Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"
Оценка 4.7

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
окружающий мир
1 кл—4 кл
31.03.2017
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Я – исследователь» разработана на основе авторской программы А. И. Савенкова «Я - исследователь» (Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/П78 Сост. Е.Н. Петрова. - Самара: Издательство Учебная литерату-ра : Издательский дом Федоров, 2011. - 144 с. ISBN 978-5-9507-1413-9 (Издательство Учебная литература). ISBN 978-5-393-00640-2 (Издательский дом Федоров)) в соответствии: • с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования • с рекомендациями Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ под ред. В. А. Горского. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2011. • с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников. Программа является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы «Школа 2100», методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.
РП я - исследователь 2014 ++.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хуторская основная общеобразовательная школа» Красногвардейского района Белгородской области Согласована  на заседании ШМО учителей естественно­математического цикла Руководитель:  ______________ А.Н.Енина Протокол № 5  от «03» июня 2014 г.                                        Рассмотрена  на заседании педагогического совета МБОУ «Хуторская ООШ»  Протокол № 1 от  «30» августа 2014 г. Утверждена  приказом № 86 от  «30» августа 2014 г. Директор  МБОУ «Хуторская ООШ» __________Н П. Лобачева.   Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению   «Я исследователь»         уровень начального общего образования (1­4 классы) срок реализации:  4 года Программу подготовила:    Енина Алла Николаевна,     учитель математики 2014 год Пояснительная записка. Практика использования методов исследовательского  обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит всё большее применение. Современный учитель  всё  чаще  старается  предлагать  задания,  включающие  детей   в самостоятельный творческий, исследовательский поиск. Однако   возможности   использования   методов   проведения   самостоятельных исследований   и   создания   детьми   собственных   творческих   проектов   основном   учебном процессе существенно ограничены. Программа  внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Я – исследователь»     разработана   на   основе   авторской   программы   А.   И.   Савенкова   «Я   ­ исследователь»  (Программы   внеурочной   деятельности.   Система   Л.В.   Занкова/П78 Сост. Е.Н. Петрова. ­ Самара: Издательство Учебная литерату­ра : Издательский дом   Федоров,   2011.   ­   144   с.   ISBN   978­5­9507­1413­9   (Издательство   Учебная литература). ISBN 978­5­393­00640­2 (Издательский дом Федоров)) в соответствии:   с   требованиями   федерального   государственного   образовательного   стандарта начального общего образования   с   рекомендациями   Примерных   программ   внеурочной   деятельности.   Начальное   и основное образование./ под ред. В. А. Горского. – 2­е изд. – М. Просвещение, 2011.   с   особенностями   образовательного   учреждения,   образовательных   потребностей   и запросов обучающихся, воспитанников. Программа   является   продолжением   урочной   деятельности,   опирается   на   идеи образовательной   системы     «Школа   2100»,   методику   и   программу   исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова. Ценность   программы  заключается   в   том,   что   учащиеся       получают   возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.  Её актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе  удачно  сочетаются  взаимодействие   школы   с  семьей,  творчество   и  развитие, эмоциональное   благополучие   детей   и   взрослых.   Она   способствует   ознакомлению   с организацией   коллективного   и   индивидуального   исследования,   обучению   в   действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Актуальность  проектной   деятельности   сегодня   осознается   всеми.   ФГОС   нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно­исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации   основной   образовательной   программы   начального   общего   образования. Современные   развивающие   программы   начального   образования   включают   проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.  Актуальность  программы   также   обусловлена   ее   методологической   значимостью. Знания   и   умения,   необходимые   для   организации   проектной   и   исследовательской деятельности,   в   будущем   станут   основой   для   организации   научно­исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы.   Основные   принципы   реализации   программы   –   доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.  научность, При реализации рабочей программы используется УМК :  Савенков А.И.  Методика исследовательского обучения младших школьников. _ Самара   :   Издательство   «Учебная   литература»   :   Издательский   дом   «Федоров», 2011._ 224 с.  Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших  школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008  Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Маленький исследователь: Развитие  познавательных способностей. ООО Академия развития.2004 2  Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Маленький исследователь: Развитие логического  мышления. Издательство: Астрель, 2006  Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.  Интернет  ­ ресурсы Общая характеристика учебного курса Цель. Трансформация   процесса   развития   интеллектуально­творческого   потенциала   личности ребёнка   путём   совершенствования   его   исследовательских   способностей   в   процессе саморазвития. Задачи программы.    Развитие познавательных потребностей младших школьников. Развитие познавательных способностей младших школьников. Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.   Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска. Формирование   у   младших   школьников   представлений   об   исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности. Изучение практики использования в образовательных целях методов самостоятельного поиска детей убеждает в том, что современный подход к решению этой задачи страдает некоторой односторонностью. Так, большинство современных образовательных технологий исследовательского   обучения   обучающихся   предполагают   лишь   различные   варианты включения ребёнка в собственную исследовательскую практику. В большинстве начальных, средних школ и тем более в высших учебных заведениях педагоги убеждены, что стоит только   загрузить   обучающегося   задачей   проведения   собственного   исследования   или выполнения творческого проекта, как работа пойдёт полным ходом. Предполагается,   что,   получив   возможность   проводить   собственные   учебные исследования,   ребёнок   сам   научится   это   делать.   Наивность   этого   подхода   становится очевидной сразу, как только на этом заостряется внимание. Никакого исследования не проведёт ни младший школьник, не обучающийся неполной средней школы, ни старшеклассник, если их этому специально не обучать. Редкий студент способен   делать     это   после   долгих,   мучительных   проб   и   ошибок.   Можно,   конечно, попытаться   обучить   этому   в   ходе   самого   процесса   исследовательского   поиска,   но значительно   эффективнее   в   этом   плане   специальный   тренинг   по   развитию исследовательских способностей обучающихся. Кроме того, любая учебная деятельность, и учебно­исследовательская здесь не может быть   исключением,   требует   особой   системы   поддержки   и   контроля   качества.   Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов. Таким   образом,   программа   учебно­исследовательской   деятельности   обучающихся должна включать три относительно самостоятельных подпрограммы:    Подпрограмма   «Тренинг».  Специальные   знания   по   приобретению   учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска. Подпрограмма   «Исследовательская   практика».  Проведение   обучающимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. 3 Подпрограмма «Мониторинг».  Содержание и организация мероприятий необходимых для   управления   процессом   решения   задач   исследовательского   обучения   (мини­курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.) Описание места учебного курса в учебном плане Программа “Я ­ исследователь” – общеинтеллектуальной направленности.  Программа рассчитана на четырёхгодичный курс обучения В программу включены четыре этапа обучения для учащихся начальной школы: 1 этап– 1 класс 2 этап– 2 класс 3 этап– 3 класс 4 этап– 4 класс Сроки реализации программы. 1   класс.  Учебная   нагрузка   определена   из   расчёта   1   час   в   неделю   в   школе.   Таким образом,   общий   объём   занятий   составляет   33   часа.   Эти   часы   поделены   между   тремя подпрограммами: «тренинг», «исследовательская практика», «мониторинг». 2   класс.  Учебная   нагрузка   определена   из   расчёта   1   час   в   неделю   в   школе,   плюс самостоятельная работа вне школы. В первой четверти учебного года данная работа не проводится. Таким образом, общий объём занятий составляет 58 часов. Из них – 34 часа под   руководством   учителя   и   24   часа   самостоятельной   работы   вне   школы.   Эти   часы поделены   между   тремя   подпрограммами:   «тренинг»,   «исследовательская   практика», «мониторинг». 3   класс.  Учебная   нагрузка   определена   из   расчёта   1   час   в   неделю   в   школе,   плюс самостоятельная работа вне школы. В первой четверти учебного года данная работа не проводится. Таким образом, общий объём занятий составляет 60 часов. Из них – 34 часа под   руководством   учителя   и   26   часов   самостоятельной   работы   вне   школы.   Эти   часы поделены   между   тремя   подпрограммами:   «тренинг»,   «исследовательская   практика», «мониторинг». 4   класс.  Учебная   нагрузка   определена   из   расчёта   1   час   в   неделю   в   школе,   плюс самостоятельная работа вне школы. В первой четверти учебного года данная работа не проводится. Таким образом, общий объём занятий составляет 68 часов. Из них – 34 часов под   руководством   учителя   и   34   часа   самостоятельной   работы   вне   школы.   Эти   часы поделены   между   тремя   подпрограммами:   «тренинг»,   «исследовательская   практика», «мониторинг». Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса В   процессе   прохождения   курса   формируются   умения   и   навыки   самостоятельной исследовательской   деятельности;   умения   формулировать   проблему   исследования, выдвигать   гипотезу;   навыки   овладения   методикой   сбора   и   оформления   найденного материала;   навыки   овладения   научными   терминами   в   той   области   знания,   в   которой проводиться   исследование;   навыки   овладения   теоретическими   знаниями   по   теме   своей работы и шире; умения оформлять доклад,  исследовательскую работу. По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы –   опыт   научного   учебного   исследования   по   предметной   тематике,   выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы. Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки: Сформированные действия Должны научиться Обучающиеся должны научиться  видеть проблемы; В ходе решения системы проектных задач у  младших школьников могут быть  сформированы следующие способности: 4  ставить вопросы;  выдвигать гипотезы;  давать определение понятиям;  классифицировать;  наблюдать;  проводить эксперименты;  делать умозаключения и выводы;  структурировать материал;  готовить   тексты   собственных докладов;  объяснять, доказывать и защищать свои идеи.  Рефлексировать (видеть проблему;  анализировать сделанное – почему  получилось, почему не получилось, видеть  трудности, ошибки);  Целеполагать (ставить и удерживать цели);  Планировать (составлять план своей  деятельности);  Моделировать (представлять способ  действия в виде модели­схемы, выделяя все  существенное и главное);  Проявлять инициативу при поиске способа  (способов) решения задачи;  Вступать в коммуникацию  (взаимодействовать при решении задачи,  отстаивать свою позицию, принимать или  аргументировано отклонять точки зрения  других).                   По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать: действия,   направленные   на   выявление   проблемы   и определить   направление исследования проблемы; зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти; обозначится граница исследования;  разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи; деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования; поведется последовательно исследование; зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация); проанализируются и обобщатся полученные материалы; подготовится отчет – сообщение по результатам исследования; организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи; простимулируется   исследовательское   творчество   детей   у   100%   с   привлечением родителей; обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%; организуется  экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное;  продемонстрируются  результаты на мини­ конференциях, семинарах не менее 50%; включатся   в   конкурсную   защиту   исследовательских   работ   и   творческих   проектов,  среди учащихся 2,3,4 классов не менее 10%; создадутся у 100% учащихся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации; сформируются   представления   об   исследовательском   обучении и   КАК   СТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ!  активизируется   интерес   учащихся   к   приобретаемым   знаниям,   полученным   ими   в совместной творческой, исследовательской и практической работе.  Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:  альбом,  5 газета, гербарий,     журнал, книжка­раскладушка,   коллаж,   коллекция,   костюм,  макет,   модель,   музыкальная подборка,             фотоальбом,   наглядные пособия,  паспарту,  плакат,  план,  серия иллюстраций,  сказка,  справочник,  стенгазета,  сувенир­поделка, сценарий праздника,  учебное пособие,  экскурсия Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: _ положительное отношение к исследовательской деятельности; _   широкая   мотивационная   основа   исследовательской   деятельности,   включающая социальные, учебно­познавательны и внешние мотивы; _ интерес к новому содержанию и новым способам познания; _ ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной   задачи,   понимание   предложений   и   оценок   учителя,   взрослых,   товарищей, родителей; _   способность   к   самооценке   на   основе   критериев   успешности   исследовательской деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования: _  внутренней   позиции   обучающегося   на   уровне   понимания   необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности; _ выраженной познавательной мотивации; _ устойчивого интереса к новым способам познания; _ деятельности; _  морального   сознания,   способности   к   решению   моральных   проблем   на   основе   учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.  адекватного   понимания   причин   успешности/неуспешности   исследовательской 6 Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: _ принимать и сохранять учебную задачу; _ учитывать выделенные учителем ориентиры действия; _ планировать свои действия; _ осуществлять итоговый и пошаговый контроль; _ адекватно воспринимать оценку учителя; _ различать способ и результат действия;  _ оценивать свои действия на уровне рефлексооценки; _ вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; _ выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться: _ проявлять познавательную инициативу; _  самостоятельно   учитывать   выделенные   учителем   ориентиры   действия   в   незнакомом материале; _ преобразовывать практическую задачу в познавательную; _ самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: _   осуществлять   поиск   нужной   информации   для   выполнения   учебного   исследования   с использованием   учебной   и   дополнительной   литературы   в   открытом   информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; _   использовать   знаки,   символы,   модели,   схемы   для   решения   познавательных   задач   и представления их результатов; _ высказываться в устной и письменной формах; _ ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач; _ владеть основами смыслового чтения текста; _ анализировать объекты, выделять главное; _ осуществлять синтез (целое из частей); _ проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям; _ устанавливать причинно­следственные связи; _ строить рассуждения об объекте; _ обобщать (выделять класс объектов по какому­либо признаку); _ подводить под понятие; _ устанавливать аналогии; _   оперировать   такими   понятиями,   как   проблема,   гипотеза,   наблюдение,   эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.; _   видеть   проблемы,   ставить   вопросы,   выдвигать   гипотезы,   планировать   и   проводить наблюдения   и   эксперименты,   высказывать   суждения,   делать   умозаключения   и   выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п. Обучающийся получит возможность научиться: _  осуществлять   расширенный   поиск   информации   в   соответствии   с   исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; _ фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; _ осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; 7 _  строить   логическое   рассуждение,   включающее   установление   причинно­следственных связей; _  оперировать   такими   понятиями,   как   явление,   причина,   следствие,   событие, обусловленность,   совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;  использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.   зависимость,   различие,   сходство,   общность, Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: _ допускать существование различных точек зрения; _ учитывать разные мнения, стремиться к координации; _ формулировать собственное мнение и позицию; _ договариваться, приходить к общему решению; _ соблюдать корректность в высказываниях; _ задавать вопросы по существу; _ использовать речь для регуляции своего действия; _ контролировать действия партнера; _ владеть монологической и диалогической формами речи. Обучающийся получит возможность научиться: _ учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; _ аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; _  с   учетом   целей   коммуникации   достаточно   полно   и   точно   передавать   партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; _  допускать возможность существования  у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих   с   его   собственной,   и   учитывать   позицию   партнера   в   общении   и взаимодействии; _ осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; _ адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Содержание программы внеурочной деятельности 1 класс (33 часа). Занятия в рамках тренинга развития исследовательских способностей начинаются не с начала учебного года, а только со второй четверти. Дети к этому времени в основном адоптировались к школе и освоили ряд общих учебных навыков (начинают читать, писать, считать и др.). Самостоятельная исследовательская практика в первом классе не   предусмотрена (это возможно только для одарённых детей). Правда, программой предусматриваются часы на   индивидуальную   учебно­исследовательскую   работу.   Она   выполняется   ребёнком   с высокой долей самостоятельности, но при участии педагога. Результаты   собственной   исследовательской   работы   первоклассник   представляет только   на   мини­конференциях   и   семинарах,   проводимых   после   различных   экспресс­ исследований.  Подпрограмма «Тренинг».(12 часов) Подпрограмма «Исследовательская практика» (15 часов). Подпрограмма «Мониторинг» (6 часов). 8 2 класс( 34 часа) Во втором классе  программа тренинговых занятий  делится на две самостоятельные части – два цикла, одна часть реализуется в первой четверти, втора в третьей ( во второй и четвёртой   четвертях   делаются   перерывы).   Каждая   из   этих   частей   планируется   как относительно автономная и цельная. Во   втором   классе   все   дети   (не   только   одарённые),   должны   быть   включены   в самостоятельную исследовательскую практику. Каждый ребёнок получает тетрадь «Я ­ исследователь»,   где     подробно   описан   каждый   шаг   пути   проведения   собственного исследования, и начинает работу. Результаты   собственной   исследовательской   работы   второклассники   впервые   будут представлять   на   специально   организованных   «конкурсных»   защитах   исследовательских работ и творческих проектов. Очень   важно   учесть,   что   дети   в   силу   разности   темпераментов   и   характеров, особенностей   когнитивного   развития   и   специфики   темы   будут   работать   с   разной скоростью.   Кто­то   уже   через   неделю   заявит,   что   он   готов   доложить   результаты   своих изысканий, а кто­то «созреет» лишь к концу учебного года. Этого не следует бояться, надо позволить каждому ребёнку работать в том темпе, который ему свойственен. При этом надо бороться с попытками представить некачественные, не доведённые до конца работы и с попытками искусственного затягивания( что встречается крайне редко). Подпрограмма «Тренинг».(17 часов)       Подпрограмма «Исследовательская практика» (11часов).  Подпрограмма «Мониторинг» (6 часов).    3 класс (34 часа). В   третьем   классе   программа   тренинговых   занятий   ограничивается   обязательными занятиями   в   третьей   четверти.   Вопросы   выбора   темы,   организации   и   проведения собственных исследований, подготовки  работ к защите дети решают легче. Существенно упростит решение этих задач применение рабочей тетради «Я – исследователь». Коллективную и индивидуальную учебно­исследовательскую работу детей продолжаем чередовать, чтобы каждый ребёнок приобрёл разносторонний опыт в проведении учебных исследований и во взаимодействии со сверстниками. Практику проведения конкурсных защит следует продолжить. Подпрограмма «Тренинг».(11 часов) Подпрограмма «Исследовательская практика» (17 часов). Подпрограмма «Мониторинг» (6 часов).  4 класс. (34ч). В четвёртом   классе программа тренинговых занятий ограничивается обязательными занятиями в третьей четверти. Детьми накоплен опыт учебно­исследовательской деятельности, поэтому применение рабочей тетради «Я – исследователь» желательно, но уже не обязательно. Итоги   собственной   исследовательской   работы   учащиеся   проводят   на   «защитах   по номинациям». Подпрограмма «Тренинг».(10 часов) Подпрограмма «Исследовательская практика» (17 часов). Подпрограмма «Мониторинг» (6 часов).   Содержание занятий в первом классе                    Подпрограмма      «Тренинг» (12ч)  Тема 1.  «Что такое исследование»   9 Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование».  Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир: Как и где человек проводит исследования в быту? Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать? Что такое научные исследования? Где и как используют люди результаты научных исследований? Что такое научное открытие? Метод   исследования   как   путь   решения   задач   исследователя.   Знакомство   с   основными доступными   нам   методами   исследования   (подумать   самостоятельно,   спросить   у   другого человека,   понаблюдать,   провести   эксперимент   и   др.)   в   ходе   изучения   доступных   объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. п.).  »   Тема 2. «Наблюдение и наблюдательность.   Знакомство   с   наблюдением   как   методом   исследования.   Изучение  преимуществ   и недостатков   (показать   наиболее   распространенные  зрительные   иллюзии)   наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.   Что такое эксперимент   Самый   главный   способ   получения   научной   информации.   Проведение   экспериментов   с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.). Тема 3. «  Учимся вырабатывать гипотезы. Учимся высказывать суждения     Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она  »   отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез. Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и  ошибочные   суждения   ­ практическая работа. Тема 4. «Как правильно классифицировать»   Что такое классификация и что значит «классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации ­ поиск ошибок.  Тема 5 .«Что такое определения? Как давать определения понятиям»   Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий.  Тема 6.  «Учимся делать умозаключения и выводы»        Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения ­ практические задания. Тема 7.«Как задавать вопросы. Учимся выделять главное и второстепенное»   Какими  бывают   вопросы.   Какие  слова  используются  при  формулировке   вопросов.   Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа ­  выявление логической структуры текста. Практические задания типа ­ «что сначала, что потом». Тема 8. «Как делать схемы»   Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание — пиктограммы. Тема 9 .«Как работать с книгой»   Какие   книги   используют   исследователи,   какие   книги   считаются   научными.   Что   такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов. Тема 10. «Что такое парадоксы»   10 Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа ­ эксперименты по изучению парадоксальных явлений. Тема 11. «Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях»   Что   такое   мысленный   эксперимент.   Практические   задания   по  проведению  мысленных экспериментов.   Что   такое   модель.   Рассказать   о   наиболее   известных   и   доступных экспериментах   на   моделях.   Практическое   задание   по   экспериментированию   с   моделями (игрушки ­ как модели людей, техники и др.). Тема   12.   «Как   планировать   исследование   и   проекты.   Как   сделать   сообщение   о результатах исследования»   Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание  по проектированию и представлению   итогов.   Практическое   задание  по   составлению   планов   проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что   такое   доклад.   Как   составлять   план   своего   доклада.   Практические   задания   «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры. Подпрограмма  «Исследовательская      практика» (15ч)   Тема   1.   «Тренировочное   занятие   по   методике   проведения   самосто    ятельных исследований» Методика   проведения   тренировочных   занятий   подробно   представлена   в   методических рекомендациях к программе. Тема   2.   «Тренировочное   занятие   по   «методике   проведения   само    стоятельных исследований» Методика   проведения   самостоятельных   исследований   для   первоклассников   подробно описана в методических рекомендациях. Каждый ребенок, получив «Папку исследователя», проводит собственные изыскания. Тема 3. «Экспресс­исследование»   Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по два­три человека. Каждая группа  получает задание провести собственное мини­ исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини­конференция. С краткими сообщениями выступают только желающие. Тема 4. «Мини­конференция по итогам экспресс­исследования» С краткими сообщениями выступают только желающие. Темы 5,6. «Экспресс­исследование»   Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по два­три человека. Каждая группа  получает задание провести собственное мини­ исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини­конференция. С краткими сообщениями выступают только желающие. Темы 7,8. «Экскурсия­исследование» Занятие посвящено изучению нового в процессе экскурсии. Тематика экскурсий варьи­ руется в зависимости от возможностей и условий. Класс также целесообразно поделить на  группы и предложить самостоятельно выбрать тему исследования и провести его. Тема 9. «Мини­конференция по итогам экскурсии» Конференция по итогам исследования, выполненного на экскурсии, проводится через  неделю. Каждой группе дается время на сообщение и ответы на вопросы. Темы 10, 11. «Экскурсия­исследование» Занятие посвящено изучению нового в процессе экскурсии. Тематика экскурсий  варьируется в зависимости от возможностей и условий. Класс также целесообразно  поделить на группы и предложить самостоятельно выбрать тему исследования. 11 Тема 12. «Коллективная игра­исследование»   Методика   проведения   коллективных   игр­исследований   описана   в   тексте   методических рекомендаций. Предлагается выбрать любую из описанных или разработать собственную. Темы 13, 14. «Экспресс – исследование  «Какие коллекции собирают люди».      Коллекционирование   Дети   проводят   это   исследование,   пользуясь   методами,   которые  они   освоили   в   ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини­семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах. Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и начинает сбор материала. Темы 15. «Сообщения о своих коллекциях»   Семинар,   на   котором   дети   смогут   сообщить   о   том,   какие   коллекции   ими   собраны. Уточнить собственное исследовательское задание на летние каникулы.                                                    Подпрограмма    «Мониторинг» (6ч.)        2 часа отводятся на мини­конференции по итогам экспресс ­ исследований; 2 часа на мини­конференции по итогам собственных исследований и 2 часа на участие в защите работ учащихся вторых­четвертых классов. Темы 1 и 2 «Мини­конференция по итогам экспресс ­ исследований»   Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в   результате   экспресс   ­   исследований.  Присутствующие   задают   вопросы   и   высказывают собственные мнения об услышанном. Тема 3 «Мини­конференция по итогам экскурсии»   Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в   результате   экскурсии.  Присутствующие   задают   вопросы   и   высказывают   собственные мнения об услышанном. Тема 4 «Мини­конференция по итогам собственных исследова   Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам: «коллекционирование» и  «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.  ний» Темы   5,   6   «Участие   в   защитах   исследовательских   работ   и   творчес    ких   проектов учащихся вторых­четвертых классов»   Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам. На   процедуру   защиты   исследовательских   работ   и   творческих  проектов   учащихся   в среднем уходит около 4 академических часа. Поэтому два последних занятия по объему вдвое превышают обычные. Тематическое планирование, 1 класс Тема. Основные виды деятельности. №\ п Тренинг (12ч) 1 1 Что такое  исследование?   Методы  исследования   Учитывать   выделенные   учителем   ориентиры   действия   в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Формулировать собственное мнение и позицию. 2 1 Наблюдение и  наблюдательно   Учитывать   выделенные   учителем   ориентиры   действия   в новом   учебном   материале   в   сотрудничестве   с   учителем. 12 сть. Что такое  эксперимент 1 Учимся  вырабатывать  гипотезы. Учимся  высказывать  суждения 1 Как правильно  классифициров ать 1 Что такое  определения?  Как давать  определения  понятиям 1 Как делать  умозаключения и выводы 3 4 5 6 7 1 Как задавать  вопросы. Учимся  выделять  главное и  второстепенно е 8 1 Как делать  схемы 9 1 Как работать с  книгой Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска,   анализа   и   интерпретации   информации. Формулировать собственное мнение и позицию. Учитывать   выделенные   учителем   ориентиры   действия   в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска,   анализа   и   интерпретации   информации. Формулировать собственное мнение и позицию.   Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей   и   условиями   ее   реализации,   в   том   числе   во внутреннем плане.   Осуществлять   поиск   необходимой   информации   для выполнения   учебных   заданий   с   использованием   учебной литературы.   Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей   и   условиями   ее   реализации,   в   том   числе   во внутреннем плане. Осуществлять   поиск   необходимой   информации   для выполнения   учебных   заданий   с   использованием   учебной литературы. Договариваться   и   приходить   к   общему   решению   в совместной   деятельности,   в   том   числе   в   ситуации столкновения интересов.   Учитывать   выделенные   учителем   ориентиры   действия   в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.  Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Допускать возможность существования  у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и   ориентироваться   на   позицию   партнера   в   общении   и взаимодействии.   Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей   и   условиями   ее   реализации,   в   том   числе   во внутреннем плане. Осуществлять   поиск   необходимой   информации   для выполнения   учебных   заданий   с   использованием   учебной литературы. Учиться   выполнять   различные   роли   в   группе   (лидера, исполнителя, критика).   Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей   и   условиями   ее   реализации,   в   том   числе   во внутреннем плане. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и   несущественных   признаков.  Формулировать   собственное мнение и позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей   и   условиями   ее   реализации,   в   том   числе   во внутреннем плане. 13 10 1 Что такое  парадоксы 11 12 13, 14 1 Мыслительные  эксперименты  и  эксперименты  на моделях 1 Как сделать  сообщение о  результатах  исследования 15 Исследователь ская практика 2 Тренировочное занятие по  методике  проведения  самостоятельн ых  исследований.   15 1 Экспресс­   исследование Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Допускать возможность существования  у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и   ориентироваться   на   позицию   партнера   в   общении   и взаимодействии.   Учитывать   выделенные   учителем   ориентиры   действия   в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.  Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Допускать возможность существования  у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и   ориентироваться   на   позицию   партнера   в   общении   и взаимодействии.   Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей   и   условиями   ее   реализации,   в   том   числе   во внутреннем плане.   Осуществлять   поиск   необходимой   информации   для выполнения   учебных   заданий   с   использованием   учебной литературы. Учиться   выполнять   различные   роли   в   группе   (лидера, исполнителя, критика).   Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей   и   условиями   ее   реализации,   в   том   числе   во внутреннем плане. Осуществлять   поиск   необходимой   информации   для выполнения   учебных   заданий   с   использованием   учебной литературы. Учиться   выполнять   различные   роли   в   группе   (лидера, исполнителя, критика). Учитывать   выделенные   учителем   ориентиры   действия   в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.   Умения   учиться:   навыки   решения   творческих   задач   и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.   Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и   ориентироваться   на   позицию   партнера   в   общении   и взаимодействии. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей   и   условиями   ее   реализации,   в   том   числе   во внутреннем плане.   Осуществлять   поиск   необходимой   информации   для выполнения   учебных   заданий   с   использованием   учебной литературы.   Договариваться   и   приходить   к   общему   решению   в совместной   деятельности,   в   том   числе   в   ситуации 14 16 1  Мини­ конференция  по итогам  экспресс­   исследование 17, 18 2 Экспресс­   исследование 19, 20 2 Экскурсия­ исследование 21 1 Мини­ конференция  по итогам  экскурсии 22, 23 2 Экскурсия­ исследование 24 1 Коллективная  игра –  исследование. 25, 26 2 Экспресс  ­  исследование  «Какие  коллекции  собирают  люди».  Коллекционир ование. 27 1 Сообщения о  своих  коллекциях. столкновения интересов.   Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения   учиться:   навыки   решения   творческих   задач   и навыки   поиска,   анализа   и   интерпретации   информации. Задавать вопросы. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей   и   условиями   ее   реализации,   в   том   числе   во внутреннем плане.   Осуществлять   поиск   необходимой   информации   для выполнения   учебных   заданий   с   использованием   учебной литературы.   Договариваться   и   приходить   к   общему   решению   в совместной   деятельности,   в   том   числе   в   ситуации столкновения интересов. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в  новом материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска,   анализа   и   интерпретации   информации.    Задавать вопросы. Учитывать   выделенные   учителем   ориентиры   действия   в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.  Задавать вопросы. Учитывать выделенные учителем ориентиры дейст­вия в  новом материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска,   анализа   и   интерпретации   информации.    Задавать вопросы.   Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей   и   условиями   ее   реализации,   в   том   числе   во внутреннем плане.  Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.   Договариваться   и   приходить   к   общему   решению   в совместной   деятельности,   в   том   числе   в   ситуации столкновения интересов.   Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей   и   условиями   ее   реализации,   в   том   числе   во внутреннем плане.  Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. договариваться   и   приходить   к   общему   решению   в совместной   деятельности,   в   том   числе   в   ситуации столкновения интересов.   Учитывать   выделенные   учителем   ориентиры   действия   в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки 15 поиска, анализа и интерпретации информации. Допускать возможность существования  у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и   ориентироваться   на   позицию   партнера   в   общении   и взаимодействии.   Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей   и   условиями   ее   реализации,   в   том   числе   во внутреннем   плане.  Добывать   необходимые   знания   и   с   их помощью проделывать  конкретную работу.  Формулировать собственное мнение и позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей   и   условиями   ее   реализации,   в   том   числе   во внутреннем плане.  Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.  Формулировать собственное мнение и позицию.   Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей   и   условиями   ее   реализации,   в   том   числе   во внутреннем плане.  Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Формулировать собственное мнение и позицию. 28­ 29 30­ 31 32­ 33 6 Мониторинг   2 Мини­ конференция по экспресс исследований. итогам –     2 Мини­ конференция  по итогам  собственных  исследований. 2 Участие в  защитах  исследовательс ких работ и  творческих  проектов  учащихся  вторых –  четвертых  классов. Содержание занятий. 2 класс. Тренинг исследовательских способностей Общий объем тренинговых занятий в классе ­ 17 часов (из расчета один час в неделю). На домашнюю самостоятельную работу учащиеся будут затрачивать примерно 3 часа. Занятия   в   каждой   четверти   проводятся   относительно   автономно.   Поэтому   каждый цикл,   имея   разные   акценты,   содержит   практически   весь   комплекс   знаний,   умений   и навыков, отрабатываемых на тренинговых занятиях. Первый цикл (первая четверть), (8ч) Тема 1. «Научные исследования и наша жизнь» Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и исследователях. Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и какие области исследований им известны.   Коллективное   обсуждение   вопросов   о   наиболее   заинтересовавших   детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни. Тема 2. «Методы исследования» Совершенствование   владения   основными   доступными   нам   методами   исследования (подумать   самостоятельно,   спросить   у   другого   человека,   понаблюдать,   провести эксперимент   и   др.).   Практические   задания   ­   тренировка   в   использовании   методов исследования   в   ходе   изучения   доступных   объектов   (вода,   свет,   комнатные   растения, животные, люди и т.п.). 16 Тема 3. «Наблюдение и наблюдательность» Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для   наблюдения   (телескопы,   микроскопы   и   др.).   Практические   задания   на   развитие наблюдательности. Тема 4. «Эксперимент    Что мы знаем об экспериментировании? Как узнавать новое с помощью экспериментов.  _    познание в действии» Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами (вода, бумага и др.). Тема 5. «Гипотезы и провокационные идеи» Что   такое   гипотеза   и   что   такое   провокационная   идея.   Чем   они   похожи   и   чем отличаются. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Тема 6. «Анализ и синтез» Что   значит   проанализировать   объект   или   явление.   Что   такое   синтез.   Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». Тема 7. «Как давать определения понятиям» Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов. Тема 8. «Планирование и проведение наблюдений и экспериментов» Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы». Практическая работа «Планируем и проводим собственные наблюдения». Практическая работа «Планируем и проводим собственные эксперименты». Второй цикл (третья четверть), (9ч) Тема 1. «Наблюдение и экспериментирование» Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать. Тема 2. «Основные логические операции» Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения. Тема 3. «Гипотезы и способы их конструирования» Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими бывают гипотезы. Как подтвердить или опровергнуть гипотезу. Практические задания по теме «Конструирование гипотез». Тема 4. «Искусство задавать вопросы» Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Как правильно задавать вопросы. Как   узнавать   новое   с   помощью   вопросов.   Бывают   ли   вопросы   глупыми.   Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Тема 5. «Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное» Что   такое   оценка   научных   идей,   кто   и   как   может   оценить   идею.   Знакомство   с «матрицей   по   оценке   идей».   Практическая   работа   «Выявление   логической   структуры текста». Практические задания типа «Что сначала, что потом». Тема 6. «Ассоциации и аналогии» Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия». Практические   задания   на   выявление   уровня   сформированности   и   развитие ассоциативного   мышления.   Коллективная   беседа   «Использование   аналогий   в   науке» (бионика, биоархитектура и др.). Практическое задание на создание аналогий. Тема 7. «Суждения, умозаключения, выводы» Знакомство   с   логикой   и   правилами   делать   суждения,   умозаключения   и   выводы. Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения. Тема 8. «Искусство делать сообщения» Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и т.п. 17 Тема 9. «Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы» Коллективное   обсуждение   проблем:   «Что   такое   защита»,   «Как   правильно   делать доклад», «Как отвечать на вопросы» и т.п. Практические задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и т.п. Самостоятельная исследовательская практика Общий объем занятий _ 11 часов, из них 7 часов отведено на индивидуальную работу. Занятия проводятся периодически, в течение учебного года. На самостоятельную работу учащиеся будут затрачивать примерно 16 часов. Тема 1. «Как выбрать тему собственного исследования» Коллективное   обсуждение   задачи   выбора   темы   собственного   исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе). Тема 2. «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований» Каждый   ребенок   должен   иметь   рабочую   тетрадь   «Я   _   исследователь».   В   ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать. Тема 3. «Коллективная игра­исследование» Методика   проведения   игр­исследований   описана   в   методических   рекомендациях. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий. Тема   4.   «Индивидуальная   консультационная   работа   по   проведению самостоятельных исследований» Подготовка   детских   работ   к   публичной   защите.   Педагог   проводит   индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование   необходимо   потому,   что   тематика   работ   очень   разнообразна.   Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения. Тема 5. «Семинар» Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Мониторинг исследовательской деятельности Общий объем  _ 6 часов. Из  них на коллективную  работу   присутствие  на защитах других   ребят,   на   индивидуальную   подготовку   к   защите   и   на   защиту,   где   ребенок (микрогруппа) представляет собственную работу, отводится по 2 часа. Тема   1.   «Участие   в   защитах   исследовательских   работ   и   творческих   проектов учащихся» Участие   предполагает   заслушивание   всех   докладов   об   итогах   проведенных исследований   и   выполненных   проектах,   вопросы   авторам,   высказывание   собственных суждений. Тема 2. «Подготовка собственных работ к защите» Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы. Тема 3. «Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов» Участие предполагает доклад, ответы на   вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований. Тематическое планирование, 2 класс 18 № п/п Кол­ во часов Название темы Основные виды деятельности. 19 17 8 1 1 1 1 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17   и Тренинг Первый цикл Научные   исследования   и наша жизнь  Методы исследования Наблюдение наблюдательность   Эксперимент   –   познание   в действии Гипотезы   и   провокационные идеи Анализ и синтез   Как   давать   определения понятиям Планирование   и   проведение наблюдений и экспериментов и Основные   логические Второй цикл   Наблюдение   экспериментирование   операции   Гипотезы   и   способы   их конструирования Искусство задавать вопросы   Учимся   оценивать   идеи, выделять и второстепенное  Ассоциации и аналогии   Суждения,   умозаключения, выводы Искусство делать сообщения  Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы главное           научных заинтересовавших В течение 1­й и 2­й четвертей Один раз в неделю в течение 1­й четверти Коллективное   обсуждение   вопросов   о наиболее детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных   открытиях, использующихся в нашей жизни. Практическое   использование   приемов, сходных   с   определением   понятий.   Загадки как   определения   понятий.   Составление кроссвордов. Коллективная   беседа   «Нужен   ли исследователю план работы». Практическая работа «Планируем и проводим собственные наблюдения». Практические задания по темам: как давать определения   понятиям,   проводить   анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения. Практические задания по темам: как давать определения   понятиям,   проводить   анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения. Один раз в неделю в течение 3­й четверти Практические задания ­ тренировка в испол  Знакомство   с   приборами,   созданными   для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). Практические   задания   на   развитие наблюдательности.  Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практическая     логической структуры текста». Практическое задание на создание аналогий. «Выявление работа   Практические задания на анализ и синтез. Практические   задания   по   развитию   умений высказывать   и   делать умозаключения.ьзовании методов   исследования   в   ходе   изучения   доступных объектов   (вода,   свет,   комнатные   растения, животные, люди и т.п.). суждения Исследовательская практика Общее количество часов В   т.ч. работа   индивидуальная 11 7 В течение учебного года 20 18 19 20 21 22 23 24 25 1 2 2 3 1 6 2 2 2 34   игра­ Как   выбрать   тему   собственного исследования   Индивидуальная   работа   по планированию   и   проведению самостоятельных исследований Коллективная исследование Индивидуальная консультационная   работа   по проведению самостоятельных исследований  Семинар Мониторинг.  Общее количество часов Участие в процедурах защит исследовательских   работ   в качестве зрителей.   Индивидуальная   к   (подготовка   результатов исследований) Защита   исследований Общее количество часов работа защите собственных собственных   Учитывать учителем ориентиры   действия   в   новом   учебном материале в сотрудничестве с учителем. выделенные     Умения   учиться:   навыки   решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.   Допускать   возможность   существования   у людей различных точек зрения, в том числе не   совпадающих   с   его   собственной,   и ориентироваться   на   позицию   партнера   в общении и взаимодействии. В течение 3­й и 4­й четвертей   Практические   задания   «Что   сначала,   что потом»,   «Составление   рассказов   по заданному алгоритму». Коллективное   обсуждение   задачи   выбора темы собственного исследования. Подготовка   детских   работ   к   публичной защите. Содержание занятий. 3 класс. Тренинг исследовательских способностей Общий объем аудиторных занятий в школе ­ 10 часов (из расчета один час в неделю в 3_й четверти). Временные затраты учащихся на домашнюю, самостоятельную работу должны составить примерно 4 часа. Тема 1. «Наблюдение и экспериментирование» Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать. Тема 2. «Методы исследования» Совершенствование   владения   основными   методами   исследования   (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания _ использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий. Тема 3. «Наблюдение и наблюдательность» Коллективная   беседа   «Наиболее   интересные   научные   открытия,   сделанные   методом наблюдения».   Работа   с   приборами,   созданными   для   наблюдения   (телескопы,   бинокли, микроскопы и др.). Практические задания по развитию наблюдательности. Тема 4. «Совершенствование техники экспериментирования» Коллективная   беседа   «Как   спланировать   эксперимент».   Анализ   самых   интересных экспериментов, выполненных в нашей группе (классе). Практическое занятие «Проведение экспериментов».  Тема 5. «Интуиция и создание гипотез» 21 Знакомство   с   понятием   «интуиция».   Примеры   интуитивных   решений   проблем.   Как интуиция   помогает   в   исследованиях.   Как   интуиция   помогает   вырабатывать   гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез. Тема 6. «Правильное мышление и логика» Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». Классифицирование. Определение понятий. Тема 7. «Искусство делать сообщения»  Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить текст выступления. Практические задания по структурированию текстов. Тема 8. «Искусство задавать вопросы и отвечать на них» Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. Тема 9. «Семинар «Как подготовиться к защите» Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести   предварительную   защиту   собственных   работ.   Анализ   полученных   материалов. Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п. Самостоятельная исследовательская практика Тема 1. «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования» Коллективное   обсуждение   проблематики   возможных   исследований.   Обсуждение   планов выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе). Тема   2.   «Индивидуальная   работа   по   планированию   и   проведению   самостоятельных исследований» Каждый   ребенок   должен   иметь   рабочую   тетрадь   «Я   _   исследователь».   В   ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать. Тема 3. «Коллективная игра­исследование» Методика   проведения   коллективных   игр­исследований   описана   в   тексте   методических рекомендаций. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий. Тема 4. «Семинар» Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Тема 5. «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований» Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с   учащимися,   работающими   в   микрогруппах   или   индивидуально.   Индивидуальное консультирование   необходимо   потому,   что   тематика   работ   очень   разнообразна.   Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения. Мониторинг исследовательской деятельности Общий объем часов _ 6. На коллективную работу (присутствие на защитах других ребят), на   индивидуальную   подготовку   к   защите   и   на   защиту,   где   ребенок   (микрогруппа) представляет собственную работу, отводится по 2 часа. 22 Тема   1.   «Участие   в   защитах   исследовательских   работ   и   творческих   проектов учащихся» Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений. Тема 2. «Подготовка собственных работ к защите» Планирование   собственного   выступления.   Подготовка   текста   доклада,   схем,   графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы. Тема 3. «Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов» Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам. Тематическое планирование, 3 класс №\п Количество часов Тема. Основные виды деятельности. 1 2 3 4 5 6  7 8 9 10 11 12 13 14 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 13 1 5 8 2 8   и Тренинг. Наблюдение экспериментирование  Методы исследования Наблюдение и наблюдательность  Совершенствование техники экспериментирования  Совершенствование техники экспериментирования Интуиция и создание гипотез Правильное мышление и логика  Искусство делать сообщения   Искусство   задавать   вопросы   и отвечать на них Семинар   «Как   подготовиться   к защите» Исследовательская практика.  Общее количество часов В т. ч. Индивидуальная работа   Определение   проблемы   и   выбор темы собственного исследования Индивидуальная   работа   по планированию   и   проведению самостоятельных исследований Индивидуальная консультационная   работа   по проведению   самостоятельных исследований Семинар Мониторинг.  Общее количество часов Коллективная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы».     Коллективная беседа _ как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Практическое   занятие   _ проведение   наблюдений   и экспериментов. Коллективная игра   «Вопросы и ответы».   Коллективная беседа «Ассоциации   и   аналогии   в научном поиске».  Практические   задания   на ассоциативное   мышление. Практические   задания   на создание аналогий. 23 15 16 17 4 2 2   в   Участие   защитах исследовательских   работ   в качестве зрителей Участие   в   защите   результатов исследований   учеников   основной школы в качестве зрителя Защита исследовательских работ собственных   Подготовка детских работ к публичной защите. 34 Общее количество часов Содержание занятий.4 класс Тренинг исследовательских способностей Общий объем занятий ­ 10 часов аудиторных занятий плюс 2 часа на самостоятельную работу. Тема 1. «Культура мышления» Практические   задания   «Как   давать   определения   понятиям».   Анализ   и   синтез. Практические задания «Как правильно высказывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифицировать». Практические задания по структурированию текстов. Тема 2. «Методы исследования» Практические задания по совершенствованию владения основными методами исследования (подумать   самостоятельно,   спросить   у   другого   человека,   понаблюдать,   провести эксперимент   и   др.).   Практические   задания   _   тренировка   в   использовании   методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий. Тема 3 «Научная теория» Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в теорию». Коллективная беседа о том, что   такое   научная   теория,   какими   бывают   научные   теории.   Главные   особенности описательных теорий. Главные особенности объяснительных теорий. Коллективная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы». Тема 4 «Научное прогнозирование» Что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания. Какими бывают научные прогнозы. Методы прогнозирования (экстраполяция, построение прогнозных сценариев и др.).   Практические   задания   на   продуцирование   гипотез   и   провокационных   идей. Практическое занятие по проверке собственных гипотез. Тема 5 «Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования» Коллективная   беседа   _   как   правильно   проводить   наблюдения   и   эксперименты. Практическое занятие _ проведение наблюдений и экспериментов. Тема 6 «Искусство задавать вопросы и отвечать на них» Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию   умений   слушать   вопрос   и   отвечать   на   него.   Коллективная   игра   «Вопросы   и ответы». Тема 7 «Ассоциации и аналогии» Коллективная беседа «Ассоциации и аналогии в научном поиске». Практические задания на   выявление   уровня   развития   логического   мышления.   Практические   задания   на ассоциативное мышление. Практические задания на создание аналогий. Тема 8 «Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов» Коллективная   беседа   «Предположения   и   результаты   наблюдений   и   экспериментов». Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения 24 на основе наблюдений. Тема 9 «Умение выявлять проблемы» Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь видеть проблемы». Практическое задание   «Как   люди   смотрят   на   мир».   Что   такое   проблемы   и   как   их   выявляют. Коллективная беседа «Проектирование и исследование». Цели и задачи исследования. Тема 10 «Как подготовиться к защите» Индивидуальная работа над подготовкой к защите собственных исследовательских работ. Анализ   полученных   материалов.   Определение   основных   понятий.   Структурирование материалов. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п. Самостоятельная исследовательская практика Общий объем ­ 16 часов аудиторных занятий, из них 13 часов отведено на индивидуальную работу. На самостоятельную работу учащихся предусмотрено примерно 22 часа. Занятия проводятся в течение учебного года. Тема 1 «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования» Коллективное   обсуждение   проблематики   возможных   исследований.   Обсуждение   планов выбора темы собственного исследования.   Тема 2 «Индивидуальная  работа по планированию и проведению самостоятельных исследований» Тема 3 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований» Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с   учащимися,   работающими   в   микрогруппах   или   индивидуально.   Индивидуальное консультирование   необходимо   потому,   что   тематика   работ   очень   разнообразна.   Кроме того, большая часть ребят склонна сохранять в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения. Тема 4 «Семинар» Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту работ. Мониторинг исследовательской деятельности Общий объем _ 8 часов, из них 4 часа отводятся на коллективную работу (присутствие на защитах других ребят), 2 часа на участие в защите исследования и 2 часа на защиту, где ребенок (микрогруппа) представляет собственную работу. Тема 1. «Участие в процедурах защит исследовательских работ и творческих проектов учащихся в качестве зрителей» Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений. Тема 2. «Участие в качестве зрителя в защите результатов исследований учеников основной школы» Планирование   собственного   выступления.   Подготовка   текста   доклада,   схем,   графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы. Тема 3. «Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов» Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследовании и выполненных проектах, а также вопросы авторам. Тематическое планирование,4 класс №\п Количество часов Тема. Основные виды деятельности. 25 1 2 3 4 5  6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 13 1 5 8 2 8 4 2 2 Тренинг. Культура мышления  Методы исследования Научная теория  Научное прогнозирование Совершенствование техники  наблюдения и  экспериментирования Искусство   задавать   вопросы   и отвечать на них  Ассоциации и аналогии   Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов Умение выявлять проблемы  Как подготовиться к защите Исследовательская практика.  Общее количество часов в т. ч. Индивидуальная работа   Определение   проблемы   и   выбор темы собственного исследования Индивидуальная   работа   по планированию   и   проведению самостоятельных исследований Индивидуальная консультационная   работа   по проведению   самостоятельных исследований Семинар     в Участие Мониторинг.  Общее количество часов   защитах исследовательских   работ   в качестве зрителей Участие   в   защите   результатов исследований   учеников   основной школы в качестве зрителя Защита исследовательских работ собственных   Практические задания «Как   высказывать   «Как   делать «Как правильно суждения», обобщения»,   классифицировать». Практические   задания   по структурированию текстов. Практические   задания   _ тренировка   в   использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов.   Исследования   с помощью новейших информационных технологий.     Коллективная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы».     Коллективная беседа _ как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Практическое   занятие   _ проведение   наблюдений   и экспериментов. Коллективная игра   «Вопросы и ответы».   Коллективная беседа «Ассоциации   и   аналогии   в научном поиске».  Практические   задания   на ассоциативное   мышление. Практические   задания   на создание аналогий. Подготовка детских работ к публичной защите. 34 Общее количество часов Материально­техническое обеспечение образовательного процесса 26 1. Библиотечный фонд (Книгопечатная продукция в электронном виде)    Для учителя:  Савенков А.И. Развитие логического мышления. 7_8 лет. _Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2010. _ 32 с.  Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 7_8 лет. _Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2011. _ 32 с.  Савенков   А.И.  Развитие   познавательных   способностей.   6_8   лет.   _   Самара   : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2010. _ 32 с.  Савенков   А.И.  Методика   исследовательского   обучения   младших   школьников.   _ Самара   :   Издательство   «Учебная   литература»   :   Издательский   дом   «Федоров», 2011._ 224 с.  Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. _ М.: Академия, 2005. Для обучающихся:  Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших  школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008  Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Маленький исследователь: Развитие  познавательных способностей. ООО Академия развития.2004  Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Маленький исследователь: Развитие логического  мышления. Издательство: Астрель, 2006  Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.  Интернет  ­ ресурсы 2. Технические средства обучения  компьютер,    мультмедиапроектор.  принтер,   сканер,  3.Игры  «Мир Информатики. 1­2 год обучения». Разработчик ­ компания Кирилл и Мефодий. 27

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017