ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Л.П.Каплина, МБОУ Новомеловатская СОШ
Аннотация.
Статья посвящена вопросам использования информационно-коммуникативных технологий в исследовательской деятельности младших школьников.
Автор формулирует определение и раскрывает цель исследовательской деятельности, этапы ее формирования в начальной школе. Выделяет и описывает виды и этапы исследования.
Особое внимание уделяет преимуществам использования информационно-коммуникативных технологий в исследовательской деятельности младших школьников. Знакомит с основными прикладными программными продуктами, используемыми при подготовке исследовательской работы. Перечисляет основные исследовательские навыки, формируемые средствами информационно-коммуникативных технологий.
В нашем образовании происходят важные изменения. Внедрение новых стандартов является одной из ключевых линий текущего этапа модернизации образования. Стандарты задают новые ценностные и содержательные ориентиры. Они предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Цель образования в России, обеспечиваемая ФГОС второго поколения: полное и гармоничное развитие личности, интегрированной в мировую и национальную культуру, обладающую ключевыми компетентностями, способной к самореализации и ответственному поведению в современном обществе, условия которого требуют от каждого человека: умения быть самостоятельным, решать различные проблемы; умения ставить цель и добиваться её; правильно планировать и организовывать свою деятельность.
Важнейшая задача образования: подготовка ребенка к исследовательской деятельности - обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска. Цель исследовательской деятельности: формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Исследовательская деятельность обучающихся - это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся активностью, предметностью, мотивированностью, сознательностью.
Овладение исследовательской деятельностью учащихся в образовательном учреждении должно быть выстроено виде целенаправленной исследовательской работы на всех ступенях образования. В организации данной работы для учащихся начальных классов требуется учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста и их природную любознательность. Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема исследования, обеспечивающая включение в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего перспективного развития. Важно при этом ставить вместе с детьми учебные цели по овладению приемами исследования.
Формирование исследовательской деятельности по классам:
1 класс
- Формирование первоначальных представлений о деятельности исследований.
- Развитие умений ставить вопросы, предполагать, наблюдать.
- Поддержание исследовательской активности.
2 класс
- Приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя.
- Развитие умения в выборе темы, исследовании, анализе и формулировании результатов исследования.
- Поддержание познавательной активности, самостоятельности.
3-4 классы
Обогащение исследовательского опыта для дальнейшего накопления представлений об исследовательской деятельности.
Этапы исследования:
1. Постановка проблемы.
2. Изучение теории.
3. Подбор методик исследования.
4. Сбор материала, его анализ, обобщение.
5. Научный комментарий.
6. Собственные выводы.
Классификация исследований:
1. По теме:
- фантастические;
- экспериментальные;
- теоретические.
2. По составу учащихся:
- индивидуальные;
- групповые.
3. По месту проведения:
- урочные;
- внеурочные.
4. По времени проведения:
- долгосрочные;
- среднесрочные;
- долгосрочные
5. По проблеме:
- более глубокое освоение программного материала;
- материал, не входящий в учебную программу.
Мы живем в эпоху новых технологий, новых средств коммуникации. В настоящее время активно внедряются информационно-коммуникационные технологии в образовательный и воспитательный процесс, появляются новые виды учебной деятельности, характерные для современной информационной среды. Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В настоящее время компьютеризация учебно-исследовательской деятельности является мощным средством для достижения образовательных целей. ИКТ могут быть использованы на каждом её этапе. При поиске информации ученик может обращаться к глобальной сети Интернет, для этого он получает на уроках и самостоятельно навыки поиска информации.
Компьютерная обработка данных исследования (сортировка, поиск, отбор информации) осуществляется с помощью систем управления базами данных, являются системы подготовки текстов, табличные процессоры, системы создания презентаций, графические редакторы. Оформление работ с помощью текстового редактора. Информация может быть представлена в различных формах (текст, таблица, график и т.д.), причем каждая из них предпочтительна для различных целей. Ученик самостоятельно или под руководством учителя или родителей составляет таблицы и графики с помощью табличных процессоров. Защита исследовательской работы может быть осуществлена при помощи презентации. Мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание человека. Для этого ученик учится работать в системе создания презентации. Итогом исследовательской работы учащихся начальных классов является выступление на уроках, классных часах, а также на школьной, районной научно-практической конференции или других конкурсах научно-исследовательских работ разных уровней. Первоклассники могут только собрать материал и быть помощником в создании презентаций. Большая часть работы ложится на плечи педагога и родителей. Большинство учащиеся 3-4-х классов могут уже самостоятельно создавать презентации. При этом учитель обязательно должен оказывать помощь, обратить внимание детей на содержание работы, а не только на использовании ими компьютерных эффектов.
Использование ИКТ в исследовательской деятельности позволяет: повысить мотивацию учебной деятельности; привлечь школьников к процессу активного получения и применения знаний; использовать широкую базу информационных источников; сделать работы более полными, всесторонними, наглядными и яркими; научить планированию собственной деятельности и оценке её результатов.
Формирование исследовательских навыков средствами ИКТ способствует развитию: ответственности, адаптивности, творческой активности и любознательности, информационной культуры, коммуникативных умений, направленности на саморазвитие и сотрудничество.
Литература
1. Гладилина И.П., Гришакина О.П. Основы исследовательской деятельности школьников: Учебно-методическое пособие / И.П. Гладилина, О.П. Гришакина. - М.: ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010.
2. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников / Н. Долгушина // Начальная школа (Первое сентября). - 2016. - №10. - С.8.
3. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А.И. Савенков. - М.: Просвещение, 2016. - 434 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.