Рабочая программа внеурочной деятельности Пластилинография»Пластилиновые фантазии»

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 12.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа рассчитана на 34 часа в год,1 занятие в неделю.Направленность программы «Пластилинография» по содержанию является художественно- эстетической; по функциональному предназначению - художественно –прикладной;  по форме организации - кружковой; по времени реализации - годичной.           Программа разработана на основе методических разработок автора Давыдовой Г.Н. Новизна программы состоит в том, что ребенок приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.
Иконка файла материала пластилин.docx
Рабочая программа внеурочной деятельности Пластилинография»Пластилиновые фантазии» Составитель: Подорова Ирина Александровна 2016-2017 учебный год. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность программы «Пластилинография» по содержанию является  художественно­ эстетической; по функциональному предназначению ­ художественно – прикладной;  по форме организации ­ кружковой; по времени реализации ­ годичной.           Программа разработана на основе методических разработок автора Давыдовой Г.Н.  Новизна программы состоит в том, что ребенок приобретает новый сенсорный опыт –  чувство пластики, формы и веса. Актуальность программы состоит в том, что  развитие мелкой моторики,  ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию  сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации  движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики  пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании ­ карандаш и кисть, в лепке ­ стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения  управлять инструментом. Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать,  рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи  которого осуществляется исполнение замысла. Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее  выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением  нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером,  семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике  пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию  оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается  пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией. Программа направлена на развитие личности, ее творческого потенциала,  художественных способностей, нравственно­ эстетического развития детей. Стимулирует  формы самовыражения личности. Обеспечивает эмоциональное развитие ребенка. Педагогическая целесообразность программы «Пластилинография»  объясняется тем,  что в ней основной материал — пластилин, а основным инструментом является рука  (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными  руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям разного возраста, позволяет  быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей,  делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми. Занятия представляют большую возможность для развития и обучения детей,  способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а  так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию  восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть, техшкольно­значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети  учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев  дифференцируются.  Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми школьного  возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность  пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы  занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они  осуществляют на других занятиях. Программа разработана с учетом художественно­образовательных технологий, которые  отражают: 1. Принцип доступности ­ обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание  иллюстраций, продуктивной деятельности. 2. Принцип гуманистичности ­ индивидуально­ ориентированный подход и всестороннее  развитие личности ребенка. 3. Принцип деятельности ­ развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской  деятельности – лепку. 4.Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с  игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов. 5. Принцип системности ­ решение поставленных задач в системе кружковой работы.   Задачи программы: ­ развивать художественный вкус, чувство композиции; творческие способности; ­  способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук; ­ формировать и развивать навыки ручного труда; ­ воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца; ­ воспитывать  любовь к прекрасному, понимание красоты окружающего мира;   Сроки реализации образовательной программы "Пластилинография"­ 1 год. Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов,  на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи. Этап № 1. Подготовительный Задачи перед ребёнком: ­ Освоить прием надавливания. ­ Освоить прием вдавливания. ­ Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца. ­ Освоить правильную постановку пальца. ­Научиться работать на ограниченном пространстве Этап № 2. Основной Задачи перед ребёнком: ­ Научиться не выходить за контур рисунка ­ Научиться  размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его. ­ Использовать несколько цветов пластилина ­ Для выразительности работ уметь использовать вспомогательные предметы (косточки,  перышки и т. д.) ­ Научиться пользоваться специальной стекой­печаткой. ­ Научиться доводить дело до конца­ Научиться аккуратно выполнять свои работы ­ Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми ­Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий ­ Научиться действовать по образцу. ­ Научиться действовать по словесному указанию.   Этап № 3. Итоговый Задачи перед ребёнком: ­ Самостоятельно решать творческие задачи. ­ Самостоятельно выбирать рисунок для работы. ­ Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности    Тематика занятий отражена в трех направлениях:    изучение отдельных предметов и объектов окружающей среды; изучение основ перспективной грамоты  (таких жанров живописи, как пейзаж,  натюрморт, портрет) создание сказочного мира, сказочных образов. Выделяются несколько типов занятий по пластилиновой живописи:    выполнение одной темы в одно занятие (работа на «силуэте» или в миниатюре 10/15  см) одной темы многократно и поэтапно; нескольких занятий разных тем, объединенных в один сюжет    Структура занятий: 1.Вводная часть: организационный момент, интеграция (чтение художественной  литературы, пальчиковая гимнастика). 2.Основная часть: объяснение и практическая деятельность. 3.Заключительная часть: пальчиковая игра и подведение итогов – похвала детей за труд  и красоту созданной композиции.   Формы организации занятий: По количеству детей участвующих в занятии – подгрупповая (6­7 человек),  индивидуальная. По особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей ­ мастерская,  изостудия. По дидактической цели ­ комбинированные формы занятий.   Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю с сентября по май, длительностью  1 час.    Ожидаемые результаты освоения программы:Пластилинография способствует  освоению образовательной программы. К концу года  дети:  Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми  имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них  жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений,  активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они  позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты  обобщения. В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и  выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с  детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую  активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизацию словаря,  пониманию ребенком речи окружающих. Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в  работе с детьми по пластилинографии. У детей воспитывается тактильные и термические  чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и  подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой  обучения, накопления социокультурного опыта ребенка. Дети наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На  занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния  детей в изобразительном творчестве. Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения у  ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся  более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует  хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е.  захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они также умеют самостоятельно  осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др. Способы проверки результатов освоения программы "Пластилинография"проходят в виде  смотров­выставок в каждой группе, где в процессе просмотра работ, дети вместе с  воспитателями обсуждают работы, интересуются оригинальностью замысла и воплощением его в работе.    Список литературы.   1.  Г.Н. Давыдова "Пластилинография" Издательство "Скрипторий, 2003"          2. Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3­7 лет.  Издательство "ГНОМ и Д", 2004 3.  Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников ­ Издательство"  АСТ ", 2002 4.  Народное искусство в воспитании детей. Под редакцией Комаровой Т.С.  Издательство  " Российское педагогическое агентство", 1997 5. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом.  – СПб.  Детство­пресс, 1999   Календарно­тематический план занятий по пластилинографии  Неделя Тема Программное содержание Количество  часов Сентябрь1­я "Орнамент" 2­я «Орнамент» 3­я "Лилии" 4­я "Лилии" Октябрь 1­я "Маки" 1 1 1 1 1 Напомнить детям свойства  пластилина, закрепить приемы его  использования: прищипывание,  сплющивание, оттягивание деталей  от общей формы, плотное  соединение частей путем  примазывания одной части изделия к другой Ознакомить детей с техникой  пластилинографии, приемами  выполнение декоративных налепов  разной формы Продолжать освоение приемов  пластилинографии. Подвести к  созданию выразительного образа  посредством цвета и объема.  Закреплять умения аккуратно  использовать пластилин в своей  работе Способствовать развитию у детей  эстетического восприятия  окружающего мира, научить  замечать и любоваться природными  формами растений. Представить  весенние цветы лилии. Продолжать  осваивать навыки работы с  пластилином: скатывать длинные  колбаски и делить их стекой на  равные части, перекручивать  пластилиновые колбаски в жгутики,  наносить рельефный рисунок поверх пластилиновой основы Формировать у детей обобщенное  понятие о цветах. Развивать умение  находить связи между формами  настоящих и изображаемых цветов,  передавать их природные  особенности, цвет. Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий,  податливый, способный принимать  заданную форму2­я "Маки» 3­я "Осенний пейзаж" 4­я "Осенний пейзаж" Ноябрь 2­я " Бабочка" Развивать практические умения и  навыки детей при создании  заданного образа посредством  пластилинографии. Учить  использовать возможности  бросового материала для придания  объекту завершенности и  выразительности. Развивать мелкую  моторику рук при выполнении  приемов работы с пластилином  (раскатывания и сплющивания) Формировать интерес к  окружающему миру, реалистические представления о природе. Учить  использовать знания и  представления об особенностях  внешнего вида листьев. Развивать  умение находить с помощью  взрослых ответы на вопросы,  возникающие в ходе выполнения  работы Учить создавать выразительный и  интересный сюжет в полуобъеме,  используя нетрадиционную технику  рисования пластилином.  Совершенствовать технические и  изобразительные навыки, умения.  Использовать в работе различный  бросовый материал. Развивать  детское творчество Закреплять умение работать с  пластилином, использовать его  свойства при раскатывании и  сплющивании. Развивать мелкую  моторику рук. Украшать работу,  используя разнообразный бросовый  материал 3­я "Творю, что хочу"  (самостоятельная  деятельность  детей) Развивать умение самостоятельно  задумывать сюжет картины. Учить  задавать вопросы, возникающие по  ходу занятия. Закреплять умения  оценивать работу сверстников и  1 1 1 1 14­я "Творю, что хочу"  (самостоятельная  деятельность  детей) Декабрь 1­я "Зимняя картина" свою, радоваться успехам других Развивать умение самостоятельно  задумывать сюжет картины. Учить  задавать вопросы, возникающие по  ходу занятия. Закреплять умения  оценивать работу сверстников и  свою, радоваться успехам других Ознакомить детей с понятием  "пейзаж". Воспитывать интерес к  природе в разное время года.  Продолжать учить наносить  рельефный рисунок с помощью  стеки для придания  выразительности изображаемым  объектам. Развивать чувство цвета,  закрепить знания об оттенках белого "Зимняя картина" Развивать глазомер и  цветовосприятие Развивать умение самостоятельно  задумывать сюжет картины. Учить  задавать вопросы, возникающие по  ходу занятия. Закреплять умения  оценивать работу сверстников и  свою, радоваться успехам других Развивать умение самостоятельно  задумывать сюжет картины. Учить  задавать вопросы, возникающие по  ходу занятия. Закреплять умения  оценивать работу сверстников и  свою, радоваться успехам других Расширять представления детей о  комнатных растениях. Развивать  практические умения и навыки при  создании заданного образа  посредством пластилинографии.  Учить использовать возможности  бросового материала для придания  объекту завершенности и  2­я 3­я "Елочные  игрушки» 4­я "Елочные игрушки" Январь 1­я "Кактус в горшке" 1 1 1 1 1 12­я 3­я 4­я "За окошком  снегири" "За окошком  снегири»" "Творю, что хочу"  (самостоятельная  деятельность  детей) Февраль 1­я "Зимний пейзаж»" выразительности Обобщить представления детей о  зимующих птицах. Разобрать  особенности внешнего вида снегиря.  Побуждать детей точно передавать  внешний вид объекта; подбирать  цвет и сопоставлять размер Развивать творческое воображение.  Формировать навыки  самостоятельной работы Развивать творческое мышление.  Поощрять инициативу и  самостоятельность детей в  построении композиции, попытки  дополнить рисунок по теме работы.  Развивать мелкую моторику рук Приобщать детей к миру искусства,  развивать фантазию творчества,  воображение, наглядно­образное  мышление, зрительную память.  Закреплять представления о цвете и  размерах предметов 2­я "Сердечки к Дню  Святого  Валентина"  (коллективная  работа детей) Воспитывать у детей  доброжелательность, чувство  сопереживания, аккуратность в  процессе рисования пластилином.  Продолжать развивать глазомер и  цветовосприятие 3­я "Подводный мир" Обобщить представления детей об  обитателях подводного мира.  Продолжать осваивать приемы  работы с пластилином:  преобразовывать шарообразную  форму в овальную, выгибать  исходную форму в дугу, выполнять  налепы на готовую основу  изображаемого объекта. Развивать  эстетическое и образное мышление 1 1 1 1 1 1 4­я "Подводный мир»" Совершенствовать умения и навыки  1Март 1­я 2­я 3­я 4­я "Весна идет, весне  дорогу" "Весна идет, весне  дорогу" Апрель. 1­я "Веселый  скворечник»" 2­я "Веселый  скворечник" 3­я "Мать и мачеха" работы с пластилином. "Ателье мод" Развивать у детей эстетическое  восприятие, красоту в своем  творчестве. "Волшебное яичко" Продолжить знакомство детей с  миром природы. Закрепить умение  скатывать пальчиком короткие  отрезки в шарики кругообразными  движениями. Стимулировать  активную работу пальцев рук. 1 1 1 1 1 1 1 Формировать у детей интерес к  пробуждающейся весенней природе,  дать представление о первоцветах.  Закреплять умение и навыки детей в  работе с пластилином. Продолжать  развивать мелкую моторику рук Формировать у детей интерес к  пробуждающейся весенней природе,  дать представление о первоцветах.  Закреплять умение и навыки детей в  работе с пластилином. Продолжать  развивать мелкую моторику рук Продолжить знакомство детей с  миром природы. Закрепить умение  скатывать пальчиком короткие  отрезки в шарики кругообразными  движениями. Стимулировать  активную работу пальцев рук. Продолжить знакомство детей с  миром природы. Закрепить умение  скатывать пальчиком короткие  отрезки в шарики кругообразными  движениями. Стимулировать  активную работу пальцев рук. Способствовать расширению знаний  детей о многообразии видов и форм  растений. Закреплять4­я "Мать и мачеха" Май 1­я «Незабудки» 2­я «Незабудки» 3­я «К 9 мая» познавательный интерес к природе.  Продолжить обучение созданию  композиции из отдельных деталей,  добиваясь целостности восприятия  картины. Способствовать развитию  формообразующих движений рук в  работе с пластилином. Способствовать расширению знаний  детей о многообразии видов и форм  растений. Закреплять  познавательный интерес к природе.  Продолжить обучение созданию  композиции из отдельных деталей,  добиваясь целостности восприятия  картины. Способствовать развитию  формообразующих движений рук в  работе с пластилином. Формировать у детей интерес к  пробуждающейся весенней природе,  дать представление о первоцветах.  Закреплять умение и навыки детей в  работе с пластилином. Продолжать  развивать мелкую моторику рук Продолжить знакомство детей с  миром природы. Закрепить умение  скатывать пальчиком короткие  отрезки в шарики кругообразными  движениями. Стимулировать  активную работу пальцев рук Развивать творческое мышление.  Поощрять инициативу и  самостоятельность детей в  построении композиции, попытки  дополнить рисунок по теме работы.  Развивать мелкую моторику рук 1 1 1 1 Итого: 34 часа.