Рабочие листы по литературному чтению для учащихся 4 классов

  • docx
  • 05.01.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочие листы по лит.чт для 4 класс.docx

 

 

 

 

 

 

РАБОЧИЕ ЛИСТЫ

по литературному чтению 4 класс


Оглавление

1.      Методические рекомендации...................................................................... 4

2.      Летописи. Былины. Жития.......................................................................... 7

3.      И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда........................................... 8

4.      И вспомнил Олег коня своего..................................................................... 9

5.      Ильины три поездочки.............................................................................. 10

6.      Житие Сергия Радонежского.................................................................... 12

7.      П. П. Ершов. Конёк-горбунок................................................................... 14

8.      А. С. Пушкин «Няне»............................................................................... 17

9.      А. С. Пушкин. Туча................................................................................... 18

10.  А. С. Пушкин. Унылая пора!..................................................................... 19

11.  А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.................... 20

12.  М. Ю. Лермонтов. Дары Терека................................................................ 23

13.  М. Ю. Лермонтов. Ашик-Кериб................................................................ 24

14.  Л. Н. Толстой. Детство.............................................................................. 25

15.  Л. Н. Толстой. Как мужик камень убрал................................................... 26

16.  А. П. Чехов. Мальчики.............................................................................. 27

17.  Поэтическая тетрадь. Ф. И. Тютчев. Ещё земли печален вид................... 29

18.  Ф. И. Тютчев. Как неожиданно и ярко...................................................... 30

19.  А. А. Фет. Весенний дождь....................................................................... 31

20.  А. А. Фет. Бабочка.................................................................................... 31

21.  Е. А. Баратынский. Весна, весна!.............................................................. 32

22.  Е. А. Баратынский. Где сладкий шёпот..................................................... 32

23.  А. Н. Плещеев. Дети и птичка................................................................... 33


24.  И. С. Никитин. В синем небе плывут над полями..................................... 34

25.  Н. А. Некрасов. Школьник........................................................................ 35

26.  Н. А. Некрасов. В зимние сумерки........................................................... 36

27.  И. А. Бунин. Листопад.............................................................................. 37

28.  Литературные сказки. В. Ф. Одоевский. Город в табакерке..................... 38

29.  В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе......................................................... 40

30.  П. П. Бажов. Серебряное копытце............................................................ 42

31.  С. Т. Аксаков. Аленький цветочек............................................................ 44


Методические рекомендации

Литературное чтение остается для меня одним из самых любимых предметов, где можно реализовать разнообразные задания. Данные рабочие листы – это попытка обобщить имеющийся опыт в преподавании дисциплины, реализации педагогических технологий и поделиться им с коллегами.

Уроки литературы превращаются в сплошное говорение, когда нет конкретных заданий (найти, выписать, подчеркнуть, заполнить таблицу, начертить схему и т.д.). Уровень заинтересованности обучающихся на уроках с преимущественно фронтальной работой остается низким. К сожалению, рабочие тетради и учебники зачастую не дают указаний к действиям, а лишь содержат вопросы для устной работы. Задания, представленные в данных рабочих листах, не только позволяют включить ребенка в активную деятельность, но и значительно упростить достижение предметных результатов для каждого ученика. Кроме того, оценка устной работы на уроке – это трудоёмкий процесс, в котором непросто найти конкретные критерии и показатели. Задания в рабочих листах позволяют сделать оценку результатов прозрачной и понятной детям.

Если Вы никогда подобных заданий с обучающимися не выполняли, они могут вызвать затруднения, но в процессе работы вы увидите, как меняются ваши уроки литературного чтения. Самое главное – приёмы, которые будут описаны ниже, универсальны, их можно применять на различных уроках.

Еще одним положительным моментом в использовании рабочих листов является то, что вам не обязательно их распечатывать. Почти все задания можно выполнять в обычных тетрадях в клетку, их ценность от этого не станет меньше. Так вы получается сборник заданий, которые могут разнообразить ваши уроки. Далее я остановлюсь на некоторых типах заданий.

Развитие эмоционального интеллекта

Эмоциональная палитра произведения это изображение эмоций и чувств, возникающих при прочтении и анализе, с помощью цвета и образов. Это может быть абстрактное смешение цветов или конкретные образы. Главное – объяснение ребенком того смысла, который он вкладывал в свою работу.

Технология развития критического мышления

Прием INSERT (пометы на полях) – это приём, который позволяет формировать у обучающихся навык смыслового чтения. Чтение – это целенаправленный процесс. Кроме помет Ö для уже знакомой информации, + для новой и ? в случае, если возникли вопросы, существует для случаев, когда информация в тексте противоречит тому, что было известно ученику ранее. В зависимости от освоения такого приема последнюю помету можно вводить в 3-4 классе.

Прием тонкие и толстые вопросы. Таблицу можно распечатать или показывать на экране.


 

Тонкие

Толстые

Вопросы, требующие односложного ответа, которые начинаются со слов: кто...?

что...?

когда...?

может...?

будет...?

мог ли...?

как звали...?

было ли...?

согласны ли вы…? верно...?

Вопросы, требующие развернутого ответа, которые начинаются со слов: Дайте объяснение, почему...?

Как вы думаете….? Почему вы думаете...? Почему вы считаете...? В чем разница...?

Предположите, что будет, если... Что, если...?

Круги Эйлера-Венна могут быть использованы при сравнении нескольких объектов. Прием позволяет кратко отображать информацию в графическом виде.

ПОПС-формула учит формулировать свои мысли, доказывать мнение, приводить аргументы, опираясь на конкретные примеры из текста. Формулу можно распечатать или вывести на экран.

П – позиция (Я считаю, что…); О обоснование (Потому что…);

П пример могу доказать это на примере…);

С следствие/суждение (Таким образом, я делаю вывод…).

Если обучающиеся хорошо усвоили структуру, то можно обсудить другие фразы-клише, например, «Я думаю, что…», «Я полагаю, что…» и т.д.

Если вы никогда не учили создавать интеллект-карты (ментальные карты), то начать лучше с простых вариантов и делать это совместно с детьми, чтобы отработать непонятные моменты.

Интеллект-карта – это графическое отображение информации, позволяющий проанализировать, обобщить и структурировать ее. В случае с литературными произведениями в центр карты помещается главные герой, тема или проблема текста, затем раскрываются другие герои, устанавливаются связи между ними.

Я рекомендую проводить защиту интеллект-карт перед всем классом. Это способствует развитию умений представлять результаты своего труда, формирует монологическую речь и т.д. О критериях оценивания договаривайтесь с детьми в зависимости от их уровня владения составлением ментальных карт. В первой части рабочих листов не так много текстов, для которых хорошо бы создавать интеллект-карты.

Технология формирующего оценивания

Каждое задание в рабочем листе обозначено знаком . Это можно использовать для формирования умений оценивать свою деятельность на разных этапах урока. Например, попросить учеников закрасить знак зелёным карандашом, если задание было лёгким, красным цветом, если вызвало


затруднения. Возможны и другие варианты: закрасить только знаки возле тех заданий, которые были направлены на повторение или, наоборот, на обучение чему-то новому; отметить то задание, которое показалось самым интересным. Отдельных указаний в рабочих листах нет. Вы можете сами решить, как выстроить работу со знаками на уроке в соответствии с целями и задачами.

В рабочих листах есть и другие задания, направленные на формирование умений оценивать свою деятельность по разным критериям. Для самооценки есть специальные таблицы, где ученик может сам выставить себе баллы. Вы всегда можете задать уточняющие вопросы, попросить аргументировать оценку и т.д, как и ученик может задать подобные вопросы вам. Это делает отношения доверительными и честными и позволяет реализовывать на уроках технологию формирующего оценивания.

Приёмы активного действия

Clock buddies приём, который позволяет целенаправленно организовать взаимодействие учеников на уроке. Шаблоны выдаются заранее на перемене. Ученик должен договориться с одноклассником о «встрече» на 12, 3, 6 или 9 часов. Если у каждого из них свободно это время, то они записывают имена друг друга в окошко. Например, у Маши свободно время на 3 часа, она ищет человека, у которого тоже свободно это время, спрашивает у Кости, но у того это время занято. Маша продолжает поиск и узнает, что у Кати это время свободно. Маша записывает в окошко рядом с 3 имя «Катя», а Катя соответственно пишет

«Маша». Задача на учителе обозначить время. Например, «Сейчас вы обсудите результат выполнения задания с собеседником на 3 часа». Маша и Катя (как и остальные дети) подходят друг к другу и обсуждают. Такой приём можно использовать не только в течение одного урока, но и в течение всего учебного дня. Можно указывать на совместное выполнение задание или только на обсуждение результатов его выполнения. Дети могут свободно перемещаться по кабинету.

Распаковка понятия – приём, который применяется при необходимости дать определение термину. Каждый ученик на первом этапе пишет определение самостоятельно, затем встречается с двумя людьми и дополняет своё определение недостающими признаками. Встречи можно организовывать с помощью Clock buddies или с соседом справа и соседом позади (слева/справа для тех, кто сидит на последней парте). Отдельных указаний на этот приём в рабочих листах нет, но вы можете применять его по своему усмотрению.

В некоторых заданиях есть примечания. Рекомендую открывать документ на компьютере и просматривать их наличие заранее.


Летописи. Былины. Жития

Прочти шмуцтитул на с. 3. Чему ты будешь учиться, изучая этот раздел?

Отметь правильные варианты ответа.

¡   Различать такие жанры как летопись, былина и житие.

¡   Находить дополнительную информацию в различных источниках.

¡   Анализировать поэтические произведения.

¡   Пересказывать былины.

Рассмотри иллюстрации на с. 4-5. Есть ли здесь что-то знакомое тебе? С какими историческими периодами и событиями это может быть связаны?

Прочти текст на с.6, используя маркировку Ö известная тебе информация,

+ новая информация, ? возникли вопросы, требующие уточнения. Кратко

заполни таблицу. Поделись полученными результатами с соседом по парте.

 

Ö

+

?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запиши, что такое летопись?

Летопись – это                                                                                                       


Дополни текст.

К устным жанрам народного творчества, которые помогали сохранить историю, относятся                                                                                                                  

                                                                          писали и переписывали летописи. В них хранится память о                                                                                             


И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда

Как ты думаешь, о чем будет это произведение? Попробуй спрогнозировать

содержание произведения.

 


 

Прочти текст учебника на с. 6. Соедини слова с их толкованием. Дань                    Дорогая шёлковая ткань

Яства                   Драгоценные, узорчатые ткани, украшения

Гривна                 Официальное и торжественное обещание (клятва) о верности в военной или иной службе

Присяга               Обильные, вкусные, изысканные кушанья

Паволоки            Натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов

Узорочье             Способный предвидеть, предсказывать будущее, прозорливый Вещий                 Денежная единица в Древней Руси в виде серебряного слитка  Составь 5 тонких и толстых вопросов по тексту.


 

 

 

Какие события происходили в 907 году в Древней Руси? Запиши названия городов, которые существовали в это время.


 

Почему Олега народ прозвал Вещим? Запиши свои мысли.

 


 

 


И вспомнил Олег коня своего

 Восстанови последовательность событий:

         Олег приехал на место погребения коня

         Кудесник предсказал смерть от коня

         Конь умер

         Олег умер

         Олега ужалила змея

         Олег встретил кудесника

         Олега ступил ногой на череп коня

         Олег велел кормить коня и не водить его к нему

 Охарактеризуй Олега, доказывай свою позицию примерами из текста.

 


 

 

 

 Прочти «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина и сравни эти произведения.

«И вспомнил Олег коня своего»                               «Песнь о вещем Олеге»



Ильины три поездочки

Дополни схему согласно тому, что было написано на камне.


 

Соедини слово с его значением.

 

Застава

доспехи, изготовленные из булатной стали

Росстань

старинное название рубина и сапфира

Булатная броня

перекрёсток двух дорог

Яхонты

тяжёлая дубинка с утолщённым концом

Палица

воинское подразделение, несущее охранение

Какие ещё слова оказались незнакомыми? Выпиши их. Где ты сможешь

узнать их значение?


 

Как выглядел Илья Муромец? Что на нём было одето? Найди эти строки в тексте. Прочти их.

 Запиши характеристику Ильи Муромца, докажи примерами из текста.

 


 

 

Дополни схему в первом задании значением поездок Ильи Муромца для Русского государства.


Составь план, разделив текст на части и озаглавив каждую из них.

 


 

 

 

 

 

Запиши, что такое былина.

Былина – это                                                                                                          


О каких еще русских богатырях написаны былины? Вспомни картину В. Васнецова «Три богатыря». Кто там изображен? Запиши их имена.


 

Какими изображены богатыри? Опиши их.

 


 

 

 

Выбери и выполни любое задание из предложенных:

·                   составь кроссворд по былине;

·                   придумай 5 тонких и 5 толстых вопросов по тексту;

·                   составь тест из 10 заданий и 4 вариантах ответа в каждом вопросе.


Житие Сергия Радонежского

Подбери подходящие слова к их лексическому значению.

                       святой, угодивший богу безгрешной, непорочной жизнью.

                       – обязательство, добровольно налагаемое на себя человеком или общиной ради избавления от мора, болезней, неурожая, стихийных бедствий и т. п., например, монашеский обет, обет безбрачия и т.д..

                       монах (носящий чёрную ризу).

                         – богослужебный литургический хлеб, употребляемый в православии для таинства Причастия и для поминания.

                       – у христиан церковная служба по умершему в сам день похорон, а также на третий, девятый или сороковой день после смерти либо в годовщину его смерти или рождения.

                           – главнейшее христианское богослужение в исторических церквях, во время которого совершается таинство Евхаристии.

Слова для справок: литургия, угодники, обет, черноризец, панихида, просфора. Какими чертами характера обладал Варфоломей? Запиши, докажи примерами из текста.


 

 

Воспользуйся  дополнительными  источниками  информации  и  найди

информацию о жизни Сергия Радонежского. Какие ещё подвиги он совершил?


 

 

 

 

 



 

 

Восстанови последовательность событий Куликовской битвы.

¡   В бой выходит засадный полк.

¡   Русская армия вышла 10 августа 1380 года и перешла Дон.

¡   Сергий Радонежский дал своё благословение на битву.

¡   Князя свалил удар копья.

¡   Засадный полк затаился.

¡   Московский князь Дмитрий хотел дать отпор Золотой Орде.

¡   Мамай с войском обращаются в бегство.

¡   Русские войска отступают.

¡   Битва началась 8 сентября.

Найди другую версию событий Куликовской битвы. Кратко запиши отличия этих версий.


 

 

Запиши, что такое житие.

Житие – это                                                                                                            

 


Подведи итог изучения раздела, заполни таблицу.

 

Узнал, научился….

Хочу узнать, научиться….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


П. П. Ершов. Конёк-горбунок

В тексте тебе встретятся слова, которые уже вышли из повседневного употребления. Запиши, какими источниками ты будешь пользоваться для их толкования.


 

Прочти сказку. Составь 5 тонких и 5 толстых вопросов по содержанию.

 


 

                                                                                                                             _


 

 

 

 

 

Докажи, что прочитанное произведение относится к сказке, заполни таблицу.

 

Сказочный

элемент

Наличие и пример из текста

Присказка

 

Зачин

 

 

 

 

 

 

 

Сказочные

герои

 

 

 

Троекратные повторы

 

 

 


Реши задачу.

Конек-горбунок ростом был 4 вершка. Рост самой маленькой в мире лошади – аргентинской фалабеллы – составляет не более 70 см. На сколько см герой русской сказки меньше, чем аргентинская лошадь? Мог ли он существовать на самом деле?


 

 

 

 

 

Кто в сказке произносил эти слова? Запиши.


Всю я ноченьку не спал;

На моё ж притом несчастье Было страшное ненастье!

Дождь вот так ливмя и лил…


Ой вы, кони буры-сивы, Добры кони златогривы! Я ль вас, други, не ласкал, Да какой вас черт украл?..


 

                                                                                                                                                                                                                                                

 


Всю я ноченьку не спал,

Да, к моей судьбе несчастной, Ночью холод был ужасный,


…Пара нашим не дается, Делать нечего, придется Во дворце тебе служить…


До сердцов меня пробрал…                                             


Охарактеризуй героев, опираясь на текст П.П. Ершова. Докажи свою точку зрения, используй ПОПС-формулу.


 

 

 


http://kleinburd.ru/news/wp-content/uploads/2019/12/ershov1.jpg


 

 

В чём главный смысл сказки? Запиши своё мнение.

 


 

 

Запиши несколько интересных фактов из биографии Павла Петровича Ершова. Какие его произведения тебе захотелось прочесть?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 


А. С. Пушкин «Няне»

Прочти текст на с. 64-65 и закрась цветным карандашом те факты, которые относятся к биографии А.С. Пушкина. О ком говорится в неподходящих фактах?

В детстве поэту читала сказки его няня Арина Родионовна.,Прадед поэта по материнской линии был «эфиопским» рабом (из Камеруна).,Учился в императорском лицее в Царском Селе, под Санкт-Петербургом.,Был создателем гимназического театра. Сам играл в нем, сам ставил спектакли и сам писал пьесы.

 

 

 

 

Прочти стихотворение «Няне». Как поэт относится к няне? Выпиши слова, которые помогают это понять.


 

 

Подчеркни   эпитеты   волнистой   линией,   сравнения   одной   чертой,   а

олицетворения двумя.

Будто на часах, суровых дней, голубка дряхлая, медлят спицы, забытые вороты, голубка, руках наморщенных, чёрный отдалённый путь.

Какими чувствами и эмоциями наполнено это произведение? Объясни свою точку зрения, используй ПОПС-формулу.

В чём его главная мысль? Что хотел передать поэт? Запиши.

 


 

 


А. С. Пушкин. Туча

Какие средства изобразительной выразительности (тропы) встретились в произведении? Выпиши их.

Эпитеты:                                                                                                                 


Олицетворения:                                                                                                   _

                                                                                                                             _ Метафоры:                                                                                                               


Как меняется настроение поэта от первой строфе к последней? Запиши, какие чувства ты будешь передавать при чтении.

Первая строфа:                                                                                                        


Вторая строфа:                                                                                                      


Третья строфа:                                                                                                    _


Подготовь выразительное чтение стихотворения по критериям. Оцени свое прочтение.

 

Критерий

Показатели

Мой балл

Правильность прочтения

1 балл все слова прочитаны верно, ошибок не было;

0 баллов были ошибки в прочтении слов или в постановке ударений.

 

Интонирование

Логические ударения

1 балл голосом верно выделены слова;

0 баллов логическое ударение поставлено неверно.

 

Паузы

1 балл – все паузы поставлены в соответствии со знаками препинания;

0 баллов – не все паузы были выдержаны или были поставлены там, где не нужно было.

 

Эмоциональность

1 балл переданы все эмоции;

0 баллов прочтение было монотонным, особой эмоциональности не было.

 

Итого

 


А. С. Пушкин. Унылая пора!...

Опиши картины стихотворения на с. 68. Обсуди с одноклассниками. Какие цвета присутствуют в стихотворении? Какие слова помогают их представить? Запиши.


 

Устно найди в тексте средства изобразительной выразительности.

Рассмотри репродукции картин на с. 69. Какой художники изображают осень.

Опиши, что ты видишь на картинах?

Какими средствами пользуются творцы для создания живых картин, то есть таких картин, которые мы живо представляем в своём воображении? Заполни таблицу.

 

В стихотворении А.С. Пушкина

На картинах В. Поленова и И. Левитана.

Средства выразительности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перед тобой три звезды. Запиши в две из них то новое, что ты узнал и чему научился при изучении стихотворений. А в третью звезду цель, которой хочешь достичь на уроках литературного чтения.



А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях

Clock buddies.


 

В тексте Александра Сергеевича Пушкина тебе встретятся слова, которые называют привычные нам объекты другими словами. Запиши современный вариант. Обсуди результаты с одноклассником на 12 часов.


Очи –                                     Ланиты –               Персты –              Подворье –                                                            


Чело –                                   

Уста –                                     Горница –                      Полати –            


Кто является героями сказки? На какие группы их можно разделить? Раздели

и запиши названия групп. Обсуди результаты с собеседником на 3 часа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Установи соответствие между описанием и героем.

Девять месяцев проходит, С поля глаз она не сводит.,Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого.,Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла.,Ты встаешь во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокий,… Царица-мачеха,Царица-мать,Месяц,Царевна

 

 

 

Выбери, какие качества можно отнести к мачехе, а какие к царевне. Докажи примерами из текста каждое качество. Обсуди результаты с собеседником на 6 часов.

                      

добрая горделивая ревнивая послушная милая тщеславная своенравная кроткая завистливая злобная

нежная ласковая


Докажи, что это произведение Александра Сергеевича Пушкина относится к жанру сказки. Какие законы сказочного жанра можно найти в тексте? Кратко заполни таблицу с указанием страниц. Что еще можно добавить в качестве сказочного элемента? Допиши. Обсуди результаты с собеседником на 9 часов.

Сказочный элемент

Наличие и пример из текста

Присказка

 

Зачин

 

 

 

 

 

 

 

Сказочные герои

 

 

 

Троекратные повторы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как ты думаешь, в чём главная мысль сказки? Запиши своё мнение,

используй ПОПС-формулу.

 


 

 

 

Подведи итог урока по сказке А.С. Пушкина, заполни таблицу.

 

Узнал, научился….

Хочу узнать, научиться….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


М. Ю. Лермонтов. Дары Терека

 Прочти текст на с. 94-95, используя маркировку Ö – уже известная тебе информация, + – новая информация, ? – возникли вопросы, требующие уточнения. Поделись полученными результатами.

 Прочти стихотворение на с. 96. Подпиши названия объектов, используя

имена собственные из стихотворения.


 

 

 

Опиши, какой тебе представляется река Терек. Почему её образ меняется? Какие       эмоции   и   чувства   ты   будешь   передавать   при   чтении   этого произведения? Запиши.


Михаил Юрьевич Лермонтов много произведений посвящал Кавказу. Как ты думаешь, почему? Найди факты из биографии писателя, которые подтверждают или опровергают твоё предположение. Расскажи одноклассникам.


М. Ю. Лермонтов. Ашик-Кериб

Прочти турецкую сказку на с. 97-110.

По каким словам можно было бы догадаться, что действия сказки происходят в другой стране? Выпиши несколько.


Запиши характеристику героев и своё к ним отношение. Какие чувства они в тебе вызывают? Докажи примерами из текста.

Магуль-Мегери –                                                                                                     


 

 

Ашик-Кериб –                                                                                                        

 


 

 

Куршуд-бек –                                                                                                          

 


 

Найди на карте города Халаф и Тифлиз. Какое между ними расстояние?     

Мог ли Ашик-Кериб преодолеть такое расстояние за один день? Какое время ему бы потребовалось для того, чтобы преодолеть это расстояние, если ехать без остановок, а средняя скорость лошади с наездником равна 60 км/ч?

Халаф (Халаб, Халпа, Алаф) – город на северо-западе Сирии, в 16 веке был завоёван турками. Тифлис (Тифлиз, Тбилиса) – столица и крупнейший город Грузии.


 

Ответ:                                                            

В чём заключается главная мысль сказки? Обсуди с одноклассниками.


Прочти текст на с. 114. Составь несколько тонких и толстых вопросов по тексту. Задай их своему соседу по парте.


 

 

 

Запиши названия произведений Л.Н. Толстого по ключевым словам. Мальчик, обезьянка, ружье, мачта, капитан.                                                                        Мальчики, корабль, акула.                                                                                       Мальчик, старый дед, лоханка.                                                                                Мальчик, школа, собака учитель.                                                                           

Прочти рассказ на с.115-118. Соедини слово с его значением.

 

трилогия

мама

автобиографичный

идти

Maman, мамаша

возле

итти

сквозь сон

подле меня

три произведения одного автора, объединённые общим замыслом и сюжетом

впросонках

описывающий свою жизнь

Запиши, какие чувства испытывает Николенька по отношению к своей маменьке.


 

 

 

В чем главная мысль этого отрывка из трилогии Л. Н. Толстого? Обсуди.


Л. Н. Толстой. Как мужик камень убрал

Прочти басню на с. 119. Охарактеризуй инженеров и мужика. Докажи

примерами из текста.

Инженеры                                                                                                                

Мужик                                                                                                                      

Запиши главную мысль басни Льва Николаевича Толстого.

 


 

 

Соедини произведение Л. Н. Толстого с пословицей, которая отражает

главную мысль.

Кто родителей почитает, тот век не погибает.            «Филиппок» Кто грамоте горазд, тому не пропасть.                              «Лев и собачка»

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.                «Как мужик камень убрал» Гордится отец, что у него сын храбрец.                      «Старый дед и внучек» Нужен не только учёный, но и смышлёный.                          «Прыжок»

Что ты можешь сказать о творчестве Л. Н. Толстого? Какое оно? О каких его качествах это говорит? Запиши несколько фактов из биографии писателя, которые доказывают твоё мнение.


 

 

 

 

 

 


А. П. Чехов. Мальчики

Прочти текст на с. 122, используя маркировку Ö – известная тебе информация, + – новая информация, ? – возникли вопросы, требующие уточнения. Кратко заполни таблицу. Поделись полученными результатами с соседом по парте.

Ö

+

?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кто является главными героями произведения? Что ты можешь о них сказать? Какими качествами характера они обладают? Докажи примерами из текста и запиши.

 

 

 

 

Запиши путь, который хотели проделать мальчики, чтобы добраться до Калифорнии. Найди на карте эти объекты.

 

Как к ним относится автор? Осуждает ли он их за поступок? Почему?

Обсуди с соседом по парте.


Что ты можешь сказать о семье Королёвых? Какая атмосфера царит в их доме? Как они друг к другу относятся? Обсуди с соседом по парте.

Сравни встречу мальчиков с семьёй в начале и в конце произведения с помощью кругов Эйлера-Венна. Чем они похожи и чем различаются? Запиши.

 

Как ты думаешь, в чём главная идея произведения? Запиши свои мысли.

 

 

 

 

Подготовь задание на выбор:

·        пересказать рассказ «Мальчики»;

·        составить кроссворд по рассказу;

·        составить тест по содержанию;

·        вспомнить или придумать похожую ситуацию;

·        написать отзыв о прочитанном произведении.


Поэтическая тетрадь. Ф. И. Тютчев. Ещё земли печален вид… Прочти шмуцтитул на с. 137. Какие произведения ты будешь изучать? Выбери одно из умений, над которым ты хочешь сделать особое усилие, чтобы

сформировать его. Запиши.

 

 

Поэтические          произведения      содержат      средства      изобразительной выразительности (тропы). Какие из них ты помнишь? Заполни кластер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подчеркни      эпитеты   волнистой   линией,    метафоры   одной   чертой,

олицетворения двумя чертами.

Воздух дышит, мёртвый стебель, воздух колышет, редеющий сон, воздух шевелит, природа не проснулась, воздух дышит весною, земли печален вид, природа послышала, весенняя нега, природа улыбнулась, золотит твои мечты. Вспомни критерии выразительного чтения стихотворения. Подготовься и оцени своё прочтение.


Ф. И. Тютчев. Как неожиданно и ярко

Прочти       стихотворение   на   с.   139-140.   Какому   природному   явлению посвящено произведение Фёдора Ивановича Тютчева?

Как он описывает радугу? Какие слова использует? Запиши.

 

 

С       помощью  какого  средства  изобразительной   выразительности   радуга

выглядит как живая? Запиши название.                                                          

Запиши свои варианты названия стихотворения. Обсуди с одноклассниками.

Нарисуй эмоциональную картину произведения.

стихотворения? Запиши.

 

 

 

 


А. А. Фет. Весенний дождь

Прочти стихотворение на с. 141. Объясни выражения.

Разрывы облак –                                                                                                         Движется завеса –                                                                                                      В золотой пыли –                                                                                                          Что-то к саду подошло –                                                                                           По листьям барабанит                                                                                                

Какие ещё слова помогают представить картину природы? Выпиши их.

 

 

Какие чувства ты испытываешь от прочтения стихотворения? Почему? Нарисуй эмоциональную палитру произведения. Поделись результатом с одноклассниками, объясни свой замысел.

 

А. А. Фет. Бабочка

Прочти стихотворение на с.142. От чьего лица идёт повествование?

Опиши бабочку.

 

 

Как поэт относится к бабочке? Как это передать с помощью интонации?

Подготовь выразительное чтение произведения по критериям.

Подведи итог урока, заполни таблицу.

 

Узнал, научился….

Хочу узнать, научиться….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Е. А. Баратынский. Весна, весна!

Прочти стихотворение Евгения Абрамовича Баратынского на с. 143-144.

Определи, что НЕ является эпитетами. Вычеркни.

Летают облака, лазурию живой, шумят ручьи, на торжествующем хребте, ветхий лист, река несёт, в яркой вышине, лист взвился, незримый жаворонок, заздравный гимн.

Выпиши вычеркнутые словосочетания. Как называется этот приём? Запиши.

 

 

Запиши, какие чувства испытывает поэт по отношению к приходу весны.

 

 

 

Е. А. Баратынский. Где сладкий шёпот…

Прочти стихотворение на с. 144. Запиши признаки лета и зимы, которые есть в тексте.

 

Лето

Зима

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перед тобой три звезды. Запиши в две из них то новое, что ты узнал и чему научился при изучении стихотворений. А в третью звезду цель, которой хочешь достичь на уроках литературного чтения.


А. Н. Плещеев. Дети и птичка

Прочти стихотворение на с. 145. Кто ведёт диалог? Запиши.

 

В чём цель слов птички в каждой из строф? Чего она хочет, когда говорит

«гонят меня холода и дожди…». Запиши цель повествования птички в каждой строфе.

1-ая строфа                           2-ая строфа                           3-яя строфа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как это влияет на ритм стихотворения и на твою интонацию при прочтении?

Запиши после стрелочек на втором уровне схемы.

Определи, с какой интонацией ты будешь читать каждую строфу. Запиши чувства, которые ты постараешься передать голосом, на третьем уровне схемы после стрелочек.

Подготовь выразительное чтение стихотворения по критериям. Оцени своё прочтение.


И. С. Никитин. В синем небе плывут над полями…

Прочти стихотворение на с. 146. Найди и запиши средства изобразительной выразительности.

Эпитеты: в синем небе,                                                                                           

 

Олицетворения: облака плывут,                                                                            

 

 

Сравнение:                                                                                                              

Метафоры: вечер прозрачно-румян,                                                                       

Расшифруй (объясни) словосочетания, ответив на вопросы.

Почему облака с золотыми краями? Из-за чего вечер прозрачно-румян? О чём может грезить колос?

Почему звёзды кротки в своём сиянии?

Обсуди свои ответы с одноклассниками. Походи ли ваши мнения? Запиши

чужие мысли, которые тебе показались ценными и значимыми.

 

                                                                                                                             _

Какие чувства стремится передать поэт в своём произведении? Какие строчки помогают это понять? Используй ПОПС-позицию.

Подведи итог урока, заполни таблицу.

 

Узнал, научился….

Хочу узнать, научиться….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Н. А. Некрасов. Школьник

Прочти стихотворение на с. 147-148. От чьего лица ведётся повествование? Кого приводит в пример извозчик мальчику? Кто такой архангельский мужик? Запиши секреты успеха по мнению Николая Алексеевича Некрасова.

 

 

Какие чувства он испытывает по отношению к своему народу? Запиши и

докажи своё мнение.

 

 

В интернете найди биографию Михаила Васильевича Ломоносова. Чем он прославился? Запищи несколько фактов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Н. А. Некрасов. В зимние сумерки…

Рассмотри иллюстрацию на с. 149. Какое настроение она передаёт? Почему? Как это будет передано в стихотворении?

Прочти стихотворение на с. 148-149. Как автор описывает забавы? Какие интонации ты будешь использовать при прочтении?

Подготовься к выразительному чтению по критериям. Оцени свой результат. В какие забавы можно играть зимой? Придумай короткую историю, которая будет начинаться так…

Однажды в обычное зимнее утро Миша и Костя собрались кататься с горки на ледянках, но вот только они…                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Послушай истории одноклассников. Что тебе в них понравилось или нет?

Сделай выводы и запиши их для себя.


И. А. Бунин. Листопад

Что такое листопад? Опиши это природное явление. Прочти стихотворение Ивана Алексеевича Бунина на с. 150 и узнай, как его описал поэт.

Найди и выпиши сравнения. Объясни смысл и цель каждого из них.

 

 

 

Найди в стихотворение другие тропы (средства изобразительной выразительности). Зачем автор применяет их? Обсуди с одноклассниками.

Как повтор в стихотворении слова «сегодня» помогает понять идею автора? Запиши, как ты понимаешь смысл стихотворения? Определи его тему и главную мысль.

 

 

 

 

Подчеркни в отрывке буквы, звуки которых повторяются. Как называется этот приём? Зачем его применяют?


…Такое мёртвое молчанье В лесу и в синей вышине, Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.


Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Стоит над солнечной поляной, Заворожённый тишиной…


Вспомни, над каким умением ты хотел работать в начале изучения раздела.

Запиши свой прогресс. Чего ты достиг?


Литературные сказки. В. Ф. Одоевский. Город в табакерке Прочти шмуцтитул на с. 155. Выбери авторов, чьи произведения ты будешь изучать в этом разделе.


¡   П.П. Бажов;

¡   А.С. Пушкин;

¡   Г.Х. Андерсен;


¡   В.Ф. Одоевский;

¡   С.Т. Аксаков;

¡   В.М. Гаршин.


Прочти произведение Владимира Фёдоровича Одоевского на с. 156-167.

 


Найди и зачитай отрывки:

·                    как Миша первый раз увидел табакерку;

·                    как Миша попал в волшебный город;


·                    как     мальчик     прошёл     под сводами;

·                    как Миша очутился на улице;

·                    как он встретил надзирателя;

·                    как он вернулся в свой мир.


Чем на самом деле оказалось его путешествие? Докажи примерами из текста. Охарактеризуй Мишу. Какое качество позволило ему отправиться в путешествие?

 

Чему научился Миша во время своего приключения? Что он узнал? Запиши.

 

 

Запиши, что делает произведение В. Ф. Одоевского сказкой? Какие сказочные элементы тут есть? Устно приведи примеры из текста.

 

 


Заполни таблицу о жителях городка.

 

Имя

Звук, который издаёт

Внешний вид

Характер

Колокольчики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дядьки-

молоточк

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Валик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРужинка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расскажи про механизм табакерки «по-сказочному» и по-научному. Нарисуй

схему.

 

 

 

 

 

 

 

 

В чём главная мысль сказки? Как ты понял смысл произведения? Запиши и

обсуди с одноклассниками.

 

 


В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе

Прочти сказку Всеволода Михайловича Гаршина на с. 169-178. Почему произведение названо сказкой? Какие сказочные элементы ты можешь найти? Запиши их.

 

 

Охарактеризуй героев произведения. Над стрелкой вправо запиши, чего хотела жаба по отношению к розе. Под стрелкой влево запиши, какие чувства роза испытывала по отношению к жабе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чем походи истории мальчика и розы? Запиши то, что их сближает.

 

 

 


Какую роль в этом произведении играет мальчик? Составь интеллект-карту для сказки на альбомном листе. Воспользуйся предыдущими заданиями, это поможет тебе. Отрази в своей интеллект-карте мотивы персонажей (почему жаба хотела слопать розу?), их чувства (что роза чувствовала по отношению к

мальчику и почему то, что её срезали, было лучшим происшествием в жизни?). Подумай, что символизирует жаба? А символом чего является роза? Кто спас её от гибели? Спасла ли кого-то роза? Что значила её смерть для мальчика?

Глядя на получившийся результат, запиши главную идею автора.

 

 

 

 

 

Напиши отзыв об этом произведении. Отрази в нём своё отношение к героям, понимание смысла сказки, своё представление о ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


П. П. Бажов. Серебряное копытце

Прочти сказ Павла Петровича Бажова на с. 180-191. Отмечай все непонятные и незнакомые слова. Как ты узнаешь их значение?

Охарактеризуй героев произведения, выбери подходящие слова к каждому персонажу, докажи примерами из текста.

Сердобольность, доверчивость, любопытство, одиночество, заботливость, отзывчивость, трудолюбие, смелость, добрый нрав, сиротка, охотница, вера в чудо.

Составь 5 тонких и 5 толстых вопросов по тексту. Тонкие:

 

 

 

 

 

Толстые:

 

 

 

 

 

Прочитай текст ещё раз. Откорректируй свои вопросы.

Задай вопросы соседу по парте. Если он ответил на вопрос верно, поставь в окно 1 балл. Посчитай общее количество баллов. Оцени знания своего одноклассника по показателям.

10 баллов «5»                     7-9 баллов «4»                    5-6 баллов «3»


Видел ли ты, как выглядят хризолиты? Найди в интернете. Опиши эти камни.

 

 

 

Почему с Дарёнкой и Кокованей случилось чудо? В чём главная мысль сказа?

Запиши своё мнение. Обсуди с одноклассниками.

 

 

Чем сказка отличается от сказа? Заполни таблицу, используя опорные слова.

 

 

Сказка

Сказ

Сходства

 

 

 

 

 

Отличия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опорные слова: повествование; опора на народные предания и истории, сказочная основа; волшебные герои, герои – работники (мастера, добытчики); в основе лежит вымысле, в основе лежит быт и жизнь рабочих Урала; нет героя рассказчика, есть герой-рассказчик.

Какие ещё сказы писал П. П. Бажов? Составь небольшой список.

 

 

 

 


С. Т. Аксаков. Аленький цветочек

В сказке тебе встретятся незнакомые слова. Соедини их со значением.

 

Парча

тонкое сукно красного цвета

Бурмицкий жемчуг

громкий, звонкий

Тувалет

беречь как зеницу ока, то есть охранять

Кармазинное сукно

шёлковая ткань

Хоронил паче зеницы ока

Мужчина средних лет

Пригорок муравчатый

туалет: зд. столик с зеркалом

Червонное золото

устар.: слуга

Середович

крупный жемчуг восточного происхождения

Челядь

Золото высокой пробы, имеющее красноватый оттенок

Зычный

холмик, поросший мягкой и сочной травой

 

Прочти сказку Сергея Тимофеевича Аксакова на с. 193-214.

Сравни старших сестёр с младшей с помощью кругов Эйлера-Венна.


Какие качества позволили младшей дочери спасти принца-королевича?

Обсуди с одноклассниками.

Какие элементы волшебства есть в этой сказке? Запиши их. Можно ли отнести её к такому виду как волшебная сказка? Почему? Докажи.

 

 

Посмотри мультфильм «Аленький цветочек» 1952 года. Есть ли в нём отличия от сказки? Запиши кратко. Почему режиссёр решил внести такие изменения? Согласишься ли ты с ними? Выскажи свою позицию.

 

Как ты понимаешь смысл сказки? Запиши свои мысли. Используй ПОПС- формулу.

 

 

 

 

 

Заполни таблицу по итогам изучения этого раздела.

 

Узнал, научился….

Хочу узнать, научиться….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru