Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
«Рекомендовано» к утверждению на заседании методического совета МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» Заместитель директора по УВР ________________/ Н. И. Маркина Протокол № 1 от «29» августа 2015 г. |
«Утверждаю» Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» __________________/ Ю. Н. Калинин Приказ № 99 от «01» сентября 2015 г. |
|
|
РАБОЧАЯ
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
индивидуально – групповых занятий
по математике
для обучающихся 5 классов
УМК ВИЛЕНКИН Н.Я.
Составлена на основе программы общеобразовательных учреждений
«Математика 5 – 6 классы», составитель Т.А. Бурмистрова, М.: Просвещение, 2009 г.
Автор – составитель : Викол Надежда Сергеевна,
учитель математики,
информатики и физики
Тульская область, г. Донской
2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа ИГЗ по математике для 5 класса составлена на основе Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 (ред. от 31.01.2012) «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного общего образования», Примерной программы основного общего образования (Сборник нормативных документов. Математика. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по математике издательство «Учитель», 2009, программы общеобразовательных учреждений «Математика 5 – 6 класс» составитель Т. А. Бурмистрова, М: Просвещение, 2009 г. БУП 2004 года, Положения о рабочей программе, полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся, основной образовательной программы и учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7».
Общая характеристика учебного предмета
Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы. Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1. в направлении личностного развития:
· формирование представлений о математике, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
· развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
· формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
· воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
· формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
· развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2. в метапредметном направлении:
· развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
· формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3. в предметном направлении:
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
ИГЗ имеют большой образовательный и воспитательный потенциал, так как воспитывает внимательное отношение к терминам, создает условия, позволяющие лучше разобраться в том или ином вопросе курса школьной математики. Кроме того, он направлен на обучение учащихся грамотному использованию научного языка на уроках и в повседневной жизни. Это поможет учителю быстрее и качественнее готовить материал для урока, дополнить и обогатить объяснения интересными и содержательными сведениями, примерами, методическими приемами.
Цель курса состоит в
· повышении уровня понимания элементов математического языка, вошедших в общую культуру современного человека, через установление связей математического и естественного языков;
· овладении новыми математическими знаниями, позволяющими сохранить и еще более развить учащимся 5 класса интерес к изучению математики.
Задачи курса:
· актуализация знаний понятийно-терминологической базы математического языка; расширение представлений учащихся о практическом применении математики, ее связи с другими отраслями знаний;
· расширение возможностей социализации учащихся.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Формируемые УУД
В результате индивидуально – групповых занятий у выпускников основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.
Личностные УУД |
Познавательные УУД |
Коммуникативные УУД |
Регулятивные УУД |
1. Ценить и принимать базовые ценности. 2. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута. 3. Понимать смысл и цель самообразования. 4. Давать нравственно-этические оценки.
|
1. Ориентироваться в литературе: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 2.Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. 3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). 4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. 5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. 6. Составлять сложный план текста. 7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. |
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. 6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 7. Понимать точку зрения другого 8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений |
1.Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. 2. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. 3.Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. |
Требования к уровню подготовки учащихся.
В ходе освоения содержания элективного курса учащиеся совершенствуют опыт:
· Построения и исследования математических моделей для решения задач из смежных дисциплин;
· Самостоятельной работы с источником информации, современными информационными технологиями;
· Ясного и грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи;
· Самостоятельной и коллективной работы, включение результатов своей работы в результаты работы группы, соотнесения своего мнения с мнением других участников коллектива.
· Приёмы рациональных устных и письменных вычислений;
· Приёмы решения задач на переливание, движение и взвешивание;
· Различные системы мер;
· Различные приемы решения задач повышенной сложности.
Ожидаемые результаты
Учащиеся, посещающие индивидуально – групповые занятия, в конце курса должны уметь:
· находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»;
· оценивать логическую правильность рассуждений;
· распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;
· решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
· уметь составлять занимательные задачи;
· применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
· применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки и циркуля;
· применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
Содержание программы (35 ч)
Учебно-тематический план.
№ урока |
Название темы |
Кол-во часов |
1 |
Линии |
3 |
2 |
Натуральные числа |
3 |
3 |
Действия с натуральными числами |
3 |
4 |
Решение задач. |
7 |
5 |
Использование свойств действий при вычислениях |
3 |
6 |
Делимость чисел |
2 |
7 |
Дроби |
2 |
8 |
Действия с дробями |
8 |
9 |
Многогранники |
3 |
10 |
Таблицы и диаграммы |
1 |
|
Итого |
35 |
Календарно-тематическое планирование по ИГЗ 5 класс
№ п\п |
Дата проведения по плану
|
Дата проведения фактически |
Тема урока |
Кол-во часов |
1 |
3.09 |
|
Линии на плоскости. Прямая. |
1 |
2 |
10.09 |
|
Длина линии. Длина ломаной. |
1 |
3 |
17.09 |
|
Окружность и круг. |
1 |
4 |
24.09 |
|
Сравнение чисел. Двойное неравенство. Координатная прямая. |
1 |
5 |
1.10 |
|
Округление натуральных чисел. |
1 |
6 |
8.10 |
|
Решение комбинаторных задач. |
1 |
7 |
15.10 |
|
Сложение натуральных чисел. |
1 |
8 |
22.10 |
|
Решение текстовых задач. |
1 |
9 |
29.10 |
|
Умножение и деление натуральных чисел. |
1 |
10 |
12.11 |
|
Задачи на «переливание». |
1 |
11 |
19.11 |
|
Решение задач на «переливание». |
1 |
12 |
26.11 |
|
Задачи на «взвешивание». |
1 |
13 |
3.12 |
|
Решение задач на «взвешивание». |
1 |
14 |
10.12 |
|
Задачи на «движение». |
1 |
15 |
17.12 |
|
Решение задач на «движение». |
1 |
16 |
24.12 |
|
Логические задачи. |
1 |
17 |
14.01 |
|
Порядок действий в вычислениях, содержащих действия разных степеней. |
1 |
18 |
21.01 |
|
Переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения. |
1 |
19 |
28.01 |
|
Вынесение общего множителя за скобки. |
|
20 |
4.02 |
|
Простые и составные числа. |
1 |
21 |
11.02 |
|
Деление с остатком. |
1 |
22 |
18.02 |
|
Решение основных задач на дроби. |
1 |
23 |
25.02 |
|
Основное свойство дроби. |
1 |
24 |
4.03 |
|
Сокращение дробей. |
1 |
25 |
11.03 |
|
Сравнение дробей. |
1 |
26 |
18.03 |
|
Сложение и вычитание дробей. |
1 |
27 |
1.04 |
|
Умножение обыкновенных дробей. |
1 |
28 |
8.04 |
|
Деление обыкновенных дробей. |
1 |
29 |
15.04 |
|
Деление обыкновенных дробей. Решение задач на деление. |
1 |
30 |
22.04 |
|
Решение задач на нахождение дроби от числа. |
1 |
31 |
29.04 |
|
Решение задач на нахождение числа по его дроби. |
1 |
32 |
6.05 |
|
Многогранники. |
1 |
33 |
13.05 |
|
Решение задач на вычисление объемов. |
1 |
34 |
20.05 |
|
Решение олимпиадных задач. |
1 |
35 |
27.05 |
|
Таблицы и диаграммы |
1 |
Список литературы :
Список литературы для учителя:
· Виленкин Н. Я. Математика. 5 класс : учебник / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов,С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. - М. : Мнемозина, 2013
· Виленкин Н. Я. Математика. 6 класс : учебник / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов,С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. - М. : Мнемозина, 2013.
· Жохов, А Я Математика. 5-6 классы. Программа. Планирование учебного материала /И. Жохов. - М. : Мнемозина, 2011.
· Жохов, А Я Преподавание математики в 5 и 6 классах: методические рекомендации для учителя к учебнику Виленкина Н. Я. [и др.] / В. И. Жохов. - М. : Мнемозина, 2008.
· Жохов, А Я Математический тренажер. 6 класс : пособие для учителей и учащихся / В. И. Жохов, В. Н. Погодин. - М. : Мнемозина, 2013.
· Рудницкая, А Я Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь № 1 : учебное пособие для образовательных учреждений / В. Н. Рудницкая. - М.: Мнемозина, 2013.
· Рудницкая, А Я Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь № 2 : учебное пособие для образовательных учреждений / В. Н. Рудницкая. - М. : Мнемозина, 2013.
· Рудницкая, А Я Математика. 6 класс. Рабочая тетрадь № 1 : учебное пособие для образовательных учреждений / В. Н. Рудницкая. - М.: Мнемозина, 2013.
· Рудницкая, А Я Математика. 6 класс. Рабочая тетрадь № 2 : учебное пособие для образовательных учреждений / В. Н. Рудницкая. - М. : Мнемозина, 2013.
· Учебное интерактивное пособие к учебнику Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова, С. И. Шварцбурда «Математика. 6 класс» : тренажер но математике. - М.: Мнемозина, 2013.
· Виленкин Н Д. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.
· Гаврилова Т.Д. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.
· Депман И.Я., Виленкин Н.Я. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.
· Игнатьев Е.И. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994 г.
· Козлова Е.Г. «Сказки и подсказки», М., 1995г
· Кононов А.Я. «Математическая мозаика», М., 2004 г.
·
Лихтарников
Л.М. «Занимательные
задачи по математике», М.,1996г.
Список литературы для обучающихся:
1. Виленкин Н. Я. Математика. 5 класс : учебник / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов,С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. - М. : Мнемозина, 2013
2. Рудницкая, А Я Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь № 1 : учебное пособие для образовательных учреждений / В. Н. Рудницкая. - М.: Мнемозина, 2013.
3. Рудницкая, А Я Математика. 6 класс. Рабочая тетрадь № 2 : учебное пособие для образовательных учреждений / В. Н. Рудницкая. - М. : Мнемозина, 2013.
4. Кузнецова, Л. В. Математика: контрольные работы: 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / Л. В. Кузнецова, Л. О. Рослова, С. С. Минаева и др. – М.: Просвещение, 2009 -112 с.: ил. - (Академический школьный учебник).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.