Рабочая учебная программа кружка дополнительного образования "Театр на немецком языке "Spiegel".
Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
немецкий язык +1
Взрослым
12.03.2018
Дополнительная образовательная программа "Театр "Шпигель" разработана для учащихся 7-10 лет, рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Программа состоит из пояснительной записки, целей и задач, выхода результатов, учебно-тематического плана: содержания программы по разделам, методического обеспечения: театральные игры, учебно- тематического планирования, а также прилагается рецензия на программу кружка директора МОУ ДОД ДЮЦ г. Северодвинска Агапитовой Г.Е. Методику театрального представления изучала на различных курсах и семинарах: в ДЮЦ г. Северодвинске, на языковых семинарах Гёте-института в г. Санкт- Петербурге, а также семинарах Гёте- института в Германии и Австрии. С 2000 года ведётся летопись школьного театра. Сюда входят фото спектаклей, репортажи, воспоминания театралов. Собираются также записи театральных постановок на красочно оформленных дисках.
В программе предлагаются театральные игры, которые можно использовать как в кружке, так и на уроках немецкого языка, например, в качестве физкультминутки. Здесь также можно найти материал для интересного и занимательного урока- ролевой игры или инсценированного урока. Именно на таких уроках мы наблюдаем разрушение традиционного барьера между учителем и учеником, стремление учащихся к контактам друг с другом и учителем, происходит раскрепощение учащихся на уроке, снятие страха перед ошибками и создаётся ситуация успеха. на уроке.Рабочая учебная программа кружка дополнительного образования "Театр на немецком языке"Шпигель".
Программа Театр на немецком языке 2016-2017.doc
Управление образования Администрации Северодвинска
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6
с углублённым изучением иностранных языков»
Рассмотрено на
заседании ПО
Протокол № 1 от 15 .
09.2016
Руководитель ПО
Третьякова А.А.
Рассмотрено
на МС школы
Протокол № 1
от 15 .09.2016
г.
Председатель
МС
Н.В. Попова
_____________
Утверждаю
Директор МАОУ «СОШ №
6»
__________ Г.А.
Лютянская
_____________ 2016 г.
Рабочая учебная программа кружка
дополнительного образования « Театр
на немецком языке «Spiegel»
на 2016 / 2017 учебный год
Автор:
Корнилова Любовь Васильевна,
учитель немецкого языка высшей квалификационной категории
Северодвинск
2016 Театральный кружок «Театр «Шпигель»
В основе концепции литературно драматического кружка лежит слияние двух
важнейших составляющих нашего искусства театральной деятельности и
литературы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к
литературе и творчеству, привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как
сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и
ребята, и учителя, и в качестве актеров, и в качестве зрителей?
Таким средством является школьный театр. Постановка сценок к конкретным
школьным мероприятиям, проведение школьных литературных вечеров, инсценировка
сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из
литературных произведений, все это направлено на приобщение детей к театральному
искусству и литературе.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку
театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы.
Важно, что, занимаясь в литературно драматическом кружке, дети учатся коллективной
работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами
персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на
сцене, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом,
так отдельных литературных героев. На литературных вечерах дети учатся не только
выразительному чтению текста, но и работе над репликами, которые должны быть
осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его
видят, приобретают опыт формирования собственного мнения о том или ином
литературном произведении.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектаклей, над
декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает
воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности
детей в данных областях деятельности.
Также большое значение имеет работа над оформлением спектаклей, над декорациями
и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях
деятельности.
Н.В.Гоголь так говорил о театре: « Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь...
Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Цель:
Развитие творческих возможностей детей.
Обучение учащихся общаться на немецком языке.
Задачи:
1. Создать условия для самоопределения личности.
2. Содействовать личности учащегося в мировую культуру.
3. Развивать мотивацию ребенка к познанию и творчеству.
4. Воспитывать наблюдательность, внимание, волевые качества, воображение.
5.Развивать творческую инициативу, эмоциональную отзывчивость на художественный
вымысел.
6. Воспитывать культуру речи, приобретать навыков дикции, мимики и пластики.
7. Развивать у детей навык действовать на сцене подлинно, логично, целенаправленно
раскрывать содержание доступных им ролей в действии и взаимодействии друг с другом.
8. Развивать умение действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их
эмоциональное состояние
9. Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих
возможностей.
10. Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле,
неравнодушное отношение к окружающему миру.
Поставленные цели и задачи должны будут выполняться посредством постановки
театральных инсценировок для учащихся школы, организации школьных литературных
вечеров, где будут читаться стихи и проза как известных авторов так и собственного
произведения. В рамках кружка предусмотрены показательные чтения лучших школьных
сочинений и их последующее обсуждение, постановка театральных миниатюр. Учащиеся
кружка будут принимать активное участие в организации общешкольных и городских
мероприятий. Важная роль отводится непосредственно репетициям, так как именно во
время подобных занятий развиваются дружеские отношения и умение работать в коллективе, а также прививаются навыки взаимопомощи, ответственности, внимания,
раскрывается творческий потенциал ребенка.
Дополнительная образовательная программа « Театр « Шпигель» разработана для
учащихся 710 лет и рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Срок реализации программы
– 1 год.
Выход результатов:
выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в
школьных и городских мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в
мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и
постановка сказок и пьесок для свободного просмотра, проведение творческих
литературных вечеров.
Знания и умения, приобретаемые учащимися к концу года:
К концу первого года обучения учащиеся должны знать:
о возникновении театрального искусства;
о народных истоках театра;
о возникновении театрального движения в России;
об основных профессиях в театре и их роли в создании спектакля;
об оформлении спектакля;
о театральных местах города, в котором мы живем.
театральные термины.
Должны уметь:
владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса;
произносить скороговорки и стихотворные тексты в движении;
знать и четко произносить в разных темпах по 5 скороговорок и считалок;
ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь на сцене;
двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки;
строить диалог с партнером на заданную тему;
составлять диалог между сказочными героями;
участвовать в театральной постановке. Учебно – тематический план
№ Название темы
Всего
Теория Практика
1 Вводный курс. Ознакомление с правилами техники
2
3
4
5
6
безопасности
1.Азбука театра.
2.Театр – искусство коллективное.
3.Культура и техника речи.
4.Ритмопластика.
5.Театральный спектакль.
ИТОГО
1
5
6
12
16
28
68
1
3
3
6
6
10
29
2
3
6
10
18
39
Содержание программы
Раздел 1. Введение. Азбука театра.
Театр – как вид искусства.
Театр – одно из древнейших искусств.
Родина театрального искусства.
Народные истоки театрального искусства – обряды, игры, праздники.
Охотничье маскирование.
Культ предков.
Скоморохи – первые профессиональные актеры.
Практическая работа
Беседы с учащимися: «Что такое театр?», «Театр в твоей жизни», «Зачем люди ходят в
театр?».
Викторина «Сдаем экзамен на воспитанность» (по правилам поведения в театре, кино).
Русские народные игры; игры – импровизации в скоморохов.
Культпоход в драмтеатр.
Раздел 2. Театр – искусство коллективное.
Путешествие по театральной программке.
Знакомство с театральными профессиями: актер, режиссерпостановщик, художник,
декоратор, костюмер, гример, бутафор, суфлер, капельдинер и другие. Оформление спектакля: свет, шумы, декорационное искусство.
Практическая работа
Работа в творческих мастерских: костюмерный цех, бутафорский цех, цех по изготовлению
декораций и т. д.
Конкурсы по актерскому мастерству.
Актерские разминки.
Театральные игры: общеразвивающие, специальные (см.
Методическое обеспечение
«Театральные игры»)
Разыгрывание минисценок.
Раздел 3. Культура и техника речи.
Выразительность речи – основное требование к языку актеров.
Языковые средства выразительности речи.
Речевое дыхание, артикуляция, голос, дикция (см.
Методическое обеспечение
«Дыхательные и артикуляционные упражнения»)
Громкость речи.
Основной тон высказывания. Какой окраски твой голос?
Практическая работа
Дыхательные и артикуляционные упражнения (см.
«Дыхательные и артикуляционные упражнения»)
Методическое обеспечение
Дикционные упражнения (см. Методическое обеспечение «Дикционные упражнения»)
Творческие игры со словами (см. Методическое обеспечение «Творческие игры со
словами»)
Скороговорки, считалки на немецком языке.
Диалоги.
Речевые ситуации, их анализ.
Создание, репетиции и постановки миниспектаклей на сказочные сюжеты.
Раздел 4. Ритмопластика.
Неязыковые средства выразительности.
Игра мимики и жестов (немые сцены).
Свобода выразительности движений.
Практическая работа
Имитационные речевые игры. Пластические игры и упражнения (см. Методическое обеспечение «Пластические игры»).
Раздел 5. Театральный спектакль.
Спектакль. Этапы работы над созданием спектакля « Теремок».
Инсценировка.
Сюжет.
Персонажи: мышка, слон, собака, кот, петух, кенгуру, заяц, лягушка, лошадка, крокодил,
медведь, волк.
Ведущие выразительные средства театрализации – символ, метафора, аллегория,
гипербола.
Вовлечение зрителя в действие.
Практическая работа
Знакомство со сценарием.
Обсуждение сценария.
Обсуждение характеров персонажей.
Выбор учащимися персонажей, которых они хотят изображать на сцене.
Репетиции.
Театральные игры (см. Методическое обеспечение «Театральные игры»).
Техническо – методическое обеспечение программы:
Техническое обеспечение:
Телевизор, видеомагнитофон, DVD , компьютер, диски с записью сказок и постановок.
Методическое обеспечение: ( упражнения и игры)
Дидактическое обеспечение:
Дикция. Орфоэпия.
В отличие от бытовой речи речь учителя, лектора, актера должна отличаться дикционной
частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм,
правил литературного произношения и ударения.
Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка –
стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение;
вскрыть – скрыть.
Логика чтения. Логические паузы. Вычленение логической стороны звучания необходимо и постоянно совершенствовать.
Средством воссоздания логического скелета читаемого, произносимого текста является
расчленения его на части, осуществление логических ударений в пределах этих частей,
изменение темпа произнесения речевых тактов, звеньев, кусков.
Речевой слух.
Понятие о речевом слухе включает в себя совокупность таких компонентов:
Физический слух – способность воспринимать звуки разной степени громкости и
силы;
Фонематический слух – способность различать и воссоздавать все речевые звуки в
соответствии с требованиями фонетической системы данного языка;
Звуковысотный слух – способность ощущать и воссоздавать мелодичность
(мелодику) речи, характер интонации, чувство темпа и ритма.
Наличие этих способностей обеспечивает развитие умения пользоваться «шестью
рычагами» (по ВП Острогорскому):
Громче – тише,
Выше – ниже,
Быстрее – медленнее.
Голос – одежда живой речи, а душой является интонация.
Волшебный посредник – видение образа.
«Если сам чтец, актер не будет ясно видеть перед собою те образы, которые он хочет
передать аудитории, которыми он стремится увлечь воображение своих слушателей, эти
образы не смогут «увидеть» и слушатели, зрители, а сами слова, не освещенные внутренним
представлением, будут скользить мимо их сознания и воображения. Они останутся только
сочетанием звуков, обозначающими понятия. Но смысл этих понятий и их значение,
выявлены не будут», В.Н. Аксенов, режиссер.
Видение поэта – посредник между жизнью и произведением в процессе его создания,
благодаря видению устанавливается действенная связь между поэтическим творением и
чтецом, видение содействует установленным контактам между исполнителем и зрителем,
слушателем. Пропускать через себя, в своем воображении, видение образа.
Механизм видения не всегда срабатывает, так как люди делятся по И.П. Павлову на три
категории, три типа:
1. Образный ( I сигн. системы); 2. Мыслительный (II сигн. системы);
3. Средний.
Поэтому художественное воображение, видение, надо развивать. Образы басен
Крылова.
Позиция и поза.
Позиция
– принципиальное отношение к комулибо или чемулибо.
Поза
– это перенесение, перевоплощение, чтобы лучше, ярче, убедительнее
изобразить то или иное явление, демонстрируя свое к нему отношение.
Исполнителю необходимо уяснить позицию автора и уточнить свою, которая может
совпадать, а может и не совпадать с авторской.
Поза и авторская и исполнительская может быть доброжелательной и
недоброжелательной, дружественной и враждебной, она может отображать
одобрение или отрицание, осуждение.
Людям, лишенным чувства юмора, бывает просто невмоготу принять чужую позу,
говоря, что они «не умеют и не хотят лицемерить». Но занимающему позу
обличителя какоголибо недостатка не грозит опасность заразиться этим пороком.
Истинная артистичность состоит в способности быстро и свободно переходить из одного
душевного состояния в другое. Эту способность необходимо поддерживать и развивать, во
избежание эмоциональной глухоты, бесчувствия. «Бесчувствие – это увечье», сказал Н.А.
Некрасов.
Основой декламационного искусства должен быть ритм.
Задача исполнителя состоит в том, чтобы пробуждать реакцию слушателя – зрителя
на ритм. «Владение ритмом, живым пульсом стиха дает необходимое для чтения
стиха естественность и разнообразие», говорит актер Г.В. Артоболевский. Чтобы
ритмом овладеть надо его уловить и ощутить.
Используемая литература
1. Брудный Д. Л. Беседы о театре. Л., 1983.
2. Михайлова А. Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. М., 1974.
3. Чеботаревская Т. А. Путешествие по театральной программке. М., 1975.
4. Генов Г. В. Театр для малышей. М., 1991.
5. Выгодский Л. Г. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991. 6. Кияновский А. А. Школьный театр в начальной школе. М., 2007.
7. Уварова Е. Д. Как поставить спектакль. М., 1962.
8. Чурилова Э. Г. Программа « Арт фантазия». М.,2006.
9. Куликова К. П. Рассказы о первых русских комедиантах. М., 1979.
10. Смирнова Н. И оживают куклы…М., 1980.
11. Ладыженская Речь, речь. Речь. М.. 1986.
12. Чистякова М. М. Психологогимнастика. М.. 1995.
13. Журнал «Праздник в школе». М., 2007.
14. Журнал «Детская энциклопедия». М., 2008.
15. Безымянная О.В., Школьный театр, 2001.
16. Каришев Лубоцкий, Театрализованные представления для детей школьного
возраста. М., 2005.
17. Громова Н.В. «Мой любимый тренинг». Северодвинск, 2009.
18. Выписки журнала « Педсовет».
Методическое обеспечение
« Театральные игры»
Общеразвивающие, специальные:
Упражнение 1
Попросите всех расслабить только какую-то часть тела, обратив внимание на
то, как, расслабляя только одну часть тела, все тело расслабляется.
Упражнение 2
Цель: полностью расслабить тело.
Ход игры: попросите всех встать. По команде начните напрягать все мускулы,
начиная с кончиков пальцев на ногах, и до самой макушки / давайте команды,
какие мускулы напрягать в данный момент. Затем расслабьте все мускулы в
обратном направлении, начиная от макушки и до кончиков пальцев на ногах.
Затем сделайте несколько глубоких вдохов, слегка нагнитесь, потрясите
всеми частями тела.
Упражнение 3
Попросите всех расслабиться, словно вареные макароны или мокрое белье.
Затем попросите детей представить, что они лежат на какой-то очень
приятной поверхности, например:
в гамаке в удобном кресле на куче листьев в высокой траве
Упражнение 4
Попросите всех лечь на пол. Пройдите и мимоходом поднимайте у кого-то то
руку, то ногу, чтобы проверить, что дети полностью расслаблены.
Упражнение 5 Напряжение по заказу
- Запомните порядок напряжений и раскрепощений:
1-й хлопок — ступня левой ноги;
2-й хлопок — кулак правой руки;
3-й хлопок - шея;
4-й хлопок - кулак левой руки;
- Отрепетируйте мысленно эту очередность. Внимание, начали!
- Старайтесь, чтобы по каждому хлопку мгновенно возникали нужные
мускульные импульсы: напрягалась ступня — хлопок — ступня расслабляется,
а кулак правой руки напрягается; хлопок — кулак расслабляется, напрягается
шея...
Упражнение 6 Повтори позу
В центре круга учеников — ведущий. По первому сигналу педагога ведущий
кидает свое тело в неожиданную позу. По второму сигналу все ученики
воспроизводят позу ведущего, и каждый из них находит позе свое
оправдание. Вот здесь применим принцип пяти вопросов: Кто? Что? Где?
Когда? Почему?
Упражнение 7 Оправдание поз в движении
Ученики ходят по кругу. Сигнал — хлопок в ладоши — обязывает их
остановиться, бросить тело в неожиданную для себя позу и оправдать ее. Для
каждой позы нужно найти несколько оправданий.
- Нельзя придумывать позу заранее, до сигнала, И еще одно предупреждение.
Раньше всего может прийти в голову самое простое оправдание: «я —
испугался».
Пластические игры
Упражнение 8 Растяжка у стены
Встать спиной к стене на расстоянии 20-30 см.
- тянуться к стене только одной точкой — макушкой головы. Сгибатъ тело
нельзя.
Также нельзя падать на стену. Нужно мягко отклонять тело и также
осторожно возвращаться.
- тянуться к стене от седьмого шейного позвонка
- тянуться к стене точкой, которая находиться между лопаток
- точкой на пояснице
- копчиком
- пройтись по каждой точке 3-4 раза.
Затем повернуться к стене. Тянуться к стене следующими точками:
- «третьим глазом» - точкой в середине лба
- подбородком
- солнечным сплетением
- пупком
Упражнение 9 «Баланс»
Стоим на одной пятке, в руке держим «веер», делаем им лёгкие движения,
сохраняя баланс и устойчивость. Если нам удалось устоять 3-5 секунд, меняем
опорную ногу и одновременно свободной от веера рукой зовём
предполагаемого партнёра, продолжая движения «веером».
Упражнение 10 «Баланс и координация»
Стоим на одной ноге. Правой рукой зовём, левой рукой прогоняем, поднятой
ногой отталкиваем. Все три движения выполняются одновременно. По
сигналу — прыжком смена опорной ноги.
Упражнение 11 Обмен
Задание каждому: возьмите из своих вещей какой-нибудь небольшой
предмет: расческу, ручку, ключ. Пока вы считаете до двадцати, внимательно
рассмотрите предмет 19! 20! Обменяйтесь предметами с соседом.
Рассмотрите этот новый предмет. . ..19! 20! Стоп! Теперь расскажите друг
другу по очереди сначала об одном предмете, потом о другом, а сосед пусть
проверит вас.
Не пропускайте ни одной мельчайшей подробности! А что это за царапина на
расческе, когда она появилась, отчего? Вспомните или придумайте это.
Упражнение 12 Фотографы
Ученики сидят полукругом. Один из них, стоя перед полукругом,
«фотографирует» всех /с заранее оговоренной выдержкой — минута, две или
на счет, а затем выходит за дверь. Все пересаживаются на другие места.
Можно звать : Как раньше сидели ? Кто изменил позу? Необходимо всех
посадить на свои места, вернув всем прежнее положение. На площадке расставлены стулья. Один или несколько учеников
«фотографируют» на счет общий вид комнаты и выходят. Пока они за
дверью, расположение стульев меняется, причем лучше не делать полную
перестановку, а только чуть изменить положение двух — трех стульев.
Упражнение 13 Что нового?
Проверяя степень развития наблюдательности, педагог спрашивает в начале
занятия:
- Что нового вы заметили сегодня в нашей аудитории?
- Что нового сегодня в одежде товарищей?
- Вспомните, что нового вы увидели сегодня на улице, когда вышли из дома?
Упражнение 14 Рычажок переключения
Ученики — в полукруге. Каждый берет какой-нибудь предмет — часы,
расческу…
Рассмотрите внимательно, что у вас в руках. Решите: почему и с какой целью
вы эту вещь рассматриваете?
По хлопку переключайте зрение с предмета на стену и снова на предмет.
Контролируйте, как бегут ваши мысли. Когда разглядываете часы,
выискивайте в них новые, неизвестные вам особенности, а потом, по хлопку,
как бы переключите рычажок внимания на все пространство стены —
запомните, на какой мысли вы остановились. Вернувшись по следующей
команде к этому предмету, возвращайтесь и к прерванной мысли,
продолжайте ее, а не начинайте все сначала. Промежутки между командами
постепенно сокращаются — от минуты до нескольких секунд.
Упражнение 15 Слышать только одного
Задание:
Одновременно читают вслух два человека. Одни слушают только одного,
другие — другого.
Лучше всего, если читаемые тексты будут незнакомы. Помните, что надо не
только слушать, но и услышать. А услышать — значит понять, получить
представление и непременно увидеть что-то на экране внутреннего зрения.
Настройте волну своего слуха на одного читающего. Второго вы тоже будете
слушать, но слышать — только первого.
«Читающие, СТОП! Кто из слушателей расскажет подробно и
последовательно все, что услышал?»
Упражнение 16 Концентрация на реальных объектах
Передавайте по кругу яблоко или дайте каждому ребенку печенье или
небольшую коробочку с изюмом. Назовите какой-то из органов чувств и
попросите детей исследовать данный предмет с помощью названного органа чувств. Например, вы говорите: «Потрогай». И если это яблоко, то тогда
ребенок может ответить:
«Тяжелое, круглое, твердое, мягкое пятнышко возле черенка» и так далее.
Продолжайте дальше подобным образом до тех пор, пока вы не почувствуете,
что дети истощили всю свою фантазию.
Пластические игры
Упражнение 17 Медленное движение
Позовите на сцену троих детей. Попросите одного совершать какие-то
простые движения, например, взять книгу, пролистать ее, положить на место.
Попросите оставшихся двух детей совершить те же самые движения, но
только в очень медленном темпе. Затем обсудите со зрителями, какие
движения они повторили, а какие — нет. Повторите упражнение еще с
несколькими тройками детей. Попросите детей самим предложить какие-то
движения.
Упражнение 18 Наблюдаем за людьми
Попросите детей воспроизвести «принесенную с собой» походку и обсудить
ее. Попросите их обратить внимание на детали и предположить, кому может
«принадлежать» данная походка. Затем попросите воспроизвести движение,
которые, как они заметили, делают люди, просто стоя на месте и
разговаривая. Обсудите это, особое внимание обратите на то, что делают
люди со своими руками. Предположите возможные ответы на пять вопросов,
исходя из полученной информации.
Дыхательные и артикуляционные упражнения
Воображение. Фантазия
Упражнение 1
Преподаватель произносит слово, например: «Гаснут...» Все учащиеся
описывают, что они увидели на своем внутреннем экране (звезды, окна, силы,
глаза...). Это упражнение совершенствует ассоциативное мышление и
фантазию.
Упражнение 2
Не очень реальный предмет. Нужно постараться представить предметы,
которых нет перед вами, и которые носят странные названия: абракадабра,
чашка с ручкой внутрь, веник из слоновой кости, дыр доска, головотяпарь,
умоотвод.
Упражнение 3 Образы идей
Несколько абстрактных понятий, внутренний образ которых предлагается
создать и описать: красота, порядок, энергия, мир, гармония, общение.
Упражнение 4 Путешествие картины Учащемуся показывается репродукция известного полотна и предлагается
рассказать о том, что там изображено. После одной-двух фраз он передает
репродукцию другому, который тоже добавит свою фразу. Таким образом,
организуется целостный этюд или рассказ со своим сюжетом.
Упражнение 5 Скульптор и глина
Учащиеся разбиваются на пары. Один из них - скульптор, другой - глина.
Скульптор должен придать глине форму (позу), какую захочет. «Глина»
податлива, расслаблена, «принимает» форму, какую ей придает скульптор.
Законченная скульптура застывает.
Упражнение 6
По нескольким разным звукам нафантазируйте картину. Слушайте.
Один из учеников, он располагается в таком месте комнаты, чтобы его не
было видно, задает звуки , остальные – выстраивают цепочку событий по ним.
Сначала ученики слышат, например, тихое насвистывание какой-нибудь
мелодии, затем - резкий стук. Маленькая пауза. Громкий возглас: Что это
такое? Расскажите подробнее все, что видели в своем воображении.
- Что за человек? Расскажите о нем так, чтобы мы увидели его. Вам он
известен? Ведь мы увидим его только в том случае, если вы сами хорошо
представляете себе, какой он. Он может быть вашим знакомым, а может быть
придуманным только что. То и другое допустимо, лишь бы вы видели его и
хотели, чтобы и мы увидели.
Почему раздался выстрел? Что случилось в лесу?
Упражнение 7 Другие события
К предыдущему упражнению, как и к остальным, нужно возвращаться на
следующих занятиях, добиваясь все более полного и углубленного
выполнения упражнения.
- Прокрутите в своем воображении «звуковую киноленту» из предыдущего
упражнения.
- Послушайте снова эти звуки, только учтите, что действие происходит не в
лесу, а в поезде или в вашей комнате, или в каком-нибудь другом месте.
Расскажите подробно, что произошло, не забыв при этом о пяти вопросах: кто,
что, где, когда, почему.
Упражнение 8 Действуй словом
Прежде чем переходить к разговорным этюдам, надо сделать много
упражнений на одно-два слова, которым поверят и исполнитель, и зрители.
Например: Вы отстали от товарищей и потеряли дорогу в лесу. Вышли на
бугор, откуда далеко видно. Глубокая осень, холодно. Темнеет. Что делать,
куда идти? Посмотрите, кажется, вдалеке — люди! Или это колышутся дальние кусты? Зовут? Или это ветер? Всмотритесь, вслушайтесь! Когда вам
покажется, что это люди, кричите: «Сюда!»
Долгая подготовка к слову — действие в предлагаемых обстоятельствах, вера
в их реальность — приведет к рождению живого позыва к крику.
Упражнение 9 Оправдание слова
Упражнения, подобные предыдущему, выполняются на основе любого
заданного слова. Каждому из учеников дается одно любое слово. Две минуты
на мысленное представление обстоятельств и оправдание слова. Сообщаются
два требования до того, как ученики начнут придумывать и объяснять
обстоятельства:
1. Если слово адресуется воображаемому партнеру, то лучше, чтобы он был
где-нибудь за стеной, за дверью, вдалеке, а не здесь же на площадке. Не
стоит общаться с воображаемым партнером, находящимся якобы рядом.
2. Слово надо произнести тогда, когда его необходимо сказать, когда оно
само просится, когда логика и последовательность действий привели к
неизбежности того слова. Например:
С порывом сквозняка вылетели из окна нашей комнаты в сад редкие марки,
которые мы с другом рассматривали. Я ищу их — в траве, в кустах. Было их
восемь, а нашел пока три.
Упражнение 10 Встреча
Начинаем свободное движение по комнате. Не смотрим на партнеров,
двигаемся, как бы погруженные в собственные мысли. Избегаем не только
столкновений, но даже касаний, движения легкие и свободные. Не снижая
темпа, пробуем заполнить равномерно все части комнаты. Даже углы не
оставляем пустыми. Теперь встречаемся глазами с каждым, кто проходит
рядом с нами. Секундная задержка — остановка на зрительный контакт — и
вновь движение к следующей встрече. Приостановились— взгляд —
движение.
Если до сих пор наш зрительный контакт с партнерами был чисто
механической фиксацией, то теперь давайте наполним встречу эмоциями. Что
выражает ваш взгляд при каждой новой встрече: радость, удивление,
приветствие, безразличие и др.
Продолжаем движение и каждому, кто встретится нам на пути, пожимаем
руку. Темп не снижается, поэтому вам придется быть достаточно
расторопными, чтобы успеть здороваться и с теми, кто проходит справа от
вас, и с теми, кто пробегает слева. Попытайтесь не пропустить ни одного
человека, никого не оставить без приветствия. Ходить кругами совсем не
обязательно: вся комната в нашем распоряжении. Импровизируем в выборе
маршрута.
Теперь вместо рукопожатия касаемся каждого встречного той частью тела,
которую называет педагог. «Локоть!» - значит, к локтю встречного прикладываем свой локоть и останавливаем бег, пока я не проверю, все ли
нашли себе пару. «Плечо!» - значит, стоим плечом к плечу».
Упражнение 11 Зеркало
Учащиеся разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из
играющих делает замедленные движения, другой должен в точности
копировать все движения напарника, быть его «зеркальным отражением». На
первых порах проработки задания педагог вводит некоторые ограничения на
действия «оригинала»: 1) не делать сложных движений, т.е. не производить
одновременно несколько движений, 2) не делать мимических движений; 3)
выполнять движения в очень медленном темпе. Через некоторое время
учащиеся меняются ролями.
В ходе выполнения упражнения учащиеся, работающие на “отражение”,
довольно быстро научаются чувствовать тело партнера и схватывать логику
его движений. От раза к разу следить за “оригиналом” становится все легче и
все чаще возникает ситуация предвосхищения и даже опережения его
действий. Упражнение - очень хорошее средство для установления
психологического контакта.
Упражнение 12 Предмет по кругу
Группа рассаживается или становится в полукруг. Ведущий показывает
учащимся предмет (палку, линейку, банку, книгу, мяч, любой попавшийся в
поле зрения предмет) учащиеся должны передавать друг другу по кругу этот
предмет, наполняя его новым содержанием и обыгрывая это содержание.
Например, кто-то решает обыграть линейку как скрипку. Он передает ее
следующему человеку именно как скрипку, не произнося при этом ни слова. А
тот именно, как скрипку ее принимает. Этюд со скрипкой окончен. Теперь
второй учащийся обыгрывает эту же линейку, например, как ружье или кисть
и т.д. Важно, чтобы учащиеся не просто делали какие-то жесты или
формальные манипуляции с предметом, а передавали свое отношение к нему.
Это упражнение хорошо развивает воображение. Чтобы обыграть линейку как
скрипку, нужно, прежде всего, увидеть эту скрипку. И чем менее похож
новый, «увиденный» предмет на предложенный, тем лучше учащийся
справился с заданием. Кроме того, это упражнение - на взаимодействие, ведь
человек должен не только сам увидеть новый предмет, но и заставить других
увидеть и принять его в новом качестве.
Упражнение 13 Разговор через стекло
Учащиеся разбиваются на пары. Ведущий: « Представьте себе, что вас и
вашего партнера разделяет окно с толстым, звуконепроницаемым стеклом, а
вам надо передать ему какую-то информацию. Говорить запрещено - ваш
партнер вас все равно не услышит. Не договариваясь с партнером о
содержании разговора, попробуйте передать через стекло все, что нужно, и
получить ответ. Встаньте друг против друга. Начинайте». Все остальные
учащиеся внимательно наблюдают, не комментируя происходящее. После
окончания этюда все обсуждают увиденное.
Упражнение 14 Согласованные действия Навыки взаимосвязи и взаимодействия хорошо тренируются упражнениями на
парные физические действия. Учащимся предлагается выполнить этюды: -
пилка дров; - гребля; - перемотка ниток; - перетягивание каната и т.д.
Сначала эти упражнения представляются довольно простыми. Однако при
выполнении их учащимся необходимо помнить о согласованности действий и
о целесообразности распределения напряжения. Можно предложить
включиться в выполнение упражнения и другим учащимся (перетягивание
каната, прыгалки , игра в воображаемый мячик и т. д.).
Творческие игры со словами
Алфавит
Количество играющих не ограничено. Ведущий вывешивает лист бумаги, на
котором вертикально написан алфавит. Школьники должны написать на своих
листочках на все буквы алфавита (имена существительные в именительном
падеже с определенным артиклем) и дать их перевод.
Например:
А die Агbеit
В — dег Ваll
C—
D— die Delegation
E— die Eisbahn
F—das Fenster
G— der Garten
H - das Haus
I – der Igel
Буквы С, (, Х, У даются с прочерком.)
Выигрывает тот, кто скорее всех и правильнее составит список.
Игра может быть усложнена тем, что алфавит не вывешивается. Учащиеся
должны составить алфавитный список по памяти.
НАЗОВИ СЛЕДУЮЩУЮ БУКВУ!
Количество играющих 10—15 человек.
Первый вариант. Участники игры становятся в круг , ведущий встает в
середине круга. Ведущий называет первую букву алфавита и бросает платок
кому-либо из играющих. Тот ловит его, называет вторую букву и возвращает
платок ведущему, который должен назвать третью букву и бросить платок
другому участнику и т. д. Если кто-либо ошибся, он платит « фант» или
выходит из игры. Второй вариант. Алфавит проверяется вразбивку. Ведущий называет любую
букву, ученик должен назвать следующую за ней и т. д.
Третий вариант. Алфавит дается по порядку, называются только согласные
буквы., гласные пропускаются или ,наоборот, проверяются только гласные
буквы и т д.
.ПОСТАВЬ СЛОВА ПО АЛФАВИТУ!
Количество играющих не ограничено. Вывешивается лист бумаги, на котором
написано 15—20
небольших слов, или же играющие получают одинаковые листочки со списком
СЛОВ.
Играющие должны переписать эти слова на свои листочки, располагая их в
алфавитном порядке. Слова, начинающиеся с одинаковой буквы, должны
располагаться по второй (третьей и т. д.) букве. К существительным должен
быть дан артикль (сильные глаголы надо написать в основных формах).
Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее составит алфавитный словарь.
Игра с юлой – вертушкой
Для этой игры нужно изготовить юлу-вертушку для каждого участника игры.
Делается она так: из картона вырезается 4 шестигранника, затем на них по
краям пишутся буквы, каждый шестигранник прокалывается заостренной
спичкой — и юла готова. Играть могут от 2 до 6 человек. Для игры
заготовляется большое количество фишек. Затем каждый по очереди
запускает свою вертушку. Все следят, на какую букву она упадет. Кто раньше
успеет сказать слово, начинающееся на эту букву, тот берет фишку .
Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
Предположим, вертушка упала на букву « а» , надо быстро сказать слово на
эту букву. Однако долго раздумывать над выбором слова не рекомендуется,
иначе кто-нибудь другой опередит.
ЛЮБИМАЯ БУКВА
Играющих 6—15 человек.
Ведущий вывешивает лист бумаги или пишет на доске несколько тем
(разделов). Например: 1Die Stadt, 2.Die Schule, З. Die Тiеге, 4.Die Kleidung, 5.
Das Zimmer.
Каждый из участников игры выбирает какую-либо букву алфавита — любимую
букву. Затем играющие должны вспомнить и написать слова (имена
существительные по заданным темам) на свою букву. Например, взята буква
В.
ИГРЫ С ОТДЕЛЬНЫМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ, ПОСЛОВИЦАМИ И
СКОРОГОВОРКАМИ
ПРОЧИТАЙ ПРЕДЛОЖЕНИЕ! Количество играющих 6—15 человек.
Ведущий диктует учащимся по буквам какое-либо небольшое предложение.
Учащиеся должны правильно записать всю цепочку букв, разделить ее на
группы по смыслу и прочитать, что получилось. Выигрывает тот, кто первым и
правильно расшифрует предложение.
Дикционные упражнения
ЧТО РАССКАЗЫВАЮТ ПИСЬМА
Количество играющих 8—12 человек. Выбираются два-три человека в жюри и
один почтальон. Играющие рассаживаются на стулья друг против друга, и
каждый пишет на листе бумаги свое имя, фамилию и адрес. Затем им дается
5—8 минут, за которые они должны написать небольшие (в несколько фраз)
письма своим партнерам, сидящим напротив. Почтальон бегает по рядам,
собирает письма и разносит е их по адресам, обмениваясь с
корреспондентами несколькими фразами. В следующей «квартире» почтальон
может спросить: Кто твои родители по профессии? Где они работают ? и т. д.
Когда письма разнесены, корреспонденты должны прочитать их вслух.
Ведущий и жюри оценивают письма. За наиболее интересное и правильно
написанное письмо дается 5 очков, дальше 4, 3 и т. д., а также выставляются
очки и за разговор с почтальоном.
Выигрывает тот, кто наберет больше очков. Вариантов игр с диалогами на
темы «Справочное бюро», « Переводчик» и « Что рассказывают письма»
может быть много.
Программа театрального кружка 2016-2017
уч. год
№
Содержание работы
1. Подготовить и показать театральное
представление: спектакль-
сказку–“Teremok” (“Теремок”) –5-ые
классы
Срок
Ответствен
исполнения
сентябрь –
май
ный
Корнилова
Л.В.
Для этого необходимо:
- составить сценарий;
сентябрь
Корнилова
Л.В. - подобрать текстовый материал;
сентябрь
- подобрать музыкальное оформление;
декабрь
- разучить (подготовить) танцевальные
номера;
декабрь –
январь
Корнилова
Л.В.
Корнилова
Л.В.
Годына И.Г.
Корнилова
Л.В.
- подготовить костюмы, реквизит;
февраль–
учащиеся,
- написать объявление (оформить
афишу);
- пригласить на спектакль гостей:
учителей, родителей, учащихся школы,
написать пригласительные;
- подготовить декорации;
март
апрель
апрель
родители
Семёнова М.
Могутова Н.
Михалева Д.
декабрь –
родители
- подобрать иллюстративный материал;
- оформить помещение для проведения
спектакля.
2.
Подвести итоги:
1. Показать спектакль на школьной
сцене:
- для родителей будущих
первоклассников;
- на классном родительском собрании;
- на празднике, посвящённом Дню
открытых дверей.
2. Участвовать в 19-ом городском
конкурсе школьных театров «Мы
февраль
январь
март –
апрель
октябрь
январь
апрель
Апрель – май
Мелехова А.
Логинова К.
Корнилова
Л.В.
Корнилова
Л.В.
Корнилова
Л.В.
Корнилова выбираем театр» (в ДЮЦе)
4. Провести вечер, посвящённый
окончанию театральной деятельности.
Подведение итогов.
май
Л.В.
Корнилова
Л.В.
Учебно – тематическое планирование программы
театрального кружка
на 2016- 2017 учебный год
№ Тема, содержание работы
1.
2.
1.Вводный курс. Ознакомление с
правилами техники безопасности (ИОТ
003-16).
Теоретическая часть: Театр - как вид
искусства»; театральные игры
3. Практика (П): Беседа с учащимися: «Что
такое театр?», «Театр в твоей жизни»,
«Зачем люди ходят в театр?
Теория (Т): Родина театрального
искусства.
Работа над сценическим образом.
Т: Народные истоки театрального
искусства – обряды, игры, праздники;
театральные игры
4.
5.
6. П : Викторина «Сдаём экзамен на
воспитанность»(по правилам поведения
в театре, кино). Работа над
сценическим образом.
Количество
часов
Сроки
проведения
1 час
5.09
1 час
1 час.
8.09
12.09
1час
15.09.
1 час.
19.09
1 час.
22.09.
7.
Т: Путешествие по театральной
программке. Театральные игры:
развитие сообразительности, быстроты
реакции, коллективизма.
1 час.
26.09. 9.
8. П: Работа в творческой мастерской :
изготовление костюмов, декораций.
Т: Знакомство с театральными
профессиями: актёр, режиссёр-
постановщик, художник, декоратор,
костюмер и другие; театральные игры.
П: Актёрские разминки.
Т: Оформление спектакля: свет, шумы,
декорационное искусство; театральные
игры.
П: Разыгрывание мини- сценок.
1 час
1 час
1 час
1 час.
29.09
3.10
6.10.
10.10
1 час.
13.10
10
.
11
.
12
.
13
.
14
.
15
.
16
.
17
.
18
.
19
.
20
.
21
.
Т: Выразительность речи - основное
требование к языку актёров; работа
над сценическим образом.
1 час
17.10
П: Дыхательные и артикуляционные
упражнения; театральные игры.
Т: Языковые средства выразительности
речи.
П: Дикционные упражнения;
театральные игры .
1 час
1 час
1 час
Т: Речевое дыхание, театральные игры.
1 час
П: Творческие игры со словами;
театральные игры.
Т: Артикуляция, голос, дикция,
лексические игры
П: Скороговорки, считалки. Работа над
произношением
Т: Громкость речи. Работа над
сценическим образом.
1 час
1 час
1 час
1 час
20.10
24.10
27.10
7.11
10.11
14.11
17.11
21.11 П: Диалоги. Работа над произношением. 1 час
22
.
23
.
24
.
25
.
26
.
27
.
Т: Основной тон высказывания. Какой
окраски твой голос?
П: Речевые ситуации, их анализ.
Т: Неязыковые средства
выразительности, “театральные игры”
П: Имитационные речевые игры. Работа
над произношением
Т: Игра мимики и жестов. Озвучивание
немой сцены
П: Пластические игры и упражнения.
Т: Свобода выразительности движений.
П :Пластические игры и упражнения.
Театральные игры.
Т: Спектакль. Этапы работы над
созданием спектакля «Теремок».
П: Знакомство со сценарием.
28
.
29
.
30
.
31
.
32
.
33
.
34
.
35
.
36
.
37
.
38 П: Выбор учащимися персонажей,
Т: Сюжет. Работа над сценическим
образом.
Т: Персонажи. Ролевые игры.
Т: Инсценировка. Ролевые игры.
П: Обсуждение сценария.
П: Персонажи. Обсуждение характеров
персонажей.
24.11
28.11
1.12
5.12
8.12
12.12
14.12
19.12
22.12
26.12
29.12
16.01
19.01
23.01
26.01
30.01
2.02
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1час
1 час.
1 час.
1 час.
1 час.
1 час.
1 час.
1 час
1 час.
1 час.
1 час. .
39
.
40
.
41
.
42
.
43
.
44
.
45
.
46
.
47
.
48
.
49
.
50
.
51
.
52
.
53
.
54
.
55
которых они хотят изображать на
сцене. Чтение ролей и перевод 1-ой
сцены.
Т: Ведущие выразительные средства
театрализации – символ, метафора,
аллегория, гипербола. Работа над
сценическим образом: мышки.
Работа над сценическим образом
слона и собаки.
Работа над произношением.
Разыгрывание 1-ой сцены.
Работа над 2-ой сценой. Чтение ролей и
перевод.
Работа над произношением
Озвучивание немой сцены
Работа над сценическим образом: кота;
- петуха;
- зайца и кенгуру.
Разыгрывание 2-ух сцен.
Работа над 3-ей сценой. Чтение ролей и
перевод.
Лексические игры. Работа над
произношением.
Работа над сценическим образом:
лягушки
Работа над сценическим образом:
лошадки;
- крокодила.
Разыгрывание 3-ей сцены.
Озвучивание немой сцены.
Работа над сценическим образом:
медведя;
- волка.
1 час
6.02
1 час.
1 час
1 час.
1 час.
1 час.
1 час
1 час
1 час
1 час.
1 час.
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
9. 02
13.02
16.02
20.02
22.02
27.02
2.03
6.03
9.03
13.03
16.03
20.03
23.03
3.04
6.04
10.04
13.04
17.04 Разыгрывание 3-ёх сцен.
Генеральная репетиция
Подготовка к 19-ому городскому
фестивалю театральных коллективов.
Выступление на 19- ом городском
фестивале театральных коллективов.
Подготовка к участию в конкурсе на
лучшую афишу и костюм.
Участие в закрытии 19-ого городского
фестиваля театральных коллективов.
Подведение итогов участия в 19-ом
городском фестивале театральных
коллективов.
Подведение итогов участия в конкурсе
« Лучшая афиша» и «Лучший костюм».
Выбор новой сказки «Красная
Шапочка». Обсуждение.
Подготовка к закрытию театрального
сезона.
Подведение итогов работы за год.
Вечер в « театре». Подведение итогов:
награждение лучших игроков театра.
Итого:
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
68 час.
20.04
24.04
29.04
3.05
5.05
8.05
11.05
15.05
18.05
22.05
25.05
.
56
.
57
.
58
.
59
.
60
.
61
.
62
.
63
.
64
.
65
.
66
.
67
.
68
.
Рабочая учебная программа кружка дополнительного образования "Театр на немецком языке "Spiegel".
Рабочая учебная программа кружка дополнительного образования "Театр на немецком языке "Spiegel".
Рабочая учебная программа кружка дополнительного образования "Театр на немецком языке "Spiegel".
Рабочая учебная программа кружка дополнительного образования "Театр на немецком языке "Spiegel".
Рабочая учебная программа кружка дополнительного образования "Театр на немецком языке "Spiegel".
Рабочая учебная программа кружка дополнительного образования "Театр на немецком языке "Spiegel".
Рабочая учебная программа кружка дополнительного образования "Театр на немецком языке "Spiegel".
Рабочая учебная программа кружка дополнительного образования "Театр на немецком языке "Spiegel".
Рабочая учебная программа кружка дополнительного образования "Театр на немецком языке "Spiegel".
Рабочая учебная программа кружка дополнительного образования "Театр на немецком языке "Spiegel".
Рабочая учебная программа кружка дополнительного образования "Театр на немецком языке "Spiegel".
Рабочая учебная программа кружка дополнительного образования "Театр на немецком языке "Spiegel".
Рабочая учебная программа кружка дополнительного образования "Театр на немецком языке "Spiegel".
Рабочая учебная программа кружка дополнительного образования "Театр на немецком языке "Spiegel".
Рабочая учебная программа кружка дополнительного образования "Театр на немецком языке "Spiegel".
Рабочая учебная программа кружка дополнительного образования "Театр на немецком языке "Spiegel".
Рабочая учебная программа кружка дополнительного образования "Театр на немецком языке "Spiegel".
Рабочая учебная программа кружка дополнительного образования "Театр на немецком языке "Spiegel".
Рабочая учебная программа кружка дополнительного образования "Театр на немецком языке "Spiegel".
Рабочая учебная программа кружка дополнительного образования "Театр на немецком языке "Spiegel".
Рабочая учебная программа кружка дополнительного образования "Театр на немецком языке "Spiegel".
Рабочая учебная программа кружка дополнительного образования "Театр на немецком языке "Spiegel".
Рабочая учебная программа кружка дополнительного образования "Театр на немецком языке "Spiegel".
Рабочая учебная программа кружка дополнительного образования "Театр на немецком языке "Spiegel".
Рабочая учебная программа кружка дополнительного образования "Театр на немецком языке "Spiegel".
Рабочая учебная программа кружка дополнительного образования "Театр на немецком языке "Spiegel".
Рабочая учебная программа кружка дополнительного образования "Театр на немецком языке "Spiegel".
Рабочая учебная программа кружка дополнительного образования "Театр на немецком языке "Spiegel".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.