Рабочая тетрадь по Введению в историю Отчества (пропедевтический курс). Тетрадь разработана в соотвествии с рабочей программой по истории Отечества для 5 класса (ДНР). Рабочая тетрадь предназначена для изучения пропедевтического курса «История Отечества. Введение в историю Донецкого края» в 5 классе. Тетрадь состоит из познавательных заданий различного уровня сложности, таких как: работа с картами, схемами, тестами, выполнение заданий по систематизации изученного материала. Для решения некоторых заданий необходимо использовать дополнительную литературу: словари, энциклопедии, интернет-ресурсы.
Данный сборник предназначен для того, чтобы помочь учащимся усвоить минимум исторических знаний в соответствии с программным содержанием. Выполнение заданий способствует развитию самостоятельной учебно-познавательной деятельности школьников. Одно из условий успешного выполнения заданий – руководство и контроль учителя, обязательное объяснение содержания вы-полняемых действий. Все задания составлены таким образом, чтобы их выполнение было посильно и доступно для учеников.
Рабочая тетрадь история 5класс-1.docx
ГОРЛОВКА2018
Введение в историю
Донецкого края
Рабочая тетрадь
Учен________ 5 класса
Горловской ОШ IIII ступеней № ______
_______________________________________ истории своей страны, стимулировал желание
самостоятельного поиска и расширения знаний по истории
своей Родины. Совокупность предложенных заданий
способствует подготовке обучающихся к освоению стандартов
основного общего образования в 69 классах.
Пояснительная записка
Рабочая тетрадь предназначена для изучения
пропедевтического курса «История Отечества. Введение в
историю Донецкого края» в 5 классе. Тетрадь состоит из
познавательных заданий различного уровня сложности, таких
как: работа с картами, схемами, тестами, выполнение заданий
по систематизации изученного материала. Для решения
некоторых заданий необходимо использовать дополнительную
литературу: словари, энциклопедии, интернетресурсы.
Данный сборник предназначен для того, чтобы помочь
учащимся усвоить минимум исторических знаний в
соответствии с программным содержанием. Выполнение
заданий способствует развитию самостоятельной учебно
познавательной деятельности школьников. Одно из условий
успешного выполнения заданий – руководство и контроль
учителя, обязательное объяснение содержания выполняемых
действий. Все задания составлены таким образом, чтобы их
выполнение было посильно и доступно для учеников.
В рабочей тетради представлены самые разнообразные
задания, которые
можно использовать на уроке: выполнение тестов, работа с
таблицами, с лентой времени, с текстом исторического
документа, работа над понятиями и т.д. Отбор
фактологического материала для заданий осуществлялся
таким образом, чтобы он способствовал воспитанию
гражданских и патриотических качеств учащихся,
содействовал формированию личностного отношения к 1. Введение. История – наука о прошлом.
Исторические источники
История –
Напиши определение
С греческого historia – расспрашивание, расспросы,
исследование, установление фактов
улики следователь историк ?___________
Исторические
источники –
Заполни таблицу:
Вид
исторического
источника
Что относится к данному
Примеры
источнику
4. Улица Артема, памятник Артему, город Артема…Кем
был Артем?
А. Революционером.
Б. Воиноминтернационалистом.
В. Героем Великой Отечественной войны.
Г.
Председателем Юзовского совета.
5. Каким веком датируется самое древнее поселение,
обнаруженное археологами на Донетчине?
а. XVI век до н.э.
б. X век до н.э.
в. IV век до н.э.
г. I век н.э.
7. Расскажите, о каком периоде, событии, личности в
истории Донбасса вам хочется узнать подробнее?
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________ _____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
Моё Отечество – Донбасс!
Вспомните изученный материал и выполните задания
1. Назовите города ДНР на буквы «К, С, Т, Г, Ш, А, Н»
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
2. Перечислите, какие полезные ископаемые добывают
на территории Донецкой Народной Республики
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
3. Назовите имена людей, прославивших наш Донбасс.
Об одном из них расскажите подробнее
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
Задания для самоконтроля
1. Слово «история» в переводе с древнегреческого языка
означает:
а) событие; б)время;
в) рассказ о прошлых событиях;
г) повествование о том, что узнано, исследовано.
2. Отцом истории считается:
а)Иордан; б) Геродот; в) Птоломей; г) Диоген
_________________________________________________
3.Завершите предложения и запишите их в тетради:
Исторические источники делятся на такие виды: 1. _________________________________________________
2. ______________________________________
3. ______________________________________
Я считаю, что историю нужно учить потому, что
__________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
_
2. Краеведение – наука о родном крае
Краеведение –
Виктор Евсеев в 1935 году у Амвросиевки в балке Казённой
обнаружил _______________________________
_______________________________________________
____
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
Василий Городцов ___________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
Доротея Цвейбель_____________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________ Практическая работа
«Белые журавли»
Вот уже более 20 лет во многих городах России и
бывшего Советского союза 22 октября отмечается
День белых журавлей. Это праздник поэзии и день
памяти всех погибших на фронтах разных войн. Он
вне времени и пространства, а главное, День белых журавлей
интернационален, ибо в этот день мы вспоминаем погибших в Хатыни и
Хиросиме, Грозном и Кабуле, В НьюЙорке и Москве, Багдаде и
Беслане. Инициировал ежегодное проведение этого дня поэт Расул
Гамзатов. В 1965 г. Расул Гамзатов написал стихотворение «Журавли»,
после того как побывал у памятника японской девочке Садако Сасаки в
Хиросиме. В руках девочка держит бумажного журавлика.
История о больной японской девочке, ставшей легендой,
известна всем. В Японии существует поверье, что тот, кто
сложит 1000 бумажных журавликов, получит в награду
исполнение желания.
Во многих городах нашего Российской Федерации
существует и другая традиция. Ежегодно ко Дню Победы
учащиеся школ изготавливают журавликов в технике
оригами, на их бумажных крыльях приклеивают данные участников
Великой Отечественной войны своего района. А 9 мая журавликов
раздают жителям и гостям города. Каждый стремится получить
бумажную птицу как оберег семьи, как символ спокойствия и
благополучия на год, до следующего Дня Победы.
Задания для самостоятельной работы:
1. Приобрести практические навыки по изготовлению
журавликов в технике оригами на уроках (см. схему)
2. Расспросите ваших родных о ваших родственниках и
близких, которые погибли (пропали без вести) в войнах,
напишите их имена; подготовьте короткий рассказ
(презентацию 2 – 3 слайда) о ваших героях).
Пример проекта «Белые
журавли» в одной из
российских школ Задания для самоконтроля
1.Человек, занимающийся изучением истории своего края,
это:
а) археолог; б) архитектор;
в) краевед; г) филолог.
2. Стоянку эпохи позднего палеолита в 1935 году в балке
Казённой у Амвросиевки обнаружил:
а) В. А. Гордцов; б) В. М. Евсеев;
в) Д.С. Цвейбель; г) П.П. Ефименко
3. Три типа археологических культур (ямную,
катакомбную, срубную) выделил:
а) В.А.Городцов; б) Д.С. Цвейбель;
в) Р.Д. Лях; г) А. А. Моруженко
4. Древние городища у сёл Богородичное, Сидорово и
Маяки открыл:
а) С. А. Локтюшев; б) П.П. Ефименко;
в) Д.С. Цвейбель; г) Н.В. Сибилев
5. Используя новые знания и дополнительные источники,
подготовь рассказ об одном из учёных исследователей
родного края.
1937 год – открытие Сталинского
педагогического института
3. Хронология – наука о времени
Хронология -
Летоисчисление –
Календарь –
Лента времени Направление движения
времени
Чтобы усвоить, как определять начало и
окончание разных веков, воспользуйтесь
таблицей:
1100
гг.
I в.
1901
1001
1100гг.
2000гг.
XIв. XIIв. XIIIв. XXв.
901
1000гг.
Xв.
801
900гг.
IXв.
1101
1200гг.
1201
1300гг.
Гимн Донецкой Народной Республики
Напишите авторов слов и музыки гимна ДНР, выучите гимн наизусть.
Автор слов _______________________________________
Автор музыки_____________________________________
Великий Донбасс: честь и гордость народа
Богатые недра, леса и поля
Наш край трудовой, наша жизнь и свобода
Навеки хранимая Богом земля!
Славься, республика, наша народная
Славься, любимый шахтёрский Донбасс!
Славься, Держава, духом свободная,
Дружбой народов, связавшая нас!
Врагу не сломить нашу крепкую волю,
Мы духом и сердцем во веки сильны,
Единству и братству славянских народов,
Мы будем всегда беззаветно верны!
Славься, республика, наша народная,
Славься, любимый шахтёрский Донбасс!
Славься, Держава, духом свободная,
Дружбой народов, связавшая нас!
Донецкая Русь сквозь года величаво,
Победное знамя своё пронесёт,
Святая народная наша Держава
С надеждой и верой для мира цветёт!
Славься, республика, наша народная,
Славься, любимый шахтёрский Донбасс!
Славься, Держава, духом свободная,
Дружбой народов, связавшая нас!
7 апреля 2014 года – провозглашение Донецкой
Народной Республики
11 мая 2014 года Референдум о самоопределении
Народного Совета
2 ноября 2014 года – первые выборы Главы
Донецкой Народной Республики и депутатов
Донецкой Народной Республики
Герб столицы нашей
Республики – города
Донецка
Назовите авторов герба Донецка
_______________________________
_______________________________
Что символизирует рабочая рука,
крепко держащая высоко поднятый
молот__________________________
_____________________________________________________
____________________________________________________
О чём говорит нам лазурный цвет верхнего поля щита?
_____________________________________________________
_____________________________________________________
Что означает чёрный цвет нижнего поля щита?__________ _____________________________________________________
_____________________________________________________
Напишите, что символизируют на
гербе Горловки
Три серебряные звезды _____________
___________________________________
___________________________________
Горлица __________________________
___________________________________
Стального цвета молотки__________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Красный цвет на щите__________________________________
_______________________________________________________
Зелёный цвет на щите___________________________________
_______________________________________________________
Памятка для решения хронологических
задач
1. Начертите линию времени – прямую линию,
разделённую чёрточками на равные отрезки,
обозначающие определённое количество лет.
2. В начале линии поставьте большую и более чёткую
чёрточку –начало отсчёта, а в конце стрелку,
символизирующую течение времени.
3. Для ориентации во времени поставьте текущий год.
4. На линии времени напишите условия задачи(годы).
5. Выполните вычисление и запишите сжатый ответ.
Образцы исторических задач и их
решение:
на установление отдалённости события от нынешнего
Задача 1 – на установление века, в котором произошло событие (в
каком веке произошло событие, если известен год?)
В 1663 г. был построен Маяцкий острог – первое постоянное
поселение на территории нашего края. В каком веке это
произошло?
Ответ: в 17 веке
Задача 2 –
времени (сколько лет назад состоялось событие, если известна его
дата?)
Вычислите, сколько лет прошло от битвы на реке Калка (1223 г.)
до сегодняшнего дня.
Ответ: 20181223 = 795 лет
Задача 3 – на установление отдалённости одного события от
другого (на сколько лет одно событие состоялось раньше другого?)
Вычислите, сколько лет прошло от первого упоминания в
источниках о Святых горах в 1571 году до основания пос. Юзовка
(современный Донецк) в 1869 году?
Ответ: 18691571 = 298 лет
Задания для самоконтроля
1. Хронология – это:
а) последовательность исторических событий, происходящих
во времени;
б) повторение всех исторических событий;
в) дисциплина, которая изучает бытовые и культурные
особенности народов; г) наука об исторических источниках.
2. Заполните пропуски в тексте:
Год – это отрезок во времени, длиною в ____ месяцев, а век
– отрезок времени, длиною в _______ лет.
3.Соотнесите год со столетием, соединив их стрелками:
273 г.
59 г. до н.э.
693 г.
1541 г.
1837г.
462 г. до н.э.
V ст. до н.э.
III ст.
XIX ст.
VII ст.
XVI ст.
I ст. до н.э.
4. Посчитайте, сколько лет прошло после принятия
христианства как государственной религии Древней
Руси в 988 г. до сегодняшнего дня?
_________________________________________________
5. Определите, сколько лет прошло от дня, когда человек
впервые полетел в космос (1961 г.) до вашего
рождения?
_________________________________________________
Мой край сегодня
Назовите символы Донецкой Народной Республики
1._____________________________________________
2._____________________________________________
3._____________________________________________
Раскрась и напиши значения цветов Флага
Донецкой Народной Республики
Мемориал «Твоим освободителям, Донбасс» Монумент в Донецке, посвящённый памяти
всех частей и соединений, освобождавших
Донбасс во время Великой Отечественной
войны, главный памятник военной истории
Донбасса. Традиционно у памятника
проводятся мероприятия, посвящённые Дню
Победы. Дата постройки1984 г.
Назовите авторов данного мемориального комплекса
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
Мемориальный комплекс «Саур- Могила»
Одна из высот Донецкого кряжа. На
вершине кургана находились сторожевой
казацкий пост, укрепления Миусфронта.
После Великой Отечественной войны на
СаурМогиле был создан мемориальный
комплекс. Курган входит в состав
регионального ландшафтного парка
«Донецкий кряж»
Напишите минисочинение на тему «Почему важно
помнить историю своего народа»
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
4. Прошлое на карте.
Практическая работа «Как работать с
исторической картой»
Карта -
Историческая карта –
Легенда карты –
Наиболее частые условные обозначения на
исторических картах:
По цветам отличают территории
Штриховкой обозначают события,
связанные с определённой территорией
Места битв обозначают перекрещённым
оружием
__ ___ ___ ___ ___
___ ___ ___ ___ __
Стрелками обозначают передвижение
войск и народов
Границы территорий обозначают линиями ______ разного цвета и толщины
Населённые пункты обозначают
кружочками, точками, квадратиками
__________________
_
Памятка как работать с исторической
картой
1. Прочитать название карты
2. Познакомиться с легендой
3. Найти на карте именно те условные обозначения,
которые необходимы во время рассмотрения
конкретного вопроса
4. Сравнить полученную информацию с материалами
учебника
Рассмотрите карту и выполните задания
к ней
1.Перечислите племена, проживавшие на территории
Древнерусского государства при князе Олеге
_________________________
____________________________________
____________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
2. Земли какого племени вошли в состав Древнерусского
государства при князе Святославе?
_________________________
_________________________
3. Придумайте и запишите свой вопрос по данной карте
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
История вокруг нас. Памятники культуры
и истории, которые нас окружают
Памятник -
Наиболее распространённые виды памятников – это:
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
Визитная карточка Донецка Памятник «Слава Шахтёрскому труду» находится в
Киевском районе Донецка в центре Шахтёрской
площади.
Авторы памятника — скульптор Константин Ефимович
Ракитянский и архитектор Павел Исаакович Вигдергауз
В каком году был установлен данный памятник?
__________________________________________________________
Пальма Мерцалова
Выкованное из рельса в конце XIX века кузнецом
Алексеем Ивановичем Мерцаловым с помощником
молотобойцем Филиппом Федотовичем Шкариным
изображение пальмы, награждённое на Парижской
международной промышленной выставке 1900 года
премией Гранпри. Один из символов г. Донецка
В чём уникальность Пальмы Мерцалова?
_____________________________________________________
_____________________________________________________
Донецк 1961 год
По итогам практической работы подготовьте творческий проект о
судьбе своих родственников в 19501990 – е годы в виде
фотоколлажа, буклета, плаката, стенда, исторической справки,
сочинения, рассказа, альбома, рукописной книги (на выбор).
26 февраля 1958 г. – Сталинская область награждена
орденом Ленина
9 ноября 1961 г. Сталинская область переименована в
Донецкую, а город Сталино в Донецк
1961 г команда «Шахтер» впервые завоевала Кубок СССР по футболу
19641976 г. Владимир Дегтярев первый секретарь Донецкого
областного комитета партии
28 мая 1965 г. создан Донецкий государственный университет
26 октября 1968 г. в космос отправился посланец Донбасса Георгий
Береговой
1969 г. в Донецке проведен первый джазовый фестиваль и открыт цирк
1978 г. родился миллионный житель Донецка, город стал
миллионщиком
июль 1989 г. начало шахтерских забастовок в стране
1921 августа 1991 г. попытка государственного переворота в Москве
24 августа 1991 г. провозглашение Акта о Независимости Украины.
декабрь 1991 г. прекращении существования СССР
Задания для самоконтроля
1 Дословный перевод понятия «картография»
означает:
а) рисовать; б) земная поверхность;
в) рисовать на папирусной бумаге; г) надпись на бумаге 2. Изображение земной поверхности в различные
исторические периоды это:
а) историческая карта; б) план;
в) контурная карта; г) любая карта
3. Условные обозначения, с помощью которых можно
читать историческую карту это:
а) легенда карты; б) план карты;
в) масштаб карты; г) словарь карты
4. Покажите условные обозначения, которыми
пользуются, чтобы показать:
два разных государства_____________________________
места битв, сражений________________________________
населённые пункты__________________________________
перемещение народов, войск__________________________
5.В чём отличие исторической карты от других карт?
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
Курган — разновидность погребальных
памятников, распространённая на всех
континентах, кроме Австралии и
Артефакты из древности
Археология -
Культурный слой –
Стоянка –
Курган –
Амвросиевское костище
Стоянка первобытных людей и костище.
Датируется поздним палеолитом. Один из
самых крупных памятников позднего
палеолита в Европе. Площадь стоянки
около 6 гектаров. Обнаружена в 1935 году у
города Амвросиевка в Донецкой области, на
правом берегу реки Крынка археологом В.
М. Евсеевым
Что нашли здесь археологи?
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________ Практическая работа
«Назад в Донбасс эпохи СССР»
Донецк середина 1950 х годов
Задания для самостоятельной
работы или работы в группах:
1 Изучить материал учебника,
дополнительные исторические
источники (видеофильмы,
книги, документы)
2 Расспросить членов своей
семьи, живших в эпоху СССР и
работающих на предприятиях
Донбасса о жизни населения в 19501990 –е годы.
3 Найти ответы на вопросы:
Какие промышленные гиганты были запущены в
работу в период СССР на территории Донбасса?
В каом году своих первых зрителей принял
Сталинский драматический театр и как он
назыввается сейчас?
С именами каких исторических личностей вы
связываете эти достижения?
Назовите несколько причин шахтерских забастовок
1989 года.
Где был установлен первый памятник Артёму?
______________________________________________
Дом Джона Юза
честь Юзовка .
Площадь Ленина
Джон Джеймс Юз (англ. John
James Hughes, современная
транскрипция — Хьюз) (1814,
МертирТидвил — 1889,
СанктПетербург) —
валлийский промышленник,
основатель Донецка,
называвшегося до 1924 в его
Площадь Ленина — главная
площадь города Донецка. Находится
в Ворошиловском районе. Ограничена
с севера проспектом Гурова, с
запада — улицей Артёма, с юга —
Комсомольским проспектом, с
востока — улицей Постышева.
Появилась на месте Сенного рынка, который находился на окраине
Юзовки. Архитектурный ансамбль площади, в основном, формировался
с 1927 года по 1967 год. До начала работ по формированию
современного архитектурного облика площадь была окружена
одноэтажной жилой и промышленной застройкой
Как называлась площадь до 1927 года? Почему?
______________________________________________ __________________________________________________
________________________________________________
История вокруг нас. Какие исторические
сведения хранят улицы и площади
населённых пунктов
Улица Артёма – главная улица Донецка
Улица Артёма — главная улица
города Донецка, ранее носила
название Первая линия, в 1880х годах
была единственной улицей города.
Улица получила своё название в
честь Фёдора Андреевича Сергеева
(Артёма) (1883—1921), советского
государственного и партийного деятеля, одного из организаторов
вооружённого восстания в Харькове и в Донбассе в октябре 1917 года.
Напишите полное имя человека, в честь которого названа
улица_______________________________________________________
Памятник Артёму
Памятник Артёму — установлен в Ворошиловском
районе Донецка на пересечении улицы
Артёма с проспектом Мира.
Памятник сооружен в 1967 году к
пятидесятилетию Советского государства в
честь Фёдора Андреевича Сергеева(Артёма),
революционера, советского государственного и
партийного деятеля, основателя Донецко
Криворожской республики, председателя Донецкого
губисполкома.
Авторы памятника — скульптор Владимир
Макарович Костин, а также архитекторы Н. К. Яковлев и Н. М.
Поддубный. Участие в создании памятника принимали коллективы 90
предприятий и организаций.
Постамент выполнен из каранского гранита. Памятник представляет
собой бронзовую скульптуру Артёма в полный рост. Вес скульптуры 16 т
Задания для самоконтроля
1.Дословный перевод понятия «картография» означает:
а) рисовать; б) земная поверхность;
в) рисовать на папирусной бумаге; г) надпись на бумаге
2. Изображение земной поверхности в различные
исторические периоды это:
а) историческая карта; б) план;
в) контурная карта; г) любая карта
3. Условные обозначения, с помощью которых можно
читать историческую карту это:
а) легенда карты; б) план карты;
в) масштаб карты; г) словарь карты
4. Покажите условные обозначения, которыми
пользуются, чтобы показать:
два разных государства_____________________________
места битв, сражений________________________________
населённые пункты__________________________________
перемещение народов, войск__________________________
5.В чём отличие исторической карты от других карт?
_____________________________________________________
_____________________________________________________ _____________________________________________________
_____________________________________________________
Почему данные раскопки названы
именно так?
1160 г. до н.э. – создана
Туринская папирусная карта
Артефакты из древности
Археология -
Культурный слой –
Стоянка –
Курган –
Амвросиевское костище
Стоянка первобытных людей и костище. Датируется поздним
палеолитом. Один из самых крупных памятников позднего палеолита в
Европе. Площадь стоянки около 6 гектаров. Обнаружена в 1935 году у
города Амвросиевка в Донецкой области, на правом берегу реки Крынка
археологом В. М. Евсеевым
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
Урбанизация -
Используя дополнительные источники, составьте рассказ о
жизни дончан в 1980 –е годы, их открытиях и достижениях.
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________ _______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_____________________________________________________
Мариупольский могильник
могильник, который был обнаружен на
левом берегу Кальмиуса, на
окраине Мариуполя при строительстве
завода «Азовсталь»).
Могильник датируется 3 тысячелетием до
нашей эры (энеолит) и
принадлежит нижнедонской культуре.
Могильник обнаружил работник
Новотрубного завода, Г. Ф. Кравец.
Назовите имя человека, под руководством которого здесь
производились раскопки в 1930 году
_____________________________________________________
_____________________________________________________
Перечислите, какие вещи были найдены в процессе
раскопок_____________________________________________
__
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
Курган Двугорбая
Могила
В IV веке до н. э. севернее
современного посёлка
Сартана, что находится
недалеко от города
Мариуполь скифы
соорудили курган высотой до 5 м , в котором был погребён
знатный скиф, рядом с могилой которого под курганом
имелись 2 ямы с заупокойными дарами.Тело скифского
вельможи «охранял» слуга со стрелами, а его повара
захоронили вместе с бронзовым котлом, наполненным
пищей. Построенный курган укрепили по периметру
каменным поясом шириной до 3 м и высотой до 2 м, а
также рвом и тремя каменными поясами Назовите главную находку, обнаруженную в
Передериевой
Могиле____________________________________________
Задания для самоконтроля
1 Археология – это наука, которая:
а) изучает традиции и культуру народов мира;
б) исследует повседневную жизнь и быт народов мира;
в) изучает жизнь людей в прошлом по сохранившимся
вещественным памятника;
г) выявляет и изучает письменные источники о людях в
древности.
2. Мариупольский могильник был открыт Н.Е.
Макаренко в:
а) 1930 г; б) 1940 г; в) 1935 г; г) 1925 г
3. Скифы – древний народ, существовавший в:
а) V в. до н.э. –II в. н.э. б) VI в. до н.э.I в. н.э.
в) X в. до н. э. IV в. н.э. г) VIIIв. до н.э. – IV в. н.э.
4. Крупная стоянка эпохи палеолита, открытая В.М.
Евсеевым в 1935 г. находилась:
а) в балке Казённой возле Амвросиевки;
б) на побережье реки Северский Донец;
в) на левом берегу реки Кальмиус близ Мариуполя;
г) неподалёку от города Шахтёрск
Донбасс в 50- 80-е гг. ХХ столетия
За время оккупации фашистами был нанесён огромный
ущерб хозяйству Донбасса: были разрушены все шахты,
доменные и мартеновские печи, прокатные станы, заводы.
Поэтому возрождение края стало одной из важнейших
задач советского народа.
Заполните пропуски.
В __________году основан Ясиноватский
машиностроительный завод. К _________году
____________________
промышленность достигла довоенного уровня. В 1961 году
были сданы в эксплуатацию ____________________
__________________________________________________
_________________________________________________.
В _______году после реконструкции открывается стадион
_________________. В 1954 году основан ______________
_______ педагогический институт. 5 сентября 1956 года
начало работать __________________________________.
В октябре ________ года вступил в эксплуатацию канал
________________________________________________.
Перечислите основные достижения жителей Донбасса
в 1960 1970е годы
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________ __________________________________________________
__________________________________________________
7. Если находился в оккупации:
Как протекала жизнь местного населения в годы оккупации; были ли у
неё какие то особенности? Принимал ли участие в движении
сопротивления оккупационному режиму?
8. Как сложилась послевоенная жизнь вашего родственника?
Для тех, кто в годы войны был ребенком «Детей войны»
1. Ваши фамилия, имя, отчество.
2. Год рождения.
3. Где проживала Ваша семья в годы Великой Отечественной войны?
Каков был её состав?
4. При каких обстоятельствах вы у знали о начале войны? Какие чувства
у вас вызвало это известие?
5. Кто из Ваш ей семьи ушел на фронт? Какова их судьба?
6. Как изменилась Ваша жизнь с началом войны? Чем вы занимались?
Какую работу Вам приходилось выполнять? Какими были условия
труда?
7. Работали ли в вашей местности школы? Расскажите об особенностях
обучения в ш коле в военное время. Как школьники помогали фронту?
8.Какую помощь в вашей местности оказывали семьям погибших на
фронте?
9. Каким было материальное положение вашей семьи? Как питались,
одевались, обувались?
10. Был ли оккупирован Ваш населенный пункт? Если да, то расскажите
о периоде оккупации.
11. Когда и кем был освобожден ваш населенный пункт?
12. Расскажите о ваших чувствах и эмоциях, когда вы узнали о Победе
Что написано пером…
Письменные
источники -
Шумерская Фиванский свиток Древнекитайские Береста
клинопись папирус гадальные кости Онфима
По итогам практической работы необходимо подготовить
творческий проект о судьбе своих родственников в годы войны и в
послевоенный период в виде поискового исследования,
фотоколлажа, буклета, плаката, стенда, исторической справки,
сочинения, рассказа, альбома, рукописной книги (на выбор).
Архив -
Это интересно знать!
Бумага была изобретена в Китае около 2000 лет
тому назад.
Рабочая тетрадь по Введению в историю Отчества
Рабочая тетрадь по Введению в историю Отчества
Рабочая тетрадь по Введению в историю Отчества
Рабочая тетрадь по Введению в историю Отчества
Рабочая тетрадь по Введению в историю Отчества
Рабочая тетрадь по Введению в историю Отчества
Рабочая тетрадь по Введению в историю Отчества
Рабочая тетрадь по Введению в историю Отчества
Рабочая тетрадь по Введению в историю Отчества
Рабочая тетрадь по Введению в историю Отчества
Рабочая тетрадь по Введению в историю Отчества
Рабочая тетрадь по Введению в историю Отчества
Рабочая тетрадь по Введению в историю Отчества
Рабочая тетрадь по Введению в историю Отчества
Рабочая тетрадь по Введению в историю Отчества
Рабочая тетрадь по Введению в историю Отчества
Рабочая тетрадь по Введению в историю Отчества
Рабочая тетрадь по Введению в историю Отчества
Рабочая тетрадь по Введению в историю Отчества
Рабочая тетрадь по Введению в историю Отчества
Рабочая тетрадь по Введению в историю Отчества
Рабочая тетрадь по Введению в историю Отчества
Рабочая тетрадь по Введению в историю Отчества
Рабочая тетрадь по Введению в историю Отчества
Рабочая тетрадь по Введению в историю Отчества
Рабочая тетрадь по Введению в историю Отчества
Рабочая тетрадь по Введению в историю Отчества
Рабочая тетрадь по Введению в историю Отчества
Рабочая тетрадь по Введению в историю Отчества
Рабочая тетрадь по Введению в историю Отчества
Рабочая тетрадь по Введению в историю Отчества
Рабочая тетрадь по Введению в историю Отчества
Рабочая тетрадь по Введению в историю Отчества
Рабочая тетрадь по Введению в историю Отчества
Рабочая тетрадь по Введению в историю Отчества
Рабочая тетрадь по Введению в историю Отчества
Рабочая тетрадь по Введению в историю Отчества
Рабочая тетрадь по Введению в историю Отчества
Рабочая тетрадь по Введению в историю Отчества
Рабочая тетрадь по Введению в историю Отчества
Рабочая тетрадь по Введению в историю Отчества
Рабочая тетрадь по Введению в историю Отчества
Рабочая тетрадь по Введению в историю Отчества
Рабочая тетрадь по Введению в историю Отчества
Рабочая тетрадь по Введению в историю Отчества
Рабочая тетрадь по Введению в историю Отчества
Рабочая тетрадь по Введению в историю Отчества
Рабочая тетрадь по Введению в историю Отчества
Рабочая тетрадь по Введению в историю Отчества
Рабочая тетрадь по Введению в историю Отчества
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.