Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.
Оценка 4.7

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Оценка 4.7
Документация
docx
математика +1
Взрослым
20.02.2018
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.
Рабочая программа «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся. Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» (далее – программа) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.). Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью мате¬матической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формирова¬нию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.Рабочая программа внеурочной деятельности по математике 1-4 кл.
внеурочка математ1-4кл.docx
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Занимательная математика» Срок реализации программы ­  4года Количество часов по программе – 270 ч., в неделю – 2ч. Класс – 1 ­4 Возраст обучающихся – 6,5 – 10 лет Учитель: _________ I. Пояснительная записка Рабочая   программа     «Занимательная   математика»   рассматривается   в рамках   реализации   ФГОС   НОО   и   направлена   на   общеинтеллектуальное развитие обучающихся.      Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» (далее – программа) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под   редакцией     Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности  «Занимательная   математика»   Е.Э.   Кочуровой.   //  Сборник программ внеурочной деятельности: 1­4 классы / под ред. Виноградовой. ­ М.: Вентана­Граф, 2013. ­ 192с.).          Отличительной   особенностью   данной   программы   является   то,   что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью   математической   ситуации,   что   способствует   появлению   у учащихся   желания   отказаться   от   образца,   проявить   самостоятельность,   а также   формированию   умений   работать   в   условиях   поиска   и   развитию сообразительности, любознательности.         Программа   предназначен   для   развития   математических   способностей учащихся,   для   формирования   элементов   логической   и   алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных   форм   организации   занятий   и   использованием   современных средств   обучения   Создание   на   занятиях   ситуаций   активного   поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными   путями   рассуждений,   овладение   элементарными   навыками исследовательской   деятельности   позволят   обучающимся   реализовать   свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Содержание   программы   «Занимательная   математика»   направлено   на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости,   умения   анализировать,   догадываться,   рассуждать,   доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.     «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников   и   поэтому   предусматривает   организацию   подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу  включены подвижные математические игры, последовательная 2 смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит   к   передвижению   учеников   по   классу   в   ходе   выполнения математических   заданий   на   листах   бумаги,   расположенных   на   стенах классной   комнаты,   и   др.   Во   время   занятий   важно   поддерживать   прямое общение   между   детьми   (возможность   подходить   друг   к   другу, переговариваться,   обмениваться   мыслями).   При   организации     занятий целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного   состава.   Некоторые   математические   игры   и   задания   могут принимать форму состязаний, соревнований между командами. Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память,  творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность. Задачи программы:  расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной  математики;   развитие краткости речи;   умелое использование символики;   правильное применение математической терминологии;   умение отвлекаться от  всех качественных сторон предметов и явлений,  сосредоточивая внимание только на количественных;   умение делать доступные выводы и обобщения;   обосновывать свои мысли. Ценностными ориентирами содержания программы являются: — формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; — освоение эвристических приёмов рассуждений; — формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором страте­гии  решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; — развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; — формирование   способностей   наблюдать,   сравнивать,   обобщать,   находить простейшие   закономерности,   использовать   догадки,   строить  и  проверять простейшие гипотезы; — формирование   пространственных   представлений   и   пространственного воображения; — привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях. 3 Личностные,   метапредметные   и   предметные   результаты освоения программы  Личностными   результатами   изучения   данного   факультативного   курса являются: — развитие   любознательности,   сообразительности   при   выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; —развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности  — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; — воспитание чувства справедливости, ответственности; — развитие   самостоятельности   суждений,   независимости   и   нестан­ дартности мышления. Метапредметные   результаты   представлены   в   содержании   программы   в разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы. Возраст детей – 6,6­10 лет (1­4 классы) Срок реализации программы 4 года  Программа   реализуется   в общеобразовательном учреждении в объеме 2 часа в неделю во внеурочное время в объеме 66 часов в год ­ 1 класс, 68 часов в год ­ 2­4классы.  «Занимательная   математика» Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.   Формы и режим занятий       Преобладающие  формы занятий – групповая и индивидуальная.       Формы  занятий младших школьников     очень разнообразны: это  тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования.  Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры­путешествия,    экскурсии по сбору числового материала,  задачи на основе статистических  данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.  4 Математические игры: —«Весёлый счёт» — игра­соревнование;  игры  с игральными кубиками. Игры:   «Чья   сумма   больше?»,   «Лучший   лодочник»,   «Русское   лото», «Математическое   домино»,   «Не   собьюсь!»,   «Задумай   число»,   «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»; —игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»; —игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»; —игры с набором «Карточки­считалочки» (сорбонки) — двусторон­ ние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ; —математические   пирамиды:   «Сложение   в   пределах   10;   20;   100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»; —работа   с   палитрой   —   основой   с   цветными   фишками   и   комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.; —игры:  «Крестики­нолики», «Крестики­нолики   на   бесконечной   доске», «Морской   бой»   и   др.,   конструкторы   «Часы»,   «Весы»   из   электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Универсальные учебные действия: ­сравнивать   разные   приёмы   действий,   выбирать   удобные   способы   для выполнения конкретного задания; ­моделировать   в   процессе   совместного   обсуждения   алгоритм   решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; ­применять  изученные  способы   учебной  работы  и  приёмы  вычислений  для работы с числовыми головоломками; ­анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями  и   правилами; ­включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных  вопросов,  высказывать собственное мнение и аргументировать его; ­ выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное   затруднение в пробном действии; 5 ­аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные  мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; ­сопоставлять  полученный (промежуточный,  итоговый)  результат  заданным условием; ­контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Мир занимательных задач Задачи,   допускающие   несколько   способов   решения.   Задачи   с   недо­ статочными,   некорректными   данными,   с   избыточным   составом   условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи,   имеющие   несколько   решений.   Обратные   задачи   и   задания. Ориентировка   в   тексте   задачи,   выделение   условия   и   вопроса,   данных   п искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Нестандартные   задачи.   Использование   знаково­символических   средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи,   решаемые   способом   перебора.   «Открытые»   задачи   и   задания. Задачи   и   задания   по   проверке   готовых   решений,   в   том   числе   неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи   на   доказательство,   например   найти   цифровое   значение   букв   в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Решение   олимпиадных   задач   международного   конкурса   «Кенгуру». Воспроизведение   способа   решения   задачи.   Выбор   наиболее   эффективных способов решения. Универсальные учебные действия: — анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); —искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; —моделировать   ситуацию,   описанную   в   тексте   задачи,   использовать соответствующие   знаково­символические   средства   для   моделирования ситуации; —конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи; —объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; 6 —воспроизводить способ решения задачи; —сопоставлять   полученный   (промежуточный,   итоговый)   результат   с заданным условием; —анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи; —оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно); —участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; —конструировать несложные задачи. Геометрическая мозаика Пространственные  представления.  Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз».   Маршрут   передвижения.   Точка   начала   движения;   число,   стрелки, указывающие   направление   движения.   Проведение   линии   по   заданному маршруту   (алгоритму)   —   «путешествие   точки»   (на   листе   в   клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические   узоры.   Закономерности   в   узорах.   Симметрия.   Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение   деталей   фигуры   в   исходной   конструкции   (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание   (нахождение)   окружности   на   орнаменте.   Составление вычерчивание)   орнамента   с   использованием   циркуля   (по   образцу,   по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки.   Создание   объёмных   фигур   из   развёрток:   цилиндр,   призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира­ да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).  7 Форма организации обучения — работа с конструкторами: Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки.   Создание   объёмных   фигур   из   развёрток:   цилиндр,   призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира­ да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).  Форма организации обучения — работа с конструкторами: ­ моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;  ­ танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;  ­ конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;  ­   конструкторы   «Танграм»,   «Кубики», «Монтажник»,   «Строитель»   и   др.   из   электронного   оного   пособия «Математика и конструирование». Универсальные учебные действия:   «Полимино»,   «Спички», ­ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»; ­ориентироваться   на   точку   начала   движения,   на   числа   и   стрелки   и   др., указывающие направление движения; ­проводить линии по заданному маршруту (алгоритму); ­выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже; ­анализировать расположение деталей ( танов, треугольников, угол­ и, спичек) в исходной конструкции; ­составлять   фигуры   из   частей,   определять   место   заданной   детали конструкции; ­выявлять   закономерности   в   расположении   деталей;   составлять   дети   в соответствии с заданным контуром конструкции; ­сопоставлять   полученный   (промежуточный,   итоговый)   результат   заданным условием; ­объяснять   (доказывать)   выбор   деталей   или   способа   действия   при   данном условии; ­анализировать предложенные возможные варианты верного решения; ­моделировать   объёмные   фигуры   из   различных   материалов   (проволока, пластилин и др.) и из развёрток; ­осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом. Предполагаемые результаты реализации программы. 8 Личностными  результатами   изучения   курса   «Занимательная   математика» являются:  осознание   себя   членом   общества,   чувство   любви   к   родной   стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;  осознание   и   принятие   базовых   общечеловеческих   ценностей, сформированность   нравственных   представлений   и   этических   чувств; культура поведения и взаимоотношений  в окружающем мире;  установка на безопасный здоровый образ жизни;  Метапредметными результатами являются:  способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;  способность   осуществлять   информационный   поиск   для   выполнения учебных задач;  способность   работать   с   моделями   изучаемых   объектов   и   явлений окружающего мира.  умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном   явлении,   самостоятельно   находить   решение   возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений   действительности:   пространство   и   время,   количество   и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;  владение   базовым   понятийным   аппаратом   (доступным   для   осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно­научных и социальных дисциплин;  умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять   описывать   и характерные   особенности   природных   объектов, характеризовать факты и события культуры, истории общества;  умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. Формы и виды контроля. ­  Познавательно­игровой   математический  утренник   «В   гостях   у   Царицы Математики». ­ Проектные работы. ­ Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки  и Вычитайки». ­ Познавательно­развлекательная программа «Необыкновенные приключения  в стране  Внималки­Сосчиталки». ­ Турнир по геометрии. ­ Блиц ­ турнир по решению задач. ­Познавательная конкурсно­игровая программа «Весёлый интеллектуал».  ­Всероссийские конкурсы  9 №  п/п 1. 2. Математика   –   это интересно Танграм: древняя  китайская  головоломка  3. Путешествие точки 4. Игры с кубиками 5. Танграм: древняя  китайская  головоломка                              Календарно – тематический план Разделы программы  и темы учебных  занятий  Кол­ во  часов 1 класс  Характеристика  деятельности  1 1 1 1 1 Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха»  перемещается по командам «вверх», «вниз»,  «влево», «вправо» на игровом  поле 3 × 3 клетки). Составление   картинки   с заданным   разбиением   на части; частично заданным   разбиением   на без части; заданного   разбиения.   Проверка   вы­ полненной работы. с         Построение математических  пирамид: «Сложение и  вычитание в пределах 20 (с  переходом через разряд)».    Игра «Русское лото» Подсчёт   числа   точек   на верхних   гранях   выпавших кубиков каж­ дого   два   кубика).   Взаимный контроль. (у       с Составление   картинки   с заданным   разбиением   на части; частично заданным   разбиением   на   части; заданного   разбиения. Составление картинки,   представленной   в без     Сроки  проведения план факт 03/09 10/09 17/09 24/09 01/10 10 6 7 8 9 Волшебная линейка Праздник числа 10 Конструирование многоугольников   из деталей танграма Игра­соревнование «Весёлый счёт» 10 Игры с кубиками Конструкторы лего 11­ 12 1 1 1 1 2 08/10 15/10 22/10 29/10 12/11 уменьшенном Проверка ненной работы.     масштабе. выпол­ 1 Шкала   линейки.  Сведения   из истории математики: история возник­ новения линейки. Игры:   «Задумай   число», «Отгадай   задуманное   число». Восстановле­ ние   примеров:   поиск   цифры, которая скрыта.     с Составление многоугольников с   заданным   разбиением   на части; ча­ стично   заданным   разбиением на   части;   без   заданного разбиения. Состав­ многоугольников, ление   представленных в масштабе. уменьшенном Проверка   выполненной работы.       Найти, показать и назвать  числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в  таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице. Подсчёт   числа   точек   на верхних   гранях   выпавших кубиков каж­ дого   два   кубика).   Взаимный контроль. (у     Знакомство   с   деталями конструктора, схемами­   19,26/1 1 11 и ал­ инструкциями построения горитмами   Выполнение конструкций. постройки по собст­   венному замыслу.   13 14 Весёлая геометрия Математические игры 15­ 16 «Спичечный» конструктор 17 Задачи­смекалки 18 Прятки с фигурами 19 Математические игры 1 1 2 1 1 1 Решение задач, форми­ рующих геометрическую  наблюдательность. Построение «математических»   пирамид: «Сложение   в   пределах   10», «Вычитание в пределах 10». Построение   конструкции   по заданному образцу.   Перекладывание нескольких в соответствии   с   условиями. Проверка выполнен­ ной работы. спичек       Задачи   с   некорректными данными. Задачи, несколько допускающие способов решения.       Поиск   заданных   фигур   в сложной фигурах конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников   в   заданной фигуре».     Построение «математических»   пирамид: «Сложение   в   пределах   10», «Сложение   в   пределах   20», «Вычитание   в   пределах   10», «Вычитание в пределах 20». 03/12 10/12 17,24/ 12 14/12 21/01 28/01 12 20 Числовые головоломки 21­ 22 Математическая  карусель 23 Уголки 24 25 Игра   в   магазин. Монеты Конструирование  фигур из деталей  танграма 1 2 1 1 1  26 Игры с кубиками 1 Решение   и   составление ребусов,   содержащих   числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).   04/02 18,25 /02 04/03 11/03 18/03 01/04     в Работа «центрах» деятельности:   конструкторы, математические го­ занимательные ловоломки, задачи.     Составление фигур из 4, 5, 6,  7 уголков: по образцу, по  собственному замыслу. Сложение   и   вычитание   в пределах 20.     фигур Составление с заданным   разбиением   на части;   с   частично   за­ данным разбиением на части; без   заданного   разбиения. Составление фигур, уменьшенном Проверка ной работы.   представленных   в масштабе. выполнен­         на Сложение   и   вычитание   в пределах   20.   Подсчёт   числа точек верх­ них гранях выпавших кубиков (у   каждого   два   кубика).   На гранях пер­ вого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7,   а   на   гранях   второго   — числа   4,   5,   6,   7,   8,   9. Взаимный контроль.   27 Математическое  1 Сложение   и   вычитание   в 08/04 13 путешествие 28 29 30 31 32 33 Математические игры Секреты задач Математическая  карусель Числовые головоломки Математические игры КВН  «Математика Царица наук»   – 1 1 1 1 1 1     —   пределах   20.   Вычисления   в группах. Пер­ вый ученик из числа вычитает 3;   второй   —   прибавляет   2, третий вычи­ тает   3,   а   четвёртый   — прибавляет   5.   Ответы   к четырём раундам записываются   в   таблицу.1­й раунд: 10 – 3 = 7  7 + 2 = 9  9 – 3 =   6   6   + 5 =   11 2­й раунд: 11 – 3 = 8 и т. д.   «Волшебная палочка»,  «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». Решение задач разными  способами. Решение  нестандартных задач. Работа «центрах» деятельности:   конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи. в     Решение   и   составление ребусов,   содержащих   числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).   Построение «математических»   пирамид: «Сложение   в   пределах   20», «Вычитание в пределах 20». 15/04 22/04 29/04 06/05 13/05 20/05 14 №  п/п 1. 2. 3. «Удивительная снежинка» Иrpa«Крестики­ нолики»    Математические игры 4. Прятки с фигурами 2 класс Разделы программы  и темы учебных  занятий  Кол­ во  часов Характеристика  деятельности  Сроки  проведения 1 1 1 1 Геометрические узоры.  Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей  «Геометрические узоры.  Симметрия» Игры «Волшебная палочка»,  «Лучший лодочник»  (сложение, вычитание в  пределах 20 Числа от 1 до 100.   Построение математических пирамид: «Сложение и  вычитание в пределах 20 (с  переходом через разряд)».    Игра «Русское лото» Поиск заданных фигур в  фигурах сложной  конфигурации. Решение  задач на деление заданной  фигуры на равные части. 15 5. Секреты задач 6­7 «Спичечный»  конструктор 8. 9.   Геометрический  калейдоскоп   головоломки   Числовые 10.  «Шаг в будущее» 11. Геометрия вокруг нас 12. Путешествие точки 1 2 1 1 1 1 1 Решение нестандартных и занимательных задач.  Задачи в стихах. Построение конструкции по  заданному образцу  Перекладывание нескольких спичек в соответствии с  условиями. Проверка  выполненной работы.     Конструирование из многоугольников элементов. заданных Танграм. доставление картинки   без   разбиения   на части   и   представленной   в уменьшенном масштабе.   Решение   и   составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда(судоку).     Игры:   палочка», лодочник», больше?».   «Волшебная «Лучший     «Чья   сумма задач,   Решение формирующих геометрическую наблюдательность. Построение геометрической фигуры (на листе   в   клетку)   в   соот­ ветствии   заданной последовательностью   шагов (по   алгоритму).   Проверка с   16 13.  «Шаг в будущее» 14.  Тайны окружности 15. Математическое путешествие 16­ 17 «Новогодний серпантин» 18 Математические игры 19.   «Часы нас будят по 1 1 1 2 1 1   работы. Построение собственного   рисунка   и описание его шагов.     Игры: палочка», лодочник», больше?», зонтиками» и др. «Волшебная «Лучший   «Чья   сумма   «Гонки   с   Окружность.   Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности   на   орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля   (по   образцу,   по собственному замыслу). Вычисления   в   группах. Первый   ученик   из   числа вычитает   14;   второй   — прибавляет   18,   третий   — вычитает 16,  а  четвёртый ­ прибавляет   15.   Ответы   к пяти раундам записываются. 1­й раунд:  34 ­ 14 = 20  20 + 18 = 38  38 ­ 16 = 22 22+ 15 = 37 игры,   Математические математические головоломки, занимательные задачи. Построение математических пирамид:   «Сложение   в пределах   100»,   «Вычитание в пределах 100».   Определение времени по  17 утрам...» 20. 21. Геометрический калейдоскоп  Головоломки 22.  Секреты задач 23. 24.  «Что скрывает  сорока?» Интеллектуальная  разминка 25.  Дважды два —  четыре 26­ 27. Дважды два —  четыре 1 1 1 1 1 1 2 часам с точностью  циферблат  с подвижными  стрелками.   Задания   на   разрезание   и составление фигур. Расшифровка  закодированных слов. Задачи с лишними или  недостающими либо  некорректными дан­ ми.  Нестандартные задачи. Решение и составление  ребусов,     Математические   игры, математические головоломки, занимательные задачи. Таблица умножения  однозначных чисел. Игра  «Говорящая таблица  умножения». Игра  «Математическое домино». Математические  пирамиды: «Умножение»,  «Деление».     Игры   с   кубиками   (у каждого   два   кубика). Запись результатов умножения   чисел   (числа точек)   на   верхних   гранях выпавших кубиков. Взаимный   контроль.   Игра «Не   собьюсь».   Задания   по теме «Табличное умножение   и   деление     18 28.  В царстве смекалки 29.  Интеллектуальная  разминка 30.  Составь квадрат . 31­ 32.  Мир занимательных  задач 33. Математические   фокусы 1 1 1 2 1 чисел»   из   электронного учебного пособия «Математика и   конструирование».   «центрах» Сбор информации и выпуск  математической газеты  (работа в группах). Работав   деятельности: конструкторы, электронные мате­ матические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.   Прямоугольник. Квадрат.  Задания на составление  прямоугольников  (квадратов) из заданных  частей Задачи, имеющие несколько  решений. Нестандартные  задачи. Задачи и задания,  допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и  задания. Задача «о волке,  козе и капусте»..   Чтение Отгадывание   задуманных чисел. слов: слагаемое,   уменьшаемое   и др.   (ходом   шахматного коня).   34. Математическая эстафета 1 Решение олимпиадных задач 19 Календарно­тематический план    3  класс  Разделы программы  и темы учебных  занятий  Кол­ во  часов Характеристика  деятельности  Сроки  проведения план факт №  п/п 1­2 3­5 Интеллектуальная  разминка «Числовой»  конструктор 2 3 2 3 4     20,   30, Решение олимпиадных задач  международного конкурса  «Кенгуру».и т.д. Числа   от   1   до   1000. Составление трёхзначных чисел   с   помощью   ком­ плектов   карточек   с   числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, , 90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900. Конструирование  многоугольников из  одинаковых треугольников. Задачи на переливание.   …     40, Решение нестандартных задач 20 6­7 Геометрия вокруг нас 8­10 Волшебные  переливания В царстве смекалки 11­ 14 15­ 18 «Шаг в будущее» 4 19­ 20 «Спичечный» конструктор 2 Числовые головоломки 2 21­ 22 23­ 24 Интеллектуальная разминка 25­ 28 Математические  фокусы 2 4   Сбор (на   «отношения»). информации и   выпуск   математической газеты (работа в группах). Игры: «Крестики­нолики на  бесконечной доске»,  «Морской бой» и др., конструкторы  «Монтажник», «Строитель»,  «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. из  электронного учебного  пособия «Математика и кон­ струирование». Построение конструкции по  заданному образцу.  Перекладывание нескольких спичек в  соответствии с условием.  Проверка выполненной работы. Решение   и   составление ребусов,   содержащих   числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).       в «центрах» Работа деятельности:   конструкторы, электронные мате­ матические   игры   (работа   на компьютере),  математические головоломки, занимательные задачи.       в выполнения Порядок числовых действий выражениях   (без   скобок, со   скобками).   Соедините числа   1   1   1   1   1   1   знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15.     21 Математические игры 4  29­ 32 33­ 35 36­ 37 38­ 39 Секреты чисел Математическая копилка Математическое путешествие 3 2 2   Построение   математических   «Сложение   в пирамид: пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000»,   «Деление». «Умножение», Игры: «Вол­ шебная   палочка»,   «Лучший   «Чья   сумма лодочник», больше?», «Гонки с зонтиками»   (по   выбору учащихся).       слева Числовой   палиндром   —   которое   читается число, одинаково на­ право   и   справа   налево. головоломки: Числовые запись   числа   24   (30) тремя одинаковыми цифрами.       Составление сборника числового материала, взятого из (га­ зеты,   детские   журналы),   для составления задач. жизни         140; группах: Вычисления   в   первый   ученик   из   числа вычитает вто­ рой — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибав­ ляет 150. Решения и ответы к пяти   раундам   записываются. Взаимный контроль. 1­й раунд: 640 – 140 = 500 500 + 180 = 680  680 – 160 = 520   520 + + 150= 670     40­ Выбери маршрут 3 Единица   длины   километр. 22 42 43­ 44 45­ 46 47­ 50 Числовые  головоломки В царстве смекалки Мир занимательных задач 51­ 52 Геометрический  калейдоскоп 53­ 54 Интеллектуальная  разминка 2 2 4 2 2       Составление карты путешествия:   на   опре­ делённом   транспорте   по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города­герои и др. Решение   и   составление ребусов,   содержащих   числа. Заполнение чи­ слового кроссворда (судоку).           со   с Задачи   Сбор информации и выпуск  математической газеты  (работа в группах).   многими Задачи решениями. возможными недо ­   Задачи   с стающими   данными, составом избыточным   на условия.   доказательство: найти цифровое   значение   букв   в условной записи: СМЕХ   +   ГРОМ   =   ГРЕМИ   и др. Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование   из   деталей танграма:   без   разбиения изображения на   части; уменьшенном масштабе.   заданного   в     в Работа «центрах» деятельности:   конструкторы, электронные мате­ матические   игры   (работа   на компьютере),  математические головоломки, занимательные задачи.   23 55­ 56 57­ 58 Разверни листок От секунды до  столетия  59­ 60 Числовые головоломки 61­ 62 63 Конкурс смекалки Это было в старину 64­ 65 Математические  фокусы 66­ Энциклопедия  2 2 2 2 1 2 2 Задачи и задания на развитие  пространственных  представлений. Время и его единицы: час,  минута, секунда; сутки,  неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса.  Цена одной минуты. Что  происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну  минуту, один час, за день, за  сутки?  Составление различных задач, используя данные о возрасте  своих родственников. Решение   и   составление ребусов,   содержащих   числа. Заполнение чи­ слового кроссворда (какуро).   Задачи   в   стихах.   Задачи­ шутки. Задачи­смекалки. Старинные   русские   меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, вер­ ста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач.  таблицей Работа   «Старинные   русские   меры длины» с       Алгоритм умножения  (деления) трёхзначного числа  на однозначное число. Поиск «спрятанных»  цифр в записи решения. Составление сборника   24 67 математических  развлечений занимательных Использование разных информации познавательные книги и др.).     заданий.   источников (детские   журналы, 68 Математический лабиринт 1     занятие Итоговое   — открытый   интеллектуальный марафон. Подго­ товка   к   международному конкурсу «Кенгуру».                                       Календарно­тематическое планирование                                                                    4  класс  Разделы программы  и темы учебных  занятий  Кол­ во  часов Характеристика  деятельности  Сроки  проведения план факт Интеллектуальная  разминка Числа­великаны 3 2 Решение олимпиадных задач  международных конкурсов. Как   велик   миллион?   Что такое гугол? №  п/п 1­3 4­5 25 6­9 Мир занимательных  задач 10­ 12 13­ 15 16­ 19 20­ 22 23­ 24 25­ 27 28­ 29 Кто что увидит? Римские цифры Числовые  головоломки Секреты задач В царстве смекалки Математический марафон «Спичечный»  конструктор 30­ Выбери маршрут 4 3 3 4 3 2 3 2 2   с     со     многими Задачи решениями. возможными не ­ Задачи     с достающими   данными, составом избыточным условия.   Задачи   на   до­ казательство: найти цифровое значение   букв   в   условной записи: СМЕХ   +   ГРОМ   =   ГРЕМИ   и др. Задачи и задания на развитие  пространственных  представлений. Занимательные   задания   с римскими цифрами. Решение   и   составление ребусов,   содержащих   числа. Заполнение чи­ слового   кроссворда   (судоку, какуро).     «Начнём   Задачи   в   стихах   повышенной сложности: с хвоста», «Сколько   лет?»   и   др.   (Н. Разговоров). Сбор информации и выпуск  математической газеты  (работа в группах). Решение задач  международного конкурса  «Кенгуру». «Львёнок» и т.д. Построение конструкции по  заданному образцу.  Перекладывание нескольких  спичек в соответствии с  условиями. Проверка  выполненной работы. Единица   длины   километр. 26 31 32­ 34 Интеллектуальная разминка 35­ 37 Математические фокусы 38­ 40 Занимательное моделирование 41­ 42 Математическая копилка 3 3 3 2   Составление карты путешествия:   на   опре­ делённом   транспорте   по маршруту. выбранному Определяем расстояния между городами и сёлами.         в Работа «центрах» деятельности:   конструкторы, электронные мате­ матические   игры   (работа   на компьютере),  математические головоломки, занимательные задачи.   «Открой»   способ   быстрого поиска   суммы.   Как   сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например,   6   +   7   +   8   +   9   + 10;12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.           Объёмные   фигуры:   цилиндр, конус,   пирамида,   шар,   куб. Набор «Гео­ метрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треуголь­ ная, конус,   четырёхугольная   пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый   конус,   усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икоса­   эдр (по выбору учащихся). куб,         Составление сборника числового материала, взятого из (га­ жизни     27 43­ 44 Какие слова спрятаны в таблице? 45­ 46 «Математика — наш друг!»  2 2 47­ 48 Решай, считай   отгадывай, 2 49­ 50 51­ 52 В царстве смекалки Числовые  головоломки 53­ 54 Мир   занимательных задач 2 2 2 зеты,   детские   журналы),   для составления задач. Поиск в таблице (9 × 9) слов,  связанных с математикой.  (Например, за­ дания № 187, 198 в рабочей  тетради «Дружим с  математикой» 4 класс.) Задачи, решаемые перебором  различных вариантов.  «Открытые» за­ дачи и задания (придумайте  вопросы и ответьте на них).  Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Не переставляя числа 1, 2, 3, 4,   5,   соединить   их   знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. рядом стоящие   цифры   можно считать   за   одно   число.   Там, где необходимо, можно использовать скобки. Две       Сбор информации и выпуск  математической газеты  (работав группах). Решение   и   составление ребусов,   содержащих   числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).     со     многими Задачи возможными решениями. Запись   решения   в   виде таблицы. с недостающими   данными,   с составом избыточным условия.   на Задачи Задачи         28 55­ 56 Математические  фокусы 57­ 58 Интеллектуальная разминка 59­ 60 Блиц­турнир по  решению задач 61­ 62 Математическая копилка 63­ 64 Геометрические  фигуры вокруг нас 65­ 66 Математический  лабиринт 2 2 2 2 2 2 доказательство: найти цифровое   значение   букв в условной записи.     Отгадывание задуманных чисел:   «Отгадай   задуманное число»,   «Отгадай   число   и месяц рождения» и др.     в Работа «центрах» деятельности:   конструкторы, электронные мате­ матические   игры   (работа   на компьютере),  математические головоломки, занимательные задачи.     Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений.       в Математика спорте. Создание сборника   числового материала для   составления задач.     квадратов Поиск в прямоугольнике   2 ×5   см   (на клетчатой   части   листа). Какая пара быстрее составит (и   зарисует)   геометрическую фигуру? (Работа   «Танграм».) набором с   Интеллектуальный марафон.  Подготовка к  международному конкурсу  «Кенгуру». 29 67­ 68 Математический праздник 2 Задачи­шутки. Занимательные вопросы   и   задачи­смекалки. Задачив стихах. Игра «Задумай число».   30 31 Содержание программы Числа. Арифметические действия. Величины Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение   и   вычитание   чисел   в   пределах   100.   Таблица   умножения   одно­ значных чисел и соответствующие случаи деления.           Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в  ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений.  Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное  выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.       Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.). Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа­великаны  (миллион   и   др.).  Числовой   палиндром:   число,   которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск   и   чтение   слов,   связанных   с   математикой   (в   таблице,   ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Материально­техническое обеспечение — Кубики (игральные) с точками или цифрами. — Комплекты карточек с числами: ­0,1,2,3, 4, ...,9(10); ­10,20, 30, 40,..., 90; ­100, 200, 300, 400,..., 900. — «Математический веер» с цифрами и знаками. — Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100). — Часовой циферблат с подвижными стрелками. — Набор «Геометрические тела». 32 Методическое обеспечение Литература для учащихся — Кочурова Е.Э. Дружим с математикой : рабочая тетрадь для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждении. — М.: Вентана­Граф  — Плакат «Говорящая таблица умножения» / АЛ.Бахчетьев и др. — М.: Знаток, 2009. — Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас   :   методические   рекомендации   /  Е.Э.   Кочурова,   А.С.   Анютина,   С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010. Литература для учителя 1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников /, Начальная школа. — 2009. – № 7. 2. Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000. 3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001. 4.   Игры   со   спичками:   Задачи   и   развлечения   /   сост.  А.Т.   Улицкий,   Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993. 5.   Лавлинскова   Е.Ю.   Методика   работы   с   задачами   повышенной   труд­ ности. ­ М„ 2006. 33

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2018