Рабочая программа разработана с учётом нормативно-правовых документов:
- Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897)
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
- Примерная программа по учебным предметам Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классов, М.: Просвещение, 2016 год (стандарты второго поколения);
- Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 5-9 классы, М: «Просвещение» 2016 год, предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова.
- Учебник Основы безопасности жизнедеятельности для 5 класса, А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. - М.: Просвещение, 2015г.
Программа курса включает три логически взаимосвязанных раздела, содержание которых составляет область знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных, вредных факторов и чрезвычайных ситуаций.
ОБЖ Пр-ма.docx
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по ОБЖ
II ступени обучения (5 класс)
составлена на основе авторской программы по ОБЖ под редакцией А.Т.
Смирнова среднего (полного) общего образования (базовый уровень), допущенной
Министерством образования и науки РФ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана с учётом нормативноправовых документов:
Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования
(приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897)
Закон «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
Примерная программа по учебным предметам Основы безопасности жизнедеятельности
59 классов, М.: Просвещение, 2016 год (стандарты второго поколения);
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 59
классы, М: «Просвещение» 2016 год, предметная линия учебников под редакцией А.Т.
Смирнова.
Учебник Основы безопасности жизнедеятельности для 5 класса, А.Т. Смирнов, Б.О.
Хренников. М.: Просвещение, 2015г.
Программа курса включает три логически взаимосвязанных раздела, содержание
которых составляет область знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от
опасных, вредных факторов и чрезвычайных ситуаций.
Цели и задачи:
Цель: овладение системой теоретических знаний и умений безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, необходимых
для применения в практической деятельности, защиты личного здоровья.
Содержание образования в 5 классе устанавливает следующие задачи:
Формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в
транспортной среде и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера.
Формирование индивидуальной системы здорового образа жизни: значении
двигательной активности и закаливании для здоровья человека, о гигиене питания и
профилактики вредных привычек.
Выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной
позиции, ответственности за антиобщественное поведение и участие в
антитеррористической деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Курс предназначен для: формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных
ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни
человека;
выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной
безопасности, безопасности окружающих;
приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в
неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на
различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;
формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического
поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том
числе наркотиков.
Место предмета в учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану данная рабочая программа
предполагает обучение в объеме 35 часов, в неделю 1 час.
Контрольных работ 4, тестирование4, практических занятий7.
С учетом возрастных особенностей учащихся 5 класса выстроена система учебных
занятий, спроектированы цели, задачи, продуманы возможные формы контроля,
сформулированы ожидаемые результаты обучения.
I.
Содержание учебного предмета
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (22 часа)
Раздел I. Основы комплексной безопасности (15 ч.)
Тема 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека (5 часов)
Безопасность в быту
Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека.
Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения.
Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Соблюдение мер безопасности в
быту.
Тема 2. Опасные ситуации техногенного характера (6 часов)
Безопасность на дорогах
Причины дорожнотранспортных происшествий и их возможные последствия.
Организация дорожного движения. Правила Безопасного поведения на дорогах пешеходов
и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге
велосипедиста. Пожарная безопасность. Безопасное поведение в бытовых ситуациях..
Тема 3. Опасные ситуации природного характера (2 часа)
Безопасность на водоёмах
Особенности состояния водоёмов в различное время года. Соблюдение правил
безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых
у воды. Правила безопасного поведения на воде. Опасность водоёмов зимой. Меры
предосторожности при движении по льду. Оказание само и взаимопомощи терпящим
бедствие на воде.
Тема 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (2
часа) Чрезвычайные ситуации природного характера (землетрясение, наводнение, буря,
ураган, сели, оползни, обвалы). Чрезвычайные ситуации техногенного характера
(радиационно опасные объекты, пожаровзрывоопасный объект, химически опасный объект)
Раздел III. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской
Федерации (7 часов)
Тема 5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное
поведение (3 часа)
Опасные ситуации социального характера
Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной
безопасности на улице, дома, в общественном месте. Профилактика нападений и
самозащита при нападении насильников и хулиганов. Самооценка поведения.
Психологические приёмы самозащиты. Правила безопасного поведения с незнакомым
человеком на улице, в подъезде дома, лифте. Правила обеспечения сохранности личных
вещей. Правила защиты от мошенников. .
Тема 6. Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и
государства (4 часа)
Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения. Меры
предосторожности при обнаружении взрывного устройства. Поведение человека при
захвате его террористами в качестве заложника. Меры безопасности при освобождении
заложников сотрудниками спецслужб.
Ответственность несовершеннолетних за
антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (13 часов)
Раздел IV. Основы здорового образа жизни (5 часов)
Тема 7. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни (3
часа)
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни
Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека,
обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.
Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия
сохранения и укрепления здоровья. Рациональное питание. Роль питания в сохранении
здоровья человека
Тема 8. Факторы разрушающие здоровье (2 часа)
Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье
Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Табакокурение и его
последствия для организма курящего и окружающих людей. Алкоголь и его влияние на
здоровье подростка. Наркомания, токсикомания и другие вредные привычки.
Раздел V. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
(8 часов)
Тема 9. Первая медицинская помощь и правила её оказания (8 часов)
Оказание первой медицинской помощи
Медицинская (домашняя) аптечка. Оказание первой медицинской помощи при
ссадинах и ушибах. Перевязочные и лекарственные средства. Первая медицинская
помощь при отравлениях газами, пищевыми продуктами, средствами бытовой химии,
лекарствами.
Тематическое планирование по ОБЖ в 5 классе
№
Наименование раздела
Количество модуля/раздела
1
I
III
2.
IV
V
Основы безопасности личности, общества и государства
Основы комплексной безопасности
Основы противодействия экстремизму и терроризму в
Российской Федерации
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
Основы медицинских знаний и оказание первой
медицинской помощи
ИТОГО:
Распределение часов по четвертям
часов
22
15
7
13
5
8
35
1 четверть – 8 недель – 8 часов
2 четверть – 8 недель – 8 часов
3 четверть – 10 недель – 10 часов
4 четверть – 9 недель – 9 часов
II.
Предметные результаты освоения курса ОБЖ в 5 классе
Предметными результатами освоения курса ОБЖ в 5 классе являются:
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и
терроризма;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребления
алкоголя, наркотиков, курения и нанесения иного вреда здоровью;
формирование экстремистской и антитеррористической личностной позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для
полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для
личности, общества и государства;
знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных
ситуаций; • умения оказывать первую медицинскую помощь;
• умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам
их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из
различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать
обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с
учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального
характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия,
проектировать модели личного безопасного поведения.
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный
опрос, практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности
– главная составляющая учебного процесса.
Критерии и нормы оценки
Знания и умения обучающихся, оцениваются на основании устных ответов
(выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие
требованиям программы обучение по пятибалльной системе оценивания.
Оценку «5» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), письменная
работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере
требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата
используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает обучающийся, набравший 90 –
100% от максимально возможного количества баллов.
Оценку «4» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), письменная
работа, практическая деятельность или их результат, в общем, соответствуют
требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие
ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то
оценку «4» получает обучающийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного
количества баллов.
Оценку «3» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), письменная
работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям
программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного
результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает обучающийся,
набравший 45 69% от максимально возможного количества баллов.
Оценку «2» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), письменная
работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют
требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки.
Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2»
получает обучающийся, набравший 20 44% от максимально возможного количества
баллов. III. Календарнотематическое планирование уроков ОБЖ 5 класс
№
урока
Тема
Дата (план)
5а
5б
Дата
(факт)
5б
5а
Планируемые виды деятельности
Виды
контроля
Предметные результаты
Формы учебной
деятельности
Виды учебной
деятельности
1
2
3
4
5
1.1. Город как среда
обитания
1.2. Жилище
человека,
особенности
жизнеобеспечения
жилища
1.3. Особенности
природных условий в
городе
1.4.
Взаимоотношения
людей,
проживающих в
городе, и
безопасность
1.5. Безопасность в
повседневной жизни
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (22 часа)
Раздел I. Основы комплексной безопасности (15 часов)
Тема 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека (5 часов)
Комбинированный
Сравнивают особенности
Беседа
Устный опрос
города и сельского
поселения и опасные и
аварийные ситуации города
и села
Анализируют различные
инструкции пользователя
электрических и
электронных предметов
урок
Комбинированный
урок
Беседа
Письменное
задание
Различают природные
условия города и села
Урок открытия
нового знания
Групповая работа
Письменное
задание
Находят наиболее
подходящие способы
предотвращения опасных
ситуаций из предложенных
Комбинированный
урок
Беседа
Устный опрос
Различают предметы
бытовой химии.
Характеризуют наиболее
Комбинированный
урок с элементами
групповой работы
Групповая работа
Письменное
задание 6
7
8
9
2.1.Дорожное
движение,
безопасность
участников
дорожного движения
2.2. Пешеход.
Безопасность
пешехода
2.3. Пассажир.
Безопасность
пассажира.
2.4. Водитель
10
2.5. Пожарная
безопасность
эффективный способ
предотвращения опасной
ситуации в быту.
Тема 2. Опасные ситуации техногенного характера (6 часов)
Характеризуют причины
ДТП, организацию
Комбинированный
урок
Беседа
Устный опрос
дорожного движения и
правила безопасного
поведения участников
дорожного движения.
Запоминают правила
безопасного поведения на
дорогах.
Запоминают правила
безопасного поведения
пассажиров на всех видах
транспорта
Характеризуют организацию
дорожного движения и
правила безопасного
поведения водителей, как
участников дорожного
движения.
Анализируют причины
возникновения пожаров и
жилых и общественных
зданиях. Характеризуют
права и обязанности
Комбинированный
урок
Групповая работа
Письменное
задание
Комбинированный
Беседа
Устный опрос
урок
Урок открытия
нового знания
Групповая работа
Письменное
задание
Комбинированный
Беседа
Устный опрос
урок
граждан в области пожарной
безопасности в быту.
Запоминают правила
безопасного поведения при 11
12
2.6. Безопасное
поведение в бытовых
ситуациях.
3.1. Погодные
условия и
безопасность
человека
13
3.2. Безопасность на
водоёмах
пожаре.
Запоминают правила
безопасного поведения в
бытовых ситуациях.
Комбинированный
Беседа
урок
Письменное
задание
Тема 3. Опасные ситуации природного характера (2 часа)
Различают меры безопасного
поведения в условиях
опасных погодных явлений
(ветер, дождь, гололед)
Объясняют правила
поведения на водоемах,
применяют правила само и
взаимопомощи терпящим
бедствие на воде
Урок открытия
нового знания
Беседа
Устный опрос
Комбинированный
Групповая работа
урок
Письменное
задание
14
4.1. Чрезвычайные
Анализируют правила своего
Комбинированный
Беседа
Тема 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (2 часа)
Письменное
задание
ситуации
природного
характера
15
4.2. Чрезвычайные
ситуации
техногенного
характера
поведения в случае
возникновения
чрезвычайной ситуации
природного характера
урок
Анализируют правила своего
поведения в случае
Комбинированный
урок
Групповая работа
Письменное
задание
возникновения
чрезвычайной ситуации
техногенного характера
Раздел 3. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации (7 часов)
Тема 5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение (3 часа)
16
5.1.
Антиобщественное
поведение и его
опасность.
Характеризуют основные
виды антиобщественного
поведения и их последствия.
Вырабатывают
Комбинированный
Беседа
Устный опрос
урок 17
5.2. Обеспечение
личной безопасности
дома
18
5.3. Обеспечение
личной безопасности
на улице
отрицательное отношение к
любым видам
антиобщественного
поведения
Распознают признаки
возникновения опасной
ситуации дома. Составляют
правила собственного
безопасного поведения дома
в различных опасных
ситуациях.
Распознают признаки
возникновения опасной
ситуации на улице.
Составляют правила
собственного безопасного
поведения на улице в
различных опасных
ситуациях.
Комбинированный
урок
Беседа
Письменное
задание
Комбинированный
Дискуссия
урок
Письменное
задание
Тема 6. Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства (4 часа)
Беседа
Устный опрос
6.2. Виды
экстремистской и
террористической
деятельности.
Урок открытия
нового знания
Беседа
Письменное
задание
Характеризуют основные
виды (формы проявления)
террористической
деятельности. Формулируют
свои правила поведения в
повседневной жизни, чтобы
не стать
правонарушителями, и
6.1. Экстремизм и
терроризм: основные
понятия и причины
их возникновения
19
20
Объясняют общие понятия
экстремизма и терроризма и
причины их возникновения.
Урок открытия
нового знания 21
22
23
24
25
26
6.3. Виды
террористических
актов и их
последствия.
6.4. Ответственность
несовершеннолетних
за антиобщественное
поведение и участие
в террористической
деятельности
7.1. О здоровом
образе жизни
7.2. Двигательная
активности и
закаливание –
элементы здорового
образа жизни
7.3. Рациональное
питание. Гигиена
питания.
8.1. Вредные
записывают их в дневник
безопасности.
Анализируют виды
террористических актов и
Комбинированный
урок
Беседа
Письменное
задание
их характерные
особенности. Составляют
план своих действий при
угрозе возникновения
теракта и при теракте.
Характеризуют
ответственность
несовершеннолетних за
антиобщественное
поведение.
Комбинированный
Дискуссия
урок
Письменное
задание
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (13 часов)
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (5 часов)
Тема 7. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни (3 часа)
Объясняют основные
положения о здоровом
образе жизни.
Распознают виды
двигательной активности и
закаливания
Урок открытия
нового знания
Урок открытия
нового знания
Беседа
Устный опрос
Групповая работа
Письменное
задание
Характеризуют сущность
рационального питания
Комбинированный
урок
Беседа
Устный опрос
Тема 8. Факторы, разрушающие здоровье (2 часа)
Объясняют пагубность
Комбинированный
Беседа
Письменное привычки и их
влияние на здоровье
8.2. Здоровый образ
жизни и
27
профилактика
вредных привычек
(практические
занятия)
28, 29
9.1. Первая помощь
при различных видах
повреждений
30,31,
32
9.2. Оказание первой
помощи при ушибах,
ссадинах
(практические
занятия)
33, 34,
9.3. Первая помощь
35
при отравлениях
(практические
занятия)
влияния вредных привычек
на здоровье школьника
урок
Вырабатывают
отрицательное отношение к
курению и употреблению
алкоголя.
Комбинированный
урок
Групповая работа
задание
Письменное
задание
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (8 часов)
Тема 9. Первая помощь и правила её оказания (8 часов)
Характеризуют
предназначение и общие
правила оказания первой
помощи.
Комбинированный
урок
Беседа
Устный опрос
Вырабатывают практические
навыки по оказанию первой
Комбинированные
уроки
Практические занятия Практические
задания
помощи при ушибах и
ссадинах.
Вырабатывают практические
навыки по оказанию первой
помощи при отравлениях
никотином и угарным газом
Комбинированные
Практические занятия Практические
уроки
задания ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Материально техническое оснащение
Наличие
№/
п
I.Библиотечный фонд
Учебник по основам безопасности жизнедеятельности для 5 классов
Конституция РФ
Правила дорожного движения РФ
Уголовный кодекс РФ
Пособие для учителя «Обучение правилам дорожного движения. 59
классы».
Пособие для учителя «ОБЖ. Методические рекомендации. 511 классы».
Пособие для учителя «ОБЖ. Поурочные разработки. 59 классы».
Программа для системы дополнительного образования детей
«Безопасность дорожного движения».
Справочник для учащихся «ОБЖ»
II. Печатные пособия
Таблицы
Дорожные знаки
Пожарная безопасность
Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях
Безопасность дорожного движения
Стенды
Безопасность на улицах и дорогах
Пожары и взрывы
Наводнения и затопления
Правила оказания первой медицинской помощи
Криминогенные ситуации.
Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
Правила поведения при землетрясениях.
IV. Технические средства обучения
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Пакет светофора
Пакет X – образного перекрестка
Комплект дорожных знаков и стоек к ним
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по ОБЖ (5 класс)
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по ОБЖ (5 класс)
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по ОБЖ (5 класс)
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по ОБЖ (5 класс)
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по ОБЖ (5 класс)
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по ОБЖ (5 класс)
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по ОБЖ (5 класс)
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по ОБЖ (5 класс)
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по ОБЖ (5 класс)
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по ОБЖ (5 класс)
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по ОБЖ (5 класс)
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по ОБЖ (5 класс)
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по ОБЖ (5 класс)
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по ОБЖ (5 класс)
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по ОБЖ (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.