Рабочая программа курса «Край, в котором я живу» (Я – гражданин) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы пропедевтического курса «Край, в котором я живу» С.Л.Посмитной.
Программа пропедевтического обществоведческого курса «Край, в котором я живу» дополняет первый концентр историко-обществоведческого образования содержанием, отражающим национально- региональные особенности жизнедеятельности россиян-дальневосточников.
Программа «Край, в котором я живу» (Я – гражданин) основывается на следующих программно-методических материалах:
• Программа и методическое пособие для учителя начальной школы по пропедевтическому курсу «Край, в котором я живу» / С.Л. Посмитная; — Хабаровск: Частная коллекция, 2008.
• ФГОС начального общего образования приказ № 363 от 06.10.2009, зарегистрирован МинЮст №17785 от 22.12.2009
направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.
Рабочая программа - Я - гражданин +.docx
КРАЙ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ (Я – гражданин)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Край, в котором я живу» (Я – гражданин)
разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, концепции духовнонравственного
развития и воспитания личности гражданина России, программы
пропедевтического курса «Край, в котором я живу» С.Л.Посмитной.
Программа пропедевтического обществоведческого курса «Край, в
котором я живу» дополняет первый концентр историкообществоведческого
отражающим национально региональные
образования содержанием,
особенности жизнедеятельности россияндальневосточников.
Программа «Край, в котором я живу» (Я – гражданин) основывается на
следующих программнометодических материалах:
Программа и методическое пособие для учителя начальной школы
по пропедевтическому курсу «Край, в котором я живу» / С.Л. Посмитная; —
Хабаровск: Частная коллекция, 2008.
ФГОС начального общего образования приказ № 363 от
06.10.2009, зарегистрирован МинЮст №17785 от 22.12.2009
направлена
на достижение
обучающимися личностных,
метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и
предметных результатов.
Для реализации программного материала используется следующий
учебно – методический комплект:
Посмитная С. Л. «Край, в котором я живу. Я – гражданин».
Игровой практикум для младших школьников; Хабаровск: Частная
коллекция, 2014.
Рабочая программа рассчитана на 34часа (34 недели).
Цели и задачи курса направлены на:
создание педагогических условий обеспечивающих обретение
ребенком основ духовнонравственной гражданской идентичности;
принятие младшими школьниками национальных и
общечеловеческих ценностей;
знакомство ребенка с жизнью и деятельностью различных
представителей гражданского общества посёлка Берёзовый, Солнечного
района, Хабаровского края, Дальнего Востока, России, мира;
установление на уровне классного коллектива демократического
школьного уклада;
обретение ребенком желания и способности к участию в
конструктивном социальном партнерстве и добровольчестве;
достижение обучающимися к окончанию начального общего
образования, заявленных в ФГОС НОО, личностных, метапредметных и
предметных результатов по области обществознание.
Содержание программы курса структурировано по
культурно
пространственной спирали. Это позволяет систематически знакомить младших
школьников с различными сферами жизни общества: историей, географией, экономикой,
социологией, правом, геополитикой, историографией, археологией, этикой, эстетикой,
психологией и т.д.
Использование пропедевтического подхода к отбору содержания учебного
материала основано на идее создания у детей первых образных впечатлений,
которые необходимы младшим школьникам для расширения кругозора в
понимании себя и окружающего сообщества людей. Содержание программы курса предполагает
концентрическую
и
эгоцентрическую
патриотизма,
ответственности, прав и обязанностей рассматриваются с позиции ребенка каждый год
Проблемы гражданственности,
основы.
на все более высоком уровне. Это делает учебный материал легко воспринимаемым и
формирующим личную сопричастность, личную ответственность за себя, свою семью,
край, страну и т. д.
Знакомство с международным законодательством, Конституцией РФ, уставом
Хабаровского края и другими нормативными актами способствует развитию правовой
культуры младших школьников.
Содержание программы предполагает привлечение младших школьников к
посильному участию в реализации социальных проектов. Это увеличивает потенциал
курса в создании педагогических условий для самопознания и самоопределения
младших школьников.
Использование групповых тренингов является важным условием реализации
программы. Тренинги направлены не только на овладение навыками общения и
сотрудничества, но и на становление адекватной самооценки, рефлексии, развитие
критического мышления школьников. Предложенные в программе игры и творческие
задания поддерживают у школьников интерес к предмету исследования и учебной
деятельности. Все это позволяют обойтись педагогу в общении с ребенком без
морализации и послушности.
Содержание курса
2 класс (34 часа).
Введение.
Большой урок для маленького гражданина. Гражданин. Россия.
На востоке России. Россия, Москва, Конституция. Герб, флаг России. Горожанин, селянин,
гражданин – что общего в этих словах? Гражданство.
С чего начинается Родина? Большая и малая Родина. Дальний Восток– родина
эндемиков Хабаровского края – амурского тигра и гималайского медведя. Города и
села на карте Хабаровского края. Знакомство с условными знаками карты. История
названия нашего посёлка. Место расположения нашего посёлка. Паспорт моего посёлка
(где располагается, сколько жителей имеет, почтовый индекс и междугородный
телефонный код).
Дальний Восток, Хабаровский край.
Семья. Однокоренные слова с корнем РОД (родственники, родня, родник,
родоначальник…). Их смысл и взаимная связь. Наши семьи. Наши родовые фамилии.
Родословная.
Предки, потомки. Самые старшие в семье родственники. (Работа с цветовой
лентой времени.) Семейные реликвии. Семейные увлечения. Счастливая семья. Кто в
семье самый главный и самый важный?
Улица, дом, двор – место проживания человека и … ОБЖ детей во время игры
во дворе и на улице. История и план улиц посёлка, в котором проживают дети.
Соседи, их имена и судьбы. Местоположение улиц на карте посёлка.
Основные дороги посёлка. (Игра «Безопасный путь домой») История
появления посёлка и его улиц, их застройка.
Календарь. Переселенцы. Коренные жители. Когда и как появился наш
посёлок? Кто был его основателями и первыми жителями? Как жили первые
жители нашего посёлка? Их быт, образ жизни, занятия.
Исторический центр нашего посёлка (улицы,
сохранившиеся
достопримечательности, памятные места). Историческое прошлое в облике
Книга почета и почетные граждане. Охрана и
современного посёлка.
восстановление исторических памятников и построек. Избиратели, выборы, голосование, жители, мэр, сход, избирательный
бюллетень. Кто может быть хозяином нашего посёлка? Место расположения и
рабочие телефоны поселкового совета. Поселковое хозяйство.
Жизнь нашего посёлка. Поселковое хозяйство. Служба экстренной
помощи. Наш вклад в жизнь нашего посёлка. Правила поведения и общения в
нашем посёлке.
Новогодние праздники и развлечения жителей нашего посёлка. Главная
новогодняя ёлка. Национальные новогодние обряды и развлечения.
Как жить в мире с собой и другими.
Бизнес, бизнесмен, маркетинг, менеджер, благотворительность,
меценатство, реклама. Наш посёлок в хозяйственной жизни Хабаровского
края, Дальнего Востока, России.
Профессии, способности, возможности. Человек может развить или
утратить свои способности. Профессии, востребованные в нашем посёлке,
крае.
Потребители. Потребности. Сертификат. Чек. Мы – потребители.
Переработка отходов. Российский стандарт качества. Товарная этикетка.
Семейный бюджет. Доходы. Необходимые и желательные расходы.
Возможности родителей и наши желания. Карманные деньги – как и на что их
потратить?
Горожане/селяне. Они разные, но все жители нашего посёлка. Пожилые,
одинокие, инвалиды, беженцы, погорельцы – люди, требующие особой заботы.
Правила пожарной безопасности в быту.
Правила пользования
электроприборами, печами, пиротехникой… ОБЖ.
Здоровье и здоровый образ жизни. Вредные привычки и их воздействие
на здоровье. Причины, приводящие к появлению вредных привычек и способы предотвращения их развития у детей. Как сказать «нет», если тебе предлагают
покурить, принять наркотик, выпить спиртной напиток (тренинг «Паутина»).
Мы – жители нашего посёлка. Наши увлечения и желания. Мы все
разные, но мы должны научиться договариваться, так как живем в одном
посёлка. Нужно ли помогать нашему сельскому сообществу?НКО
(некоммерческие организации) и их роль в решении сельских проблем.
Мы – дети. Ребенок –особенный человек. Трудно ли быть ребенком?
Зачем человеку дается детство? Стоит ли быстрее стать взрослым? Как
справиться со своими обидами и гневом? Что каждому из нас нравится и что
огорчает нас в наших характерах (по личному мнению и мнению
одноклассников).
Свобода и свободные люди. Взаимосвязь свобод, прав и обязанностей.
(Тренинг «Как быть, если каждый делает только то, что ему хочется, невзирая
на нарушение прав и свобод других людей?»)
Право людей на отдых и досуг. Наши увлечения и возможности
дополнительного образования в секциях, клубах, студияхпосёлка. Наш досуг
на каникулах. Правила дорожного движения во время каникул.
Азбука этикета. Этикет в нашей жизни. Правила этикета, принятые в
нашем классе, школе, дома. Как характер и поступки человека влияют на
положение человека в обществе?
Университет хороших манер.Мода, вкусы, увлечения – история и
современность.
Основные правила безопасности во время летних каникул. Когда
солнце, воздух и вода помогут укрепить наше здоровье? Что важно помнить,
отдыхая летом в пригородной зоне, у воды, на пляже, в лесу? Первая
медицинская помощь (ПМП). Раздел
№
п
/
п
1 Введение.
1
2 На востоке
России.
7
Тематическое планирование
в Характеристика
деятельности обучающихся
о
с
а
ч
о
в
л
о
К
УУД
Знакомиться с сообществом,
которое окружает детей за
пределами школы
сообществом дома, двора,
посёлка, где они живут;
Знакомиться с историей
своего дома, двора, улицы,
посёлка, его
достопримечательностями,
хозяйством, особенностями
муниципального управления,
выборами как формой
участия людей в управлении
местным сообществом;
Воспринимать проблему,
выдвигать гипотезу;
Делать обобщения и выводы;
Ориентироваться в
пространстве и времени;
Формировать умение работы
с картами, таблицами,
схемами;
Добывать информацию в
соответствующей литературе;
Пользоваться справочниками;
Развивать устную и
письменную речь;
Самостоятельно проводить
опыты, наблюдения,
практические,
исследовательские работы;
Анализировать объекты с вы
делением существенных и не
существенных признаков (в
коллективной организации
деятельности);
Личностные
универсальные учебные
действия:
углубление у детей знаний о
себе как о субъектах
общественных отношений,
овладение новыми
социальными программами
общения и поведения,
определяющими способность
детей к выстраиванию
отношений с жителями
местного сообщества, членами
семьи;
способность части детей
перейти от пассивного
партнерства в общении со
взрослыми и сверстниками к
активному.
Метапредметные
результаты младших
школьников:
познавательные:
расширение навыков
самопознания и познания
окружающего социума;
регулятивные:
- обретение навыков
самоопределения и
самоорганизации на
уровне
жизнедеятельности
местного сообщества
посёлка семьи;
- готовность детей 3 Как жить в
мире с собой и
другими.
6
Осуществлять синтез как
составление целого из частей;
Проводить сравнение,
сериацию и классификацию
изученных объектов по
самостоятельно выделенным
основаниям (критериям) при
указании количества групп;
Устанавливать причинно
следственные связи в изучае
мом круге явлений;
Обобщать (выделять класс
объектов как по заданному
признаку, так и
самостоятельно).
вести диалог с
собеседником,
признавать
возможность
существования
различных точек
зрения и права
каждого иметь свою,
излагать свое мнение
и аргументировать
свою точку зрения,
конструктивно
разрешать конфликт
посредством учета
интересов сторон;
коммуникативные:
наличие у детей навыков
соуправления и соорганизации
жизнедеятельности на уровне
местного сообщества;
умение договариваться о
распределении функций и
ролей в совместной
деятельности; осуществлять
взаимный контроль в
совместной деятельности.
ИТОГО – 34 ЧАСА
Планируемые результаты освоения курса клуба «Край, в котором я
живу»
Ученик должен «уметь»:
искать:
опрашивать окружение;
консультироваться у учителя;
получать информацию;
думать:
устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;
критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;
уметь противостоять неуверенности и сложности;
занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;
сотрудничать:
уметь работать в группе;
принимать решения;
улаживать разногласия и конфликты;
договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
приниматься за дело:
включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;
доказать солидарность; организовать свою работу;
адаптироваться:
использовать новые технологии информации и коммуникации;
стойко противостоять трудностям; находить новые решения.
Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность
мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт
взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения),
суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении
конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями.
Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и
качественными.
В результате реализации программы у обучающихся 2 класса будут
сформированы следующие предметные результаты:
познакомятся с сообществом, которое окружает детей за пределами школы
сообществом дома, двора, посёлка, где они живут;
познакомятся с историей своего дома, двора, улицы, посёлка, его
особенностями муниципального
достопримечательностями,
управления, выборами как формой участия людей в управлении местным
хозяйством,
сообществом;
сформируются общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать
гипотезу, делать обобщения и выводы;
ориентироваться в пространстве и времени;
формировать умение работы с картами, таблицами, схемами;
добывать информацию в соответствующей литературе;
пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
практические,
самостоятельно проводить опыты,
наблюдения,
исследовательские работы;
воздействовать на развитие эмоциональноволевых, нравственных качеств
личности;
воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край,
способствовать эстетическому воспитанию;
на ознакомительном уровне представить науки, помогающие познавать
окружающий мир. Календарно – тематическое планирование
Тема занятия
Элементы содержания.
Введение (1 час).
я
и
т
я
н
а
з
№
п/
п №
е
м
е
т
в
1
1
Большой урок для маленького
гражданина. Гражданин. Россия.
Стр. 4.
Знакомство с героями учебного
пособия.
Введение понятия «гражданин».
Творческая работа «Какой ты
представляешь себе Россию?»
На востоке России (17часов).
2
1
Россия, Москва, Конституция.
Герб, флаг России.
Стр. 6.
Знакомство с государственными
символами России.
Разучивание гимна РФ.
3
2
Горожанин, селянин, гражданин –
что общего в этих словах?
Гражданство.
Стр. 7.
Введение понятий «горожанин»,
«селянин», «гражданство».
Практическая работа
«Заполнение свидетельства о
рождении на своё имя»
4
3
С чего начинается Родина?
Большая и малая Родина.
Дальний Восток – родина
эндемиков Хабаровского края –
амурского тигра и гималайского
медведя.
Стр.8.
Продолжить знакомство с картой
Хабаровского края.
Эндемики Хабаровского края –
амурского тигра и гималайского
медведя.
Практическая работа «Собери
«волшебные» часы».
а
т
а
Д
н
е
д
е
в
о
р
п
05.09
12.09
19.09
26.09 История названия нашего
посёлка. Место расположения
нашего посёлка. Паспорт моего
посёлка.
Стр. 9.
Знакомство с историей посёлка (где
располагается, сколько жителей
имеет, почтовый индекс и
междугородный телефонный код).
Творческая работа «Письмо о
своей малой родины»
Дальний Восток. Города и села на
карте Хабаровского края.
Знакомство с условными знаками
карты.
Стр. 9 – 11.
Работа по физической карте
Дальнего Востока, Хабаровского
края.
Знакомство с условными знаками
карты.
03.10
10.10
Семья. Однокоренные слова с
корнем РОД. Их смысл и
взаимная связь. Наши семьи.
Стр. 12.
Знакомство со словами с корнем
РОД (родственники, родня, родник,
родоначальник…).
Смысл и взаимная связь этих слов.
17.10
Наши родовые фамилии.
Родословная.
Стр. 13.
Проект «Моя родословная».
24.10
5
4
6
5
7
6
8
9
7
8
Предки, потомки. Самые старшие
в семье родственники.
Стр. 14.
Введение понятий «предки»,
«потомки».
Работа с цветовой лентой времени.
10
9
Счастливая семья. Кто в семье
самый главный и самый важный?
Стр. 15.
11
10 Семейные реликвии. Семейные
увлечения.
12
11 Улица, дом, двор – место
проживания человека. История и
план улиц посёлка, в котором
проживают дети.
Стр. 16 – 17.
Творческая работа «Самый
счастливый день в моей семье».
Проект «Семейные реликвии»,
«Семейные увлечения».
ОБЖ детей во время игры во дворе и
на улице.
Знакомство с историей и планом
улиц посёлка, в котором проживают
дети.
Творческая работа «Моя улица»
07.11
14.11
21.11
28.11 13
12 История появления посёлка и
его улиц, их застройка.
Местоположение улиц на карте
посёлка. Основные дороги
посёлка. Соседи, их имена и
судьбы.
Стр. 18 – 19.
Знакомство с историей появления
посёлка и его улиц, их застройкой.
Игра «Безопасный путь домой».
Творческая работа «Я
архитектор».
05.12
14
13 Календарь. Переселенцы.
Коренные жители. Старожилы.
Их быт, образ жизни, занятия.
Стр. 20 – 21.
Кто был его основателями и
первыми жителями?
Как жили первые жители нашего
посёлка?
12.12
Творческая работа «Книга почёта». 19.12
15
14 Историческое прошлое в облике
современного посёлка. Книга
почета и почетные граждане.
Стр. 22 – 23.
16
15 Новогодние праздники и
развлечения жителей нашего
посёлка. Национальные
новогодние обряды и
развлечения.
Стр. 36 – 37.
Составление календаря новогодних
развлечений.
ОБЖ. Первая помощь при
обморожении.
Знакомство с историей
происхождения национальных
новогодних обрядов и развлечений.
26.12
16.01
17
16 Избиратели, выборы,
голосование, жители, мэр, сход,
избирательный бюллетень.
Поселковое хозяйство.
Стр. 24 – 25.
Знакомство с понятиями
«избиратель», «выборы»,
«голосование», «мэр», «сход», «
избирательный бюллетень».
Место расположения и рабочие
телефоны поселкового совета.
18
17 Жизнь нашего посёлка.
Поселковое хозяйство. Служба
экстренной помощи.
Стр. 26 – 27.
Вклад школьников в жизнь нашего
посёлка.
Правила поведения и общения в
нашем посёлке.
23.01
Как жить в мире с собой и другими (16 часов) 19
1
20
2
2
21
3
22
4
4
23
5
Бизнес, бизнесмен, маркетинг,
менеджер, благотворительность,
меценатство, реклама. Наш
посёлок в хозяйственной жизни
Хабаровского края, Дальнего
Востока, России.
Стр. 28 – 29.
30.01
Знакомство с понятиями «бизнес»,
«бизнесмен», «маркетинг»,
«менеджер», «благотворительность»,
«меценатство», « реклама».
Творческая работа «Мой бизнес –
план».
Профессии, способности,
возможности. Профессии,
востребованные в нашем посёлке,
крае.
Стр. 30 – 31.
Исследовательская работа «Всё
обо мне».
Деловая игра «Ярмарка
профессий».
Потребители. Потребности.
Сертификат. Чек. Мы –
потребители. Переработка
отходов. Российский стандарт
качества. Товарная этикетка.
Стр. 32 – 33.
Знакомство с понятиями
«потребители», «потребности»,
«сертификат», «чек», «товарная
этикетка».
Знакомство с правами потребителя.
Знакомство со знаками информации
товарной этикетки.
06.02
13.02
Семейный бюджет. Доходы.
Необходимые и желательные
расходы. Карманные деньги – как
и на что их потратить?
Стр. 34 – 35.
20.02
Знакомство с понятиями «семейный
бюджет», «доходы»,«необходимые и
желательные расходы».
Возможности родителей и наши
желания.
Деловая игра «Сколько стоит?»
Горожане/селяне. Они разные, но
все жители нашего посёлка.
Пожилые, одинокие, инвалиды,
беженцы, погорельцы – люди,
требующие особой заботы.
Стр. 39.
Знакомство с понятиями «пожилые»,
«одинокие», « инвалиды»,
«беженцы», « погорельцы».
Деловая игра «Ты и я»
27.02 24
6
Правила пожарной безопасности
в быту. Правила пользования
электроприборами, печами,
пиротехникой.
Стр. 40 – 43.
Правила пожарной безопасности в
быту.
Правила пользования
электроприборами, печами,
пиротехникой.
25
7
7
Здоровье и здоровый образ
жизни. Вредные привычки и их
воздействие на здоровье.
Стр. 44 – 45.
Причины, приводящие к появлению
вредных привычек и способы
предотвращения их развития у детей.
Беседа «Как сказать «нет», если тебе
предлагают покурить, принять
наркотик, выпить спиртной
напиток».
Тренинг «Паутина».
06.03
10.03
26
8 Мы – жители нашего посёлка.
Наши увлечения и желания. НКО
и их роль в решении сельских
проблем.
Стр. 46 – 47.
13.03
Беседа «Мы все разные, но мы
должны научиться договариваться,
так как живем в одном посёлка».
НКО (некоммерческие организации)
и их роль в решении сельских
проблем.
Творческая работа «Эскиз символа
НКО».
27
9 Мы – дети. Ребенок – особенный
человек. Конвенция о правах
ребёнка.
Стр.48 – 51.
Игра «Спор – клуб».
Изготовление книжки – малышки
«Как помочь себе, если …..».
20.03
28
10 Свобода и свободные люди.
Взаимосвязь свобод, прав и
обязанностей.
Стр. 52 – 53.
Тренинг «Как быть, если каждый
делает только то, что ему хочется,
невзирая на нарушение прав и свобод
других людей?»
03.04 29
11 Мои права.
Стр. 54 – 55.
30
12 Азбука этикета. Этикет в нашей
жизни.
Стр. 56 – 57.
Право людей на отдых и досуг.
Наши увлечения и возможности
дополнительного образования в
секциях, клубах, студиях посёлка.
Наш досуг на каникулах.
Правила дорожного движения во
время каникул.
Игра «Весёлые каникулы».
Знакомство с понятием «этикет».
Правила этикета, принятые в нашем
классе, школе, дома.
Как характер и поступки человека
влияют на положение человека в
обществе?
31
13 Университет хороших манер.
Стр. 58 59.
32
14 Мода, вкусы, увлечения –
история и современность.
Стр. 60.
Групповая работа «Правила
этикета»
Знакомство с понятиями «мода»,
«вкусы», «увлечения».
Правила ухода за одеждой, обувью.
33
15 Проект «Из семейной шкатулки.
Историческая фотовыставка».
Стр.61.
Проект «Из семейной шкатулки.
Историческая фотовыставка
34
16 Основные правила безопасности
во время летних каникул. Первая
медицинская помощь при
несчастных случаях.
Стр. 62 – 63.
Солнце, воздух и вода факторы
для укрепления здоровья.
Что важно помнить, отдыхая летом в
пригородной зоне, у воды, на пляже,
в лесу?
10.04
17.04
24.04
08.05
15.05
22.05 МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА «КРАЙ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ. Я –
ГРАЖДАНИН».
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Методическое пособие для учителя начальной школы по
пропедевтическому курсу «Край, в котором я живу» / С.Л. Посмитная; —
Хабаровск: Частная коллекция, 2008.
Посмитная С. Л. «Край, в котором я живу. Я – гражданин».
Игровой практикум для младших школьников; Хабаровск: Частная
коллекция, 2014.
2. Печатные пособия.
Настольные и настенные карты (муниципального района,
административная и физическая карты Хабаровского края, административная
карта России и политическая карта мира).
3. Компьютерные и информационнокоммуникативные средства.
CD диск (Посмитная С. Л. «Край, в котором я живу. Я –
гражданин»),
подобранный для соответствующих тем.
позволяющий использовать во время уроков видеоряд,
4. Технические средства обучения (ТСО).
Классная доска с набором приспособлений для крепления
постеров и
картинок.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления
картинок.
Телевизор.
Магнитофон.
Мультимедийный проектор.
Компьютер.
Экспозиционный экран.
Сканер.
Принтер лазерный.
Рабочая программа "Я-гражданин России"
Рабочая программа "Я-гражданин России"
Рабочая программа "Я-гражданин России"
Рабочая программа "Я-гражданин России"
Рабочая программа "Я-гражданин России"
Рабочая программа "Я-гражданин России"
Рабочая программа "Я-гражданин России"
Рабочая программа "Я-гражданин России"
Рабочая программа "Я-гражданин России"
Рабочая программа "Я-гражданин России"
Рабочая программа "Я-гражданин России"
Рабочая программа "Я-гражданин России"
Рабочая программа "Я-гражданин России"
Рабочая программа "Я-гражданин России"
Рабочая программа "Я-гражданин России"
Рабочая программа "Я-гражданин России"
Рабочая программа "Я-гражданин России"
Рабочая программа "Я-гражданин России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.