Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Екатеринбургский автомобильно дорожный колледж»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
для лабораторных работ
по учебной дисциплине физика
для студентов 1 курса специальностей
23.02.04 Техническая эксплуатация подъемнотранспортных, строительных,
дорожных машин и оборудования (по отраслям)
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
Группа ___________
ФИО _______________________________________________
1Рабочая тетрадь для лабораторных работ по учебной дисциплине
«Физика» разработана в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (1011
класс), утвержденного Приказом от 17 мая 2012 № 413 Минобрнауки России,
для специальностей СПО 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно
транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по
отраслям), 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного
транспорта.
Разработчик:
Пономарева Екатерина Витальевна, преподаватель высшей категории.
2Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы студентов.
Она содержит указания по выполнению лабораторных работ для студентов 1
го курса специальностей СПО 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно
транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по
отраслям), 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного
транспорта по учебной дисциплине«Физика», а так же контрольные вопросы
и тестовые задания, на которые студенту необходимо дать письменные
ответы.
В каждой работе указаны цели ее проведения, теоретические сведения
по теме лабораторной работы, справочные материалы, необходимое
оборудование, описание хода работы с необходимыми рисунками, схемами,
таблицами, расчетными формулами и погрешностями приборов.
Дидактический материал способствует повышению уровня
самостоятельного и систематического изучения предмета, а так же
повышения качества знаний и практических навыков студентов.
31. ПЛАН ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ
1. Изучите теорию.
2. Рассмотрите оборудование и соберите установку необходимую для
проведения измерений.
3. Проведите измерения, записывая результаты в таблицу.
4. Выполните необходимые расчеты и результаты запишите в таблицу.
5. Рассчитайте погрешности измерений, где это требуется.
6. Запишите ответ лабораторной работы.
7. Сделайте вывод по результатам работы с обязательным указанием причин
погрешности( приложение 1).
8. Ответьте на контрольные вопросы.
1.1.Требования к отчету:
1. Название и номер работы.
2. Приборы.
3. Схема или чертеж к работе (если необходимо)
4. Таблица результатов измерений, расчеты.
5. Ответ и вывод к работе.
6. Ответы на контрольные вопросы.
1.2.Критерии оценивания лабораторной работы.
Оценка 5
отлично
правильное оформление работы в соответствии с
требованиями;
наличие расчетов;
наличие ответа и выводов;
наличие ответов на контрольные вопросы без ошибок.
Оценка 4 хорошо правильное оформление работы в соответствии с
требованиями;
наличие расчетов с незначительной ошибкой или
неточностью;
наличие ответа и выводов;
наличие ответов на контрольные вопросы с 12
4Оценка 3
удовлетворительн
о
ошибками.
правильное оформление работы в соответствии с
требованиями;
наличие расчетов с ошибкой;
наличие ответа и выводов;
наличие ответов на контрольные вопросы с 35
ошибками.
Лабораторная работа №1
5Измерение ускорения тела при равноускоренном движении
Цель: изучить основные закономерности равноускоренного движения.
Приборы: желоб, штатив с муфтой, шарик, металлический цилиндр,
сантиметр, секундомер.
Теория: Основная
ускорение, которое показывает быстроту изменения скорости. Ускорение
равноускоренного
характеристика
движения
движения тел можно определить опытным путем. Например, ускорение
движущегося шарика по желобу.
Ход работы:
1. Соберите установку как
показано на рисунке.
2. Установите желоб на
высоте
h = 10 см – не меняется
для первых 3 опытов.
3. Измерьте S – перемещение шарика – расстояние от верхнего края желоба до
цилиндра в конце и запишите в таблицу во все 6 опытов ( не изменяется).
4. Скатите шарик 3 раза по желобу ( не толкая) и измерьте время.
5. Установите желоб на высоте h = 5 см – не меняется для следующих 3
опытов, S – не менять.
6. Скатите шарик 3 раза по желобу ( не толкая) и измерьте время.
7. Рассчитайте ускорение шарика по формуле: a=2S
t2
для всех опытов
1._________________________________________________________________
2._________________________________________________________________
3._________________________________________________________________
4._________________________________________________________________
5._________________________________________________________________
6._________________________________________________________________
Рассчитайте погрешности: ∆S=0,01м,∆t=0,1с
6εa=(∆S❑
S +∆t
t )∗100
1._________________________________________________________________
2._________________________________________________________________
3._________________________________________________________________
4._________________________________________________________________
5._________________________________________________________________
6._________________________________________________________________
∆a=
a∗εa
100
1._________________________________4.______________________________
2._________________________________5.______________________________
3._________________________________6.______________________________
8. Ответ: a=(a∓∆a)
м/с2
1._____________________
2. _____________________
3._____________________
4._____________________
5._____________________
6._____________________
79. Вывод:
Указать причины погрешности:
_______________________________________________________________
На основе данных таблицы сделайте вывод: как зависит ускорение шарика
от высоты желоба:________________________________________________
10.
________________________________________________________
________
11.
________________________________________________________
________
12.
№
13.h ,
м
14.S,
м
15.t, с
16.a,
м/
с2
17.
εa ,
%
18.
∆a ,
м/с
2
19.
1
26.
2
33.
3
40.
4
47.
5
54.
6
20.0,1
41.0,05
21.
28.
35.
42.
49.
56.
22.
29.
36.
43.
50.
57.
23.
30.
37.
44.
51.
58.
24.
31.
38.
45.
52.
59.
25.
32.
39.
46.
53.
60.
61.
62. Контрольные вопросы:
63.
1. Уравнение движения материальной точки имеет вид
S = 20*t+1,2*t2.
64. Определите: 1) вид движения; 2) начальную скорость; 3)
модуль ускорения; 4) путь S, который прошла точка за 2 секунды.
65._____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_______________66.
2. Поезд движется со скоростью 20 м/с. При
торможении поезда, до полной остановки, он прошел расстояние в 200
м. Определить время, в течение которого происходило торможение.
67._____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
___________________
68.
3. Тело прошло за первую секунду 2 м, за вторую – 4 м, за
третью – 6 м. можно ли утверждать, что движение является
равноускоренным?
69. Докажите, опираясь на формулу ускорения, используемую в
лабораторной работе.
70._____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
____________________
71.
72.73.Лабораторная работа № 2
74.Определение коэффициента трения скольжения
75.Цель работы: рассчитать коэффициент трения скольжения и на
практике удостовериться, что коэффициент трения не зависит от веса
тела.
76.Приборы: динамометр, подставка, брусок, набор грузов, сантиметр.
77.Теория: Сила трения скольжения — возникает при перемещении
одного тела относительно другого и действуюет на это тело в
направлении, противоположном направлению скольжения. Сила трения
качения – возникает при качении одного тела относительно другого.
Сила трения покоя – возникает между двумя контактирующими
телами и препятствует возникновению движения. Эту силу необходимо
преодолеть для того, чтобы привести тела в движение и действует в
направлении, противоположном направлению возможного движения.
78.Сила трения скольжения: Fтр = μN, где μ – коэффициент трения, N –
сила реакции опоры.
79.В данной лабораторной работе сила реакции опоры равна по модулю
весу тела, так как брусок находится на горизонтальной поверхности:
80.N = P = g* m
81.Ход работы:
1. Собрать установку по схеме:
85.
82.1 – динамометр
83.2 – брусок
84.3 – подставка
1. Медленно и равномерно передвигая брус, измерить динамометром силу
трения.
2. Рассчитать силу реакции опоры для каждого опыта: N = m*g.
86.
87.
88.
1. ________________________
2. ________________________
3. ________________________
3. Определить коэффициент трения для каждого опыта: μ=
Fтр
N1. ______________________
89.
90.
2. ________________________
3. _______________________
4. Вычислить погрешности: ∆Fтр=∆N=0,01Н
91. εμ=(
∆Fтр
Fтр
+∆N
N )∗100
92.1.____________________________________________________________
93.2.____________________________________________________________
94.3.____________________________________________________________
95. ∆μ=
μ∗εμ
100
96.1._____________________________________
97.2._____________________________________
98.3._____________________________________
5. Построить график зависимости μ от массы тела, отложив по вертикали
μ,погозонталимассу.
μ
99.
100.
101.
102.
m
6. Ответ: μ=(μ∓∆μ)
103. 1.______________________
104. 2. _____________________
105. 3. ______________________
106. Вывод:
Указать причины погрешности: ______________________________________
1. №
2. m
,
к
г
9.
3. N
,
Н
4. Fт
р,
Н
10.
17.
11.
18.
8. 1 (без
груза)
15.
2
16.
( с 1
грузом)
3
22.
( с 2
грузами)
23.
24.
25.
5. μ
6.
εμ
7.
∆μ
12.
19.
26.
13.
20.
27.
14.
21.
28. На основании графика сделать вывод о зависимости μотмассы:
__________________________________________________________________
________________________________________________________
107. _____________________________________________________________
_____
108.
109.
Контрольные вопросы:
1. Чем отличаются сила трения скольжения и сила трения покоя?
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
__________
110.
2. При каких условиях силу трения можно измерить при помощи
динамометра?
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
__________
111.
3. Начертите все силы, действующие на брусок в данной
лабораторной работе:
112.
113.
114.
Запишите 2й закон Ньютона в векторном виде для рассмотренной
ситуации:
115.
________________________________________________________
__________
116.
4. Брусок положили на наклонную плоскость, и он начал
соскальзывать с нее вниз. Начертите все силы, действующие на брусок.
117.
118.
119.
120.
Запишите 2 закон Ньютона в векторном виде для рассмотренной
ситуации:
121.
________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
____________________
122.
Лабораторная работа №3
123.
Изучение зависимости периода колебания маятника
124.
от длины нити и массы груза
125.
Цель работы: проверить зависит ли период колебания от массы
груза и от длины маятника.
126.
Приборы: математический маятник – шарик на нити, набор
грузов, линейка, секундомер.
127.
Ход работы:
1.
Отклоните маятник от положения равновесия и без толчка отпустите
его. Сосчитайте за сколько секунд маятник совершит 20 полных колебаний
и рассчитайте время одного полного колебания: Т =
t
n , где n число
колебаний.
128.
1 опыт ______________________________________
2.
Измените массу маятника, оставляя длину нити неизменной. Опыт
повторите и вычислите период колебания.
129. 2 опыт______________________________________
Измените длину нити маятника: укоротите, замотав нить 4 раза, и
3.
вычислите период колебания.
130.
131.
3 опыт ______________________________________
4 опыт______________________________________
Рассчитайте период по формуле Т = 2 π √ l
g
4.
132.
133.
134.
135.
1. ______________________________________
2. ______________________________________
3. ______________________________________
4. ______________________________________
5.
Вывод запишите в виде ответов на вопросы:
136.
Изменился ли период колебания при изменении массы груза?
Если да, то как?137.
________________________________________________________
_____________________________________________________________
_______________
138.
Зависит ли период колебания маятника от длины нити? Если
зависит, то какова зависимость – прямо пропорциональная или
обратно пропорциональная?
139.
________________________________________________________
_____________________________________________________________
_______________
140.
141.
№
142.
Число
колебаний, n
143.
t, с
147.
1
153.
2
159.
3
165.
148.
154.
160.
166.
20
20
20
20
149.
155.
161.
167.
144.
Т =
t
n
, с
150.
156.
162.
168.
Т
= 2π
√ l
g , с
146.
145.
l,
м
151.
152.
157.
158.
163.
164.
169.
170.
4
171.
Контрольные вопросы:
1) Изменится ли период колебания маятника при перенесении с Земли на
Луну?
172.
________________________________________________________
________________________________________________________________
________
2) Где может в технике или в быту применяться маятник?________________________________________________________
173.
________________________________________________________________
________
3) Составить уравнение смещения и найти смещение при заданном времени,
если
174.
175.
А = 5 см, φ0=0, Т = 0,2 с, t = 0.1 c
________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
_______
4) Составить уравнения для скорости и ускорения и найти их значение по
уравнению полученному в Задании 3.
________________________________________________________
176.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________Ответьте на вопросы теста:
177.
1. Математический маятник – это
178. А. тело на нити
179. Б. шарик на нерастяжимой невесомой нити
180. В. материальная точка на нерастяжимой невесомой нити
181.
2. Период колебаний шарика на нити зависит от
182. А. длины нити и массы шарика
183. Б. длины нити и ускорения свободного падения
184. В. только от длины нити
185.
3. Период колебаний груза на пружине зависит от
186. А. длины пружины и массы груза
187. Б. массы груза и жесткости пружины
188. В. только от жесткости пружины189.
4. Длину нити уменьшили в 4 раза, то период колебаний шарика на
нити
190. А. не изменился
191. Б. увеличился в 2 раза
192. В. уменьшился в 2 раза
193.
5. Массу груза увеличили в 9 раз, период колебаний груза на
пружине
194. А. не изменился
195. Б. увеличился в 3 раза
196. В. уменьшился в 3 раза
197.
6. Скорость колебаний шарика на нити в положении равновесия
198. А. = 0
199. Б. максимальна по величине
200. В. минимальна по величине
201.
7. Кинетическая энергия колебаний шарика на нити в положении
равновесия
202. А. = 0
203. Б. максимальна по величине
204. В. минимальна по величине
205.
8. Потенциальная энергия колебаний шарика на нити в положении
равновесия
206. А. = 0
207. Б. максимальна по величине
208. В. минимальна по величине
210.
1
211.
2
212.
3
213.
4
214.
5
215.
6
216.
7
217.
8
219.
220.
221.
222.
223.
224.
225.
226.
209.
Воп
р
о
с
218.
Отв
е
т
227.
228.
229.230.
231.
232.
233.
234.
235.
236.
237.
238.
239.
240.
241.
Лабораторная работа №4
242.
Построение графиков газовых законов
243.
Цель: на практике научиться строить графики газовых законов по
конкретным данным и на их основе делать выводы об изменении
состояния газа.
Приборы: калькулятор, линейка, карандаш.
Ход работы:
Пример 1: газ – воздух, М = 0,029 кг/моль, m = 0,5 кг
249.
0
,7
250.
1
256.
255.
261.
0
262.
0,015
268.
251.
1
,5
257.
263.
252.
258.
0
264.
,009
,006
2
0
269.
270.
244.
245.
246.
247.
253.
248.
0,55
254.
р,
р,
атм
Па
259.
V,
260.
265.
м3
К
0,03
,022
Т,
266.
267.
1. Перевести давление газа из атм в паскали по формуле и записать в
таблицу: 1 атм = 1,033 105 Па
2. Рассчитать температуру по формуле: T=pVM
Rm и занести в таблицу
271.
1._______________________________________________________
__________2.__________________________________________________
_______________3._________________________________________________________________4.________________________________________
_________________________
272.
5._______________________________________________________
__________
273.
274.
280.
286.
292.
Пример 2: газ – кислород, М = 0,032 кг/моль, m = 2 кг
275.
0,045
281.
287.
2
293.
р,
р,
атм
V,
Т,
Па
м3
К
276.
0
277.
278.
0
279.
0,
,031
0,023
283.
2
289.
,5
3,2
295.
282.
288.
294.
,015
008
284.
290.
5
285.
291.
1
0,3
296.
297.
298.
1._______________________________________________________
__________
2.____________________________________________________________
_____
3.____________________________________________________________
_____
4.____________________________________________________________
_____
299.
5._______________________________________________________
__________
300.
3. Построить график зависимости р от V, отложив по вертикали
р, а по горизонтали V.
Пример 1. Пример 2.
301.
302.
303.
304.
305.
306.
307.
308.4. Построить график зависимости р от Т, отложив по вертикали р, по
горизонтали Т.
309.
Пример 1. Пример 2.
310.
311.
312.
313.
314.
315.
5.
В выводе написать, как изменяются p,V,T газа на графиках:
316.
Пример 1.
___________________________________________________
317.
Пример 2.
___________________________________________________
318.
Контрольные вопросы:
1) Перечислите основные характеристики идеального газа, укажите единицы их
измерения:
319. 1. __________________ 2. _________________ 3.
________________
2) Перечислите изопроцессы и объясните их названия
1. ___________________________________
2. ____________________________________
3. ____________________________________
3) Установите соответствие
1.Физическая величина:
1.V 2.Т3.Q
327.
320.
321.
322.
323.
324.
325.
326.
328.
329.
332.
333.
334.
339.
2.Температура по шкале
Цельсия (°С)
1. 0, 2. 36,6 3. – 273.
3. Физическая величина
1. среднеквадратичная
скорость 2. масса
вещества
3. количество вещества
Единица измерения
(СИ) А.К
Б.м3 В. л Г. Дж
Температура по шкале
Кельвина (К)
А. 273, Б. 0, В. 309,6.
Единица измерения
А. кг
Б. моль
В. м/с Г. м 2/с Д. моль 1
330.
331.
335.
(СИ)
336.
337.
338.
340.
1
341.
2
342.
3Вопр
ос
344.
Отве
т
366.
345.
346.
343.
347.
348.
349.
350.
351.
352.
353.
354.
355.
356.
357.
358.
359.
360.
361.
362.
363.
364.
Лабораторная работа №5
365.
Изучение закона Бойля Мариотта
Цель: проверить на практике выполнение закона Бойля
Мариотта.
367.
368.
Приборы: прибор для изучения газовых законов.
Теория:369.
Закон Бойля Мариотта
изотермический, т.е. Т = const и р1V1 =
р2V2
370.
В работе проверяется
выполнение формулы:
371.
С1 = С2 (1), где C1 = р1V1 , С 2 =
374.
р2 V2 расчетные формулы.
372.
Если формула 1 выполняется с
учетом погрешности, значит закон
Бойля Мариотта тоже выполняется.
373.
Схема установки для проведения
опыта на рисунке: 1 – баллон с газом, 2
– манометр
375.
Ход работы:
1.
Цена деления: манометра 0,2 мм.рт. ст., цилиндра 10 мл.
376.
2. Установить поршень цилиндра на отметку 150 мл при
открытом зажиме. Зажим закрыть и установить поршень на какомлибо
3.
4.
значении объема.
Записать объем ( + 2 мл поправка на объем газа в трубках) и
показания манометра (*10)
Показания манометра перевести в паскали : 1 мм. рт.ст = 133 Па,
объем из мл в M3 *106.
5. Вычислить р= ро рм:
377.
378.
6.
379.
Найти C1 =p1 V, С 2 = Р2V2:
1.___________________________________________
2.___________________________________________
1._________________________
2.__________________________
Погрешности: V = 106 м3 р = 103 Па
7.380.
εс=( ∆V
V + ∆p
p)∗100 :
1.____________________________________________________________
_____
381.
2._______________________________________________________
__________
∆С=
382.
εс∗С
100
383.
384.
385.
386.
1.______________________________
2._________________________________
7. Ответ:
С1 = ( C1± C1 ) Па*
м3___________________________________________
387.
С2
=( С2+
С2 ) Па*
м3_____________________________________________
388.
8. Вывод: сравнить С1 и С2 и сделать вывод о выполнении закона:
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_________
389.
указать причины
погрешности:________________________________________
398.
С,
399.
410.
420.
400.
V,
411.
м
421.
401.
402.
р,
412.
422.
V,
413.
423.
404.
403.
εс
С,
414. 415.
424. 425.
390.
О
406.
416.
1
426.
2
1.
395.
393.
рм, Па
394.
408.
418.
391.
ро, Па
392.
407.
417.
105
Контрольные вопросы:
105
р= ро
409.
419.
Вещество состоит из молекул, между которыми есть
427. А. расстояния
428. Б. атомы
429. В. электроны
430.
2. Молекулы вещества движутся
431. А. медленно
432. Б. быстро
433. В. упорядоченно434. Г. беспорядочно
435.
3. Явление диффузии доказывает
436. А. существование молекул
437. Б. притяжение молекул.
438. В. отталкивание молекул
439. Г. хаотическое движение молекул
4. Силы взаимодействия молекул
440.
441. А. имеют электрическую природу
442. Б. имеют магнитную природу
443. В. неэлектрической природы
444.
5. Масса молекулы приблизительно равна
445. А.1027 кг
446. Б. 1027 г
447. В. 1027 кг
448.
6. Скорость молекул газа зависит от
449. А. массы и диаметра
450. Б. массы молекулы и температуры газа
451. В. диаметра молекулы и температуры газа
452.
7. Единица термодинамической температуры в СИ
453. А. градусы Цельсия
454. Б. Кельвины
455. С. Джоули
456. Д. градусы Фаренгейта
457.
8. Выразите 50 градусов Цельсия в Кельвинах
458. А. 50 К
459. Б. 50 К
460. С. 323 К
461. Д. 223 К
462.
9. Движение молекул должно прекратиться при температуре
равной
463. А. 0 по Цельсию
464. Б. 100 по Цельсию
465. С. 0 К
466.
Воп
р
о
с
476.
467.
1
468.
2
469.
3
470.
4
471.
5
472.
6
473.
7
474.
8
475.
9
477.
478.
479.
480.
481.
482.
483.
484.
485.Отв
е
т
486.
10.Производит ли газ давление в состоянии невесомости?
Почему?
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
________
487.
11. Определить массу 10 л воздуха при температуре 293 К под
давлением 20 атм.
488.
________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
__________________
489.
490.
491.
492.
493.
494.
495.
496.
497.
498.
499.
500.
501.
502.
503.
504.
505.
506.
Лабораторная работа № 6
507.
Измерение влажности воздуха в кабинете
508.509.
Цель: Научиться работать с психрометром и измерять влажность
воздуха в кабинете.
510.
511.
Приборы: психрометр, справочные таблицы.
Ход работы:
1.
Измерить температуру в кабинете t1 сухой термометр, водяного пара
t2 влажный термометр.
2.
Рассчитать ∆ t = t1 t2:
_________________________________________
3.
По таблицам определить влажность воздуха и давление насыщенного
пара.
4.
Рассчитать парциальное пара р =
φ∗р0
100 :
512. 1.____________________________________
513. 2. ____________________________________
Рассчитать погрешности : р = р0 = 102 Па.
5.
514.
εφ=(∆р
р +
∆р0
р0 )∗100
515. 1._______________________________________________________
516. 2._______________________________________________________
517.
∆φ=
φ∗εφ
100
6.
518. 1._______________________________________________________
519. 2._______________________________________________________
Ответ: φ=¿ ( φ±∆φ ) %:
520. 1. ________________________
521. 2. _________________________
В выводе указать причины погрешности и объяснить их появление:
7.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
522.
530.
Опыт
538.
523.
t1,°C
531.
539.
524.
527.
φ ,
t2°С
532.
535.
540.
543.
546. Психрометрическая таблица
526.
р ,Па
534.
542.
525.
р 0,
533.
541.
528.
∆φ
536.
544.
529.
537.
545.
εφ ,
547.
П 548.
Разность показаний сухого и влажного термометров,оказан
ия
сухого
термо
метра
1
562.
2
3
4
5
6
7
8
9
0
1
2
3
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
573.
584.
595.
606.
617.
628.
639.
650.
661.
672.
683.
694.
0С
550.
0
551.
1
552.
2
561.
553.
3
554.
4
555.
5
556.
6
557.
7
558.
8
559.
9
Влажность воздуха, %
563.
100
574.
100
585.
100
596.
100
607.
100
618.
100
629.
100
640.
100
651.
100
662.
100
673.
100
684.
100
564.
89
575.
89
586.
89
597.
90
608.
90
619.
90
630.
91
641.
91
652.
91
663.
91
674.
92
685.
92
565.
78
576.
79
587.
79
598.
80
609.
81
620.
81
631.
82
642.
82
653.
83
664.
83
675.
83
686.
84
566.
68
577.
69
588.
70
599.
71
610.
71
621.
72
632.
73
643.
74
654.
74
665.
75
676.
76
687.
76
567.
57
578.
59
589.
60
600.
61
611.
62
622.
64
633.
65
644.
65
655.
66
666.
67
677.
68
688.
69
568.
48
579.
49
590.
51
601.
52
612.
54
623.
55
634.
56
645.
58
656.
59
667.
60
678.
61
689.
61
569.
38
580.
40
591.
42
602.
44
613.
46
624.
47
635.
49
646.
50
657.
51
668.
52
679.
54
690.
55
570.
29
581.
31
592.
34
603.
36
614.
37
625.
39
636.
41
647.
43
658.
44
669.
46
680.
47
691.
48
571.
20
582.
23
593.
25
604.
27
615.
30
626.
32
637.
34
648.
35
659.
37
670.
39
681.
40
692.
42
572.
1
583.
1
594.
1
605.
2
616.
2
627.
2
638.
2
649.
2
660.
3
671.
3
682.
3
693.
3
695.
696. 697.
698.
699.
700.
701.
702.
703.
704.100
92
84
77
69
62
56
49
43
3
2
706.
100
707.
92
708.
84
709.
77
710.
70
711.
63
712.
57
713.
50
714.
44
715.
3
716.
Давление насыщенного пара
718.
р0, к
Па
726.
0,4
734.
0,61
742.
0,65
750.
0,71
758.
0,76
766.
0,81
719.
t, 0C
727.
5
735.
6
743.
7
751.
8
759.
9
767.
10
720.
р0, к
Па
728.
0,88
736.
0,93
744.
1
752.
1,06
760.
1,14
768.
1,23
721.
t, 0C
729.
12
737.
13
745.
14
753.
15
761.
16
769.
17
722.
р0, к
Па
730.
1,4
738.
1,49
746.
1,6
754.
1,71
762.
1,81
770.
1,93
723.
t, 0C
731.
18
739.
19
747.
20
755.
21
763.
22
771.
23
724.
р0, к
Па
732.
2,07
740.
1,2
748.
2,33
756.
2,49
764.
2,64
772.
2,81
4
5
705.
717.
t, 0C
725.
5
733.
0
741.
1
749.
2
757.
3
765.
4
773.
774.
Контрольные вопросы:
1. Сухой и влажный термометры психрометра показывают
одинаковую температуру. Какова относительная влажность воздуха?
_____________________
775.
2. Относительная влажность воздуха вечером при температуре t
0С.
=250С составляет =70%. Ночью температура понизилась до 16
φ
произойдет
Что
_________________________________________
с
влажностью?
776.
________________________________________________________
__________
777.
3. Почему сухой и влажный термометр показывают разную
температуру?
_____________________________________________________________
___________________________________________________________
778.
4. Чем пар отличается от газа?
__________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________
______________
779.
5. Чем насыщенный пар отличается от ненасыщенного?
_____________________________________________________________
_____
780.
________________________________________________________
_____________________________________________________________
_______________
781.
6. В герметически закрытом сосуде находятся вода и водяной пар.
Как изменится концентрация молекул водяного пара при нагревании
сосуда?
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_______________
782.
783.
784.
785.
786.
787.
788.
789.
790.
791.
792.
793.
794.
795.
796.
Лабораторная работа № 7
Измерение коэффициента поверхностного натяжения
797.
жидкости798.
Цель:
закрепить понятие коэффициента поверхностного
натяжения жидкости, измерить на практике.
799.
800.
Приборы: стакан, вода, капилляр, линейка.
Теория: Смачивающая жидкость поднимается в капилляре, т.к. на
нее действует дополнительное давление: р = 2* σ / R, где R радиус
капилляра. Высота подъема жидкости h= 2* σ / ρ *g*R. Тогда σ
= h*R*g* ρ / 2 . Но d = 2*R. Тогда σ =h*d*g* ρ /4 –
расчетная формула.
801.
Ход работы:
1.
Опустить в стакан с водой капилляр. Измерить высоту подъема воды в
капилляре над поверхностью воды в стакане h.
2.
ρ
4 __________________________
Рассчитать
802. σ =h*d*g*
803. FH=h* σ ______________________________
804. р= 2* σ / R____________________________
Погрешности: h = 0,0001 м, ∆d = 0,00001 м , R= 0.00001м.
805. εσ=(∆h
d)∗100
h +∆d
3.
________________________________________
806. ∆σ=
σ∗εσ
100
_________________________________________________
807. εF=(∆h
h +∆σ
σ)∗100
________________________________________
808. ∆F=
F∗εF
100 _____________________________________________
_____809. εp=( 2∗∆σ
σ +∆R
R )∗100
_____________________________________
810. ∆p=
p∗εp
100
_________________________________________________
Ответ: σ = ( σ ± ∆ σ )Н/м
4.
_________________________________________
811. F H = ( F H ± ∆ F H ) H
___________________________________________
812. р = ( р ± ∆р )
Па______________________________________________
В выводе: указать причины погрешности ________________________
5.
813.
________________________________________________________
__________
814.
сравнить рассчитанный коэффициент натяжения с
коэффициентом в
таблице:______________________________________________________
_____
815.
________________________________________________________
__________
816.
опы
854.
т
вод
868.
869.
817.
d,
818.
855. 0,
821.
819.
h
σт
856.857.
823.
σ
858.
829.
825.
F
εσ
859. 860. 861.
827.
Р
828.
830.
∆
862.
834.
∆
836.
832.
εp
εF
863. 864. 865.
838.
852.
∆p
866.
Па
0,
5*
Контрольные вопросы:
1. При испарении температура жидкости
839.
853. к
867.
г
100
870. А. постоянна
871. Б. увеличивается
872. В. Уменьшается
873.
2. Жидкости объем и форму
874. А. сохраняют
875. Б. не сохраняют
876. В. сохраняют объем и не сохраняют форму877.
3. В поверхностном слое молекулы совершают работу, т.к. на
жидкость действует
878. А. сила тяжести
879. Б. сила упругости
880. В. сила трения
881.
4. В поверхностном слое жидкости молекулы
882. А. двигаются внутрь жидкости
883. Б. двигаются к поверхности жидкости
884. В. не двигаются
885.
5. Вода на стекле – это
886. А. смачивающая жидкость
887. Б. не смачивающая жидкость
888.
6. В поверхностном слое молекулы жидкости создают
889. А. дополнительную температуру
890. Б. дополнительное давление
891. В. Ничего дополнительного не создают
892.
7. Естественная форма жидкости – шар. На Земле эту форму
жидкости не принимают из – за
893. А. давления в поверхностном слое
894. Б. силы поверхностного натяжения
895. В. Силы тяжести
897.
1
898.
2
899.
3
900.
4
901.
5
902.
6
903.
7
905.
906.
907.
908.
909.
910.
911.
896.
Воп
р
о
с
904.
Отв
е
т
912.
913.914.
Лабораторная работа № 8
915.
Измерение модуля упругости резины
Цель: научиться на практике определять модуль Юнга резины.
Приборы: штатив с лапкой, резиновый шнур, грузы, линейка.
Теория: Модуль Юнга в работе вычисляется по формуле:
919. Е = F*l0 / a*b*( l l0), где
916.
917.
918.
920.
921.
922.
923.
924.
F сила упругости , равная весу грузов на шнуре
а ширина шнура, b толщина шнура
l0 расстояние между метками А и В на шнуре без грузов
l расстояние между метками А и В на шнуре с грузами
Ход работы:
1.
2.
3.
4.
Измерить l0.
Подвесить 2 груза и измерить l .
Повторить опыт с 3 грузами. Данные занести в таблицу.
Вычислить Е для всех опытов:
925. 1._______________________________________________________
_____
926. 2._______________________________________________________
_____
927. 3._______________________________________________________
_____
928.
Погрешности:
1 = 10 = 103 м , ∆b = 104 м, a = 10 3 м,
F = 0,1Н.
929. εE=(∆F
F +
∆l0
l0
+∆a
a +∆b
b + ∆l
l−l0)∗100
930. 1._______________________________________________________
_____
931. 2._______________________________________________________
_____
932. 3._______________________________________________________
_____
933. ∆E=
E∗εE
100934. 1._______________________________________________________
____
2.___________________________________________________________
3.____________________________________________________________
935.
936.
5. Ответ: Е= ( Е ± ∆E¿ Па
937. 1.____________________________________
938. 2. ____________________________________
939. 3._____________________________________
6.
В выводе: указать причины погрешности ____________________________
940. _____________________________________________________________
____
941.
сравнить рассчитанный модуль Юнга с данным в таблице ( Ет )
_________
942.
________________________________________________________
________
943.
953.
опы
964.
1
2
974.
975.
945.
956.
l ,
966.
946.
957.
а, м
967.
947.
944.
958.
955.
b, м
l0,м
968.
965.
103
10 3
Контрольные задания.
1. Твердые тела
949.
960.
Е,
970.
950.
961. 5*
Ет,
10
951.
962.
972.
952.
963.
Е,
973.
948.
959.
F, Н
969.
2
3
976. А. обладают ближним порядком
977. Б. обладают дальним порядком
978. В. обладают ближним и дальним порядком
979.
2. После пластической деформации тело
980. А. не восстанавливает объем и форму
981. Б. не восстанавливает форму
982. В. Разрушается
983.
3. Аморфные тела – это тела , в которых молекулы
984. А. образуют упорядоченную структуру
985. Б. не образуют упорядоченную структуру
986. В. расположены в виде решетки
987.
4. Механическое напряжение характеризует способность тела
988. А. растягиваться
989. Б. сжиматься
990. В. сопротивляться деформации
991.
5. После хрупкой деформации тело992. А. не восстанавливает объем
993. Б. не восстанавливает форму
994. В. Разрушается
995.
6. Кристаллы – это тела, в которых молекулы
996. А. образуют упорядоченную структуру
997. Б. не образуют упорядоченную структуру
998. В. расположены в виде решетки
999.
7. Кристаллы – это ( выберете все правильные варианты)
1000. А. пластмасса
1001. Б. алмаз
1002. В. графит
1003. Г. дерево
1004. Д.соль
1005. Е. смола
1006.
1007.
Вопр
ос
1015.
Отве
т
1023.
1008.
1
1009.
2
1010.
3
1011.
4
1012.
5
1013.
6
1014.
7
1016.
1017.
1018.
1019.
1020.
1021.
1022.
8. Отличаются ли плотности одного и того же вещества при
разных температурах? Попробуйте объяснить, используя свои знания
по всему разделу «Молекулярная физика».
1024.
________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
____________________
1025.
9. От чего зависит абсолютная деформация при растяжении или
сжатии тела?
1026.
________________________________________________________
_____________________________________________________________
_______________1027.
10. Под действием растягивающей силы длина стержня
изменилась от 80 до 80,2 см. Определить абсолютное и относительное
удлинение стержня.
1028.
________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
______________________________
1029.
11. Определить относительное укорочение при сжатии бетона,
если механическое напряжение 8*106Па. Модуль Юнга бетона 40 ГПа.
1030.
________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_______________________________________________________
1031.
1032.
1033.
1034.
1035.
1036.
1037.
1038.
1039.
1040.
1041.1042.
1043.
1044.
1045.
1046. Лабораторная работа №9
1047.
Расчет электрической цепи
Цель: научиться рассчитывать электрические цепи с помощью
1048.
законов соединения проводников и закона Ома для участка цепи.
1049. Приборы: сопротивления, вольтметр, амперметр, соединительные
провода.
1050.
Теория : в работе рассчитываются параметры электрической цепи
с помощью законов:
29.
ЗАКОНЫ СОЕДИНЕНИЯ
30.
32.
34.
последовательное
Y =Y1=Y2=Y3
U= U1 +U2 +U3
36.
R=R1+R2+R3
38.Закон Ома для участка цепи
31.
33.
35.
параллельное
Y= Y 1+ Y2+Y3
U=U1=U2=U3
37.
1/R=1/R1+1/R2+1/R3
39.
Y=U
R
1051.
1052.
Ход работы:
1.По данным на рисунке схемам выполнить задание:
Обозначить приборы на схеме.
Рассчитать общее сопротивление каждой цепи, если каждое
1058.
2.
сопротивление по 15 Ом.
1.
1053.
1054.
1055.
1056.
1057.
1059.
1060.
Расчеты:
Схема 1.
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________
1061.
Схема 2.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
__________
1062.
2. Заполнить таблицу, используя законы соединения проводников,
получив данные у преподавателя.
1063.
Вид
послед
соединения
паралл
овательное
1073.
1083.
1064.
U1,
1074.
1084.
1065.
U2,
1075.
1085.
1066.
Y1,
1076.
1086.
1067.
Y2,
1077.
1087.
1068.
R1,
1078.
1088.
1069.
1079.
R2,
1089.
1072.
R
1070.
1071.
U
Y
1080.1081. 1082.
1090.1091. 1092.
1093.
1094.
ельное
Расчеты:
Последовательное соединение:
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________
Параллельное соединение:
1095.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_________________________
1096. Контрольные вопросы:
Какой вид соединения последовательное или параллельное удобнее в
1.
эксплуатации и почему?__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
1097.
1098.
2.
Решить задачи.
1099.
Рассчитать общее
1104.
сопротивление, если
1100.
R1=4 Ом, R2=2 Ом, R3=3
Ом, R4=10 Ом.
1101.
1102.
1103.
1105.
Рассчитать общее
1109.
сопротивление, если
1106.
R1=4 Ом, R2=12 Ом, R3=5
Ом, R4=15 Ом.
1107.
1108.
1110.
Рассчитать общее
сопротивление, если
1111. R1=60 Ом, R2=12 Ом, R3=15 Ом,
R4=3 Ом
1114.
1112.
1113.
1115.
1116.
1117.
1118.
1119.1120.
1121.
1122.
1123.
1124. Лабораторная работа № 10
1125. Измерение удельного сопротивления проводника
1126. Цель: измерить сопротивление конкретного проводника.
1127. Приборы: источник, проводник с неизвестным сопротивлением,
амперметр, вольтметр, реостат, ключ соединительные провода.
1128.
Теория: по определению R =
ρ∗l
S , т.к. в сечении проводника
лежит круг то S= π D2 /4 .
Тогда R=4 * l/ π∗D2
.
По закону Ома: R = U/Y.
1129.
1130.
1131. Тогда расчетная формула: ρ= D 2 * U / 4*
1132. Мощность, потребляемая цепью рассчитывается по формуле: Р =
Y * l .
YU
1133.
Ход работы:
1. Собрать цепь по схеме:
1134.
1135.
1136.
V
1137.
R
A
2.
Измерить Y и U. Опыт повторить два раза, изменяя силу тока
реостатом.
3.
1138. 1.____________________________________________________________
Рассчитать ρ удельное сопротивление:
__________________________________________________________________
_____
1139. 2.____________________________________________________________
__________________________________________________________________
_____1140.
4. Погрешности: U= 0.01 В, Y = 0.001 А,
l = 10 3м , D = 10 4
м
1141.
ερ=(∆Y
Y +∆U
U +∆l
l +∆D
D)∗100
1142.
1._______________________________________________________
_____________________________________________________________
_______________2._____________________________________________
_____________________________________________________________
_________________________
1143.
∆ρ=
ρ∗ερ
100
1144.
1._______________________________________________________
________
2.
_____________________________________________________________
___
1145.
εP=(2∗∆Y
Y +∆U
U)∗100
1146.
1._______________________________________________________
__________
1147.
2._______________________________________________________
__________
∆P=
1148.
P∗εP
100
1149.
1._______________________________________________________
__________
1150.
2._______________________________________________________
1151.
1152.
1153.
6. Ответ: ρ=(ρ±∆ρ)Ом∗м
1. ________________________________________
2. _________________________________________
__________
1154. Р = ( Р ±∆ Р) Вт1155.
1156.
7. Вывод:
1. ________________________________________
2. _________________________________________
1157. по справочнику определить материал
проводника:_______________________
1158. _____________________________________________________________
_____
1159. указать причины
погрешности________________________________________
1160. _____________________________________________________________
_____
1161.
1162.
1163.
1164.
1165.
О
U
Y
l
D,м
1166.
ρ,
1168.
1169.
R
Р
1170.
ερ,
1171.
∆ρ,
1173.
εР,
1174.
∆Р,Вт
1167.
Ом∗м
1172.
Ом∗м
1175.
1176. 1177. 1178.
1179.
1180. 1181. 1182. 1183.
1184.
1185.
1186.
1
0
0,5*
1
0
3
1187.
1188. 1189. 1190.
1191.
1192. 1193. 1194. 1195.
1196.
1197.
1198.
2
0
0,5*
1
0
3
1199. Контрольные вопросы.
По заданной схеме решить задачу: все
1.
сопротивления по 4 Ом, сила тока в цепи 0,55
А. Найти общее сопротивление и напряжение
в цепи.________________________________
1202.1210.
1200.
_____________________________
_______
1201.
_____________________________
_______
Реостат состоит из керамической трубы
2.
на двух металлический стойках;
константановой проволоки разного диаметра,
навитой на трубу; направляющей
металлической полосы (стержня) для
ползунка над трубой; ползунка с двумя
прижимными контактами и с пластмассовой
ручкой.
1203.
Вопросы:
1. В чем отличие реостата и резистора?
1204.
_____________________________
_________
1205.
_____________________________
_________
2. Для чего используют реостат в цепи?
1206.
_____________________________
___________
1207.
_____________________________
___________
3. Как изменится сопротивление реостата, если
вместо константановой проволоки взять
никелиновую?
1208.
_____________________________
___________
1209.
_____________________________
___________
1211.
1212.
1213.
1214.1216. Измерение ЭДС , расчет внутреннего сопротивления и
1215. Лабораторная работа №11
количества тепла
1217. Цель: изучение закона Ома для полной цепи.
1218. Приборы: источник, амперметр, вольтметр, реостат, ключ,
соединительные провода.
1219.
Теория:
при разомкнутом ключе ЭДС источника равна
напряжению в цепи. Следовательно, измеряя напряжение в цепи мы
находим ЭДС. Внутреннее сопротивление источника находится по
закону Ома для полной цепи:
1220.
1221.
ε
ε = Y*( R + г). Тогда r =
Y−¿ R расчетная формула.
При прохождении тока в цепи выделяется тепло, количество
которого рассчитывается по закону Джоуля Ленца: Q = Y2t( R + r)
расчетная формула, где t = 1 c.
1222.
Ход работы:
1.
Собрать цепь по схеме. Измерить ЭДС на источнике
44.
при разомкнутом ключе.
2.
Измерить Y и U в цепи при замкнутом ключе. Опыт
повторить, изменив реостатом силу тока в цепи.
3.
Рассчитать R и r, Q по формулам из теории.
R: 1.___________________________________
40.
41.
42.
2.______________________________________
r: 1.____________________________________
2. ______________________________________
Q: 1.____________________________________
2.______________________________________
43.
1.
Рассчитать погрешности: ∆U = ∆ε = 0.01 В, Y = 0.001А
1223.
εr=(∆ε
ε +∆U
U +∆Y
Y)∗1001224.
1._______________________________________________________
_____________________________________________________________
_______________
1225.
2._______________________________________________________
_____________________________________________________________
_______________
r∗εr
100
∆r=
1226.
1227.
1._______________________________________________________
__________
2.____________________________________________________________
_____
1228.
εQ=(∆r
r +∆U
U + 2∗∆Y
Y )∗100
1229.
1._______________________________________________________
_____________________________________________________________
_______________
2.____________________________________________________________
_____________________________________________________________
__________
∆Q=
1230.
Q∗εQ
100 1.____________________ 2.
____________________________
1231.
Ответ: r = ( r ±∆ r) Ом
2.
1232.
1.______________________________
2._______________________________
1233.
1234.
Q = ( Q ±∆ Q) Дж
1.______________________________ 2.
________________________________
3. Вывод: указать причины погрешности____________________________1235. _____________________________________________________________
____
1237.
1236.
1247. 1248.
Оп
U,
1258. 1259.
1268. Контрольные задания: решите задачи:
1239. 1240.
1250.
1251.
R,
1262.
1261.
1238.
1249.
Y,
1260.
1241.
1252.
r,О
1263.
1242.
1253.
Q,
1264.
1243. 1244. 1245. 1246.
1254.
1257.
Q
1265.
1255.
1266.
1256.
1267.
1269.
1270.
1271.
1272.
1273.
1274.
1276.
1278.
1281.
Батарейка фонарика замкнута
1.
на реостат. При сопротивлении
реостата 1,65 Ом напряжение на
нем 3,3 В, напряжение батарейки
3,5 В. Найдите внутреннее
сопротивление батарейки.
2.
Пусть в собранной нами цепи
показание амперметра 0,5 А. ЭДС
источника 4,5 В, его внутреннее
сопротивление 1 Ом. Каково
показание вольтметра?
1275.
3.
показание амперметра 2 А и
вольтметра 4 В. Чему равна ЭДС
источника, если его внутреннее
сопротивление 0,5 Ом?
Пусть в собранной нами цепи
1277.
1279.
4. Пусть в собранной нами
цепи показание амперметра 1 А
и вольтметра 3 В. Чему равно
внутреннее сопротивление
источника, если его ЭДС 4,5 В?
1280.
1282.
1283.
1284.
1285.
1286.
1287.
1288.1289.
1290.
1291.
1292.
1293.
1294. Лабораторная работа №12
1295. Исследование зависимости мощности, потребляемой лампой
1296. Цель: Сформулировать зависимость мощности от напряжения и
от напряжения на ее зажимах
оформить ее в виде графика.
1297. Приборы: лампа 6 В, амперметр, вольтметр, ключ, источник,
соединительные провода.
1298.
Теория: Мощность тока на участке цепи равна
P=YU
расчетная формула.
1299.
В работе строится график зависимости мощности от напряжения
и рассчитывается сопротивление в цепи по формуле
R= U/Y
расчетная формула
1300.
Ход работы:
1.
Собрать цепь по схеме, по которой ведутся измерения:
1301.
1302.
1303.
V
1304.
A
2. Измерить Y и U в цепи. Опыт повторить 2 раза, изменив реостатом силу
тока в цепи.
3. Рассчитать:
1305. R: 1._______________________________________
1306. 2. _______________________________________
3. _______________________________________
Р: 1. _______________________________________
1307. 2. _______________________________________
3. _______________________________________
4. Погрешности U= 0.01 В, Y = 0.001 А ∆U=0.1B,∆Y=0.01A1308.
εP=(∆U
U +∆Y
Y )∗100
1309.
1._______________________________________________________
__________2.__________________________________________________
_______________3._____________________________________________
____________________
1310.
∆P=
P∗εP
100
1311.
1. ___________________________ 2.
__________________________________
3.
_____________________________________________________________
___
5. Ответ: Р=(Р ± Р) Вт
1312.
1._____________________ 2.____________________________
3. ___________________________________________________
6. Построить по данным опытов график зависимости мощности от
напряжения, отложив по вертикали напряжение.
1313.
1314.
1315.
1316.
1317.
1318.
7.
1319.
Вывод:
Как мощность зависит от напряжения?
________________________________
1320.
________________________________________________________
__________
1321.
Указать причины
погрешности________________________________________
1322.
________________________________________________________
_________1324.
1332.
U, В
1340.
1348.
1323.
1326.
1331.
1334.
опыт
Р, Вт
1339.
1342.
1347.
1350.
1355. Контрольные вопросы:
Закончите предложения:
1356.
1325.
1333.
Y, А
1341.
1349.
1327.
1335.
1343.
1351.
1328.
1336.
1344.
1352.
Y, А
1329.
1337.
1345.
1353.
,
1330.
1338.
1346.
1354.
Р, Вт
1.
2.
3.
4.
Если увеличить напряжение в цепи в 2 раза, то
мощность________________
1357.
________________________________________________________
_________
Если уменьшить силу тока в 4раза,то мощность…
______________________
1358.
________________________________________________________
_________
Если увеличивать напряжение в цепи, то накал лампы…
_________________
1359.
________________________________________________________
__________
Если уменьшать силу тока в цепи, то накал лампы…
_____________________
1360.
________________________________________________________
__________
1361.
Решить задачу: Начертить схему из 3 последовательных и 2
параллельно соединенных с ними сопротивлений, амперметра,
вольтметра, источника и ключа. Найти общую силу тока в цепи, если
каждое сопротивление по 15 Ом, общее напряжение в цепи 3 В. Найти
мощность в цепи, если цепь работает в течении 3 мин.
1362.
Схема:
1368.
Решение:
1363.
1364.
1365.
1366.
1367.
1369.1370.
1371.
1372.
1373.
1374.
1375.
1376.
1377.
1378.
1379.
1380.
1381.
1382.
1383. Лабораторная работа № 13
1384.
Расчет КПД электрической цепи
1385. Цель: закрепить на практике понятие КПД электрической цепи и
научиться рассчитывать его.
1386. Приборы:
источник, сопротивление, амперметр, вольтметр,
реостат, ключ, соединительные провода.
1387.
Теория: КПД это отношение полезной работы к затраченной. В
случае электрической цепи: полезная работа находится по закону
Джоуля – Ленца и равна выделяемому теплу Qn = Y2*R* t, затраченная
работа находится через мощность Q3=Y*U* t. Тогда КПД находится
по формуле:
1388. КПД = (
1389.
YR
Ход работы:
/ U ) * 100
%
1. Собрать цепь, по которой ведутся измерения:
1390.
1391.
1392.
1393.
V
A
2. Измерить Y и U. Опыт повторить три раза, изменяя силу тока реостатом.
3.
Рассчитать КПД:1394.
1.
_____________________________________________________________
___
1395.
2._______________________________________________________
__________
1396.
3._______________________________________________________
__________
4. Погрешности: Y = 0.001 A, U = 0,01 В, ∆R = 0.1 Ом
1397.
ε=(∆Y
Y +∆U
U +∆R
R )∗100
1398.
1._______________________________________________________
_____________________________________________________________
_______________
1399.
2._______________________________________________________
_____________________________________________________________
_______________
1400.
3._______________________________________________________
_____________________________________________________________
_______________
∆КПДКПД∗ε
100
1401.
1402.
1.
_____________________________________________________________
__
1403.
2.
_____________________________________________________________
___
1404.
3._______________________________________________________
__________
5. Ответ ( в ответе сделать вычитание и по этим данным выполнить п. 6):
1405.
1.KПД = (КПД −¿ ∆КПД ±∆КПД ) % =
________________________1406.
2.KПД = (КПД −¿ ∆КПД ±∆КПД ) % =
________________________
1407.
3.KПД = (КПД −¿ ∆КПД ±∆КПД ) % =
________________________
6. Построить график зависимости КПД от Y, отложив по вертикали КПД, Y
по горизонтали.
1408.
1409.
1410.
1411.
1412.
1413.
1414.
7. Вывод:
1415.
как КПД зависит от Y и
U____________________________________
1416.
причины погрешности
_______________________________________
1419.
1427.
U ,
1434.
1441.
1418.
1426.
Y ,
1433.
1440.
1420.
1428.
R, Ом
1435.
1442.
1417.
1421.
1425.
1429.
ука
КПД,%
1432.
1436.
1439.
1443.
1446. Контрольные вопросы:
1447.
1448.
1422.
1430.
1437.
1444.
1423.
1431.
1438.
1445.
3
1. Электрическое поле — это
А. физическая величина, характеризующая способность тел к
электрическим взаимодействиям,
1449.
Б. вид материи, главное свойство которого — действие на заряды
с некоторой силой,
1450.
В. физическая величина, характеризующая силу, действующую на
заряд в данной точке,
1451.
Г. физическая величина, характеризующая работу по пере
мещению заряда.
1452.
1453.
1454.
1455.
2. Единицей измерения напряженности является
А. кулон (Кл),
Б. вольт (В),
В. ньютон/кулон (Н/Кл).1456.
1457.
3. Напряженность электрического поля — это
А. физическая величина, характеризующая способность тел к
электрическим взаимодействиям,
1458.
Б. вид материи, главное свойство которого действие на заряды
некоторой силой,
1459.
В. физическая величина, характеризующая силу, действующую на
заряд,
1460.
Г.
физическая величина, характеризующая работу по
перемещению заряда.
1461.
1462.
1463.
1464.
1465.
1466.
4. Напряжение—это физическая величина, характеризующая
А. способность тел к электрическим взаимодействиям,
Б. силу, действующую на заряд,
В. работу по перемещению заряда.
5. Электрическая цепь это …
А. соединены между собой резисторы, реостаты, источники тока и
напряжения.
Б. совокупность всех электрических приборов, функционирующих
независимо друг от друга.
1467.
В. совокупность соединенных между собой проводниками
резисторов, конденсаторов , источников тока и напряжения,
переключателей и т.д., изза которой может проходить электрический
ток .
1468.
Г. совокупность соединенных между собой электроприборов
соединяются обязательно 4мя и более проводниками.
6. Амперметр в круг подключают:
А.параллельно.
Б. последовательно.
В. после источники тока.
Г. рядом с выключателем.
Д. после вольтметра.
1477.
1476.
2
1478.
3
1
1469.
1470.
1471.
1472.
1473.
1474.
1475.
Воп
р
о
1479.
4
1480.
5
1481.
61483.
1484.
1485.
1486.
1487.
1488.
с
1482.
Отв
е
т
1489. Дополните предложение ( вставьте пропущенные слова).
1. Сила тока на участке цепи прямо пропорциональна приложенному__________
и обратно пропорциональна _______________ проводника.
2. Сила тока в цепи с источником равна отношению _________ цепи к ее
полному ____________.
1490.
1491.
1492.
1493.
1494.
1495.
1496.
1497.
1498.
1499.
1500.
1501.
1502.
1503.
1504.
1505.
1506. Лабораторная работа № 14
1507. Наблюдение взаимодействия магнитного поля и тока
1508. Цель: научиться применять на практике правила Ленца, правой
руки и правило буравчика.
1509. Приборы: источник, магнит, катушка, ключ.
1510.
Теория: если внутри замкнутого проводника ( рамки, катушки)
перемещать магнит, то по законам ЭМИ в нем создается индукционный
ток, направление ЭДС которого определяется по правилу правой
руки: если ладонь правой руки расположить так, что вектор индукции В входит в ладонь, а отогнутый на 90° большой палец совпадает с
направлением движения проводника, то четыре вытянутых пальца
укажут направление ЭДС индукции.
1511.
Ход работы.
1.
2.
Указать направление тока в катушке на схемах.
По правилу Ленца определить направления магнитных полей тока и
катушки.
3.
По правилу правой руки определить направление ЭДС индукции.
1512.
Схема
В выводе указать, с какими правилами вы ознакомились на
практике
_____________________________________________________________
_____
1523. Контрольные вопросы:
1. Магнитное поле создается вокруг
1524.
1525.
1526.
1527.
1528.
А. электрического заряда
Б. электрического тока
В. движущегося электрического заряда
2. Может быть
А. электрическое поле без магнитного
Выполнение задания
1513.
1515.
1517.
1519.
1521.
+
-
+
-
1514.
1516.
1518.
1520.
1522.1529.
1530.
1531.
1532.
1533.
1534.
1535.
1536.
1537.
1538.
1539.
Б. магнитное поле без электрического
В. электрическое и магнитное поле одновременно
3. На проводник с током действует
А. сила Ампера
Б. сила Лоренца
В. сила взаимодействия проводников с током
4. Между 2 проводниками с током действует
А. сила Ампера
Б. сила Лоренца
В. сила взаимодействия проводников с током
5. На заряженную частицу, двигающуюся в магнитном поле,
действует
1540.
1541.
1542.
1543.
1544.
1545.
1546.
1547.
А. сила Ампера
Б. сила Лоренца
В.сила взаимодействия проводников с током
6. На катушку с током действует
А. сила Ампера
Б. сила Лоренца
В. ЭДС индукции
7. При изменении магнитного поля в замкнутом проводнике в нем
возникает
А. сила Ампера
Б. сила Лоренца
В. ЭДС индукции
Г. индукционный ток
8. Направление индукционного тока определяется
А. по правилу левой руки
Б. по правилу буравчика
В. по правилу Ленца
1557.
1558.
1560.
4
1561.
5
1562.
6
1563.
7
1564.
8
1
2
1559.
3
1566.
1567.
1568.
1569.
1570.
1571.
1572.
1573.
1548.
1549.
1550.
1551.
1552.
1553.
1554.
1555.
1556.
Воп
р
о
с
1565.
Отв
е
т1574. Ответить на вопрос:
1575.
Как можно быстро разделить смешавшиеся на полу мастерской
железные и цинковые опилки?
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
__________
1576.
1577.
1578.
1579.
1580.
1581.
1582.
1583.
1584.
1585.
1586.
1587.
1588.
1589.
1590.
1591.
1592.
1594. Измерение длины световой волны с помощью дифракционной
1593.
Лабораторная работа № 15
1595. Цель: научиться использовать дифракционную решетку на
решетки
практике.
1596. Приборы: источник света, дифракционная решетка, прибор для
измерения длины волны.
1597.
Теория: по формуле для дифракционной решетки длина волны
находится:
1598.
1599.
= λ d*sin φ / к
Тогда расчетная формула: λ = d*а / k*b, где b расстояние от
решетки до экрана , a расстояние от центра экрана до спектра.1601.
1602.
1600.
Ход работы:
Поместить решетку в
1.
прибор.
2.
Экран с щелью
расположить на расстоянии
50 см от решетки.
Перемещая экран,
3.
получить четкий спектр.
4.
Измерить b расстояние
от решетки до экрана не
менять в течении всех
опытов.
5.
Найти линии спектра 1
порядка указанные в таблице
и измерить a расстояние от
центра экрана до спектра.
6.
линиями спектра 2 порядка
Опыт повторить с
указанными в таблице.
7.
Рассчитать длину волны для этих цветов
1603.
Красный
__________________________________________________________
1604.
Фиолетовый
_______________________________________________________
1605. Желтый
___________________________________________________________
1606.
Зеленый_________________________________________________
__________
Погрешности: ∆а=∆b=0.001м
8.1607.
ε=(∆а
а + ∆b
b)∗100
1608.
Красный_________________________________________________
__________
1609.
Фиолетовый______________________________________________
__________
1610. Желтый_________________________________________________
_________
1611.
Зеленый_________________________________________________
__________
∆λ=
1612.
λ∗ελ
100
Красный ______________________________
1613.
1614.
Фиолетовый ___________________________
1615. Желтый_______________________________
1616.
Зеленый_______________________________
5.
Ответ: λ = (
λ ∆ ) мλ
Красный ______________________________
Фиолетовый ___________________________
1617.
1618.
1619. Желтый ________________________________
1620.
6.
Зеленый_______________________________
Вывод: сравнить рассчитанную длину волны с табличной
_____________________________________________________________
____
1621.
указать причины
погрешности_______________________________________
1622.
ыт
1625.
1634.
b , м
1643.
1652.
1661.
1624.
1633.
а, м
1642.
1651.
1660.
оп
кр
ф
асный
же
зе
1623.
1632.
1641.
1650.
1659.
1668.
1669.
1670. Контрольные вопросы:
1. Какие волны называются когерентными, как их можно получить?
1627.
1626.
1635.
1636.
к
d, м
1644.1645.
1
1653.1654.
1662.1663.
1628.
,λ
1637.
1646.
1655.
1664.
1629.
λт ,м
1638.
1647.
750* 10
1656.
1665.
1630.
ελ,%
1639.
1648.
1657.
1666.
1631.
∆λ
1640.
1649.
1658.
1667.1671.
________________________________________________________
_____________________________________________________________
_______________
2. Какой вид имеет интерференционная картина в случае монохроматического
света?
1672.
________________________________________________________
_____________________________________________________________
_______________Период дифракционной решетки 1,2*103см. Под
каким углом будет виден спектр 2го порядка, если на решетку
падает свет длиной 720 нм?
1673.
________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_______________________________________________________Опреде
лите постоянную дифракционной решетки, если при ее освещении
светом с длиной волны 0,656 мкм спектр второго порядка виден под
углом 150?
1674.
________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________
________________________________________
1675. Лабораторная работа № 16
1676. Измерение показателя преломления стекла
1677. Цель: измерить показатель преломления конкретного вещества
геометрическим способом.
1678. Приборы: стеклянная пластинка, свеча, экран с щелью, линейка,
карандаш.
1679.
Теория: построение
1.
Отмечаем путь луча через пластинку.
2. Из точки О опускаем перпендикуляр ВF.
А
3.
4.
5.
Проводим окружность с центром в точке В
1680.
радиусом R = 3,5 см.
Если необходимо продлеваем
1681.
1682.
Перпендикуляр и лучи до пересечения с
окружностью.
Из точек пересечения луча с окружностью
1683.
1684.
1685.
1686.
опускаем перпендикуляры на АВС и получаем
отрезки АЕ и DС.
5. sinα = АЕ/EВ , sinγ=DС/BС
Ход работы:
B
D
F
Е
C
Посередине чистого листа обвести контуры пластинки и отметить ход
Сделать построение, описанное в теории.
Измерить отрезки AЕ, АВ, DС , BС и рассчитать sinα и sinγ:
1.
луча света.
2.
3.
1687. sinα
__________________________________________________
1688. sin
___________________________________________________
Вычислить n = sinα/sinγ _______________________
По таблице Брадиса найти углы падения и преломления в градусах.
Найти скорость света в стекле : v = с/ n ________________________
Погрешности: ∆ AE=∆ AB= ∆DC = ∆ BC = 0,001 м
=
γ=
АЕ/АВ
DС/BС
4.
5.
6.
7.1689.
1690.
1691.
ε
n=(∆AЕ
AЕ +∆АB
АB +∆DC
DС + ∆BC
BС)∗100
________________________________________________________
_____________________________________________________________
_______________
εn∗n
100
∆n=
1692.
______________________________________________________
1693.
Ответ: n=(n∓∆n)
________________________________________________
Вывод: сравнить найденный показатель преломления с табличным (n
7.
= 1,5) и сделать вывод о точности метода измерения
__________________________________________________________________
причины
указать
1694.
погрешности_______________________________________
1695.
1707.
АЕ,
1719. Контрольные вопросы:
1696.
1708.
EВ,
1697.
1709.
DС,
1698.
1710.
BС,
1704.
1699.
1711. 1712. 1713. 1714. 1715. 1716.
n
V,
1700.
sin
1701.
sin
1702.
α
1703.
γ
1706.
1705.
1717. 1718.
εn
∆n
Почему туман, состоящий из прозрачных капелек воды, оказывается
1.
непрозрачным?
1720.
________________________________________________________
_____________________________________________________________
_______________
Солнечный свет падает на поверхность воды в сосуде. Каков угол
2.
преломления, если угол падения 250 ?
1721.
________________________________________________________
_____________________________________________________________
_______________
1722.
________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
____________________При угле падения 600 угол преломления равен400. Определите угол преломления в этой же среде, если световой пучок
направить под углом 300 ?
1723.
________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
____________________
1724.
________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
____________________
1725.
4. Показатель преломления равен 2,42 – это значит, что свет в
вакууме распространяется в 2,42 раза _______________ чем в веществе
( вставить пропущенное слово)
1726.
5. В чём сущность явления преломления света и какова причина
этого явления?
1727.
________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_________________________В каких случаях свет на границе раздела
двух прозрачных сред не преломляется?
1728.
________________________________________________________
_____________________________________________________________
_______________
1729.
1730.
6. Почему находясь в лодке, трудно попасть копьём в рыбу?
________________________________________________________
__________
1731.
7. Как изменилось бы видимое расположение звёзд на небе, если
бы исчезла атмосфера Земли?
1732.
________________________________________________________
_____________________________________________________________
_______________1733.
1734.
1735.
1736.
1737.
1738.
1739.
1740.
1741. Лабораторная работа № 17
1742. Построение изображения в линзе
1743. Цель: научиться строить изображение в линзе и познакомиться с
формулой тонкой линзы.
1744. Приборы: линейка, карандаш.
1745.
1746.
Теория:
Вид изображения, полученного в линзе, зависит от расстояния до
предмета.
1747.
Рассмотрим три основных случая:
F