Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии
Оценка 5

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Оценка 5
Рабочие тетради
docx
астрономия
Взрослым
04.11.2019
Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии
Рабочая тетрадь для практических работ и заданий по астрономии для студентов первого курса среднего профессионального образования технической специальности 13.02.11. Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом для аудиторной работы студентов
раб. тет Астрономия.docx
Г(О)Б ПОУ «Задонский политехнический техникум» РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО АСТРОНОМИИ студента группы Тэ­1 _______________________________________________________ (фамилия, имя) учебный год 20___/___                                 СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ За каждый час Земля поворачивается вокруг своей оси на 150. 24 ч. = 3600 Продолжительность солнечного года (движение Солнца по эклиптике) Наклон эклиптики к экватору Средний радиус Земли Среднее расстояние от Земли до Луны Среднее расстояние от Земли до Солнца (1 а.е.) 206 265 а.е. или 3,25 св. года Расстояние, преодолеваемое светом за 1 год Расстояние до ближайшей звезды   Границы нашей Галактики α  ­Центавра 365 суток     5 часов   48 минут   46 секунд 23,50 6370 км 384 000 км 150 000 000 км 1 парсек 1 св.год 4 св.года 100 000 св.лет Экваториальная  система координат α  – прямое  восхождение [0; 24] ч  – σ склонение [­90; 90]0 Межзвездные  расстояния 1 Астрономические наблюдения                         дата: 1. Укажите вклад ученых в изучении солнечной системы: Клавдий  Птолемей Николай Коперник Галилео Галилей Иоганн Кеплер Исаак Ньютон 2. Выразите часы, минуты, секунды в градусной мере. час 1 10 11 12 мин 1 10 11 12 сек 1 10 11 12 0 | || 3. Переведите градусы, минуты, секунды в меру времени. мин час сек 0 1 10 11 12 | 1 10 11 12 || 1 10 11 12 4. Закончите предложения. Астрономия – фундаментальная  наука, изучающая Слово «астрономия» происходит  от Задачами астрономии являются Астрономические наблюдения Дата проверки «__» _____20__г. Оценка _____ подпись преподавателя ________________/Г.С. Акатова/ 2 Астрономия в древности. Звёздная карта и  дата: созвездия.                                  1. Выделите на карте эклиптику красным цветом, а небесный экватор  2. С помощью подвижной карты установите:  дни весеннего равноденствия летнего солнцестояния осеннего равноденствия зимнего солнцестояния дата (число, месяц) склонение Солнца 3. В каком созвездии находится Солнце в середине июня Дата проверки «__» _____20__г. Оценка _____ подпись преподавателя ________________/Г.С. Акатова/ 3 Годичное движение Солнца. Летоисчисление и его  точность.   дата: 1. Продолжительность  юлианского календаря 2. Продолжительность  григорианского  календаря 3. Охарактеризуйте проект Всемирного календаря Январь Апрель Июль Октябрь 8 9 1 2 3 4 5 6 7 10 11 12 13 14 ВС П Н ВТ СР ЧТ ПТ СБ Февраль Май Август Ноябрь 5 6 7 8 9 10 11 1 2 3 4 29 30 31 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Март Июнь Сентябрь Декабрь 3 4 5 6 7 8 9 1 2 26 27 28 29 30 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 * ** * ­ День високосного года после 30 июня («31 июня») ** ­ День мира и дружбы народов – ежегодный Международный праздник после 30 декабря В каждом квартале равное количество дней – 4. В каком созвездии находится Солнце  в середине января 5. Укажите период пребывания Солнца в созвездии, указанном в пункте 4 6. Изобразите  очертания созвездия Большой медведицы и расставьте их буквенные  обозначения 7. Выделите на карте (обведите границы) созвездия в соответствии с вариантом: 1 ы б ы р 2 н е в о 3 ц е л е т 4 ы ц е н з и л б 5 к а р 6 в е л 7 а в е д 8 ы с е в 9 10 11 12 н о и п р о к с ц е л е р т с г о р е з о к й е л о д о в Оценка _____ подпись преподавателя ________________/Г.С. Акатова/ 4 Практическая работа № 1. Звездное небо.           Небесные координаты.                                                     Дата 1.  Используя   карту   звездного   неба,  внесите   в   соответствующие   графы   таблицы схемы созвездий с яркими звездами. В каждом созвездии выделите наиболее яркую звезду и укажите её название. Созвездие Схема созвездия Созвездие Схема созвездия Лев Близнецы Малая  Медведица Волопас  Большая  Медведица Лебедь Орион Кассиопея  2. Укажите основные точки и линии небесной сферы отвесная линия плоскость горизонта ось мира плоскость небесного экватора 3. Дополните рисунки необходимыми построениями и обозначениями так, чтобы на них можно было наглядно показать небесные горизонтальные и экваториальные координаты 4. Заполните таблицу: сравните географические и небесные координаты. Географические координаты Небесные координаты горизонтальные  – широта, изменяется от ___ до ___; отсчет ведётся от ____________________ h  – __________, изменяется от   ___   до   ___;   отсчет ведётся от   экваториальные δ – __________, изменяется от   ___   до   ___;   отсчет ведётся от ______________________ λ  – долгота, изменяется от ___ до ___; отсчет ведётся от ____________________ ______________________ ____________________ ______________________ А – __________, изменяется от   ___   до   ___;   отсчет ведётся от ____________________ ______________________   ____________________ ______________________  – __________, изменяется от   ___   до   ___;   отсчет ведётся от ____________________ ______________________   5. Используя карту звездного неба, найдите звезды по их координатам. Название звезды Координаты звезды δ1=­300 δ2=+350 δ3=+160 δ4=­160 1=22ч55м 2=1ч06м 3=4ч35м 4=14ч50м 6. Используя карту звёздного неба, определите экваториальные координаты  следующих звезд. Название звезды Координаты звезды  Орла (Альтаир)  Девы (Спика)  Большого Пса (Сириус)  Лиры (Вега) 7 По экваториальным координатам звезд определите, в каких созвездиях они  находятся. Каковы собственные названия этих звёзд? 1= 2= 3= 4= δ1= δ2= δ3 δ4= Координаты звезды δ1=­260 δ2=+450 1=16ч26м 2=20ч40м Созвездие Название звезды Оценка _____ подпись преподавателя ________________/Г.С. Акатова/ 5 Практическая работа № 2. Измерение времени.  Определение географической долготы и широты.    дата: 1. Создайте свой проект календаря, учитывая следующие условия: а) соответствие солнечному году; б) целое число суток. Решение: Продолжительность Вашего календаря: 2. Закончите предложения. Истинными солнечными  сутками называют Звездными сутками  называют Среднее солнечное  время – это  3.   Определите   географическую   долготу   места   наблюдения,   если:   а)   в   местный полдень   путешественник   отметил   14   ч   13   мин   по   гринвичскому   времени;   б)   по сигналам точного гринвичского времени 8 ч 00 мин 00с геолог зарегистрировал 10 ч 13 мин 42 с местного времени; в) штурман лайнера в 17 ч 52 мин 37 с местного времени   принял   сигнал   точного   гринвичского   времени   12   ч00   мин   00   с;   г) путешественники   в   местный   полдень   отметили   17   ч   35   мин   по   гринвичскому времени. Решение: 4. Определите географическую широту места наблюдения, если: а) звезда Вега  проходит через точку зенита; б) звезда Сириус в верхней кульминации находится на высоте 64013/ к югу от зенита; в) высота звезды Денеб в верхней кульминации равна  83047/ к северу от зенита; г) звезда Альтаир проходит через зенит. Решение: 6 Практическая работа № 3. Определение среднего  дата: Оценка _____ подпись преподавателя ________________/Г.С. Акатова/ солнечного времени и высоты Солнца в  кульминациях.    1. Используя   карту   звездного   неба,   укажите,   через   какие   созвездия   проходит годовой путь Солнца. Начните перечень созвездий с точки весеннего равноденствия. ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________. 2. Запишите   и   объясните   формулу,   по   которой   вычисляется   высота   Солнца   в полдень (или в верхней кульминации). ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________. 3. Заполните пустые клетки и недописанные даты в таблице. Начало сезонов года 20(21) марта ______июня 22(23) _____ Название соответствующ их дней Экваториальные координаты δ  Высота Солнца в полдень для =540 с.ш. Созвездие Рыбы День осеннего равноденствия ______декабря 4. Закончите предложения. Синодический месяц – это Сидерический месяц – это Луна к Земле обращена  одним и тем же полушарием,  так как Длительность синодического  месяца Длительность сидерического  месяца 5. Используя рисунок, изобразите вид Луны (в положениях 1­8)  и   укажите   названия   её   фаз   (в положениях 1, 3, 5, 7). № Вид Луны Название фазы Луны ­ ­ ­ ­ 6. Рассмотрите   рисунки   и   укажите каждого случая,  в какой стороне горизонта  и в какое время суток наблюдается Луна. (Наблюдатель находится в Северном полушарии Земли) Наблюдаемая картина В какой стороне горизонта Время суток для 1 2 3 4 5 6 7 8 наблюдается 7. Дополните схему возникновения солнечных и лунных затмений (рис) необходимыми построениями   и   обозначьте   на   ней   тени   и   полутени.   Руководствуясь   схемой, объясняющей возникновение затмений, закончите предложения. Когда Луна попадает в тень  Земли, происходит Когда Луна попадает в  полутень Земли, происходит Луна к Земле обращена  одним и тем же полушарием,  так как Полное солнечное затмение  наблюдается, если Кольцеобразное затмение  Солнца наблюдается, если 8. На рисунках стрелками укажите, с какого края полной Луны начинается лунное затмение.   С   какого   края   диска   Солнца   начинается   солнечное   затмение? Наблюдатель в обоих случаях находится в Северном полушарии Земли) Какова максимальная продолжительность полного затмения Солнца? Максимальная продолжительность полного лунного затмения: ___________________________________________________________ Максимальная продолжительность полного солнечного затмения: ___________________________________________________________ 9. Почему летом Солнце поднимается высоко над горизонтом, а зимой – низко? Объясните это, исходя из характера движения Солнца по эклиптике. ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________. 10.   Решите задачу. Определить высоту верхней и нижней кульминаций Солнца 8 марта  в   Вашем  городе.  Склонение   Солнца  δ  Ͽ =  ­5°.  (Широта  вашего   города  φ определяется по карте). Дано: Решение: Найти: Оценка _____ подпись преподавателя ________________/Г.С. Акатова/ 7 Происхождение Солнечной системы.       дата: 1.  Укажите на схемах представления строения Солнечной системы расположение Солнца и планеты Земля. Геоцентрическая                                   Гелиоцентрическая Клавдий Птолемей                                  Николай Коперник 2. Закончите предложения. Планетой называют Помимо общего суточного движения планеты на фоне звезд описывают сложные петлеобразные  пути.  При медленном  перемещении  с запада на восток движение планеты   называют   ________________________________,   а   при   перемещении   с востока на запад ­ ____________________________________________________. Конфигурациями  планет называют   3. Запишите названия планет в порядке удаления от Солнца 1 2 3 4 5 6 7 8 9* внутренние планеты внешние планеты * с года данное небесное светило перестало называться планетой 4. Укажите расстояние от Солнца до  планеты под номером 5 5. Каковы границы Солнечной системы: а.е. а.е. Оценка _____ подпись преподавателя ________________/Г.С. Акатова/ 8 Законы движения планет 1. Сформулируйте законы Кеплера. Первый закон Кеплера Дата Второй закон Кеплера Третий закон Кеплера 2. На рисунке 1 укажите точки афелия и перигелия. Рисунок 1. 3. На   рисунке   1  а  укажите   точки   орбиты,   в   которых:   а)   скорость   планеты максимальна;   б)   потенциальная   энергия   максимальна;   в)   кинетическая   энергия минимальна.   Как   изменяется   скорость   планеты   при   её   движении   от   афелия   к перигелию? 4. На рисунке 1 б укажите точки орбиты, в которых: а) скорость планеты минимальна; б) потенциальная энергия минимальна; в) кинетическая энергия максимальна. Как изменяется скорость Луны при её движении от перигея к апогею?   Оценка _____ подпись преподавателя ________________/Г.С. Акатова/ 9 Практическая работа № 4. Законы Кеплера. Закон  всемирного тяготения дата: 1. Запишите формулу закона всемирного тяготения и объясните входящие в неё величины. F=                              , где F – сила взаимодействия. 2. Закончите предложения. При выводе закона всемирного тяготения Ньютон использовал следующие наблюдения: а) __________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________; б) __________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ и пришёл к выводам, что в) __________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________; г) __________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Возмущенным движением  небесных тел называют Нептун был открыт в  результате 3. В чем состоит уточнение и обобщение Ньютоном первого закона Кеплера? ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________. 4. Запишите   формулу   уточненного   Ньютоном   третьего   закона   Кеплера   и объясните входящие в неё величины. ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________. 5. Решите задачи. а) Определите афелийное расстояние астероида Минск, если большая полуось его  орбиты а=2,88 а.е., а эксцентриситет е=0,24. Решение. б) Определите период обращения астероида Белоруссия, если большая полуось его орбиты а=2,4 а.е. Дано: Решение: Найти: в) Звездный период обращения Юпитера вокруг Солнца Т=12 лет. Каково среднее расстояние от Юпитера до Солнца? Дано: Решение: Найти: г)   Большая   полуось   орбиты   астероида   Тихов  а=2,71   а.е.   За   какое   время   этот астероид обращается вокруг Солнца? Дано: Решение: Найти: д) Определите массу карликовой планеты Плутон (в массах Земли) путем сравнения системы Плутон­Харон с системой Земля­Луна, если известно, что Харон отстоит от Плутона на расстоянии r=19,7 тыс. км и обращается с периодом Т=6,4 суток. Массы Луны, Харона Дано: Решение: Найти: 1 0 Оценка _____ подпись преподавателя ________________/Г.С. Акатова/ Солнечная система как комплекс тел,  имеющих общее происхождение. дата: 1. Закончите предложения, касающиеся общих характеристик планет Солнечной системы. Планета, имеющая наибольшую  полуось орбиты, ­ На самое близкое расстояние к  Земле из планет­гигантов  подходит  Самый длинный период  обращения вокруг Солнца из  планет земной группы имеет Самая большая по размеру   планеты Самой большой массой из  планет земной группы обладает Самую малую массу имеет  планета   Самую малую среднюю  плотность имеет планета   Самым большим периодом обращения вокруг оси  обладает планета Один спутник имеет  планета В Солнечной системе  имеются следующие  планеты­гиганты 2. Закончите предложения, касающиеся основных свойств тел Солнечной системы. Основная масса Солнечной  системы сосредоточена в Форма орбит планет  Большинство планет  вращаются вокруг своих осей в  одном направлении, исключения составляют По своим физическим и  динамическим свойствам  планеты делятся на группы:  Оценка _____ подпись преподавателя ________________/Г.С. Акатова/ Система «Земля ­ Луна». Природа Луны. дата: 1 1 Выполните тест. Обведите правильный ответ 1.Чем объясняется отсутствие атмосферы у Луны? А. В 6 раз меньшим, чем на Земле, ускорением свободного падения. Б. В 6 раз большим, чем на Земле, ускорением свободного падения. В. В 1,6 раз меньшим, чем на Земле, ускорением свободного падения. 2. Каковы структура и физические свойства верхнего слоя лунной поверхности? А. Пористая структура. Б.  Структура   пористая,   прочность   малая,   в  вакууме  частицы,   составляющие  верхний слой, слипаются. В. Поверхность материкового типа. 3. Можно ли наблюдать на Луне метеоры? А. Да, вследствие отсутствия атмосферы. Б. Нет, вследствие отсутствия атмосферы. В. Да, это явление наблюдается на всех телах Солнечной системы. 4. Чем отличается по форме утренний серп Луны от вечернего? А.   Утренний   серп   Луны   имеет   выпуклость   влево   (напоминает   букву   «С»).   Луна находится на расстоянии в 20 – 50о  к западу (вправо) от Солнца. Вечерний серп Луны имеет выпуклость вправо. Луна находится на расстоянии в 20 – 50о  восточнее (левее) Солнца. Б. Утренний серп Луны имеет выпуклость влево (напоминает букву «Р»). Луна находится на   расстоянии   в   20   –   50о  к   западу   (вправо)   от   Солнца.   Вечерний   серп   Луны   имеет выпуклость вправо. Луна находится на расстоянии в 20 – 50о восточнее (левее) Солнца. В. Утренний серп Луны имеет выпуклость влево (напоминает букву «С»). Луна находится на   расстоянии   в   20   –   50о  к   западу   (влево)   от   Солнца.   Вечерний   серп   Луны   имеет выпуклость влево. Луна находится на расстоянии в 20 – 50о восточнее (правее) Солнца. 5.  Во сколько раз Луна быстрее Солнца перемещается по небу? А.   Солнце   и   Луна   движутся   по   небу   в   направлении,   противоположном   суточному вращению   неба.   За   сутки   Солнце   проходит   приблизительно   1о,   а   Луна   –   13о. Следовательно, Луна перемещается по небу в 13 раз быстрее Солнца. Б.   Солнце   и   Луна   движутся   по   небу   в   направлении,   противоположном   суточному вращению   неба.   За   сутки   Солнце   проходит   приблизительно   13о,   а   Луна   –   1о. Следовательно, Луна перемещается по небу в 13 раз медленнее Солнца. В.   Солнце   и   Луна   движутся   по   небу   в   направлении,   соонапрвленному   суточному вращению   неба.   За   сутки   Солнце   проходит   приблизительно   1о,   а   Луна   –   13о. Следовательно, Луна перемещается по небу в 13 раз медленнее Солнца. 6. Какие два основных фактора, постоянно изменяющие форму земных гор, не принимают участия в формировании лунных гор? А. Атмосфера и температура. Б. Вода и температура. В. Атмосфера и вода. 7. При нынешнем положении Луны океанские приливы и отливы чередуются приблизительно через каждые 6 часов и имеют вдали от берега высоту около 50 км. А что было бы, будь Луна вдвое дальше от Земли? А. При удалении Луны вдвое приливная сила уменьшится в 8 раз и  в 8 же раз уменьшится и высота морских приливов, пропорциональная приливной силе. Б. При удалении Луны вдвое приливная сила уменьшится в 6 раз и  в 6 же раз уменьшится и высота морских приливов, пропорциональная приливной силе. В.   При   удалении   Луны   вдвое   приливная   сила   уменьшится   в   2   раза   и     в   2   же   раза уменьшится и высота морских приливов, пропорциональная приливной силе. 8.   Чем   отличается   вид   неба,   движение   Солнца   и   звезд   для   наблюдателей, находящихся на Луне и Земле? А.   Суточное   движение   Солнца   и   звезд   более   быстрое,   и   они   могут   быть   видны одновременно вследствие отсутствия атмосферы. Б.   Суточное   движение   Солнца   и   звезд   более   медленное,   и   они   могут   быть   видны одновременно вследствие отсутствия атмосферы. В.   Суточное   движение   звезд   более   медленное,   и   звезды   не   могут   быть   видны одновременно вследствие отсутствия атмосферы. 9. Угловой диаметр кратера Коперник на Луне равен 40". Расстояние до Луны 3,8?105 км. Каков линейный диаметр этого кратера? А. Примерно 670 км Б. Примерно 97 км В.  Примерно 76 км. 10. Каков наименьший линейный размер образований на Луне, которые можно  различить невооруженным глазом? А. Наименьший линейный размер образований на Луне, различимых невооруженным  глазом, составляет 150 км. Б. Наименьший линейный размер образований на Луне, различимых невооруженным  глазом, составляет 120 км. В. Наименьший линейный размер образований на Луне, различимых невооруженным  глазом, составляет 180 км Оценка _____ подпись преподавателя ________________/Г.С. Акатова/ 1 2 Планеты земной группы. дата: 1. Закончите предложения. Самый большой перепад дневной и  ночной температур поверхности у  планеты Высокая температуры поверхности  Венеры обусловлена Планета земной группы, средняя  температура поверхности которой ниже 0  °C, — это Большая часть поверхности покрыта  водой у планеты В состав облаков входят капельки серной  кислоты у планеты  2. Руководствуясь схемой строения Земли, укажите названия внутренних областей  планеты Оценка _____ подпись преподавателя ________________/Г.С. Акатова/ 1 3 Планеты­гиганты. 1. Закончите предложения. дата: Особенностью вращения планет­гигантов  вокруг оси является то, что они  вращаются слоями: Планеты­гиганты имеют малую среднюю  плотность по причине ­ Существование колец обнаружено у  следующих планет­гигантов: Юпитер излучает значительно больше  тепловой энергии, чем получает её от  Солнца. Причиной этого можно считать Спутник Сатурна __________обладает мощной атмосферой, состоящей в основном  из азота. 2. Закончите предложения, касающиеся внутреннего строения планет­гигантов. У   планет   ____________________________________________________   между центральным   ядром   и   протяженной   атмосферой   имеется   оболочка   со   свойствами металла. Планеты­гиганты, как и Земля, обладают магнитным полем, напряженность которого  у Юпитера _________________________________________________________________ у Сатурна __________________________________________________________________ у Урана ____________________________________________________________________ у Нептуна __________________________________________________________________ Полярные сияния были отмечены у следующих планет­гигантов: ___________________ ___________________________________________________________________________ Оценка _____ подпись преподавателя ________________/Г.С. Акатова/ Малые тела Солнечной системы. дата: 1 4 1. Закончите предложения. Карликовые планеты представляют собой Карликовыми планетами считаются объекты Остаток метеорного тела, не сгоревший в  земной атмосфере и упавший на  поверхность Земли, называют Размеры хвоста комет могут превышать Ядро кометы состоит из Метеорные тела врываются в атмосферу  Земли со скоростями Крупные астероиды имеют собственные  имена 2. Карликовыми планетами являются (нужное подчеркнуть): Меркурий, Плутон,  Марс, Титан, Церера, Харон, Веста, Ганимед, Седна, Европа. Оценка _____ подпись преподавателя ________________/Г.С. Акатова/ 1 5 Практическая работа № 5. Планеты Солнечной системы. Малые тела Солнечной системы. дата: 1. Пользуясь справочником, заполните таблицу, в которую необходимо внести  сведения о крупных спутниках планет. Планета Диаметр, км Масса х1022, кг Плотность, кг/м3 Земля Спутник  Ганимед  Титан  Каллисто  Ио  Луна  Европа  Тритон  2. Среди спутников Луна, Европа, Титан, Ио, Ганимед и Фобос укажите те, которые соответствуют следующим утверждениям. Спутник, на котором обнаружены действующие вулканы: Самый большой спутник в Солнечной системе Спутник с мощной азотной атмосферой Спутник, на котором побывали люди Спутник, обращающийся вокруг планеты в три раза быстрее  вращения самой планеты вокруг оси: Спутник, ледяную оболочку которого пересекает сеть светлых и  темных узких полос: 3. Пользуясь справочными данными, заполните таблицу с основными физическими характеристиками планет земной группы Физические характеристики планет Меркурий Венера Земля Марс Масса (в массах Земли) Диаметр (в диаметрах Земли) Плотность, кг/м3 Период вращения Атмосфера: давление, химический состав Температура поверхности, °C Число спутников Названия спутников Заполнив таблицу, сделайте выводы и укажите сходства и различия между  планетами земной группы. Выводы:  ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ 4. На графиках (рис) показаны зависимости давления и температуры в атмосфере  Венеры. На основе анализа графиков ответьте на вопросы. На   какой   высоте   давление   атмосферы   Венеры   равно атмосферному давлению у поверхности Земли? ___________________________________________________ Чему   равна   температура   атмосферы   Венеры   на   данной высоте? ____________________________________________ 5. Пользуясь справочными данными, заполните таблицу с основными   физическими   характеристиками   планет­ гигантов Физические характеристики планет Юпитер Нептун Сатурн Уран Масса (в массах Земли) Диаметр (в диаметрах Земли) Плотность, кг/м3 Период вращения Число спутников Заполнив   таблицу,   сделайте   выводы   и   укажите   сходства   и   различия   между планетами­гигантами. Выводы: ___________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ 6.   Проведите   качественное   сравнение   свойств   планет   земной   группы   и   планет­ гигантов. Используйте при этом слова: «высокая», «низкая», «большая» и т. п. В выводе укажите принципиальное отличие планет земной группы от планет­гигантов Планеты­гиганты Планеты земной группы Характеристики Расстояние от Солнца Размер Масса Плотность Атмосфера Спутники / кольца Вывод: ___________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ 7.Заполните таблицу: охарактеризуйте отличительные особенности малых тел  Солнечной системы. Характеристики Вид на небе Орбиты (размеры,  период) Астероиды Кометы Метеорные тела 1.Главный пояс  астероидов (______ ________________) 2.Пояс Койпера  (_________________ ________________) Средние размеры Состав  Происхождение  Последствия  столкновения с  Землей 8.   На   рисунке   показана   схема   встречи   Земли   с   метеорным   потоком. Проанализируйте рисунок и ответьте на вопросы.  Каково происхождение метеорного потока (роя метеорных частиц)? ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________. От чего зависит период обращения метеорного потока вокруг Солнца? ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________. В   каком   случае   на   Земле   будет   наблюдаться   наибольшее   количество   метеоров (метеорный или звездный дождь)? ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________. По какому принципу даются названия метеорным потокам? Назовите некоторые из них. ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________. 9. Изобразите структуру кометы (рис.). Укажите следующие элементы: ядро, голова, хвост. Оценка _____ подпись преподавателя ________________/Г.С. Акатова/ 1 6 Общие сведения о Солнце. Солнце и жизнь  Земли. дата: 1. На схеме укажите элементы  строения Солнца 2. Во сколько раз размеры Солнца больше  размеров Земли? 3. Во сколько раз Солнце тяжелее Земли? 4. Сделайте анализ Солнечной активности (период 11 лет). Запишите прогноз индекса Солнечной активности в  текущем году: 5. Охарактеризуйте Солнечные затмения Оценка _____ подпись преподавателя ________________/Г.С. Акатова/ Исследования Солнечной системы. дата: 1 7 1. Закончите предложения. 22 июля 1951 года состоялся суборбитальный полёт собак ________и ________ на Р­ 1В, которые стали первыми животными, успешно возвращенными из космоса. 4 октября 1957 года 3 декабря 1957г СССР произвёл запуск  второго спутника на борту которого была Одно из самых выдающихся свершений в  области космонавтики — 12 сентября 1959 года в космос запускается автоматическая станция «_______» в  сторону ________. Уже на следующий день на поверхности Луны был установлен  советский вымпел с изображением герба СССР. В ________ году в космос послали двух собак, Белку и Стрелку. Они побывали в космосе один день и вернулись обратно. 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин совершил 11­15 августа 1962 год 16­19 июня 1963 год 18 марта 1965 г 21 июля 1969 г Константин Эдуардович Циолковский Первая ¬женщина­космонавт «Чайка» ­ такой позывной … – летала в космосе около 70 часов. 25 июля 1984 года, первая женщина, __________________________ вышла в открытый космос Первым   космическим   туристом   стал   ___________________,   совершивший   в __________   году   полет   на   русском   космическом   корабле,   заплатив   за   это   20 миллионов долларов Оценка _____ подпись преподавателя ________________/Г.С. Акатова/ 1 8 Расстояние до звезд. 1. Что понимают под  годичным параллаксом  звезды? 2. Закончите предложения. Парсек ­ это Световой год ­ это дата: 3. Решите задачу: Определите расстояние (в парсеках и световых годах) до звезды, имеющей  годичный параллакс 0,5//.  Дано: Решение: Найти: 4. Запишите соотношения между единицами: 1 пк = 1 пк= 1 пк=                           а.е.                        св. лет                         км  Оценка _____ подпись преподавателя ________________/Г.С. Акатова/ 1 9 Практическая работа № 6. Определение расстояний  небесных тел в Солнечной системе и их размеров дата: Закончите предложения. Для измерения расстояния в пределах Солнечной системы используют астрономическую единицу  (а.е.), которая равна среднему Расстояние до объекта по времени прохождения радиолокационного сигнала можно определить по формуле _________, где __________________________________ ____________________________________________________________________________ 2. Дайте определения понятиям «параллакс» и «базис»; на рисунке 1 покажите эти  1. величины. Параллакс – это  Базис – это Как с помощью базиса и параллакса можно определить расстояние до удаленного  недоступного объекта С (рис. 1) ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Рис. 1 3. Угол, под которым со светила  S  виден радиус Земли, перпендикулярный луч зрения, называется горизонтальным параллаксом p (рис.2). Определите расстояния: а) до Луны, если её горизонтальный параллакс р=57/; б) до Солнца, горизонтальный параллакс которого р=8,8//. Решение: а)  б) 4.   Дополните   рисунок   3   необходимыми   построениями   и   выведите   формулу, позволяющую   определить   радиус   небесного   светила   (в   радиусах   Земли),   если известны угловой радиус светила  и его горизонтальный параллакс р. 5. Решите следующие задачи (при расчетах считайте, что с=3∙105км/с, Rз=6370 км): Радиолокатор зафиксировав отраженный сигнал от пролетающего вблизи Земли  астероида через 0,667 с. На каком расстоянии от Земли находился в это время  астероид? Дано: Решение: Найти: Определите расстояние от Земли до Марса во время великого противостояния,  когда его горизонтальный параллакс равен 23,2//. Дано: Решение: Найти: При наблюдении прохождения Меркурия по диску солнца определили, что его  угловой радиус =5,5//, а горизонтальный параллакс р=14,4//. Определите линейный  радиус Меркурия. . Дано: Решение: Найти: 2 0         Оценка _____ подпись преподавателя ________________/Г.С. Акатова/ Физическая природа звезд дата: 1. Назовите ближайшую звезду к Земле  (не считая Солнце) 2. Дайте определения понятиям. Светимость звезды – Видимая звездная  величина – это  Абсолютная  звездная величина –  3. Укажите цвет звезды и её температуру согласно спектральным классам  (возможно использовать цветные карандаши для получения спектра): W O B A F G K M L T к к к к к к к к к к 4. Ответьте на вопросы: От чего зависит цвет звезды? _________________________________________________ ____________________________________________________________________________ От чего зависит светимость звезды? ___________________________________________ ____________________________________________________________________________ Оценка _____ подпись преподавателя ________________/Г.С. Акатова/ 2 1 Виды звезд дата: 1. Для каждого из определений подберите правильные ответы из общего перечня а) визуально­двойные звёзды; б) спектрально­двойные звёзды; в) оптические двойные  звёзды; г) физические двойные звёзды; д) затменно­двойные звёзды. 1.1. Две звезды, движущиеся вокруг общего центра масс под действием сил тяготения, — 1.2. Неразрешимые в телескоп пары звезд, видимая звездная величина которых меняется, так как плоскость их орбит совпадает с лучом зрения наблюдателя, — ___ 1.3. Двойные звезды, двойственность которых обнаруживается в телескоп, — ___ 1.4. Две звезды, случайно спроецированные в близкие точки на небесной сфере, — ___ 1.5. Тесные пары звезд в спектре которых наблюдается  периодическое смещение или раздвоение спектральных линий, — ___. 2. Дайте определения понятиям. Физически переменные  звезды –  Цефеиды – это  Новые звезды –  Сверхновые звезды – это  Пульсары –  Нейтронные звезды – это 3. Изобразите             классификацию звезд Оценка _____ подпись преподавателя ________________/Г.С. Акатова/ Практическая работа № 7. Классификация звезд. дата: 2 2 1. Руководствуясь   схемой   строения   Солнца   (рис.   1),   укажите   названия   внутренних областей и слоев атмосферы Солнца. 1. 2. 3. 4. 2. Дайте определения понятиям. Фотосфера –  5. 6. 7. Пятно – это  Факел –  Вспышка – это  Протуберанец –  Солнечный ветер – это 3. Определите размер наибольшего солнечного пятна, изображенного на рисунке 2.  Сравните размеры пятна с размерами Земли. Решение: 4. Определите температуру солнечного пятна, если его яркость в 9 раз меньше  яркости окружающей его фотосферы. Решение: 5. Для переменной звезды в максимуме блеска максимум излучения приходился на длину волны 414 нм, а в минимуме блеска – на длину волны 527 нм. Как изменилась температура звезды? Решение: 6. Заполните таблицу с характеристиками классов звездных спектров. Спектральный  класс Характеристики спектральных классов цвет температура особенности спектра Типичные звезды О В А F G K M L 7. Найдите размеры звезды Альтаир ( Орла), если её светимость равна десяти  светимостям Солнца, а температура фотосферы 8400К. Решение: 8. По данным, приведенным в таблице, отметьте на диаграмме Герцшпрунга­Рассела положение   соответствующих   звезд,   а   затем   дополните   таблицу   недостающими характеристиками. Звезда  Характеристики звезд абсолютная звездная величина звездная последовательность светимость 27,0 2,7∙10­3 100,0 6,5∙103 9,0∙10­2 1,0 температура , К 9250 8200 4000 3300 3600 6000 Сириус А Сириус В Арктур  Антарес   Кассиопеи Солнце 9. С   помощью   диаграммы   Герцшпрунга­Рассела   определите   цвет,   температуру, спектральный   класс   и   абсолютную   звездную   величину   звезд,   находящихся   на главной последовательности и имеющих светимость (в светимостях Солнца) равную 0,01; 100 и 10000. светимость температура, К цвет спектральный абсолютная 0,01 100 10000 класс звездная величина 10. На диаграмме «спектр­светимость» (диаграмма Герцшпрунга­Рассела) отметьте расположение цефеид, если: δ а) они являются классическими цефеидами (  Цефея) или долгопериодическими звездами спектральных классов F и G с абсолютными звездными величинами от 3m до ­6m; б)   они   являются   короткопериодическими   цефеидами   (RR  Лиры)   –   звездами спектральных классов А и F со средней абсолютной звездной величиной М=+0,5m. Оценка _____ подпись преподавателя ________________/Г.С. Акатова/ 2 3 Наша Галактика ­ Млечный Путь 1. Закончите предложения. Галактика – это  дата: Млечный путь – это  Наиболее плотная область нашей Галактики расположена в созвездии ________  и называется ____________________________________________________________ Группы из большого числа звезд в Галактике называют ____________________,  примером которых являются _____________________________________________. 2. На   рисунке   показано   строение   нашей   Галактики   (вид   с   «ребра»).   Укажите положение Слнца в Галактике и основные кё структурные элементы: ядро, диск, гало, корону, центральное сгущение (балж). 3. Изобразите нашу Галактику в виде «сверху» и стрелками укажите положение Солнца, ядро, спектральные рукава. 4. Заполните таблицу, содержащую сведения о Галактике. Характеристики Галактики Численные значения Размер (диаметр), кпк Расстояние от центра Галактики до Солнца, кпк Линейная скорость вокруг ядра (на расстоянии от центра Галактики до Солнца), км/с Период   обращения   (полный   оборот   Солнца   и звезд   в   его   окрестностях   вокруг   центра Галактики), млн. лет Масса (в массах Солнца) Возраст, млрд. лет 5. Из перечисленного состава «населения» Галактики выпишите отдельно объекты, относящиеся к гало и диску: а) красные гиганты; б) долгопериодические цефеиды; в) голубые гиганты; г) короткопериодические  цефеиды;  д)  красные карлики; е) газопылевые   облака;   ж)   шаровые   звездные   скопления;   з)   рассеянные   звездные скопления. Гало –  Диск –   2 4 Оценка _____ подпись преподавателя ________________/Г.С. Акатова/ Звездные системы. Экзопланеты. дата: 1. Подпишите названия    классификации галактик 2. Опишите характеристики активных галактик Галактики со слабоактивными ядрами Галактики с активными  ядрами N ­ галактики Квазары   3. Отметьте знаком «+» верные ответы. а) Эллиптические галактики: вращаются медленнее по сравнению со спиральными; вращаются быстрее по сравнению со спиральными; вращаются примерно с такой же скоростью, как и спиральные; неподвижны. б) Галактика типа Е1 по сравнению с галактикой типа Е5 имеет: большое сжатие; такое же сжатие. меньшее сжатие; в) из указанных галактик ближе к нам находится: туманность Андромеды; Малое Магелланово Облако; «Водоворот» в созвездии Гончих Псов; Центавр А. Оценка _____ подпись преподавателя ________________/Г.С. Акатова/ 2 5 Эволюция галактик и звезд дата: 1. Отметьте знаком «+» верные ответы. а) Скорости разбегания галактик: пропорциональны их возрасту; пропорциональны расстоянию от центра Вселенной; пропорциональны расстоянию от наблюдателя; обратно пропорциональны расстоянию от центра Вселенной; Не подчиняются никакой закономерности. б)   с   помощью   постоянной   Хаббла   можно   определить   следующий   параметр Вселенной: радиус; массу; возраст; светимость; среднюю температуру. 2. Опишите основные этапы эволюции Вселенной Оценка _____ подпись преподавателя ________________/Г.С. Акатова/ 2 7 Вселенная сегодня: астрономические  открытия. дата: 1. Напишите небольшое эссе на тему «Жизнь и разум во Вселенной» Оценка _____ подпись преподавателя ________________/Г.С. Акатова/

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии

Рабочая тетрадь для практических занятий по астрономии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2019