«Экономика: первые шаги»
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экономика:
первые шаги» для 1 класса создана на основе авторской
программы, ФГОС НОО
Начальное экономическое образование является одним из
факторов,
оказывающих влияние на становление личности ребёнка в
его отношении к материальным и духовным ценностям.
Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший
школьник знал, что такое потребности и ограниченность
возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный
(экономически рациональный) выбор, представлял
назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет
семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как
создаётся богатство, как им возможно распорядиться.
Поэтому очень важно именно в это время правильно
преподнести детям ту экономическую информацию, с
которой они сталкиваются в реальной жизни.
Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический
харак-
тер и подготавливает младших школьников к изучению
экономического компонента предметов «Обществознание»,
«География», «Технология»,«История», «Экономика» в
основной школе.
Отбор содержания факультативного курса подчиняется
следующим
принципам.
1. Учёт наглядно-образного характера мышления младших
школьни-
ков. В содержание программы по экономике вошли те
явления, с кото-
рыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет
решит задачу
актуализации их жизненного опыта.
2. Ориентация на потребности ребёнка младшего школьного
возраста
и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с
этим одной из важных задач программы является развитие
ценностных ориентаций в экономической сфере.
3. Преемственность и перспективность. В процессе изучения
про- граммы по экономике у младших школьников закладываются
предпо-
сылки для развития экономического мышления,
необходимого для
ориентации в современных рыночных условиях жизни,
создаются условия для приобретения ими элементарных
экономических представлений,на базе которых в основной и
старшей школе формируются экономические понятия.
С учётом специфики младшего школьного возраста основной
целью
обучения экономике учащихся младших классов является
формирова-
ние начальных представлений об окружающих
экономических условиях жизни и деятельности людей.
Для реализации поставленной цели предлагается
факультативный
курс «Экономика: первые шаги» для учащихся 1–4 классов.
Общая характеристика факультатива. Логика программы
факультативного курса представляет собой систему
содержательных
линий. Она построена таким образом, что каждая
предыдущая тема является основой для изучения
последующих. Программа раскрывает содержание
факультатива «Экономика: первые шаги», её изучение даёт
возможность:
—формировать у учащихся представление об экономике как
сфере
деятельности человека, связанной с проблемой
удовлетворения его потребностей;
—обеспечивать осознание младшими школьниками
взаимосвязи
труда человека с его результатами, приложенных усилий с
успешностью деятельности;
—развивать основы потребительской культуры;
—расширять активный словарь учащихся, включая в него
экономи-
ческие термины;
—способствовать освоению на информационном и
эмпирическом
уровне новых социальных ролей — «покупатель»,
«потребитель» — и
функций, их характеризующих;
—формировать бережливость, экономность, трудолюбие,
щедрость; —показать необходимость человеческих знаний и
образования для
формирования нового информационного общества и
создания инновационной экономики.
Место факультатива в учебном плане. Проведение
занятий по экономике предусмотрено во внеурочной
деятельно-
сти в 1 классе, 1 ч в неделю, всего 32 ч.
Используются как групповая,
так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый
раздел
программы предусматривает использование игровой и
практической
деятельности: работа с текстами и иллюстрациями,
познавательными
заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные,
учебные задания.
Ценностные ориентиры содержания факультатива. В
про-
цессе экономического образования учащиеся получают
представления о богатстве окружающего мира, воплощённом
в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие
школьники начинают осознавать зависимость
благосостояния общества и человека, удовлетворения
егопотребностей от уровня образования, от качества труда,
познают значение природных богатств для человека,
проникаются бережным отношением к природе и всем видам
ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки
результата труда людей.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты
освоения программы факультатива. При изучении
факультатива
ученики получают знания о семье как экономической
единице общества,о важности взаимопомощи, поддержки
между членами семьи при решении экономических вопросов.
Учащиеся узнают, что представляют собой такие качества
личности, как экономность, бережливость. Изучая
тему«Труд», школьники осознают, как важно бережно
относиться к вещам, так как они представляют собой
продукт труда многих людей. Таким образом,
актуализируются их представления о бережливости, об
аккуратности, уважении к человеческому труду. Тема Содержание программы
«Богатство и бедность» поднимает вопросы этики:
отношение к богатству и милосердию. Учащиеся
понимают,как важно заботиться не только о себе, но и о
своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом и
нуждается в помощи).
Метапредметные результаты представлены в содержании
программы
в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты обучения отражены в содержании
программы.
Я и моя семья
Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее
хозяй-
ство. Состав семьи.
Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи.
Важность уюта, целесообразность порядка.
Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её
членам.
Экономика как правила ведения домашнего хозяйства.
Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость,
экономность (умение правильно рассчитать средства),
щедрость.
Экономика семьи
Универсальные учебные действия:
—сравнивать качества людей, которых можно назвать
хорошим/пло-
хим хозяином;
—объяснять значение слов «экономный», «щедрый»,
«запасливый»,
«бережливый».
Практическая и игровая деятельность:
—игра «Генеральная уборка»;
—игра «Я — хозяин большого дома».
Моё и чужое
Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность.
Личные вещи человека.
Собственность — это не только вещи, но и произведения
человека (стихи, музыка, научные открытия).
Как человек становится собственником: производит сам,
покупает,
получает в дар, обменивает одну вещь на другую.
Как нужно относиться к своей и чужой собственности. Береженого –бог бережет
Успешный хозяин
Универсальные учебные действия:
—обосновывать необходимость бережного отношения к
любой собст-
венности.
Игровая и исследовательская деятельность:
—тема исследования «Как становятся собственниками»;
—игра «Страна Обмения».
Почему люди трудятся
Труд — это полезная деятельность людей.
Безделье, праздность, леность — предмет осуждения.
Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми
следует
дорожить.
Ценность труда людей разных профессий.
Важность домашнего труда для ведения хозяйства.
Учение — это тоже труд.
Учебный труд как источник знаний и залог будущего
мастерства.
Кому вершки ,а кому корешки?
Что посеешь, то и пожнешь?
Универсальные учебные действия:
—обосновывать важность и необходимость труда в жизни
людей;
—объяснять смысл пословиц и поговорок о труде;
—проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда
людей;
—осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-
быто-
вого труда, труда в уголке природы.
Практическая и игровая деятельность:
—экскурсия в школьную столовую;
—экскурсия в библиотеку;
—экскурсия в художественный музей;
—сюжетно-ролевые игры;
—темы проектов: «Как создаётся произведение искусства»,
«Что
и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей
семье».
Все работы хороши
Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер,
педагог,
космонавт, инженер). Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с
работой с людьми, с техникой, с созданием произведений
искусства и культуры,
с работой в природе, с бизнесом).
Как люди выбирают профессию.
Профессии членов семьи.
Как люди получают профессию.
Я бы поваром хотел?
Профессия продавца
Кто ходит с толстой сумкой на плече?
Универсальные учебные действия:
—уважать труд людей разных профессий;
—классифицировать профессии по предмету труда;
—рассказывать о профессиях.
Практическая и игровая деятельность:
—встреча с человеком интересной профессии;
—рисование на тему профессий;
—темы проектов: «Профессии в моей семье», «Как получить
про-
фессию и как стать мастером своего дела».
Тематическое планирование
№п\п Темы
Кол-
во
Часов
всего теория практик
7
7
9
9
а
3
3
6
5
Я и моя семья
Мое и чужое
Почему люди трудятся
Все работы хороши
1
2
3
4
Итог
о
4
4
3
4
32
15
17 Тематическое планирование
Тема 1. Я и моя семья
Семья. Состав семьи.
Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи
Важность уюта и порядка.
Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её
членам.
Экономика как правила ведения домашнего хозяйства.
Качества, присущие хорошему хозяину.
Экономика семьи
Тема 2. Моё и чужое
Собственность человека. Личные вещи человека.
Собственность — это не только вещи, но и произведения
человека (стихи, музыка, научные открытия).
Как человек становится собственником: производит сам,
покупает ,получает в дар, обменивает одну вещь на другую.
Отношение к своей и чужой собственности
Береженого –бог бережет
Успешный хозяин.
Тема 3. Почему люди трудятся
Труд — это полезная деятельность людей.
Безделье, праздность, леность — предмет осуждения.
Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми
следует дорожить.
Ценность труда людей разных профессий.
Важность домашнего труда для ведения хозяйства.
Учение — это тоже труд.
Учебный труд как источник знаний и залог будущего
мастерства.
Кому вершки , а кому корешки
Что посеешь, то и пожнешь
Тема 4. Все работы хороши
Профессии по предмету труда (связанные с работой с
людьми, с тех-
никой, с созданием произведений искусства и культуры, с
работой в при-
роде, с бизнесом).
Я бы поваром хотел
Как люди выбирают профессию. Профессии членов семьи
Кто ходит с толстой сумкой на плече?.
Как люди получают профессию.
Сельские профессии
К концу обучения в 1 классе ученик узнает:
—что такое собственность;
—почему все люди трудятся;
—какие бывают профессии;
—как нужно относиться к своей и чужой собственности.
К концу обучения в 1 классе ученик сможет научиться:
—самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, труду в
уголке
природы.
Рабочая программма по внеурочной деятельности "Занимательная математика "
Рабочая программма по внеурочной деятельности "Занимательная математика "
Рабочая программма по внеурочной деятельности "Занимательная математика "
Рабочая программма по внеурочной деятельности "Занимательная математика "
Рабочая программма по внеурочной деятельности "Занимательная математика "
Рабочая программма по внеурочной деятельности "Занимательная математика "
Рабочая программма по внеурочной деятельности "Занимательная математика "
Рабочая программма по внеурочной деятельности "Занимательная математика "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.