Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы проектной и исследовательской деятельности
Оценка 4.8

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы проектной и исследовательской деятельности

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
математика
5 кл—7 кл
03.02.2019
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы проектной и исследовательской деятельности
Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися навыками проектной и исследовательской деятельности. Курс призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку их таким образом к разработке и реализации собственных проектов. Потребность в данном курсе возникла в связи с широким применением в образовательных учреждениях метода проектов как технологии формирования ключевых компетентностей учащихся.
Программа Основы проетной деятельности.docx
Овечкинская СОШ филиал МКОУ «Гоноховская СОШ Завьяловского района» Алтайского края РАССМОТРЕНО Методическим объединением естественно­научного цикла  Протокол №  ___  от___  руководитель МО:    _________     Белоусова И.Г РАССМОТРЕНО на педагогическом  совете  протокол №___  от____________ УТВЕРЖДАЮ Приказ № ____ от______ Директор школы:________М.А.Павлова   Рабочая программа внеурочной деятельности  по курсу «Основы проектной и исследовательской деятельности»,  5­7 класс на 2017­2019 учебный год (для общеобразовательных школ)           Составила: Богданова Ольга Николаевна,                                   учитель математики высшей категории с. Овечкино  2018 г. Содержание Пояснительная записка Общая характеристика учебного курса Личностные, метапредметные и предметные результаты  освоения содержания курса Содержание тем курса  Учебно – тематическое планирование Библиографический список 3 3 5 6 8 9 2 1.       Пояснительная записка Новые   стандарты   образования   предполагают   внесение   значительных   изменений   в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные   действия);   уметь   самостоятельно   контролировать   процесс   своей   учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.  Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие   в   проектной     и   иследовательской   деятельности.     Результат   программы заключается   в   том,   что   учащиеся   получают   возможность   посмотреть   на   различные проблемы   с   позиции   ученых,   ощутить   весь   спектр   требований   к   научному исследованию.  Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное   благополучие   детей   и   взрослых.   Она   способствует   ознакомлению   с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает   к   наблюдениям   и   экспериментированию,   опирается   на   собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.  Актуальность   проектной   деятельности   сегодня   осознается   всеми.   ФГОС   нового поколения   требует   использования   в   образовательном   процессе   технологий деятельностного типа, методы проектно­исследовательской деятельности определены как   одно   из   условий   реализации   основной   образовательной   программы   начального общего образования.  Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно­ ориентированный, деятельностный подходы.  Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность,   преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.    деятельностный   и   личностный   подходы, 2.       Общая характеристика учебного курса  Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися навыками  проектной и исследовательской деятельности, что соответствует образовательной  программе Овечкинской СОШ филиала МКОУ «Гоноховская СОШ Завьяловского  района» Она направлена на духовное и профессиональное становление личности  ребёнка через активные способы действий. Курс  состоит из отдельных модулей.  Модуль понимается как логически завершённая единица содержания образования.  Модульная структура и практическая направленность курса обуславливают успешное  3 применение метода проектов в системе образования, поскольку содержание модулей  предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования  ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и  т.п.).  Курс  призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами  способов деятельности учащимися основной школы и подготовку их таким образом к  разработке и реализации собственных проектов. Потребность в данном курсе возникла  в связи с широким применением в образовательных учреждениях метода проектов как  технологии формирования ключевых компетентностей учащихся. Освоение способов  деятельности, применимых к очень широкому кругу объектов воздействия, в рамках  изучения курса позволяет сформировать у учащихся важный внутренний ресурс,  который специально в других составляющих образовательного процесса в школе не  формируется. Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в  образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя,  раскрывать свою личность. Критерием успешности подростка становится не столько  результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к  возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого  себя. Цели курса: ­ создать условия для развития интереса учащихся к математике и их математических  способностей; ­ привитие интереса учащимися к математике; ­ развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений  учащихся; ­ формировать ключевые компетенции учащихся (проектной, рефлексивной,  технологической, социальной, коммуникативной, информационной) на основе  комплексного применения знаний, умений, субъективного опыта и ценностных  ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества. Задачи курса: ­ углубить  и расширить знаний по математике; ­ научить детей переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию; ­ формирование устойчивых интересов и социально значимых мотивов к овладению  проективными умениями и навыками (способами деятельности) для решения проблем; ­ формирование ценностных ориентаций и смыслов; ­ развитие потребности в самостоятельности, умения осуществлять поиск, анализ и  преобразование необходимой информации; ­ формирование умения работать в команде, коммуникативной активности; ­ развитие творческого мышления и технологической культуры;  ­ развитие речи.  Формы организации образовательного процесса: Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся  1 раз в неделю в учебном кабинете, проектная и исследовательская деятельность  4 включает проведение наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов,  встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная и  исследовательская деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей  информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в  Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые:  представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. Формы промежуточного контроля Контроль достижения планируемых результатов делится на промежуточный и  итоговый. Контроль репродуктивных навыков проводится в форме защиты мини­ проектов или краткосрочных проектов, связанной с усвоением материала по теме.  Контроль продуктивных навыков проводится по итогам обучения навыкам создания  проекта. Итоговой формой контроля является публичное (групповое) выступление на  заданную тему.  Формы обучения Беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс­исследование,  коллективные и индивидуальные исследования, творческая работа, самостоятельная  работа, защита проектных работ,  консультация. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане Программа создана на основе ФГОС общего  образования. В соответствии с учебным планом Овечкинской СОШ филиала МКОУ «Гоноховская СОШ» отводится 34 часа из расчёта 1 час в неделю. 3.       Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса Личностные результаты обучения 1) Дальнейшее овладение речевыми  навыками   устной и письменной речи 2) Осознание роли риторики в речи  людей 3) Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово 4) Интерес к созданию собственных текстов (письма, открытки) 5) Умение работать в группе Коммуникативные   умения, результатов обучения   являющиеся   основой   метапредметных 1) овладение   основными   типами   письменных   документов,   используемых   в   ситуации реальной коммуникации; 2) овладение   умением   создания   почтовой   открытки   стандартного   характера,   письма личного характера; 3) освоение навыков заполнения бланка, формуляра; 4) осмысление   собственной   деятельности   в   групповом   взаимодействии   и   способов продуктивного выхода из конфликтов; 5) овладение умениями согласования процедур совместного действия; 6)  освоение риторических приемов для улучшения восприятия выступления Предметные результаты 5 1)  В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать: ­ понятие проекта; ­ понятие проектный продукт; ­ типы проектов и их проектные продукты; ­ понятие презентация проекта, ее назначение; ­ этапы выполнения проекта; ­ структуру проекта; ­ критерии оформления письменной части проекта; ­ критерии оценки проекта. 2)  В результате изучения курса обучающиеся должны иметь представление: ­ о ситуации (реальная и ожидаемая), описание и анализ ситуации; ­ о ресурсах и их использовании; ­ о способах презентации проекта; ­ о написании отчета о ходе проекта; ­ о рисках, их возникновении и предотвращении; ­ об экспертизе деятельности. 3)  На основе полученных знаний учащиеся должны уметь: ­ определять проблему и вытекающие из неё задачи; ­ ставить цель; ­ составлять и реализовывать план проекта; ­ отбирать материал из информационных источников;  ­ анализировать полученные данные; ­ делать выводы; ­ оценивать работу по критериям оценивания; ­ выбирать соответствующую форму проектного продукта;          ­ создавать основные слайды для презентации проекта; ­ оформлять результаты проектной деятельности; ­ проводить рефлексию своей деятельности; ­ работать по ТК, с простейшим оборудованием и материалами; ­ работать в парах и в группах.  4.       Содержание   программы курса «Основы проектной и исследовательской   деятельности» Тема 1. Понятие «Учебный проект» (1ч) Что такое учебный проект. Основные теоретические сведения, термины. Этапы работы над проектом.  Тема 2. Алгоритм работы над учебным проектом (2ч) Учебный   проект:   основные   этапы   работы   над   проектом:   проблематизация, целеполагание, планирование, реализация плана, рефлексия, презентация. Деятельность учащихся в группе над проектом «Строим башню».  Презентация проекта. Тема 3. Типы проектов (2ч) 6 Проект   и   его   типы.   Классификации   проектов.   Практико­ориентированный   проект. Исследовательский   проект.   Информационный   проект.   Творческий   проект.   Игровой проект. Тип проекта, ведущая деятельность, проектный продукт. Тема 4. Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы (2ч) Что такое ситуация. Выделение признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуации. Анализ   (описание)   реальной   ситуации.   Обоснование   желаемой   ситуации.   Описание ситуации в рамках проекта.  Формулирование   проблемы   и   противоречия.   Анализ   проблемы   с   различных   точек зрения.  Выявление причин возникновения проблемы и путей ее решения.    Постановка цели как прогнозируемый результат. Требования к формулированию цели. Связь между достижением цели и решением проблемы проекта. Тема 5. Планирование деятельности. Формулирование задач. Ресурсы (3ч) Что такое задача. Определение и формирование задач, адекватных целям. Как разбить задачу   на   шаги.   Планирование   деятельности.   Риски:   распознавание,   оценка, предотвращение.  Что   такое   ресурсы.   Какие   бывают   ресурсы   (информационные,   материальные, трудовые). Что может стать ресурсом. Выявление ресурсов.  Тема 6. Реализация плана проекта (4ч) Работа   над   основной   частью     проекта   –   осуществление   намеченных   шагов   в установленном   порядке   с   применением   необходимых   деталей   и   способов,   внесение обоснованных изменений в первоначальный замысел. Оформление результатов в виде сценария   видеофильма,   программы,   буклета,   статьи,   репортажа,   дизайна,     рубрик газеты, альманаха, альбома и пр. Практическая работа «Реализация плана проекта». Тема 7. Структура проекта. Письменная часть проекта  (3ч) Основные требования, предъявляемые к структуре и оформлению письменной части учебных   проектов.   Титульный   лист.   Содержание.   Введение.   Основная   часть. Заключение. Библиография. Приложение.   Тема 8. Оценивание проекта (2ч) Что такое экспертиза. Проведение экспертизы своей и чужой деятельности. Критерии оценивания проекта. Способы оценки. Самооценка. Практическая работа «Оценивание собственного или группового проекта». Тема 9. Защита проекта. Презентация (4ч) Планирование презентации. Техника публичного выступления. Невербальные способы общения.   Использование   средств   наглядности.   Критерий   «Качество   проведения презентации». Практическая работа «Публичные пробы». Тема 10. Анализ проекта (2ч) Алгоритм написание отчета. Сильные и слабые стороны работы над своим проектом.   Практическая работа «Отчет о работе над проектом». Тема 11. Создание краткосрочных проектов по теме «Занимательная  математика» (3ч) Разработка и защита проекта. 7 Тема 12. Создание проектов по теме «Математика вокруг нас» (5ч) «Симметрия в природе и технике», «Признаки делимости», «Математика в  профессиях», «Старинные единицы измерения».Консультации по этапам проекта: Цель. Планирование. Разработка  проекта. Защита проекта. Участие в  школьной и районной конференции «Будущее Алтая» Тема 13. Оценка результатов и процесса проектной деятельности. (1ч) Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности. Задачи: коллективное   обсуждение   результатов   проекта;   самоанализ   проектной деятельности. Деятельность   учителя: оценивает   усилия   учащихся,   креативность,   использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует учащихся; наблюдает, направляет процесс. Деятельность   учащихся: осуществляют   оценивание   деятельности   и   ее результативности в ходе: • коллективного обсуждения; • самоанализа. 5.       Учебно­тематическое планирование № п/п Темы занятий Количество часов 1 2 3 Тема 1. Понятие «Учебный проект» (1ч) Что такое учебный проект. Этапы работы над проектом. Тема 2. Алгоритм работы над учебным проектом (2ч) Учебный проект. Проблематизация, целеполагание,  планирование,.  Деятельность учащихся в группе над проектом «Строим  башню».  Презентация проекта Тема 3. Типы проектов (2ч) 1 1 1 Проект и его типы. Классификации проектов.  Тип проекта, ведущая деятельность, проектный продукт. 4 5 Тема 4. Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы (2ч) 6 1 1 Что такое ситуация. Выделение признаков ситуации.  Формулирование и анализ проблемы.  Постановка цели.Требования к формулированию цели.   Связь между достижением цели и решением проблемы.  1 1 7 9 Тема 5. Планирование деятельности. Формулирование задач. Ресурсы (3ч) 8 1 Что   такое   задача.   Определение   и   формирование   задач, адекватных целям. Как разбить задачу на шаги.  Планирование деятельности. Риски: распознавание,  оценка, предотвращение. 1 8 10 Что такое ресурсы. Какие бывают ресурсы Тема 6. Реализация плана проекта (4ч) 11­12 Работа   над   основной   частью     проекта   –   осуществление намеченных шагов в установленном порядке. 13­14 Оформление результатов в виде сценария видеофильма,  программы, буклета, статьи, репортажа, дизайна,  рубрик  газеты, альманаха, альбома и пр. Тема 7. Структура проекта. Письменная часть проекта  (3ч) 15 Основные   требования,   предъявляемые   к   структуре   и оформлению письменной части учебных проектов.  16­17 Титульный лист. Содержание. Введение. Основная часть. Заключение. Библиография. Приложение.   Тема 8. Оценивание проекта (2ч) 18 19 Что   такое   экспертиза.   Проведение   экспертизы   своей   и чужой   деятельности.   Критерии   оценивания   проекта. Способы оценки. Самооценка. Практическая работа «Оценивание собственного или  группового проекта». Тема 9. Защита проекта. Презентация (4ч) 20­21 Планирование презентации. Техника публичного  выступления. Использование средств наглядности.  22­23 Практическая работа «Презентация проекта». Тема 10. Анализ проекта (2ч) 24­25 Алгоритм написание отчета. Сильные и слабые стороны  работы над своим проектом. 1 2 2 1 2 1 1 2 2 2 Тема 11. Создание краткосрочных проектов по теме «Занимательная математика» (3ч) 26­28 Разработка и защита проекта. 3 Тема 12. Создание проектов по теме «Математика вокруг нас» (5ч) 29­32 Создание проектов: «Симметрия в природе и технике»,  «Признаки делимости», «Математика в профессиях»,  «Старинные единицы измерения». Консультации по этапам проекта. Защита проектов. 4 1 Тема 13. Оценка результатов и процесса проектной деятельности. (1ч) Обсуждение результатов проекта;  самоанализ проектной деятельности.   Коллективное   обсуждение   результатов проекта; самоанализ проектной деятельности. 1 33 34 9 6.       Описание учебно­методического и материально­технического обеспечения образовательного процесса 1. Голуб   Г.Б.,   Перелыгина   Е.А.   Чуракова   О.В.   Метод   проектов   –   технология компетентностно­ориентированного   образования:   методическое   пособие   для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я.  Когана. – Самара:   Издательство  «Учебная  литература», Издательский  дом «Федоров». 2006. – 176 с. 2. Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. – М. : Первое сентября, 2010. – 44 с. 3. Спивак А.В. Математический кружок. 6­7 классы. М.:Посев, 2003. С.128 4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3­е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. 80 с. (Методическая библиотека). 5. Программа   учебных   модулей   «Основы   проектной   деятельности»   для   учащихся основной школы (5­9 классы), разработанным А.Г. Шурыгиной и Н.В. Носовой. – Киров: Кировский ИПК и ПРО, 2006. Материально­техническое обеспечение образовательного процесса: 1. Коллекция ЦОРов проектной деятельности 2. Интернет­материалы 3. Компьютер 4. Проектор 10

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы проектной и исследовательской деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы проектной и исследовательской деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы проектной и исследовательской деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы проектной и исследовательской деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы проектной и исследовательской деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы проектной и исследовательской деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы проектной и исследовательской деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы проектной и исследовательской деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы проектной и исследовательской деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы проектной и исследовательской деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы проектной и исследовательской деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы проектной и исследовательской деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы проектной и исследовательской деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы проектной и исследовательской деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы проектной и исследовательской деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы проектной и исследовательской деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы проектной и исследовательской деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы проектной и исследовательской деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы проектной и исследовательской деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы проектной и исследовательской деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2019