РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
Рабочие тетради
docx
русская литература
Взрослым
09.01.2017

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Пр ЛФЛ.docx
Государственное бюджетное образовательное учреждение  среднего профессионального образования  Губернский  колледж  г. Похвистнево СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ  ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по разделу «Лексика. Фразеология. Лексикография»  ДИСЦИПЛИНА   « Русский язык» общеобразовательный цикл медицинского профиля основной профессиональной образовательной программы по специальности 060501.51 Сестринское дело Рассмотрено и одобрено предметно – цикловой  комиссией гуманитарного цикла Протокол №   _____от «___»________ 2013г. Председатель __________Э.Х. Юсупова для студентов очной формы обучения г. Похвистнево, 2013   преподаватель Составитель: Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего   Норматова   Елена   Викторовна, профессионального образования Губернский колледж  г. Похвистнево. Методические  указания  для выполнения практических работ по разделу «Лексика. Фразеология. Лексикография» являются частью основной   профессиональной   образовательной   программы   основной профессиональной   образовательной   программы   ГБОУ   СПО Губернский   колледж     г.   Похвистнево     по   специальности   СПО 060501.51 Сестринское дело, разработанной         в         соответствии с примерной     программой   ФГОС   СПО   третьего   поколения.    Методические указания по выполнению практических   работ адресованы  студентам очной формы обучения. Методические   указания   включают   в   себя   учебную   цель, перечень   образовательных   результатов,   заявленных   во   ФГОС   СПО третьего   поколения,   задачи,   обеспеченность   занятия,   краткие теоретические  и   учебно­методические   материалы   по  теме,  вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практической работы студентов и инструкцию по ее выполнению, методику анализа полученных   результатов,   порядок   и   образец   отчета   о   проделанной работе. СОДЕРЖАНИЕ Введение  Название практических работ страницы Лексический анализ слова Лексический   анализ   слова   с   точки   зрения происхождения и употребления  Лексический   анализ   фразеологизма   как   лексической единицы языка Лексические ошибки и их исправление 7 12 17 20 УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ! Методические   указания   по   дисциплине   «Русский   язык»   для выполнения практических  работ по разделу «Лексика. Фразеология. Лексикография»   созданы   Вам     в   помощь   для   работы   на   занятиях, подготовки   к   практическим   работам,   правильного   составления отчетов. Приступая   к   выполнению   практической   работы,   Вы   должны внимательно   прочитать   цель   и   задачи   занятия,   ознакомиться   с требованиями   к   уровню   Вашей   подготовки   в   соответствии   с федеральными   государственными   стандартами   третьего   поколения (ФГОС­3),   краткими   теоретическими   и   учебно­методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.  Все задания к практической работе Вы должны выполнять в соответствии   с   инструкцией,   анализировать   полученные   в   ходе занятия результаты по приведенной методике. Отчет   о   практической   работе    Вы   должны   выполнить   по приведенному алгоритму, опираясь на образец. Наличие   положительной   оценки   по   практическим   работам необходимо для допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за   практическую  Вы   должны   найти   время   для   ее   выполнения   или пересдачи. В процессе выполнения практических заданий вы должны:  уметь:  ­   определять   и   устранять   лексические   ошибки,   связанные   с неправильным выбором слова; оценка «2»  ставится,   если   обучающийся     обнаруживает   плохое знание   учебного   материала,   не   справляется   с   большинством грамматических заданий.      После изучения раздела проводится контрольная работа. (см. КИМ по разделу « Язык и речь. Функциональные стили речи») Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам или при   решении   задач   у   Вас   возникают   вопросы,   разрешить   которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для   получения   разъяснений   или   указаний   в   дни   проведения дополнительных занятий.  Время   проведения   дополнительных   занятий   можно   узнать   у преподавателя или посмотреть на двери его кабинета. Желаем Вам успехов!!! ­ находить написания, которые определяются лексическим значением слова; - понимать   стилевую   окраску   фразеологизмов   и   правильно употреблять их в речи; ­анализировать   языковые   единицы   с   точки   зрения   правильности, точности и уместности их употребления; ­соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; ­соблюдать   нормы   речевого   поведения   в   различных   сферах   и ситуациях общения.        знать:  ­ слово и его лексическое значение; ­однозначные и многозначные слова; ­ прямое и переносное значение слова; ­ омонимы, синонимы, антонимы; ­ источники фразеологизмов; ­ происхождение фразеологизмов. Выполненная   работа   представляется   преподавателю   в   рабочей тетради для практических работ по русскому языку. Критерии оценивания практической работы: оценка «5»  ставится   за   безошибочное   выполнение   всех   заданий, когда обучающийся  обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении; оценка «4»  ставится, если обучающийся   обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правил,  выполнил  не менее ¾ заданий; оценка «3»  ставится,   если   обучающийся   обнаруживает   усвоение определенной   части   из   изученного   материала,   в   работе   правильно выполнил не менее ½ заданий; Раздел:  Лексика. Фразеология. Лексикография. Тема:  «Словарное богатство русского языка»  Практическая работа № 7­8: Лексический анализ слова Учебная цель:  сформировать навык лексического анализа слова как единицы лексической системы  Задачи практической  работы: 1. Обобщить  систему понятий о слове как центральной единицы языка. 2. Повторить   и   углубить   сведения   о   многозначности   слова,   о системных   отношениях   в   лексике:   синонимы,   антонимы, омонимы, паронимы. 3. Воспитывать культуру речи учащихся. 4. Обеспеченность занятия (средства обучения): 1. Учебно­методическая литература: 2. Учебник   по   русскому   языку   Гольцова   Н.Г.,   Шамшин   И.В.   Учебник   для   10­11   классы: «Русский   язык. общеобразовательных учреждений» 3. Рабочая тетрадь (обычная, в линию)  4. Раздаточные материалы (схема «Лексика русского языка»). 5. Ручка, карандаш. Основные   понятия   и   термины   по   теме:  лексика,   слово, однозначное  и  многозначное  слово,  синонимы,  омонимы,  антонимы, паронимы,   прямое   и   переносное   значение   слова,   метафора, метанимия.       Перед   тем   как   приступить   к   выполнению     заданий   прочитайте теоретический материал § 1­7 по учебнику.   Задание 1 Определите,   у   каких   слов   окончания   имеют   одинаковое грамматическое   значение.   Какое   именно?   Найдите   слова   с одинаковым лексическим значением. Запишите слова в две колонки.   Девушка, по дороге, бежала, петь, у озера, в море, население, увидя, земля,   мурлыча,   голова,   озера,   Маша,   летала,   лепить,   море,   спеть, дожди, яркий, люди, весенний, красивый, экзамены, азбука, алфавит, экзамен, города. Задание 2  Прочитайте   и   определите,   в   каких   случаях   выделенные   слова использованы в переносных значениях. Спишите, вставляя буквы. 1.Чудный   воздух   и   пр..хладно  душен,   и   полон   неги…   (Г.)   2. Томительная тоска бе..соницы душными объятиями обхватила Ванду. (Ф.   Сол.)   3.   Вид..шь,   на   нем   шуба   медвеж..я,   шапка   лис..я,   сапоги волч..и. (Мих.) 4. Волк обход..т лес и, пр..подняв голову, затягивает свою одинокую волч..ю песню. (Марш.) Задание 3 Прочитайте,   найдите   слова   с   переносными   значениями. Определите   тип   переносного   значения:   метафора,   метонимия. Спишите,   вставляя   пропущенные   буквы.   Объясните   постановку знаков препинания в 4­ом предложении. 1.Ноч..ю весь отель спал. (Б.) 2. В..юга билась в его (корабля) снасти   и   широкогорлые   трубы,   поб..левшие   от   снега.   (Б.)   3.   Мне нравились   театрал..ные   кор..идоры   с   зерк..лами   в   тусклых   золотых рамах… (Пауст.) 4. Вот и солнце встает, из­за пашен… бдестит, за м..рями   н..члег   свой   покинуло.   (Никит.)   5.   И   этот   споткнувшийся, дрогнувший голос прозвучал уб..дительнее всяких слов. (Берег.) Задание 4 Найдите и охарактеризуйте все разновидности омонимов. 1.Веснушкам нету сноса,       2. Суслик выскочил из норки Не исчезают с носа. И спросил у рыжей норки:       Я, не жалея мыла, ­ Где вы были ? ­ У лисички!             Нос терпеливо мыла, ­            ­ Что вы ели там? ­Лисички                    Зависело б от мыла,            Веснушки я б отмыла.                                3. Вы. щенки, за мной ступайте!     4. Защитник вольности и прав Будет вам по калачу.                    В сем случае совсем не прав.        Да смотрите ж, не болтайте, А не то поколочу. Задание 5 Спишите, найдите в стихотворении синонимы, выделите их  определите их вид. До речи родимой дотронусь ­                 Бежит под зеленой  косынкой  И музыка на сто ладов!                           И хочет из чащи свернуть Весеннее слово­                                       Укромное слово – тропинка,                             влюбленность.              Но слово просторное – путь.     И есть еще краше – любовь.                                                                   В рабочем нетихнущем гуле Мне дороги рукопожатья,                       Я слышу, как Завтра встает. Приветы и встречи вокруг.                     Есть слово высокое – люди, Веселое слово­  приятель                        И есть еще выше – народ. И есть еще радостней – друг.              Задание 6 Составьте   синонимичные   ряды   из   данных   глаголов   и   наречий; запишите их, вставляя пропущенные буквы. Определите тип синонимов.   Во..рождать,   во..крешать,   вос..танавливать,   впопыхах,   второпях, д..трагиваться,   к..саться,   метить,   нередко,   пр..к..саться,   сличать, сопоставлять,   р..ставрировать,   сравнивать,   то   и   дело,   трогать,   часто, ц..лить. Задание 7   Определите,   какие   из   них Найдите   антонимы   в   тексте. контекстуальные. Раскройте их стилистическую роль.   которые 1.Необозримо   многообразие   человеческих   отношений, запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и сознания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, tправда и   кривда,   честность   и   обман,   трудолюбие   и   лень,   красота   истин   и уродство предрассудков. 2. Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень  Не столь различны меж собой. Сперва взаимной разнотой  Они друг другу были скучны; Потом понравились; потом  Съезжались каждый лень верхом  И скоро стали неразлучны. 3. Ложь бывает доброй или злой, Сердобольной или беспощадной. Ложь бывает ловкой и нескладной, Осмотрительной и безоглядной. Упоительной и безотрадной, Слишком сложной и совсем простой. Задание 8 С каждым из существительных, приведенных в скобках, составьте словосочетания с согласующимися по смыслу прилагательными – паронимами.   Доверительный   –   доверчивый(человек,   интонация,   просьба,   разговор), лирический – лиричный (стихотворение, тенор, настроение), командированный   –   командировочный   (человек,   удостоверение), нестерпимый – нетерпимый (поступок, боль, холод). Вопросы   для   закрепления   теоретического   материала   к практическому занятию 1. Какой уровень языковой системы представляет слово?  2. Дайте определение слова. 3. Назовите важнейшие функции слова. 4. Что отражает лексическое значение слова? 5. Какие слова называются однозначными? 6. Какие слова называются многозначными?  7. Что такое метафора, метонимия? 8. Какие слова называются омонимами? 9. Как различить разные значения многозначного слова и слова – омонимы? 10. Назовите виды омонимов. 11. Дайте определение паронимов. 12. Почему паронимы смешивают в речи? 13. Дайте определение синонимов, видам синонимов. Какова роль 14. Дайте определение антонимов. Приведите примеры. 15. В   основе   каких   художественных   средств   лежит   явление синонимов в речи? антонимии?                Практическая работа № 9­10:  Лексический анализ слова с точки зрения происхождения и употребления. Учебная цель:  сформировать навык лексического анализа слова как единицы   лексической   системы   с   точки   зрения   происхождения   и употребления.  Задачи практической  работы: 1.Обобщить     систему   понятий   о   слове   как   центральной   единицы языка. 2.Повторить   и   углубить   сведения   о   слове   с   точки   зрения происхождения и употребления. 3.Воспитывать культуру  речи учащихся. Обеспеченность занятия (средства обучения): 1.Учебно­методическая   литература:  Учебник   по   русскому   языку Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. «Русский язык. 10­11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений» 2.Рабочая тетрадь (обычная, в линию)  3.Раздаточные материалы (схема «Лексика русского языка»). 4.Ручка, карандаш. Основные   понятия   и   термины   по   теме:  исконная (старославянизмы) и заимствованная лексика, общеупотребительная и ограниченная   в   своем   употреблении   (архаизмы,   историзмы, неологизмы, диалекты)        Перед тем как приступить к выполнению  заданий прочитайте   теоретический материал § 8­10  по учебнику.   Задание 1 Подберите   к   следующим   заимствованным   словам   русские синонимы.   Сделайте   вывод:   в   каких   случаях   больше   подходит русское слово, в каких – заимствованное?    Абстрактный, вульгарный, пассивный, игнорировать, оригинальный, актуальный, идеальный. Задание 2 Прочитайте   отрывок   из   «Оды   на   день   восшествия   на   престол Елисаветы   Петровны,   1747   года»   М.В.   Ломоносова.   Выпишите старославянизмы, подберите однокоренные русские слова; дайте толкование устаревших слов.  Царей и царств земных                    Но краше в свете не находит                                        отрада,          Елисаветы и тебя.  Возлюбленная тишина,                    Ты, кроме той, всего превыше;  Блаженство сел, градов                    Но дух ее зефира тише                                       ограда,           И зрак приятнее рая!   Коль ты полезна и красна!               Когда на трон она вступила,   Вокруг тебя цветы пестреют            Как вышний подал ей венец   И классы на полях желтеют;            Тебя в Россию возвратила,   Сокровищ полны корабли                Войне поставила конец; Дерзают в море за тобою;                 Тебя, прияв, облобызала:   Ты сыплешь щедрою рукою             Мне полно тех побед,­    Свое богатство по земли.                                                   сказала,­         Великое светило миру,                     Для коих крови льется ток.   Блистая с вечной высоты,                Я россов счастьем                       На бисер, злато и порфиру,                                            услаждаюсь,   На все земные красоты,                     Я их спокойством не меняюсь        Во все страны свой взор                    На целый запад и восток.                                       возводит,­                                                       Задание 3 Спишите,   вставляя   пропущенные   буквы   и   раскрывая   скобки. Подчеркните устаревшие слова.      Не все бе..ствия кончились для Дмитрия Яковлевича аудиенц..ей у Алексея   Абрамовича;   он   сидел,   м..лчаливый   и   взволнован..ый,   в класс..ной комнате, когда вошел человек и позвал его к чаю. Доселе наш кандидат (ни)когда не бывал в дамском обществе; он питал к женщинам   какое(то)   инстинктуальное   чу..ство   уважения;   они   были для   него   окружен..ы   каким(то)   нимбом;   видел   он   их   на   сцене (М,м)осковского   театра   –   там   все   уродливые   фигурантки   казались ему какими(то) феями, богинями. Теперь его поведут пр..дставлять к г..неральше, да и одна ли она будет?      Задание 4 Прочитай предложения, найдите устаревшие слова, разделите их на   две   группы:   историзмы   и   архаизмы.   Объясните,   почему   они устарели: исчезли обозначаемые ими понятия или появились новые названия   у   этих   понятий.   Есть   ли   среди   устаревших   слова, которые   используются   в   современном   языке,   но   с   другим значением.     1.Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете? (П.) 2. Не хочу быть   столбовою   дворянкой.   А   хочу   быть   вольною   царицей.   (П.)   3. Перстами легкими, как сон, моих зенниц    коснулся он; отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы. (П.)  4. Колумб российский между льдами спешит и презирает рок. (Лом.)  5. Унылая пора! Очей очарованье!     Приятна мне твоя прощальная краса –      Люблю я пышное природы увяданье,      В багрец и золото одетые леса…(П.) 6.Второй нумер концерта Левин уже не мог слушать! (Л.Т.) 7. Он знал довольно по – латыни, чтоб эпигра´фы   разбирать. (П.) 8. Я бледные вижу ланиты и поступь лебяжью ловлю. (Бл.) 9. Но все же я счастлив: в сомне бурь неповторимые я вынес впечатленья. (Ес.) 10. Глядь – поверх текучих вод лебедь белая плывет. (П.)  11. Покуда ключница рассказывала,   комнатный   холоп,   который   с   появлением   в   доме мажордома   стал   называться   теперь   камердинер,   снял   с   Гаврилы пыльный   кафтан,   камзол,   распутал   галстук   и,   кряхтя,   начал стаскивать ботфорты. (А.Т.)  Задание 5 Укажите диалектизмы. Как вы понимаете их значение? В чем  отличие их от слов общенародного языка? 1.Тут самого старика изобидели: дедушкину росчисть отобрали.  (Баж.) 2. В этом остроге живучи, черта с рогами поцалуешь. (Леск.) 3.  «Вдругорядь как­нибудь, а ноне не хочу!» ­ замахал на них ручищами  своими Фомушка. (Крест.) 4. По этому плывуну мураши и то еле  пробираются. (Баж.) 5. Разведена большая огородная бакша. (Баж.) 6.  У нас в Блудовом болоте эти холмы песчаные, покрытые высоким  бором, называются боринами. (Приш.) 7. Весь этот домик, куда  пришла Ксюша, состоял из одной крошечной горенки и еще меньшей  приспешной. (Леск.) 8. Яблоня приносит яблоки; орешник – орехи, но  самые лучшие плоды приносит хорошее воспитание. (Прутк.) Задание 6 Спишите,   раскрывая   скобки.   Выделите   единицы   социально ограниченной лексики: термины, профессионализмы, жаргонизмы. 1.Ружье   у   него   было   (одно)ствольное,   с   кремнем,   одаренное притом скверной привычкой жестоко «отдавать»,  (от)чего у Ермолая правая щека всегда была пухлее левой. (Т.) 2. И так создалось крепкое место, или даже, можно сказать  (по)нашему, (по) охотничьи, волч..я крепость. (Приш.) 3. Гравюры в настоящее время хранятся в фондах, так (как), даже защищенные от прямого попадания света, они очень уязвимы. (Вор.) 4. Мне объявили, что я должен прожить тут еще три дни,   ибо   «оказия»   из   Екатерино(града)   еще   (не)   пришла…   (Л.)   5. Порой  и в самойсередине залива корабль (не)ожиданно ворочает под прямым углом, что(бы) обойти банку, словно нарочно поставленную кем(то) на морском пути. (Соб.)   6. Поршли толки о том, (от)чего пистолет   в   первый   раз     (не)выстрелил;   иные   утверждали,   что вероятно, полка была засорена, другие говорили шепотом, что прежде порох   был   сырой…   (Л.)   7.   Урка   сел   в   кровати   и   смотрел   злыми глазами на электрика и нервного, которые сидели рядышком. (Шукш.) Вопросы   для   закрепления   теоретического   материала   к практическому занятию 1.Дайте определения понятий «исконное» и «заимствованное» слово.  2. Какие группы слов представляют исконную русскую лексику? 3. Перечислите признаки заимствованной лексики. Приведите  примеры заимствованной лексики. 4. Что вы знаете о словах, пришедших в русский язык из  старославянского языка?  5. Перечислите группы слов, которые традиционно относятся к  периферии лексической системы. 6. Что обозначают историзмы?  Приведите примеры. 7. Какие единицы языка относятся к архаизмам7 8. Дайте определение понятия «неологизм». 9. Приведите примеры диалектизмов. 10.Перечислите группы слов, образующих социально ограниченную  лексику. Тема: «Фразеологизмы» Практическая работа № 11­12: Лексический анализ фразеологизма как лексической единицы языка. Учебная   цель:   фразеологизма как лексической единицы языка.  сформировать  навык   лексического   анализа  Задачи практической  работы: 1.Обобщить  систему понятий о фразеологических единицах. 2.Повторить и углубить сведения о фразеологической системе с точки зрения происхождения и употребления. 3.Воспитывать культуру  речи учащихся. Обеспеченность занятия (средства обучения): 1.Учебно­методическая   литература:  Учебник   по   русскому   языку Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. «Русский язык. 10­11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений» 2.Рабочая тетрадь (обычная, в линию)  3.Раздаточные материалы (схема «Лексика русского языка»). 4.Ручка, карандаш. Основные понятия и термины по теме: фразеологизм, афоризм.        Перед тем как приступить к выполнению  заданий прочитайте   теоретический материал § 11  по учебнику.   Задание 1 Выпишите   свободные   словосочетания   в   один   столбец,   а фразеологические обороты  ­ в другой.       Хорошо писать, спустя рукава, белая ворона, удельный вес, белая известь,   гашеная   известь,   бить   тревогу,   бить   баклуши,   бить   ногой, уйти из дома, уйти в себя, уйти в свою скорлупу, в три ручья, в три погибели,   в   три   кармана,   первая   скрипка,   первая   перчатка,   первая победа, отвечать головой, рыдать навзрыд, прямой угол, щекотливое дело. Задание 2    Прочитайте.   Определите,   в   каких   случаях   выделенные словосочетания   являются   фразеологизмами.   Мотивируйте   свой ответ,   учитывая   такие   свойства,   как   устойчивость   состава, воспроизводимость   по   памяти,   единое   значение   оборота   и   его образность. 1.Старик   не   осмелился   перечить,   не   дерзнул  поперек   слова молвить. (П.) 2. «Эй, Азамат, не сносить тебе головы», ­ говорил я ему.   (Л.)   3.  Кушай   на   здравие,   будем   с   медком.  Благослови     бог прохожего! (Н.) 4. Я был подавлен вопросом, да и кто бы, на моем месте,  сохранил присутствие духа? (М.Г.) 5. Ваши мысли и слова удивительно  повержены перемене… (Л.) 6.  Первый раз в жизни  я смотрел   так   внимательно   вглубь   себя.     (М.Г.)   7.   Поневоле  сердце очерствеет  и душа закроется… (Л.) 8. Видно, тебе всё  как с гуся вода: иной бы с горя зачах… (Т.) Задание 3 Объясните значение фразеологических оборотов.      Плясать под чужую дудку, подливать масло в огонь, перемывать косточки, набрать в рот воды, между небом и землею.    Сгруппируйте фразеологизмы в синонимические ряды. Задание 4 О б р а з е ц: испускать дух, отправляться к праотцам, оканчивать свои дни, ложиться в гроб – «умирать»       Голова варит, голова идет кругом, звезд с неба не хватает, иметь голову на плечах, молоко на губах не обсохло, нос не дорос,  от доски до доски, от корки до корки, по молодости лет, пороха не выдумает, семи пядей во лбу, средней руки, стреляный воробей, так себе, тертый калач, ума палата, хлопот полон рот. Задание 5 Подберите   к   фразеологизмам   первой   группы   антонимичные   из второй группы. 1.Воспрянуть   духом,   держать   камень   за   пазухой,   добро пожаловать . забить тревогу, ни гроша не стоит, человек с большой буквы, умалять достоинства. 2.Возносить до небес, мелкая сошка, почивать на лаврах, положа руку на сердце, счастливо оставаться, упасть духом, цены нет. Задание 6  Спишите.   Определите   значение   и   синтаксическую   роль     фразеологизмов в предложении. 1.Знал бы ты, как мучительно потерять уважение к человеку, как от этого сердце болит. (М.Г.) 2. Дней минувших анекдоты, от Ромула до наших дней, хранил он в памяти своей. (П.) 3. Вот этот молодой человек то(же), верно, мечтает: мол, помрет в некий срок папенька и будут   у   него   куры   (не)клевать   золота.   А   куры   (то)   и   (в)прямь (не)будут клевать , потому что клевать будет (не)чего. (Б.) 4. У меня от неожиданности, как говорится, сердце оторвалось. (Акс.) 5. Так вам чины, можно сказать, потом и кровью достались. (Г.) Мы с вами из одного теста. Это я все понимаю. (А.Т.) Вопросы   для   закрепления   теоретического   материала   к практическому занятию 1. Дайте определение фразеологизма. 2. Какой  языковой уровень системы представляет фразеологизм? 3. Какие свойства сближают фразеологизм и слово? Приведите примеры. 4. Какие   свойства   сближают   фразеологизм   и   словосочетание? Приведите примеры. 5. Перечислите   свойства   фразеологизма   как   особой   единицы лексической системы. 6. С какой целью можно использовать фразеологизмы в речи? 7. Охарактеризуйте   состав   фразеологизмов   с   точки   зрения происхождения. Тема: «Лексические нормы» Практическая работа № 13: Анализ лексических ошибок.   Учебная  цель:    сформировать  навык   анализа     языковых   единиц   с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; Задачи практической  работы: 1.Сформировать систему понятий о лексических ошибках.  2. Научить определять и устранять лексические ошибки, связанные с неправильным выбором слова, фразеологизма. 3.Воспитывать культуру  речи учащихся. Обеспеченность занятия (средства обучения): 1.Учебно­методическая   литература:  Учебник   по   русскому   языку Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. «Русский язык. 10­11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений» 2.Рабочая тетрадь (обычная, в линию)  3.Раздаточные материалы (схема «Лексика русского языка»). 4.Ручка, карандаш. Основные   понятия   и   термины   по   теме:  лексические   ошибки, плеоназм, тавтология.  Задание 1 Замените   выделенное   слово   другим,   более   точно   передающим данное понятие, и объясните свою точку зрения.        1.Мы пересаживали рассаду в землю. 2. Невдалеке от стада овец сидел пастух. 3. Доярка налила молоко из ведра в бидон. 4. После оттепели снова ударил мороз и на снегу образовалась ледяная корка. 5.   Ребята   забрели   в   самую   гущу   леса.   6.   Вдоль   железнодорожного полотна укрепили деревянные решетки, предохраняющие рельсы от снежных заносов. 7. В лунные ночи зайцы пробираются в сад и грызут кору.   8.   Сбоку   дороги   цвел   высокий   иван   –   чай.   9.   Из­под   ног разбегались быстрые ящерицы. Задание 2 Прочитайте   предложения,   найдите   в   них   ошибки   и   справьте. Охарактеризуйте   эти   ошибки.   Запишите   предложения   в исправленном виде. 1.Гончий   автомобиль   едва   не   перевернулся   на   повороте.   2.   Нас познакомили   с   новым   комплектом   гимнастических   упражнений.   3. Гоголь смело уличал пороки крепостнического строя. 4. Помещик был груб со своими придворными. 5. Помещики жестоко угнетали своих крепостников.   6.   Постепенно   человек   укрощал   диких   коз,   свиней, других животных. 7. Дыхание больного стало отрывистым. 8. У него были не выразимые черты лица. Исправьте ошибки связанные с плеоназмом и тавтологией. Задание 3      1.Хронометраж времени был произведен безупречно. 2. В марте месяца  открылось  совместное  предприятие,  выпускающее  30  тысяч штук   изделий   в   год.   3.   Эти   компьютеры   просты   по   устройству   и дешевы   по   стоимости.   4.   Писателя   интересуют   взаимоотношения участников движения дру с другом. 5. При такой обработке много древесины пропадает зря. 6. И в то же мгновение я почувствовала, что он   почувствовал   во   мне   врага.   7.   В   своей   работе   руководители учреждений   руководствуются   новейшей   методической   литературой. 8.   В   прошлом   году   выдался   неурожайный   год.   9.   Уровень   жизни жителей общежития зависит от них самих. 10. Мы каждый год платим абонементную плату за телефон. Задание 4 Найдите   и   устраните   ошибки,   связанные   с   использованием фразеологизмов в современных средствах массовой информации. 1.Проблема   «потеплеет   –   не   потеплеет»   стала   камнем   серьезных разногласий как между развитыми странами и развивающимися, так и между ЕС и США. (Из газет) 2. Судя по серьезности амбиций, перед нами карьерист высокого полета в хорошем смысле. (ТВ)  3. Хотя я написал   для   себя   роль,   в   последний   момент   решил   не   сниматься. Чтобы не бегать между двумя стульями. (Радио) 4. Именно женщины, с   точки   зрения   государства,   являются   важнейшими   участниками демографического   процесса,   и   их   надо   держать   в   очень   жестких рукавицах.  (ТВ)  5.   Они   внесли   огромную   лепту   в   историю наполеоновских войн.  (Устная речь)  6. Здесь такие дома – просто завораживает дух. (Устная речь) Задание 5 «Поработаем   редакторами».   Исправьте   в   приведенном   ниже тексте все лексические ошибки.       В   ряду   книжных   стилей   официально   –   деловой   стиль   очерчен наиболее   четко.   Он   заслуживает   правовую   и   административную деятельность   при   общении   в   государственных   учреждениях,   в судействе, при деловых и дипломатических переговорах: деловая речь обеспечивает   аферу   официально   –   деловых   отношений   и функционирует в области правителей и политиканства. Официально – деловой   стиль   характеризуется   в   контекстах   законов,   указов, приказов, инструкций, договоров, согласований, распоряжений, актов, в деловой переписке офисов, а также в справках юридического толка и   т.п.   Несмотря   на   то,   что   этот   стиль   подвергается   серьезным переменам   под   влиянием   специально   –   исторических   сдвигов   в обществе, он выделяет среди других функциональных разновидностей языка   своей   стабильностью,   традиционностью,   замкнутостью   и стандартизированностью. Вопросы   для   закрепления   теоретического   материала   к практическому занятию 1. Что такое лексическая норма? 2. Дайте определение плеоназму и тавтологии. 3. Составьте памятку: «Как не допускать лексические ошибки»
скачать по прямой ссылке