Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - исследователь»
Оценка 4.7

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - исследователь»

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
окружающий мир
2 кл
22.06.2017
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - исследователь»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - исследователь» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы начального общего образования и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект», с учётом требований и содержания основной образовательной программы начального общего образования.Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - исследователь» 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - исследователь» .doc
Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Я ­ исследователь»  составлена в соответствии   с   требованиями   Федерального   государственного   образовательного   стандарта начального   общего   образования,   на   основе   примерной   программы   начального   общего образования   и   авторской   программы   обучающего   и   развивающего   курса   для   младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект», с учётом требований и содержания основной образовательной  программы  начального   общего  образования МБОУ СОШ  № 2 (приказ  № 489 от 30.08.14 г.) Актуальность рабочей программы Актуальность   программы   обусловлена   ее   методологической   значимостью.   Знания   и умения,   необходимые   для   организации   проектной   и   исследовательской   деятельности,   в будущем станут основой для организации научно­исследовательской деятельности Актуальность   проектной   деятельности   сегодня   осознается   всеми.   ФГОС   нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа,   методы   проектно­исследовательской   деятельности   определены   как   одно   из   условий реализации   основной   образовательной   программы   начального   общего   образования. Современные   развивающие   программы   начального   образования   включают   проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.   Описание места рабочей программы в учебном плане Программа   внеурочной   деятельности   «Я   ­   исследователь»  введена   в   часть  формируемого   образовательным   учреждением   в   рамках  научно   ­ учебного  плана, познавательного направления.  Преподавание осуществляется во второй половине дня. Рабочая   программа   внеурочной   деятельности   «Я   ­   исследователь»     является модифицированной (адаптированной) программой.  Срок   реализации  рабочей   программы  ­  1   год.  Рабочая   программа   рассчитана   на учащихся 2 классов в возрасте 7 – 8 лет. Объём учебного времени, отводимого на изучение во 2 классе ­ 68 часов (2 часа в неделю, 34 недели). В соответствии с планом работы школы по внеурочной деятельности и с санитарными нормами, с целью предупреждения  перегрузок у учащихся начальной школы одно занятие длится 25 минут. На изучение каждой темы добавлен ещё один урок в 25 минут,   для того чтобы новый курс «Я ­ исследователь»  был хорошо усвоен.  Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать   новые   образовательные   педагогические   и   информационные   технологии,   тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология. Новизна  рабочей программы Особенностью   данной   программы   является   реализация   педагогической   идеи формирования   у   младших   школьников   умения   учиться   –   самостоятельно   добывать   и систематизировать   новые   знания.   В   этом   качестве   программа   обеспечивает   реализацию следующих принципов:  Непрерывность   дополнительного   образования   как   механизма   полноты   и   целостности образования в целом;  Развития   индивидуальности   каждого   ребенка   в   процессе   социального   самоопределения   в системе внеурочной деятельности;  Системность организации учебно­воспитательного процесса; 2  Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей. Цель: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской  деятельности. Задачи:   развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников;   обучение  детей  младшего   школьного  возраста  специальным   знаниям,  необходимым   для проведения самостоятельных исследований;   формирование   и   развитие   у   детей   младшего   школьного   возраста   умений   и   навыков исследовательского поиска;  формирование у младших школьников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности. Особенности рабочей программы Особенностью   данной   программы   является   реализация   педагогической   идеи формирования   у   младших   школьников   умения   учиться   –   самостоятельно   добывать   и систематизировать   новые   знания.   В   этом   качестве   программа   обеспечивает   реализацию следующих принципов:  непрерывность   дополнительного   образования   как   механизма   полноты   и   целостности образования в целом;  развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;  системность организации учебно­воспитательного процесса;  раскрытие способностей и поддержка одаренности детей. Основные понятия: Проекты  различных   направлений   служат   продолжением   урока   и   предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий.  Метод проектов  – педагогическая технология, цель которой   ориентируется   не   только   на   интеграцию   имеющихся   фактических   знании,   но   и приобретение   новых   (порой   путем   самообразования).  Проект  –   буквально   «брошенный вперед»,   т.е.   прототип,   прообраз   какого­либо   объекта   или   вида   деятельности.  Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности   и   одновременно   формирование   определенных   личностных   качеств,   которые ФГОС  определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования. Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою   специфику.   Так,   собственно   проектная   деятельность   в   ее   классическом   понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач. Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь. Проекты   по   содержанию   могут   быть   технологические,   информационные, комбинированные.   В   последнем   случае   учащиеся   готовят   информационное   сообщение   и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут   быть   индивидуальные,   групповые   (по   4–6   человек)   и   коллективные   (классные).   По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве 3 проектных заданий предлагаются конструкторско­технологические, а также художественно­ конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико­технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.   Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация   проекта,   защита   проекта.   Наиболее   трудоёмким   компонентом   проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается   вся   необходимая   документация   (рисунки,   эскизы,   простейшие   чертежи), подбираются материалы и инструменты. Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением   необходимых   корректировок   или   практическая   деятельность   общественно полезного характера.   Главная   цель   защиты   проектной   работы   –   аргументированный   анализ   полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным   критерием   успешности   выполненного   проекта   является   соблюдение   в   изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо   следит   за   соблюдением   доброжелательности,   тактичности,   проявлением   у   детей внимательного отношения к идеям и творчеству других. Занятия   составлены   с   учётом   постепенного  возрастания   степени   самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых занятиях,   представляют   собой   новую   интерпретацию   уже   знакомых   детям   заданий.   В дальнейшем   они   всё   больше   приобретают   специфические   черты   собственно   проектной деятельности.   Несложность   проектов   обеспечивает   успех   их   выполнения   и   является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов. Особенности занятий по рабочим тетрадям «Учусь создавать проект» В   данные   пособия   вошли   занятия,   разработанные   на   основе   работы   на   протяжении последних   лет   с   проектантами,   ставшими   победителями,   лауреатами,   призерами   и дипломантами   окружных,   городских   Всесоюзных   конкурсов   проектно­исследовательской деятельности. Каждое   занятие   данных   пособий   поможет   детям   шагать   по   ступенькам   создания собственного   проекта,   познакомит   с   проектной   технологией,   с   алгоритмом   построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией. Тетради   помогут   расширить   кругозор   и   обогатить   их   словарный   запас   новыми понятиями из мира проекта. Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики: 1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования. 2. Практические занятия  «Играем в учёных»  переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми   шагами   в   науке.   Начиная   работать   над   каким­либо   опытом   или   занятием,   дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения. 4 3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой. 4.   Тесты   и   самоанализ   помогут   будущему   проектанту   овладеть   элементами   рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта. 5.   Рубрика  «Переменка»  помогает   развивать   внимание   и   логику,   творческое   мышление   и любознательность, память и способность к восприятию. Данные тетради позволяют ученикам создавать проекты с удовольствием, а учителям учить этому без принуждения и продуктивно. Планируемые результаты В  результате реализации программы у обучающихся будут сформированы  личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные  действия. В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформировано умение  оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и  ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно   оценить как хорошие или плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые  общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных  ценностей). В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют всеми  типами учебных действий по реализации учебно­исследовательских проектов, включая  способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию,  контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их  выполнение. В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся  выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами,  специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной  информации об объектах. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся научатся  планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в  микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками;  объективное оценивание своего вклада решение общих задач группы; учет способностей  различного ролевого поведения – лидер, подчиненный). Предметными   результатами  изучения   является   формирование   следующих умений: • самостоятельно выбирать тему и объект исследования; • правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы; • выделять главное и второстепенное в собранном материале; • выделять из текста основные понятия и давать им определения; • классифицировать предметы, процессы, явления и события; • выявлять и обозначать замеченные парадоксы; • ранжировать выдвигаемые идеи; • предлагать примеры, сравнения и сопоставления относительно определенной темы; • делать выводы и умозаключения; • указывать пути дальнейшего изучения объекта; • презентовать свою работу. Обучающиеся будут знать: • основные особенности проведения исследований разных видов; 5 • методы исследования; • правила выбора темы и объекта исследования; • основные логические операции, их отличительные особенности; • правила успешной презентации работы. Обучающиеся смогут решать следующие жизненно­практические задачи: • самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме; • реализовывать право на свободный выбор. Обучающиеся смогут проявлять следующие отношения: • без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий; • работать в коллективе, группе; • презентовать работу общественности. Формы организации внеурочной деятельности   Программа   предусматривает   проведение   внеклассных   занятий,   работы   детей   в группах,   парах,   индивидуальная   работа,   работа   с   привлечением   родителей.   Занятия проводятся   в   учебном   кабинете,     библиотеках,   на   пришкольном   участке.   Проектная деятельность   включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин,   КВН,   встреч   с   интересными   людьми,   соревнований.   Проектная   деятельность предусматривает   поиск   необходимой   недостающей   информации   в   энциклопедиях, справочниках,   книгах,   на   электронных   носителях,   в   Интернете,   СМИ   и   т.д.   Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.  Формы занятий: •   по количеству детей ­ коллективная, групповая, индивидуальная; •   по   особенностям   коммуникативного   взаимодействия:   тренинг,   практикум,   семинар, фестиваль; •   по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий. Применяемые технологии Применяемые образовательные технологии:  ­ технология проблемно­диалогического обучения; ­ поисковая деятельность; ­ информационно­коммуникационные технологии; ­ здоровьесберегающие технологии; ­ проектная технология; ­ технология оценивания образовательных достижений учащихся.   Формы контроля и оценки планируемых результатов В   основу   изучения   курса   положены   ценностные   ориентиры,   достижение   которых определяются   воспитательными   результатами.   Воспитательные   результаты   внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням. Первый   уровень   результатов  предполагает  приобретение  обучающимися  новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. 6 Второй уровень результатов  предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном   использовании   школьниками   метода   проектов,   самостоятельном   выборе   тем проекта,   приобретении   опыта   самостоятельного   поиска,   систематизации   и   оформлении интересующей информации. Третий   уровень   результатов  предполагает   получение   школьниками самостоятельного   социального   опыта.   Проявляется   в   участии   школьников   в   реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.                    Методы   контроля:  консультация,  доклад,   защита   исследовательских   работ, выступление,   научно­исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.             выставка,   презентация,   мини­конференция, Учебно – тематический план 2 класс Тема Количество часов Творческие работы Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.  Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант.  Знакомство с понятиями: словарь, проект, тема. Знакомство с понятием формулировка. Работа со  словарями. Выбор помощников в работе над проектом. Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с  понятием этап. Актуальность темы проекта. Знакомство с понятием  актуальность. Проблема. Решение проблемы. Выработка гипотезы­предположения. Знакомство с  понятиями: выработка, гипотеза, предположение. Цель проекта. Задачи проекта. Сбор информации для проекта.  Знакомство с понятиями: сбор, информация,  энциклопедия, интернет, книги, газеты, журналы.   Знакомство с интересными людьми. Интервью. Обработка информации. Отбор значимой  информации. Твоё знакомство с понятиями:  обработка информации, отбор. Создание продукта проекта. Знакомство с  понятиями: макет, поделка. 7 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 № 1 2  3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Играем в учёных. Это интересно. Тест  «Чему ты научился?» Отбор информации для мини­сообщения. Мини­сообщения. Творческая работа. Презентация. Знакомство с  понятием презентация. Значимость компьютера в создании проектов.  Презентация. Первые шаги составления презентации на  компьютере.  Составления презентации на компьютере.   Совмещение текста выступления с показом  презентации. Подробное выступление перед  знакомой и незнакомой аудиторией Подготовка ответов на предполагаемые вопросы по  теме проекта. Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина. Изготовление визитки. Правильное составление  титульного листа визитки. Самоанализ. Работа над понятием самоанализ. Играем в учёных. Это интересно Представление проектов. Памятка жюри конкурса. Добрые советы от Мудрого Дельфина. Пробное выступление перед незнакомой аудиторией. Самоанализ – рефлексия после твоего выступления  перед незнакомой аудиторией. Играем в учёных. Это интересно. Благодарственные рисунки­отклики твоим  помощникам проекта. Пожелания будущим  проектантам. Планы на лето. Советы на лето от Мудрого Дельфина Итого 8 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 68 20 Содержание программы     Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению   учащимися   основами   исследовательской   деятельности:   от   осмысления   сути исследовательской   деятельности,   от   истоков   научной   мысли   и   теории,   от   творческой   и уникальной   деятельности   выдающихся   ученых   –   к   изучению   составных   частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной   деятельности,   учили   наблюдать   понимать,   осмысливать   причинно­ следственные   связи   между   деятельностью   человека   и   наукой,   тем   самым   вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.     Теоретические   и   практические   занятия   способствуют   развитию   устной     коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:   вести устный диалог на заданную тему;   участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;   участвовать в работе конференций, чтений.   Работа   над   проектом   предваряется   необходимым   этапом   —   работой   над   темой,   в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При   дальнейшей   работе   над   проектами   составленная   общая   энциклопедия   или   картотека может служить одним из основных источников информации по теме. Предлагаемый порядок действий: 1. Знакомство класса с темой. 2. Выбор областей знания. 3. Сбор информации. 4. Выбор проектов. 5. Работа над проектами. 6. Презентация проектов. Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой­либо проект, связанный по сюжету с какой­либо темой. 9 При   выборе   подтемы   учитель   не   только   предлагает   большое   число   подтем,   но   и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать. Классические   источники   информации  —   энциклопедии   и   другие   книги,   в   том числе   из   школьной   библиотеки.   Кроме   того,   это   видеокассеты,   энциклопедии   и   другие материалы на компакт­дисках, рассказы взрослых, экскурсии. Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой­то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми. Возможные   экскурсии   —   это   экскурсии   либо   в   музеи,   либо   на   действующие предприятия. Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета. После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.    Творческими   работами   могут   быть,   например:   рисунок,   открытка,   поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВН, газета,   книга,   модель,   костюм,   фотоальбом,   оформление   стендов,   выставок,   доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.     Дети   сами   выбирают   тему,   которая   им   интересна,   или   предлагают   свою   тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен   иметь   в  виду,   что  ребята,   которые   не  участвуют   в  этом   проекте,   могут  принять участие в следующем.   При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.  Удачные   находки   во   время   работы   над   проектом   желательно   сделать   достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят   Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно   предоставить   возможность   рассказать   о   своей   работе,   показать   то,   что   у   них получилось, и услышать похвалу в свой  адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.  При   прохождении   тем   важным   является   целостность,   открытость   и   адаптивность материала.  В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской   деятельности.   Формируются  умения  выделять  проблему   исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки   овладения   научными   терминами   в   той   области   знания,   в   которой   проводиться исследование; навыки овладения теоретическими  знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад,  исследовательскую работу. 10 Интернет­ресурсы: Методическое обеспечение программы 1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. http://school­collection.edu.ru 2. Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100».  http:// www.school2100.ru 3. Большая детская энциклопедия (6­12 лет).  http://all­ebooks.com 4. Почему и потому. Детская энциклопедия. http://www.kodges.ru  Техническое обеспечение: 1. Интерактивная доска 2. Компьютер 3. Проектор Литература для учителя Список литературы 1. Сизова Р. И.,  Селимова Р. Ф. «Учусь создавать проект»: Методическое пособие.  2 класс.   – М.: Издательство РОСТ, 2012. (Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем,  проектируем, создаём) 2. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность  школьников: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010 3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников . – Самара:  Учебная литература, 2008           11 4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к  мысли: пособие для учителя. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под  ред. А.Г. Асмолова, 2­ое изд. – М.: Просвещение, 2100  5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное  образование». ­ 2000, №7  Литература для учащихся 1. Сизова Р. И.,  Селимова Р. Ф. «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради  для  2 класса.  – М.:   Издательство   РОСТ,   2012.  (Юным   умникам   и   умницам.   Исследуем,   доказываем, проектируем, создаём) 2. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие: «Бизнессофт» /  «Хорошая погода», 2007  3. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/  RUS / PC  12

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - исследователь»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - исследователь»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - исследователь»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - исследователь»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - исследователь»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - исследователь»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - исследователь»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - исследователь»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - исследователь»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - исследователь»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - исследователь»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - исследователь»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - исследователь»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - исследователь»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - исследователь»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - исследователь»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - исследователь»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - исследователь»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - исследователь»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - исследователь»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - исследователь»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - исследователь»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2017