ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Оценка 4.7

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
информатика
1 кл—4 кл
08.06.2022
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Статья посвящена вопросам использования информационно-коммуникативных технологий в исследовательской деятельности младших школьников.
6. Исп.инф.-комм..docx

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Л.П.Каплина, МБОУ Новомеловатская СОШ

Аннотация.

Статья посвящена вопросам использования информационно-коммуникативных технологий в исследовательской деятельности младших школьников.

Автор формулирует определение и раскрывает цель исследовательской деятельности, этапы ее формирования в начальной школе. Выделяет и описывает виды и этапы исследования.

Особое внимание уделяет преимуществам использования информационно-коммуникативных технологий в исследовательской деятельности младших школьников. Знакомит с основными прикладными программными продуктами, используемыми при подготовке исследовательской работы. Перечисляет основные исследовательские навыки, формируемые средствами информационно-коммуникативных технологий.

В нашем образовании происходят важные изменения. Внедрение новых стандартов является одной из ключевых линий текущего этапа модернизации образования. Стандарты задают новые ценностные и содержательные ориентиры. Они предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Цель образования в России, обеспечиваемая ФГОС второго поколения: полное и гармоничное развитие личности, интегрированной в мировую и национальную культуру, обладающую ключевыми компетентностями, способной к самореализации и ответственному поведению в современном обществе, условия которого требуют от каждого человека: умения быть самостоятельным, решать различные проблемы; умения ставить цель и добиваться её; правильно планировать и организовывать свою деятельность.

Важнейшая задача образования: подготовка ребенка к исследовательской деятельности - обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска. Цель исследовательской деятельности: формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Исследовательская деятельность обучающихся - это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся активностью, предметностью, мотивированностью, сознательностью.

Овладение исследовательской деятельностью учащихся в образовательном учреждении должно быть выстроено виде целенаправленной исследовательской работы на всех ступенях образования. В организации данной работы для учащихся начальных классов требуется учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста и их природную любознательность. Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема исследования, обеспечивающая включение в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего перспективного развития. Важно при этом ставить вместе с детьми учебные цели по овладению приемами исследования.

Формирование исследовательской деятельности по классам:

1 класс

- Формирование первоначальных представлений о деятельности исследований.

- Развитие умений ставить вопросы, предполагать, наблюдать.

- Поддержание исследовательской активности.

2 класс

- Приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя.

- Развитие умения в выборе темы, исследовании, анализе и формулировании результатов исследования.

- Поддержание познавательной активности, самостоятельности.

3-4 классы

Обогащение исследовательского опыта для дальнейшего накопления представлений об исследовательской деятельности.

Этапы исследования:

1.    Постановка проблемы.

2.    Изучение теории.

3.    Подбор методик исследования.

4.    Сбор материала, его анализ, обобщение.

5.    Научный комментарий.

6.    Собственные выводы.

Классификация исследований:

1. По теме:

- фантастические;

- экспериментальные;

- теоретические.

2. По составу учащихся:

- индивидуальные;

- групповые.

3. По месту проведения:

- урочные;

- внеурочные.

4. По времени проведения:

- долгосрочные;

- среднесрочные;

- долгосрочные

5. По проблеме:

- более глубокое освоение программного материала;

- материал, не входящий в учебную программу.

Мы живем в эпоху новых технологий, новых средств коммуникации. В настоящее время активно внедряются информационно-коммуникационные технологии в образовательный и воспитательный процесс, появляются новые виды учебной деятельности, характерные для современной информационной среды. Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования.

В настоящее время компьютеризация учебно-исследовательской деятельности является мощным средством для достижения образовательных целей. ИКТ могут быть использованы на каждом её этапе. При поиске информации ученик может обращаться к глобальной сети Интернет, для этого он получает на уроках и самостоятельно навыки поиска информации.

Компьютерная обработка данных исследования (сортировка, поиск, отбор информации) осуществляется с помощью систем управления базами данных, являются системы подготовки текстов, табличные процессоры, системы создания презентаций, графические редакторы. Оформление работ с помощью текстового редактора. Информация может быть представлена в различных формах (текст, таблица, график и т.д.), причем каждая из них предпочтительна для различных целей. Ученик самостоятельно или под руководством учителя или родителей составляет таблицы и графики с помощью табличных процессоров. Защита исследовательской работы может быть осуществлена при помощи презентации. Мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание человека. Для этого ученик учится работать в системе создания презентации. Итогом исследовательской работы учащихся начальных классов является выступление на уроках, классных часах, а также на школьной, районной научно-практической конференции или других конкурсах научно-исследовательских работ разных уровней. Первоклассники могут только собрать материал и быть помощником в создании презентаций. Большая часть работы ложится на плечи педагога и родителей. Большинство учащиеся 3-4-х классов могут уже самостоятельно создавать презентации. При этом учитель обязательно должен оказывать помощь, обратить внимание детей на содержание работы, а не только на использовании ими компьютерных эффектов.

Использование ИКТ в исследовательской деятельности позволяет: повысить мотивацию учебной деятельности; привлечь школьников к процессу активного получения и применения знаний; использовать широкую базу информационных источников; сделать работы более полными, всесторонними, наглядными и яркими; научить планированию собственной деятельности и оценке её результатов.

Формирование исследовательских навыков средствами ИКТ способствует развитию: ответственности, адаптивности, творческой активности и любознательности, информационной культуры, коммуникативных умений, направленности на саморазвитие и сотрудничество.

Литература

1.    Гладилина И.П., Гришакина О.П. Основы исследовательской деятельности школьников: Учебно-методическое пособие / И.П. Гладилина, О.П. Гришакина. - М.: ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010.

2.    Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников / Н. Долгушина // Начальная школа (Первое сентября). - 2016. - №10. - С.8.

3.    Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А.И. Савенков. - М.: Просвещение, 2016. - 434 с.


 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ

Важно при этом ставить вместе с детьми учебные цели по овладению приемами исследования

Важно при этом ставить вместе с детьми учебные цели по овладению приемами исследования

Мы живем в эпоху новых технологий, новых средств коммуникации

Мы живем в эпоху новых технологий, новых средств коммуникации

Гладилина И.П., Гришакина О.П

Гладилина И.П., Гришакина О.П
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2022