Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Занимательный русский язык"

  • Образовательные программы
  • doc
  • 16.09.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Занимательный русский язык" предназначена для учащихся 3 класса. Курс рассчитан на целый учебный год. 34 занятия в год, длительностью 40 минут. Это очень хороший дополнительный материал для изучения предмета русский язык в начальной школе.
Иконка файла материала Рабочая программа по внеурочной деятельности Занимательный русский язык 3 класс.doc
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА                                     внеурочной деятельности по курсу                                      «Занимательный русский язык»                                                для обучающихся 3  класса                                                     на 2019­2020 учебный год                                                                    Составлена на основе Федерального государственного                                      образовательного стандарта начального общего образования.          Авторской программы: Л.В. Мищенкова «Занимательный русский язык:  задания по развитию познавательных способностей 3 класс» /Л.В. Мищенкова.  Методическое пособие, 3 класс. Программа курса. ­ М.: Рост, 2012.                                                                                                                                                                                                                                2019 г.Программа   курса в 3 классе рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4­х классов. Место предмета в учебном плане Планируемые результаты.     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального   общего   образования,   Концепции   духовно­нравственного   развития   и   воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.          Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального   образования:   становлении   основ   гражданской   идентичности   и   мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно­ нравственном развитии и воспитании младших школьников. Курс «Занимательный русский язык» способствует углублению и расширению знаний учащихся по русскому языку. Личностные результаты ­ эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;  ­ эмпатия – умение  осознавать  и  определять  эмоции других людей;  сочувствовать  другим ­ людям, сопереживать;  ­ чувство прекрасного – умение  чувствовать  красоту и выразительность речи,  стремиться  к совершенствованию собственной речи;  ­ любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;  ­ интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;  ­ интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;  ­ интерес к изучению языка;  ­ осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.  Метапредметные результаты Регулятивные УУД: ­ самостоятельно формулировать тему и цели урока;  ­ составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;  ­ работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;  ­ в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей ­ работы и работы других в соответствии с этими критериями.  Познавательные УУД: ­ перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);  ­ пользоваться словарями, справочниками;  ­ осуществлять анализ и синтез;  ­ устанавливать причинно­следственные связи;  ­ строить рассуждения;  Коммуникативные УУД: ­ адекватно использовать  речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.  ­ высказывать и обосновывать свою точку зрения;  ­   слушать  и  слышать  других,   пытаться   принимать   иную   точку   зрения,   быть   готовым корректировать свою точку зрения;  ­ договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;В итоге освоения программы учащиеся должны:         •         Правила правописания слов с изученными орфограммами         •         Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного,    местоимения, глагола).         •         Главные члены предложения.         •         Состав слова. Обучающиеся должны уметь:          •         Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.         •         Разбирать предложения по членам предложения.         •         Обозначать на письме интонацию перечисления.        •         Разбирать слова по составу               •              Проверять   написание   безударных   гласных,   парных   звонких   и   глухих   согласных, непроизносимых согласных в корне слова.        •         Писать правильно слова с удвоенными согласными.        •         Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.        •         Определять число, время глаголов.        •         Писать НЕ с глаголами.        •         Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.        •         Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.        •         Составлять рассказы по картинке. ­ задавать вопросы.  1. Содержание курса «Занимательный русский язык» Тема 1.  Сказочное царство слов.(1ч.) Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного  творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа.  Конкурс на знание пословиц и поговорок . Тема 2­3.   Путешествие в страну слов.  (2ч.) Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова ­ братья». Составление тематического  словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н. Надеждиной «  Снежные слова». Игра « Найди лишнее слово» Тема 4­5. Чудесные превращения слов.(2 ч.) Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра  «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ – загадка. Тема 6­7.  В гостях у слов родственников. (2ч.) Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем.  Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением  «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов­  родственников. Тема 8­9.   Добрые слова (2ч.) Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В.  Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему. Тема 10.  Экскурсия в прошлое (1 ч.) Знакомство со словами ­ историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая  работа. Объяснение устаревших слов. Тема 11­12.  Новые слова в  русском языке.(2ч.) Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение  неологизмов в текстах. Игра «Угадай­ка».Тема 13.  Встреча с зарубежными друзьями.(1ч.) Знакомство с заимствованными словами .  Рассказ «Откуда  пришли слова­ пришельцы». Работа  над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».  Тема 14­15.  Синонимы в русском языке (2ч.) Знакомство со словами ­ синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».  Беседа «Что обозначают слова ­ синонимы». Нахождение  слов­синонимов в тексте. Тема 16. Слова ­  антонимы  (1ч.) Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке.  Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В.  Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов­ антонимов. Рассказ  учителя о  роли антонимов в русском языке. Тема17.  Слова ­ омонимы (1ч.) Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра  «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка». Тема 18.  Крылатые слова  (1ч.) Беседа о значении  «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в  названиях  текста.  Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла.  Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха, ни пера». Тема 19­20.  В королевстве ошибок. (2ч.) Игра «Исправь ошибки». Работа с  произведениями,  где  допущены орфографические ошибки.  Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?». Тема 21­22.  В стране Сочинителей.(2ч.) Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам.  Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле. Тема 23­24.  Искусство красноречия. ( 2ч.)     Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы.  Собственные упражнения в создании разных речей.  Тема 25.  Праздник творчества и игры. (1ч.) Творческие задания для формирования  орфографической зоркости. Дидактические игры,  направленные на развитие познавательного интереса  к русскому языку. Интеллектуальная игра  «Умники и умницы». Тема 26­27.  Трудные слова. (2ч.) Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания   правописания   слов.   Работа   над   текстами   художественной   литературы   и произведений устного народного творчества. Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов. Тема 28­29.  Анаграммы и метаграммы.  (2ч.) Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем  творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с  примерами (Милан ­ налим, актер­ терка) Тема 30­31. Шарады и логогрифы (2ч.) Знакомство с происхождением  шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и  логогрифов. Иллюстрирование  слов ­ ответов.   Тема32.  Откуда пришли наши имена.(1ч.) Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя». Тема 33. Занимательное словообразование (1ч.)Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?».  Шарады. Тема 34.  КВН по русскому языку. (1ч.) Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.Календарно­ тематическое планирование занятий по внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» 3 класс  Дата проведения По плану Фактически Тема занятия Сказочное царство слов. Путешествие в страну слов.   Чудесные превращения слов. В гостях у слов  родственников. Добрые слова. Экскурсия в прошлое. № п/п 1 2­3 4­5 6­7 8­9 10 11­12 Новые слова в  русском языке. 13 14­15 Встреча с зарубежными друзьями. Синонимы в русском языке. 16 17 18 19­20 Слова – антонимы.  Слова – омонимы. Крылатые слова. В королевстве ошибок. 21­22 В стране Сочинителей. 23­24 Искусство красноречия. 25 26­27 Праздник творчества и игры. Трудные слова. 28­29 Анаграммы и метаграммы. Кол­во часов       1   2 2 2 2 1 2 1 2       1       1       1 2 2 2 1 2 230­31 Шарады и логогрифы. 32 33 34 Откуда пришли наши имена. Занимательное словообразование. КВН по русскому языку. 2 1       1       1