Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 р.п.Приютово муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор МАОУ СОШ №16 р.п.Приютово
Протокол № 1 ________ Н. В. Пикалова ____________________ Р. З. Габдуллина
от 29. 08. 2016 г. « ____ » _________ 2016 г. Приказ от « ___ » ______ 2016 г. № _____
_______И. Н. Гайфуллина
Календарно-тематическое планирование
с
определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
по литературному чтению
в 4 а классе
на 2016-2017 учебный год
учителя начальных классов
Гайфуллиной Ирины Николаевны
(Приложение к рабочей программе учебного курса «Литературное чтение»
начального общего образования 1- 4 класс)
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся по учебному предмету «Литературное чтение» для 4 а класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования нового поколения, Примерной программы начального общего образования (автор Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина Образовательная система «Школа 2100» (М.: Баласс, 2010) и учебного плана МАОУ СОШ № 16 р. п. Приютово на 2016-2017 учебный год.
Цели и задачи учебного предмета «Литературное чтение»
Цели:
– овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
– обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Задачи:
– освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией);
– овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);
– воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе (формирование умений понимать художественное произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить сходство и различия используемых художественных средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных);
– формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственно-этических ценностей взаимодействия с окружающим миром, формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий героев, событий, воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Сведения об учебно-методическом комплексе, на основе которого ведется преподавание учебного предмета «Литературное чтение» в 4 классе
Обучение литературному чтению обеспечивается учебниками и пособиями УМК «Школа 2100»:
1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «В океане света». Литературное чтение: учебник для 4 класса: в 2 ч., часть 2/ Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева – М.: Баласс: Школьный дом, 2013;
2. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О. В. Чиндилова Тетрадь по литературному чтению к учебнику «В океане света». 4 – й класс. – Изд. 3-е, спр. – М.: Баласс, 2014.
Образовательная система «Школа 2100» обеспечивает интеграцию предметов, предотвращает предметную разобщённость и перегрузку обучающихся.
Достичь поставленных целей невозможно, не обучив детей умению видеть проблему, решать её, используя различные виды деятельности: учебно-познавательную, практическую, социальную. В основе программ данной системы лежат технология деятельностного метода обучения и технология проблемно-диалогического обучения, т.е. даётся установка на творчество каждого ребёнка. Важной особенностью данной системы является возможность осуществления принципа минимакса, как условия стандартизации развивающего образования. Ученик по той или иной причине не успевающий, слабый, ограничивается минимумом. Ученик очень сильный возьмёт всё, что ему дают, и пойдёт дальше. Каждый ученик получит чёткую перспективу для своего личностного и познавательного развития.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литературное чтение» в 4 классе, которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года:
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты, диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
– самостоятельно находить ключевые слова;
– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
– формулировать основную мысль текста;
– составлять простой и сложный план текста;
– писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
– аргументированно высказывать свое отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
– понимать и формулировать свое отношение к авторской манере письма;
– иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
– относить прочитанное произведение к определенному периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания, с тематикой детской литературы;
– относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определенным признакам;
– видеть языковые средства, использованные автором.
Оценка усвоения знаний и умений в предлагаемом учебно-методическом курсе литературного чтения осуществляется в процессе повторения и обобщения, выполнения текущих проверочных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного практически на каждом уроке.
Особенно следует отметить такой эффективный элемент контроля, связанный с использованием проблемно-диалогической технологии, как самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом изучения нового материала. В этом случае детям предлагается самим сформулировать необходимые для решения возникшей проблемы знания и умения и, как следствие, самим выбрать или даже придумать задания для повторения, закрепления и обобщения изученного ранее. Такая работа является одним из наиболее эффективных приёмов диагностики реальной сформированности предметных и познавательных умений у учащихся и позволяет педагогу выстроить свою деятельность с точки зрения дифференциации работы с ними.
Важную роль в проведении контроля с точки зрения выстраивания дифференцированного подхода к учащимся имеют творческие тетради, в которых дети выполняют различного вида задания. Положительные оценки и отметки за задания текущих и итоговых проверочных работ являются своеобразным зачётом по изучаемым темам.
Национально-региональный компонент
С целью приобщения обучающихся к национальной культуре, обычаям и традициям, духовным и нравственно-эстетическим ценностям народов, проживающих на территории РБ, а также для знакомства и привития интереса к литературе Башкортостана в содержание учебного материала включён материал регионального компонента, который предусматривает первичное знакомство с жанровым разнообразием, богатством литературного наследия башкирского народа; знакомит с рассказами, стихотворениями поэтов и писателей Башкортостана, предполагает знакомство с их биографиями и творчеством. На уроках литературного чтения региональный компонент внедряется через первичные навыки слушания литературных произведений и пересказ содержания, развитие фантазии и образного мышления в непосредственном соприкосновении с местным литературным материалом: языческая культура народа, мифология, национальная одежда, народный календарь и т.п.
В проведении речевой разминки используются скороговорки, чистоговорки, загадки, пословицы башкирского народа.
Содержание учебного материала
102 часа в год (3 часа в неделю)
№ п/п |
Номера уроков |
Количество часов |
Изучаемый раздел программы, наименование уроков |
1 |
1 |
1 |
Вводный урок. Знакомство с учебником «В океане света». «Пролог». |
2-5 |
4 |
Раздел I. Любимые книги |
|
8-13,16 – 18, 20 |
10 |
Раздел II. У истоков русской детской литературы |
|
24, 25, 27-34, 36-40, 43-50, 53, 55, 57, 58 |
27 |
Раздел III. XIX век. Путешествие продолжается |
|
61-63, 65-78, 81-83, 85-88, 90-95, 97,98, 102 |
33 |
Раздел IV. Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями |
|
2 |
6,14,21,26,41,59,79,96,100 |
9 |
Обобщающие уроки по разделу и проверочные работы
|
3 |
7,15,22,35,42,60,67,80,89 |
9 |
Уроки внеклассного чтения |
4 |
19,23,54,56 |
4 |
Уроки развития речи. |
5 |
48, 101 |
2 |
Проверка техники чтения. |
6 |
51, 84 |
2 |
Урок - практикум |
7 |
99 |
1 |
Итоговая контрольная работа |
|
Всего часов |
102 |
|
Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ урока |
Тема |
Тип урока |
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Виды контроля |
Планируемые результаты освоения учебного материала |
Дата проведения урока |
Примечание |
|
||
План. |
Факт. |
|
|
|||||||
1 |
Вводный урок. Знакомство с учебником «В океане света». «Пролог». |
Урок открытия новых знаний |
Разно-уровневые задания. Работа с учебником |
Текущий |
Уметь: ориентироваться в учебнике, извлекать информацию из разных источников. |
02.09 |
|
|
|
|
Раздел I. Любимые книги (6 часов) |
||||||||||
2 |
Кто же будет сопровождать нас в путешествиях? Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера». |
Урок повторения изученного |
Выразительное чтение стихотворений и авторского текста |
Текущий: фронтальный устный опрос |
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: - определять тему и главную мысль произведения; - пересказывать текст |
05.09 |
|
|
|
|
3 |
Начало удивительных событий (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 1,2,3)
|
Урок открытия новых знаний |
Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения. Выразительное чтение художественного текста с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, логического ударения |
Текущий: чтение стихотворения наизусть |
Знать: понятие жанра «приключенческая повесть» Уметь: читать стихотворные произведения наизусть; определять тему и главную мысль произведения; читать осознанно текст художественного произведения «про себя». |
07.09 |
|
|
|
|
4 |
Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 4). |
Урок обобщения изученного |
Выразительное чтение художественного текста с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, логического ударения; составление таблицы - сравнения |
Текущий: выразительное чтение 4 части, работа в парах |
Уметь: осознанно, правильно, выразительно читать текст. |
09.09 |
|
|
|
|
5 |
Смешные стихи о серьёзных вещах (Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада»)
|
Урок открытия новых знаний |
Чтение стихотворных произведений, определение жанра произведения, характеристика героев. Виды речевой деятельности |
Текущий: творческий пересказ |
Уметь: выразительно читать стихотворение, воспринимать на слух произведения различных жанров |
14.09 |
|
|
|
|
6 |
Обобщение по разделу. Проверочная работа № 1 |
Урок обобщения и контроля знаний |
Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений |
Тематический: выполнение проверочной работы |
Уметь: самостоятельно работать с книгой, анализировать текст. |
16.09 |
|
|
|
|
7 |
Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках |
Урок применения знаний/урок - диалог |
Самостоятельный выбор и определение содержания книги по её элементам |
Тематический: краткий пересказ |
Уметь: высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении |
19.09 |
|
|
|
|
Раздел II. У истоков русской детской литературы (16 часов) |
||||||||||
8 |
Введение в раздел 2. Летопись и летописцы (А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой...») |
Урок открытия новых знаний |
Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений. Выразительное чтение художественного текста с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, логического ударения |
Текущий: фронтальный опрос |
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; Оценивать события, героев произведения; Читать стихотворные произведения. |
21.09 |
|
|
|
|
9 |
«Повесть временных лет». «Расселение славян»
|
Урок открытия новых знаний |
Понимание содержания произведения: события, их последовательность. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. |
Текущий: работа в парах – объяснение слов с помощью словаря |
Уметь: составлять монологические высказывания с опорой на текст |
23.09 |
|
|
|
|
10 |
Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки. |
Урок развития умений и навыков |
Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Постановка вопросов и ответы по содержанию прочитанного. |
Текущий: выразительное чтение «летописных» текстов. |
Уметь: высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. |
26.09 |
|
|
|
|
11 |
«Похвала книгам» Ярослава Мудрого. «Поучение» Владимира Мономаха детям |
Урок открытия новых знаний / урок - презентация |
Основная мысль. Сравнительный анализ поучения и советского рассказа |
Текущий: выразительное чтение текста |
Уметь: высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении |
28.09 |
|
|
|
|
12 |
Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт |
Урок открытия новых знаний |
Различие жанров произведений. Выразительное чтение стихотворений, постановка логического ударения |
Текущий: выразительное чтение |
Уметь: составлять монологические высказывания с опорой на текст; сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывание. |
30.09 |
|
|
|
|
13 |
Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина. |
Урок развития умений и навыков |
Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Постановка вопросов и ответы по содержанию прочитанного. |
Текущий: выразительное чтение отрывка |
Уметь: выразительное читать стихотворение |
03.10 |
|
|
|
|
14 |
Обобщение по разделу «У истоков русской детской литературы». Проверочная работа |
Урок обобщения |
Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений. |
Тематический |
Уметь: определять жанры древнерусской литературы по фрагментам текстов, составлять историю книги |
05.10 |
|
|
|
|
15 |
Внеклассное чтение «Книги о книгах» |
Урок развития речи |
Экскурс в историю появления книг, в мир книги, в историю мирового книгопечатания. |
Тематический: краткий пересказ |
Уметь: высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении |
07.10 |
|
|
|
|
16 |
Путешествие 2. Конец XVIII века. Детские годы Багрова-внука», гл. 1 |
Урок развития умений и навыков |
Восприятие и понимание эмоционально – нравственных переживаний героев произведения |
Текущий |
Уметь: составлять монологические высказывания с опорой на текст |
10.10 |
|
|
|
|
17 |
С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» ( гл. 2–3) |
Урок развития умений и навыков |
Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Сравнительный анализ текстов. |
Текущий: работа в парах |
Уметь: подробно и выборочно пересказывать текст, понимать главную мысль, осмысливать свои эмоциональные реакции |
12.10 |
|
|
|
|
18 |
«Жизнь и приключения Андрея Болотова». Автобиографическая книга и мемуары |
Урок открытия новых знаний |
Уметь ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них |
Текущий: самостоятельное выразительное чтение |
Уметь: осознанно, правильно, выразительно читать текст |
14.10 |
|
|
|
|
19 |
Статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума» Сочинение в стиле нравоучительной статьи |
Урок развития умений и навыков |
Обсуждение названия журнала. Характеры персонажей, особенности их речи. |
Текущий: выразительное чтение статьи Тематический: творческая работа |
Знать: о Н. И. Новикове как издателе, писателе, учёном; отличие современных статей из детских журналов от изданий ранних периодов. Уметь: сравнивать построение нравоучительных статей; соотносить текст с пословицами; составлять небольшой устный рассказ на заданную тему. |
17.10 |
|
|
|
|
20 |
Детские стихи А. Шишкова. Рассказ «Можно исправиться, когда твёрдо того захочешь». |
Урок открытия новых знаний |
Различие жанров произведения: стихи, басни, рассказы. Понимание содержания произведения. Герои произведения. Декламация стихотворных произведений. |
Текущий: пересказ по плану |
Уметь: выразительно декламировать стихотворение |
19.10 |
|
|
|
|
21 |
Обобщение. Зарождение, становление и развитие детской литературы в XI–XVIII веках. Проверочная работа |
Урок обобщения знаний |
Составление обобщающей таблицы «истоки детской литературы» |
Текущий: фронтальный опрос |
Уметь: прогнозировать содержание нравоучительных текстов по одному предложению |
21.10 |
|
|
|
|
22 |
Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги)
|
Урок обобщения знаний |
Расширение представления об автобиографической литературе. Показывать место книги в детстве писателей, её роль в становлении личности. |
Текущий: краткий пересказ |
Уметь: самостоятельно работать с книгой, анализировать текст. |
24.10 |
|
|
|
|
23 |
Развитие речи. Сочинение по теме «Мое путешествие в историю детской литературы». |
Урок развития речи |
Составление небольшого связного текста на заданную тему. Этапы подготовки к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли, составление плана |
Текущий: выполнение творческой работы |
Уметь: составлять небольшой рассказ на заданную тему. |
26.10 |
|
|
|
|
Раздел III. XIX век. Путешествие продолжается ( 37 часа) |
||||||||||
24 |
Путешествие 3. Москва начала XIX века. И.А. Крылов «Слон и Моська» |
Урок открытия новых знаний |
Выразительное чтение. Жанр: басня. Биографические сведения об авторе. |
Текущий: самостоятельный рассказ об и. А. Крылове |
Иметь понятие о жанре «басня». Уметь: выразительно читать произведение |
28.10 |
|
|
|
|
25 |
Характерные особенности жанра басни И.А. Крылов. Басни «Квартет», «Свинья под дубом» |
Урок развития умений |
Текущий: чтение басни наизусть |
Уметь: выразительно читать произведение |
31.10 |
|
|
|
||
26 |
Обобщение. Басни И. А. Крылова |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Узнавать произведения по прочитанным отрывкам. |
Текущий |
Уметь: высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении |
07.11 |
|
|
|
|
27 |
Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка |
Урок открытия новых знаний |
Различие жанров произведений. Осознанное чтение. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки |
Текущий: индивидуальный опрос |
Уметь: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную |
09.11 |
|
|
|
|
28 |
А. Погорельский «Чёрная курица...», ч. 2, 3 |
Урок открытия новых знаний |
Текущий: выразительное чтение |
Уметь: делить текст на части, составлять простой план самостоятельно, формулировать основную мысль текста. |
11.11 |
|
|
|
||
29 |
А. Погорельский «Чёрная курица...», ч. 4, 5
|
Урок развития умений |
Различие жанров произведений. Осознанное чтение. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки |
Текущий: краткий пересказ |
Уметь: подробно и выборочно пересказывать текст
|
14.11 |
|
|
|
|
30 |
Путешествие 5. Лето 1831 года. Как писать для детей?
|
Урок открытия новых знаний |
Объяснять, что такое «сюжет», «персонаж», давать характеристику поступкам героя |
Текущий: фронтальный опрос |
Уметь: высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. Создавать устно текст – рассказ – характеристику героя. |
16.11 |
|
|
|
|
31 |
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...», ч. 1–3 |
Урок открытия новых знаний |
Выразительное чтение, выделение смысловых частей |
Текущий: краткий пересказ |
18.11 |
|
|
|
||
32 |
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...», ч. 4–6 |
Урок развития знаний и умений |
Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста |
Текущий: выразительное чтение текста |
Уметь: видеть в художественном произведении средства художественной выразительности |
21.11 |
|
|
|
|
33 |
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...», ч. 7–9 |
Урок закрепления знаний |
Прогнозировать содержание сказки по иллюстрациям, сравнительный анализ |
Текущий: фронтальный опрос, работа в парах |
Уметь: по ходу чтения вести диалог с автором |
23.11 |
|
|
|
|
34 |
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...», финал |
Урок обобщения и систематизации |
Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста |
Текущий: чтение отрывка наизусть |
Уметь: осознанно, правильно, выразительно читать текст |
25.11 |
|
|
|
|
35 |
Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде» |
Урок развития знаний и умения |
Самостоятельный выбор и определение содержания книги по её элементам. |
Текущий: выразительное чтение |
Уметь: находить в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения. |
28.11 |
|
|
|
|
36 |
Сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна» |
Урок открытия новых знаний |
Участие в диалоге при обсуждении прочитанного |
Текущий |
Знать: понятия «образ», «автор» Уметь: оценивать события, героев произведения. |
30.11 |
|
|
|
|
37 |
Поэтическое состязание А.С Пушкина и В.А. Жуковского (обобщение) |
Урок обобщения и систематизации |
Различие жанров произведений: малые фольклорные жанры, народные сказки, литературные сказки |
Текущий: фронтальный опрос |
Уметь: осознанно, правильно, выразительно читать текст |
02.12 |
|
|
|
|
38 |
Владимир Даль «Война грибов с ягодами», «Кузовок» (игра) |
Урок открытия новых знаний |
Оценивать богатство языка, находить средства выразительности, сравнения и олицетворения |
Текущий: выразительное чтение |
Уметь: оценивать события, героев произведения |
05.12 |
|
|
|
|
39 |
Устное сочинение-обработка народной сказки (подражание В.И. Далю) |
Урок развития речи |
Составление небольшого связного текста на заданную тему. Этапы подготовки к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли, составление плана |
Текущий: творческая работа |
Уметь: создавать текст на материале прочитанного после предварительной подготовки |
07.12 |
|
|
|
|
40 |
Как надо писать для детей? (А. Ишимова «Славяне») |
Урок открытия новых знаний |
Формулирование вопросов и ответы на них |
Текущий: выразительное чтение |
Уметь: осознанно, выразительно, правильно читать текст |
09.12 |
|
|
|
|
41 |
Обобщение. Проверочная работа № 4 по теме «XIX век. Путешествие продолжается...Путешествия 3-5» |
Урок обобщения и систематизации |
Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений |
Текущий: проверочная работа |
Уметь: высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. |
12.12 |
|
|
|
|
42 |
Внеклассное чтение. Литературные сказки 19 в. В. М. Гаршин. «Лягушка путешественница» |
Урок обобщения изученного |
Самостоятельный выбор и определение содержания книги по её элементам. |
Текущий: выразительное чтение |
Уметь: находить в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения. |
14.12 |
|
|
|
|
43 |
Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг |
Урок развития умений и навыков |
Понимание содержания литературного произведения |
Текущий |
Уметь: оценивать события, героев произведения. |
16.12 |
|
|
|
|
44 |
Картины природы в книге С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» |
Урок повторения изученного |
Понимание содержания литературного произведения |
Текущий |
Уметь: оценивать события, героев произведения. |
19.12 |
|
|
|
|
45 |
Поэты XIX века о природе. Стихи А.К. Толстого, А. Плещеева, А. Майкова, Ф.Тютчева |
Урок открытия новых знаний |
Аналитическое чтение стихотворений. Сравнение текста стихотворения с закличкой – веснянкой, со сказкой. «Разыгрывание» стихотворения |
Текущий: выразительное чтение стихотворных произведений |
Уметь: выразительно читать стихотворения |
21.12 |
|
|
|
|
46 |
Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Картины русской природы в стихотворении |
Урок открытия новых знаний |
Виды текстов: описание, повествование. Герой – персонаж, его поступки, характер. |
Текущий: выразительное чтение |
Уметь: осознанно, выразительно, правильно читать текст. |
23.12 |
|
|
|
|
47 |
Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» |
Урок закрепления изученного |
Выразительное чтение, работа над образом Мазая, составление плана |
Текущий: чтение стихотворения наизусть. |
Уметь: находить в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения |
26.12 |
|
|
|
|
48 |
Проверка техники чтения |
Урок контроля |
Чтение текста вслух |
Итоговый: контроль техники чтения |
Уметь: осознанно читать незнакомый текст, определять тему и главную мысль текста, пересказывать прочитанное |
28.12 |
|
|
|
|
49 |
Путешествие 7. Школа в Ясной Поляне |
Урок открытия новых знаний |
Знакомство с писателем. Творчество л. Н. Толстого |
Текущий: чтение стихотворения наизусть. |
Уметь: оценивать события, героев произведения. |
30.12 |
|
|
|
|
50 |
Л.Н. Толстой как учитель (сказка «Два брата») |
Урок развития знаний и умений |
Текст – описание. Жанры: сказка, рассказ. |
Текущий: составление схемы рассказа о писателе |
Уметь: осознанно, выразительно, правильно читать текст. |
16.01 |
|
|
|
|
51 |
Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья» |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Формулирование вопросов и ответы на них |
Текущий: краткий пересказ |
Уметь: подробно и выборочно пересказывать текст. |
18.01 |
|
|
|
|
52 |
Практикум «Учусь читать художественную прозу» |
Урок применения знаний и умений |
Ответы на вопросы, «диалог с автором» |
Текущий |
Уметь: самостоятельно работать с текстом до чтения, во время чтения и после чтения |
20.01 |
|
|
|
|
53 |
К.Д. Ушинский «Столица и губернский город», «Деревня и уездный город», «Просёлочная дорога» |
Урок открытия новых знаний |
Определять жанр произведения. Понятие «элементы». Определять главную мысль |
Текущий: чтение по ролям |
Уметь: осознанно, правильно, выразительно читать текст |
23.01 |
|
|
|
|
54 |
Развитие речи. Сочинение в форме путевого очерка |
Урок развития речи |
Составление небольшого связного текста на заданную тему. Этапы подготовки к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли, составление плана |
Текущий: творческая работа |
Уметь: составлять небольшой рассказ на заданную тему |
25.01 |
|
|
|
|
55 |
К.Д. Ушинский «Наше Отечество» |
Урок закрепления знаний и умений |
Воспитание любви и уважения к отечеству, его языку, культуре, истории |
Текущий: самостоятельная работа |
Уметь: отвечать на вопросы по содержанию произведения |
27.01 |
|
|
|
|
56 |
Сочинение-подражание Ушинскому К.Д. Ушинский «Жалобы зайки» |
Урок развития речи |
Составление небольшого связного текста на заданную тему. Этапы подготовки к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли, составление плана |
Тематический: творческая работа |
Уметь: составлять небольшой рассказ на заданную тему |
30.01 |
|
|
|
|
57 |
Непонятная болезнь (А.И. Куприн «Слон», ч. 1–3) |
Урок открытия новых знаний |
Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения |
тематический: выявление художественных средств |
Уметь: осознанно, правильно, выразительно читать текст |
01.02 |
|
|
|
|
58 |
А.И. Куприн «Слон», ч. 4–6 |
Урок развития знаний и умений |
Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения |
Текущий: осознанное выразительное чтение |
Уметь: делить текст на части, составлять простой план |
03.02 |
|
|
|
|
59 |
Обобщение «Детская литература XIX века». Проверочная работа № 5. |
Урок обобщения и систематизации |
Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений. |
Тематический |
Уметь: высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. |
06.02 |
|
|
|
|
60 |
Внеклассное чтение. Мир детства в рассказе А.П. Чехова «Мальчики». |
Урок применения знаний, умений |
Самостоятельный выбор и определение содержания книги по её элементам. |
Текущий: выразительное чтение |
Уметь: находить в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения. |
08.02 |
|
|
|
|
Раздел IV. Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями ( 45 часов) |
||||||||||
61 |
Путешествие 8 (в… библиотеку). Загадка Лидии Чарской |
Урок открытия новых знаний |
Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. |
Текущий: индивидуальная творческая работа |
Уметь: осознанно, правильно, выразительно читать текст |
10.02 |
|
|
|
|
62 |
Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки», гл. 8,10,11 |
Урок развития знаний и умений |
Построение небольшого монологического высказывания о героях произведения |
Текущий: толкование слов и словосочетаний |
Уметь: осознанно, правильно, выразительно читать текст |
13.02 |
|
|
|
|
63 |
Образ Лены Икониной (Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки», обобщение) |
Урок применения знаний и умений |
Составлять рассказ – характеристику героя |
Текущий: чтение составленных обучающимися биографий |
Уметь: подробно и выборочно пересказывать текст. |
15.02 |
|
|
|
|
64 |
Внеклассное чтение. Мир детства на страницах русской классики XIX–XX веков. |
Урок обобщения и систематизации |
Формирование умений находить книги на заданную тему. |
Тематический: индивидуальный опрос, написание отзывов |
Уметь: высказывать оценочные суждения о прочитанном. |
17.02 |
|
|
|
|
65 |
Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак |
Урок открытия новых знаний |
Осознанное чтение. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. |
Текущий: фронтальный опрос |
Уметь: осознанно, правильно, выразительно читать текст, |
20.02 |
|
|
|
|
66 |
Б. Житков «Николай Исаич Пушкин» |
Урок применения знаний и умений |
Восприятие и понимание эмоционально – нравственных переживаний |
Текущий: фронтальный опрос, письменное выполнение заданий |
Уметь: отвечать на вопросы по содержанию. |
22.02 |
|
|
|
|
67 |
К.И. Чуковский «Телефон» |
Урок развития умений и навыков |
Понимание роли иллюстрации в прочитанном произведении |
Текущий: пересказ текста |
Уметь: выразительно читать текст |
24.02 |
|
|
|
|
68 |
Обэриуты. Стихи Д. Хармса |
Урок открытия новых знаний |
Различие жанров произведений. Жанр «стихотворение» |
Текущий: выборочный пересказ |
Уметь: выразительно читать стихотворения |
27.02 |
|
|
|
|
69 |
Стихи Ю. Владимирова и А. Введенского |
Урок закрепления изученного |
Выразительное чтение с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, логического ударения |
Текущий: чтение стихотворения наизусть |
Уметь: выразительно читать стихотворения |
01.03 |
|
|
|
|
70 |
Путешествие 10. Вокруг Маршака |
Урок открытия новых знаний |
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) |
Текущий: чтение стихотворения наизусть |
Уметь: осознанно, правильно, выразительно читать текст |
03.03 |
|
|
|
|
71 |
Е. Шварц «Два брата», гл. 1–4 |
Урок открытия новых знаний |
Понимание содержания произведения классика советской детской литературы. |
Текущий: фронтальный опрос |
Уметь: определять тему и главную мысль произведения. |
06.03 |
|
|
|
|
72 |
Е. Шварц «Два брата», гл. 5–8 |
Урок закрепления знаний |
Участие в диалоге при обсуждении прочитанного |
Текущий: выразительное чтение сказки |
Уметь: осознанно, правильно, выразительно читать текст |
10.03 |
|
|
|
|
73 |
Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок), «Пишу на ту же тему по-своему» |
Урок открытия новых знаний |
Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста |
Текущий: фронтальный опрос |
Уметь: высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении |
13.03 |
|
|
|
|
74 |
А.Н. Толстой «Фофка» |
Урок применения знаний и умений |
Построение небольшого монологического высказывания. |
Текущий: выразительное чтение |
Уметь: осознанно, правильно, выразительно читать текст |
15.03 |
|
|
|
|
75 |
А.Н. Толстой «Кот сметанный рот» |
Урок развития умений
|
Извлекать информацию, представленную в различных формах |
Текущий: индивидуальный опрос, творческая работа |
Уметь: определять тему и главную мысль |
17.03 |
|
|
|
|
76 |
М. Пришвин «Изобретатель» |
Урок открытия новых знаний |
Понимание содержания произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Жанр: рассказ |
Текущий: фронтальный опрос |
Уметь: видеть в художественном произведении средства художественной выразительности |
20.03 |
|
|
|
|
77 |
Так кто же он – М. Пришвин? С.Я. Маршак «Сила жизни» |
Урок развития умений |
Особенности творчества С. Я. Маршака |
Текущий: фронтальный опрос, самостоятельная работа |
Знать: понятие «критическая статья» |
22.03 |
|
|
|
|
78 |
С. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор |
Урок повторения |
Текущий: индивидуальный опрос |
Уметь: отвечать на вопросы по содержанию. |
24.03 |
|
|
|
||
79 |
Обобщение. Проверочная работа по разделу «Детская литература 20 века» (Путешествия 8-10) |
Урок обобщения и контроля |
Отвечать на вопросы проверочной работы |
Тематический: проверочная работа |
Уметь: высказывать оценочные суждения |
03.04 |
|
|
|
|
80 |
Внеклассное чтение. Творцы книг (рассказы о писателях, художниках, иллюстраторах) |
Урок обобщения изученного |
Участие в диалоге при обсуждении прочитанного |
Тематический: индивидуальный опрос |
Самостоятельно находить произведения на заданную тему |
05.04 |
|
|
|
|
81 |
Путешествие 11. 1928 год. Литературный утренник в Сокольниках. В. Маяковский и А. Барто |
Урок открытия новых знаний |
Понимание содержания литературного произведения. Восприятие и понимание их эмоционально – нравственных переживаний |
Текущий: самостоятельное выполнение заданий |
Уметь: осознанно, правильно, выразительно читать стихотворения. |
07.04 |
|
|
|
|
82 |
Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом», ч. 2) |
Урок открытия новых знаний |
Определение темы и главной мысли произведения. Формулирование вопросов |
Текущий: чтение стихотворения наизусть |
Уметь: подробно и выборочно пересказывать текст |
10.04 |
|
|
|
|
83 |
Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом», ч. 3, 4 |
Урок развития знаний и умений |
Формулирование вопросов и ответы на них. |
Текущий: фронтальный опрос |
Уметь: делить текст на части, составлять простой план |
12.04 |
|
|
|
|
84 |
Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом» (Б. Галанов «Как найти город Трёх Толстяков?») |
Урок - практикум |
Понимание содержания литературного произведения. |
Тематический: практическая работа |
Уметь: самостоятельно работать с текстом. |
14.04 |
|
|
|
|
85 |
Путешествие 12. Р. Фраерман «Гайдар и дети» |
Урок открытия новых знаний |
Понимание содержания прочитанного, особенности композиции рассказа |
Текущий: фронтальный опрос |
Уметь: осознанно, правильно, выразительно читать текст. |
17.04 |
|
|
|
|
86 |
А. Гайдар «Тимур и его команда», ч. 1, 2 |
Урок открытия новых знаний |
Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста |
Текущий: творческая работа |
Уметь: высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении |
19.04 |
|
|
|
|
87 |
А. Гайдар «Тимур и его команда», ч. 3, 4,5 |
Урок развития умений |
Понимание содержания литературного произведения: тема, мысль, события, их последовательность. |
Текущий: фронтальный опрос |
Уметь: делить текст на части, составлять простой план |
21.04 |
|
|
|
|
88 |
Путешествие 13. Смешные книжки. Н. Носов «Федина задача», В. Драгунский «Что любит Мишка» |
Урок открытия новых знаний |
Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении |
Текущий: выразительное чтение |
Уметь: определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения. |
24.04 |
|
|
|
|
89 |
Внеклассное чтение. Юмористические рассказы В. Драгунского, Н. Носова |
Урок применения знаний |
Высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении |
Текущий: индивидуальный опрос |
Совершенствовать диалогическую и монологическую речь |
26.04 |
|
|
|
|
90 |
Стихи А. Барто. Сатира или юмор? |
Урок открытия новых знаний |
Выразительное чтение, использование соответствующих интонаций, постановка логического ударения |
Текущий: фронтальный опрос |
Уметь: выразительно читать стихотворения |
28.04 |
|
|
|
|
91 |
Путешествие 14. «Книжкины именины» Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю. Коринца, В. Берестова. |
Урок открытия новых знаний |
Жанр: стихотворение. Эмоциональная окрашенность речи. |
Текущий: чтение стихотворений наизусть |
Уметь: видеть в стихотворных произведениях средства художественной выразительности |
03.05 |
|
|
|
|
92 |
Стихи И. Токмаковой и Г. Сапгира, Мошковской и Э. Успенского |
Урок открытия новых знаний |
Выразительное чтение. Жанр: небылицы. Эмоциональная окрашенность речи. |
Текущий: выразительное чтение стихотворений |
Уметь: находить в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения |
05.05 |
|
|
|
|
93 |
Стихи Саши Чёрного и В. Долиной |
Урок развития умений |
Выразительное чтение. Эмоциональная окрашенность речи. |
Текущий: выразительное чтение |
Уметь: находить в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения |
08.05 |
|
|
|
|
94 |
Миниатюры Г. Цыферова. Развитие речи. Создание собственных миниатюр. Стихи Н. Матвеевой |
Урок открытия новых знаний |
Жанр «миниатюры». Выразительное чтение миниатюр. |
Текущий: творческая работа
|
Уметь: видеть в художественных произведениях средства художественной выразительности |
10.05 |
|
|
|
|
95 |
Проверочная работа по разделу «Век 20. Новые встречи со старыми друзьями» |
Урок обобщения и контроля |
Целостное восприятие произведения, отработка техники чтения |
Тематический: проверочная работа |
Уметь: высказывать суждения о прочитанном произведении |
12.05 |
|
|
|
|
96 |
Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок». |
Урок открытия новых знаний |
Определение понятия «пьеса – сказка». Понимание содержания произведения |
Текущий: творческая работа |
Уметь: определять тему и главную мысль произведения |
15.05 |
|
|
|
|
97 |
Путешествие 15. Современные детские писатели. К. Драгунская «Крайний случай», «Ерунда на постном масле» |
Урок открытия новых знаний |
Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного |
Текущий |
Уметь: высказывать суждения о прочитанном произведении |
17.05 |
|
|
|
|
98 |
Интервью с Тимом Собакиным (стихи и проза Тима Собакина) Обобщение по теме «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями» |
Урок открытия новых знаний
|
Различие жанров произведения. Жанр: интервью. Умение ставить вопросы, отвечать на вопросы по содержанию текста. |
Текущий: фронтальный опрос |
Уметь: видеть в художественном произведении средства художественной выразительности |
19.05 |
|
|
|
|
99 |
Итоговая комплексная работа |
Урок контроля |
Проверка знаний обучающихся |
Итоговый |
Уметь: применять свои знания |
22.05 |
|
|
|
|
100 |
Анализ ошибок и коррекция знаний. |
Урок обобщения и коррекции |
|
|
Уметь: аргументировать свои ответы |
24.05 |
|
|
|
|
101 |
Проверка техники чтения за 2-е полугодие |
Урок контроля и коррекции |
Выразительное чтение текстов Знакомство с «письмом к читателям». Составление «письма к авторам» |
Итоговый: техника чтения Текущий: фронтальный опрос |
Уметь: осознанно читать незнакомый текст, определять тему текста, пересказывать прочитанное |
26.05 |
|
|
|
|
102 |
Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям |
Урок обобщения и систематизации знаний |
|
|
Уметь: составлять личное послание к авторам |
29.05 |
|
|
|
|
Контрольно – измерительные материалы
На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:
1) способ чтения – чтение целыми словами;
2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
4) установка на постепенное увеличение скорости чтения. Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя.
1. Техника чтения вслух.
Предлагается отрывок из рассказа В. Астафьева «Стрижонок Скрип».
Стрижонок Скрип подрос. У него появились перья, ему всё время хотелось есть. Иногда ему удавалось отобрать у брата или сестры мошку, и тогда они жалобно и недовольно пищали. За это Скрипу попадало от мамы-стрижихи. Но ему так хотелось есть, так хотелось есть!
А ещё ему хотелось выползти из норки и посмотреть, что же это там такое, дальше этого пятнышка света, откуда мама-стрижиха приносит еду и ветреные запахи на крыльях.
Пополз стрижонок Скрип. И чем дальше он полз, тем больше и ярче делался свет.
Боязно!
Но Скрип был храбрый стрижонок, он полз и полз, перебирая короткими лапками. Наверное, он выпал бы из норки и разбился, как разбиваются такие вот неразумные птенцы, но тут появилась мама-стрижиха, схватила его, уволокла в глубь норки и раз-раз клювом по голове.
Очень рассердилась мама-стрижиха, очень сильно била Скрипа. Должно быть, там, за норкой, опасно, раз мама-стрижиха волнуется. Конечно, откуда было Скрипу знать, сколько врагов у маленьких проворных стрижей!
1) Вопросы на вычитывание информации, данной в явном виде.
– Кто такой Скрип?
– Что хотелось стрижонку?
– Что он иногда отбирал у брата и сестрёнки?
– Озаглавьте текст.
– Какое предложение полнее отражает основное содержание текста: «Стрижонок Скрип подрос», «Мама-стрижиха рассердилась», «Скрип был храбрый стрижонок».
2) Вопросы и задания на вычитывание информации, данной в неявном виде.
2. Техника чтения про себя.
Предлагается отрывок из рассказа Н. Носова «Когда мы смеёмся».
Однажды я решил сделать для воробьёв сюрприз, то есть неожиданный подарок.
Надел шапку, пальто, вышел в палисадник и принялся натыкать на сучья дерева кусочки хлебного мякиша.
«Вот, – думаю, – воробьи обрадуются!»
Вернулся домой и жду. Целый час, должно быть, в окошко пялился – и хоть бы один воробей!
«Что ж это? – думаю. – Неужели не видят?»
Вдруг откуда-то сверху слетает какой-то странный растрёпанный воробьишка и садится на ветку рядом с торчащим на суку мякишем. Хвост у этого воробьишки коротенький, будто ощипанный, загривок взъерошенный, на спине одно пёрышко сломано и торчит кверху.
«Что это, – думаю, – за Стёпка-растрёпка прилетел к нам? Я такого ещё не видел. Наверное, удрал от кошки, которая хотела его поймать, или подрался с кем-нибудь».
А Стёпка-растрёпка между тем сидит на ветке и даже внимания не обращает на хлебный мякиш. Потом случайно взглянул на него искоса, заморгал испуганно глазками. Нижняя челюсть у него отвисла, лапы разжались сами собой, и Стёпка свалился вниз, словно подстреленный из ружья. Не долетев полпути до земли, он неожиданно встрепенулся, замахал крылышками и полетел, постепенно набирая высоту, куда-то по косой линии через улицу.
Я так расхохотался: понял, что этот дурашливый воробей просто-напросто испугался торчащего на суку хлебного мякиша. Он, видимо, не заметил других кусков, которые были насажены вокруг, и сел по привычке на ветку. А потом увидел, что рядом с ним сидит что-то непонятное, странное, и так оторопел от испуга, что свалился с дерева. Ему ведь никогда раньше не приходилось видеть, чтобы на деревьях куски хлеба росли.
Остальные, более осмотрительные воробьи, видно, сразу заметили на дереве что-то странное, непривычное и не решались садиться на ветки. Наверное, они даже не догадались, что это хлебный мякиш.
Воробьи – пичужки хотя и маленькие, но очень осторожные, и всё непонятное пугает их.
Вопросы и задания.
1) Составить цитатный план текста.
2) Выборочный пересказ: «Стёпка-растрёпка».
3. Выразительное чтение вслух подготовленного текста (прозаического и стихотворного).
Предлагается отрывок из повести С. Ласкина «Саня Дырочкин – человек общественный».
Солнечные дни нам только в окошко удаётся увидеть. А уже середина марта!
Прибежишь домой после уроков, поешь, выскочишь с Мотькой, моей собакой, на улицу – час назад всё искрилось, сверкало, таяло! – а к четырём почти сумерки. Весна будто бы снова решила к зиме повернуться. Холодно. Люди идут с работы мрачные, шапки нахлобучены, зарываются носами в воротники, у газет не останавливаются – каждому хочется скорее в тепло.
В школе мы с Севкой Байкиным друг за другом сидим, на той колонке, что ближе к окну. Севка – впереди с Люськой Удаловой, я – сзади с Машкой Шистиковой. Расположение наше особенно для Севки неудобно. И в первую очередь потому, что Байкин обожает спорить по всякому поводу и без причины. А если ты спросишь, то нужно оборачиваться. Вот и получается: «Байкин, не крутись!», «Байкин, не вертись!», «Байкин, не разговаривай!».
Чтобы не подвергаться лишней опасности, мы с ним в эти дни бессловесную игру придумали: пялиться, кто сколько выдержит, на раскалённое солнце.
Байкин тут же расхвастался:
– Да я пол-урока смогу, не моргая! Давай спорить?!
Конечно, спорить я не стал, но про себя подумал: пусть он хоть минутку выдержит.
Как только утреннее солнышко выглянуло, я Севку в спину толкнул: начинаем!
И тоже уставился.
Досчитали мысленно до двадцати пяти, и тут Галина Ивановна меня вызывает.
– Дырочкин! Образуй дательный падеж от существительного «сосулька».
От неожиданности я понять ничего не мог. И конечно, из-за солнечного удара образовал предложный.
Все стали смеяться – умных у нас полно. Им невдомёк, что я в тот момент под влиянием солнца мог от сосульки – сосиску образовать.
Предлагается стихотворение Н. Рубцова «Хлеб».
Положил в котомку сыр, печенье,
Положил для роскоши миндаль.
Хлеб не взял.
– Ведь это же мученье
Волочиться с ним в такую даль! –
Всё же бабка сунула краюху!
Всё на свете зная наперёд,
Так сказала: – Слушайся старуху!
Хлеб, родимый, сам себя несёт...
Итоговая контрольная работа по литературному чтению
1.Заполни таблицу.
автор |
название |
жанр |
|
«Черная курица или подземные жители» |
|
С. А. Аксаков |
|
|
|
|
басня |
|
«Слон» |
|
С. В. Жуковский |
|
|
|
« Как ходят деревья» |
|
Е. Шварц |
|
|
|
« Тимур и его команда» |
|
М. Пришвин |
|
|
|
|
стихотворение |
2.Прочитай цитаты. Укажи автора и название произведения.
« …Никогда я не бала злючкой, но когда Толя обидел мою мамочку, я вынести этого не смогла …»
________________________________________________________________________________________________________
« …И тут маленькая актриса из балаганчика дядюшки Бризака выступила в первом дебюте на новой сцене. Этой сценой был главный дворцовый зал …»
_________________________________________________________________________________________________________
«… Что ж, - сказал он, - ты многое любишь, спору нет, но все, что ты любишь, оно какое – то одинаковое, чересчур съедобное, что ли …»
___________________________________________________________________ « …Очень нам нужно еще алмазы считать! Тут мешки с мукой никак не сосчитаешь…»
___________________________________________________________________ «… Маляр приклеил на самом верху обоев вдоль всего карниза широкую бумажную полосу. На полосе были нарисованы пять сидящих собак и посередине их – желтый цыпленок с пумпушкой на хвосте…»
________________________________________________________________________________________________________
3.Расставь у фамилий авторов цифры, начиная с самых древних и заканчивая современными.
… В. Драгунский … Л. Чарская … С. Маршак … В. Даль … В. Маяковский … Савватий … Ярослав Мудрый
4.Подчеркни синим цветом - древних поэтов и писателей,
желтым цветом – поэтов и писателей ХI века, красным цветом – поэтов и писателей, объединенных в ХХ С. Маршаком, зеленым цветом – поэтов и писателей середины и конца ХХ века.
Е. Шварц, В. Мономах, Н. Носов, А. С. Пушкин, К. Ушинский, С. Полоцкий, Б. Житков, С. Аксаков, М. Ю. Лермонтов, В. Драгунский, К. Истомин, Ю. Олеша, А. Болотов, Б. Заходер, А. Ишимова
5. Заполни таблицу. Вспомни, что эти люди сделали важного для литературы.
деятель |
что сделал |
С. Я. Маршак |
………………………………………………………………… |
………………… |
Российская императрица, придавала огромное значение наукам и литературе, сама написала 8 книг. |
Савватий |
………………………………………………………………….. |
………………… |
Создал первый детский журнал, он назывался …………………………………………………………………… |
………………… |
Написал первую сказочную повесть для детей, она называлась…………………….................................................... |
Иван Федоров |
…………………………………………………………… |
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Литература:
1.Бунеева, Е. В. Литературное чтение «В океане света». 4 класс: методические рекомендации для учителя / Е. В. Бунеева, М. А. Яковлева. – М.: Баласс, 2013.
2.Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. начальная школа/ Под науч. ред. Д. И. Фильдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2011. – 400 с.
Дополнительная литература для учителя:
1.Литературное чтение. 4 класс: поурочные планы по учебнику Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой/ авт. – сост. Л. И. Рудченко. – Изд. 2 – е. – Волгоград: Учитель, 2010.
Дополнительная литература для учащихся:
1.Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О. В. Чиндилова Тетрадь по литературному чтению к учебнику «В океане света». 4 – й класс. – Изд. 3-е, спр. – М.: Баласс, 2014.
2.О. В. Узорова. Дневник юного читателя. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010.
3.Живые родники (История, литература и культура Башкортостана). Авт. – составители Идельбаев М. Х., Сулейманов А. М. – Уфа: Китап, 2006.
4.Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Наглядно-демонстрационные пособия.
Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствие с тематикой, определенной в программе по литературному чтению (в том числе, в цифровой форме)
2. Информационно-коммуникативные средства и электронно-звуковые пособия.
Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями «Литературное чтение. 1-4 классы», ООО «Издательство «Экзамен», ООО «Экзамен-Медиа».
Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по литературному чтению: – ЭОР «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия»;
– Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/
3. Технические средства обучения.
Персональный ноутбук, мультимедийный проектор, экран, интерактивная система мониторинга качества образования Votum.
4. Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.