных планов действий.  Поиск ошибок в последовательности действий. Определять последовательность событий. Называть последовательность простых знакомых  действий;  находить пропущенное действие в знакомой  последовательности. 10. Понятия «равно», « не  равно»  11. Отношения «больше» и  меньше» 12. Понятия «вверх», «вниз»,   «вправо», «влево» 13. Действия предметов 14. Последовательность  событий  15. Порядок действий Контрольная работа по  теме: «План действий и его описание» Разбор контрольной  работы  16. 17. Повторение  18. Цифры  Приемы построения и описание моделей (11 часов) Кодирование.   Простые   игры   с   выигрышной стратегией. Поиск закономерностей. 10 закономерность   и Находить  пары   предметов   с   аналогичным   составом, действиями, признаками.  Находить  пропущенные элементы цепочки или таблицы. Располагать  предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной. Находить  закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию,  закономерности.  восстанавливать 19. Возрастание, убывание  20. Множество и его  элементы  21. Способы задания  множеств  22. Сравнение множеств  23. Отображение множеств  24. Кодирование  25. Симметрия фигур  26. Контрольная работа по  теме: «Приемы построения и описание моделей» Разбор контрольной  работы  27. 28. Повторение пройденного  материала Логические рассуждения (7 часов) 29. Отрицание  30. Понятия «истина и  «ложь»  31. Понятие «дерево»  32. 33. 34. Графы  Комбинаторика  Контрольная работа по  теме: Логические модели Разбор контрольной  работы  Логические задачи 35. Повторение пройденного  материала Истинность и ложность высказываний. Логические  рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших  графах, подсчет вариантов. Высказывания и  множества. Построение отрицания простых  высказываний. Отличать заведомо ложные фразы; называть  противоположные по смыслу слова. Оценивать  простые   высказывания   как   истинные   или ложные. Находить на схеме в виде дерева предметы по нескольким свойствам. Изображать простые ситуации на схеме в виде графов. Определять  количество   сочетаний   из   небольшого   числа предметов. Номер урока Тема Основные виды учебной деятельности учащихся 2­й класс Отличительные признаки и составные части предметов (9 часов) 1. 2. 3. 4. Признаки предметов Описание предметов Состав предметов Действия предметов Выделение признаков предметов, узнавание предметов по   заданным   признакам.   Сравнение   двух   или   более предметов.   Разбиение   предметов   на   группы   по заданным признакам. Составные части предметов. Описывать  признаки предметов; сравнивать предметы по их   признакам,  группировать  предметы   по   разным признакам;  находить  закономерности   в   расположении 11 фигур по значению двух признаков. Описывать предметы через их признаки, составные части, действия. Предлагать  несколько   вариантов   лишнего   предмета   в группе однородных; выделять  группы   однородных   предметов   среди разнородных   по   разным   основаниям   и  давать  названия этим группам, ставить в соответствие предметы из  одной группы предметам из другой группы. Находить объединение и пересечение наборов предметов. 5. 6. 7. 8. 9. Симметрия Координатная сетка Повторение по теме «План действий». Контрольная  работа  Анализ контрольной  работы. Работа над  ошибками Повторение пройденного  материала План действий и его описание (7 часов) Последовательность   действий.   Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий.   Составление   линейных   планов   действий. Поиск   ошибок   в   последовательности   действий. Знакомство   со   способами   записи   алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах. Определять  результат   действия,  определять  действие, которое   привело   к   данному   результату.  Определять действие, обратное заданному. Приводить  примеры   последовательности   событий   и действий в быту, в сказках. Составлять  алгоритм,  выполнять  действия по алгоритму. Составлять алгоритмы с ветвлениями 10. Действия предметов 11. Обратные действия 12. Последовательность  событий 13. Алгоритм 14. Ветвление 15. Повторение. Контрольная  работа по теме  «Отличительные признаки  предметов»  16. Повторение. Анализ  контрольной работы.  Работа над ошибками Отличительные признаки и составные части предметов (11 часов) 17. Множество. Элементы  множества 18. Способы задания  множеств 19. Сравнение множеств 20. Отображение множеств 21. Кодирование 22. Вложение множеств 23. Пересечение множеств 24. Объединение множеств 25. Повторение. Контрольная  работа по теме  «Множества»  Выделение признаков предметов, узнавание предметов по   заданным   признакам.   Сравнение   двух   или   более предметов.   Разбиение   предметов   на   группы   по заданным признакам. Составные части предметов. Описывать  признаки предметов; сравнивать предметы по их   признакам,  группировать  предметы   по   разным признакам;  находить  закономерности   в   расположении фигур по значению двух признаков. Описывать предметы через их признаки, составные части, действия. Предлагать  несколько   вариантов   лишнего   предмета   в группе однородных; группы   однородных   предметов   среди выделять  разнородных   по   разным   основаниям   и  давать  названия этим группам, ставить в соответствие предметы из  одной группы предметам из другой группы. Находить объединение и пересечение наборов предметов. 12 26. Анализ контрольной  работы. Работа над  ошибками 27. Повторение по теме  «Множества» Логические рассуждения (8 часов) 28. Высказывание. Понятие  Истина и Ложь 29. Отрицание 30. Высказывания со связками и, или Графы. Деревья.  31. 32. Комбинаторика.  Повторение 33. Контрольная работа 34. Анализ контрольной  работы.  35. Повторение пройденного  материала Истинность и ложность высказываний. Логические  рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших  графах, подсчет вариантов. Высказывания и  множества. Вложенные множества. Построение  отрицания высказываний. Отличать высказывания от других предложений,  приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания. Строить высказывания, по смыслу отрицающие заданные.  Строить высказывания с использованием связок «И»,  «ИЛИ». Отображать предложенную ситуацию с помощью графов. Определять количество сочетаний из небольшого числа  предметов. Находить выигрышную стратегию в некоторых играх. Номер урока Тема 3­й класс Основные виды учебной деятельности учащихся Алгоритмы (9 часов) запись. Алгоритм как план действий, приводящих к заданной   Формы   записи   алгоритмов:   блок­схема, цели. построчная     Выполнение   алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы. Определять   Определять правильный   порядок   выполнения   шагов.  Выполнять простые   алгоритмы   и   составлять   свои   по   аналогии. Находить  и  исправлять  ошибки   в   алгоритмах. Выполнять,  составлять  и  записывать  в   виде   схем алгоритмы   с   ветвлениями   и   циклами.  Формулировать условия ветвления и условия выхода из цикла. этапы   (шаги)   действия. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Вводный   урок.   Алгоритм (делай – раз, делай два). Схема   алгоритма   (стрелки вместо номеров). Ветвление   в   алгоритме (стрелка   «да»   или   стрелка «нет». Цикл в  алгоритме  (повтори еще раз). Алгоритмы с ветвлениями и циклами. Подготовка   к   контрольной работе. Контрольная работа № 1. Итоги   работы.   Работа   над ошибками. Повторение пройденного. Группы (классы) объектов 10. Состав и действия объекта  (Из   чего   состоит?   Что умеет?) Общие   названия   и   отдельные   объекты.   Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного   отдельного   объекта.   Состав   и   действия 13 11. Группа   объектов.   Общее название   (Что   такое?   Кто такой?) 12. Общие   свойства   объектов группы (Что у любого есть? любой   умеет?). Что   Особенные свойства объектов   подгруппы   (Что еще есть? Что еще умеют?)   13. Единичное   имя   объекта (Имя   для   всех.   Имя   для каждого).   Отличительные признаки   объектов   (Чем отличаются?) 14. Подготовка   к   контрольной работе. 15. Контрольная работа № 2 16. Итоги   работы.   Работа   над ошибками. объектов с одним общим названием. Отличительные признаки.   Значения   отличительных   признаков (атрибутов)   у   разных   объектов   в   группе.   Имена объектов. Описывать  предмет   (существо,   явление),   называя   его составные части и действия. Находить общее в составных частях и действиях у всех предметов   из   одного   класса   (группы   однородных предметов). Именовать  группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп. Определять общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса, записывать значения этих признаков в виде таблицы. Описывать особенные свойства предметов из подгруппы. Логические рассуждения (10 часов) Высказывания со словами «все», «не все», «никакие».  Отношения между совокупностями (множествами): объединение, пересечение, вложенность. Графы и их  табличное описание. Пути в графах. Деревья. Определять принадлежность элементов заданной  совокупности (множеству) и части совокупности  (подмножеству). Определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств). Отличать высказывания от других предложений,  приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания. Строить высказывания, с  использованием связок «И», «ИЛИ», «НЕ». Определять  истинность составных высказываний. Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами. 17. Множество.     Число множества. элементов (Остров для множества).  Подмножество. (На   острове   –   страна,   в стране  ­ город).   18. Элементы,   не принадлежащие   множеству. Пересечение   множеств. (Слова   «не»,   «и»,  «или»   на карте множеств). 19. Пересечение   и   объединение множеств (Слова «не», «и», «или» на карте множеств). 20. Истинность   высказывания. Отрицание.   Истинность высказывания   со   словом «НЕ» («Да» или «нет») 21. Истинность высказывания со 22. 23.   (Какие словами «И», «ИЛИ» Граф.   Вершины   и   ребра графа точки соединить?) Граф   с   направленными ребрами   (Когда   помогут стрелки?)   24. Подготовка   к   контрольной работе. 25. Контрольная работа № 3. 14 26. Итоги работы. Работа над  ошибками. Применение моделей (схем) для решения задач (9 часов) 28. 29. Аналогичная Закономерность. (По какому правилу?) 27. Аналогия (На что похоже?) Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные  Находить  пары   предметов   с   аналогичным   составом, действиями, признаками.  Находить  пропущенные элементы цепочки или таблицы. Располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной. Находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию,  закономерности. закономерность   (Такое   же или похожее правило) 31. Подготовка   к   контрольной закономерность   и  восстанавливать 30. Аналогичная закономерность. работе 32. Контрольная работа № 4 33. Итоги   работ.   Работа   над ошибками 34. Выигрышная стратегия (Кто выигрывает?) 35. Повторение пройденного. Номер урока Тема 4­й класс Основные виды учебной деятельности учащихся Алгоритмы (9 часов) Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы:   повторение   указанное   число   раз;   до выполнения   заданного   условия;   для   перечисленных параметров. вложенные   алгоритмы. Составлять  и  записывать  Выполнять,  составлять  алгоритмы   с   ветвлениями   и циклами и  записывать  их в виде схем и в построчной записи с отступами. Выполнять и составлять алгоритмы с параметрами. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Ветвление в построчной  записи алгоритма (команда  «Если ­ то») Ветвление в построчной  записи алгоритма (команда  «Если ­ то ­ иначе») Цикл в построчной записи  алгоритма (команда  «Повторяй») Алгоритм с параметрами  («Слова­актеры») Пошаговая запись  результатов выполнения  алгоритма («Выполняй и  записывай») Подготовка к контрольной  работе по теме  «Алгоритмы» Контрольная работа по теме «Алгоритмы» Анализ контрольной работы. Работа над ошибками Повторение 15 Группы (классы) объектов (8 часов)   состава.   Адреса   объектов. Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево)   Адреса компонентов   составных   объектов.   Связь   между составом   сложного   объекта   и   адресами   его компонентов.   Относительные   адреса   в   составных объектах. Определять составные части предметов, а также состав этих составных частей, составлять схему состава (в том числе многоуровневую). Описывать  местонахождение   предмета,   перечисляя объекты,   в   состав   которых   он   входит   (по   аналогии   с почтовым адресом). Записывать  признаки   и   действия   всего   предмета   или существа и его частей на схеме состава.  Заполнять  таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов). 10. Общие свойства и отличительные признаки группы объектов («Что такое? Кто такой?») 11. Схема состава объекта.  Адрес составной части («В  доме ­ дверь, в двери ­  замок») 12. Массив объектов на схеме  состава («Веток ­ много,  ствол ­ один») 13. Признаки и действия  объекта и его составных  частей («Сам с вершок,  голова с горшок») 14. Подготовка к контрольной  работе по теме «Объекты» 15. Контрольная работа по  теме: «Объекты» 16. Анализ работы. Работа над  ошибками 17. Повторение Логические рассуждения (10 часов) в     Пути     операций. Связь операций над совокупностями (множествами)и логических графах, удовлетворяющие   заданным   критериям.   Правила вывода   «если   …,   то   …».   Цепочки   правил   вывода. Простейшие графы «и – или». Изображать  на   схеме   совокупности   (множества)   с разным   взаимным   расположением:   вложенность, объединение, пересечение. Определять истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ». Строить  графы   по   словесному   описанию   отношений между предметами или существами. Строить и описывать пути в графах. Выделять  часть   рёбер   графа   по   высказыванию   со словами «НЕ», «И», «ИЛИ». 18. Множество. Подмножество.  Пересечение множеств  («Расселяем множества») 19. Истинность высказываний со словами «не», «и», «или»  (слова «не», «и», «или») 20. Описание отношений между  объектами с помощью  графов («Строим графы») 21. Пути в графах  («Путешествие по графу») 22. Высказывание со словами  «не», «и», «или» и вы­ деление подграфов.  «Разбираем граф на части» 23. Правило «Если ­то» 24. Схема рассуждений  («Делаем выводы») 25. Подготовка к контрольной  работе по теме «Логические  рассуждения» 26. Контрольная работа по теме 16 «Логические рассуждения» 27. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками Группы (классы) объектов (8 часов)   состава.   Адреса   объектов. Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево)   Адреса компонентов   составных   объектов.   Связь   между составом   сложного   объекта   и   адресами   его компонентов.   Относительные   адреса   в   составных объектах. Определять составные части предметов, а также состав этих составных частей, составлять схему состава (в том числе многоуровневую). Описывать  местонахождение   предмета,   перечисляя объекты,   в   состав   которых   он   входит   (по   аналогии   с почтовым адресом). Записывать  признаки   и   действия   всего   предмета   или существа и его частей на схеме состава.  Заполнять  таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов). 28. Составные части объектов.  Объекты с необычным  составом 29. Действия объектов.  Объекты с необычным  составом и действиями  («Что стучит и что щеко­ чет?») 30. Признаки объектов.  Объекты с необычными при­ знаками и действиями («У  кого дом вкуснее?») 31. Объекты, выполняющие  обратные действия. Алго­ ритм обратного действия  («Все наоборот») 32. Подготовка к контрольной  работе по теме «Модели в  информатике» 33. Контрольная работа по теме «Модели в информатике» 34. Анализ контрольной работы. Повторение 35. Повторение пройденного  материала                  VIII. Материально­техническое обеспечение образовательного процесса 1. Технические средства обучения  Компьютер;   Проектор;   Принтер;   Сканер   Интерактивная доска;   Персональные компьютеры в компьютерном классе. 2. Программные средства:   Операционная система Windows XP;  Электронное пособие, содержащее учебные задания для учащихся разработанное  авторами программы;  3. Электронное пособие авторов программы «Игры и задачи, 1­4 классы – 1С: Образование. Дом»    CD: «Мир информатики» 1­й год обучения. Кирилл и Мефодий.   CD: «Мир информатики» 2­й год обучения. Кирилл и Мефодий. 17 4. Программные  документы    Стандарт начального общего образования второго поколения; Программа ОС Школа 2100 по информатике 1 ­ 4 классы. Учебный план внеурочной деятельности  5. Учебно­методическая литература:  Образовательная система «Школа 2100»: сборник программ М.: Баллас, 2012.  А.В.Горячев,   Т.О.Волкова,   К.И.Горина,   «Информатика   в   играх   и   задачах».   1­4 классы. Методические рекомендации для учителя», Москва «Баласс».2012г.  А.В.Горячев и др. Учебник­тетрадь «Информатика в играх и задачах» 1­4 классы. Москва «Баласс». 2014 г. 18

Рабочая программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Информатика в играх и задачах» в 1-4 классах

Рабочая программа  внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Информатика в играх и задачах» в 1-4 классах

Рабочая программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Информатика в играх и задачах» в 1-4 классах

Рабочая программа  внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Информатика в играх и задачах» в 1-4 классах

Рабочая программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Информатика в играх и задачах» в 1-4 классах

Рабочая программа  внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Информатика в играх и задачах» в 1-4 классах

Рабочая программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Информатика в играх и задачах» в 1-4 классах

Рабочая программа  внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Информатика в играх и задачах» в 1-4 классах

Рабочая программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Информатика в играх и задачах» в 1-4 классах

Рабочая программа  внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Информатика в играх и задачах» в 1-4 классах

Рабочая программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Информатика в играх и задачах» в 1-4 классах

Рабочая программа  внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Информатика в играх и задачах» в 1-4 классах

Рабочая программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Информатика в играх и задачах» в 1-4 классах

Рабочая программа  внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Информатика в играх и задачах» в 1-4 классах

Рабочая программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Информатика в играх и задачах» в 1-4 классах

Рабочая программа  внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Информатика в играх и задачах» в 1-4 классах

Рабочая программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Информатика в играх и задачах» в 1-4 классах

Рабочая программа  внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Информатика в играх и задачах» в 1-4 классах

Рабочая программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Информатика в играх и задачах» в 1-4 классах

Рабочая программа  внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Информатика в играх и задачах» в 1-4 классах

Рабочая программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Информатика в играх и задачах» в 1-4 классах

Рабочая программа  внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Информатика в играх и задачах» в 1-4 классах

Рабочая программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Информатика в играх и задачах» в 1-4 классах

Рабочая программа  внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Информатика в играх и задачах» в 1-4 классах

Рабочая программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Информатика в играх и задачах» в 1-4 классах

Рабочая программа  внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Информатика в играх и задачах» в 1-4 классах

Рабочая программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Информатика в играх и задачах» в 1-4 классах

Рабочая программа  внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Информатика в играх и задачах» в 1-4 классах

Рабочая программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Информатика в играх и задачах» в 1-4 классах

Рабочая программа  внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Информатика в играх и задачах» в 1-4 классах

Рабочая программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Информатика в играх и задачах» в 1-4 классах

Рабочая программа  внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Информатика в играх и задачах» в 1-4 классах

Рабочая программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Информатика в играх и задачах» в 1-4 классах

Рабочая программа  внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Информатика в играх и задачах» в 1-4 классах

Рабочая программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Информатика в играх и задачах» в 1-4 классах

Рабочая программа  внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Информатика в играх и задачах» в 1-4 классах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2017