Рабочая программма
Оценка 4.9

Рабочая программма

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
история
Взрослым
19.10.2017
Рабочая программма
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «История» в соответствии с примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «История». Является учебным предметом обязательной предметной области «Общественные науки» общих общеобразовательных учебных дисциплин.Количество часов на освоение программы дисциплины: Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем (всего) 171 часа, в том числе: занятий на уроках - 171 часов; лабораторных и практических работ -10 часов Самостоятельная работа - 86 часов.Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «История» в соответствии с примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «История».
РП ИСТОРИЯ повара.doc
Министерство образования и науки РТ Государственное автономное профессиональное  образовательное учреждение  «Мамадышский политехнический     колледж» (ГАПОУ «Мамадышский ПК»)                                                                                           «Утверждаю» Директор ГАПО «Мамадышский ПК» ______________Егоров Н.Н. «_05__»  мая ___2017 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ По  ППКРС 43.01.09 Повар, кондитер 2017 г. Рабочая программа учебной дисциплины  История:  ГАПОУ «Мамадышский ПК », 2017 г. Рабочая программа учебной дисциплины  разработана на основе требований ФГОС   среднего   общего   образования,   предъявляемых   к   структуре, содержанию   и   результатам   освоения   учебной   дисциплины   «История»   в соответствии   с   примерной   программой   общеобразовательной   учебной дисциплины «История». Организация­разработчик:     Государственное   автономное   профессиональное образовательное учреждение «Мамадышский политехнический колледж» Рассмотрена   и   одобрена   на   заседании     предметной   (цикловой)   комиссии _________________________________  ГАПОУ «Мамадышский ПК» протокол №  ________________ от « 03» мая 2017г.   Председатель П(Ц)К_____________   Мингалеева Р.Н.                                                                                                    Зам. директора по УПР___________ Сорокин Г.Н. «03» мая  2017 г. Разработчик:   Сафуанов   Эльвир   Нурмухаметович,  преподаватель   истории   и обществознания ГАПОУ «Мамадышский политехнический колледж». Рецензенты:           1.   Файзреева Вера Владимировна, зам. директора по ТО ГАПОУ «Мамадышский политехнический колледж». 2.  Р.Н.   Магфурова  ­     учитель   истории   и   обществознания высшей квалификационной категории  МБОУ  «СОШ №4 г. Мамадыш»                            2 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ   УЧЕБНОЙ 1. ПАСПОРТ   ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА   И   СОДЕРЖАНИЕ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ   И   ОЦЕНКА   РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4 6 30 32 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины   История: ГАПОУ «Мамадышский ПК», 2017 г. Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального  государственного образовательного стандарта по ППКРС 43.01.09 Повар,  кондитер, укрупненной группе профессий, специальностей 43.00.00 Сервис и  туризм. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной  образовательной программы: является учебным предметом обязательной  предметной области «Общественные науки» общих общеобразовательных  учебных дисциплин. 1.3. Цели и задачи дисциплины  – требования  к результатам освоения дисциплины: Освоение содержания учебной дисциплины «История» обеспечивает  достижение студентами следующих результатов: • личностных: ­   сформированность   российской   гражданской   идентичности,   патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну); ­ становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязан­ ности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собствен­ ного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; ­ готовность к служению Отечеству, его защите;  ­ сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития   исторической   науки   и   общественной   практики,   основанного   на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; ­ сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими   ценностями   и   идеалами   гражданского   общества; готовность   и   способность   к   самостоятельной,   творческой   и   ответственной деятельности; 4 ­ толерантное сознание и поведение в поликультурном  мире, готовность и способность   вести   диалог   с   другими   людьми,   достигать   в   нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; • метапредметных: ­ умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректи­ ровать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; ­ умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффек­ тивно разрешать конфликты; ­ владение навыками познавательной, учебно­исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; ­   готовность   и   способность   к   самостоятельной   информационно­ познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках   исторической   информации,   критически   ее   оценивать   и интерпретировать; ­   умение   использовать   средства   информационных   и   коммуникационных технологий   в   решении   когнитивных,   коммуникативных   и   организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,   правовых   и   этических   норм,   норм   информационной безопасности; ­ умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;  • предметных: ­ сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач про­ грессивного развития России в глобальном мире; ­ владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе; ­   сформированность   умений   применять   исторические   знания   в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении; ­ владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников; ­ сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике. 1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины: Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем (всего) 171 часа,  5 в том числе: занятий на уроках ­ 171 часов; лабораторных и практических работ ­10 часов Самостоятельная работа ­ 86 часов. 6 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Всего Работа   обучающихся   во   взаимодействии   с преподавателем (всего) в том числе:         практические занятия         контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе:        индивидуальное проектное задание        внеаудиторная самостоятельная работа Итоговая аттестация в форме экзамена Количес тво часов 171 171 10 3 86 ­ 86 7 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  История Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, Объем Уровень самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если часов освоения предусмотрены) Введение Тема 1. Введение. Для чего и как  изучают историю Тема 2.Концепции исторического развития Тема 3.Происхождение человека.  Люди палеолита. Тема 4. Неолитическая революция  и её последствия. У истоков  цивилизации. 3 4 2 2 Содержание материала:  Значение изучения истории. Проблема достоверности исторических знаний.  Исторические источники, их виды, основные методы работы с ними. Вспомогательные  исторические дисциплины. Историческое событие и исторический факт. Концепции  исторического развития (формационная, цивилизационная, их сочетание). Периодизация всемирной истории. История России — часть всемирной истории. Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества Содержание материала: Происхождение  человека. Люди эпохи палеолита. Источники знаний о древнейшем человеке.   Проблемы   антропогенеза.   Древнейшие   виды   человека.   Расселение древнейших   людей   по   земному   шару.   Появление   человека   современного   вида. Палеолит.   Условия   жизни   и   занятия   первобытных   людей.   Социальные   отношения. Родовая община. Формы первобытного брака. Достижения людей палеолита. Причины зарождения   и   особенности   первобытной   религии   и   искусства.   Археологические памятники   палеолита   на   территории   России.   Неолитическая   революция   и   ее последствия.   Понятие   «неолитическая   революция».   Причины   неолитической революции.   Зарождение   производящего   хозяйства,   появление   земледелия   и животноводства.   Прародина   производящего   хозяйства.   Последствия   неолитической революции.   Древнейшие   поселения   земледельцев   и   животноводов.   Неолитическая революция   на   территории   современной   России.   Первое   и   второе   общественное разделение   труда.   Появление   ремесла   и   торговли.   Начало   формирования   народов. Индоевропейцы   и   проблема   их   прародины.   Эволюция   общественных   отношений, усиление   неравенства.   Соседская   община.   Племена   и   союзы   племен.   Укрепление власти вождей. Возникновение элементов государственности. Древнейшие города. Самостоятельная   работа:  «Археологические   памятники   палеолита   на   территории России» Практическое   занятие:   «Неолитическая   революция   на   территории   современной 2 1 8 Тема 5. Древнейшие государства. Тема 6. Индия и Китай в  древности. Тема 7. Древняя Греция.  Древний Рим. Тема 8. Культура и религия  Древнего мира. 8 2 России». Раздел 2. Цивилизации древнего мира  Содержание материала: Древнейшие государства. Понятие цивилизации. Особенности цивилизаций Древнего мира   —   древневосточной   и   античной.   Специфика   древнеегипетской   цивилизации. Города­государства   Шумера.   Вавилон.   Законы   царя   Хаммурапи.   Финикийцы   и   их достижения. Древние евреи в Палестине. Хараппская цивилизация Индии. Индия под властью ариев. Зарождение древнекитайской цивилизации. Великие державы Древнего Востока. Предпосылки складывания  великих  держав, их особенности. Последствия появления великих держав. Хеттское царство. Ассирийская военная держава. Урарту. Мидийско­Персидская   держава   —   крупнейшее   государство   Древнего   Востока. Государства   Индии.   Объединение   Китая.   Империи   Цинь   и   Хань.   Древняя   Греция. Особенности географического положения и природы Греции. Минойская и микенская цивилизации.   Последствия   вторжения   дорийцев   в   Грецию.   Складывание   полисного строя. Характерные черты полиса. Великая греческая колонизация и ее последствия. Развитие демократии в Афинах. Спарта и ее роль в истории Древней Греции. Греко­ персидские войны, их ход, результаты, последствия. Расцвет демократии в Афинах. Причины   и   результаты   кризиса   полиса.   Македонское   завоевание   Греции.   Походы Александра Македонского и их результаты. Эллинистические государства — синтез античной   и   древневосточной   цивилизации.   Древний   Рим.   Рим   в   период   правления царей.   Рождение   Римской   республики   и   особенности   управления   в   ней.   Борьба патрициев   и   плебеев,   ее   результаты.   Римские   завоевания.   Борьба   с   Карфагеном. Превращение   Римской   республики   в   мировую   державу.   Система   управления   в Римской   республике.   Внутриполитическая   борьба,   гражданские   войны.   Рабство   в Риме, восстание рабов под предводительством Спартака. От республики к империи. Римская империя: территория, управление. Периоды принципата и домината. Рим и провинции. Войны Римской империи. Римляне и варвары. Кризис Римской империи. Поздняя   империя.   Эволюция   системы   императорской   власти.   Колонат.   Разделение Римской империи на Восточную и Западную. Великое переселение народов и падение Западной   Римской   империи.   Культура   и   религия   Древнего   мира.   Особенности культуры и религиозных воззрений Древнего Востока. Монотеизм. Иудаизм. Буддизм ­ древнейшая   мировая   религия.   Зарождение   конфуцианства   в   Китае.   Достижения культуры   Древней   Греции.   Особенности   древнеримской   культуры.   Античная 9 5 1 1 12 2 философия,   наука,   литература,   архитектура,   изобразительное   искусство.   Античная культура как фундамент современной мировой культуры. Религиозные представления древних греков и римлян. Возникновение христианства. Особенности христианского вероучения   и   церковной   структуры.   Превращение   христианства   в   государственную религию Римской империи. Самостоятельная   работа:  «Особенности   цивилизаций   Древнего   мира   ­ древневосточной и античной»,   «Великая греческая колонизация и ее последствия», «Великое   переселение   народов   и   падение   Западной   Римской   империи», «Возникновение христианства». Практическое   занятие:  «Особенности   христианского   вероучения   и   церковной структуры». Контрольная работа. Раздел 3. Цивилизации Запада и Востока в Средние века  Содержание материала: Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе. Средние века:   понятие,   хронологические   рамки,   периодизация.   Варвары   и   их   вторжения   на территорию Римской империи. Крещение варварских племен. Варварские королевства, особенности отношений варваров и римского населения в различных королевствах. Синтез   позднеримского   и   варварского   начал   в   европейском   обществе   раннего Средневековья.   Варварские   правды.   Возникновение   ислама.   Арабские   завоевания. Арабы.  Мухаммед и  его учение. Основы мусульманского  вероучения.  Образование Арабского   халифата.   Арабские   завоевания.   Мусульмане   и   христиане.   Халифат Омейядов и Аббасидов. Распад халифата. Культура исламского мира. Архитектура, каллиграфия,   литература.   Развитие   науки.   Арабы   как   связующее   звено   между культурами   античного   мира   и   средневековой   Европы.   Основы   мусульманского вероучения.   Византийская   империя.   Территория   Византии.   Византийская   империя: власть,   управление.   Расцвет   Византии   при   Юстиниане.   Попытка   восстановления Римской   империи.   Кодификация   права.   Византия   и   славяне,   славянизация   Балкан. Принятие христианства славянскими народами. Византия и страны Востока. Турецкие завоевания   и   падение   Византии.   Культура   Византии.   Сохранение   и   переработка античного   наследия.   Искусство,   иконопись,   архитектура.   Человек   в   византийской цивилизации. Влияние Византии на государственность и культуру России. Основные 10 Тема 9. Великое переселение  народов и образование  варварских королевств в Европе. Тема 10. Возникновение ислама.  Арабские завоевания. Тема 11. Особенности развития  Византийской империи. Тема 12.Средневековый город. Тема 13. Зарождение  национальных государств. Тема 14. Средневековая  культура. Начало Ренессанса. черты   западноевропейского   феодализма.   Средневековое   общество.   Феодализм: понятие,   основные   черты.   Феодальное   землевладение.   Причины   возникновения феодализма.   Структура   и   сословия   средневекового   общества.   Крестьяне, хозяйственная   жизнь,   крестьянская   община.   Феодалы.   Феодальный   замок.   Рыцари, рыцарская   культура.   Города Средневековья, причины их возникновения. Развитие ремесла и торговли. Коммуны и сеньоры.   Городские   республики.   Ремесленники   и   цехи.   Социальные   движения. Повседневная жизнь горожан. Значение средневековых городов.    Средневековый   западноевропейский   город. Самостоятельная   работа:  «Возникновение   ислама»,   «Принятие   христианства славянскими   народами»,   «Структура   и   сословия   средневекового   общества», «Повседневная жизнь горожан в Средние века». Практическое занятие: «Принятие христианства славянскими народами». Раздел 4. От Древней Руси к Российскому государству Содержание материала: Образование   Древнерусского   государства.   Восточные   славяне:   происхождение, расселение,   занятия,   общественное   устройство.   Взаимоотношения   с   соседними народами   и   государствами.   Предпосылки   и   причины   образования   Древнерусского государства. Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Варяжская проблема. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Первые   русские   князья,   их   внутренняя   и   внешняя   политика.   Походы   Святослава. Крещение   Руси   и   его   значение.   Начало   правления   князя  Владимира   Святославича. Организация защиты Руси от кочевников. Крещение Руси: причины, основные события, значение. Христианство и язычество. Церковная организация на Руси. Монастыри.   Распространение   культуры   и   письменности.   Общество   Древней   Руси. Социально­экономический и политический строй Древней Руси. Земельные отношения. Свободное   и   зависимое   население.   Древнерусские   города,   развитие   ремесел   и торговли.   Русская   Правда.   Политика   Ярослава   Мудрого   и   Владимира   Мономаха. Древняя Русь и ее соседи. Раздробленность на Руси. Политическая раздробленность: причины и последствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического,   социально­политического   и   культурного   развития.   Новгородская земля.   Владимиро­Суздальское   княжество.   Зарождение   стремления   к   объединению русских   земель.   Древнерусская   культура.   Особенности   древнерусской   культуры. 5 1 14 2 11 Тема 15.Образование  Древнерусского государства. Тема 16. Крещение Руси и его  значение. Тема 17. Раздробленность на  Руси. Тема 18. Монгольские завоевание и его последствия. Тема 19. Начало возвышения  Москвы. Тема 20. Образование единого  Русского государства. Тема 21. культура Руси конца 13­ начало 16 в. Иконы.   Декоративно­прикладное   искусство. Возникновение   письменности.   Летописание.   Литература   (слово,   житие,   поучение, хождение). Былинный эпос. Деревянное и каменное зодчество. Живопись (мозаики, фрески).   Развитие   местных художественных   школ.   Монгольское   завоевание   и   его   последствия.   Монгольское нашествие.   Сражение   на   Калке.   Поход   монголов   на   Северо­Западную   Русь. Героическая оборона русских городов. Походы монгольских войск на Юго­Западную Русь   и   страны   Центральной   Европы.   Значение   противостояния   Руси   монгольскому завоеванию. Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Ярославич. Невская битва.   Ледовое   побоище.   Зависимость   русских   земель   от   Орды   и   ее   последствия. Борьба населения русских земель против ордынского владычества. Начало возвышения Москвы. Причины и основные этапы объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Причины и ход возвышения Москвы. Московские князья и   их   политика.   Княжеская   власть   и   церковь.   Дмитрий   Донской.   Начало   борьбы   с ордынским   владычеством.   Куликовская   битва,   ее   значение.   Образование   единого Русского  государства.  Русь при преемниках  Дмитрия  Донского. Отношения между Москвой и Ордой, Москвой и Литвой. Феодальная война второй четверти XV века, ее итоги.   Автокефалия   Русской   православной   церкви.   Иван   III.   Присоединение Новгорода. Завершение объединения русских земель. Прекращение зависимости Руси от   Золотой   Орды.   Войны   с   Казанью,   Литвой,   Ливонским   орденом   и   Швецией. Образование единого Русского государства и его значение. Усиление великокняжеской власти. Судебник 1497 года. Происхождение герба России. Система землевладения. Положение крестьян, ограничение их свободы. Предпосылки и начало складывания крепостнической системы.  Самостоятельная работа: «Предпосылки и причины образования Древнерусского  государства, «Крещение Руси: причины, основные события, значение», «Владимиро­ Суздальское княжество», «Деревянное и каменное зодчество, «Значение  противостояния Руси монгольскому завоеванию», «Куликовская битва, ее значение». Тема 22. Россия в правлении  Ивана Грозного. Тема 23. Смутное начало 17 в. Практическое занятие: «Образование единого Русского государства и его значение». Раздел 5. Россия в  ХVI— ХVIII веках: от великого княжества к царству Содержание материала: Россия в правление Ивана Грозного. Россия в период боярского правления. Иван   IV.   Избранная   рада.   Реформы   1550­х   годов   и   их   значение.   Становление 6 1 9 2 12 Тема 24. Экономическое и  социальное развитие России в 17  в. Народные движения. Тема 25. Внутренняя и внешняя  политика России в середине –  второй половину 18 в. Тема 26. Русская культура 16­18  вв. приказной   системы.   Укрепление   армии.   Стоглавый   собор.   Расширение   территории государства,   его   многонациональный   характер.   Походы   на   Казань.   Присоединение Казанского   и   Астраханского   ханств,   борьба   с   Крымским   ханством,   покорение Западной Сибири. Ливонская война, ее итоги и последствия. Опричнина, споры о ее смысле.   Последствия   опричнины.   Россия   в   конце   XVI   века,   нарастание   кризиса. Учреждение   патриаршества.   Закрепощение   крестьян.   Смутное   время   начала   XVII века.   Царствование   Б.   Годунова.   Смута:   причины,   участники,   последствия. Самозванцы. Восстание под предводительством И. Болотникова. Вмешательство Речи Посполитой и Швеции в Смуту. Оборона Смоленска. Освободительная борьба против интервентов.   Патриотический   подъем   народа.   Окончание   Смуты   и   возрождение российской государственности. Ополчение К.Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы.   Начало   царствования   династии   Романовых.   Экономическое   и   социальное развитие   России   в   XVII   веке.   Народные   движения.   Экономические   последствия Смуты. Восстановление хозяйства. Новые явления в экономике страны: рост товарно­ денежных   отношений,   развитие   мелкотоварного   производства,   возникновение мануфактур.   Развитие   торговли,   начало   формирования   всероссийского   рынка. Окончательное закрепощение  крестьян. Народные движения в XVII веке:  причины, формы,   участники.   Городские   восстания.   Восстание   под   предводительством   С.   Т. Разина. Становление абсолютизма в России. Внешняя политика России в ХVII веке. Усиление   царской   власти.   Развитие   приказной   системы.   Преобразования   в   армии. Начало   становления   абсолютизма.   Власть   и   церковь.   Реформы   патриарха   Никона. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы. Внешняя политика России в XVII веке. Взаимоотношения с соседними государствами   и   народами.   Россия   и   Речь   Посполитая.   Смоленская   война. Присоединение   к   России   Левобережной   Украины   и   Киева.   Отношения   России   с Крымским ханством и Османской империей. Церковный раскол. Культура Руси конца XIII— XVII веков. Культура XIII—XV  веков. Летописание. Важнейшие памятники литературы (памятники куликовского  цикла, сказания, жития, хождения). Развитие зодчества (Московский Кремль,  монастырские комплексы­крепости). Расцвет иконописи (Ф. Грек, А. Рублев).  Культура XVI века. Книгопечатание (И. Федоров). Публицистика. Зодчество  (шатровые храмы). «Домострой». Культура XVII века. Традиции и новые веяния,  усиление светского характера культуры. Образование. Литература: новые жанры  (сатирические повести, автобиографические повести), новые герои. Зодчество:  13 Тема 27. Экономическое  развитие и перемены в обществе. Тема 28. Великие  географические открытия.  Образования колониальных  империй. Тема 29. Английская революция  17 в. Тема 30. Война за независимость  и образование США. Тема 31. Французская революция конца 18 в. Тема 32. Развитие культуры и  науки в 17­18 вв. Эпоха  просвещения. 5 1 12 2 основные стили и памятники. Живопись (С. Ушаков). Самостоятельная работа:  «Опричнина, споры о ее смысле», «Окончание Смуты и  возрождение российской государственности», «Народные движения в XVII веке:  причины, формы, участники», «Реформы патриарха Никона». Практическое занятие: «Культура России XVII века». Раздел 6. Страны Запада и Востока в XVI –XVII  веке   Накопление   капитала. Содержание материала: Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе. Новые формы организации   производства.   Зарождение   ранних капиталистических отношений. Мануфактура. Открытия в науке, усовершенствование в   технике,   внедрение   технических   новинок   в   производство.   Революции   в кораблестроении   и   военном   деле.   Совершенствование   огнестрельного   оружия. Развитие торговли и товарно­денежных отношений. Революция цен и ее последствия. Великие   географические   открытия.   Образование   колониальных   империй.   Великие географические   открытия,   их   технические,   экономические   и   интеллектуальные предпосылки. Поиски пути в Индию и открытие Нового Света (Х. Колумб, Васко да Гама,   Ф.   Магеллан).   Разделы   сфер   влияния   и   начало   формирования   колониальной системы.   Испанские   и   португальские   колонии   в   Америке.   Политические, экономические и культурные последствия Великих географических открытий. Англия в   XVII—   ХVIII   веках.   Причины   и   начало   революции   в   Англии.   Демократические течения   в   революции.   Провозглашение   республики.   Протекторат   О.   Кромвеля. Реставрация монархии. Итоги, характер и значение Английской революции. «Славная революция». Английское Просвещение. Дж. Локк. Политическое развитие Англии в XVIII веке. Колониальные проблемы. Подъем мануфактурного производства. Начало промышленной   революции.   Изменения   в   социальной   структуре   общества.   Развитие европейской   культуры   и   науки   в   XVII—   XVIII   веках.   Эпоха   просвещения.   Новые художественные   стили:   классицизм,   барокко,   рококо.   Крупнейшие   писатели, художники,   композиторы.   Просвещение:   эпоха   и   идеология.   Развитие   науки, важнейшие   достижения.   Идеология   Просвещения   и   значение   ее   распространения. Учение о естественном праве и общественном договоре. Вольтер, Ш. Монтескьё, Ж. Ж. Руссо. Война за независимость и образование США. Причины борьбы английских 14 колоний в Северной Америке за независимость. Начало освободительного движения. Декларация   независимости   США.   Образование   США.   Война   за   независимость   как первая   буржуазная   революция   в   США.   Конституция   США.   Билль   о   правах. Французская   революция   конца   XVIII   века.   Предпосылки   и   причины   Французской революции   конца   XVIII   века.   Начало   революции.   Декларация   прав   человека   и гражданина. Конституционалисты, жирондисты и якобинцы. Конституция 1791 года. Начало   революционных   войн.   Свержение   монархии   и   установление   республики. Якобинская   диктатура.   Террор.   Падение   якобинцев.   От   термидора   к   брюмеру. Установление   во   Франции   власти   Наполеона   Бонапарта.   Итоги   революции. Международное значение революции. 6 1 10 Самостоятельная   работа:   «Зарождение   ранних   капиталистических   отношений», «Политические, экономические и культурные последствия Великих географических Открытий», «Высокое Возрождение в Италии», «Крестьянская война в Германии»,  «Общие черты и особенности абсолютизма в странах Европы», «Итоги, характер и значение   Английской   революции»,   «Идеология   Просвещения   и   значение   ее распространения»,   «Война   за   независимость   как   первая   буржуазная   революция   в США».  Практическое занятие: «Якобинская диктатура» Раздел 7. Россия в конце XVII ­  XVIII веков: от царства к империи Содержание материала: Россия в эпоху петровских преобразований. Дискуссии о Петре I, значении и цене его преобразований. Начало царствования Петра I. Стрелецкое восстание. Правление царевны   Софьи.   Крымские   походы   В.   В.   Голицына.   Начало   самостоятельного правления Петра I. Азовские походы. Великое посольство. Первые преобразования. Северная   война:   причины,   основные   события,   итоги.   Значение   Полтавской   битвы. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей. Государственные реформы   Петра   I.   Реорганизация   армии.   Реформы   государственного   управления (учреждение   Сената,  коллегий,   губернская   реформа   и   др.).  Указ   о  единонаследии. Табель о рангах. Утверждение абсолютизма. Церковная реформа. Развитие экономики. Политика протекционизма и меркантилизма. Подушная подать. Введение паспортной системы.   Социальные   движения.   Восстания   в   Астрахани,   на   Дону.   Итоги   и   цена преобразований Петра Великого. Экономическое и социальное развитие в XVIII веке. Народные   движения.  Развитие  промышленности   и  торговли  во  второй   четверти   — 2 15 Тема 33. Становление  абсолютизма в России. Внешняя  политика. Тема 35. Россия в эпоху  петровских преобразований. Тема 35. Экономическое и  социальное развитие в 18 в.  Народные движения. Тема 36. Внутренняя и внешняя  политика России в середине –  второй половине 18 в.  Тема 37. Русская культура 16 – 19 вв. их   положение.   Усиление   крепостничества. конце ХVIII века. Рост помещичьего землевладения. Основные сословия российского общества,   Восстание   под предводительством Е. И. Пугачева и его значение. Внутренняя и внешняя политика России в середине — второй половине XVIII века. Дворцовые перевороты: причины, сущность,   последствия.   Внутренняя   и   внешняя   политика   преемников   Петра   I. Расширение   привилегий   дворянства.   Русско­турецкая   война   1735—1739   годов. Участие   России   в   Семилетней   войне.   Короткое   правление   Петра   III.   Правление Екатерины   II.   Политика   «просвещенного   абсолютизма»:   основные   направления, мероприятия,   значение.   Уложенная   комиссия.   Губернская   реформа.   Жалованные грамоты дворянству и городам. Внутренняя политика Павла I, его свержение. Внешняя политика   Екатерины   II.   Русско­турецкие   войны   и   их   итоги.   Великие   русские полководцы   и   флотоводцы   (П.   А.   Румянцев,   А.   В.   Суворов,   Ф.   Ф.   Ушаков). Присоединение и освоение Крыма и Новороссии; Г. А. Потемкин. Участие России в разделах Речи Посполитой. Внешняя политика Павла I. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова, Средиземноморская экспедиция Ф. Ф. Ушакова. Русская культура XVIII века. Нововведения в культуре петровских времен. Просвещение и научные знания (Ф. Прокопович. И. Т. Посошков). Литература и искусство. Архитектура и изобразительное искусство (Д. Трезини, В. В. Растрелли, И.Н. Никитин). Культура и быт России во второй половине XVIII века. Становление отечественной науки; М. В. Ломоносов. Исследовательские экспедиции. Историческая наука   (В.   Н.   Татищев).   Русские   изобретатели   (И.   И.   Ползунов,   И.   П.   Кулибин). Общественная   мысль   (Н.   И.   Новиков,   А.   Н.   Радищев).   Литература:   основные направления, жанры, писатели (А. П. Сумароков, Н.М. Карамзин, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин). Развитие архитектуры, живописи, скульптуры, музыки (стили и течения, художники и их произведения). Театр (Ф. Г. Волков). Самостоятельная работа:  «Итоги и цена преобразований Петра Великого»,  «Восстание под предводительством Е. И. Пугачева и его значение», «Присоединение и  освоение Крыма и Новороссии» Практическое занятие: «Историческая наука в России в ХVIII веке». 5 1 Тема 38. Промышленный  переворот и его последствия.  Раздел 8. Становление индустриальной цивилизации Содержание материала: Промышленный   переворот   и   его   последствия.   Промышленный   переворот 6 2 16 Тема 39. Политическое развитие  стран Европы и Америки в 19 в.  Тема 40. Развитие  западноевропейской культуры в  19 в. (промышленная   революция),   его   причины   и   последствия.   Важнейшие   изобретения. Технический переворот в промышленности. От мануфактуры к фабрике. Машинное производство. Появление новых видов транспорта и средств связи. Социальные последствия промышленной революции. Индустриальное общество. Экономическое развитие Англии и Франции в ХIХ веке. Конец эпохи «свободного капитализма». Концентрация производства и капитала. Монополии и их формы. Финансовый капитал. Роль государства в экономике. Индустриальное общество. Международные отношения. Войны Французской революции и Наполеоновские войны. Антифранцузские коалиции. Крушение наполеоновской империи и его при­ чины. Создание Венской системы международных отношений. Священный союз. Восточный вопрос и обострение противоречий между европейскими державами. Крымская (Восточная) война и ее последствия. Франко­прусская война и изменение расстановки сил на мировой арене. Колониальные захваты. Противоречия между державами. Складывание системы союзов. Тройственный союз. Франко­русский союз   —   начало   образования   Антанты.   Политическое   развитие   стран   Европы   и Америки.   Страны   Европы   после   Наполеоновских   войн.   Июльская   революция   во Франции.   Образование   независимых   государств   в   Латинской   Америке.   Эволюция политической   системы   Великобритании,   чартистское   движение.   Революции   во Франции, Германии, Австрийской империи и Италии в 1848—1849 годах: характер, итоги и последствия. Пути объединения национальных государств: Италии, Германии. Социально­экономическое развитие США в конце XVIII — первой половине XIX века. Истоки конфликта Север ­ Юг. Президент А. Линкольн. Гражданская война в США. Отмена   рабства.   Итоги   войны.   Распространение   социалистических   идей.   Первые социалисты.   Учение   К.   Маркса.   Рост   рабочего   движения.   Деятельность   I Интернационала. Возникновение социал­демократии. Образование II Интернационала. Течения   внутри   социал­демократии.   Развитие   западноевропейской   культуры. Литература. Изобразительное искусство. Музыка.   символизм   в   художественном   творчестве. Секуляризация науки. Теория Ч. Дарвина. Важнейшие научные открытия. Революция в физике.   Влияние   культурных   изменений   на   повседневную   жизнь   и   быт   людей. Автомобили и воздухоплавание.   Романтизм,   реализм, Самостоятельная работа: «Социальные последствия промышленной революции», «Крымская (Восточная) война и ее последствия», «Гражданская война в США». 5 17 Тема 41. Колониальная  экспансия европейских стран.  Индия в 19 в. Тема 42. Китай и Япония в 19 в. Тема 43. Внутренняя и внешняя  политика России в начале 19 в. Тема 44. Движение декабристов.  Тема 45. Внутренняя политика  Николая  I.  Тема 46. Отмена крепостного  права и реформы 60 – 70 –х гг. 19 в. Контерреформы. Тема 47. Экономическое  развитие во второй половине 19  в. Тема 48. Внешняя политика  России во второй половине 19 в.  Тема 49. Русская культура 19в. 4 2 2 14 2 Раздел 9. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока Содержание материала: Колониальная   экспансия   европейских   стран.   Индия.   Особенности   социально­ экономического и политического развития стран Востока. Страны Востока и страны Запада: углубление разрыва в темпах экономического роста. Значение колоний для ускоренного развития западных стран. Колониальный раздел Азии и Африки. Традиционные общества и колониальное управление. Освободительная борьба народов колоний и зависимых стран. Индия под властью британской короны. Восстание сипаев и   реформы   в   управлении   Индии.   Китай   и   Япония.   Начало   превращения   Китая   в зависимую   страну.   Опиумные   войны.   Восстание   тайпинов,   его   особенности   и последствия.   Упадок   и   окончательное   закабаление   Китая   западными   странами. Особенности   японского   общества   в   период   сёгуната   Токугава.   Насильственное «открытие» Японии. Революция Мэйдзи и ее последствия. Усиление Японии и начало ее экспансии в Восточной Азии. Самостоятельная   работа:   «Колониальный   раздел   Азии   и   Африки»,   «Революция Мэйдзи и ее последствия». Раздел 10. Российская империя в  XIX веке Содержание материала: Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX века. Император Александр I и его   окружение.   Создание   министерств.   Указ   о   вольных   хлебопашцах.   Меры   по развитию системы образования. Проект М. М. Сперанского. Учреждение Государственного совета. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзит­ ский мир 1807 года и его последствия. Присоединение к России Финляндии и Бес­ сарабии. Отечественная война 1812 года. Планы сторон, основные этапы и сражения войны. Герои войны (М. И. Кутузов, П. И. Багратион, Н. Н. Раевский, Д. В. Давыдов и др.). Причины победы России в Отечественной войне 1812 года Заграничный по­ ход русской армии 1813—1814 годов. Венский конгресс. Роль России в европейской политике в 1813—1825 годах. Изменение внутриполитического курса Александра I в   1816—1825   годах.   Аракчеевщина.   Военные   поселения.   Движение   декабристов. Движение декабристов: предпосылки возникновения, идейные основы и цели, первые организации,   их   участники.   Южное   общество;   «Русская   правда»   П.   И.   Пестеля. Северное   общество;   Конституция   Н.   М.   Муравьева.   Выступления   декабристов   в Санкт­Петербурге   (14   декабря   1825   года)   и   на   юге,   их   итоги.   Значение   движения 18 декабристов. Внутренняя политика Николая I. Правление Николая I. Преобразование и   укрепление   роли   государственного   аппарата.   Кодификация   законов.   Социально­ экономическое развитие России во второй четверти XIX века. Крестьянский вопрос. Реформа   управления   государственными   крестьянами   П.   Д.   Киселева.   Начало промышленного   переворота,   его   экономические   и   социальные   последствия. Финансовая   реформа   Е.   Ф.   Канкрина.   Политика   в   области   образования.   Теория официальной народности (С. С. Уваров). Общественное движение во второй четверти XIX века. Оппозиционная обще­ ственная мысль. «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева. Славянофилы (К. С. и И. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин и др.) и западники (К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, Т. Н. Грановский и др.). Революционно­ социалистические течения (А. И. Герцен, Н. П. Огарев, В. Г. Белинский). Общество петрашевцев. Создание А. И. Герценом теории русского социализма и его издательская деятельность.   Внешняя   политика   России   во   второй   четверти   XIX   века.   Россия   и революционные события 1830—1831 и 1848—1849 годов в Европе. Восточный вопрос. Войны с Ираном и Турцией. Кавказская война. Крымская война 1853—1856 годов: причины,   этапы   военных   действий,   итоги.   Героическая   оборона   Севастополя   и   ее герои.   Отмена   крепостного   права   и   реформы   60—70­х   годов   XIX   века. Контрреформы. Необходимость и предпосылки реформ. Император Александр II и его окружение. Планы и проекты переустройства России. Подготовка крестьянской реформы.   Разработка   проекта   реформы   в   Редакционных   комиссиях.   Основные положения   Крестьянской   реформы   1861   года   и   условия   освобождения   крестьян. Значение отмены крепостного права. Земская и городская реформы, создание системы местного   самоуправления.   Судебная   реформа,   суд   присяжных.   Введение   всеобщей воинской повинности. Реформы в области образования и печати. Итоги и следствия реформ 1860—1870­х годов. «Конституция М. Т. Лорис­Меликова». Александр III. Причины   контрреформ,   их   основные   направления   и   последствия.   Общественное движение во второй половине XIX века. Общественное движение в России в последней трети XIX века. Консервативные,  либеральные,  радикальные  течения общественной мысли.   Народническое   движение:  идеология  (М.  А.  Бакунин,  П.  Л.  Лавров,   П.  Н. Ткачев),   организации,   тактика.   Деятельность   «Земли   и   воли»   и   «Народной   воли». Охота народовольцев на царя. Кризис революционного народничества. Основные идеи либерального   народничества.   Распространение   марксизма   и   зарождение   российской социал­демократии. Начало рабочего движения. Экономическое развитие во второй 19 половине   XIX   века.   Социально­экономическое   развитие   пореформенной   России. Сельское   хозяйство   после   отмены   крепостного   права.   Развитие   торговли   и промышленности.   Железнодорожное   строительство.   Завершение   промышленного переворота, его последствия. Возрастание роли государства в экономической жизни страны.   Курс   на   модернизацию   промышленности.   Экономические   и   финансовые реформы (Н. X. Бунге, С.Ю. Витте). Разработка рабочего законодательства. Внешняя политика России во второй половине XIX века. Европейская политика. А. М. Горчаков и преодоление последствий поражения в Крымской войне. Русско­ турецкая война 1877—1878 годов, ход военных действий на Балканах — в Закавка­ зье. Роль России в освобождении балканских народов. Присоединение Казахстана и Средней Азии. Заключение русско­французского союза. Политика России на Дальнем Востоке. Россия в международных отношениях конца XIX века. Русская культура XIX века. Развитие науки и техники (Н. И. Лобачевский, Н.   И.   Пирогов,   Н.  Н.   Зинин,  Б.   С.  Якоби,   А.   Г.   Столетов,   Д.   И.Менделеев,   И.М. Сеченов и др.). Географические экспедиции, их участники. Расширение сети школ и университетов. Основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм).   Золотой   век   русской   литературы:   писатели   и   их   произведения   (В.   А. Жуковский,  А.  С.  Пушкин,  М.  Ю.  Лермонтов,  Н.  В.  Гоголь  и   др.).  Общественное звучание   литературы   (Н.   А.   Некрасов,   И.   С.   Тургенев,   Л.   Н.   Толстой,   Ф.   М. Достоевский).   Становление   и   развитие   национальной   музыкальной   школы   (М.   И. Глинка,   П.   И.   Чайковский,   Могучая   кучка).   Расцвет   театрального   искусства, возрастание   его   роли   в   общественной   жизни.   Живопись:   академизм,   реализм, передвижники.   Архитектура:   стили   (русский   ампир,   классицизм),   зодчие   и   их произведения. Место российской культуры в мировой культуре XIX века. Самостоятельная работа:  «Отечественная война 1812 года», «Значение движения  декабристов», «Начало промышленного переворота в России, его экономические и  социальные последствия», «Создание А. И. Герценом теории русского социализма и  его издательская деятельность», «Героическая оборона Севастополя в 1854—1855  годах и ее герои», «Значение отмены крепостного права в России», «Народническое  движение», «Курс на модернизацию промышленности в России во второй половине  ХIХ века», «Русско­турецкая война 1877—1878 годов». Практическое занятие: «Золотой век русской литературы». 6 1 20 Тема 50. Мир в начале 20 в. Тема 51. Революция 1905 – 1907  гг. Тема 52. Россия в период  столыпинских  реформ. Тема 53. Военные действия в  1914 – 1918 гг. Тема 54. Февральская  революция. От Февраля к  Октябрю. Тема 55. Октябрьская революция и её последствия. Тема 56. Причины и ход  Гражданской войны. Тема 57. Итоги гражданской  войны. 15 2 Раздел 11. От Новой истории к Новейшей Содержание материала: Мир в начале ХХ века. Понятие «новейшая история». Важнейшие изменения на карте мира. Первые войны за передел мира. Окончательное формирование двух блоков в Европе (Тройственного союза и Антанты), нарастание противоречий между ними. Военно­политические   планы   сторон.   Гонка   вооружений.   Балканские   войны. Подготовка к большой войне. Особенности экономического развития Великобритании, Франции, Германии, США. Социальные движения и социальные реформы. Реформизм в   деятельности   правительств.   Влияние   достижений   научно­технического   прогресса. Революция 1905—1907 годов в России. Причины революции. «Кровавое воскресенье» и начало революции. Развитие революционных событий и политика властей. Советы как   форма   политического   творчества   масс.   Манифест   17   октября   1905   года. Московское восстание. Спад революции. Становление конституционной монархии и элементов   гражданского   общества.   Легальные   политические   партии.   Опыт российского   парламентаризма   1906—1917   годов:   особенности   парламентской системы, ее полномочия и влияние на общественно­политическую жизнь, тенденции эволюции. Результаты Первой российской революции в политических и социальных аспектах.   Россия   в   период   столыпинских   реформ.   П.   А.   Столыпин   как государственный   деятель.   Программа   П.   А.   Столыпина,   ее   главные   цели   и комплексный   характер.   П.   А.   Столыпин   и   III   Государственная   дума.   Основное содержание и этапы реализации аграрной реформы, ее влияние на экономическое и социальное развитие России. Проблемы и противоречия в ходе проведения аграрной реформы. Другие реформы и их проекты. Экономический подъем. Политическая и общественная жизнь в России в 1910— 1914 годы. Обострение внешнеполитической обстановки. Первая мировая война.   Боевые   действия   1914—1918   годов.   Особенности   и   участники   войны. Начальный период боевых действий (август—декабрь 1914 года). Восточный фронт и его роль в войне. Успехи и поражения русской армии. Переход к позиционной 21 войне. Основные сражения в Европе в 1915—1917 годах. Брусиловский прорыв и его значение. Боевые действия в Африке и Азии. Вступление в войну США и выход из нее России. Боевые действия в 1918 году. Поражение Германии и ее союзников. Первая мировая   война   и   общество.   Развитие   военной   техники   в   годы   войны.   Применение новых   видов   вооружений:   танков,   самолетов,   отравляющих   газов.   Перевод государственного   управления   и   экономики   на   военные   рельсы. Государственноерегулирование экономики. Патриотический подъем в начале войны. Власть и общество на разных этапах войны. Нарастание тягот и бедствий населения. Антивоенные   и   национальные   движения.   Нарастание   общенационального   кризиса   в России. Итоги Первой мировой войны. Парижская и Вашингтонская конференции и их решения.   Февральская   революция   в   России.   От   Февраля   к   Октябрю.   Причины революции. Отречение Николая II от престола. Падение монархии как начало Великой российской революции. Временное правительство и Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов: начало двоевластия. Вопросы о войне и земле. «Апрельские тезисы» В. И. Ленина и программа партии большевиков о переходе от буржуазного этапа   революции   к   пролетарскому   (социалистическому).   Причины   апрельского, июньского и июльского кризисов Временного правительства. Конец двоевластия. На пороге   экономической   катастрофы   и   распада:   Россия   в   июле—октябре   1917   года. Деятельность А. Ф. Керенского во главе Временного правительства. Выступление Л. Г. Корнилова   и   его   провал.   Изменения   в   революционной   части   политического   поля России: раскол эсеров, рост влияния большевиков в Советах. Октябрьская революция в России и ее последствия. События 24—25 октября в Петрограде, приход к власти большевиков во главе с В. И. Лениным. Союз больше­ виков и левых эсеров. Установление власти Советов в основных регионах России. II Всероссийский съезд Советов. Декреты о мире и о земле. Формирование новых  органов власти. Создание ВЧК, начало формирования Красной Армии. Отношение большевиков к созыву Учредительного собрания. Причины разгона Учредительного собрания. Создание федеративного социалистического государства и его оформление в Конституции РСФСР 1918 года. Советско­германские переговоры и заключение Брестского мира, его условия, экономические и политические последствия. Разрыв левых эсеров с большевиками, выступление левых эсеров и его разгром. Установление однопартийного режима. Гражданская война в России. Причины Гражданской войны. 22 Красные и белые: политические ориентации, лозунги и реальные действия, социальная опора.   Другие   участники   Гражданской   войны.   Цели   и   этапы   участия   иностранных государств в Гражданской войне. Начало фронтовой Гражданской войны. Ход военных действий на фронтах в 1918—1920 годах. Завершающий период Гражданской войны. Причины   победы   красных.   Россия   в   годы   Гражданской   войны.   Экономическая политика   большевиков.   Национализация,   «красногвардейская   атака   на   капитал». Политика   «военного   коммунизма»,   ее   причины,   цели,   содержание,   последствия. Последствия и итоги Гражданской войны. Самостоятельная   работа:  «Становление   конституционной   монархии   и   элементов гражданского общества», «Основное содержание  и этапы реализации  столыпинской аграрной реформы, ее влияние на экономическое и социальное развитие России», «Восточный   фронт   и   его   роль   в   Первой   мировой   войне»,   «Власть   и   российское общество   на   разных   этапах   Первой   мировой   войны»,   «Временное   правительство   и Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов в 1917 году», «II Всероссийский съезд Советов. Декреты о мире и о земле». Практическое занятие: «Россия в годы Гражданской войны». Раздел 12. Между мировыми войнами Содержание материала: Европа и США. Территориальные изменения в Европе и Азии после Первой мировой войны. Революционные события 1918 — начала 1920­х годов в Европе. Ноябрьская революция   в   Германии   и   возникновение   Веймарской   республики.   Революции   в Венгрии.   Зарождение   коммунистического   движения,   создание   и   деятельность Коммунистического интернационала. Экономическое развитие ведущих стран мира в 1920­х годах. Причины мирового экономического кризиса 1929—1933 годов. Влияние биржевого краха на экономику США. Распространение кризиса на другие страны. Поиск путей выхода из кризиса. Дж. М. Кейнс и его рецепты спасения экономики. Государственное регулирование экономики и социальных отношений. «Новый курс» президента США Ф. Рузвельта и его результаты. Турция, Китай, Индия, Япония.   Воздействие   Первой   мировой   войны   и   Великой   российской   революции   на страны Азии. Установление республики в Турции, деятельность М. Кемаля. Великая национальная   революция   1925—1927   годов   в   Китае.   Создание   Компартии   Китая. Установление диктатуры Чан Кайши и гражданская война в Китае. Советские районы 7 1 14 2 23 Тема 58. Европа после Первой  мировой войны. Тема 59.  Международные  отношения между Первой и  Второй мировыми войнами. Тема 60. Новая экономическая  политика. Образование СССР. Тема 61. Индустриализация и  коллективизация в СССР. Тема 62. Советское  государство  и общество в 20 – 30­е гг. 20 в. Тема 63. Развитие советской  культуры в 20 – 30­е гг. 20 в. Тема 64. Турция, Китай, Индия, Япония в 20 – 30 –е гг. 20 в. Китая.   Создание   Национального   фронта   борьбы   против   Японии.   Сохранение противоречий   между   коммунистами   и   гоминдановцами.   Кампания   гражданского неповиновения   в   Индии.   Идеология   ненасильственного   сопротивления   английским колонизаторам М. Ганди. Милитаризация Японии, ее переход к внешнеполитической экспансии.   Международные   отношения.   Деятельность   Лиги   Наций.   Кризис Версальско­Вашингтонской системы. Агрессия Японии на Дальнем Востоке. Начало японо­китайской войны. Столкновения Японии и СССР. События у озера Хасан и реки Халхин­Гол.   Агрессия   Италии   в   Эфиопии.   Вмешательство   Германии   и   Италии   в гражданскую войну в Испании. Складывание союза агрессивных государств «Берлин — Рим — Токио». Западная политика «умиротворения» агрессоров. Аншлюс Австрии. Мюнхенский сговор и раздел Чехословакии. Культура в первой половине ХХ века. Развитие   науки.   Открытия   в   области   физики,   химии,   биологии,   медицины. Формирование новых художественных направлений и школ. Развитие реалистического и   модернистского   искусства.   Изобразительное   искусство.   Архитектура.   Основные направления в литературе. Писатели: модернисты, реалисты; писатели «потерянного поколения», антиутопии. Музыка. Театр. Развитие киноискусства. Рождение звукового кино.   Нацизм   и   культура.   Новая   экономическая   политика   в   Советской   России. Образование СССР. Экономический и политический кризис. Крестьянские восстания, Кронштадтский  мятеж  и  др. Переход  к  новой  экономической  политике.  Сущность нэпа. Достижения и противоречия нэпа, причины его свертывания. Политическая жизнь в 1920­е годы. Образование СССР: предпосылки объединения республик, альтернативные проекты и практические решения. Национальная политика советской власти. Укрепление позиций страны на международной арене. Достижения и противоречия нэпа, причины его свертывания. Индустриализация и коллективизация в СССР. Обострение внутрипартийных разно­ гласий   и   борьбы   за   лидерство   в   партии   и   государстве.   Советская   модель модернизации.   Начало   индустриализации.   Коллективизация   сельского   хозяйства: формы, методы, экономические и социальные последствия. Индустриализация: цели, методы, экономические и социальные итоги и следствия. Первые пятилетки: задачи и результаты.   Советское   государство   и   общество   в   1920—1930­е   годы.   Особенности советской   политической   системы:   однопартийность,   сращивание   партийного   и государственного   аппарата,   контроль   над   обществом.   Культ   вождя.   И.   В.   Сталин. Массовые репрессии, их последствия. Изменение социальной структуры советского 24 общества.   Стахановское   движение.   Положение   основных   социальных   групп. Повседневная жизнь и быт населения городов и деревень. Итоги развития  СССР в 1930­е годы. Конституция СССР 1936 года. Советская культура в 1920—1930­е годы. «Культурная революция»: задачи и направления. Ликвидация неграмотности, создание системы   народного   образования.   Культурное   разнообразие   1920­х   годов.   Идейная борьба среди деятелей культуры. Утверждение метода социалистического реализма в литературе   и   искусстве.   Достижения   литературы   и   искусства.   Развитие кинематографа. Введение обязательного   начального преподавания. Восстановление преподавания   истории.   Идеологический   контроль   над   духовной   жизнью   общества. Развитие советской науки. 7 1 12 Самостоятельная работа:  «Причины мирового экономического кризиса 1929—1933 годов», «Великая национальная революция 1925—1927 годов в Китае», «Мюнхенский сговор и раздел Чехословакии», «Формирование новых художественных направлений и школ в искусстве первой половины ХХ века», «Сущность нэпа», «Советская модель модернизации», «Стахановское движение». Практическое занятие: «Культурная революция»: задачи и направления». Раздел 13. Вторая мировая война. Великая Отечественная война Содержание материала: Накануне мировой войны. Мир в конце 1930­х годов: три центра силы. Нарас­ тание угрозы войны. Политика «умиротворения» агрессора и переход Германии к решительным действиям. Англо­франко­советские переговоры в Москве, причины их неудачи. Советско­германский пакт о ненападении и секретный дополнительный протокол. Военно­политические планы сторон. Подготовка к войне. Первый период Второй   мировой   войны.   Бои   на   Тихом   океане.   Нападение   Германии   на   Польшу. «Странная война» на Западном фронте. Поражение Франции. Оккупация и подчинение Германией   стран   Европы.   Битва   за   Англию.   Укрепление   безопасности   СССР: присоединение Западной Белоруссии и Западной Украины, Бессарабии и Северной Буковины, Советско­финляндская война, советизация прибалтийских республик. Нацистская программа завоевания СССР. Подготовка СССР и Германии к войне. Соотношение боевых сил к июню 1941 года. Великая Отечественная война как самостоятельный и определяющий этап Второй мировой войны. Цели сторон, соотношение сил. Основные сражения и их итоги на первом этапе войны (22 июня 2 25 Тема 65. Накануне мировой  войны. Тема 66.Первый период Второй  мировой войны (1939 – 1940).  Тема 67. Второй период Второй  мировой войны (1942­1945). 1941 года — ноябрь 1942 года). Деятельность советского руководства по организации обороны страны. Историческое значение Московской битвы. Нападение Японии на США. Боевые действия на Тихом океане в 1941—1945 годах. Второй период Второй мировой   войны.   Военные   действия   на   советско­германском   фронте   в   1942   году. Сталинградская битва и начало коренного перелома в ходе войны. Военные действия в Северной   Африке.   Складывание   антигитлеровской   коалиции   и   ее   значение. Конференции   глав   союзных   держав   и   их   решения.   Курская   битва   и   завершение коренного   перелома.   Оккупационный   режим.   Геноцид.   Холокост.   Движение Сопротивления. Партизанское движение в СССР, формы борьбы, роль и значение. Коллаборационизм, его причины в разных странах Европы и Азии. Советский тыл в годы войны. Эвакуация. Вклад в победу деятелей науки и культуры. Изменение положения Русской православной церкви и других конфессий в годы войны. Главные задачи и основные наступательные операции Красной Армии на третьем этапе войны (1944). Открытие Второго фронта в Европе. Военные операции 1945 года. Разгром Германии. Советско­японская война. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагаса­ ки. Окончание Второй мировой войны. Значение победы над фашизмом. Решающий вклад СССР в Победу. Людские и материальные потери воюющих сторон. Самостоятельная   работа:  «Военно­политические   планы   сторон   накануне   Второй мировой   войны»,   «Историческое   значение   Московской   битвы»,   «Сталинградская битва и начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны», «Движение Сопротивления в годы Второй мировой войны». Раздел 14. Мир во второй половине  XX – начале XXI  века Содержание материала: Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны». Итоги Второй мировой войны и новая геополитическая ситуация в мире. Решения Потсдамской конферен­ ции. Создание ООН и ее деятельность. Раскол антифашистской коалиции. Начало «холодной   войны».   Создание   НАТО   и   СЭВ.   Особая   позиция   Югославии. Формирование   двухполюсного   (биполярного)   мира.   Создание   НАТО   и   ОВД. Берлинский кризис. Раскол Германии. Война в Корее. Гонка вооружений.  Ведущие капиталистические   страны.   Превращение   США   в   ведущую   мировую   державу. Факторы,   способствовавшие   успешному   экономическому   развитию   США.   Развитие научно­технической революции. Основные тенденции внутренней и внешней политики США.   Послевоенное   восстановление   стран   Западной   Европы.   «План   Маршалла». 6 12 2 26 Тема 68. Послевоенное  устройство мира. Начало  «холодной» войны.  Тема 69. Ведущие  капиталистические страны. Тема 70. Страны Восточной  Европы. Тема 71. Индия и Китай во  второй половине 20 в. Тема 72.Страны Латинской Америки. Тема 73. Международные  отношения. Важнейшие   тенденции   развития   Великобритании,   Франции,   ФРГ.   Падение авторитарных режимов в Португалии, Испании, Греции. Европейская интеграция, ее причины, цели, ход, последствия. Особенности развития Японии. «План Маршалла». Страны Восточной Европы. Установление власти коммунистических сил после Второй мировой   войны   в   странах   Восточной   Европы.   Начало   социалистического строительства.   Копирование   опыта   СССР.   Создание   и   деятельность   Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Антикоммунистическое восстание в Венгрии и его   подавление.   Экономическое   и   политическое   развитие   социалистических государств   в   Европе   в   1960—1970­е   годы.   Попытки   реформ.   Я.Кадар.   «Пражская весна».   Кризисные   явления   в   Польше.   Особый   путь   Югославии   под   руководством И.Б.Тито.   Перемены   в   странах   Восточной   Европы   в   конце   ХХ   века.   Объединение Германии. Распад Югославии и война на Балканах. «Шоковая терапия» и социальные последствия   перехода   к   рынку.   Восточная   Европа   в   начале   ХХ   века.   Крушение колониальной   системы.   Освобождение   от   колониальной   зависимости   стран   Азии (Вьетнама,   Индии,   Индонезии).   Деколонизация   Африки.   Освобождение   Анголы   и Мозамбика. Падение режима апартеида в ЮАР. Основные проблемы освободившихся стран.   Социалистический   и   капиталистический   пути   развития.   Поиск   путей модернизации.   «Азиатские   тигры».   Основы   ускоренного   экономического   роста. Исламская   революция   в   Иране.   Вторжение   войск   западной   коалиции   в   Ирак. «Арабская   весна»,   ее   причины   и   последствия.   Страны   Латинской   Америки. Особенности экономического и политического развития стран Латинской Америки. Национал­реформизм. Х. Перрон. Военные перевороты и военные диктатуры. Между диктатурой   и   демократией.   Господство   США   в   Латинской   Америке.   Кубинская революция. Ф. Кастро. Строительство социализма на Кубе. Куба после распада СССР. Чилийская революция. С. Альенде. Сандинистская революция в Никарагуа. «Левый поворот»   в   конце   ХХ   —   начале   ХХI   века.   Президент   Венесуэлы   У.   Чавес   и   его последователи   в   других   странах.   Строительство   социализма   ХХI   века. Международные отношения. Международные конфликты и кризисы в 1950 ­ 1960­е годы.   Борьба   сверхдержав   ­   СССР   и   США.   Суэцкий   кризис.   Берлинский   кризис. Карибский кризис ­ порог ядерной войны. Война США во Вьетнаме. Ближневосточный конфликт. Образование государства Израиль. Арабо­израильские войны. Палестинская проблема. Достижение примерного военно­стратегического паритета СССР и США. Разрядка международной напряженности в 1970­е годы. Хельсинкское совещание по безопасности   и   сотрудничеству   в   Европе.   Введение   ограниченного   контингента 27 советских   войск   в   Афганистан.   Кризис   разрядки.   Новое   политическое   мышление. Конец   двухполярного   мира   и   превращение   США   в   единственную   сверхдержаву. Расширение НАТО на Восток. Войны США и их союзников в Афганистане, Ираке, вмешательство в события в Ливии, Сирии. Многополярный мир, его основные центры. Развитие культуры. Крупнейшие научные открытия второй половины ХХ ­ начала XXI века.   Освоение   космоса.   Новые   черты   культуры.   Произведения   о   войне   немецких писателей.   Реалистические   и   модернистские   направления   в   искусстве. Экзистенциализм.   Театр   абсурда.   Поп­арт   и   его   черты.   Развитие   кинематографа. Итальянский неореализм. Развлекательный кинематограф Голливуда. Звезды экрана. Появление рок­музыки. Массовая культура. Индустрия развлечений. Постмодернизм ­ стирание грани между элитарной и массовой культурой. Глобализация и национальные культуры. Самостоятельная   работа:    «Создание   ООН   и   ее   деятельность»,   «Послевоенное восстановление стран Западной Европы», «Особый путь Югославии под руководством И. Б. Тито»,  «Основные  проблемы  освободившихся  стран во второй  половине  ХХ века», «Кубинская революция», «Разрядка международной напряженности в 1970­е годы», «Глобализация и национальные культуры в конце ХХ ­ начале ХХI века». Раздел 15. Апогей и кризис советской системы. 1945 – 1991 годы Содержание материала: СССР в послевоенные годы. Укрепление статуса СССР как великой мировой держа­ вы. Начало «холодной войны». Атомная монополия США; создание атомного оружия и средств его доставки в СССР. Конверсия, возрождение и развитие промышленности. Положение в сельском хозяйстве. Голод 1946 года. Послевоенное общество, духовный подъем   людей.   Противоречия   социально­политического   развития.   Усиление   роли государства во всех сферах жизни общества. Власть и общество. Репрессии. Идеология и культура в послевоенный период; идеологические кампании и научные дискуссии 1940­х годов. СССР в 1950­х — начале 1960­х годов. Перемены после смерти И. В. Сталина. Борьба за власть, победа Н. С. Хрущева. XX съезд КПСС и его значение. Начало реабилитации жертв политических репрессий. Основные направления реформирования советской экономики и его результаты. Достижения в промышленности. Ситуация в сельском   хозяйстве.   Освоение   целины.   Курс   на   строительство   коммунизма. Социальная   политика;   жилищное   строительство.   Усиление   негативных   явлений   в 7 12 2 28 Тема 74. СССР в послевоенные  годы. Тема 75.СССР в 50­х – начале 60  –х гг. 20 в. Тема 76. СССР во второй  половине 60­х – начале 80­х гг. 20 в.  Тема 77. Развитие советской  культуры. Тема 78 ­ 79.СССР в годы  перестройки экономике. Выступления населения. СССР во второй половине 1960­х — начале 1980­ х годов. Противоречия внутриполитического курса Н. С. Хрущева. Причины отставки Н. С. Хрущева. Л. И. Брежнев. Концепция развитого социализма. Власть и общество. Усиление позиций партийно­ государственной номенклатуры. Конституция СССР 1977 года.   Преобразования   в   сельском   хозяйстве.   Экономическая   реформа   1965   года: задачи и результаты. Достижения и проблемы в развитии науки и техники. Нарастание негативных   тенденций   в   экономике.   Застой.   Теневая   экономика.   Усиление идеологического контроля в различных сферах культуры. Инакомыслие, диссиденты. Социальная   политика,   рост   благосостояния   населения.   Причины   усиления недовольства.   СССР   в   системе   международных   отношений.   Установление   военно­ стратегического   паритета   между   СССР   и   США.   Переход   к   политике   разрядки международной напряженности. Участие СССР в военных действиях в Афганистане. СССР   в   годы   перестройки.   Предпосылки   перемен.   М.   С.   Горбачев.   Политика ускорения и ее неудача. Причины нарастания проблем в экономике. Экономические реформы,   их   результаты.   Разработка   проектов   приватизации   и   перехода   к   рынку. Реформы   политической   системы.   Изменение   государственного   устройства   СССР. Национальная   политика   и   межнациональные   отношения.   Национальные   движения   в союзных   республиках.   Политика   гласности   и   ее   последствия.   Изменения   в общественном   сознании.   Власть   и   церковь   в   годы   перестройки.   Нарастание экономического кризиса и обострение межнациональных противоречий. Образование политических партий и движений. Августовские события 1991 года. Распад СССР. Образование   СНГ.   Причины   и   последствия   кризиса   советской   системы   и   распада СССР.   Развитие   советской   культуры   (1945—1991   годы).   Развитие   культуры   в послевоенные   годы.   Произведения   о   прошедшей   войне   и   послевоенной   жизни. Советская   культура   в   конце   1950­х   —   1960­е   годы.   Новые   тенденции   в художественной   жизни   страны.   «Оттепель»   в   литературе,   молодые   поэты   1960­х годов.   Театр,   его   общественное   звучание.   Власть   и   творческая   интеллигенция. Советская культура в середине 1960 — 1980­х годов. Достижения и противоречия художественной культуры. Культура в годы перестройки. Публикация запрещенных ранее произведений, показ кинофильмов. Острые темы в литературе, публицистике, произведениях   кинематографа.   Развитие   науки   и   техники   в   СССР.   Научно­ техническая   революция.   Успехи   советской   космонавтики   (С.   П.   Королев,   Ю.   А. Гагарин). Развитие образования в СССР. Введение обязательного восьмилетнего, затем обязательного среднего образования. Рост числа вузов и студентов. 29 Тема 82 ­ 83. Современная  Россия. Тема  84. Культура во второй  половине 20 в.  Тема 85­ 86. Итоговая  контрольная работа. 6 2 8 2 Самостоятельная   работа:    «Успехи   советской   космонавтики»,   «Послевоенное советское  общество, духовный  подъем людей»,  «XX съезд  КПСС и его значение», «Экономическая   реформа   1965   года   в   СССР:   задачи   и   результаты,   «Политика гласности в СССР и ее последствия». Контрольная работа. Раздел 16. Российская Федерация на рубеже  XX – XXI веков Содержание материала: Формирование   российской   государственности.   Изменения   в   системе   власти.   Б.   Н. Ельцин. Политический кризис осени 1993 года. Принятие Конституции России 1993 года. Экономические реформы 1990­х годов: основные этапы и результаты. Труд­ ности   и   противоречия   перехода   к   рыночной   экономике.   Основные   направления национальной политики: успехи и просчеты. Нарастание противоречий между центром и   регионами.   Военно­политический   кризис   в   Чечне.   Отставка   Б.   Н.   Ельцина. Деятельность   Президента   России   В.   В.   Путина:   курс   на   продолжение   реформ, стабилизацию   положения   в   стране,   сохранение   целостности   России,   укрепление государственности, обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Развитие экономики и социальной сферы в начале ХХI   века.   Роль   государства   в   экономике.   Приоритетные   национальные   проекты   и федеральные программы. Политические лидеры и общественные деятели современной России.   Президентские   выборы   2008   года.   Президент   России   Д.   А.   Медведев. Государственная политика в условиях экономического кризиса, начавшегося в 2008 году. Президентские выборы 2012 года. Разработка и реализация планов дальнейшего развития России. Геополитическое положение и внешняя политика России в 1990­е годы. Россия и Запад. Балканский кризис 1999 года. Отношения со странами СНГ. Восточное   направление   внешней   политики.   Разработка   новой   внешнеполитической стратегии в начале XXI века. Укрепление международного престижа России. Решение задач   борьбы   с   терроризмом.   Российская   Федерация   в   системе   современных международных отношений. Политический кризис на Украине и воссоединение Крыма с Россией. Культура и духовная жизнь общества в конце ХХ — начале XXI века. Распространение информационных технологий в различных сферах жизни общества. Многообразие   стилей   художественной   культуры.   Достижения   и   противоречия культурного развития. 30 Самостоятельная   работа:   «Экономические   реформы   1990­х   годов   в   России: основные этапы и результаты»,  «Политический кризис на Украине и воссоединение Крыма с Россией». Итого: 6 171 31 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1.Требования к минимальному материально­техническому обеспечению Реализация     учебной     дисциплины     требует     наличия     учебного     кабинета «История,   обществознания   и   основ   философии»;  Оборудование       учебного кабинета:     посадочные     места     по     количеству  обучающихся; рабочее место преподавателя. Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением; экран, проектор. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень   учебных   изданий, литературы Основные источники:  1. Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования.­ М., 2016. – 448 с.   Интернет­ресурсов,   дополнительной Дополнительные источники 1. Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. ­ М., 2014. – 256 с. 2. Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно­научного, социально­экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. ­ М., 2015. – 368 с. 3. Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического,   естественно­научного,   социально­экономического   профилей. Дидактические материалы: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования.­ М., 2013. – 368 с. 4.   Гаджиев   К.   С.,   Закаурцева   Т.   А.,   Родригес   А.М.,   Пономарев   М.   В. Новейшая история стран Европы и Америки. XX век: в 3 ч. Ч. 2. 1945 ­ 2000. ­ М., 2010. – 336 с. 5. Горелов А. А. История мировой культуры.­ М., 2011. – 512 с. 6. Загладин Н. В., Петров Ю. А. История (базовый уровень). 11 класс. ­ М., 2015. – 438 с. 7. Санин Г. А. Крым. Страницы истории. ­ М., 2015. – 271 с. 8. Сахаров А. Н., Загладин Н. В. История (базовый уровень). 10 класс.­ М., 2015. – 461 с. Интернет­ресурсы www. gumer. info (Библиотека Гумер). www. hist. msu. ru/ER/Etext/PICT/feudal. htm (Библиотека Исторического  факультета МГУ). www. plekhanovfound. ru/library (Библиотека социал­демократа). 32 www. bibliotekar. ru (Библиотекарь. Ру: электронная библиотека  нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству,  культуре, прикладным наукам). https://ru. wikipedia. org (Википедия: свободная энциклопедия). https://ru. wikisource. org (Викитека: свободная библиотека). www. wco. ru/icons (Виртуальный каталог икон). www. militera. lib. ru (Военная литература: собрание текстов). www. world­war2. chat. ru (Вторая Мировая война в русском Интернете). www. kulichki. com/~gumilev/HE1 (Древний Восток). www. old­rus­maps. ru (Европейские гравированные географические чертежи и карты России, изданные в XVI— XVIII столетиях). www. biograf­book. narod. ru (Избранные биографии: биографическая  литература СССР). www. magister. msk. ru/library/library. htm (Интернет­издательство  «Библиотека»: электронные издания произведений и биографических и  критических материалов). www. intellect­video. com/russian­history (История России и СССР: онлайн­ видео). www. historicus. ru (Историк: общественно­политический журнал). www. history. tom. ru (История России от князей до Президента). www. statehistory. ru (История государства). www. kulichki. com/grandwar («Как наши деды воевали»: рассказы о военных  конфликтах Российской империи). www. raremaps. ru (Коллекция старинных карт Российской империи). www. old­maps. narod. ru (Коллекция старинных карт территорий и городов  России). www. mifologia. chat. ru (Мифология народов мира). www. krugosvet. ru (Онлайн­энциклопедия «Кругосвет»). www. liber. rsuh. ru (Информационный комплекс РГГУ «Научная  библиотека»). www. august­1914. ru (Первая мировая война: интернет­проект). www.9may. ru (Проект­акция: «Наша Победа. День за днем»). www. temples. ru (Проект «Храмы России»). www. radzivil. chat. ru (Радзивилловская летопись с иллюстрациями). 33 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль   и   оценка   результатов   освоения   дисциплины   осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,   тестирования,   а   также   выполнения   обучающимися   индивидуальных заданий, проектов, исследований. По итогам обучения дисциплины – экзамен. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Умения:   анализировать историческую  информацию, представленную в разных  знаковых системах (текст, карта,  таблица, схема, аудиовизуальный ряд);  различать в исторической информации  факты и мнения, исторические  описания и исторические объяснения;    устанавливать причинно­ следственные связи между явлениями,  пространственные и временные рамки  изучаемых исторических процессов и  явлений;    представлять результаты изучения  исторического материала в формах  конспекта, реферата, рецензии; Формы и методы контроля и оценки результатов обучения  сформированность   представлений   о современной исторической науке, ее специфике,   методах   исторического познания и роли в решении задач про­ грессивного   развития   России   в глобальном мире; ­   владение   комплексом   знаний   об истории России и человечества в целом, представлениями   об   общем   и особенном   в   мировом   историческом процессе; ­ сформированность умений применять исторические в профессиональной   и   общественной знания     34 и     поликультурном деятельности, общении; ­   владение   навыками   проектной деятельности исторической реконструкции с привлечением различных источников; ­   сформированность   умений   вести диалог,   обосновывать   свою   точку зрения в дискуссии по исторической тематике. использовать приобретенные знания и   умения   в   практической деятельности и повседневной жизни для:  ­определения собственной позиции по  отношению к явлениям современной  жизни, исходя из их исторической  обусловленности; ­использования навыков исторического  анализа при критическом восприятии  получаемой извне социальной  информации; ­соотнесения своих действий и  поступков окружающих с исторически  возникшими формами социального  поведения; ­осознания себя как представителя  исторически сложившегося  гражданского, этнокультурного,  конфессионального сообщества,  гражданина России. Знания:   основные факты, процессы и явления,  характеризующие целостность  отечественной и всемирной истории;    периодизацию всемирной и  отечественной истории; современные  версии и трактовки важнейших  проблем отечественной и всемирной  истории;  особенности исторического пути  России, ее роль в мировом сообществе;     основные   исторические   термины   и даты; 35

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма

Рабочая программма
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.10.2017