Изучая этот курс ребята совершат небольшое путешествие в мир взрослых людей. Подумают над последствиями тех или иных поступков; поймут, как вести себя в различных жизненных ситуациях; узнают, когда можно и нужно обращаться к помощи государства и закона. Ведь право существует для того, чтобы мы жили в согласии, оно всегда отстаивает наши справедливые интересы.Рабочая программа внеурочной деятельности "Права ребёнка"5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Права ребёнка»
основного общего образования
срок реализации программы: 1год
Составитель:
Ефремова Наталья
Анатольевна, учитель
географииВоркута
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана для 5 социальногуманитарного класса на основе
Федерального Государственного Образовательного стандарта основного общего образования и
примерной программы по праву. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем
Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и
темам курса. Она рассчитана на 5 класс на 35 учебных часа, из расчета 1 часа в неделю.
Этот курс является основной частью системы изучения дисциплин социальногуманитарного
цикла. В основной школе право, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих
возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание
условий развития гражданскоправовой активности, ответственности, правосознания обучающихся,
на дальнейшее освоение ими основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового
поведения.
Право, создает основу для становления социальноправовой компетентности
обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в
различных правовых ситуациях.
Цели изучения курса:
развитие личности направленное на формирование правосознания и правовой культуры,
социальноправовой активности;
воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства;
дисциплинированности, уважения к правам и свободам
освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможности правовой
системы Российской Федерации;
овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов
деятельности в целях реализации и защиты прав и законных интересов личности;
формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений,
сознательному и ответственному действию в сфере отношений.
Для изучения курса используется учебнометодический комплекс Павла Алексеевича Астахова
российского государственного деятеля, адвоката, телеведущего, писателя.
Детям о праве в 7 книгах: «Я и государство», «Я и школа», «Я и магазин», «Я и дорога», «Я и
семья», «Я отдыхаю», «Я и улица» М: ООО «Эксмо», 2010г
Ребята совершат небольшое путешествие в мир взрослых людей
подумают над возможными последствиями тех или иных поступков; поймут как вести себя в
различных жизненных ситуациях;
узнают: как можно и нужно обращаться к помощи государства и закона.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса «Права ребёнка» обеспечивает реализацию следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов:
Личностными результатами являются:
готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни
для поиска и исследования информации, представленной в различной форме;
способность характеризовать собственные знания и умения по предмету, формулировать
вопросы, устанавливать, какие из предложенных учебных и практических задач могут быть им
успешно решены;
познавательный интерес к различной информации; читательский интерес.
Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать
учебную ситуацию с точки зрения информационного наполнения,
устанавливать
количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить
алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической
и учебной задач; умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков
(символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Учитывая специфику курса «Права ребёнка», предметными результатами его изучения
являются формирование представления о правовой грамотности, овладение навыками
использования
разнообразной информации в повседневной жизни, самостоятельного
оценивания ситуации и уровня безопасности в различных местах: дома, на улице, в школе, на
отдыхе и т.д., овладение элементарными практическими умениями использования имеющейся
информации для составления графиков, таблиц, схем, минипроектов, картмаршрутов,
составления памятки.
Ученик научиться:
Формулировать: обязанности учеников, права учащихся
Составлять: меню в столовой, сравнивать расписания разных классов
Решать: учебнопознавательные и учебнопрактические задачи
Выделять: не только главную, но и избыточную информацию
Оценивать свои действия
Объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.;Находить в тексте требуемую информацию на основе имеющихся знаний, жизненного опыта
подвергать сомнению
обнаруживать
недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути
восполнения этих пробелов
достоверность имеющейся информации,
Сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
Ученик получит возможность научиться:
критически относиться к информации;
находить способы проверки противоречивой информации;
определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной
ситуации.
Программой запланировано 12 практических занятий
Практическая работа 1 Составить идеальное для вас меню школьной столовой. Оцените его с
точки зрения цены, здорового образа жизни, вкусов других учеников.
Практическая работа 2 Сравнить расписание 5 и 11 классов. Объяснить различия
Практическая работа 3 Придумайте возможные традиции для своей семьи.
Практическая работа 4 Опросите родителей и оформите мини книжку «Игры детства моих
родителей».
Практическая работа 5 Составьте мини –проект на тему «Моя помощь детям из детского
дома и приюта».
Практическая работа 6 «Составьте картумаршрут безопасного движения от своего дома до
школы»
Практическая работа 7 «Составьте анкету –опросник для водителей автотранспорта».
Практическая работа 8 «Составить проект «Детские дворовые компании: плюсы и минусы»
Практическая работа 9 Напишите минисочинение на тему: « Мы в ответе за тех кого
приручили» А .д. СентЭкзюпери.
Практическая работа 10 Разработайте правила как вести себя на улице, если на тебя напали
незнакомые ребята и отняли вещи.
Практическая работа 11 Составьте «Памятку хорошего покупателя»
Практическая работа 12 «Совершите виртуальное путешествие в любой крупнейший музей
мираТематический план
Раздел, тема
Раздел 1 Я и школа
Что такое право?
Зачем вообще учиться? Ступени образования.
Гигиенические требования к условиям обучения.
Права и обязанности школьника.
Формы образования.
Содержание образования.
Раздел 2 Я и семья
Что такое семья? Ценность семьи. Как создаётся семья.
Права ребёнка в семье.
Сложность взаимоотношений с родителями.
Сами с усами.
Раздел 3 Я и государство
Государство. Символика России.
Конституция. Органы власти.
Права и свободы человека.
Армия и военная служба.
Раздел 4 Я и дорога
Я и дорога. Велосипед, роликовые коньки и не только.
Кто хозяин дороги? Простые правила дорожного движения.
Общие знания. Хочу за руль!
Следи за родителями.
Не нарушай!
Раздел 5 Я и улица
Береги красоту вокруг себя!
Самое ценное жизнь и здоровье человека!
Мы и животные.
Разжигание национальной ненависти и вражды.
Кража.
Простая шалость или уже хулиганство.
Антиобщественные действия.
Будь осторожен!
Находка – как с ней нужно поступить!
Раздел 6 Я и магазин
Что такое магазин? Делаем покупки самостоятельно. Чем платить.
Осторожно, опасные продукты и товары.
Наши права как потребителя.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Количество
часов
6ч
1
1
1
1
1
1
4ч
1
1
1
1
4ч
1
1
1
1
5ч
1
1
1
1
1
9ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4ч
1
1
132
33
34
35
Как защитить свои интересы. Кто отвечает за причиненный вред.
Раздел 7 Я отдыхаю
Делу время – потехе час. Отдыхай дома.
Отдыхаем на природе.
Путешествуем по России и за границей.
Итого:
1
3ч
1
1
1
35ч
Содержание «Права ребёнка»
5 класс 35ч, 1ч в неделю
Наименование разделов,
тем.
Раздел 1 Я и школа
Кол
во
часов
6ч
Раздел 2 Я и семья
4ч
Содержание учебного предмета
Что такое право? Зачем вообще учиться? Ступени
образования.
Гигиенические требования к
условиям обучения. Занятия и перемены. Наше
здоровье. Какая наука самая сложная. Школьный
быт. Школьная столовая. Права и обязанности
школьника. Наши права. Устав школы. Школьное
самоуправление. Обязанности учеников. Формы
образования. Семейное образование. Содержание
образования.
Практическая работа 1 Составить идеальное
для вас меню школьной столовой. Оцените его с
точки зрения цены, здорового образа жизни,
вкусов других учеников.
Практическая работа 2 Сравнить расписание 5
и 11 классов. Объяснить различия.
Что такое семья? Как создаётся семья. Как
заключается брак. «Не хочу
учиться, хочу
жениться»(брачный возраст). Приемные дети.
Многодетные семьи. Права ребёнка в семье. Право
Количество
практическ
их работ
2
2Эмансипация.
защитить свои права.
жить и воспитываться в семье. Право ребенка на
имя, отчество и фамилию. Право ребёнка выражать
свое мнение. Право на общение с родителями и
другими родственниками. Право на частную жизнь
и личную тайну. Имущественные права ребёнка.
Как
Сложности
взаимоотношений с родителями. Ответственность
за воспитание ребёнка. Жестокое обращение с
ребенком. Развод родителей. Время, проводимое с
родителем, живущим отдельно. Право родителей
требовать возврата ребенка от любого лица,
удерживающего его у себя не на основании закона.
Гражданство и документы,
удостоверяющие
личность.
Особенности труда
несовершеннолетних. Алименты, которые платят
дети.
Практическая работа 3 Придумайте возможные
традиции для своей семьи.
Практическая работа 4 Опросите родителей и
оформите мини книжку «Игры детства моих
родителей».
Россия. Субъекты Федерации. Федеральные округа.
Власть. Государственный язык. Символика России.
Флаг. Герб. Гимн. Конституция. Органы власти.
Президент. Государственная Дума и Совет
Федерации. Правительство. Права и свободы
человека. Основные права и свободы человека.
Демократия, политические партии.
Армия и
военная служба. Долг каждого гражданина. Дни
воинской славы.
Практическая работа 5 Составьте мини –проект
на тему «Моя помощь детям из детского дома и
приюта».
Велосипед, роликовые коньки и не только. Кто
«хозяин» дороги? Инспектор ГИБДД и его роль.
Простые правила дорожного движения. Светофор.
Пешеходный переход.
Дорожные знаки и
указатели, их виды. Общие знания. Что такое
транспортное средство? Номера машин. ДТП м его
виды. Оказание помощи пострадавшему в ДТП.
Уголовное наказание за оставление в опасности.
Аптечка. «Мигалкикрякалки». Хочу за руль!
Следи за родителями. Превышение скорости.
Радар. Неправильная стоянка и эвакуация. Пьяный
за рулём. Обязанность проходить техосмотр. Не
нарушай! Безбилетный проезд.
,
угрожающие безопасности движения на железной
дорожном транспорте. Угон. Наказание за езду без
прав.
1
2
Действия
Раздел 3 Я и государство
4ч
Раздел 4 Я и дорога
5чРаздел 5 Я и улица
9ч
Раздел 6 Я и магазин
4ч
в
в
Вандализм.
действия.
Практическая работа 6 «Составьте карту
маршрут безопасного движения от своего дома
до школы»
Практическая работа 7 «Составьте анкету –
опросник для водителей автотранспорта».
Береги красоту вокруг себя. Как вести себя, гуляя
на улице.
Уничтожение или
повреждение памятников истории и культуры.
Самое ценное – жизнь и здоровье человека.
Переговоры – лучшее решение любых проблем.
Убийство. Причинение вреда здоровью. Когда
лучше «прикусить» язык. Оскорбление и клевета.
Мошенничество: не будь «доверчивым» Буратино.
Мы и животные. Как правильно выгуливать собаку.
Жестокое обращение с животными. Как нужно
себя вести при встрече с бездомными животными.
Разжигание национальной ненависти и вражды.
Кража. Простая шалость или уже хулиганство?
Антиобщественные
Вовлечение
несовершеннолетних
совершение
антиобщественные действия.
Алкоголь и
наркотики. Будь осторожен! Как нужно себя вести
на улице, если на тебя напали и отняли чтото из
вещей. Похищение детей. Как не стать жертвой
похищения?
опасности.
Пиротехнические игрушки. Находка как с ней
нужно поступить? Полезные телефоны. Не
поступай как все.
Практическая работа 8 «Составить проект
«Детские дворовые компании: плюсы и
минусы»
Практическая работа 9 Напишите мини
сочинение на тему: « Мы в ответе за тех кого
приручили» А .д. СентЭкзюпери.
Практическая работа 10 Разработайте правила
как вести себя на улице, если на тебя напали
незнакомые ребята и отняли вещи.
Что такое магазин. Выбираем место покупки. Как
«устроен»
покупки
самостоятельно. Чем платить? Наличные деньги.
Пластиковые карточки. Осторожно! Опасные
продукты и товары. Консерванты и пищевые
добавки.
модифицированные
продукты. Государственный контроль качества
товаров. Обращайте внимание на срок годности.
Вредные игрушки. Право на безопасность товара.
Наши права как потребителя. Обмен и возврат
товаров. Информация об изготовителе товара.
Срок службы. Гарантийный срок. Инструкция о
Генетически
Оставление
магазин.
Делаем
3
1применению. Как защитить свои интересы? Кто
отвечает за причиненный вред. Не воруй! Грабеж и
разбой.
Практическая работа 11 Составьте «Памятку
хорошего покупателя»
Делу времяпотехе час. Отдыхаем дома. За
компьютером, в квартире или в подъезде.
Отдыхаем на природе. Правила поведения в лесу.
Санитарная безопасность в лесах. Правила
пожарной безопасности в лесах. Не разрушай места
обитания животных. Берегите деревья и другие
растения. Охота и рыбалка. Красная книга.
Заповедники . Экоцид. Путешествуем по России.
Едем на поезде. Купаемся и загораем. Активные
игры. Я поведу тебя в музей. Путешествуем за
границей. Загранпаспорт и виза. Таможня. Уважай
традиции и обычаи других стран. Местная валюта.
Страхование туристов. Что делать, если ты
потерялся? Правила поведения в самолёте.
Практическая работа 12 «Совершите
виртуальное путешествие в любой крупнейший
музей мира.
1
12
Раздел 7 Я отдыхаю
3ч
Итого
35ч
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Курс является безотметочным. Но в процессе учебной деятельности для проверки достижений
и оценивания успехов учащихся используются различные методы и формы контроля: устный опрос,
письменный опрос, различные виды пересказа, практические работы по содержанию изучаемого
материала, тестовые задания, творческие задания (сочинения, памятки, меню), а также формы контроля,
предусматривающие самоанализ и самоконтроль личных достижений.
Учебнометодический комплекс для учащихся и учителя:
П.А Астахов Детям о праве в 7 книгах: «Я и государство», «Я и школа», «Я и магазин», «Я и
дорога», «Я и семья», «Я отдыхаю», «Я и улица» М: ООО «Эксмо», 2010г.Интернетресурсы
Основные Интернетресурсы
http://www.kremlin.ru/ официальный вебсайт Президента Российской Федерации
http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал www.еgе.edu.ru – портал
информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.schoolcollection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Дополнительные Интернетресурсы
hitp://www.idf.ru/almanah.shtml
http://www.gumer.info/Name_Katalog.php библиотека книг по истории и другим общественных наукам
электронный
XX
альманах
«Россия.
век»
http://www.hrono.info/literatura.html библиотека Хроноса
http://www.ihtik.lib.ru библиотека Ихтика по общественным и гуманитарным наукам
http://www.istrodina.com сайт журнала «Родина» http://www.lcweb2.loc.gov/frd/cs/sutoc.html сайт
Библиотеки Конгресса
http://www.levada.ru
http:/www.patriotica.ru/subjects/stalinism.html
www.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp научная электронная библиотека
ЛевадаЦентр
библиотека
изучения
–
–
общественного
о
думающего
мнения
России