Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - турист»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 31.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Занятия туризмом в системе физического воспитания выделены в особую группу, так как позволяют в наибольшей степени, по сравнению с другими видами, овладевать знаниями, умениями и навыками, нужными в жизни каждому человеку. Таким образом, туризм как средство физического воспитания характеризуется естественной прикладностью. Он включает разнообразные по форме и содержанию двигательные действия по рациональному преодолению значительных расстояний в малонаселенной местности, выполняемые в естественных условиях коллективными усилиями. Их цель – формирование у человека умений и навыков, необходимых ему в производственной и бытовой деятельности, с одновременным решением воспитательных, образовательных, оздоровительных и спортивных задач.Занятия туризмом в системе физического воспитания выделены в особую группу, так как позволяют в наибольшей степени, по сравнению с другими видами, овладевать знаниями, умениями и навыками, нужными в жизни каждому человеку. Таким образом, туризм как средство физического воспитания характеризуется естественной прикладностью. Он включает разнообразные по форме и содержанию двигательные действия по рациональному преодолению значительных расстояний в малонаселенной местности, выполняемые в естественных условиях коллективными усилиями. Их цель – формирование у человека умений и навыков, необходимых ему в производственной и бытовой деятельности, с одновременным решением воспитательных, образовательных, оздоровительных и спортивных задач.
Иконка файла материала sp_tur._tem_pl.doc
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я ­ турист» Программа рассчитана на 1 год обучения для обучающихся 1­2 классов Пояснительная записка Учебно­тематический план Базовое содержание программы Календарно­тематическое планирование Список литературы 3 5 6 7 8Пояснительная записка. Занятия туризмом в системе физического воспитания выделены в особую группу, так как позволяют в наибольшей степени, по сравнению с другими видами, овладевать знаниями, умениями и навыками, нужными в жизни каждому человеку. Таким   образом,   туризм   как   средство   физического   воспитания   характеризуется естественной   прикладностью.   Он   включает   разнообразные   по   форме   и   содержанию двигательные   действия   по   рациональному   преодолению   значительных   расстояний   в малонаселенной   местности,   выполняемые   в   естественных   условиях   коллективными усилиями. Их цель – формирование у человека умений и навыков, необходимых ему в производственной и бытовой деятельности, с одновременным  решением воспитательных, образовательных, оздоровительных и спортивных задач. Воспитательные, образовательные, оздоровительные и спортивные задачи в туризме относятся к категории общих задач, т. е. их решение осуществляется в тесном единстве и не   зависит   от   возраста   и   степени   специальной   физической   подготовленности занимающихся.   Например,   во   время   похода   воспитательная   задача   решается непосредственно   воздействием   на   каждого   участника   со   стороны   коллектива,   т.   е. происходит   формирование   чувства   коллективизма,   подчинение   личностных   интересов 2общественным; кроме того, длительность передвижения в походных условиях, постепенное повышение физических нагрузок воспитывают выносливость и волевые качества человека.  В целом, что касается спортивных задач в туризме, следует отметить три момента. Во   –   первых,   занятия   туризмом   способствуют   созданию   базы   общей   физической подготовки,   необходимой   в   любом   виде   спорта.   Во   –   вторых,   они   предусматривают специальную подготовку для участия в соревнованиях по туристской технике. В – третьих, туристские походы требуют соответствующей спортивной подготовки их участников, т. е. спортивная классификация способствует реализации принципа максимальных нагрузок в туризме. Как   показывает   практика,   только   средствами   туризма   в   системе   физического воспитания человека нельзя добиться должного физического совершенства. Определенную пользу   знания   туризмом   приносят   лишь   в   совокупности   с   другими   средствами   этой системы: играми, гимнастикой. Целью  данной   программы   является     создание   благоприятных   условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни (ЗОЖ), использование полученных знаний в практике,   обучение,   воспитание,   развитие   и   оздоровление   детей   в   процессе   занятий, формирование всесторонней гармонично развитой личности. Формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста, воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье. Задачи программы:  ­ укрепления здоровья, содействия правильному физическому развитию воспитанников; ­ создание условий для формирования устойчивого интереса к систематическим занятиям туризмом; ­ социального  самоопределения, творческой самореализации личности; ­ обучение   жизненно   важным   умениям   и   навыкам,   необходимым   для   выживания   в экстремальных условиях; ­ воспитание   волевых   качеств:   целеустремленности,   настойчивости   и   инициативы, ответственности, товарищества и взаимовыручки; ­ развитие разнообразных практических навыков: самоорганизации и самоуправления;    ­ обеспечение безопасности  туристских походов и соревнований. ­ формирование бережного отношения к природе. Особое   внимание   необходимо   уделять   вопросам   обеспечения   безопасности   и предупреждения травматизма при изучении каждой темы, каждого годового цикла, при проведении каждого занятия, тренировки, старта, мероприятия. Программа рассчитана на детей 7­9 лет. Срок реализации программы – 1 год. Формы занятий: теоретические, практические, участие в соревнованиях. Режим занятий: 1 раза в неделю – по 1 академическому часу. Ожидаемые результаты К концу прохождения программы дети должны:  ­  ценить и сохранять свое здоровье, здоровье близких и окружающих людей; 3­ иметь первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; ­ знать основы доврачебной помощи при ушибах; ­ уметь устанавливать палатку с помощью учителя; ­ уметь проходить полосу препятствий. «Я ­ турист» Учебно – тематический план. Темы  Техника безопасности при занятиях туризмом. История развития туризма. Психологическая, морально – нравственная и  физическая подготовка юных туристов. Организация технологии и экологии туристского быта в полевых условиях. Подготовка и проведение соревнований. 2 Топография и ориентирование 2 Первая доврачебная медицинская помощь. Обеспечение 3 5 Количество часов Всего Теория  Практика  2 1 19 1 1 1 18 1 1 1 1 4 2 1 2 4 №  п/п 1 2 3 4 5 6 7безопасности в походах и на экскурсиях. Итого: 34 6 28 Базовое содержание программы. История развития  туризма. Возникновение  туризма. Развитие   туризма в России и за рубежом. Психологическая,   морально   нравственная   и  физическая   подготовка   юных туристов. Воспитание   волевых   качеств:   смелость   и   решительность,   терпеливость, настойчивость, инициативность, дисциплинированность. Общая и специальная физическая подготовка.  Средствами   общей   физической   подготовки   достигаются:   1)   разностороннее развитие физических способностей и укрепление здоровья; 2) развитие функциональных возможностей   организма   как   основы   специальной   работоспособности   и   улучшения протекания восстановительных процессов. 5Специальная   физическая   подготовка   –   это   разновидность   физического   воспитания, специализированного   применительно   к   особенностям   избранного   вида   туризма. Средствами   специальной   подготовки   осуществляется   воспитание   необходимых   туристу навыков. Организация технологии и экологии туристского быта в полевых условиях. Туризм и охрана окружающей среды. Туристский бивак. Благоустройство бивака.    Техника безопасности при занятиях туризмом. Техника безопасности при занятиях в спортивном зале. Техника безопасности при занятиях   на   местности.   Техника   безопасности   при   организации   прогулок.   Требования безопасности   при   использовании   различных   спортивных   снарядов,   туристского снаряжения. Подготовка и проведение соревнований. Подготовка и проведение соревнований с элементами туризма. Топография и ориентирование. Для чего необходимо знать топографию и ориентирование. Определение понятия «ориентирование на местности». Карта и схема, их виды. Первая   доврачебная   медицинская   помощь.     Обеспечение   безопасности   в походах и на экскурсиях.  Предупреждение   (профилактика)   ожогов,   ушибов,   потертостей,   вывихов, растяжений,   переломов,   простудных   заболеваний,   тепловых   и   солнечных   ударов, отравлений и желудочно – кишечных заболеваний, укусов насекомых. Календарно – тематическое планирование. Тема занятия Техника безопасности при занятиях физическими  упражнениями История развития туризма Разновидности ходьбы. Лазания по шведской стенке. Развитие координации движения. Висы и упоры. Организация туристского бивака. Сбор рюкзака. Выбор места для бивака, установка палатки. Первая доврачебная помощь. Упражнения на равновесие. №  п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Дата  Кол­во  часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 612 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Перелезание через предметы. Подлезание под различными предметами. Эстафеты с переноской предметов. Висы и упоры. Техника безопасности при занятиях на местности. Понятие карта и схема. Ориентирование на местности. Упражнения на развитие координации движений. Упражнения на равновесие. Первая доврачебная помощь. Упражнения на прыгучесть. Установка палатки. Соревнования (установка палатки, полоса препятствий с  элементами туризма.) Висы и упоры. Упражнения на развитие скорости. Эстафеты с переноской предметов. Первая доврачебная медицинская помощь. Упражнения на развитие силы. Перелезание через различные предметы. Упражнения на развитие зрительной памяти. Топография и ориентирование на местности. Соревнования по ориентированию. Упражнения на равновесие. Выбор места для бивака, установка палатки. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Список литературы: 1. Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников  В.И. Ляха. 1­4 классы: пособие для учителей общеобразовательных  учреждений/В.И. Лях – 2­е изд. – М.: Просвещение, 2012. 2. Селуянов В.Н., Федякин А.А. Биологические основы оздоровительного туризма. –  М.: СпортАкадем Пресс, 2000. 3. Спортивный туризм: Учебное пособие / Под ред. Евсеева С.П., Федотова Ю.Н. –  СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999. 74. Федотов Ю.Н. Спортивно – оздоровительный туризм. – СПб.: ГАФК им П.Ф.  Лесгафта, 2001. 5. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно­оздоровительный туризм. – М., 2004. 6. Чепик В.Д. Физическая культура в социальных процессах. – М., 1995. 7. Шабанов А.Н. Карманная энциклопедия туриста. – М.: «Вече», 2000. 8. Энциклопедия туриста. – М., 1993. 8