Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Занимательная
математика»для 1 класса составлена на основе авторской программы
Н.Ф.Виноградовой, ФГОС НОО
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего
мир младшего школьника, обучение решению математических задач
твор-
ческого и поискового характера будут проходить более успешно, если
уроч-
ная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может
помочь
факультатив «Занимательная математика», расширяющий математиче-
ский кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию
по-
знавательных универсальных учебных действий.
Факультатив предназначен для развития математических способно-
стей учащихся, для формирования элементов логической и
алгоритмиче-
ской грамотности, коммуникативных умений младших школьников
с применением коллективных форм организации занятий и использова-
нием современных средств обучения1. Создание на занятиях ситуаций
ак-
тивного поиска, предоставление возможности сделать собственное
«открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладе-
ние элементарными навыками исследовательской деятельности
позволят
обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность
в своих силах.
Содержание факультатива «Занимательная математика» направлено
на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности,
геомет-
рической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать,
до-
казывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть
использовано для показа учащимся возможностей применения тех зна-
ний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Общая характеристика факультатива.
«Занимательная мате-матика» входит во внеурочную деятельность по
направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Программа
предусматривает включение задач и заданий, трудность которых
определяется не столько
Средства компьютерного моделирования позволяют визуализировать,
анимиро-
вать способы действий, процессы, например движение.
математическим содержанием, сколько новизной и необычностью мате-
матической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также
формирова-
нию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности,
любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и разли-
чия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на
основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение
от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать,
со-
мневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.
Факультатив «Занимательная математика» учитывает возрастные
особенности младших школьников и поэтому предусматривает
организа-
цию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает
умственной
работе. С этой целью в факультатив включены подвижные ма те ма -
тические игры, последовательная смена одним учеником «центров»
дея-
тельности1 в течение одного занятия; что приводит к передвижению
учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на
листах
бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время за-
нятий важно поддерживать прямое общение между детьми
(возможность
подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями).
При
организации факультатива целесообразно использовать принципы игр
«Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу,
ра-
боту в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые
ма-
тематические игры и задания могут принимать форму состязаний,
соревнований между командами.
Место факультатива в учебном плане. Программа рассчитана
на 34 ч в год с проведением занятий один раз в неделю продолжитель-
ностью 30–35 мин. Всего 32 занятия. Содержание факультатива
отвечает
требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует
курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных матема-
тических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные
познава-
тельные интересы детей, в программе содержатся полезная и
любопытная
информация, занимательные математические факты, способные дать
про-
стор воображению.
1 «Центры» деятельности: конструкторы, электронные математические
игры (ра-
бота на компьютере), математические головоломки, занимательные
задачи. В одном «центре» работает одновременно несколько учащихся. Выбор «центра»
учащиеся осу-
ществляют самостоятельно. После 7–8 мин занятия группа переходит
из одного «центра»
деятельности в другой.
Ценностными ориентирами содержания факультатива яв-
ляются:
— формирование умения рассуждать как компонента логической гра-
мотности;
— освоение эвристических приёмов рассуждений;
— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором
стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
— развитие познавательной активности и самостоятельности уча-
щихся;
— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, на-
ходить простейшие закономерности, использовать догадки, строить
и проверять простейшие гипотезы;
—формирование пространственных представлений и простран-
ственного воображения;
— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного
общения на занятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы факультатива. Личностными результатами
изучения данного факультативного курса являются:
— развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости,
умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практиче-
ской деятельности любого человека;
— воспитание чувства справедливости, ответственности;
— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестан-
дартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы
в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы.
Содержание программы
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек
на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения одно-
значных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так,
чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких ре-
шений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.
После-
довательное выполнение арифметических действий: отгадывание
задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, кото-
рое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом
шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации обучения — математические игры:
— «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными куби-
ками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото»,
«Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай
задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи
друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки
с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
— игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторон-
ние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100»,
«Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
— работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом
заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной
доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из элек-
тронного учебного пособия «Математика и конструирование»1.
Универсальные учебные действия:
— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы
для выполнения конкретного задания;
— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм реше-
ния числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной
работы;
Математика и конструирование : электронное учебное пособие для
начальной
школы. — М.: ООО «ДОС», 2004.
— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычис-
лений для работы с числовыми головоломками;
— анализировать правила игры, действовать в соответствии с задан-
ными правилами;
— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблем-
ных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуаль-
ное затруднение в пробном действии;
— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать раз-
ные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат
с заданным условием;
—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять
ошибки.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недо-
статочными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных
и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содер-
жащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на
задан-
ные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Со-
ставление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических
средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в
условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выпол-
няемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффектив-
ных способов решения.
Универсальные учебные действия:
— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять
условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся
в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные
вопросы;
—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования
ситуации;
— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения за-
дачи;
— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
—воспроизводить способ решения задачи;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат
с заданным условием;
— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать
из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения
задачи;
— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и ре-
зультат решения задачи;
— конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо»,
«вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения;
число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведе-
ние линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки»
(на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его
описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фи-
гуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треуголь- ники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры
в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии
с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных ва-
риантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному за-
мыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на рав-
ные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление
(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по
собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделиро-
вание из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр,
призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус,
четырёхугольная
пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира-
мида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
—моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
—танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»1. «Спи-
чечный» конструктор2;
—конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;
—конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики»,
«Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из
электронного
учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия:
—ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки
1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;
—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
—анализировать расположение деталей (танов, треугольников, угол-
ков, спичек) в исходной конструкции;
— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали
в конструкции;
—выявлять закономерности в расположении деталей; составлять де-
тали в соответствии с заданным контуром конструкции;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат
с заданным условием;
— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при
заданном условии;
— анализировать предложенные возможные варианты верного ре-
шения;
—моделировать объёмные фигуры из различных материалов (прово-
лока, пластилин и др.) и из развёрток;
— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:
сравнивать построенную конструкцию с образцом. Тематическое планирование
Тема 1. Математика — это интересно
Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по
командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3
клетки).
Тема 2. Танграм: древняя китайская головоломка
Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка вы-
полненной работы.
Тема 3. Путешествие точки
Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной
последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построе-
ние собственного рисунка и описание его шагов.
Тема 4. Игры с кубиками
Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каж-
дого два кубика). Взаимный контроль.
Тема 5. Танграм: древняя китайская головоломка
Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление
картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выпол-
ненной работы.
Тема 6. Волшебная линейка
Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возник-
новения линейки.
Тема 7. Праздник числа 10
Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановле-
ние примеров: поиск цифры, которая скрыта.
Тема 8. Конструирование многоугольников из деталей танграма
Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с ча-
стично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.
Состав-
ление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе.
Проверка выполненной работы.
Тема 9. Игра-соревнование «Весёлый счёт»
Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от
1 до 20 расположены в таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по
всей
таблице.
Тема 10. Игры с кубиками
Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каж-
дого два кубика). Взаимный контроль.
Темы 11–12. Конструкторы лего
Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и ал-
горитмами построения конструкций. Выполнение постройки по собст-
венному замыслу.
Тема 13. Весёлая геометрия
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдатель-
ность.
Тема 14. Математические игры
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Вычитание в пределах 10».
Тема 15–16. «Спичечный» конструктор
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание
нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполнен-
ной работы.
Тема 17. Задачи-смекалки
Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько
способов решения.
Тема 18. Прятки с фигурами
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа
с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»1.
Тема 19. Математические игры
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,
«Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание
в пределах 20».
Тема 20. Числовые головоломки
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи-
слового кроссворда (судоку).
Темы 21–22. Математическая карусель
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические го-
ловоломки, занимательные задачи.
1 Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика
вокруг нас:
10 п.л. формата А1 / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М.
Тихоми-
рова. — М. : ВАРСОН, 2010.
Тема 23. Уголки
Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному
замыслу.
Тема 24. Игра в магазин. Монеты
Сложение и вычитание в пределах 20.
Тема 25. Конструирование фигур из деталей танграма
Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично за-
данным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление
фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполнен-
ной работы.
Тема 26. Игры с кубиками
Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верх-
них гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях пер-
вого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7,
8, 9.
Взаимный контроль.
Тема 27. Математическое путешествие
Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Пер-
вый ученик из числа вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий —
вычи-
тает 3, а четвёртый — прибавляет 5. Ответы к четырём раундам
записываются в таблицу.
1-й раунд: 10 – 3 = 7 7 + 2 = 9 9 – 3 = 6 6 + 5 = 11
2-й раунд: 11 – 3 = 8 и т. д.
Тема 28. Математические игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».
Тема 29. Секреты задач
Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.
Тема 30. Математическая карусель
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические го-
ловоломки, занимательные задачи.
Тема 31. Числовые головоломки
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи-
слового кроссворда (судоку).
Тема 32. Математические игры
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»,
«Вычитание в пределах 20».
Литература для учителя
1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство разви-
тия логического мышления младших школьников // Начальная школа. —
2009. — № 7.
2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —
СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.
3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.
4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий,
Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.
5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной труд-
ности. — М., 2006.
42
6. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоло-
мок. — СПб. : Союз, 2001.
7. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для
детей. — М. : АСТ, 2006.
8. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной
школе : пособие для учителей. — М. : Просвещение, 1975.
Календарно –тематическое планирование внеурочной
деятельности»Занимательная математика
№п\п
Темы занятий
Кол-
во
часо
в
Дата
пров
е
дени
я 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11-
12
13
14
15
16
17
18
21-
22
23
24
25
26
27
Математика — это интересно
Танграм: древняя китайская головоломка
Путешествие точки
Игры с кубиками
Танграм: древняя китайская головоломка
Волшебная линейка
Праздник числа 10
Конструирование многоугольников из
деталей
танграма
Игра-соревнование «Весёлый счёт»
Игры с кубиками
Конструкторы лего
Весёлая геометрия
Математические игры
«Спичечный» конструктор
Задачи-смекалки
Прятки с фигурами
Математические игры
Числовые головоломки
Математическая карусель
Уголки
Игра в магазин. Монеты
Конструирование фигур из деталей
танграма
Игры с кубиками
Математическое путешествие
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1 28
29
30
31
32
Математические игры
Секреты задач
Математическая карусель
Числовые головоломки
Математические игры
1
1
1
1
1
Рабочая программма по внеурочной деятельности "Занимательная математика "
Рабочая программма по внеурочной деятельности "Занимательная математика "
Рабочая программма по внеурочной деятельности "Занимательная математика "
Рабочая программма по внеурочной деятельности "Занимательная математика "
Рабочая программма по внеурочной деятельности "Занимательная математика "
Рабочая программма по внеурочной деятельности "Занимательная математика "
Рабочая программма по внеурочной деятельности "Занимательная математика "
Рабочая программма по внеурочной деятельности "Занимательная математика "
Рабочая программма по внеурочной деятельности "Занимательная математика "
Рабочая программма по внеурочной деятельности "Занимательная математика "
Рабочая программма по внеурочной деятельности "Занимательная математика "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.