Рабочая программы по ОРКС "Основы мировых религиозных культур"
Оценка 4.8

Рабочая программы по ОРКС "Основы мировых религиозных культур"

Оценка 4.8
Документация
doc
религиоведение
4 кл
19.08.2018
Рабочая программы по ОРКС "Основы мировых религиозных культур"
Составлена на основе авторской программы А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной, Е.С. Токаревой, А.А. Ярлыкапова "Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 класс". Учебник А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной, Е.С. Токаревой, А.А. Ярлыкапова "Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 класс".Издательство Москва «Просвещение» 2016 г.Учебник А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной, Е.С. Токаревой, А.А. Ярлыкапова "Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 класс".Издательство Москва «Просвещение» 2016 г.
рабочая программа по ОРКС модуль Основы мировых религиозных культур..doc
Муниципальное   казенное общеобразовательное учреждение «Андринская средняя общеобразовательная школа» Рассмотрено: Согласовано: На методическом Совете Зам. директора по УР Утверждаю: Директор Школы Протокол № 1 ___________ Грогуленко М.А. ____________  О.М. Федоренко От«28»«августа»2017г «28»«августа» 2017 г Приказ № 167­од   от«29»«августа»2017г  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета    ОРКСЭ  модуль  «Основы мировых религиозных культур» для учащихся   4 класса с 1 сентября 2017 года по 1 сентября  2018 года Автор рабочей программы  Емельянова О.Ю.                                                                                   ФИО учителя Квалификационная категория  первая Составлена на основе авторской программы А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной, Е.С. Токаревой, А.А.  Ярлыкапова "Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных  культур. 4 класс".                                                      (название авторской (примерной) программы, гриф, издательство и год издания) Учебник А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной, Е.С. Токаревой, А.А. Ярлыкапова "Основы религиозных  культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 класс".Издательство Москва   «Просвещение» 2016 г.   рекомендовано МО РФ,.                                                      (название учебника, автор, гриф, издательство и год издания) Количество часов в неделю 1                                                  Количество часов в году 34 ч. 2 г.п. Андра   2017­2018 учебный год  СОДЕРЖАНИЕ Элементы Рабочей программы Пояснительная записка № 1. 2. Общая характеристика учебного предмета 3. Описание места учебного предмета в учебном плане 4. 5. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Личностные, метапредметные и предметные результаты  учебного предмета Содержание учебного  материала Тематическое планирование с определением основных видов  учебной деятельности Планируемые результаты освоения учебного предмета. 8. 9. Описание учебно­методического и материально­технического 6. 7. обеспечения рабочей программы 10. Приложения: Календарно­тематический план 4  класс страницы 4 11 12 13 14 16 17 21 22 3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА         Рабочая программа   начального общего образования по основам религиозных культур и   светской   этики,   модуль   «Основы   мировых   религиозных   культур»   (далее   –   Рабочая программа)   является   составной   частью   образовательной   программы   Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1» на 2015­2016 учебный год и реализует основную ее цель:  Создание   образовательной   среды,   способствующей   получению   обучающимися качественного   образования,   воспитанию   духовно­нравственного,   здорового   человека, способного к самореализации в условиях современной жизни. Цель   Рабочей   программы:   создать   условия   для   планирования,   организации   и управления   учебным   процессом   по   освоению   обучающимися   курса   «ОРКСЭ»   модуль «Основы мировых религиозных культур» начального общего образования в полном объеме.  Задачи:  1. Обеспечить   получение  всеми   участниками   образовательного   процесса представление   о   целях,   содержании,   общей   стратегии   обучения,   воспитания   и развития учащихся средствами  ОРКСЭ.   2. Определить  конкретное  содержание,  объем,  примерный   порядок  изучения  тем  с учетом особенностей учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Нормативно­правовые документы, на основании которых разработана программа:    Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр­2009 ВП­П44­ 4632)  2009 г. (ВП­П44­4632).  Распоряжение   Председателя   Правительства   Российской   Федерации   от   11   августа  Письмо   Министерства   образования   и   науки   РФ   от   24   октября   2011   года   №МД­ 1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»,  Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования   от 06 октября 2009 г. N373.     Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 31 марта 2014 г.   №   253   «Об   утверждении   федерального   перечня   учебников,   рекомендуемых   к использованию   при   реализации   имеющих   государственную   аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;  Устав   Муниципального  автономного общеобразовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа №1». 4  Основная   образовательная   программа   среднего   (полного)   общего     образования Муниципального   автономного   общеобразовательного   учреждения   «Средняя общеобразовательная школа №1».  Положение  о Рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплин (модулей), утвержденное приказом директора МБОУ СОШ №1 от 03.09.2013г № 442.                Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта   по Основам Религиозных Культур и Светской Этики. Модуль «Основы мировых религиозных культур» определяет примерное распределение учебных часов по разделам курса.  Рабочая   программа   является   материалом,   на   котором   возможно   достижение образовательных целей и выход на планируемые образовательные результаты в зависимости от   уровня   преподавания.   Содержание   рабочей   программы   обеспечивает   возможность корректировки   этих   программ   учителем   в   зависимости   от   состава   учащихся   и   хода образовательного   процесса.   Корректировка   может   затрагивать   основные   компоненты содержания программ, темпа и последовательности изучения учебного содержания, но не целей   изучения   учебного   материала,   при   этом   обеспечивать   обязательный   минимум содержания   основной   образовательной   программы,   установленный   федеральным компонентом государственного стандарта по математике.                   Рабочая программа является ориентиром для составления учителем календарно­ тематического   плана   изучения   программного   материала   и   задает   только  примерную последовательность изучения материала и распределения его по классам. Она определяет инвариантную   (обязательную)   часть   учебного   курса,   за   пределами   которого   остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования.  При   учитель  может  предложить  обоснованный  собственный   подход   в   части этом,   структурирования   учебного   материала,   определения  последовательности   изучения  этого материала,   согласно   выбранному   УМК,   а   также   путей   формирования   системы   знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся, опираясь на уровень обучаемости   и   обученности   класса.  Таким   образом,   при   разработке     календарно­ тематического плана  допускается:  расширение   перечня   дидактических   единиц   в   пределах,   регламентированных максимальной   аудиторной   нагрузкой   обучающихся,   и   при   условии   соблюдения преемственности с обязательными минимумами сопредельных ступеней образования  конкретизация и детализация дидактических единиц;  определение логически связанного и педагогически обоснованного порядка изучения материала. Тем   самым   рабочая   программа   содействует   сохранению   единого   образовательного пространства,   не   сковывая   творческой   инициативы   учителей,   предоставляет   широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.         Структура  Рабочей программы:         Рабочая  программа содержит следующие разделы:   Пояснительная записка.  Общая характеристика учебного предмета.  Описание места учебного предмета в учебном плане.  Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.  Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. 5  Содержание учебного  материала по классам.  Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.  Планируемые  результаты  обучения и освоения курса окружающего мира начального  общего образования.  Описание учебно­методического и материально­технического обеспечения Рабочей  программы.  Приложения.   Вклад учебного предмета в общее образование Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне   очевидно,   что   воспитательную   составляющую   наряду   с   научными   знаниями, информацией   об   обществе,   его   интересах   и   законах,   культуре   и   искусстве   невозможно оставить   вне   рамок   школьной   программы   без   существенного   ущерба   для   качества образования, становления личности.  Запрос на современное образование, решающее задачи духовно­нравственного воспитания граждан России, остается слишком значимым. Современный национальный воспитательный идеал   –   это   высоконравственный,   творческий,   компетентный   гражданин   России, принимающий   судьбу   Отечества   как   свою   личную,   осознающий   ответственность   за настоящее   и   будущее   своей   страны,   укоренённый   в   духовных   и   культурных   традициях многонационального народа Российской Федерации. В   этой   связи   особо   актуальным   становится   включение   в   школьную   программу   курса «Основы   религиозных   культур   и   светской   этики»,   имеющего   комплексный   характер   и представляющего пять важнейших национальных духовных традиций – православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику. Введение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» должно стать первым шагом   на   пути   восстановления   в   новых   условиях   на   основе   принципов   гуманизма, нравственности, традиционной духовности социально­педагогического партнерства школы, семьи, государства, общественности в деле воспитания детей и молодежи.         В   то   же   время   преподавание   основ   религиозной   и   нерелигиозной   культуры   в общеобразовательной   школе   приводит   к   необходимости   решения   труднейших культурологических,   дидактических   и воспитательных проблем. Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10­11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей   сопричастности   к   ним.   Основные   культурологические   понятия   учебного   курса   – «культурная   традиция»,   «мировоззрение»,   «духовность»   и   «нравственность»   ­   являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.         Данный   курс   призван   актуализировать   в   содержании   общего   образования   вопрос совершенствования   личности   ребёнка   на   принципах   гуманизма   в   тесной   связи   с религиозным и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении   образовательного   кругозора   учащегося,   так   и   в   воспитательном   процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.   психологических,   этических,   правовых, 6 Основной   принцип,   заложенный   в   содержании   курса,   ­   общность   в   многообразии, многоединство,   поликультурность,   ­   отражает   культурную,   социальную,   этническую, религиозную сущность нашей страны и современного мира.         Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов: 1. Общая историческая судьба народов России; 2. Единое   пространство   современной   общественной   жизни,   включающая   развитую систему межличностных  отношений, налаженный  веками  диалог культур, а также общность социально­политического пространства. Учебно­воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных   связей,   педагогически   моделирует   и   содержательно   раскрывает   основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия   и   глубины   её   составляющих   не   может   исчерпываться   содержанием   этого курса. Учебный   курс   создаёт   начальные   условия   для   освоения   обучающимися   российской культуры   как   целостного,   самобытного   феномена   мировой   культуры;   понимание религиозного, культурного многообразия и исторического, национально­государственного, духовного единства российской жизни.   составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного Программа   образовательного стандарта начального общего образования,  ­   Концепции   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности   гражданина России,  ­    планируемых результатов обучения начального общего образования ­     примерной   программы   по  «Основы   религиозных   культур   и   светской   этики»   :  А.   Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики».: Москва. Просвещение, 2014г. Программа   допущена   Министерством   образования   Российской   Федерации,   2010., Стандарта начального общего образования (ФГОС), М.: Просвещение, 2014. Настоящая Рабочая программа ориентирована на использование у ч е б н и к а :  Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы мировых  религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4­5  классы: учебник для общеобразовательных учреждений / [А.Л.Беглов,   Е.А.Саплина, Е.С. Токарева. А.А. Ярлыкапов].М.: Просвещение,2012 Обоснование выбора программы.   Выбор   программы   обусловлен   преемственностью   между   уровнями   образования,   что обеспечивает  непрерывность духовно – нравственного воспитания и образования в МАОУ СОШ   №1.   В программе   установлена   оптимальная   последовательность   изучения   тем   и разделов  учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Согласно   учебному   плану,   программа   ориентирована   на   обучение   детей   10­11   лет   и составлена с учётом их возрастных особенностей. Особенность данной программы заключается в том, что  курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в вос­ питательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина. 7 Новизна   высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.     программы заключается в ее направленности на поддержку становления и развития Программа предусматривает системно­деятельностный подход в обучении, который предполагает: – воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики;  – разработку   содержания   обучения   и   применение   технологий   образования, определяющих   пути   и   способы   достижения   социально   желаемого   уровня   (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; – ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования; – признание   решающей   роли   содержания   образования,   способов   организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; – разнообразие   организационных   форм   и   учет   индивидуальных   возрастных, психологических   и   физиологических   особенностей  обучающихся,   обеспечивающих   рост творческого   потенциала,   познавательных   мотивов,   обогащение   форм   взаимодействия   со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; – обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего общего образования; – гарантированность   достижения   планируемых   результатов  освоения   основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного   успешного   усвоения   обучающимися   новых   знаний,   умений, компетенций, видов и способов деятельности. Формы организации учебного процесса: – групповая работа над проектом; – практика деловых игр; – анализ критических ситуаций; – тренинги практических навыков. Методы: – проблемного обучения (проблемное изложение, частично­поисковые или эвристические, исследовательские); – организации учебно­познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико­синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно­поисковые; самостоятельной работы и работы под руководством); 8 – стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии,   создание   эмоционально­нравственных   ситуаций;   стимулирования   долга   и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания); – контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль); –   самостоятельной   познавательной   деятельности   (подготовка   учащихся   к   восприятию нового материала, усвоение обучающимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода). Технологии обучения: – личностно ориентированного образования; – игровые; – информационные; – деятельностного метода; – развитие общеучебных умений. Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию   реальных   возможностей   для   получения   обучающимися   новых   знаний   и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в практической   деятельности,   исключит   формальный   подход   и   механическое   усвоение фактов и теоретических сведений. Изучаемый   учебный   материал   в   рамках   курса   выступает   как   материал   для   создания учебной   ситуации,   которая   проектируется   с   учетом   возраста,   специфики   учебного предмета,   меры   сформированности   действий   учащихся   (исполнительских   или ориентировочных). Формы, способы и средства проверки и оценки результатов освоения программы При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются обобщающие уроки по теме и разделу, сообщения, презентации. Особенности организации контроля.  Для   контроля   и   оценки   знаний   и   умений   по   предмету   используется   индивидуальная   и фронтальная   устная   проверка,   различные   письменные   работы,   которые   не   требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы. 9 Фронтальный опрос проводится в форме беседы­диалога, в котором участвуют учащиеся всего   класса.   Учитель   подготавливает   серию   вопросов   по   конкретной   теме   курса,   на которые обучающиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку   основная   цель   таких   контрольных   бесед   –   проверка   осознанности   усвоения учебной   программы,   это   определяет   необходимость   подбора   таких   вопросов,   которые проверяют не только  знания фактического материала, но и умение сопоставить  факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явлений и т. п. Индивидуальный   устный   опрос   также   имеет   свои   специфические   особенности.   Следует выделить   следующие   формы   индивидуального   опроса:   рассказ­   описание   и   рассказ­ рассуждение. Рассказ­описание. Обучающийся дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего миры, раскрывающее  их существенные  признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных   признаков   объекта,   логичность   изложения,   передача   своего   отношения   к описываемому предмету. Положительной оценкой заслуживает желание ученика отступить от   текста   учебника,   не   повторять   его   дословно,   а   высказать   мысль   своими   словами, привести   собственные   примеры   из   жизненного   опыта.   Особо   отмечается   использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем. Рассказ­рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания,   правильно   установить   причинно­следственные,   пространственные   и   временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи­рассуждения. Эффектно и современно будет выглядеть выступление, сопровождаемое показом слайд­ фильма,   выполненного   в   программе   Power   Point.   Материалы,   подготовленные   для выступления на занятии по этой теме, могут быть оформлены в виде выставки. Таким   образом,   взаимосвязь   учебной   и   внеурочной   деятельности   является   важным   и необходимым   общим   условием   эффективности   целостного   учебно­воспитательного процесса в начальных классах, что создает дополнительные возможности для увеличения объема и повышения качества знаний обучающихся.                    Регламент прав и обязанностей  участников образовательного процесса                  Соблюдение прав и обязанностей участников образовательного процесса является необходимым условием реализации целей образования. Обучающиеся имеют право: на выбор модуля изучения ОРКСЭ; на честную и объективную оценку результатов образовательной деятельности; на обеспечение учебными пособиями и другими   средствами   обучения;   на   различные   виды   внеучебной   деятельности;   на дополнительные занятия,  психолого­педагогическую помощь.                     Обучающиеся обязаны выполнять правила для учащихся; соблюдать Устав школы. 10 Родители   имеют   право:  на   информирование   о   существующих   учебных программах   и   их   содержании;   на   информирование   о   результатах выполнения   учебной   программы;   на   участие   в   определении   индивидуальной образовательной   программы   для   своего   ребенка;   на   консультативную   помощь;   на апелляцию   в   случае   несогласия   с   оценкой   образовательных   достижений   ребенка. Родители   обязаны  создать   условия,   необходимые   для   успешной   образовательной деятельности детей. Учитель имеет право:  на выбор учебных пособий; на информационное и методическое обеспечение; на выбор образовательных  технологий;               на применение  санкций  при невыполнении учащимися своих обязанностей, не противоречащих основным принципам и методам педагогики и психологии, Уставу школы.                           Учитель обязан:  создать условия,   гарантирующие   возможность   успешной   образовательной   деятельности   всем учащимся. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Цель учебного курса ОРКСЭ:  готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;   знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;   понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;  формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;   первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;  становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;  осознание ценности человеческой жизни. Задачи учебного курса ОРКСЭ 1.   Знакомство   обучающихся   с   основами   православной,   мусульманской,   буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; 2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; 3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися   в   начальной   школе,   и   формирование   у   них   ценностно­смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; 11 4.   Развитие   способностей   младших   школьников   к   общению   в   полиэтнической   и многоконфессиональной   среде   на   основе   взаимного   уважения   и   диалога   во   имя общественного мира и согласия.    ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОРКСЭ» МОДУЛЬ ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики,  по месту в учебном плане, и по содержанию   дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», знакомит с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России. Это происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего. Основное   культурологическое   понятие   учебного   курса   –   «российская   религиозно­ культурная традиция». Его можно рассматривать как категорию, интегрирующую в своем семантическом пространстве понятия «традиция», «религиозная традиция», «культурная традиция». Отечественная религиозно­культурная традиция несовместима с унификацией содержания разных религий и этических учений. Ее принцип – общность в многообразии, «многоединство»   –   отражает   культурную,   социальную,   этническую,   религиозную сложность, как нашей страны, так и современного мира.      Учебный курс, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции и сущностно связанная с ними этика, создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе.   При   изучении   комплексного   учебного     курса   «Основы   религиозных   культур   и светской  этики»  предполагается    интеграция  с предметами      «Литература», «Музыка», «История», «Изобразительное искусство». С   введением   в   инвариантную   часть   базисного   учебного   плана   начального   общего образования   предметной   области   «Основы   духовно­нравственной   культуры   народов России», предмет «Основы мировых религиозных культур» вводится с 4 класса (35ч ­ 1ч в неделю).  Согласно учебному плану и календарному учебному графику школы на 2015­2016 учебный год на изучение  курса «ОРКСЭ»  в 4 классах   35 часов из расчета 1 час в неделю. При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования обучающихся по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего,   завершающего   раздела   курса,   в   форме   индивидуальных   и   коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.   Комплексная контрольная работа на метапредметной основе. Критерии оценки метапредметных УУД при проведении комплексной контрольной работы  12 Участ ники учащи еся 1­4  класс ов Оценочн ые процеду ры Итоговая комплек сная  контроль ная  работа Объект оценки Критерий Показатель Сформиров анность  познаватель ных  универсальн ых учебных  действий – способность  учащегося  принимать и  сохранять  учебную цель и  задачи; – самостоятельно преобразовыват ь практическую задачу в  познавательную Способность  учащихся  решать  учебно­ познавательн ые задачи,  направленные на  формировани е и оценку  навыка  самостоятель ного  приобретени я, переноса и  интеграции  знаний учащи еся 1­4  класс ов Итоговая комплек сная  контроль ная  работа Способность  обучающихся  решать  учебно­ практические  задачи,  направленные на обработку  информации – умение  осуществлять  информационн ый поиск,  – сбор и  выделение  существенной  информации из  различных  информационн ых источников; – умение  использовать  знаково­ символические  средства для  создания  моделей  изучаемых  объектов и  процессов,  схем решения  учебно­ познавательных и практических задач; – способность к  Шкала оценки Уровень контроля Срок Эксперты  Один  раз в  год Эксперты Один  раз в  год Балл  (0,1) (умеет  ­ не  умеет) Балл  (0,1) (умеет  ­ не  умеет) До 2  баллов Балл  (0,1) (умеет  ­ не  умеет) Балл  (0,1) (умеет  ­ не  умеет) Балл  (0,1) (умеет  ­ не  умеет) Балл  (0,1) (умеет  ­ не  умеет) 13 Объект оценки Критерий Показатель Участ ники Оценочн ые процеду ры Шкала оценки Уровень контроля Срок осуществлению логических  операций  сравнения,  анализа,  обобщения,  классификации по  родовидовым  признакам, к  установлению  аналогий,  отнесения к  известным  понятиям  ­умение  сотрудничать с  педагогом и  сверстниками  при решении  учебных  проблем,   ­ принимать на себя  ответственност ь за результаты  своих  действий. учащи еся 1­4  класс ов Итоговая комплек сная  контроль ная  работа Сформиров анность  коммуникат ивных  универсальн ых учебных  действий Способность  учащихся  решать  учебно­ практические  задачи,  направленные на  формировани е и оценку  навыка  сотрудничест ва. учащи еся 1­4  класс ов Итоговая комплек сная  контроль ная  работа Сформиров анность  регулятивн ых  универсальн ых учебных  действий Способность  обучающихся  решать  учебно­ практические  и учебно­ познавательн ые задачи,  направленные на  формировани е и оценку  навыка  – умение  планировать  собственную  деятельность в  соответствии с  поставленной  задачей и  условиями её  реализации и  искать средства её  осуществления; До 4  баллов Балл  (0,1) (умеет  ­ не  умеет) Балл  (0,1) (умеет  ­ не  умеет) До 2  баллов Балл  (0,1) (умеет  ­ не  умеет) Балл  (0,1) (умеет  ­ не  умеет) Эксперты Один  раз в  год Эксперты Один  раз в год 14 Объект оценки Критерий Показатель Участ ники Оценочн ые процеду ры Шкала оценки Уровень контроля Срок самоорганиз ации и  саморегуляц ии. – умение  контролироват ь и оценивать  свои действия,  вносить  коррективы в  их выполнение  на основе  оценки и учёта  характера  ошибок,  проявлять  инициативу и  самостоятельно сть в обучении. До 2  баллов Итого  до 10  баллов Итоговая оценка заносится в лист индивидуальных достижений обучающегося и портфолио. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Ценностные   ориентиры   содержания   образования   определены   на   основе   Концепции духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности   гражданина   России:   учебное издание (А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010).  «В   основе   учебно­воспитательного   процесса   ОРКСЭ   лежат   базовые   национальные ценности,   хранимые   в   социально­исторических,   культурных,   семейных   традициях многонационального   народа   России,   передаваемые   от   поколения   к   поколению   и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях». «В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, т.е.   те   области   общественных   отношений,   деятельности   и   сознания,   опора   на   которые позволяет   человеку   противостоять   разрушительным   влияниям   и   продуктивно   развивать своё   сознание,   жизнь,   саму   систему   общественных   отношений.   Традиционными источниками   нравственности   являются:   Россия,   многонациональный   народ   Российской Федерации,   гражданское   общество,   семья,   труд,   искусство,   наука,   религия,   природа, человечество. Соответственно   традиционным   источникам   нравственности   определяются   и   базовые национальные   ценности,   каждая   из   которых   раскрывается   в   системе   нравственных ценностей (представлений): ­  патриотизм —  любовь  к  России,  к  своему  народу,  к  своей  малой  родине,  служение Отечеству; 15 ­  социальная   солидарность —   свобода   личная   и   национальная,   доверие   к   людям, институтам   государства   и   гражданского   общества,   справедливость,   милосердие,   честь, достоинство; ­  гражданственность —   служение   Отечеству,   правовое   государство,   гражданское общество,   закон   и   правопорядок,   поликультурный   мир,   свобода   совести   и вероисповедания; ­  семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; ­  труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость; ­  наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; ­  традиционные   российские   религии —   представления   о   вере,   духовности,   религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; ­  искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный  выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; ­  природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое  сознание; ­  человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс  человечества, международное сотрудничество. Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности   основных   социальных   сил   к   гражданской   консолидации   на   основе   общих ценностей   и   социальных   смыслов   в   решении   общенациональных   задач,   среди   которых воспитание детей и молодёжи». ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА   Обучение     по   программе   модуля   «Основы   мировых   религиозных   культур»   должно направлено   на   достижение   следующих   личностных,   метапредметных   и   предметных результатов освоения содержания. Требования к личностным результатам:  Формирование   основ   российской   гражданской   идентичности,   чувства   гордости   за свою Родину;  Формирование образа мира как единого и целостного при   разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; 16  Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;  Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;  Воспитание   доброжелательности   и   эмоционально­нравственной   отзывчивости, понимания   и   сопереживания   чувствам   других   людей;   развитие   начальных   форм регуляции своих эмоциональных состояний;  Развитие   навыков   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками   в   различных социальных   ситуациях,   умений   не   создавать   конфликтов   и   находить   выходы   из спорных ситуаций;  Наличие   мотивации   к   труду,   работе   на   результат,   бережному   отношению   к материальным и духовным ценностям. Требования к метапредметным результатам:  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; Регулятивные  формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии   с   поставленной   задачей   и   условиями   её   реализации;   определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы   в   их   выполнение   на   основе   оценки   и   с   учётом   характера   ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок;    понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;   адекватное   использование   речевых   средств   и   средств   информационно­ коммуникационных   технологий   для   решения   различных   коммуникативных   и познавательных задач;   умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;   овладение   навыками   смыслового   чтения   текстов   различных   стилей   и   жанров, осознанного   построения   речевых   высказываний   в   соответствии   с   задачами коммуникации;   овладение   логическими   действиями   анализа,   синтеза,   сравнения,   обобщения, классификации, установления аналогий и причинно­следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;  готовность   слушать   собеседника,   вести   диалог,   признавать   возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;   определение   общей   цели   и   путей   её   достижения,   умение   договориться   о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Требования к предметным результатам:  знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; 17  знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;  формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;  осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Учебный   материал   по   предмету   ОРКСЭ   Модуль   «Основы   мировых   религиозных культур» в начальной школе складывается из следующих компонентов: Номер главы 1 2 3 Название изучаемой главы, темы Рекомендуемое количество   часов   на изучение Введение   Духовные   ценности   и   нравственные идеалы в жизни человека и общества Основы религиозных культур  Духовные   традиции   многонационального   народа России 1ч 29 5 Содержание учебного  материала:  Введение Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества Россия – наша Родина.  Раздел 1Основы религиозных культур (29 часов) Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книга   религий   мира.   Хранители   предания   в   религиях   мира.   Человек   в   религиозных традициях   мира.   Священные   сооружения.   Искусство   в   религиозной   культуре.   Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.   Раздел 2.Духовные традиции многонационального народа России (4 часа)  Любовь   и   уважение   к   Отечеству. многоконфессионального народа России.  Резерв 1 ч   Патриотизм   многонационального   и ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 18 Номер главы 1 Название изучаемой главы Рекомендуемое количество часов на изучение 1 Введение Духовные  ценности и нравственные  идеалы в жизни человека и  общества Характеристика основных  видов деятельности ученика Знать, понимать  и принимать   личностью ценности: Отечество, семья, религия – как основы  религиозно­культурной  традиции многонационального  народа России. Уметь  осуществлять информативный  поиск для осуществления  учебной задачи. Принимать и сохранять  учебную задачу. Раздел 1.Основы религиозных культур (29 часов) 2 Культура и религия    2 3 4 5 Возникновение религий.  Религии мира и их  основатели. Священные Книги  религий  мира Хранители предания в религиях  мира 2 2 1 Понимать, что такое религия.  Знать  мировые и национальные религии.  Уметь: составлять  предложения со словами  культура, религия; работать с источниками  информации Знать основателей религий  мира, как начало  распространяться христианство. Уметь анализировать,  сравнивать, обобщать.  Принимать и сохранять  учебную задачу Знать когда появились  священные тексты и как они   назывались. Различать  священные книги. Тора, Библия, Коран. Обнаруживать связи в  священных книгах. Работать в  группе, соблюдая правила  совместной работы,  контролировать себя в процес­ се совместной работы,  оценивать результаты труда. Знать кто такие хранители  предания.Уметь планировать  учебную деятельность на уроке. Уметь формулировать  собственное мнение. Уметь   19 6 Добро и зло. Возникновение зла в мире Понятия греха,  раскаяния, покаяния 7 8 Человек в религиозных традициях мира Священные сооружения. 2 1 2 использовать речевые средства  для средства информационно­ коммуникативных технологий  для решения познавательных  задач. Уметь вести диалог Иметь представление о  понятиях греха, раскаяния,  воздания.  Уметь определять цель  учебной деятельности. Владеть навыками анализа, синтеза,  сравнения, обобщения.  Правильно и грамотно  выражать свою речь в диалоге  со сверстниками. Работать в  группе, соблюдая правила  совместной работы,  контролировать себя в процес­ се совместной работы,  оценивать результаты труда. Иметь представление о  понятиях: молитва, таинства,  намаз, мантра Понимать цель и  задачи учебной деятельности.  Уметь оценить себя на      основе критериев успешности  учебной деятельности.  Быть  готовым  слушать собеседника  и вести диалог.    Знать какими бывают  священные сооружения и для  чего они предназначены. Уметь  определять   ориентиры  действия в новом учебном  материале. Готовность   признавать возможность  существования различных точек зрения и права каждого иметь  собственную. Уметь вести  диалог. 20 9 Искусство в  религиозной культуре Творческие  работы учащихся. Презентация  творческих работ История религии в России 10 11 12 Религиозные  ритуалы.  Обычаи и обряды. Паломничества и святыни 13 2 2 2 2 1 Иметь представление о том,  какую роль в разных религиях  играет искусство, какие формы  искусства характерны для  традиционных религий России.  Уметь планировать,  контролировать  и оценивать  учебные действия в  соответствии с поставленной  задачей и условиями её  реализации. Находить общее и особенное.  Сравнивать и находить  отличительные черты в    предметах и произведениях  культуры народов своего края Уметь составлять план,  таблицу, презентацию Владеть навыками выступления Знать когда и почему выбрали  христианство на Руси, какую  роль сыграло православие в  истории России. Работать в  группе, соблюдая правила  совместной работы,  контролировать себя в процес­ се совместной работы,  оценивать результаты труда. Иметь представление о  ритуалах в христианстве,  исламе, иудаизме и буддизме.  Уметь планировать учебную  деятельность на уроке. Уметь  излагать свое мнение,  аргументировать свою точку  зрения и оценку событий. Иметь представление о  понятиях паломничество,  реликвии, мощи, о главных  святынях мировых религий.  Работать в группе, соблюдая  правила совместной работы,  контролировать себя в процес­ се совместной работы,  21 Праздники и календари 14 15 Религия и мораль. Нравственные заповеди в  религиях мира 16 Милосердие, забота о  слабых, взаимопомощь Семья 17 18 Долг, свобода  ответственность,  учение и  труд 2 2 1 1 1 оценивать результаты труда. Знать  религиозные праздники  народов России, иудеев,  христиан, мусульман,  буддистов. Уметь планировать,  контролировать  и оценивать  учебные действия в  соответствии с поставленной  задачей и условиями её  реализации. Находить общее и особенное. Знать  что такое мораль,  нравственность, в чем состоят  нравственные заповеди в  иудаизме, христианств, каково  нравственное учение ислама,  что является основой поведения для буддистов. Уметь  планировать, контролировать  и  оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной  задачей и условиями её  реализации. Находить общее и особенное.   Знать о том, как разные  религии учат милосердию,  состраданию, и помощи людям.  Работать в группе, соблюдая  правила совместной работы,  контролировать себя в процес­ се совместной работы,  оценивать результаты труда.  Знать о том, как традиционные  религии России относятся к  семье. Иметь представление о  семейных ценностях. Находить  общее и особенное. Иметь представление  о долге,  свободе, ответственности,  труде. Работать в группе,  соблюдая правила совместной  работы, контролировать себя в 22 Раздел 2.Духовные традиции многонационального народа России 4 ч процессе совместной работы,  оценивать результаты труда 19 Любовь и уважение к Отечеству. 20 Творческие проекты  учащихся Резерв ВСЕГО 1 2 5 35 Знать, понимать, что  Отечество, семья, религия –  основы религиозно­ культурных традиций многонационального  народа. Принимать и сохранять  учебную задачу. Уметь анализировать,  сравнивать, обобщать,  устанавливать аналогии и  причинно­следственные связи. Уметь вести диалог Уметь защитить творческий  проект, оценивать себя и других ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА   «ОРКСЭ»   Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы  мировых религиозных культур», должно обеспечить: ­ понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни  человека и общества; ­ формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур; ­ знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их  понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России; ­ укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения  и  развития культурных и духовных ценностей.         Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур»  должно направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных  результатов освоения содержания. Требования к личностным результатам: 23 ­ Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою  Родину; ­ Формирование образа мира как единого и целостного при  разнообразии культур,  национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех  народов; ­ Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе  представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; ­ Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения; ­ Воспитание доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания  и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих  эмоциональных состояний; ­ Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных  ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; ­ Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным  и духовным ценностям. Требования к метапредметным результатам: ­ овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а  также находить средства её осуществления; ­ формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; ­ определять наиболее эффективные способы достижения результата; ­ вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом  характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; ­ адекватное использование речевых средств и средств информационно­коммуникационных  технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; ­ умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; ­ овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного  построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; ­ овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения  классификации, установление аналогий и причинно­следственных связей, построения  рассуждений, отнесения к известным понятиям; ­ готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования  различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; ­ излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 24 определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении  ролей в совместной деятельности; ­ адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Требования к предметным результатам: ­ знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа  России; ­ знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в  выстраивании конструктивных отношений в обществе; ­ формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в  истории и современности России; ­ осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.    ОПИСАНИЕ УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА  ПО ПРЕДМЕТУ «ОРКСЭ» Оснащение   процесса   обучения   ОРКСЭ   обеспечивается   библиотечным   фондом, печатными пособиями, а также информационно­коммуникативными средствами, экранно­ звуковыми пособиями, техническими средствами обучения, учебно­практическим и учебно­ лабораторным оборудованием. В   библиотечный   фонд   входят   примерные   программы,   авторские   программы, комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации. В состав библиотечного фонда входят,; учебная литература, необходимая  для подготовки докладов, сообщений, рефератов, творческих работ. В комплект печатных пособий включены таблицы по основам мировых религий, в которых схематично представлены основные темы курса. Информационные средства обучения ­ мультимедийные обучающие программы и  электронные учебные издания, имеющие проблемно­тематический характер и  обеспечивающие дополнительные условия для изучения отдельных тем и разделов Наименование объектов и средств Аннотация  Библиотечный фонд материально­технического обеспечения  Программа А. Я. Данилюк «Основы  религиозных культур и светской  этики». Программы  В программе определены цели  и задачи курса «ОРКСЭ»;  рассмотрены подходы к  Кол­ во  уч­ся ___ Кол­ % во  в библ ___ Обесп . ___ 25 общеобразовательных учреждений 4­  5 кл. Москва. Просвещение, 2010г.  Программа допущена  Министерством образования  Российской Федерации, 2010 г.,  Стандарта начального общего  образования (ФГОС), М.:  Просвещение, 2010.    Учебник   Основы духовно – нравственной  культуры народов России. Основы  мировых религиозных культур и  светской этики. Основы мировых  религиозных культур. 4­5 классы:  учебник для общеобразовательных  учреждений / [А.Л.Беглов,   Е.А.Саплина, Е.С. Токарева. А.А.  Ярлыкапов].М.: Просвещение,2012.  Рекомендовано Министерством  образования и науки Российской  Федерации. структурированию учебного  материала; представлены  результаты изучения предмета, основное содержание курса,  тематическое планирование с  характеристикой основных  видов деятельности учащихся;  описано материально­ техническое обеспечение В учебном пособии с учетом  возрастных особенностей  учащихся 4­5 классов даются  элементарные представления о возникновении, истории и  особенностях религий мира, их влиянии на жизнь людей.  Авторы не ставили задачи  отражения в пособии  дискуссионных вопросов  религиозных учений и  религиоведения     4 класс 25 25 100 Технические средства обучения, учебно­практическое и учебно­лабораторное оборудование Для обучения представлен кабинет   № 14,   кабинет снабжен  учебниками, методическими материалами.  Аудиторная   доска   с   магнитной   поверхностью   и   набором   приспособлений   для  Кабинет № 14:    крепления таблиц;  компьютер;  мультимедиапроектор;  экран навесной;   Дидактический материал   26

Рабочая программы по ОРКС "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программы по ОРКС "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программы по ОРКС "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программы по ОРКС "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программы по ОРКС "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программы по ОРКС "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программы по ОРКС "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программы по ОРКС "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программы по ОРКС "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программы по ОРКС "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программы по ОРКС "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программы по ОРКС "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программы по ОРКС "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программы по ОРКС "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программы по ОРКС "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программы по ОРКС "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программы по ОРКС "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программы по ОРКС "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программы по ОРКС "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программы по ОРКС "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программы по ОРКС "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программы по ОРКС "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программы по ОРКС "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программы по ОРКС "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программы по ОРКС "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программы по ОРКС "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программы по ОРКС "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программы по ОРКС "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программы по ОРКС "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программы по ОРКС "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программы по ОРКС "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программы по ОРКС "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программы по ОРКС "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программы по ОРКС "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программы по ОРКС "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программы по ОРКС "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программы по ОРКС "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программы по ОРКС "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программы по ОРКС "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программы по ОРКС "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программы по ОРКС "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программы по ОРКС "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программы по ОРКС "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программы по ОРКС "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программы по ОРКС "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программы по ОРКС "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программы по ОРКС "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программы по ОРКС "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программы по ОРКС "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программы по ОРКС "Основы мировых религиозных культур"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.08.2018