Рабочие программы по внеурочной деятельности для 1 класса,4 класс
Оценка 4.7

Рабочие программы по внеурочной деятельности для 1 класса,4 класс

Оценка 4.7
docx
21.01.2020
Рабочие программы по внеурочной деятельности для 1 класса,4  класс
РПКР5КЛ19-20г.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Торопецкого района

Поженская средняя общеобразовательная школа

 

 

СОГЛАСОВАНО

 

Педагогическим советом

Протокол № ___ от

«___» _________  20___ г.

УТВЕРЖДАЮ

 

Директор школы: _____ Н.Н.Салоп

Приказ № ___ от

«___» ___________ 20___ г.

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КРУЖОК «ЛЮБИТЕЛИ МАТЕМАТИКИ»

(среднее  общее образование)

5 КЛАСС

Срок реализации: 1 год

 

 

 

                                                                  Программу составила: учитель 

                                                                  начальных классов

                                                                  Алексеева Маргарита Юрьевна

 

 

 

 

 

2019год

д. Пожня

Пояснительная записка

 

Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Любители математики» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

Программа кружка составлена в соответствии с содержанием УМК «Математика 5»под редакцией Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. и УМК «Математика 5»под редакцией Мерзляк А. Г. , Полонский В. Б. и другие.

 

Математическая подготовка на занятиях кружка призвана решить следующие цели:

· пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и её приложениям;

· расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;

· разностороннее развитие личности.

 

Задачи кружка:

 · развитие математических способностей и логического мышления учащихся;

· развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;

· создание актива, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса;

 · расширение и углубление представлений учащихся о культурно-исторической ценности математики, о роли ведущих учёных математиков в развитии мировой науки;

 · осуществление индивидуализации и дифференциации. В ходе проведения занятий кружка следует обратить внимание на то, чтобы учащиеся овладели умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобрели опыт:

 · решения разнообразных задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

· исследовательской деятельности, проведения экспериментов, обобщения;

· ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, аргументации;

· поиска, систематизации, анализа, классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

 

Описание места курса «Любители математики»» в учебном плане.

В соответствии с планом предмет внеурочной деятельности «Любители математики» изучается в 5 классе 34 часа (по 1 часу в неделю).

 

 

  Контроль знаний, умений и навыков включает практические работы, игры состязания, олимпиады, математические соревнования, конкурсы.

   Основными формами образовательного процесса являются: практико-ориентированные учебные занятия; творческие мастерские; тематические праздники, конкурсы, викторины.

    Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Важную роль в комплектовании групп играет разноуровневые знания учащихся, успешные учащиеся выступают в роли наставников, менее успешные подтягиваются к уровню успешных ребят.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

 - индивидуальная  (обучающемуся дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

 - групповая  (разделение на группы для выполнения определенной работы);

 - коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Основные виды деятельности учащихся:

 -решение занимательных задач;

 -оформление математических газет;

 -участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

 -знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

-проектная деятельность -самостоятельная работа;

 -работа в парах, в группах

 -творческие работы.

                                     Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения математики на занятиях кружка ученик должен знать/понимать:

 · лабиринты, круги Эйлера;

Уметь:

 · записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;

 · выполнять действия в недесятичных системах счисления;

· решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами, с помощью кругов Эйлера; решать логические, нестандартные, старинные задачи; решать задачи с лабиринтом, с конца и путем проб, на запись чисел, на расстановку знаков действий; решать олимпиадные задачи;

· решать уравнения.

  Математических кружок позволяет ученикам утвердиться в своих способностях. Особое внимание в работе кружка уделяется подготовке детей к участию в олимпиадах, в конкурсе “Кенгуру” и игре “Математическая карусель”, поэтому в содержании всей программы кружка рассматриваются задачи олимпиад прошлых лет, изучаются приемы решения олимпиадных задач, а также разбираются материалы конкурса “Кенгуру”.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

 

Личностные:

-у учащихся будут сформированы:

1.      умение ясно,  точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

2.      умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

-у учащихся могут быть сформированы:

1.      критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

2)креативность  мышленияинициатива, находчивостьактивность  при  решении задач.

Метапредметные:

регулятивные

-учащиеся научатся:

1.      формулировать и удерживать учебную задачу;

2)планировать пути достижения  целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

 -учащиеся получат  возможность научиться:

1)предвидеть возможности получения  конкретного  результата при решении задач;

2)прилагать волевые усилия и преодолевать трудности  и  препятствия на пути достижения  целей;

познавательные

  - обучающиеся  научатся:

1)осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

2)находить в различных источниках информацию и представлять ее в понятной форме;

3) создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

    -учащиеся получат возможность научится:

1)планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

2)выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;

3) выдвигать гипотезы при решении учебных и понимать необходимость их проверки;

коммуникативные

 -обучающиеся научатся:

1)организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

2)взаимодействовать и находить общие способы работы, работать в группе,  находить общее решение и разрешать конфликты на  основе согласования позиций и учета интересов, слушать партнера, аргументировать и отстаивать свое мнение;

3)аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Учащиеся  получат  возможность научиться:

1)продуктивно разрешать конфликты на основе учета  интересов и позиций всех участников, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

2)оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности.

Предметные:

учащиеся  научатся:

1)работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и  письменной речи,  применяя  математическую терминологию и символику, обосновывать суждения;

2)выполнять  арифметические  преобразования, применять их для решения  математических задач;

3)самостоятельно приобретать и применять  знания в различных ситуациях при решении практических задач;

4)знать основные способы представления и анализа статистических данных;  уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;

учащиеся получат возможность  научиться:

1)применять изученные понятия,  результаты  и методы  при решении   задач, не  сводящихся к непосредственному  применению известных алгоритмов.

 

Проверка результатов проходит в форме: игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.), собеседования (индивидуальное и групповое), опросников, тестирования, проведения самостоятельных работ и др. Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

 Формы подведения итогов реализации программы.

 Итоговый контроль осуществляется в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- защита презентаций и отчетов

 - творческие работы учащихся;

- участие в конкурсах

- контрольные задания.

 Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

 Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

 

                                                            Содержание курса

   Основное содержание курса математики 5 класса составляет материал арифметического и геометрического характера. Большая роль в данном УМК отведена решению текстовых задач. Задачи рекомендуется решать арифметическим способом по вопросам или с пояснениями, что позволяет отчетливо выявлять логическую схему рассуждения. Поэтому материал математического кружка содержит занимательные задачи, задачи на переливание, задачи, формирующие умение логически рассуждать, применять законы логики, исторические экскурсы, математический фольклор разных стран, метод неопределённых коэффициентов и метод математической индукции и другой материал, способствующий повышению интереса к математике и развития математического мышления, познавательной активности, повышению математической культуры обучающихся. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

       Содержание курса соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

     Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т. д.

   Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

 Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка необходимо применять работу в группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

   Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

 

Содержание учебного курса «Любители математики»

5 класс (34ч)

 

 В разделе «Вводное занятие. Арифметические задачи» учащиеся знакомятся с программой работы кружка, решают задачи “Угадай задуманное число”, “Любимая цифра”, “Угадайте возраст и дату рождения”, “Сравнение прямой и кривой” и т. д.

 В разделах «Решение тестовых задач на движение», «Текстовые задачи (задачи, решаемые с конца)», «Текстовые задачи и математические игры на выигрышные ситуации» рассматриваются некоторые старинные задачи – из старинной книги Л.Ф.Магницкого “Арифметика”, начало 18 века; математических рукописей 17 века; правила решения задач с лабиринтами; тестовые задачи на движение; задачи, решаемые с конца и математические игры на выигрышные ситуации.

Знакомство с правилами и способами рассуждений: закон противоречия, закон исключения третьего, определения высказывания, их классификация на истинные и ложные, отрицание высказываний и составление отрицаний высказываний, двойное отрицание, решение логических задач с помощью отрицания высказываний. Такие задания содержатся в разделе «Элементы логики. Логические задачи». Поэтому основная цель данного раздела – развивать логическое мышление, умение составлять таблицы, познакомить с некоторыми законами логики, научить использовать их при решении задач.

 В разделе «Большие числа. Головоломки» содержится материал о записи больших и малых чисел с использованием целых степеней десятки. Числовые и геометрические головоломки. Геометрические упражнения со спичками.

Особое внимание в работе кружка уделяется подготовке детей к участию в олимпиадах, в конкурсе “Кенгуру». Этому посвящен раздел «Школьная олимпиада. Решение олимпиадных задач на проценты. Решение олимпиадных задач на раскраску», где рассматриваются задачи олимпиад прошлых лет, изучаются приемы решения олимпиадных задач, а также разбираются материалы конкурса “Кенгуру, изучают историю возникновения процента и анализируют проблему четырех красок.

 В разделе «Дележи в затруднительных обстоятельствах» формируется умение составлять “цепочку рассуждений”, логически мыслить, составлять таблицы для решения задачи.

 Материал темы «Обыкновенные дроби и действия с ними» рассматривается в разделе «Занимательные задачи на дроби», где развиваются навыки решения задач с дробями, решаются старинные задачи на дроби и задачи на совместную работу. Несколько часов в программе посвящено разделу « Решение уравнений», где учащееся изучают модуль числа, учатся решать линейные уравнения, содержащие модуль.

Большую роль при обучении математики по ФГОС играет геометрический материал, поэтому на занятиях кружка он отражен в разделе «Геометрические задачи (разрезания). Разрезания клетчатых фигур, правило крайнего», где развивается представление о симметрии фигур и развиваются комбинаторные навыки (рассматриваются различные способы построения линии разреза фигур, правила, позволяющие при построении этой линии не терять решения). Рассматриваются такие задачи, как задачи на разрезание на клетчатой бумаге. Разрезание квадрата, состоящего из 16 клеток, на две равные части. Разрезание прямоугольника 3х4 на две равные части. Разрезание различных фигур, изображенных на клетчатой бумаге, на две равные части. Пентамимо. Фигуры домино, тримино, тетрамино (игру с такими фигурками называют тетрис), пентамимо составляют из двух, трех, четырех, пяти квадратов так, чтобы квадрат имел общую сторону хотя бы с одним квадратом.

В разделе «Задачи на переливание. Занимательные задачи» и «Задачи на взвешивания» предлагается естественный и доступный детям этого возраста метод решения комбинаторных задач, заключающийся в непосредственном переборе возможных вариантов (комбинаций). Исторический экскурс и изучение математического фольклора разных стран рассмотрен в разделах «Занимательные задачи. Математический фольклор разных стран» и «Математические ребусы».

 В разделе «Системы счисления» изучают история возникновения десятичной и двоичной систем счисления, выполняют действий в недесятичных системах счисления.

В разделе «Круги Эйлера» учащиеся знакомятся с биографией Л.Эйлера, с помощью кругов Эйлера, учатся решать логические, нестандартные, старинные задачи и задачи с лабиринтом. Итоговое занятие проводится в виде игры (математическое соревнование). Цель которого - проверить знание материала, изученного на занятиях кружка и умение применять его в новой ситуации

 

Разделы программы

 

Название раздела

Количество часов

1.Вводное занятие. Цель и задачи математического кружка. Исторический экскурс.

1

2. Арифметические задачи. Угадайте возраст и дату рождения. Угадай задуманное число Решение тестовых задач на движение. Текстовые задачи (задачи, решаемые с конца). Текстовые задачи и математические игры на выигрышные ситуации.

7

3. Элементы логики. Логические задачи.

2

4. Большие числа. Головоломки.

2

5. Школьная олимпиада. Решение задач на проценты. Решение задач на раскраску.

5

6. Дележи в затруднительных обстоятельствах.

2

7. Занимательные задачи на дроби.

2

8. Решение уравнений.

2

9. Геометрические задачи (разрезания). Разрезания клетчатых фигур, правило крайнего.

2

10. Задачи на переливание. Задачи на взвешивания

2

11. Исторический экскурс: Математический фольклор разных стран. Занимательные задачи. Математические ребусы.

4

12. Системы счисления.

1

13. Круги Эйлера.

1

14. Итоговое занятие.

1

  Итого         

34 часа

 

   

 

 

 

поурочное планирование

Курс «Любители математики» для средней основной школы рассчитан на 34 ч (1 ч в неделю).

 

№ п/п

Тема урока

1

Вводное занятие. Цель и задачи математического кружка. Исторический экскурс.

2

Арифметические задачи. Угадайте возраст и дату рождения. Угадай задуманное число

3

Арифметические задачи. Угадайте возраст и дату рождения. Угадай задуманное число

4

Решение тестовых задач на движение

5

Решение тестовых задач на движение

6

Текстовые задачи (задачи, решаемые с конца)

7

Текстовые задачи (задачи, решаемые с конца)

8

Текстовые задачи и математические игры на выигрышные ситуации.

9

Элементы логики. Логические задачи

10

Элементы логики. Логические задачи

11

Большие числа. Головоломки

12

Большие числа. Головоломки

13

Школьная олимпиада

14

Дележи в затруднительных обстоятельствах

15

Дележи в затруднительных обстоятельствах

16

Занимательные задачи на дроби

17

Занимательные задачи на дроби

18

Решение задач на проценты

19

Решение задач на проценты

20

Задачи на переливание. Задачи на взвешивания .Занимательные задачи

21

Задачи на переливание. Задачи на взвешивания . Занимательные задачи

22

Математические ребусы

23

Математические ребусы

24

Решение уравнений.

25

Решение уравнений.

26

Геометрические задачи (разрезания). Разрезания клетчатых фигур, правило крайнего.

27

Геометрические задачи (разрезания). Разрезания клетчатых фигур, правило крайнего.

28

Решение задач на раскраску.

29

Решение задач на раскраску.

30

Математический фольклор разных стран

31

Математический фольклор разных стран

32

 Системы счисления.

33

Круги Эйлера.

34

Итоговое занятие.

 

 

 

 

 

       Оценивание учебных достижений на кружковых занятиях отличается от привычной системы оценивания на уроках. Данная программа предусматривает следующие формы контроля:

- сообщения и доклады (мини);

- тестирование с использованием заданий математического конкурса «Кенгуру»

- творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся);

- различные упражнения в устной и письменной форме;

- конкурсы.

Также возможно проведение рефлексии самими учащимися.

 

Учащимся можно предложить оценить занятие в листе самоконтроля:

 

занятия

Определение уровня трудности занятия

Настроение

Самооценка работы на занятии

 

легкое

среднее

трудное

 

 

 

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

· Компьютер, проектор

 

Литература

 

1. Баврин И.И., Фрибус Е.А. Занимательные задачи по математике. М.: Владос, 2008.

 2. Дорофеева В.А. Страницы истории на уроках математики. М.: Просвещение, 2007.

 3. Дышинский Е.А. Игротека математического кружка. – М.: Просвещение, 2003.

 4. ЗаболотневаН.В. Олимпиадные задания по математике 5-8 классы.(500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад. Развитие творческой сущности учащихся).- Волгоград: Учитель, 2010

5. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. – М.: Просвещение, 2010.

6. Перельман Я.И. Занимательная алгебра; Занимательная геометрия. – М.: АСТ, 2011.

7. Руденко В.Н., Бахурин Г.А., Захарова Г.А. Занятия математического кружка в 5 классе. – М.: Искатель, 1999.

8. Сафонова В.Ю. Задачи для внеклассной работы по математике в 5-6 классах М.:МИРОС, 1995

9. Смыкалова Е.В. Дополнительные главы по математике для учащихся 6 класса. – СПб.: СМИО Пресс, 201.

10. Спивак А.В. Математический кружок. 6–7 классы. – М.: Посев, 2008.

11. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5–8 классы. – М.: Айрис-пресс, 2009.

 12. Фарков А.В. Готовимся к олимпиадам по математике. – М.; Экзамен, 2006.

 13. Шейнина О.С., Соловьёва Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5–6 классы. – М.: ИНЦ ЭНАС, 2012.

Рабочие программы по внеурочной деятельности для 1 класса,4 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности для 1 класса,4  класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности для 1 класса,4 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности для 1 класса,4  класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности для 1 класса,4 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности для 1 класса,4  класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности для 1 класса,4 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности для 1 класса,4  класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности для 1 класса,4 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности для 1 класса,4  класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности для 1 класса,4 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности для 1 класса,4  класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности для 1 класса,4 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности для 1 класса,4  класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности для 1 класса,4 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности для 1 класса,4  класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности для 1 класса,4 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности для 1 класса,4  класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2020