Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.

  • Документация
  • docx
  • 20.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся. Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» (далее – программа) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.). Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью мате¬матической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формирова¬нию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.Рабочая программа внеурочной деятельности по математике 1-4 кл.
Иконка файла материала внеурочка математ1-4кл.docx
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Занимательная математика» Срок реализации программы ­  4года Количество часов по программе – 270 ч., в неделю – 2ч. Класс – 1 ­4 Возраст обучающихся – 6,5 – 10 лет Учитель: _________I. Пояснительная записка Рабочая   программа     «Занимательная   математика»   рассматривается   в рамках   реализации   ФГОС   НОО   и   направлена   на   общеинтеллектуальное развитие обучающихся.      Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» (далее – программа) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под   редакцией     Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности  «Занимательная   математика»   Е.Э.   Кочуровой.   //  Сборник программ внеурочной деятельности: 1­4 классы / под ред. Виноградовой. ­ М.: Вентана­Граф, 2013. ­ 192с.).          Отличительной   особенностью   данной   программы   является   то,   что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью   математической   ситуации,   что   способствует   появлению   у учащихся   желания   отказаться   от   образца,   проявить   самостоятельность,   а также   формированию   умений   работать   в   условиях   поиска   и   развитию сообразительности, любознательности.         Программа   предназначен   для   развития   математических   способностей учащихся,   для   формирования   элементов   логической   и   алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных   форм   организации   занятий   и   использованием   современных средств   обучения   Создание   на   занятиях   ситуаций   активного   поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными   путями   рассуждений,   овладение   элементарными   навыками исследовательской   деятельности   позволят   обучающимся   реализовать   свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Содержание   программы   «Занимательная   математика»   направлено   на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости,   умения   анализировать,   догадываться,   рассуждать,   доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.     «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников   и   поэтому   предусматривает   организацию   подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу  включены подвижные математические игры, последовательная 2смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит   к   передвижению   учеников   по   классу   в   ходе   выполнения математических   заданий   на   листах   бумаги,   расположенных   на   стенах классной   комнаты,   и   др.   Во   время   занятий   важно   поддерживать   прямое общение   между   детьми   (возможность   подходить   друг   к   другу, переговариваться,   обмениваться   мыслями).   При   организации     занятий целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного   состава.   Некоторые   математические   игры   и   задания   могут принимать форму состязаний, соревнований между командами. Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память,  творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность. Задачи программы:  расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной  математики;   развитие краткости речи;   умелое использование символики;   правильное применение математической терминологии;   умение отвлекаться от  всех качественных сторон предметов и явлений,  сосредоточивая внимание только на количественных;   умение делать доступные выводы и обобщения;   обосновывать свои мысли. Ценностными ориентирами содержания программы являются: — формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; — освоение эвристических приёмов рассуждений; — формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором страте­гии  решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; — развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; — формирование   способностей   наблюдать,   сравнивать,   обобщать,   находить простейшие   закономерности,   использовать   догадки,   строить  и  проверять простейшие гипотезы; — формирование   пространственных   представлений   и   пространственного воображения; — привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях. 3Личностные,   метапредметные   и   предметные   результаты освоения программы  Личностными   результатами   изучения   данного   факультативного   курса являются: — развитие   любознательности,   сообразительности   при   выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; —развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности  — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; — воспитание чувства справедливости, ответственности; — развитие   самостоятельности   суждений,   независимости   и   нестан­ дартности мышления. Метапредметные   результаты   представлены   в   содержании   программы   в разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы. Возраст детей – 6,6­10 лет (1­4 классы) Срок реализации программы 4 года  Программа   реализуется   в общеобразовательном учреждении в объеме 2 часа в неделю во внеурочное время в объеме 66 часов в год ­ 1 класс, 68 часов в год ­ 2­4классы.  «Занимательная   математика» Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.   Формы и режим занятий       Преобладающие  формы занятий – групповая и индивидуальная.       Формы  занятий младших школьников     очень разнообразны: это  тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования.  Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры­путешествия,    экскурсии по сбору числового материала,  задачи на основе статистических  данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.  4Математические игры: —«Весёлый счёт» — игра­соревнование;  игры  с игральными кубиками. Игры:   «Чья   сумма   больше?»,   «Лучший   лодочник»,   «Русское   лото», «Математическое   домино»,   «Не   собьюсь!»,   «Задумай   число»,   «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»; —игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»; —игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»; —игры с набором «Карточки­считалочки» (сорбонки) — двусторон­ ние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ; —математические   пирамиды:   «Сложение   в   пределах   10;   20;   100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»; —работа   с   палитрой   —   основой   с   цветными   фишками   и   комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.; —игры:  «Крестики­нолики», «Крестики­нолики   на   бесконечной   доске», «Морской   бой»   и   др.,   конструкторы   «Часы»,   «Весы»   из   электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Универсальные учебные действия: ­сравнивать   разные   приёмы   действий,   выбирать   удобные   способы   для выполнения конкретного задания; ­моделировать   в   процессе   совместного   обсуждения   алгоритм   решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; ­применять  изученные  способы   учебной  работы  и  приёмы  вычислений  для работы с числовыми головоломками; ­анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями  и   правилами; ­включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных  вопросов,  высказывать собственное мнение и аргументировать его; ­ выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное   затруднение в пробном действии; 5­аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные  мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; ­сопоставлять  полученный (промежуточный,  итоговый)  результат  заданным условием; ­контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Мир занимательных задач Задачи,   допускающие   несколько   способов   решения.   Задачи   с   недо­ статочными,   некорректными   данными,   с   избыточным   составом   условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи,   имеющие   несколько   решений.   Обратные   задачи   и   задания. Ориентировка   в   тексте   задачи,   выделение   условия   и   вопроса,   данных   п искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Нестандартные   задачи.   Использование   знаково­символических   средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи,   решаемые   способом   перебора.   «Открытые»   задачи   и   задания. Задачи   и   задания   по   проверке   готовых   решений,   в   том   числе   неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи   на   доказательство,   например   найти   цифровое   значение   букв   в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Решение   олимпиадных   задач   международного   конкурса   «Кенгуру». Воспроизведение   способа   решения   задачи.   Выбор   наиболее   эффективных способов решения. Универсальные учебные действия: — анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); —искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; —моделировать   ситуацию,   описанную   в   тексте   задачи,   использовать соответствующие   знаково­символические   средства   для   моделирования ситуации; —конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи; —объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; 6—воспроизводить способ решения задачи; —сопоставлять   полученный   (промежуточный,   итоговый)   результат   с заданным условием; —анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи; —оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно); —участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; —конструировать несложные задачи. Геометрическая мозаика Пространственные  представления.  Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз».   Маршрут   передвижения.   Точка   начала   движения;   число,   стрелки, указывающие   направление   движения.   Проведение   линии   по   заданному маршруту   (алгоритму)   —   «путешествие   точки»   (на   листе   в   клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические   узоры.   Закономерности   в   узорах.   Симметрия.   Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение   деталей   фигуры   в   исходной   конструкции   (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание   (нахождение)   окружности   на   орнаменте.   Составление вычерчивание)   орнамента   с   использованием   циркуля   (по   образцу,   по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки.   Создание   объёмных   фигур   из   развёрток:   цилиндр,   призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира­ да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).  7Форма организации обучения — работа с конструкторами: Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки.   Создание   объёмных   фигур   из   развёрток:   цилиндр,   призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира­ да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).  Форма организации обучения — работа с конструкторами: ­ моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;  ­ танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;  ­ конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;  ­   конструкторы   «Танграм»,   «Кубики», «Монтажник»,   «Строитель»   и   др.   из   электронного   оного   пособия «Математика и конструирование». Универсальные учебные действия:   «Полимино»,   «Спички», ­ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»; ­ориентироваться   на   точку   начала   движения,   на   числа   и   стрелки   и   др., указывающие направление движения; ­проводить линии по заданному маршруту (алгоритму); ­выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже; ­анализировать расположение деталей ( танов, треугольников, угол­ и, спичек) в исходной конструкции; ­составлять   фигуры   из   частей,   определять   место   заданной   детали конструкции; ­выявлять   закономерности   в   расположении   деталей;   составлять   дети   в соответствии с заданным контуром конструкции; ­сопоставлять   полученный   (промежуточный,   итоговый)   результат   заданным условием; ­объяснять   (доказывать)   выбор   деталей   или   способа   действия   при   данном условии; ­анализировать предложенные возможные варианты верного решения; ­моделировать   объёмные   фигуры   из   различных   материалов   (проволока, пластилин и др.) и из развёрток; ­осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом. Предполагаемые результаты реализации программы. 8Личностными  результатами   изучения   курса   «Занимательная   математика» являются:  осознание   себя   членом   общества,   чувство   любви   к   родной   стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;  осознание   и   принятие   базовых   общечеловеческих   ценностей, сформированность   нравственных   представлений   и   этических   чувств; культура поведения и взаимоотношений  в окружающем мире;  установка на безопасный здоровый образ жизни;  Метапредметными результатами являются:  способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;  способность   осуществлять   информационный   поиск   для   выполнения учебных задач;  способность   работать   с   моделями   изучаемых   объектов   и   явлений окружающего мира.  умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном   явлении,   самостоятельно   находить   решение   возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений   действительности:   пространство   и   время,   количество   и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;  владение   базовым   понятийным   аппаратом   (доступным   для   осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно­научных и социальных дисциплин;  умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять   описывать   и характерные   особенности   природных   объектов, характеризовать факты и события культуры, истории общества;  умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. Формы и виды контроля. ­  Познавательно­игровой   математический  утренник   «В   гостях   у   Царицы Математики». ­ Проектные работы. ­ Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки  и Вычитайки». ­ Познавательно­развлекательная программа «Необыкновенные приключения  в стране  Внималки­Сосчиталки». ­ Турнир по геометрии. ­ Блиц ­ турнир по решению задач. ­Познавательная конкурсно­игровая программа «Весёлый интеллектуал».  ­Всероссийские конкурсы  9№  п/п 1. 2. Математика   –   это интересно Танграм: древняя  китайская  головоломка  3. Путешествие точки 4. Игры с кубиками 5. Танграм: древняя  китайская  головоломка                              Календарно – тематический план Разделы программы  и темы учебных  занятий  Кол­ во  часов 1 класс  Характеристика  деятельности  1 1 1 1 1 Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха»  перемещается по командам «вверх», «вниз»,  «влево», «вправо» на игровом  поле 3 × 3 клетки). Составление   картинки   с заданным   разбиением   на части; частично заданным   разбиением   на без части; заданного   разбиения.   Проверка   вы­ полненной работы. с         Построение математических  пирамид: «Сложение и  вычитание в пределах 20 (с  переходом через разряд)».    Игра «Русское лото» Подсчёт   числа   точек   на верхних   гранях   выпавших кубиков каж­ дого   два   кубика).   Взаимный контроль. (у       с Составление   картинки   с заданным   разбиением   на части; частично заданным   разбиением   на   части; заданного   разбиения. Составление картинки,   представленной   в без     Сроки  проведения план факт 03/09 10/09 17/09 24/09 01/10 106 7 8 9 Волшебная линейка Праздник числа 10 Конструирование многоугольников   из деталей танграма Игра­соревнование «Весёлый счёт» 10 Игры с кубиками Конструкторы лего 11­ 12 1 1 1 1 2 08/10 15/10 22/10 29/10 12/11 уменьшенном Проверка ненной работы.     масштабе. выпол­ 1 Шкала   линейки.  Сведения   из истории математики: история возник­ новения линейки. Игры:   «Задумай   число», «Отгадай   задуманное   число». Восстановле­ ние   примеров:   поиск   цифры, которая скрыта.     с Составление многоугольников с   заданным   разбиением   на части; ча­ стично   заданным   разбиением на   части;   без   заданного разбиения. Состав­ многоугольников, ление   представленных в масштабе. уменьшенном Проверка   выполненной работы.       Найти, показать и назвать  числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в  таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице. Подсчёт   числа   точек   на верхних   гранях   выпавших кубиков каж­ дого   два   кубика).   Взаимный контроль. (у     Знакомство   с   деталями конструктора, схемами­   19,26/1 1 11и ал­ инструкциями построения горитмами   Выполнение конструкций. постройки по собст­   венному замыслу.   13 14 Весёлая геометрия Математические игры 15­ 16 «Спичечный» конструктор 17 Задачи­смекалки 18 Прятки с фигурами 19 Математические игры 1 1 2 1 1 1 Решение задач, форми­ рующих геометрическую  наблюдательность. Построение «математических»   пирамид: «Сложение   в   пределах   10», «Вычитание в пределах 10». Построение   конструкции   по заданному образцу.   Перекладывание нескольких в соответствии   с   условиями. Проверка выполнен­ ной работы. спичек       Задачи   с   некорректными данными. Задачи, несколько допускающие способов решения.       Поиск   заданных   фигур   в сложной фигурах конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников   в   заданной фигуре».     Построение «математических»   пирамид: «Сложение   в   пределах   10», «Сложение   в   пределах   20», «Вычитание   в   пределах   10», «Вычитание в пределах 20». 03/12 10/12 17,24/ 12 14/12 21/01 28/01 1220 Числовые головоломки 21­ 22 Математическая  карусель 23 Уголки 24 25 Игра   в   магазин. Монеты Конструирование  фигур из деталей  танграма 1 2 1 1 1  26 Игры с кубиками 1 Решение   и   составление ребусов,   содержащих   числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).   04/02 18,25 /02 04/03 11/03 18/03 01/04     в Работа «центрах» деятельности:   конструкторы, математические го­ занимательные ловоломки, задачи.     Составление фигур из 4, 5, 6,  7 уголков: по образцу, по  собственному замыслу. Сложение   и   вычитание   в пределах 20.     фигур Составление с заданным   разбиением   на части;   с   частично   за­ данным разбиением на части; без   заданного   разбиения. Составление фигур, уменьшенном Проверка ной работы.   представленных   в масштабе. выполнен­         на Сложение   и   вычитание   в пределах   20.   Подсчёт   числа точек верх­ них гранях выпавших кубиков (у   каждого   два   кубика).   На гранях пер­ вого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7,   а   на   гранях   второго   — числа   4,   5,   6,   7,   8,   9. Взаимный контроль.   27 Математическое  1 Сложение   и   вычитание   в 08/04 13путешествие 28 29 30 31 32 33 Математические игры Секреты задач Математическая  карусель Числовые головоломки Математические игры КВН  «Математика Царица наук»   – 1 1 1 1 1 1     —   пределах   20.   Вычисления   в группах. Пер­ вый ученик из числа вычитает 3;   второй   —   прибавляет   2, третий вычи­ тает   3,   а   четвёртый   — прибавляет   5.   Ответы   к четырём раундам записываются   в   таблицу.1­й раунд: 10 – 3 = 7  7 + 2 = 9  9 – 3 =   6   6   + 5 =   11 2­й раунд: 11 – 3 = 8 и т. д.   «Волшебная палочка»,  «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». Решение задач разными  способами. Решение  нестандартных задач. Работа «центрах» деятельности:   конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи. в     Решение   и   составление ребусов,   содержащих   числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).   Построение «математических»   пирамид: «Сложение   в   пределах   20», «Вычитание в пределах 20». 15/04 22/04 29/04 06/05 13/05 20/05 14№  п/п 1. 2. 3. «Удивительная снежинка» Иrpa«Крестики­ нолики»    Математические игры 4. Прятки с фигурами 2 класс Разделы программы  и темы учебных  занятий  Кол­ во  часов Характеристика  деятельности  Сроки  проведения 1 1 1 1 Геометрические узоры.  Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей  «Геометрические узоры.  Симметрия» Игры «Волшебная палочка»,  «Лучший лодочник»  (сложение, вычитание в  пределах 20 Числа от 1 до 100.   Построение математических пирамид: «Сложение и  вычитание в пределах 20 (с  переходом через разряд)».    Игра «Русское лото» Поиск заданных фигур в  фигурах сложной  конфигурации. Решение  задач на деление заданной  фигуры на равные части. 155. Секреты задач 6­7 «Спичечный»  конструктор 8. 9.   Геометрический  калейдоскоп   головоломки   Числовые 10.  «Шаг в будущее» 11. Геометрия вокруг нас 12. Путешествие точки 1 2 1 1 1 1 1 Решение нестандартных и занимательных задач.  Задачи в стихах. Построение конструкции по  заданному образцу  Перекладывание нескольких спичек в соответствии с  условиями. Проверка  выполненной работы.     Конструирование из многоугольников элементов. заданных Танграм. доставление картинки   без   разбиения   на части   и   представленной   в уменьшенном масштабе.   Решение   и   составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда(судоку).     Игры:   палочка», лодочник», больше?».   «Волшебная «Лучший     «Чья   сумма задач,   Решение формирующих геометрическую наблюдательность. Построение геометрической фигуры (на листе   в   клетку)   в   соот­ ветствии   заданной последовательностью   шагов (по   алгоритму).   Проверка с   1613.  «Шаг в будущее» 14.  Тайны окружности 15. Математическое путешествие 16­ 17 «Новогодний серпантин» 18 Математические игры 19.   «Часы нас будят по 1 1 1 2 1 1   работы. Построение собственного   рисунка   и описание его шагов.     Игры: палочка», лодочник», больше?», зонтиками» и др. «Волшебная «Лучший   «Чья   сумма   «Гонки   с   Окружность.   Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности   на   орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля   (по   образцу,   по собственному замыслу). Вычисления   в   группах. Первый   ученик   из   числа вычитает   14;   второй   — прибавляет   18,   третий   — вычитает 16,  а  четвёртый ­ прибавляет   15.   Ответы   к пяти раундам записываются. 1­й раунд:  34 ­ 14 = 20  20 + 18 = 38  38 ­ 16 = 22 22+ 15 = 37 игры,   Математические математические головоломки, занимательные задачи. Построение математических пирамид:   «Сложение   в пределах   100»,   «Вычитание в пределах 100».   Определение времени по  17утрам...» 20. 21. Геометрический калейдоскоп  Головоломки 22.  Секреты задач 23. 24.  «Что скрывает  сорока?» Интеллектуальная  разминка 25.  Дважды два —  четыре 26­ 27. Дважды два —  четыре 1 1 1 1 1 1 2 часам с точностью  циферблат  с подвижными  стрелками.   Задания   на   разрезание   и составление фигур. Расшифровка  закодированных слов. Задачи с лишними или  недостающими либо  некорректными дан­ ми.  Нестандартные задачи. Решение и составление  ребусов,     Математические   игры, математические головоломки, занимательные задачи. Таблица умножения  однозначных чисел. Игра  «Говорящая таблица  умножения». Игра  «Математическое домино». Математические  пирамиды: «Умножение»,  «Деление».     Игры   с   кубиками   (у каждого   два   кубика). Запись результатов умножения   чисел   (числа точек)   на   верхних   гранях выпавших кубиков. Взаимный   контроль.   Игра «Не   собьюсь».   Задания   по теме «Табличное умножение   и   деление     1828.  В царстве смекалки 29.  Интеллектуальная  разминка 30.  Составь квадрат . 31­ 32.  Мир занимательных  задач 33. Математические   фокусы 1 1 1 2 1 чисел»   из   электронного учебного пособия «Математика и   конструирование».   «центрах» Сбор информации и выпуск  математической газеты  (работа в группах). Работав   деятельности: конструкторы, электронные мате­ матические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.   Прямоугольник. Квадрат.  Задания на составление  прямоугольников  (квадратов) из заданных  частей Задачи, имеющие несколько  решений. Нестандартные  задачи. Задачи и задания,  допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и  задания. Задача «о волке,  козе и капусте»..   Чтение Отгадывание   задуманных чисел. слов: слагаемое,   уменьшаемое   и др.   (ходом   шахматного коня).   34. Математическая эстафета 1 Решение олимпиадных задач 19Календарно­тематический план    3  класс  Разделы программы  и темы учебных  занятий  Кол­ во  часов Характеристика  деятельности  Сроки  проведения план факт №  п/п 1­2 3­5 Интеллектуальная  разминка «Числовой»  конструктор 2 3 2 3 4     20,   30, Решение олимпиадных задач  международного конкурса  «Кенгуру».и т.д. Числа   от   1   до   1000. Составление трёхзначных чисел   с   помощью   ком­ плектов   карточек   с   числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, , 90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900. Конструирование  многоугольников из  одинаковых треугольников. Задачи на переливание.   …     40, Решение нестандартных задач 20 6­7 Геометрия вокруг нас 8­10 Волшебные  переливания В царстве смекалки 11­14 15­ 18 «Шаг в будущее» 4 19­ 20 «Спичечный» конструктор 2 Числовые головоломки 2 21­ 22 23­ 24 Интеллектуальная разминка 25­ 28 Математические  фокусы 2 4   Сбор (на   «отношения»). информации и   выпуск   математической газеты (работа в группах). Игры: «Крестики­нолики на  бесконечной доске»,  «Морской бой» и др., конструкторы  «Монтажник», «Строитель»,  «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. из  электронного учебного  пособия «Математика и кон­ струирование». Построение конструкции по  заданному образцу.  Перекладывание нескольких спичек в  соответствии с условием.  Проверка выполненной работы. Решение   и   составление ребусов,   содержащих   числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).       в «центрах» Работа деятельности:   конструкторы, электронные мате­ матические   игры   (работа   на компьютере),  математические головоломки, занимательные задачи.       в выполнения Порядок числовых действий выражениях   (без   скобок, со   скобками).   Соедините числа   1   1   1   1   1   1   знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15.     21Математические игры 4  29­ 32 33­ 35 36­ 37 38­ 39 Секреты чисел Математическая копилка Математическое путешествие 3 2 2   Построение   математических   «Сложение   в пирамид: пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000»,   «Деление». «Умножение», Игры: «Вол­ шебная   палочка»,   «Лучший   «Чья   сумма лодочник», больше?», «Гонки с зонтиками»   (по   выбору учащихся).       слева Числовой   палиндром   —   которое   читается число, одинаково на­ право   и   справа   налево. головоломки: Числовые запись   числа   24   (30) тремя одинаковыми цифрами.       Составление сборника числового материала, взятого из (га­ зеты,   детские   журналы),   для составления задач. жизни         140; группах: Вычисления   в   первый   ученик   из   числа вычитает вто­ рой — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибав­ ляет 150. Решения и ответы к пяти   раундам   записываются. Взаимный контроль. 1­й раунд: 640 – 140 = 500 500 + 180 = 680  680 – 160 = 520   520 + + 150= 670     40­ Выбери маршрут 3 Единица   длины   километр. 2242 43­ 44 45­ 46 47­ 50 Числовые  головоломки В царстве смекалки Мир занимательных задач 51­ 52 Геометрический  калейдоскоп 53­ 54 Интеллектуальная  разминка 2 2 4 2 2       Составление карты путешествия:   на   опре­ делённом   транспорте   по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города­герои и др. Решение   и   составление ребусов,   содержащих   числа. Заполнение чи­ слового кроссворда (судоку).           со   с Задачи   Сбор информации и выпуск  математической газеты  (работа в группах).   многими Задачи решениями. возможными недо ­   Задачи   с стающими   данными, составом избыточным   на условия.   доказательство: найти цифровое   значение   букв   в условной записи: СМЕХ   +   ГРОМ   =   ГРЕМИ   и др. Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование   из   деталей танграма:   без   разбиения изображения на   части; уменьшенном масштабе.   заданного   в     в Работа «центрах» деятельности:   конструкторы, электронные мате­ матические   игры   (работа   на компьютере),  математические головоломки, занимательные задачи.   2355­ 56 57­ 58 Разверни листок От секунды до  столетия  59­ 60 Числовые головоломки 61­ 62 63 Конкурс смекалки Это было в старину 64­ 65 Математические  фокусы 66­ Энциклопедия  2 2 2 2 1 2 2 Задачи и задания на развитие  пространственных  представлений. Время и его единицы: час,  минута, секунда; сутки,  неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса.  Цена одной минуты. Что  происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну  минуту, один час, за день, за  сутки?  Составление различных задач, используя данные о возрасте  своих родственников. Решение   и   составление ребусов,   содержащих   числа. Заполнение чи­ слового кроссворда (какуро).   Задачи   в   стихах.   Задачи­ шутки. Задачи­смекалки. Старинные   русские   меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, вер­ ста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач.  таблицей Работа   «Старинные   русские   меры длины» с       Алгоритм умножения  (деления) трёхзначного числа  на однозначное число. Поиск «спрятанных»  цифр в записи решения. Составление сборника   2467 математических  развлечений занимательных Использование разных информации познавательные книги и др.).     заданий.   источников (детские   журналы, 68 Математический лабиринт 1     занятие Итоговое   — открытый   интеллектуальный марафон. Подго­ товка   к   международному конкурсу «Кенгуру».                                       Календарно­тематическое планирование                                                                    4  класс  Разделы программы  и темы учебных  занятий  Кол­ во  часов Характеристика  деятельности  Сроки  проведения план факт Интеллектуальная  разминка Числа­великаны 3 2 Решение олимпиадных задач  международных конкурсов. Как   велик   миллион?   Что такое гугол? №  п/п 1­3 4­5 256­9 Мир занимательных  задач 10­ 12 13­ 15 16­ 19 20­ 22 23­ 24 25­ 27 28­ 29 Кто что увидит? Римские цифры Числовые  головоломки Секреты задач В царстве смекалки Математический марафон «Спичечный»  конструктор 30­ Выбери маршрут 4 3 3 4 3 2 3 2 2   с     со     многими Задачи решениями. возможными не ­ Задачи     с достающими   данными, составом избыточным условия.   Задачи   на   до­ казательство: найти цифровое значение   букв   в   условной записи: СМЕХ   +   ГРОМ   =   ГРЕМИ   и др. Задачи и задания на развитие  пространственных  представлений. Занимательные   задания   с римскими цифрами. Решение   и   составление ребусов,   содержащих   числа. Заполнение чи­ слового   кроссворда   (судоку, какуро).     «Начнём   Задачи   в   стихах   повышенной сложности: с хвоста», «Сколько   лет?»   и   др.   (Н. Разговоров). Сбор информации и выпуск  математической газеты  (работа в группах). Решение задач  международного конкурса  «Кенгуру». «Львёнок» и т.д. Построение конструкции по  заданному образцу.  Перекладывание нескольких  спичек в соответствии с  условиями. Проверка  выполненной работы. Единица   длины   километр. 2631 32­ 34 Интеллектуальная разминка 35­ 37 Математические фокусы 38­ 40 Занимательное моделирование 41­ 42 Математическая копилка 3 3 3 2   Составление карты путешествия:   на   опре­ делённом   транспорте   по маршруту. выбранному Определяем расстояния между городами и сёлами.         в Работа «центрах» деятельности:   конструкторы, электронные мате­ матические   игры   (работа   на компьютере),  математические головоломки, занимательные задачи.   «Открой»   способ   быстрого поиска   суммы.   Как   сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например,   6   +   7   +   8   +   9   + 10;12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.           Объёмные   фигуры:   цилиндр, конус,   пирамида,   шар,   куб. Набор «Гео­ метрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треуголь­ ная, конус,   четырёхугольная   пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый   конус,   усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икоса­   эдр (по выбору учащихся). куб,         Составление сборника числового материала, взятого из (га­ жизни     2743­ 44 Какие слова спрятаны в таблице? 45­ 46 «Математика — наш друг!»  2 2 47­ 48 Решай, считай   отгадывай, 2 49­ 50 51­ 52 В царстве смекалки Числовые  головоломки 53­ 54 Мир   занимательных задач 2 2 2 зеты,   детские   журналы),   для составления задач. Поиск в таблице (9 × 9) слов,  связанных с математикой.  (Например, за­ дания № 187, 198 в рабочей  тетради «Дружим с  математикой» 4 класс.) Задачи, решаемые перебором  различных вариантов.  «Открытые» за­ дачи и задания (придумайте  вопросы и ответьте на них).  Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Не переставляя числа 1, 2, 3, 4,   5,   соединить   их   знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. рядом стоящие   цифры   можно считать   за   одно   число.   Там, где необходимо, можно использовать скобки. Две       Сбор информации и выпуск  математической газеты  (работав группах). Решение   и   составление ребусов,   содержащих   числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).     со     многими Задачи возможными решениями. Запись   решения   в   виде таблицы. с недостающими   данными,   с составом избыточным условия.   на Задачи Задачи         2855­ 56 Математические  фокусы 57­ 58 Интеллектуальная разминка 59­ 60 Блиц­турнир по  решению задач 61­ 62 Математическая копилка 63­ 64 Геометрические  фигуры вокруг нас 65­ 66 Математический  лабиринт 2 2 2 2 2 2 доказательство: найти цифровое   значение   букв в условной записи.     Отгадывание задуманных чисел:   «Отгадай   задуманное число»,   «Отгадай   число   и месяц рождения» и др.     в Работа «центрах» деятельности:   конструкторы, электронные мате­ матические   игры   (работа   на компьютере),  математические головоломки, занимательные задачи.     Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений.       в Математика спорте. Создание сборника   числового материала для   составления задач.     квадратов Поиск в прямоугольнике   2 ×5   см   (на клетчатой   части   листа). Какая пара быстрее составит (и   зарисует)   геометрическую фигуру? (Работа   «Танграм».) набором с   Интеллектуальный марафон.  Подготовка к  международному конкурсу  «Кенгуру». 2967­ 68 Математический праздник 2 Задачи­шутки. Занимательные вопросы   и   задачи­смекалки. Задачив стихах. Игра «Задумай число».   3031Содержание программы Числа. Арифметические действия. Величины Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение   и   вычитание   чисел   в   пределах   100.   Таблица   умножения   одно­ значных чисел и соответствующие случаи деления.           Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в  ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений.  Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное  выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.       Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.). Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа­великаны  (миллион   и   др.).  Числовой   палиндром:   число,   которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск   и   чтение   слов,   связанных   с   математикой   (в   таблице,   ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Материально­техническое обеспечение — Кубики (игральные) с точками или цифрами. — Комплекты карточек с числами: ­0,1,2,3, 4, ...,9(10); ­10,20, 30, 40,..., 90; ­100, 200, 300, 400,..., 900. — «Математический веер» с цифрами и знаками. — Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100). — Часовой циферблат с подвижными стрелками. — Набор «Геометрические тела». 32Методическое обеспечение Литература для учащихся — Кочурова Е.Э. Дружим с математикой : рабочая тетрадь для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждении. — М.: Вентана­Граф  — Плакат «Говорящая таблица умножения» / АЛ.Бахчетьев и др. — М.: Знаток, 2009. — Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас   :   методические   рекомендации   /  Е.Э.   Кочурова,   А.С.   Анютина,   С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010. Литература для учителя 1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников /, Начальная школа. — 2009. – № 7. 2. Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000. 3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001. 4.   Игры   со   спичками:   Задачи   и   развлечения   /   сост.  А.Т.   Улицкий,   Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993. 5.   Лавлинскова   Е.Ю.   Методика   работы   с   задачами   повышенной   труд­ ности. ­ М„ 2006. 33