Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.
Основная цель изучения курса «Русский язык»:
§ Сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка;
Цели изучения курса «Русский язык»:
· Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.
Научно-исследовательская (познавательная) цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными понятиями науки о языке, развитие языковой
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской программы «Русский язык» для начальной школы, разработанной Ивановым С.В., Кузнецовым, М.В., Евдокимовой А.О. Петленко Л.В., Романовой В.Ю. в рамках проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова).
· эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Программа курса «Русский язык» реализует задачи:
§ ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке;
§ формирования умений и навыков грамотного безошибочного письма;
§ развития речи школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Общая характеристика курса
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, и имеет познавательно - коммуникативную направленность. Это предполагает развитие коммуникативной мотивации, пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц. Программа курса «Русский язык» предусматривает выделение в учебном предмете «Русский язык» трех содержательных линий: «Система языка», «Развитие речи», «Орфография и пунктуация». Методический принцип «один урок - один объект - одна цель» позволяет выделить в структуре программы и средств обучения три блока: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».
Такое структурирование курса позволяет:
· успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;
· решить практические задачи по формированию навыков грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся;
· сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет;
· избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работ.
Под блоком понимается объединение уроков, реализующих какую-то одну цель обучения. Например, уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний; уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма; уроки блока «Развитие речи» призваны формировать и совершенствовать коммуникативные умения учащихся.
В рамках уроков одного блока реализуется только одна цель, так как смешение упражнений по выделению и характеристике языковых единиц, орфографических заданий и речевых упражнений не позволяют ученику сосредоточиться на выполнении и отработке определенного учебного действия. Но на скрытом уровне работа по формированию навыков грамотного письма выполняется и на уроках блоков «Как устроен наш язык» и «Развитие речи», только не в виде орфографических и пунктуационных заданий, а в виде списывания текстов. Работа с текстами на уроках «Правописание» и «Развитие речи» позволяет подготовить учеников к анализу языковых единиц на уроках блока «Как устроен наш язык». Уроки каждого блока перемежают друг друга и объединяются изучаемой языковой единицей.
Важной отличительной стороной данной программы является ознакомление детей с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.
Место курса в учебном плане
В четвертом классе на изучение предмета «Русский язык» отводится 170 часов (5 часов в неделю).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык».
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Личностные, метапредметные (компетентностные) и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
· осознание языка как основного средства человеческого общения;
· восприятие русского языка как явления национальной культуры;
· понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
· способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
· формировать предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
· формировать понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с материалами курса по русскому языку
· ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
· интерес к познанию русского языка;
· ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
· осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
· развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю;
· представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
· понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей;
· ориентация в поведении па принятые моральные нормы;
· понимание чувств одноклассников, учителей;
Регулятивные:
· учить действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
· учить контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками
· следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
· отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
· вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
Познавательные:
· осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
· научить пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;
· строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
· находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
· проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
· осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке;
· воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
· анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
· осуществлять синтез как составление целого из частей;
· проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
· понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);
· обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
· подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены; подлежащее, сказуемое) ;
Коммуникативные:
· строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
· научить ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии
· договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);
· - учитывать другое мнение и позицию;
· - контролировать действия партнера;
· - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
· Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
· Способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
· Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач ( диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи и ситуаций общения: стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
· Умение задавать вопросы
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
· Начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
· Умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного);
· Умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
· Способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное
Содержание учебного предмета «Русский язык»
№ |
Название раздела |
Кол-во часов |
Содержание |
Универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные) |
«Как устроен наш язык» 62 часа |
||||
1. |
Фонетика
|
3 |
Что изучает фонетика? Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные звуки и буквы. Гласные буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я; их функции. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твердости-мягкости, звонкости-глухости. Слог. Ударение. Перенос. |
Л: Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг». Уважение к своему народу, к своей родине, к русскому языку. Освоение личностного смысла учения, желания учиться. Р: Самостоятельно организовывать свое рабочее место; следовать режиму организации учебной деятельности; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. П: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; перерабатывать полученную информацию; находить необходимую информацию,как в учебнике, так и в словарях в учебнике; наблюдать и делать самостоятельные простые выводы К: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
2. |
Состав слова
|
4 |
Слово как единство звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением - имена существительные. Слова, называющие признаки, - имена прилагательные. Слова, обозначающие действия, - глаголы. Предложение. Отличие предложения от слова. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Слова в предложении. Фразеологизм. Фразеологизм и слово. Использование фразеологизмов |
Л: освоение личностного смысла учения, желания учиться; формирование интереса (мотивации) к учению. Р: учиться высказывать свои предположения; умение слушать и удерживать учебную задачу; сравнивать работу с эталоном, находить различия, анализировать ошибки и исправлять их П: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. К: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых |
3. |
Синтаксис
|
18 |
Предложение. Главные члены предложения: под- лежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Однородные члены предложения. |
Л: воспринимать речь учителя (одноклассников); развитие этических чувств — стыда,совести как регуляторов морального поведения; адекватное понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности. Р: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; П: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схемах, памятках) К: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. |
4. |
Морфология
|
40 |
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное: общее значение, род, число, падеж, склонение, существительные одушевленные и неодушевленные. Имя прилагательное: общее значение. Изменение имен прилагательных по родам, числам, падежам. Местоимения. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. |
Л: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; осознании себя носителем русского языка, языка страны, где он живёт; формирование эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, интерес к его изучению, желание умело им пользоваться и в целом ответственное отношение к своей речи. Р: использовать в работе на уроке словари, памятки; учиться корректировать выполнение задания; давать оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности; самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе П: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. К: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; различать особенности диалогической и монологической речи; |
5. |
Правописание (формирование навыков грамотного письма)
|
54 |
Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Перенос слов. Правописание заглавной буквы. Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная и непроизносимая согласная. Правописание беглой чередующейся гласной буквы е в корне при словообразовании. Правописание суффиксов имен существительных: -онок-, -енок-, -ок-, -ек-, -ост(ь)-. Правописание суффиксов имен прилагательных: -ое-, -ев-, -ив-, -чив-, -лив-. правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-, за-, на-, над-. Правописание раздели- - ильных твердого и мягкого знаков. Правописание предлогов и приставок |
Л: ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; Р: корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; П: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использовать приемы выполнения задания в соответствии с алгоритмом; ставить и формулировать проблему; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. К: Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого
|
6. |
Развитие речи
|
35 |
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста, подбор заголовков к данным текстам. Определение по заголовкам содержания текста. Выражение в тексте законченной мысли, отработка вариантов окончания текстов. Начало текста подбор и придумывание подходящих по смыслу зачинов к данным текстам. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения. Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. План текста. Составление планов к данным текстам. Озаглавливание возможного текста по предложенному плану. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: списание, повествование, рассуждение, их особенности. Работа над структурой текста: озаглавливание, написание собственных текстов по заголовку, составление плана, написание текста по плану; определение видов текста, знакомство с изложением и сочинением; знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки. |
Л: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; Р: различать способ деятельности и результат; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; составлять план и последовательность действий. П: учиться создавать собственные тексты и корректировать заданные; сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников); анализ полученной информации. К: задавать вопросы, обращаться за помощью; осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь; участвовать в коллективном диалоге; строить понятные высказывания.
|
7. |
Повторение |
16 |
Закрепление пройденного; повторение пройденного; проверочные и контрольные работы. |
|
Итого |
170 часов |
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема урока |
Тип[1] урока |
Планируемые предметные результаты |
Дата по плану |
Дата факт |
1. |
Повторение. Пишем письма. |
Комбинированный |
Составлять письмо на заданную тему. Обсуждать предложенные варианты писем. Обнаруживать и анализировать смысловые, логические и грамматические ошибки, указывать пути их устранения. |
|
|
2. |
Повторяем фонетику и словообразование. |
УОиСЗ |
Находить в тексте слова по заданному основанию. Фиксировать (графически обозначать) в слове основу и окончание. Соотносить слова со схемами состава слова. Устанавливать способ словообразования. Проводить разбор слова по составу и фонетический анализ слова. |
|
|
3. |
Вспоминаем изученные орфограммы. |
УОиСЗ |
Распределять слова по столбикам в соответствии с типом орфограммы. Опознавать слова, не удовлетворяющие поставленным условиям. Классифицировать слова в зависимости от типа или места орфограмм. |
|
|
4. |
Вспоминаем изученные орфограммы. |
УОиСЗ |
Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. Устанавливать место и тип орфограммы в слове. Соблюдать алгоритм действий при выборе буквы. Контролировать собственные действия при списывании текста с пропущенными буквами. Устанавливать наличие в слове орфограммы. Фиксировать (графически обозначать) орфограммы. |
|
|
5. |
Повторение. Пишем письма. |
УРР |
Составлять письмо на заданную тему. Обсуждать предложенные варианты писем. Обнаруживать и анализировать смысловые, логические и грамматические ошибки, указывать пути их устранения. |
|
|
6. |
Повторяем признаки имени существительного. |
УОиСЗ |
Характеризовать собственные и нарицательные имена существительные по заданным грамматическим признакам. Различать имена существительные среднего рода и неизменяемые имена существительные. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность / невозможность его выполнения. Наблюдать за словами, сходными по звучанию и написанию. |
|
|
7. |
Повторяем правописание окончаний имён существительных 1-го склонения. |
УОиСЗ |
Устанавливать место и тип орфограммы в слове. Представлять информацию в виде таблицы, дополнять таблицу. Осуществлять поиск необходимой информации в словаре, уточнять по словарю написание слов. Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом написания безударных падежных окончаний. |
|
|
8. |
Повторяем правописание окончаний имён существительных 2-го склонения. |
УОиСЗ |
Фиксировать (графически обозначать) место орфограммы в слове. Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом написания безударных падежных окончаний. Определять тип и место орфограммы, доказывать написание слов. |
|
|
9. |
Повторяем правописание окончаний имён существительных 3-го склонения. |
УОиСЗ |
Находить допущенные ошибки и исправлять их. Группировать слова в зависимости от типа склонения, объяснять написание слов. |
|
|
10. |
Пишем письма. |
УРР |
Соотносить авторский замысел и его реализацию в тексте. Составлять план предложенного текста. Исправлять нарушения в тексте и восстанавливать его структуру, записывать исправленный текст в тетрадь. |
|
|
11. |
Морфологический разбор имени существительного. |
УОНМ |
Устанавливать синтаксическую функцию имён существительных. Характеризовать слово как часть речи, называть признаки указанной части речи. Различать постоянные и непостоянные признаки имени существительного. Систематизировать знания по морфологии. Знакомиться с алгоритмом морфологического разбора слов. Проводить морфологический разбор слова, анализировать правильность его проведения. |
|
|
12. |
Морфологический разбор имени существительного. |
УПЗиУ |
Проводить морфологический разбор имён существительных. Находить в тексте слово по заданным грамматическим признакам. |
|
|
13. |
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. |
УОиСЗ |
Группировать слова по заданному основанию. Объяснять разницу в произношении и написании окончаний слов. Выбирать слова, соответствующие заданному в упражнении условию, доказывать написание безударных падежных окончаний. Осуществлять поиск необходимой информации в словаре, уточнять по словарю написание слов. |
|
|
14. |
Текст |
УРР |
Подбирать заголовок к тексту, обосновывать свой выбор. Различать текст-рассуждение, текст-описание, текст-повествование. |
|
|
15. |
Повторяем признаки имени прилагательного. |
УПЗиУ |
Употреблять имена прилагательные в нужной форме. Фиксировать (графически обозначать) окончания. Определять синтаксическую функцию имён прилагательных. Различать постоянные и непостоянные признаки. |
|
|
16. |
Орфограммы в окончаниях имён прилагательных. |
УПЗиУ |
Устанавливать наличие в слове заданной орфограммы, фиксировать (графически обозначать) её. Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом написания безударных падежных окончаний имён прилагательных. |
|
|
17. |
Контрольная работа по повторению. |
УКЗ |
Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. |
|
|
18. |
Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Работа над ошибками. |
УПиКЗ |
Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. |
|
|
19. |
Морфологический разбор имени прилагательного. |
УОНМ |
Проводить морфологический разбор имён прилагательных, анализировать правильность его проведения. Понимать информацию, представленную в виде таблицы, сравнивать качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные. Группировать слова по заданному основанию. |
|
|
20. |
Контрольное списывание. |
УПиКЗ |
Списывать текст безошибочно. Применять орфографические правила (по материалам повторения). Проверять написанное. Находить и исправлять ошибки в тексте на изученные правила. |
|
|
21. |
Типы текста. |
УРР |
Определять тип текста, обосновывать собственное мнение. Находить, анализировать, исправлять смысловые, лексические, логические и грамматические ошибки в предложениях. |
|
|
22. |
Комплексная контрольная работа |
УКЗ |
Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. |
|
|
23. |
Буквы о, ё после шипящих и ц. |
УОиСЗ |
Устанавливать место орфограммы в слове, фиксировать (графически обозначать) её. Группировать слова на основании определения места орфограммы в слове. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. Объяснять выбор буквы. |
|
|
24. |
Повторяем орфограмму «Мягкий знак на конце слов после шипящих». |
УОиСЗ |
Фиксировать (графически обозначать) наличие орфограммы в слове. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. Осуществлять поиск необходимой информации в словаре, уточнять по словарю написание слов. |
|
|
25. |
Повторяем местоимение. |
УОиСЗ |
Характеризовать слово по заданным грамматическим признакам. Устанавливать синтаксическую функцию личных местоимений. Определять нужную форму местоимений. |
|
|
26. |
Тест по теме «Части речи» |
УКЗ |
Отмечать слова, которые начинаются с заданного звука, в которых звуков больше/меньше, чем букв, которые заканчиваются заданным звуком. Находить однокоренные слова, слова, соответствующие заданной схеме, имена существительные, неизменяемые части речи, верные утверждения, словосочетания с заданными параметрами, предложения с подлежащим с заданными параметрами, имена прилагательные с заданными параметрами, местоимения. |
|
|
27. |
Орфограммы приставок. |
УОиСЗ |
Осуществлять самоконтроль по результату выполнения задания. Устанавливать место и тип орфограммы в слове. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. Фиксировать (графически обозначать) наличие орфограммы в слове. |
|
|
28. |
Разделительный твёрдый знак и разделительный мягкий знак. |
УПЗиУ |
Подбирать слова, соответствующие схемам. Контролировать правильность выполнения работы, находить ошибки, исправлять их, устанавливать причину ошибок. Находить слова по заданному основанию. |
|
|
29. |
Изложение. Самостоятельная работа. |
УРР |
Подбирать заголовок к тексту, обосновывать свой выбор. Соотносить основную мысль с заголовком. Составлять план текста. Письменно пересказывать текст с опорой на план. |
|
|
30. |
Разбор по членам предложения. |
УОиСЗ |
Понимать информацию, представленную в виде таблицы, сравнивать разные члены предложения. Отвечать на вопросы с опорой на таблицу. Устанавливать синтаксическую функцию имён существительных. |
|
|
31. |
Синтаксический разбор предложения. |
Комбинированный |
Понимать информацию, представленную в виде схем. Фиксировать (графически обозначать) грамматическую основу предложения. Находить предложения, удовлетворяющие заданному условию. |
|
|
32. |
Синтаксический разбор предложения. |
УПЗиУ |
Обнаруживать в предложениях однородные члены, доказывать свой ответ. Находить предложения, удовлетворяющие заданному условию. Соблюдать алгоритм проведения синтаксического разбора предложения. Группировать предложения по заданному основанию. Находить ошибки, вносить необходимые коррективы. |
|
|
33. |
Знаки препинания при однородных членах предложения. |
УОиСЗ |
Доказывать постановку знаков препинания в предложениях. Фиксировать (графически обозначать) наличие в предложениях однородных членов. Контролировать собственные действия при постановке знаков препинания. Соотносить предложения и схемы, записывать предложения в порядке следования схем. |
|
|
34. |
Знаки препинания при однородных членах предложения. |
УОиСЗ |
Доказывать постановку знаков препинания в предложениях. Находить в тексте предложение, соответствующее схеме, формулировать результаты наблюдения. Контролировать собственные действия при постановке знаков препинания. |
|
|
35. |
Синтаксический разбор предложения. |
УОНМ |
Находить грамматическую основу предложений. Соблюдать алгоритм проведения разбора по членам предложения и синтаксического разбора предложения. |
|
|
36. |
Синтаксический разбор предложения. |
УОНМ |
Находить грамматическую основу предложений. Соблюдать алгоритм проведения разбора по членам предложения и синтаксического разбора предложения. |
|
|
37. |
Контрольная работа за 1 четверть |
УКЗ |
Выписывать имена прилагательные, определять их род, число, падеж. Выписывать словосочетания по заданному параметру. Выписывать местоимения по заданным параметрам. Безошибочно списывать текст. Подчеркивать грамматическую основу. Определять части речи. Находить ошибки в характеристике предложения.
|
|
|
38. |
Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Работа над ошибками. |
УПиКЗ |
Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. |
|
|
39. |
Диктант. |
УКЗ |
Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слов с изученными орфограммами. Безошибочно писать слова с орфограммами в приставках, корнях и суффиксах. Писать слова с ь на конце после шипящих, разделительные ь и ъ, не с глаголами. Правильно ставить знаки препинания при однородных членах предложения. |
|
|
40. |
Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Работа над ошибками. |
УПиКЗ |
Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. |
|
|
41. |
Текст. |
УРР |
Устанавливать последовательность абзацев текста. Подбирать заголовок к тексту, обосновывать свой выбор. Определять тип текста, обосновывать собственное мнение. Составлять план текста. |
|
|
42. |
Глагол. |
УОНМ |
Фиксировать (графически обозначать) окончание глаголов. Распределять слова по группам. Выбирать глагол нужного вида. Высказывать предположение об изменении формы глагола и аргументировать его. |
|
|
43. |
Глагол как часть речи. |
УОиСЗ |
Высказывать предположение об изменении формы глагола и аргументировать его. Фиксировать (графически обозначать) окончание глаголов. Распределять слова по группам. Выбирать глагол нужного вида. |
|
|
44. |
Правописание приставок в глаголах. |
УПЗиУ |
Устанавливать наличие заданной орфограммы в слове. Находить слова по заданному основанию. Фиксировать (графически обозначать) приставки. |
|
|
45. |
Правописание не с глаголами. |
УОНМ |
Контролировать собственные действия при отработке написания частицы не с глаголами. Устанавливать наличие заданной орфограммы в слове, фиксировать (графически обозначать) её. Группировать слова по заданному основанию. |
|
|
46. |
Изложение. |
УРР |
Подбирать заголовок к тексту, обосновывать свой выбор. Составлять план текста. Выделять ключевые слова каждого абзаца; находить в тексте интересные образы, сравнения, яркие детали. Письменно выборочно пересказывать текст с опорой на план.
|
|
|
47. |
Вид глагола. |
Комбинированный |
Соотносить свой ответ с приведённым в учебнике, аргументировать свой выбор. Использовать различные способы словообразования глаголов совершенного и несовершенного вида. |
|
|
48. |
Начальная форма глагола. |
УОНМ |
Различать формы глагола и однокоренные слова. Находить слова по заданному основанию. Фиксировать (графически обозначать) суффиксы начальной формы глаголов. |
|
|
49. |
Личные формы глагола. |
Комбинированный |
Различать начальную и личные формы глаголов. Группировать слова по заданному основанию. Фиксировать (графически обозначать) окончания и основы глаголов. |
|
|
50. |
Лицо и число глаголов. |
УОиСЗ |
Фиксировать (графически обозначать) личные окончания глаголов, чередования в личных формах. Группировать слова по заданному основанию. |
|
|
51. |
Мягкий знак после шипящих в глаголах. |
УОНМ |
Распределять слова по столбикам. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. Устанавливать место и тип орфограммы в слове. Доказывать необходимость мягкого знака после шипящих. |
|
|
52. |
Контрольный словарный диктант |
УКЗ |
Понимать, что такое начальная форма глагола. Применять на практике знания по теме «Глагол как часть речи». Классифицировать глаголы по заданному признаку. Выделять личное окончание глагола. |
|
|
53. |
Анализ словарного диктанта. Работа над ошибками |
|
Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слов с изученными орфограммами. Безошибочно писать слова с орфограммами в приставках, корнях и суффиксах. Писать слова с ь на конце после шипящих, разделительные ь и ъ, не с глаголами. Правильно ставить знаки препинания при однородных членах предложения. |
|
|
54. |
Мягкий знак после шипящих в глаголах. |
УПЗиУ |
Фиксировать (графически обозначать) орфограмму. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность / невозможность его выполнения. Группировать слова по заданному основанию. Устанавливать истинность или ложность высказываний. |
|
|
55. |
Текст. |
УРР |
Различать текст-описание и текст-повествование по целевой установке. Подбирать заголовок будущего текста, составлять план текста. Составлять текст на заданную тему по плану. |
|
|
56. |
Правописание -ться и -тся в глаголах. |
УОНМ |
Различать случаи написания -ться и -тся в глаголах. Группировать слова по заданному основанию. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. Устанавливать тип, место орфограммы в слове и способ проверки. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. |
|
|
57. |
Правописание -ться и -тся в глаголах. |
УПЗиУ |
Различать случаи написания -ться и -тся в глаголах. Подбирать слово для заполнения пропуска в предложении. Распределять слова по столбикам. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. |
|
|
58. |
Текст. |
УРР |
Отбирать языковые средства, отвечающие целевой установке текста. Предлагать варианты продолжения текста, объяснять необходимость изменения окончания текста. Записывать собственный вариант продолжения текста. |
|
|
59. |
Спряжение глаголов. |
УОНМ |
Соблюдать порядок действий в соответствии с поставленным в упражнении условием. Находить в тексте слова по заданному основанию. Характеризовать слово по заданному грамматическому признаку. Определять спряжение по личным окончаниям. |
|
|
60. |
Спряжение глаголов. |
УПЗиУ |
Фиксировать (графически обозначать) личные окончания глаголов. Определять спряжение глаголов. Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом. Распределять слова на группы по заданному основанию. |
|
|
61. |
Спряжение глаголов. |
УПЗиУ |
Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. Находить слова по заданному основанию. Характеризовать слово по заданным грамматическим признакам. Находить в тексте слово по словесному описанию, указывающему на грамматический признак. Фиксировать (графически обозначать) личные окончания глаголов. |
|
|
62. |
Текущий диктант. |
УКЗ |
Безошибочно писать диктант объемом 70-75 слов. Находить и отмечать в словах орфограммы. Определять род, склонение и падеж заданных имен существительных. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. |
|
|
63. |
Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Работа над ошибками. Правописание глаголов. |
Комбинированный |
Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. Определять тип и место орфограммы, объяснять написание слов. Сравнивать обозначение звука [о] после шипящих в окончаниях глаголов и в окончаниях имён существительных и прилагательных. |
|
|
64. |
Текст. |
УРР |
Находить, анализировать, исправлять смысловые, лексические, логические и грамматические ошибки в предложениях. Составлять собственный текст с использованием данного приёма. |
|
|
65. |
Правописание безударных окончаний глаголов. |
УОНМ |
Распределять глаголы по столбикам. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. Сравнивать произношение и написание безударных личных окончаний глаголов в форме 2-го лица. Определять тип и место орфограммы, обосновывать написание слов. Определять нужную форму глагола. |
|
|
66. |
Правописание безударных окончаний глаголов. |
УПЗиУ |
Определять нужную форму глагола. Контролировать собственные действия при обозначении безударных личных окончаний глаголов. Группировать слова по заданному основанию. |
|
|
67. |
Правописание безударных окончаний глаголов. |
УОиСЗ |
Контролировать собственные действия при написании безударных окончаний глаголов в соответствии с алгоритмом. Соблюдать порядок действий в соответствии с поставленным в упражнении условием. |
|
|
68. |
Правописание безударных окончаний глаголов. |
УПЗиУ |
Фиксировать (графически обозначать) личные окончания глаголов. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. Понимать алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями и использовать его при написании безударных личных окончаний. |
|
|
69. |
Списывание. |
УКЗ |
Фиксировать (графически обозначать) личные окончания глаголов. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. Понимать алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями и использовать его при написании безударных личных окончаний. |
|
|
70. |
Текст. |
УОиСЗ |
Находить в тексте образные языковые средства. Сравнивать собственное выполнение задания с предложенным вариантом. |
|
|
71. |
Текущее изложение. |
УРР |
Составлять план. Понимать структуры предложений. Выбирать из текста опорные слова и выражения. Письменно пересказывать текст. |
|
|
72. |
Контрольная работа за 2 четверть |
УКЗ |
Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. |
|
|
73. |
Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Работа над ошибками. |
УПиКЗ |
Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. |
|
|
74. |
Правописание глаголов. |
Комбинированный |
Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. Определять наличие заданной орфограммы, фиксировать (графически обозначать) её. Понимать алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями и использовать его при написании безударных личных окончаний. Распределять глаголы по столбикам по заданному основанию. |
|
|
75. |
Правописание глаголов. |
УОиСЗ |
Распределять слова по столбикам. Устанавливать наличие глаголов-исключений. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. Контролировать собственные действия при написании безударных окончаний глаголов в соответствии с алгоритмом. |
|
|
76. |
Правописание глаголов. |
Комбинированный |
Фиксировать (графически обозначать) место орфограммы в слове, окончания глаголов. Находить в тексте предложения по заданному основанию. Определять нужную форму глагола, объяснять написание безударных личных окончаний. |
|
|
77. |
Настоящее время глагола. |
УОНМ |
Находить в тексте слово по заданному грамматическому признаку. Фиксировать (графически обозначать) личные окончания глаголов. |
|
|
78. |
Правописание суффиксов глаголов. |
УОНМ |
Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. Обосновывать написание слов. Фиксировать (графически обозначать) личные окончания глаголов. Группировать слова по заданному основанию, выявлять слова, не соответствующие условию. Устанавливать место и тип орфограммы в слове. |
|
|
79. |
Прошедшее время глагола. |
Комбинированный |
Различать формы времени. Фиксировать (графически обозначать) основу слова. |
|
|
80. |
Прошедшее время глагола. |
Комбинированный |
Сравнивать глагольные формы, наблюдать за основами глаголов в начальной форме и в форме прошедшего времени. Формулировать вывод об образовании начальной формы и формы прошедшего времени от одной основы. Находить заданную форму глагола. Фиксировать (графически обозначать) основу слова и суффикс. |
|
|
81. |
Изложение.
|
УРР |
Сравнивать различные приёмы построения текста. Составлять план текста. Выделять ключевые слова каждого абзаца. Находить в тексте слова, наиболее ярко, образно раскрывающие содержание абзаца или части текста. Пересказывать (устно или письменно) текст с опорой на план. |
|
|
82. |
Правописание суффиксов глаголов. |
УПЗиУ |
Высказывать предположение при обсуждении проблемного вопроса и проблемной ситуации, аргументировать собственное мнение. Фиксировать (графически обозначать) заданную орфограмму в словах. |
|
|
83. |
Будущее время глагола. |
УОНМ |
Распределять слова по группам. Опознавать глаголы в форме будущего времени. Определять вид глаголов, объяснять способы образования форм будущего времени. Находить слова по заданному основанию. Фиксировать (графически обозначать) основу слова, суффикс и окончание. |
|
|
84. |
Правописание суффиксов глаголов. |
УПЗиУ |
Находить слова по заданному основанию. Фиксировать (графически обозначать) в слове суффикс и окончание. Осуществлять самоконтроль при записи глаголов. Устанавливать тип орфограммы в слове. Обосновывать написание слов. |
|
|
85. |
Изменение глаголов по временам. |
УПЗиУ |
Находить в тексте слова по заданному основанию. Характеризовать слово по заданным грамматическим признакам. Фиксировать (графически обозначать) в слове суффикс и окончание. |
|
|
86. |
Текущая контрольная работа. |
УКЗ |
Классифицировать глаголы по разным основаниям. Редактировать текст, изменяя время глагола. |
|
|
87. |
Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Работа над ошибками. |
УПиКЗ |
Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. |
|
|
88. |
Изложение с элементами сочинения. |
УРР |
Пересказывать текст от другого лица. Соотносить заголовок и содержание текста. Находить, анализировать, исправлять смысловые, лексические, логические и грамматические ошибки в предложениях |
|
|
89. |
Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. |
УОНМ |
Сравнивать значения форм изъявительного, повелительного и условного наклонений. |
|
|
90. |
Условное наклонение глагола. |
УПЗиУ |
Характеризовать слово по заданным грамматическим признакам. Контролировать правильность выполнения задания по образцу при образовании формы условного наклонения. Фиксировать (графически обозначать) суффикс глаголов. |
|
|
91. |
Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени. |
УОНМ |
Соотносить предложенный вариант ответа с собственной точкой зрения. Контролировать собственные действия при написании глаголов в форме прошедшего времени. Устанавливать связь между выбором окончания глаголов в форме прошедшего времени и родом имён существительных. |
|
|
92. |
Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени. |
УПЗиУ |
Доказывать написание слов. Устанавливать место и тип орфограммы в слове. Фиксировать (графически обозначать) место орфограммы в слове. Находить слова по заданному основанию.
|
|
|
93. |
Текст. |
УРР |
Соотносить заголовок и содержание текста. Определять целевую установку, составлять подробный план будущего коллективного текста. Составлять текст с опорой на план. |
|
|
94. |
Повелительное наклонение глагола. |
Комбинированный |
Устанавливать форму, в которой глагол употреблён в предложении. Фиксировать (графически обозначать) основу и формообразующие суффиксы глаголов. |
|
|
95. |
Повелительное наклонение глагола. |
Комбинированный |
Находить в тексте слова по заданному основанию. Объяснять способ образования глаголов в форме повелительного наклонения. Сравнивать простую и составную формы повелительного наклонения, определять особенности их употребления. Использовать глаголы в форме повелительного наклонения в предложениях. |
|
|
96. |
Словообразование глаголов. |
УОиСЗ |
Использовать приём развёрнутого толкования для определения способа образования слова. Находить в тексте слова по заданному основанию. Группировать слова по заданному основанию. |
|
|
97. |
Текст. |
УРР |
Отбирать языковые средства, отвечающие целевой установке текста. Подбирать ключевые слова текста и образные языковые выражения. Составлять текст, опираясь на алгоритм. Подбирать заголовок будущего текста. |
|
|
98. |
Глагол в предложении. |
УПЗиУ |
Находить в тексте слова по заданному основанию. Определять форму, в которой глагол употреблён в предложении. Фиксировать (графически обозначать) синтаксическую функцию. Задавать вопросы от глаголов к существительным. Устанавливать словосочетания, не удовлетворяющие указанному виду связи. Определять способ связи главного и зависимого слов в словосочетании. |
|
|
99. |
Глагол в предложении. |
Комбинированный |
Устанавливать связи между глаголом и словами других частей речи. Составлять словосочетания или предложения, удовлетворяющие поставленным условиям. Определять форму зависимого слова. Задавать синтаксические вопросы. Различать падежные и синтаксические вопросы. |
|
|
100. |
Правописание глаголов. |
УОиСЗ |
Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. Устанавливать наличие в слове орфограммы и её тип. Распределять слова по группам в соответствии с типом орфограммы. Обосновывать написание слова. Фиксировать (графически обозначать) заданную орфограмму. |
|
|
101. |
Правописание глаголов. |
УОиСЗ |
Контролировать собственные действия при постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. |
|
|
102. |
Контрольное списывание |
УКЗ |
Безошибочно списывать текст, правильно обозначать гласные на конце наречий и мягкий знак на конце слов после шипящих. |
|
|
103. |
Анализ ошибок, допущенных в контрольном списывание |
УПиКЗ |
Контролировать правильность выполнения работы, находить и исправлять ошибки, устанавливать причину их появления. |
|
|
104. |
Текущий диктант. |
УКЗ |
Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. |
|
|
105. |
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Работа над ошибками. |
УПиКЗ |
Выполнять работу над ошибками, допущенными в диктанте, по алгоритму работы над ошибками. |
|
|
106. |
Текст. |
УРР |
Соотносить заголовок и содержание текста. Выбирать из предложенных заголовков наиболее подходящий к тексту, обосновывать свой выбор. |
|
|
107. |
Морфологический разбор глагола. |
УОНМ |
Проводить морфологический разбор глаголов в соответствии с алгоритмом. Классифицировать изменяемые и неизменяемые признаки глагола. Осуществлять самоконтроль при образовании форм глаголов. |
|
|
108. |
Текст. |
УРР |
Письменно кратко пересказывать текст с изменением лица повествователя. Сравнивать собственный пересказ и предложенные в учебнике варианты, находить и исправлять недочёты. |
|
|
109. |
Наречие. |
УОНМ |
Задавать вопросы к наречиям. Группировать слова по заданным основаниям. Находить в тексте слова по заданному основанию. Фиксировать (графически обозначать) синтаксическую функцию наречий. |
|
|
110. |
Наречие. |
Комбинированный |
Дополнять предложения подходящими по смыслу наречиями. Фиксировать (графически обозначать) синтаксическую функцию наречий. Задавать вопросы от главного слова к зависимому. Сравнивать значение наречий и слов, от которых они образовались. Составлять словосочетания, удовлетворяющие заданным условиям. |
|
|
111. |
Наречие. |
УПЗиУ |
Различать вопросы к слову как к части речи и синтаксические вопросы. Задавать вопросы к наречиям. Определять главное и зависимое слова в словосочетании. |
|
|
112. |
Как образуются наречия. |
УОНМ |
Находить в тексте слова по заданному основанию. Устанавливать слово, от которого образовалось наречие, и способ словообразования. Фиксировать (графически обозначать) суффиксы наречий, синтаксическую функцию наречий. |
|
|
113. |
Правописание гласных на конце наречий. |
УПЗиУ |
Фиксировать (графически обозначать) условие выбора гласных на конце наречий. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. Составлять слова в соответствии с предложенными моделями. Устанавливать место и тип орфограммы в слове. |
|
|
114. |
Правописание гласных на конце наречий. |
УПЗиУ |
Фиксировать (графически обозначать) условие выбора гласных на конце наречий. Группировать словосочетания по заданному основанию, доказывать правильность выполнения работы. |
|
|
115. |
Текст. |
УРР |
Подбирать заголовки к тексту, обосновывать свой выбор. Находить в тексте слова и выражения, ярко описывающие зиму. Составлять план текста. Пересказывать (устно или письменно) текст с опорой на план. Создавать собственный текст в соответствии с целевой установкой. |
|
|
116. |
Морфологический разбор наречий. |
УОНМ |
Проводить морфологический разбор наречий в соответствии с алгоритмом. Задавать вопросы к наречиям. Определять способ словообразования наречий. Устанавливать синтаксическую функцию наречий в предложениях, фиксировать (графически обозначать) её. |
|
|
117. |
Мягкий знак на конце наречий после шипящих. |
УОиСЗ |
Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. Обосновывать написание наречий. Устанавливать место и тип орфограммы в слове. |
|
|
118. |
Текущее изложение. |
УРР |
Письменно пересказывать текст после предварительной подготовительной работы. |
|
|
119. |
Мягкий знак на конце слов после шипящих. |
УОиСЗ |
Различать случаи написания ь на конце слов после шипящих и его отсутствия. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. Контролировать собственные действия при списывании текста с пропущенными буквами. |
|
|
120. |
Мягкий знак на конце слов после шипящих. |
Комбинированный |
Соблюдать порядок действий при списывании. Контролировать последовательность действий при определении наличия или отсутствия ь в словах. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. |
|
|
121. |
Текст. |
УРР |
Составлять продолжение исходного текста, опираясь на предложенный план. Оформлять диалог в письменном тексте. Формулировать вывод, заканчивать текст. |
|
|
122. |
Контрольная работа за 3 четверть |
УКЗ |
Образовывать глаголы в формах разных времен. Находить глаголы по заданному признаку. Распространять предложения. Выполнять морфологический разбор глагола. |
|
|
123. |
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. |
УПиКЗ |
Выполнять работу над ошибками, допущенными в диктанте, по алгоритму работы над ошибками. Контролировать правильность выполнения задания, находить и исправлять ошибки, объяснять причины их появления. |
|
|
124. |
Диктант. |
УКЗ |
Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. |
|
|
125. |
Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Имя числительное. |
Комбинированный |
Различать порядковые и количественные числительные. Группировать слова по заданному основанию. Задавать к числительным вопросы. Характеризовать слово по заданным грамматическим признакам. |
|
|
126. |
Имя числительное. |
УОНМ |
Определять состав имён числительных. Фиксировать (графически обозначать) часть слова, с помощью которой образованы числительные. Различать простые и составные числительные. |
|
|
127. |
Текст. |
УРР |
Отбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Учитывать смысловую и стилистическую целостность текста, авторскую целевую установку. Обсуждать варианты выполнения работы, обосновывать наиболее адекватный. |
|
|
128. |
Изменение имён числительных. |
Комбинированный |
Изменять слова по указанному грамматическому признаку. Сравнивать склонение имён числительных со склонением прилагательных и существительных. Различать порядковые и количественные числительные. Обнаруживать разницу в изменениях по падежам сложных порядковых и сложных количественных числительных. Фиксировать (графически обозначать) корень слова. |
|
|
129. |
Слитное и раздельное написание числительных. |
УОНМ |
Распределять имена числительные по столбикам, заполнять таблицу. Различать порядковые и количественные числительные. Контролировать правильность выполнения работы, находить ошибки, исправлять их, устанавливать причину ошибок. |
|
|
130. |
Правописание мягкого знака в именах числительных. |
УПЗиУ |
Преобразовывать запись цифрами в буквенную запись. Фиксировать (графически обозначать) корень слова и окончание. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Распределять имена числительные по заданным основаниям, заполнять таблицу. |
|
|
131. |
Правописание числительных. |
УПЗиУ |
Контролировать свою деятельность при использовании алгоритма написания числительных. Обосновывать написание слов. Преобразовывать запись цифрами в буквенную запись. |
|
|
132. |
Текст. |
УРР |
Составлять рассказ, включающий разные типы текста: текст-описание и текст-рассуждение. Учитывать поставленные условия при создании текста. Подбирать заголовок, составлять план, отбирать языковые средства. |
|
|
133. |
Повторяем правила правописания мягкого знака в словах. |
УОиСЗ |
Различать функции ь. Устанавливать место и тип орфограммы в слове, выбирать способ проверки. Обосновывать написание слов. Находить имена числительные, удовлетворяющие заданному условию. |
|
|
134. |
Связь слов в предложении. Словосочетание. |
УОНМ |
Устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании. Находить словосочетания в предложении. Выделять главное и зависимое слово в словосочетании. |
|
|
135. |
Словосочетание. |
УОиСЗ |
Группировать слова по заданному основанию. Устанавливать основание для классификации сочетаний слов и распределять на основании выделенных признаков слова по группам. Находить словосочетания в предложении в соответствии с алгоритмом. |
|
|
136. |
Слово. Словосочетание. Предложение. |
УПЗиУ |
Составлять предложения из приведённых словосочетаний. Распределять на группы слова, словосочетания и предложения. |
|
|
137. |
Текст. |
УРР |
Выявлять смысловые и структурные особенности текста. Соблюдать последовательность действий при создании собственного текста. Составлять план будущего текста. Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом написания текста. |
|
|
138. |
Правописание слов в словосочетаниях. |
УПЗиУ |
Соблюдать порядок действий в соответствии с поставленным в упражнении условием. Фиксировать (графически обозначать) окончание и место ударения. Осознавать правильность употребления слов и словосочетаний в речи. |
|
|
139. |
Связь слов в словосочетании. Согласование. |
УОиСЗ |
Находить словосочетания по заданному основанию. Характеризовать слово по нескольким грамматическим признакам. Понимать информацию, представленную в виде модели. Анализировать представленные модели словосочетаний и выбирать соответствующие заданным условиям. |
|
|
140. |
Правописание слов в словосочетаниях. |
УПЗиУ |
Соблюдать порядок действий в соответствии с поставленным в упражнении условием. Фиксировать (графически обозначать) окончание. Устанавливать место и тип орфограммы в слове. |
|
|
141. |
Связь слов в словосочетании. Управление. |
УОНМ |
Обнаруживать закономерность: неизменяемость формы зависимого слова при изменении формы главного слова. Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом. Задавать вопрос от главного слова к зависимому. Находить словосочетания по заданному основанию. |
|
|
142. |
Правописание слов в словосочетаниях. |
УОиСЗ |
Устанавливать тип орфограммы в слове. Выбирать нужную форму имени существительного в словосочетаниях. Характеризовать слово по заданному грамматическому признаку. Объяснять постановку ь на конце глаголов после шипящих. Фиксировать (графически обозначать) окончание. |
|
|
143. |
Текст. |
УРР |
Отбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Создавать собственный текст в соответствии с целевой установкой и записывать его. Подбирать заголовок к тексту. |
|
|
144. |
Связь слов в словосочетании. Примыкание. |
Комбинированный |
Классифицировать словосочетания по заданному основанию. Определять тип подчинительной связи, аргументировать свой ответ. Находить словосочетания по заданному основанию. Задавать вопрос от главного слова к зависимому. Характеризовать слово по нескольким грамматическим признакам. |
|
|
145. |
Правописание слов в словосочетаниях. |
УПЗиУ |
Восстанавливать текст, заполняя пропуски. Преобразовывать запись цифрами в буквенную запись. Соблюдать порядок действий при написании ь после шипящих в глаголах и наречиях. Устанавливать место и тип орфограммы в слове. |
|
|
146. |
Текущий диктант по теме «Правописание слов в словосочетаниях». |
УКЗ |
Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. |
|
|
147. |
Анализ ошибок, допущенных в диктанте. |
Комбинированный |
Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом выполнения работы над ошибками |
|
|
148. |
Текущая контрольная работа по теме «Словосочетание. Слово и предложение, связь слов в словосочетании». |
УКЗ |
Находить словосочетания, понимать их отличительные признаки. Задавать вопросы от слов в предложении, выписывать все возможные словосочетания. Различать части речи. |
|
|
149. |
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. |
УПиКЗ |
Контролировать правильность выполнения работы, находить и исправлять ошибки, устанавливать причину их появления. |
|
|
150. |
Словосочетание в предложении. |
Комбинированный |
Находить словосочетания в предложении в соответствии с алгоритмом. Выбирать правильную форму имени существительного в словосочетаниях с типом связи управление. Проводить синтаксический разбор. Соотносить собственный ответ с предложенными вариантами ответов и аргументированно доказывать свою позицию. |
|
|
151. |
Текст. |
УРР |
Определять тип текста, доказывать свой ответ. Соблюдать алгоритм работы при создании собственного текста. Составлять текст заданного типа на указанную тему. |
|
|
152. |
Комплексная итоговая контрольная работа. |
УКЗ |
Выполнять задания тестового характера по всему курсу начальной школы. |
|
|
153. |
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. |
УПиКЗ |
Контролировать правильность выполнения работы, находить и исправлять ошибки, устанавливать причину их появления. |
|
|
154. |
Сложное предложение. |
УОНМ |
Фиксировать (графически обозначать) грамматическую основу предложения. Находить в тексте сложные предложения. Задавать вопрос от главной части сложноподчинённого предложения к зависимой. Составлять предложения в соответствии с поставленным условием. |
|
|
155. |
Списывание по теме «Правописание слов в словосочетаниях». |
УКЗ |
Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. |
|
|
156. |
Как связаны части сложносочинённого предложения. |
УПЗиУ |
Фиксировать (графически обозначать) грамматические основы предложений. Составлять предложения в соответствии с поставленным условием, ориентируясь на знаки препинания и схему. Различать простые и сложные предложения, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, сложные предложения и предложения с однородными членами. |
|
|
157. |
Знаки препинания в сложном предложении. |
УПЗиУ |
Различать простые и сложные предложения. Обосновывать постановку знаков препинания в сложносочинённом предложении. Группировать предложения по заданному основанию. Составлять предложения в соответствии с поставленным условием, ориентируясь на знаки препинания и схему. |
|
|
158. |
Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. |
УПЗиУ |
Фиксировать (графически обозначать) грамматические основы предложений. Контролировать собственные действия при списывании текста с пропущенными знаками препинания. Устанавливать место и тип орфограммы в слове. Соблюдать алгоритм действий при выборе буквы.
|
|
|
159. |
Текст. |
УРР |
Определять тип текста, доказывать свой ответ. Определять тип будущего текста. Составлять план. Соблюдать заданные условия при составлении текста. Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом написания текста. |
|
|
160. |
Как связаны части сложноподчинённого предложения. |
УПЗиУ |
Задавать вопросы от главной части сложноподчинённого предложения к зависимой. Составлять предложения в соответствии с поставленным условием, ориентируясь на знаки препинания и схему. Находить предложения по заданному основанию. Составлять схемы сложных предложений. |
|
|
161. |
|
|
|
|
|
162. |
Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения. |
УОНМ |
Понимать информацию, представленную в виде схемы. Соотносить предложения и их схемы. Упорядочивать предложения в соответствии с последовательностью схем. |
|
|
163. |
Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. |
УОиСЗ |
Фиксировать (графически обозначать) грамматические основы предложений. Графически объяснять постановку запятых в предложении. Различать сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, сложные предложения и простые предложения с однородными членами. |
|
|
164. |
Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. |
УПЗиУ |
Соотносить предложения и их схемы. Обнаруживать пропуск знаков препинания с опорой на схемы предложений. Фиксировать (графически обозначать) грамматические основы предложений и однородные члены. Составлять сложноподчинённые предложения по заданной модели. |
|
|
165. |
Текст. |
УРР |
Определять основные мысли начала будущего текста, сюжет. Составлять план, начало и окончание текста. |
|
|
166. |
Сложное предложение. |
УПЗиУ |
Конструировать схемы сложных предложений. Фиксировать (графически обозначать) грамматические основы предложений и однородные члены. Различать сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, сложные предложения и простые предложения с однородными членами. |
|
|
167. |
Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. |
УОиСЗ |
Обосновывать постановку знаков препинания в сложных предложениях. Устанавливать тип и место орфограммы в слове, определять адекватный способ проверки. Обосновывать написание слов. Составлять предложения в соответствии с поставленным условием, ориентируясь на знаки препинания и схему. |
|
|
168. |
Текущий диктант по теме «Знаки препинания в сложном предложении». |
УКЗ |
Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. |
|
|
169. |
Анализ ошибок, допущенных в диктанте. |
УПиКЗ |
Контролировать правильность выполнения работы, находить и исправлять ошибки, устанавливать причину их появления. |
|
|
170. |
Текст. |
УРР |
|
|
|
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Примечание
|
Книгопечатная продукция |
|
С.В. Иванов Русский язык. Рабочие программы. 1—4 классы.
Учебные пособия 1. Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1, 2 / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова [и др.]. – 5-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2014-2015. – 176с.: ил. – (Начальная школа XXI века).
2. Пишем грамотно тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1, 2 / М.И. Кузнецова. – 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2015. – (Начальная школа XXI века). 3. Учусь писать без ошибок: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: 4 класс: рабочие / М.И. Кузнецова. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2015. – (Начальная школа XXI века).
Методические пособия 1. Комментарии к урокам. 4класс. Русский язык.
2. Сборник диктантов и самостоятельных работ . 1-4 классы. Русский язык. Канакина В.П. , Щёголева В.П.
3. Русский язык. Работа с трудными словами. 1-4 классы. Канакина .П. - 2-е изд., исправл. - М.: Вентана-Граф, 2010
4. Русский язык в начальной школе: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения / В.Ю. Романова, Л.В. Петленко; под ред. С.В. Иванова. - 2-е изд., исправл. - М.: Вентана-Граф, 2014. - (Оценка знаний).
5. Проверочные тестовые работы: русский язык, математика, чтение: 4 класс / Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, Е.Э. Кочурова [и др.]. - М.: Вентана-Граф, 2014. |
В программе определены цели начального обучения русскому языку; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала и к организации деятельности учащихся; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся; описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Методический аппарат учебников позволяет учителю на каждом уроке выстраивать систему индивидуальной работы с обучающимися. В содержание учебников включены задания для диагностики («Проверь себя»), а также материалы для проектной деятельности обучающихся. В учебниках используются схемы, алгоритмические предписания. Задания к упражнениям имеют комплексный характер. Методический аппарат учебников позволяет организовать систематическое повторение. В учебники включены задания для работы в парах и материалы по проектной деятельности.
В рабочих тетрадях представлена система работы по обучению русскому языку, которая учитывает возрастные особенности обучающихся Рабочие тетради содержат занимательный развивающий материал.
Пособия содержат рекомендации по проведению уроков, раскрывают особенности работы с учебниками и рабочими тетрадями, включают систему планирования уроков, контрольные вопросы и задания к каждой теме.
Пособия предназначены для организации самостоятельной деятельности учащихся. В них представлены учебные задачи (лексические, фонетические, фонетикографические и т. д.), решение которых связано с последовательным осуществлением целого ряда учебных действий. Выполняя задание, ученики анализируют, объясняют, сопоставляют, группируют явления языка, делают выводы.
Пособие включает словарь слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями, языковой материал для организации словарно-орфографической работы на уроках и во внеурочной деятельности, рекомендации по работе с трудными словами
В пособии даны разнообразные тестовые задания по всем разделам курса русского языка во 2 классе. Они предназначены для совершенствования, проверки и контроля осознанности первоначальных представлений об изучаемых языковых единицах и формирующихся у первоклассников УУД. Задания можно использовать как на уроках русского языка, так и для индивидуальной работы дома.
В сборнике представлены обучающие тексты различных типов, контрольные диктанты, творческие работы по основным разделам начального курса русского языка. Материал может быть использован для совершенствования грамматико-орфографических навыков и умений, а также для контроля усвоения содержания курса. |
Технические средства обучения |
|
Мультимедийный проектор Экспозиционный экран Компьютер Сканер Принтер лазерный Фотокамера цифровая (по возможности) Документкамера (по возможности) |
|
Экранно-звуковые пособия |
|
1) Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронные пособия. 2) Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. Видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку (по возможности). 3) Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку |
Аналог учебника используется при объяснении и закреплении программного материала. Содержит задания для работы со словарными словами, по развитию речи, игровые задания. Пособие может быть использовано для организации фронтальной и индивидуальной работы в классе, а также для самостоятельного изучения программного материала дома |
Оборудование класса |
|
Ученические двухместные столы с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Мультимедийное оборудование. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.