Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Оценка 4.6
Документация
docx
религиоведение
5 кл
15.03.2018
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Программа разработана на основе сборника рабочих программ « Основы духовно- нравственной культуры народов России». 4-5 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций / [А.Я. Данилюк]/ - М.: Просвещение, 2013 г.
Комплексный учебный курс «Основы духовно- нравственной культуры народов России » изучается в объёме 1 ч в неделю в 5 классе (34 часа).Комплексный учебный курс «Основы духовно- нравственной культуры народов России » изучается в объёме 1 ч в неделю в 5 классе (34 часа).
ПРОГРАММА Основы духовно-нравственной культуры 5-6 класс.docx
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Аксентисская основная школа»
РАССМОТРЕНО
На заседании М/О
Протокол №___от «____»__________2017 г.
_________________Н.В.Родионова
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель.директора по УВР Директор МБОУ «Аксентисская ОШ»
__________ А.Н.Копаёва ______________Т.А.Губанихина
«____»______________2017 г. «____»______________2017 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
Наименование: «Основы духовнонравственной культуры народов России»
Класс: 5
Учитель: Полетуева Светлана Борисовна п. Аксентис
2017 год.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Программа разработана на основе сборника рабочих программ « Основы духовно
нравственной культуры народов России». 45 класс: пособие для учителей общеобразовательных
организаций / [А.Я. Данилюк]/ М.: Просвещение, 2013 г.
Комплексный учебный курс «Основы духовно нравственной культуры народов России »
изучается в объёме 1 ч в неделю в 56 классе (34 часа).
1. Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к представителям разных
народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание
ценности человеческой жизни;
формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической
и национальной принадлежности;
развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о
нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и
свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания;
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных
ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и
договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска оптимальных средств их осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять и находить
наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие
коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок; понимать
причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных
ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно
коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных
задач;
совершенствование умений в области работы с информацией, осуществление
информационного поиска для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного
построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построение
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать
возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою
собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения
определять общую цель и пути ее достижения, умений договориться о распределении ролей
в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Предметные результаты:
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия – как основы
религиознокультурной традиции многонационального народа России;
знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании
конструктивных отношений в обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, об исторической
роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование
первоначального представления об отечественной религиознокультурной традиции как
духовной основе многонационального и многоконфессионального народа России;
освоение основополагающих понятий учебного модуля «Основы буддийской культуры»,
«Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской
культуры» «Основы светской этики»; знакомство с историей возникновения и
распространения буддийской, православной, исламской, иудейской культуры; знание и
понимание основ духовной традиции буддизма, православия, ислама, иудаизма;
формирование умений устанавливать связь между религиозной культурой и повседневным
поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и
сопоставлять их с нормами религиозной культуры; формирование личностной и
гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;
знакомство с описанием содержание священных книг, с историей, описанием и
архитектурнохудожественными особенностями священных сооружений, с историей и
традициями основных религиозных праздников;
осознание места и роли буддийской, православной, исламской, иудейской культуры в
истории России;
формирование умения проводить параллели между различными религиозными культурами
на основе понимания общечеловеческих духовных и этических ценностей;
развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения
искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование
общекультурной эрудиции; формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и повседневным
поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и
сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской
позиции по отношению к различным явлениям действительности.
2. Содержание учебного курса
Модуль «Основы буддийской культуры»
Россия — наша Родина. Культура и религия. Введение в буддийскую духовную традицию.
Будда и его учение. Буддийский священный канон Трипитака. Буддийская картина мира. Добро и
зло. Принцип ненасилия. Любовь к человеку и ценность жизни. Сострадание и милосердие.
Отношение к природе. Буддийские учители. Семья в буддийской культуре и её ценности.
Творческие работы учащихся. Обобщающий урок. Буддизм в России. Путь духовного
совершенствования. Буддийское учение о добродетелях. Буддийские символы. Буддийские
ритуалы и обряды. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм.
Буддийский календарь. Буддийские праздники. Искусство в буддийской культуре. Любовь и
уважение к Отечеству.
Модуль « Основы православной культуры»
Россия — наша Родина. Культура и религия. Человек и Бог в православии. Православная
молитва. Библия и Евангелие. Проповедь Христа. Христос и Его крест. Пасха. Православное
учение о человеке. Совесть и раскаяние. Заповеди. Милосердие и сострадание. Золотое правило
этики. Храм. Икона. Творческие работы учащихся. Подведение итогов. Как христианство пришло
на Русь. Подвиг. Заповеди блаженств. Зачем творить добро? Чудо в жизни христианина.
Православие о Божием суде. Таинство причастия. Монастырь. Отношение христиан к природе.
Христианская семья. Защита Отечества. Христианин в труде. Любовь и уважение к Отечеству
Модуль «Основы исламской культуры»
Россия — наша Родина. Колыбель ислама. Пророк Мухаммад – основатель ислама. Начало
пророчества. Чудесное путешествие пророка. Хиджра. Коран и Сунна. Вера в Аллаха.
Божественные Писания. Посланники Бога. Вера в Судный день и судьбу. Обязанности мусульман.
Поклонение Аллаху. Пост и месяц рамадан. Пожертвование во имя Всевышнего. Паломничество в
Мекку. История ислама в России. Нравственные ценности ислама. Сотворение добра. Дружба и
взаимопомощь. Семья в исламе. Родители и дети. Отношение к старшим. Традиции гостеприимства.
Ценность и польза образования. Ислам и наука. Искусство ислама. Любовь и уважение к Отечеству
Модуль «Основы иудейской культуры»
Россия — наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия.
Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля». Письменная и устная
Тора. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Евреи в Египте: от Йосефа до
Моше. Исход из Египта. Дарование Торы на горе Синай. Пророки и праведники в иудейской
культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в
иудейской традиции. Субботний ритуал. Молитвы и благословения в иудаизме. Добро и зло.
Творческие работы учащихся. Иудаизм в России. Основные принципы иудаизма. Милосердие,
забота о слабых, взаимопомощь. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев.
Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом – еврейский мир: знакомство с историей и традицией. Еврейский календарь. Еврейские праздники: их история и
традиции. Ценность семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа.
Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Любовь и уважение к Отечеству.
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
Россия — наша Родина. Культура и религия. Возникновение религий. Религии мира и их
основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Добро и зло.
Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Человек в религиозных традициях мира. Священные
сооружения. Искусство в религиозной культуре. Творческие работы учащихся. История религий в
России. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Паломничества и святыни. Праздники и
календари. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Милосердие, забота о
слабых, взаимопомощь. Семья. Долг, свобода, ответственность, труд. Любовь и уважение к
Отечеству.
Модуль «Основы светской этики»
Россия – наша Родина. Что такое светская этика. Культура и мораль. Особенности морали.
Добро и зло. Добродетель и порок. Свобода и моральный выбор человека. Моральный долг.
Справедливость. Альтруизм и эгоизм. Дружба. Что значит быть моральным. Проектная
деятельность. Род и семья – исток нравственных отношений. Нравственный поступок. Золотое
правило нравственности. Стыд, вина, извинение. Честь и достоинство. Совесть. Нравственные
идеалы. Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет. Семейные праздники. Жизнь
человека – высшая нравственная ценность. Любовь и уважение к Отечеству.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
Модуль «Основы буддийской культуры» (34 ч)
Тематическое планирование
Россия – наша Родина.
Культура и религия. Введение в буддийскую духовную традицию.
Будда и его учение.
Буддийский священный канон Трипитака.
Буддийская картина мира.
Добро и зло.
Принцип ненасилия.
Любовь к человеку и ценность жизни.
Сострадание и милосердие.
Отношение к природе.
Буддийские учители.
Семья в буддийской культуре и её ценности.
Творческие работы учащихся.
Обобщающий урок.
Буддизм в России.
Путь духовного совершенствования.
№ Час
ы
1
1
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
34
56
78
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19 20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Буддийское учение о добродетелях.
Буддийские символы.
Буддийские ритуалы и обряды.
Буддийские святыни.
Буддийские священные сооружения.
Буддийский храм.
Буддийский календарь.
Буддийские праздники.
Искусство в буддийской культуре.
Любовь и уважение к Отечеству.
Святыни буддизма, православия, ислама, иудаизма.
Основные нравственные заповеди буддизма, православия, ислама, иудаизма,
светской этики.
Российские буддийские, православные, исламские, иудейские, светские семьи.
Отношение к труду и природе в буддизме, православии, исламе, иудаизме, светской
этике.
Модуль «Основы православной культуры» (34 ч)
Тематическое планирование
Россия – наша Родина
Культура и религия
Православная молитва
Библия и Евангелие
Проповедь Христа
Христос и Его Крест
Пасха
Православное учение о человеке
Совесть и раскаяние
Заповеди
Милосердие и сострадание
Золотое правило этики
Храм
Икона
Творческие работы учащихся
Подведение итогов праздничного проекта
№ Час
ы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0
1
1
1
2
1
3
1
4
1
5
1
6
1
7
1
1
1
1
1
1
1 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
9
2
0
2
1
2
2
2
3
2
4
2
5
2
6
2
7
2
8
2
9
3
0
3
1
3
2
3
3
3
4
№ Час
ы
1
1
3
1
1
3
1
2
35
6
7
8
10
11
5
Как христианство пришло на Русь
Подвиг
Заповеди блаженств
Зачем творить добро?
Чудо в жизни христианина
Православие о Божием суде
Таинство Причастия
Монастырь
Отношение христианина к природе
Христианская семья
Защита Отечества
Христианин в труде
Любовь и уважение к Отечеству
Святыни православия, ислама, буддизма, иудаизма.
Основные нравственные заповеди православия, ислама, буддизма, иудаизма, светской
этики.
Российские православные, исламские, буддийские, иудейские, светские семьи.
Отношение к труду и природе в православии, исламе, буддизме, иудаизме, светской
этике.
Модуль «Основы исламской культуры» (34 ч)
Тематическое планирование
Россия – наша Родина
Колыбель ислама
Пророк Мухаммад – основатель ислама.
Хиджра.
Коран и Сунна.
Во что верят мусульмане (вера в Аллаха, в ангелов и посланников Бога, в
Божественные писания, в Судный день, в предопределение).
Обязанности мусульман. Пять столпов исламской веры. 15
16
17
18
19
26
27
28
29
30
31
32
33
34
2
1
8
2
1
1
1
1
1
1
Творческие работы учащихся. Доработка творческих работ учащихся при участии
взрослых и друзей.
История ислама в России.
Нравственные ценности ислама: сотворение добра, дружба и взаимопомощь, семья в
исламе, родители и дети, отношение к старшим, традиции гостеприимства, ценность и
польза образования.
Достижения исламской культуры: наука, искусство.
Праздники ислама.
Любовь и уважение к Отечеству.
Святыни православия, ислама, буддизма, иудаизма.
Основные нравственные заповеди православия, ислама, буддизма, иудаизма, светской
этики.
Российские православные, исламские, буддийские, иудейские, светские семьи.
Отношение к труду и природе в православии, исламе, буддизме, иудаизме, светской
этике.
Модуль «Основы иудейской культуры» (34 ч)
Тематическое планирование
Россия – наша Родина.
Введение в иудейскую духовную традицию Культура и религия.
Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гиллеля».
Письменная и Устная Торра. Классические тексты иудаизма.
Патриархи еврейского народа.
Евреи в Египте: от Йосефа до Моше.
Исход из Египта.
Дарование Торы на горе Синай.
Пророки и праведники в иудейской культуре.
Храм в жизни иудеев.
Назначение синагоги и её устройство.
Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал.
Молитвы и благословения в иудаизме.
Добро и зло.
Творческие работы учащихся.
1
2
1
1
1
1
1
Иудаизм в России.
Основные принципы иудаизма.
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.
Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев.
Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей.
Еврейский дом – еврейский мир: знакомство с историей и традицией.
Еврейский календарь.
1
2
3
4
5
6
7
8
№ Час
ы
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
2
910
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25 26
27
28
29
30
31
32
33
34
2
2
1
1
1
1
1
Еврейские праздники: их история и традиции.
Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа.
Любовь и уважение к Отечеству.
Святыни православия, ислама, буддизма, иудаизма.
Основные нравственные заповеди православия, ислама, буддизма, иудаизма,
светской этики.
Российские православные, исламские, буддийские, иудейские, светские семьи.
Отношение к труду и природе в православии, исламе, буддизме, иудаизме, светской
этике.
Модуль «Основы мировых религиозных культур» (34 ч)
Тематическое планирование
Россия – наша Родина.
Культура и религия.
Возникновение религий. Религии мира и их основатели.
Священные книги религий мира.
Хранители предания в религиях мира.
Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния
Человек в религиозных традициях мира.
Священные сооружения.
Искусство в религиозной культуре.
Творческие работы учащихся.
История религий в России.
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
Паломничества и святыни.
Праздники и календари.
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.
Семья.
Долг, свобода, ответственность, труд.
Любовь и уважение к Отечеству.
Святыни православия, ислама, буддизма, иудаизма.
Основные нравственные заповеди православия, ислама, буддизма, иудаизма,
светской этики.
Российские православные, исламские, буддийские, иудейские, светские семьи.
Отношение к труду и природе в православии, исламе, буддизме, иудаизме, светской
2
2
2
2
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
23
45
67
8
№ Час
ы
1
2
2
2
1
2
1
2
910
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34 этике.
Модуль «Основы светской этики» (34 ч)
Тематическое планирование
Россия – наша Родина.
Что такое светская этика.
Культура и мораль.
Особенности морали.
Добро и зло.
Добродетели и пороки.
Свобода и моральный выбор человека.
Свобода и ответственность.
Моральный долг.
Справедливость.
Альтруизм и эгоизм.
Дружба.
Что значит быть моральным.
Творческие работы учащихся. Подведение итогов «Праздничного проекта».
Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.
Нравственный поступок.
Золотое правило нравственности.
Стыд, вина и извинение.
Честь.
Совесть.
Нравственные идеалы.
Образцы нравственности.
Образцы нравственности в культуре Отечества.
Этикет.
Семейные праздники.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 Жизнь человека – высшая нравственная ценность.
1
1
1
Любовь и уважение к Отечеству.
Святыни православия, ислама, буддизма, иудаизма.
Основные нравственные заповеди православия, ислама, буддизма, иудаизма, светской
этики.
Российские православные, исламские, буддийские, иудейские, светские семьи.
Отношение к труду и природе в православии, исламе, буддизме, иудаизме, светской
этике.
33
34
1
1
№ Час
ы
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32 Модуль «Основы светской этики» (Шемшурина А.И.) (34 ч)
Тематическое планирование
ЧАСТЬ I
Раздел 1. Этика и общение (4 ч)
Добрым жить на свете веселей.
Правила общения для всех.
От добрых правил добрые слова и поступки.
Каждый интересен
Раздел 2. Этикет (4 ч)
Премудрости этикета.
Красота этикета
Простые школьные и домашние правила этикета.
Чистый ручеёк нашей речи.
Раздел 3. Этика человеческих отношений (4 ч)
В развитии добрых чувств – творение души.
Природа – волшебные двери к добру и доверию.
Чувство Родины
1 Жизнь протекает с людьми.
Раздел 4. Этика отношений в коллективе.
1
1
Чтобы быть коллективом.
Коллектив начинается с меня.
1 Мой класс – мои друзья.
1
1
Скажи себе сам.
Раздел 1. Простые нравственные истины (5 ч)
Ежели душевны вы и к этике не глухи…
ЧАСТЬ II
1 Жизнь священна
1
Человек рождён для добра.
1 Милосердие – закон жизни.
1 Жить во благо себе и другим.
1
Следовать нравственной установке.
Раздел 2. Душа обязана трудиться (4 ч)
№ Час
ы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0
1
1
1
2
1
3
1
4
1
5
1
6
1
7
1
8
1
9
2
0
2
1
2
2 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
3
2
4
2
5
2
6
2
7
2
8
2
9
3
0
3
1
3
2
3
3
3
4
Достойно жить среди людей.
Уметь понять и простить.
Простая этика поступков.
Раздел 3. Посеешь поступок – пожнёшь характер (4 ч)
Общение и источники преодоления обид.
Ростки нравственного опыта поведения.
Доброте сопутствует терпение.
Действия с приставкой «со» – вместе.
Раздел 4. Судьба и Родина едины (4 ч)
С чего начинается Родина…
В тебе рождается патриот и гражданин.
Человек – человека.
Слово, обращённое к тебе.
Резервный урок (1 ч)
4. Тематическое планирование
5 класс (34 ч 1час в неделю)
№ Час
ы
1
2
3
4
1
1
1
1
Тематическое планирование
Модуль «Основы светской этики» (Шемшурина А.И.)
С чего начинается Родина
В тебе рождается патриот и гражданин.
Правила общения для всех.
Человек рождён для добра. 5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Модуль «Основы светской этики»
Что такое светская этика.
Семейные праздники.
Стыд, вина и извинение.
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
История религий в России.
Священные сооружения.
Паломничества и святыни.
Праздники и календари.
Модуль «Основы православной культуры»
Православная молитва
Библия и Евангелие
Проповедь Христа
Пасха
Икона
Таинство Причастия
Христианская семья
Модуль «Основы буддийской культуры»
Будда и его учение.
Религиозные ритуалы и обряды.
Буддийские ритуалы и обряды.
Буддийские праздники.
Модуль «Основы исламской культуры»
Пророк Мухаммад – основатель ислама.
Хиджра.
Праздники ислама.
Обязанности мусульман. Пять столпов исламской веры.
Модуль «Основы иудейской культуры»
Введение в иудейскую духовную традицию Культура и религия.
Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гиллеля».
Патриархи еврейского народа.
Назначение синагоги и её устройство.
Еврейские праздники: их история и традиции.
Святыни православия, ислама, буддизма, иудаизма.
Основные нравственные заповеди православия, ислама, буддизма, иудаизма,
светской этики.
Отношение к труду и природе в православии, исламе, буддизме, иудаизме,
светской этике.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.