Рабочие программы
Оценка 4.8

Рабочие программы

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
Междисциплинарный 4
4 кл
05.01.2017
Рабочие программы
Публикация является частью публикации:
КТП по окружающему миру.docx

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 р.п.Приютово муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан

 

 

РАССМОТРЕНО                                     СОГЛАСОВАНО                                   УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО                                 Зам. директора по УВР                          Директор МАОУ СОШ №16 р.п.Приютово

Протокол № 1                                          ________   Н. В. Пикалова                     ____________________ Р. З. Габдуллина

от 29. 08. 2016 г.                                     « ____ » _________ 2016 г.                   Приказ от « ___ » ______ 2016 г. № _____

_______И. Н. Гайфуллина                    

                                                                

                                                                              

                                                                                                                                             

Календарно-тематическое планирование

с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся

 по окружающему миру

в 4 а классе

 на 2016-2017 учебный год

учителя начальных классов

Гайфуллиной Ирины Николаевны

(Приложение к рабочей программе учебного курса «Окружающий мир»

начального общего образования 1- 4 класс)

 

 

 

 

 

 

 

2016 год

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся по учебному предмету «Окружающий мир» для 4 а класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования нового поколения, Примерных программ начального общего образования по окружающему миру, авторской программы по окружающему миру А. А. Вахрушев. О. В. Бурский, А. С. Раутиан, «Программа по окружающему миру для четырёхлетней начальной школы», Москва, Баласс,2010 г., программы Образовательной системы «Школа 2100» (М.: Баласс, 2010 г.) и учебного плана МАОУ СОШ № 16 р. п. Приютово на 2016-2017 учебный год.

 

Цели и задачи учебного предмета «Окружающий мир»

Цели:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально- ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой;

- формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовить нравственных и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля;

- владение основ практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, осмысление причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;

- формирование фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни;

- развитие и воспитание личности.

Задачи:

- формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе:

- развитие умения учиться — способности к самореализации с целью решения учебных задач;

- создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества.

 

 

Сведения об учебно-методическом комплексе, на основе которого ведется преподавание учебного предмета

«Окружающий мир» в 4 классе

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса «Школа 2100»:

1. Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и природа»): учебник: в 2 ч. Ч. 1. / А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. – М.: Баласс, 2011.

2. Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и человечество»): учебник: в 2 ч. Ч. 2. / А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, С. С. Кузнецова, Е. В. Сизова, С. В. Тырин. – М.: Баласс, 2011.

3. Вахрушев, А. А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 4 класс. («Человек и природа») / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. – М.: Баласс: Школьный дом, 2011.

4. Харитонова, Н. В. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 4 класс. («Человек и человечество») / Н. В. Харитонова, Е. В. Сизова, Е. И. Стойка. – М.: Баласс: Школьный дом, 2011.

5. Вахрушев, А. А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир». 4 класс. («Человек и природа») / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, О. А. Родыгина. – М.: Баласс: Школьный дом, 2011.

6. Сизова, Е. В. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир». 4 класс. («Человек и человечество») / Е. В. Сизова, Е. И. Стойка. – М.: Баласс: Школьный дом, 2011.

 

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Окружающий мир» в 4 классе, которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года:

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе являются формирование следующих умений:

·        оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;

·        объяснять с  позиции  общечеловеческих  нравственных  ценностей, почему  конкретные  простые  поступки можно оценить как хорошие или плохие;

·         самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

·         в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять свое отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3–4 классах является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

·        самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

·         совместно  с  учителем  обнаруживать  и  формулировать  учебную проблему;

·         составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

·         работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала;

·         в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

·         ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

·         отбирать  необходимые  для  решения  учебной  задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

·         добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

·         перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;

·         перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

·         преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;

·         преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством  формирования  этих  действий  служат  учебный  материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

·         доносить  свою  позицию  до  других:  оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

·         доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;

·         слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения;

·         договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

·         учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

·        замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.

Часть 1. Человек и природа

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
  • применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
  • называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
  • объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
  • объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
  • находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

·         оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;

·         доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Часть 2. Человек и человечество

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

·         по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;

·         отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;

·         объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

·         объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество.

 

Содержание учебного материала

Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

рассчитано на 34 рабочих недели (68 часов в год  при двухчасовой недельной нагрузке).

П/п

Номера

 Уроков

Количество

Часов

Изучаемый раздел программы,

Наименование уроков

1

1-13

15-16

15

ЧАСТЬ 1. «Человек и природа»

Глава 1. КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

1.       Человек и его строение

2.       Происхождение человека

19-31

13

Глава 2. РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА

36-40

5

ЧАСТЬ 2 «ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО»

Раздел 1. Человек

Глава 1. Человек и его внутренний мир

43-46

4

Глава 2. Человек и мир людей  

50-56

7

Раздел 2. Человечество

Глава 3. Человек и прошлое человечества

58-61

4

Глава 4. Человек и многоликое человечество

63-66

4

Глава 5. Человек и единое человечество

3

17, 32, 33, 41, 48, 67

6

Контрольные работы

4

18, 34, 35, 42, 47, 49, 57, 62, 68

9

Уроки обобщения по темам и работы над ошибками

5

14

1

Уроки  создания  проектов

 

Всего часов

68

 

Календарно - тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

№ урока

Тема
урока

Тип урока

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Виды контроля

Планируемые результаты освоения учебного материала

Дата проведения урока

 

План.

 

Факт.

Часть 1. «Человек и природа»

Глава 1. Как работает организм человека (18 ч.).

Человек и его строение (14 ч)

1

Как устроен организм человека.

ОБЖ «Безопасное поведение на улицах и дорогах».

Вводный урок

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма

Текущий:

устный

опрос

Знать, что каждая система органов играет в организме свою особую, необходимую для жизни роль.

Иметь представление о работе системы органов кровообращения, нервной системе, органах чувств, выделения, дыхания, пищеварения, опорно-двигательной системе.

Уметь называть системы органов у человека

01.09

 

2

Кожа – «пограничник» организма.

Проверочная работа №1 на тему: «Как устроен организм человека».

Урок открытия новых знаний

Общее представление о строении тела человека. Система органов чувств, ее роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Кожа – орган осязания. Защитные функции кожи. Значение кожи для здоровья человека

Тематический контроль:

самостоятельная работа

Знать, что кожа защищает организм от трения, легких ударов и уколов, от проникновения вредных веществ и микробов, от перегрева и переохлаждения, от высыхания и размокания; что через кожу выделяются лишние соли и вода; что кожа – орган осязания.

Уметь составлять правила ухода за кожей; рассказывать, как кожа помогает нам в жаркую погоду, во время купания, при работе с ядовитыми веществами, при шитье и вязании

06.09

 

3

Как человек двигается.

Практическая работа №1 «Составление режима дня».

Урок открытия новых знаний

Общее представление о строении тела человека. Опорно-двигательная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах

Текущий контроль,

парная работа.

Знать, что сокращение мышц изменяет положение костей, подвижно соединенных в суставах, позволяя человеку двигаться.

Уметь находить на рисунке названия отдельных костей и частей скелета, выяснять их значение; составлять правила поведения, для того чтобы избежать переломов и вывихов

08.09

 

4

Путешествие бутерброда.

Проверочная работа №2 на тему: «Кожа и опорно-двигательная система».

Урок открытия новых знаний

Общее представление о строении тела человека. Пищеварительная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Составление режима дня школьника

Тематический контроль:

самостоятельная работа

Знать, что органы пищеварения переваривают пищу и обеспечивают организм питательными веществами.

Уметь называть органы пищеварения; определять роль органов пищеварения; рассказывать, как организм борется с отравлениями; объяснять, почему надо беречь зубы

13.09

 

5

Как удаляются ненужные вещества.

Практическая работа №2 на тему: «Создание макета выделитель

ной системы».

ТБ при работе с ножницами и клеем

Урок

изучения

нового

материала

Текущий контроль,

парная работа.

Знать, что органы выделения очищают кровь от отходов жизнедеятельности клеток и выводят избыток воды.

Уметь называть органы выделения; объяснять, почему почки – главный орган выделения

15.09

 

6

Для чего и как мы дышим.

Проверочная работа №3 на тему: «Пищеварение и выделение».

Комбинированный урок

Общее представление о строении тела человека. Двигательная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов.

Тематический контроль:

самостоятельная работа

Знать, что благодаря органам дыхания из воздуха в кровь непрерывно поступает кислород и удаляется углекислый газ; что кислород необходим для поддержания жизни и деятельности всех клеток тела.

Уметь называть органы дыхания; рассказывать, как происходят у человека вдох и выдох; объяснять, почему вредно вдыхать воздух ртом на морозе; объяснять, чем полезны чихание и кашель для защиты нашего организма; называть способы, с помощью которых можно не заразить друзей, навестивших тебя во время болезни

20.09

 

7

Волшебная восьмёрка.

НРК: Мы -жители планеты Земля.

Урок

изучения

нового

материала.

Общее представление о строении тела человека. Кровеносная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов

 

Текущий контроль

 

Знать, что органы кровообращения – главный «транспорт» в организме.

Уметь называть органы кровообращения; рассказывать о путешествии крови в организме; рассказывать, как работает сердце; объяснять, почему кровь, поступающая от легких, не смешивается в сердце с кровью, идущей от других органов

22.09

 

8

Что такое кровь?

ОБЖ «Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни».

Урок

изучения

нового

материала

Общее представление о строении тела человека. Кровеносная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Рассматривание условий, необходимых для жизни и нормальной работы клеток тела

Текущий контроль, фронтальный опрос

 

Знать, что кровь – это внутренняя среда организма, поддерживающая благоприятные для жизни клеток условия.

Уметь называть условия, которые нужны для жизни и нормальной работы клеток тела; рассказывать, из чего состоит кровь, какую работу выполняют клетки крови

27.09

 

9

Почему наш организм работает слаженно.

Проверочная работа №4 на тему: «Дыхание и кровообра

щение».

Комбинированный урок

Общее представление о строении тела человека. Нервная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов

Тематический контроль, фронтальная работа

Знать, что нервная система управляет работой каждого органа и всего организма; что большие полушария головного мозга позволяют нам совершать сознательные действия на основе своего опыта.

Уметь называть органы нервной системы; указывать, где расположены органы нервной системы; приводить примеры сознательных и бессознательных действий; определять роль больших полушарий в жизни человека; рассказывать о роли сна для человека

29.10

 

10

Окна в окружающий мир.

Проверочная работа №5 на тему: «Нервная система».

Урок

изучения

нового

материала

Общее представление о строении тела человека. Системы органов чувств, их роль
в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов

Тематический контроль, фронтальная работа

Знать, что орган зрения – важнейший орган чувств человека; что он дает наиболее полную информацию об окружающем мире на расстоянии.

Уметь называть, из каких частей состоит глаз; рассказывать, как глаз защищен от повреждений; составлять правила сохранения зрения

04.10

 

11

Многогранный мир чувств.

НРК: Земля-наш общий дом.

Комбинированный урок

Системы органов чувств, их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека.  Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена.

Текущий контроль,

работа в парах

Знать, что мы воспринимаем мир сразу всеми органами чувств, их сигналы дополняют друг друга; что мозг обрабатывает эти сигналы и составляет единое впечатление о том, что нас окружает.

Уметь называть органы чувств; рассказывать, как устроен орган слуха; объяснять, как мозг различает сигналы, идущие от разных органов чувств; составлять правила сохранения органов чувств

06.10

 

12

Родители  и дети.

Проверочная работа №6 на тему: «Органы чувств».

Комбинированный урок

Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья

Тематический контроль,

фронтальная работа

Знать, что организм женщины приспособлен для вынашивания, рождения и выкармливания ребенка своим молоком, а организм мужчины – для работы по обеспечению и защите семьи; что оба родителя и все человеческое общество в целом заботятся о воспитании детей. Уметь сравнивать строение тела женщины и мужчины; называть отличия семьи человека и семьи животных; рассказывать, чем отличается роль женщины от роли мужчины в семье

13.10

 

13

Отчего мы  иногда  болеем.

Проверочная работа №7 на тему: «Родители и дети».

Комбинированный урок

Ознакомление с понятиями: «болезнь», «микроб», «причины болезни», «симптомы». Обсуждение вопросов: что помогает человеку побеждать
(избегать) болезни

Тематический контроль,

фронтальная работа

Знать, что болезнь нас поражает, когда микробов вокруг слишком много или когда организм ослаблен; что знание причин болезни помогает побеждать или их избегать.

Уметь рассказывать, как можно бороться с малоподвижным образом жизни; объяснять, как болезнь нарушает порядок в организме; объяснять, для чего люди делают прививки

18.10

 

14

Создание проектов по разделу «Человек и его строение»

ОБЖ «Вредные привычки, их влияние на здоровье, профилактика»

Совершенствование знаний

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

 

Текущий контроль:

устный опрос

Знать, что каждая система органов играет в организме свою особую, необходимую для жизни роль.

Иметь представление о работе системы органов кровообращения, нервной системе, органах чувств, выделения, дыхания, пищеварения, опорно-двигательной системе.

Уметь называть системы органов у человека

20.10

 

Происхождение человека (4 ч.)

15

Наши предки – древесные жители

ОБЖ «Пути укрепления здоровья»

Урок

изучения

нового

материала

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Отличия человека от обезьян. Общение людей. Речь – помощница общению

Текущий контроль: индивидуальные карточки

Знать, что люди отличаются от обезьян хождением на двух ногах, развитием мышц ног и опорой на стопу; что люди могут предвидеть события, продумать свои действия; что общаются люди с помощью речи.

Уметь называть особенности строения тела, свойственные только человеку; сравнивать речь людей и звуковые сигналы животных; называть главное отличие человека от животных

25.10

 

16

На заре человечества.

Проверочная работа №8 на тему: «Происхождение человека»

Урок

изучения

нового

материала

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Отличия человека от обезьян. Общение людей. Речь – помощница общению

Тематический контроль:

самостоятельная работа

Знать, что с тех пор, как у предков человека появился разум, успешный опыт каждого становился достоянием всего общества; что общественный опыт стал главным условием развития человека.

Уметь объяснять значение слов «орудия труда», «человек разумный»; называть отличия первых людей от своих предков; объяснять, что помогло человеку расселиться по нашей планете

27.10

 

17

Контрольная работа № 1 на тему: «Строение и происхожде

ние человека»

Урок

проверки

знаний.

Представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма

Тематический контроль,

фронтальная работа

Знать изученный материал по теме «Как работает организм человека».

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

01.12

 

18

Анализ и работа над ошибками. Учимся решать жизненные задачи. Обобщение по теме «Как работает организм человека»

Урок

Обобщения и

систематизации знаний

Текущий контроль: индивидуальные карточки

Знать изученный материал по теме «Как работает организм человека».

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

08.11

 

Глава 2. РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА (17 ч.)

19

Рукотворная жизнь.

НРК: Царство живой природы

Комбинированный урок

Дикорастущие и культурные растения. Роль растений
в жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Дикие и домашние животные. Роль животных
в жизни людей, бережное отношение человека к животным

Текущий контроль, индивидуальный опрос.

 

Знать, что человек одомашнивал полезные ему растения и животных; что он ухаживает за ними, выращивает, использует для своих целей, выводит новые сорта и породы; понятия «культурные растения», «домашние животные».

Уметь называть отличия диких растений и животных от своих культурных собратьев; объяснять, почему так много разных сортов растений и пород животных; рассказывать о своем домашнем животном

10.11

 

20

На службе у человека.

Проверочная работа №9 на тему: «Рукотворная жизнь»

Урок

изучения

нового

материала

Тематический контроль:

самостоятельная работа

Знать, что выращиванием культурных растений и домашних животных занимается сельское хозяйство; что разнообразные средства и методы позволяют увеличить продуктивность сельского хозяйства.

Уметь рассказывать, как и почему менялось хозяйство человека; называть отрасли сельского хозяйства; описывать развитие сельского хозяйства в будущем; объяснять, какими способами можно добиться увеличения урожая и увеличения продукции животноводства

15.11

 

21

Покорение силы.

Проверочная работа №10 на тему: «Покорение силы»

ОБЖ «Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени»

Комбинированный урок

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека
от природы

Тематический контроль:

самостоятельная работа

Знать, что разум позволил человеку изобрести механизмы, увеличивающие силу и ловкость. Уметь объяснять, как можно увеличить свою силу и ловкость; рассказывать, как можно вытащить тяжелую лодку из воды на берег, как поднять бревно на стену строящегося дома.

Иметь представление об изобретении первых часов с маятником

17.11

 

22

Как человек использует свойства воды.

НРК: Природа и человек.

 

Комбинированный урок

Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе

 

Текущий контроль: индивидуальные карточки

Знать, что люди изучили свойства воды, привыкли учитывать их в повседневной жизни и изобрели машины, использующие эти свойства.

Уметь называть свойства воды (выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять; вода не имеет вкуса, цвета, запаха); объяснять, как очистить воду от примесей и растворенных в ней веществ; рассказывать, как можно использовать силу водопада

22.11

 

23

Как человек использует свойства воды.

Проверочная работа №11 на тему: «Свойства воды»

Урок

изучения

нового

материала

Тематический контроль:

самостоятельная работа

24.11

 

24

Как человек использует свойства воздуха.

ОБЖ «Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения»

Комбинированный урок

Воздух – смесь газов. Свойства воздуха.  Значение воздуха для растений, животных, человека

Текущий контроль, индивидуальный опрос.

 

Уметь называть свойства воды (выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять; вода не имеет вкуса, цвета, запаха); объяснять, как очистить воду от примесей и растворенных в ней веществ.

Иметь представление об изобретении паровой машины

29.11

 

25

Горные породы и минералы.

Проверочная работа №12 на тему: «Свойства воздуха».

 

Урок

изучения

нового

материала

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера)

Тематический контроль:

самостоятельная работа

Знать, что люди научились изменять форму камня и широко используют его как строительный материал; что из горных пород извлекают разнообразные минеральные вещества и используют их свойства.

Уметь называть свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твердость); рассказывать о способах изготовления предметов нужной формы из горных пород и минералов; перечислять свойства горных пород, которые используются в строительстве; называть различия горных пород и минералов; объяснять, чем твердость отличается от прочности и от хрупкости.

Иметь представление о драгоценных и поделочных камнях

01.12

 

26

Металлы.

Проверочная работа №13 на тему: «Горные породы и минералы»

Комбинированный урок

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым.

Тематический контроль:

самостоятельная работа

Знать, что использование металлов позволило производить изделия любой формы и прочные материалы со специально заданными свойствами.

Уметь перечислять, какими свойствами металлов не обладают камни; объяснять, почему металлы холодные на ощупь; называть свойства металлов (твердость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество).

Иметь представление о том, как металлы обрабатывают; что у каждого металла есть особые свойства

06.12

 

27

Приручение огня.

Проверочная работа №14 на тему: «Металлы»

ОБЖ «Соблюдение правил движения велосипедистами.»

Урок

изучения

нового

материала

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила безопасного поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы (изготовление простейших кормушек, подкормка птиц, уход за растениями и животными)

Тематический контроль:

самостоятельная работа

Знать, что электричество – универсальный вид энергии; что для получения электричества пригодны любые виды топлива или силы природы; что электричество позволило создать современную технику в быту и на производстве.

Иметь представление о создании ракетного двигателя; на что способна энергия электронов, стремящихся туда, где их не хватает; о явлениях «электричество» и «магнетизм»

 

08.12

 

28

Невидимая сила.

Проверочная работа №15 на тему: «Приручение огня»

Комбинированный урок

Тематический контроль:

самостоятельная работа

13.12

 

29

Чудо-волны

НРК: Природные зоны Республики Башкортостан.

Урок

изучения

нового

материала

Текущий контроль: индивидуальные карточки

Знать, что волнообразные колебания частиц широко распространены в природе; что их изучение помогло создать невиданные приборы, о которых еще сто лет назад люди даже не мечтали.

Иметь представление о том, что такое звук; как распространяется звук; почему свет распространяется не так, как звук

15.12

 

30

Человек проникает в тайны природы

Проверочная работа №16 на тему: «Для любознатель

ных»

Комбинированный урок

Тематический контроль:

самостоятельная работа

Знать, что человек осваивает просторы Вселенной, проникает в глубины микромира, познает структуру вещества, находит новые виды энергии, перерабатывает огромную информацию; что накопленные знания позволяют людям все быстрее и глубже проникать в тайны природы и использовать ее богатства на благо человека.

Иметь представление о том, для чего нужны знания о строении веществ; чем занимаются люди в космосе

Знать, что бесконтрольное могущество человека – самая большая угроза в современном мире; чтобы избежать этой угрозы, необходимо перейти к экологическому типу хозяйства.

Иметь представление о трех типах хозяйства (присваивающем, производящем, экологическом); рассказывать, как можно сохранить диких животных и растения

20.12

 

31

Как нам жить?

Проверочная работа №17 на тему: «Как нам жить?»

ОБЖ «Железнодорожный транспорт, его особенности»

Совершенствование знаний

Тематический контроль:

самостоятельная работа

22.12

 

32

Контрольная работа № 2 по теме: «Человек и природа»

Урок контроля

Тематический контроль: контрольная работа

Знать изученный материал по теме «Рукотворная природа».

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

27.12

 

33

Итоговая контрольная работа №3 по первой части «Человек и природа»

Контроль знаний

Тематический контроль: контрольная работа

Знать изученный материал по теме «Рукотворная природа».

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

 

29.12

 

34

Анализ контрольных работ и работа над ошибками.

НРК: Природные зоны Республики Башкортостан.

Совершенствование знаний

Текущий контроль: индивидуальные карточки

Знать изученный материал по теме «Как работает организм человека».

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

17.01

 

35

Обобщение по курсу «Окружающий мир»

ОБЖ «Безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом»

Урок систематизации знаний

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

 

 

Текущий контроль, индивидуальный опрос.

 

Знать изученный материал по курсу «Окружающий мир».

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы

19.01

 

ЧАСТЬ 2 «ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО»

Раздел 1. Человек (14 ч).

Глава 1. Человек и его внутренний мир (7 ч).

36

Кого можно назвать человеком?

ОБЖ «Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени»

Урок

ознакомления с новым матери

алом

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Текущий контроль, фронтальный опрос

 

Знать, что человек отличается от всех живых существ тем, что в нем соединяются признаки врожденные и признаки, приобретаемые в обществе; что только в обществе ребенок может вырасти человеком, научиться думать, разговаривать, понимать других людей.

Уметь называть отличия между врожденными и приобретенными признаками человека; рассказывать, как жизнь в обществе помогает ребенку вырасти человеком

24.01

 

37

Посмотри в своё «зеркало».

Проверочная работа № 18 на тему: «Человек и его внутренний мир»

Комбинированный урок

Тематический контроль:

самостоятельная работа

Знать, что каждый человек, живущий в обществе, становится личностью с неповторимыми особенностями внутреннего мира.

Уметь объяснять, как сознание может помочь человеку стать личностью; указывать, зачем человеку сила воли

26.01

 

38

Как понять, что творится у друга на душе.

НРК: Растения нашей местности, нуждающиеся в защите.

Комбинированный урок

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Текущий контроль: индивидуаль

ные карточки

Знать, что внутренний мир каждого человека наполнен эмоциями – переживаниями того, что происходит в данный момент с человеком и в окружающем его мире.

Уметь сравнивать положительные и отрицательные эмоции; называть правила проявления эмоций; определять положительные и отрицательные эмоции; рассказывать, как эмоции помогают человеку в жизни

31.01

 

39

Переживания, испытанные временем.

НРК: Животные нашей местности, нуждающиеся в защите.

Урок

применения знаний и умений

Текущий контроль, индивидуаль

ный опрос.

 

Знать, что кроме кратковременных эмоций человек испытывает устойчивые чувства; что чувства – это не зависящие от места и времени отношения человека к конкретным людям или предметам окружающего мира.

Уметь называть отличия чувства от эмоций; рассказывать, как можно улучшить настроение и избавиться от тревоги

02.02

 

40

Как узнать человека.

Практическая работа №3 в виде решения моделей реальных ситуаций с защитой прав.

Комбинированный урок

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Текущий контроль,

парная работа.

Знать, что нельзя оценивать человека по внешности; что только в общении мы может узнать внутренний мир другого человека, познакомиться с чертами его характера.

Уметь перечислять положительные и отрицательные черты характера; рассказывать, как узнать личность, характер другого человека; объяснять пословицу «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер»

07.02

 

41

Контрольная работа № 4 на тему: «Человек и его внутренний мир»

Урок обоб щения и систематизации знаний

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Тематический контроль: контрольная работа

Знать изученный материал по теме «Рукотворная природа».

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

 

09.02

 

42

Анализ и работа над ошибками. Обобщение по теме «Человек и его внутренний мир»

Урок

применения знаний и умений

Текущий контроль, фронтальный опрос

 

Знать изученный материал по теме «Человек и его внутренний мир».

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

14.02

 

Глава 2. Человек и мир людей (7 ч.)

43

Что такое общество?

НРК: Исторические и памятные места родного края.

Урок

ознакомления с новым материалом

Общество – люди, которых соединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения

Текущий контроль: индивидуальные карточки

Знать, что обществом можно назвать людей, у которых есть общие интересы.

Уметь объяснять, что такое общество; рассказывать, почему возникают конфликты; называть способы разрешения конфликтов

16.02

 

44

Как жить в мире людей?

ОБЖ «Основные правила поведения на воде»

Комбинированный урок

Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах

Текущий контроль, фронтальный опрос

 

Знать, что для того, чтобы оценивать свои поступки, у человека есть совесть, а общество создает свои правила поведения.

Уметь рассказывать, с помощью каких «инструментов» общество и человек могут оценивать свои поступки; объяснять, что такое совесть; сравнивать право и мораль; понимать выражения и объяснять их значения («сделано на совесть», «без зазрения совести», «будет на моей совести», «жить по закону», «закон природы»)

21.02

 

45

Мое общество

НРК: История образования РБ

Комбинированный урок

Текущий контроль, индивидуальный опрос.

 

Знать, что для каждого человека общество состоит из многих общественных групп и круга его общения.

Уметь объяснять, что называют общественной группой; называть общественные группы, в которых ты знаком с каждым человеком; называть общественные группы, в которых ты знаешь не всех, но можешь объяснить, что тебя объединяет с этими людьми; объяснять, что такое человечество; перечислять людей из своего круга общения

24.02

 

46

Права человека в обществе

НРК: Человек и общество, в котором он живет

Комбинированный урок

Общество – люди, которых соединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.

Человек – член общества.

Взаимоотношения человека
с другими людьми. Культура общения

Тематический контроль

Знать, что в современном обществе каждому человеку принадлежат равные права.

Уметь объяснять выражение «права человеческой личности»; перечислять известные права человека в современном обществе; называть свои обязанности перед близкими людьми

28.02

 

47

Обобщение по теме «Человек в мире людей»

ОБЖ «Способы и средства спасания утопающих.»

Урок обобщения и систематизации знаний

Тематический контроль

Знать изученный материал по теме «Человек».  

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

02.03

 

48

Контрольная работа №5 на тему: «Человек и его внутренний мир»

Урок

контроля

Учимся решать жизненные задачи

Тематический контроль: контрольная работа

07.03

 

49

Анализ и работа над ошибками.

ОБЖ «Ориентирование на местности. Понятие ориентира»

Комбинированный урок

 

Текущий контроль: индивидуаль

ные карточки

09.03

 

Раздел 2. Человечество (21 ч.)

Глава 3. Человек и прошлое человечества (8 ч.)

50

Первобытный мир – первые шаги человечества

Урок

открытия

новых

знаний

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Текущий контроль, индивидуаль

ный опрос.

 

Иметь представление о том, что всемирная история началась с эпохи Первобытного мира; что это было время (более 2 млн лет назад – 5 тысяч лет назад) появления людей, которые постепенно овладевали самыми главными человеческими умениями

14.03

 

51

Древний мир – рождение первых цивилизаций.

ОБЖ «Безопасная переправа через водную преграду»

Комбинированный урок

Тематический контроль

Иметь представление о том, что Древний мир (5 тысяч лет назад – V век новой эры) – время возникновения первых городов и государств, которые передали нам достижения своей культуры

16.03

 

52

Древний мир – рождение первых цивилизаций

НРК: Красная книга нашей республики.

Урок

открытия

новых

знаний

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Текущий контроль, фронтальный опрос

 

Уметь составлять короткий рассказ о цивилизованных странах, которые существовали в эпоху Древнего мира (расположение на карте, достижения науки и культуры, известные исторические события); называть главное отличие эпохи Древнего мира от эпохи Первобытного мира

21.03

 

53

Эпоха Средних веков – между древностью и новым временем

Комбинированный урок

Текущий контроль: индивидуаль

ные карточки

Иметь представление о том, что средние века (V–XVвека) – время между древностью и Новым временем, когда одни цивилизации сменялись другими

23.03

 

54

Эпоха Средних веков – между древностью и новым временем

Урок

открытия

новых

знаний

Текущий контроль, индивидуаль

ный опрос.

 

Уметь определять по карте «Средние века» расположение цивилизаций; рассказывать о цивилизованных странах, которые существовали в эпоху Средних веков (расположение на карте, достижения науки и культуры, господствующая религия, известные исторические события)

04.04

 

55

Новое время – торжество Европы.

ОБЖ «Меры пожарной безопасности при разведении костра»

Комбинированный урок

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Текущий контроль, фронтальный опрос

 

Иметь представление о том, что Новое время (XV – начало XX века) – эпоха стремительного развития европейских стран, множества открытий и изобретений

06.04

 

56

Новейшее время – трудный шаг к единому человечеству.

Проверочная работа № 19 на тему: «Человек и прошлое человечества»

Урок

открытия

новых

знаний

Тематический контроль:

самостоятель

ная работа

Иметь представление о том, что Новейшее время (XX–XXI века) – эпоха многих научных открытий, несущих пользу всему человечеству, и одновременно эпоха мировых войн и тяжелых испытаний

11.04

 

57

Обобщение по теме «Человек и прошлое человечества».

ОБЖ «Основные виды травм у детей младшего школьного возраста.»

Урок систематизации знаний

Текущий контроль: индивидуаль

ные карточки

Знать изученный материал по теме «Человек и прошлое человечества». 

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

13.04

 

Глава 4. Человек и многоликое человечество (5 ч.)

58

Короли, президенты и граждане

                              

Урок

открытия

новых

знаний

Человек – член общества. Взаимоотношения человека
с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры

Текущий контроль, индивидуальный опрос.

 

Знать, что единое человечество состоит из граждан разных государств.

Уметь объяснять слова «я – гражданин России»; сравнивать монархические государства и республики; сравнивать демократические государства и диктатуру; приводить примеры, как может быть нарушено право человека на участие в управлении своим государством; рассказывать, как организована власть в России; доказывать, что Россия является демократической республикой

18.04

 

59

Расы и народы Земли.

НРК: Красная книга нашей республики.

Комбинированный урок

Человек – член общества. Взаимоотношения человека
с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры

Тематический контроль

Знать, что человечество состоит из разных рас и разных народов Земли.

Уметь объяснять, что такое раса; называть большие расы, которые выделяют в современном обществе

20.04

 

60

Кто во что верит.

ОБЖ «Правила обработки ран.

Перевязка ран»

Комбинированный урок

Человек – член общества. Взаимоотношения человека
с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры

Текущий контроль: индивидуальные карточки

Знать, что человечество многолико и складывается из разных рас, народов, граждан отдельных государств, верующих разных религий и атеистов.

Уметь объяснять, что называют религиозными обрядами; называть отличия между верующими людьми и атеистами

25.04

 

61

Кто во что верит.

Практическая работа №4 на тему: «Нахождение стран мира на глобусе»

Совершенствование знаний

Текущий контроль, фронтальный опрос

 

Иметь представление о мировых религиях

27.04

 

62

Обобщение по теме «Человек и многоликое человечество»

Проект «Мое человечество»

Урок систематизации знаний

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле

Текущий контроль,

парная работа.

Знать изученный материал по теме «Человек и многоликое человечество».

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

 

02.05

 

Глава 5. Человек и единое человечество (8 ч.)

63

Мировое хозяйство

ОБЖ «Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата»

Урок

открытия

новых

знаний

Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей

Текущий контроль, индивидуальный опрос.

 

Знать, что мировое хозяйство, в котором все страны обмениваются между собой природными богатствами, продуктами, вещами, объединяет человечество.

Уметь объяснять, для чего были придуманы деньги

04.05

 

64

Мировое сообщество государств.

Проверочная работа № 20 на тему: «Человек и многоликое человечество»

Урок

открытия

новых

знаний

Тематический контроль:

Самостоятель

ная работа

Иметь представление о том, что Организация Объединенных наций, в которую входят почти все государства планеты, объединяет под своим флагом все человечество.

Уметь рассказывать, для чего была создана ООН

11.05

 

65

Что человечество ценит больше всего?

НРК: Красная книга нашей республики.

Комбинированный урок

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов
на Земле. Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры

Текущий контроль: индивидуаль

ные карточки

Знать, что общечеловеческие ценности – все то, что одинаково важно для всех людей, живущих на Земле, что объединяет человечество.

Уметь называть памятники культуры родного края; называть общечеловеческие ценности

16.05

 

66

Как нам жить?

Практическая работа №5 на тему: «Решение моделей реальных ситуаций и способов защиты главных прав человека»

Комбинированный урок

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов
на Земле. Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению.

Текущий контроль, фронтальный опрос

 

Знать, что существованию современного человечества угрожают глобальные проблемы.

Уметь перечислять известные глобальные проблемы человечества; объяснять, с какими проблемами человечества связана народная пословица «Сытый голодного не разумеет»

18.05

 

67

Контрольная работа №6 на тему: «Человек и единое человечество»

Комбинированный урок

 

Тематический контроль: контрольная работа

Знать изученный материал по теме «Человечество».

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

23.05

 

68

Анализ и работа над ошибками. Обобщение по курсу «Введение

в историю»

Урок

обобщения и систематизации знаний

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов
на Земле. Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры

Текущий контроль, индивидуальный опрос.

 

Знать изученный материал по теме «Человек и единое человечество».

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

25.05

 

 

 

Контрольно измерительные материалы

Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий. Без знаний, полученных школьниками, эффективность обучения будет равна нулю. Важную роль в проведении контроля имеют тетради для проверочных и контрольных работ.

Промежуточный тест по теме «Строение организма человека» I вариант

А) Отметь номер правильного ответа в правом столбце.

А1. Выбери неверное утверждение.

 а) Нервная система управляет работой всех органов, всем организмом.

б) Нервная система управляет работой органов кровообращения.

А2. Выбери верное утверждение.

 

а) Нос – это орган обоняния.

б) Язык – это орган обоняния.

А3. Укажи часть, которая не входит в   состав уха.

а) Ушная раковина.

б) Внутреннее ухо.

в) Барабанные палочки.

г) Среднее ухо.

д) Барабанная перепонка.

е) Орган равновесия.

ж) Слуховой нерв.

А 4. Выбери верное утверждение

а) Органы дыхания обеспечивают каждую клетку организма кислородом.

б) Органы дыхания обеспечивают легкие кислородом.

А 5. Выбери ответ на вопрос.

Сколько зубов у ребенка?

а)  24 зуба

б)  32 зуба

в)  36 зубов

А 6. Выбери строку, в которой перечислены органы, которые не составляют нервную систему.

а) Нервы, головной мозг, сердце, спинной мозг

б) Нервы, головной мозг, спинной мозг

А 7. Выбери верное утверждение.

 

а) По венам кровь приходит от сердца, принося в клетки органа все необходимые вещества.

б) По венам кровь движется обратно к сердцу, унося отходы.

А 8. Выбери неверное высказывание.

 

 

а) Невосприимчивость к болезням называется иммунитетом.

б) Невосприимчивость к бактериям и вирусам называется иммунитетом.

А 9. Носовая полость, гортань, трахея, бронхи, легкие – это органы дыхания.

а) Да

б) Нет

А 10. Ответь на вопрос.

Сколько органов чувств ты знаешь?

а) 4;

б) 5;

в) 6.

Б Напиши ответ в правом столбце.

Б 1. Какую роль выполняет в организме каждая группа органов. Подпиши.

 

а) Органы чувств

 

б) Органы дыхания

 

г) Органы размножения

 

Б 2. Найди ответы на вопрос.

Как правильно питаться? Обведи кружком буквы правильных ответов.

 

а) есть побольше сладостей и булочек;

б) есть в одно и тоже время;

в) есть прямо перед сном;

г) есть теплую пищу;

д) есть разнообразную пищу.

Б 3.  Подпиши название костей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.__________________________________

2. __________________________________

3. __________________________________

4. __________________________________

5. __________________________________

6. __________________________________

7. __________________________________

8. __________________________________

9. __________________________________

10. _________________________________

 

 

Б 4. В какой последовательности пища проходит по органам пищеварения? Пронумеруй.

 

 

      желудок;

      ротовая полость;

пищевод;

глотка;

тонкий кишечник;

толстый кишечник.

 

Б 5. Ответь на вопрос. Что может защитить человека от болезней?

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

Промежуточный тест по теме «Строение организма человека» II вариант

А) Отметь номер правильного ответа в правом столбце

А1. Выбери верное утверждение.

а) Нервная система управляет работой всех органов, всем организмом.

б) Нервная система управляет работой органов кровообращения.

А 2. Выбери верное утверждение.

 

а) Кожа – это орган осязания.

б) Нос – это орган осязания.

А3. Укажи часть, которая не входит в составглаза.

 а) Роговица

б) Радужная оболочка

в) Бровь

г) Зрачок

д) Глазные мышцы

е) Глазное яблоко

ж) Сетчатка

з) Хрусталик

А 4. Выбери неверное утверждение.

а) Органы дыхания обеспечивают каждую клетку организма кислородом.

б) Органы дыхания обеспечивают легкие кислородом.

А 5. Выбери ответ на вопрос.

Сколько зубов у взрослого человека?

а)  24 зуба

б)  32 зуба

в)  36 зубов

А 6. Отметь строку, в которой перечислены органы, которые  составляют нервную систему

а) Головной мозг, спинной мозг, кровеносные сосуды, нервы.

б) Головной мозг, спинной мозг, нервы.

А 7. Выбери неверное утверждение

 

а) По артериям кровь приходит от сердца, принося в клетки органа все необходимые вещества.

б) По артериям кровь движется обратно к сердцу, унося отходы.

А 8. Выбери верное высказывание.

 

а) Невосприимчивость к болезням называется иммунитетом.

б) Невосприимчивость к бактериям и вирусам называется иммунитетом.

А 9.Рот, зубы, язык, глотка, пищевод, желудок, тонкий кишечник (печень), толстый кишечник – это органы пищеварения.

а) Да

б) Нет 

 

А 10. Ответь на вопрос.

Сколько органов чувств ты знаешь?

а) 7;

б) 6;

в) 5.

Б. Напиши ответ в правом столбце.

Б 1. Какую роль выполняет в организме каждая группа органов. Подпиши.

 

а) Органы  кровообращения

 

в) Органы выделения

 

г) Опорно-двигательная система

 

Б 2.Найди ответы на вопрос.

Как правильно питаться? Обведи кружком буквы правильных ответов.

 

а) обязательно завтракать;

б) есть много жареного, копченого, соленого, острого;

в) есть в разное время;

г) не есть перед сном;

д) не есть очень горячую пищу.

Б 3. Подпиши значение частей скелета.

Череп-________________________________

______________________________________

Плечевой пояс-_______________________ ______________________________________ ______________________________________

Грудная клетка-________________________

______________________________________

Позвоночник-__________________________

______________________________________

Тазовый пояс-_________________________

______________________________________

Скелет нижних конечностей-_____________

_____________________________________

_____________________________________

 

Б 4.В какой последовательности воздух проходит по органам дыхания? Пронумеруй.

 

 

 

       трахея;

 

        носовая полость;

 


лёгкие;    

         бронхи;

 


        гортань.

Б 5.Ответь на вопрос. Что может защитить человека от болезней?

______________________________________

_______________________________

Вводный тест по теме «Мировое хозяйство»

1.     На каком материке находятся две части света?

___________________ Евразия

2.     Какая часть света объединяет два материка?

Америка    Африка    Австралия

3.     Какой океан находится между Азией и Америкой?

Атлантический    Тихий    Индийский

4.     Какой океан находится между Азией, Африкой и Австралией?

Атлантический    Тихий    Индийский

5.     Какие расы людей происходят из каждой части света?

Европеоид         Африка

Негроид             Азия

Монголоид        Европа

6.     С чем связаны внешние различия между людьми различных рас?

с климатом

с образом жизни

с родом занятий

7.     В какой местности удобнее распахивать поля?

в лесистой местности

в безлесной местности

в горах

на равнине

8.     Где находятся самые плодородные почвы?

в лесной зоне

в степной зоне

9.     Соедини занятия древних племен и их образ жизни

Земледелие           Кочевой образ жизни

Скотоводство       Оседлый образ жизни

10. Выбери из списка те страны, которые находятся в Азии

Турция

Франция

Китай

Индия

Италия

Великобритания

Япония

Германия

 

Итоговый тест по теме «Мировое хозяйство»

1.     Закончи фразы, вписав подходящие по смыслу слова.

Все, что необходимо человеку для жизни, он создает своим __________ трудом. Предмет, на который можно обменять все товары, называется __________ деньги. Все деньги, которые появляются у человека в результате его деятельности, называются ___________ доходом.

2.     Установи последовательность.

Доход, труд, собственность. (труд - доход - собственность)

3.     Выбери свойства, которыми должны обладать деньги для удобства использования.

·         должны свободно размениваться

·         должны быть компактными

·         должны быстро изнашиваться

·         не должны быть тяжелыми

·         должны быть признаны всеми

·         должны легко подделываться

4.     Выбери верное утверждение.

·         Первыми деньгами у наших предков служили скот или шкуры животных, чаще всего, белки, соболя, куницы.

·         Первые деньги на Руси – это металлические бруски, кольца, лопаты, топорики и даже бронзовые диски в виде шкур животных.

5.     На свои доходы человек может приобретать все необходимые вещи для себя и своей семьи. Таким образом он использует…

·         …право на труд

·         …право на образование

·         …право на собственность

6.     Установите соответствие между страной и характерным производством.

Россия           машиностроение

Латвия          сельское хозяйство

Германия      рыбный промысел

Китай            добыча газа

Россия - добыча газа

Латвия - рыбный промысел

Германия - машиностроение

Китай - сельское хозяйство

7.     Выбери верное утверждение.

·         Граждане любого государства могут пользоваться продуктами, произведенными только в своей стране.

·         Существует мировое хозяйство, в котором все страны обмениваются между собой продуктами, вещами. И это объединяет все человечество.

8.     Что такое БАРТЕР?

·         Прямой обмен товарами и услугами без использования денег.

·         Денежная единица.

9.     Отметь верные предложения.

·         Страны обмениваются товарами.

·         Страны не продают излишки своих товаров соседям.

·         Страны покупают то, чего у них не хватает, у других государств.

10.     Одной из важнейшей составляющей современного мирового хозяйства является транспорт. Выбери вид транспорта, наиболее удобный для перевозки свежих фруктов.

·         поезд

·         автомобиль

·         самолет

Итоговый тест по разделу «Человек» «Окружающий мир. Человек и человечество»

1.     Что относится к врожденным признакам человека

- ноги                                      - умение управлять автомобилем

- умение плавать           - цвет глаз

2.     Добавь пропущенные слова

Каждый человек, живущий в обществе, становится ____________, с неповторимыми особенностями ______________________мира.

3.     Подчеркни положительные черты характера

- доброта                       - хитрость           - честность                    - аккуратность

- смелость                     - жестокость                 - злость                         - оптимизм

- жадность                    - эгоизм

 

4.     Вставь пропущенное слова

Неповторимое сочетание особенностей личности называется _____________________________. Нельзя оценивать человека по внешности. Только в общении мы можем узнать _________________________мир другого человека, познакомиться с чертами его________________________.

5.     Подчеркни правильный ответ.

- Общество состоит из людей, которые имеют общие интересы.

- Люди, входящие в общество, действуют каждый сам по себе, ничем друг с другом не связаны.

6.     Какие из поступков соответствуют золотому правилу нравственности (подчеркни)

- Мальчик списывает домашнюю работу у девочки.

- Мальчик помог перейти дорогу женщине с коляской.

- Ученик едет в автобусе без билета.

- Сестра играет с младшим братом.

7.     Запиши «Золотое правило нравственности» ___________________________________________________________________________________

8.     Как называется главный документ, защищающий права человека?
          - Всеобщая Декларация прав человека;

-  Красная книга;

-  Конституция России.

9.     Какие права имеет каждый человек?

- право на образование;

- право на бесплатный проезд в общественном транспорте;

-  право на достойную жизнь;

- право на труд.

10.  Какие обязанности имеет граждан России

- платить налоги

- убирать постель

- охранять природу

- ходить в магазин

- защищать Отечество и нести военную службу

- родители обязаны заботиться о детях, а дети о нетрудоспособных родителях

Какие обязанности сейчас у вас? ________________________________________________________________________

 

 

Литература

Методические пособия для учителя:

1. Данилов, Д. Д. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и человечество»): методические рекомендации для учителя / Д. Д. Данилов, Е. В. Сизова, С. С. Кузнецова. – М.: Баласс, 2010.

2. Родыгина, О. А. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и природа»): методические рекомендации для учителя / О. А. Родыгина, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. – М.: Баласс, 2010.

Дополнительная литература для учителя:

1.                 Курапова, И. И. Мои первые опыты: учебное пособие к курсу «Окружающий мир» для 3–4 классов / И. И. Курапова; под ред. А. А. Вахрушева. – М.: Баласс, 2011.

2.                 Дмитриева О. И. Поурочные  разработки по предмету «Окружающий мир»: 4 класс. – М.: ВАКО, 2011.

Дополнительная литература для обучающихся:

1.                 Каткова Е. Г. Окружающий мир. Итоговая аттестация за курс начальной школы. Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2015

Учебно-методическое обеспечение:

1.                 Наглядно-демонстрационные пособия.

Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и  культуры человеческого общества. В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:

1) натуральные живые пособия – комнатные растения;

2) гербарии;

3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

4) изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;

5) географические и исторические карты;

6) предметы, представляющие  быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

Курс «Окружающий мир» предусматривает проведение значительного числа лабораторных и практических работ, моделирующих явления природного и социального мира. Исходя из этого, второе важное  требование к оснащённости образовательного процесса в начальной школе при изучении окружающего мира состоит в том, что среди средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал.

2.     Информационно-коммуникативные средства и электронно-звуковые пособия.

ü    Аудиозаписи

ü    Видеофильмы

ü    Слайды

ü    Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы (в том числе электронные учебники, интерактивные плакаты, мультимедийные тренинговые, контролирующие программы, игровые компьютерные программы)

ü    Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://www.school-collection.edu.ru/

ü    Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия http://www. http://nachalka.info/class4/

ü    Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями «Окружающий мир. 1-4 классы», ООО «Издательство «Экзамен», ООО «Экзамен-Медиа»

3.     Технические средства обучения.

Средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций:

ü    компьютер,

ü    медиапроектор, 

ü    интерактивная доска.

ü    Интерактивная система мониторинга качества образования Votum

4.     Учебно-практическое оборудование.

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и карт.




 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 р

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 р

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся по учебному предмету «Окружающий мир» для 4 а класса составлена на основе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся по учебному предмету «Окружающий мир» для 4 а класса составлена на основе

Сведения об учебно-методическом комплексе, на основе которого ведется преподавание учебного предмета «Окружающий мир» в 4 классе

Сведения об учебно-методическом комплексе, на основе которого ведется преподавание учебного предмета «Окружающий мир» в 4 классе

Регулятивные УУД: · самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; · совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; · составлять план решения проблемы (задачи)…

Регулятивные УУД: · самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; · совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; · составлять план решения проблемы (задачи)…

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять…

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять…

Земле в одно человечество.

Земле в одно человечество.

Календарно - тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся № урока

Календарно - тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся № урока

Как человек двигается. Практическая работа №1 «Составление режима дня»

Как человек двигается. Практическая работа №1 «Составление режима дня»

Создание макета выделитель ной системы»

Создание макета выделитель ной системы»

Общее представление о строении тела человека

Общее представление о строении тела человека

Окна в окружающий мир. Проверочная работа №5 на тему: «Нервная система»

Окна в окружающий мир. Проверочная работа №5 на тему: «Нервная система»

Уметь сравнивать строение тела женщины и мужчины; называть отличия семьи человека и семьи животных; рассказывать, чем отличается роль женщины от роли мужчины в семье 13

Уметь сравнивать строение тела женщины и мужчины; называть отличия семьи человека и семьи животных; рассказывать, чем отличается роль женщины от роли мужчины в семье 13

Текущий контроль: устный опрос

Текущий контроль: устный опрос

Строение и происхожде ние человека»

Строение и происхожде ние человека»

На службе у человека. Проверочная работа №9 на тему: «Рукотворная жизнь»

На службе у человека. Проверочная работа №9 на тему: «Рукотворная жизнь»

Как человек использует свойства воды

Как человек использует свойства воды

Свойства воздуха». Урок изучения нового материала

Свойства воздуха». Урок изучения нового материала

Проверочная работа №14 на тему: «Металлы»

Проверочная работа №14 на тему: «Металлы»

Тематический контроль: самостоятельная работа

Тематический контроль: самостоятельная работа

Человек и природа» Контроль знаний

Человек и природа» Контроль знаний

ЧАСТЬ 2 «ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО»

ЧАСТЬ 2 «ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО»

Комбинированный урок Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Комбинированный урок Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Человек и его внутренний мир»

Человек и его внутренний мир»

ОБЖ «Основные правила поведения на воде»

ОБЖ «Основные правила поведения на воде»

НРК: Человек и общество, в котором он живет

НРК: Человек и общество, в котором он живет

Раздел 2. Человечество (21 ч.)

Раздел 2. Человечество (21 ч.)

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

Человек и прошлое человечества»

Человек и прошлое человечества»

Человек – создатель и носитель культуры

Человек – создатель и носитель культуры

Урок открытия новых знаний

Урок открытия новых знаний

Решение моделей реальных ситуаций и способов защиты главных прав человека»

Решение моделей реальных ситуаций и способов защиты главных прав человека»

Контрольно – измерительные материалы

Контрольно – измерительные материалы

По венам кровь приходит от сердца, принося в клетки органа все необходимые вещества

По венам кровь приходит от сердца, принося в клетки органа все необходимые вещества

Б 3. Подпиши название костей

Б 3. Подпиши название костей

Промежуточный тест по теме «Строение организма человека»

Промежуточный тест по теме «Строение организма человека»

По артериям кровь движется обратно к сердцу, унося отходы

По артериям кровь движется обратно к сердцу, унося отходы

Б 3. Подпиши значение частей скелета

Б 3. Подпиши значение частей скелета

Америка Африка Австралия 1

Америка Африка Австралия 1

Великобритания Япония Германия

Великобритания Япония Германия

Германия рыбный промысел

Германия рыбный промысел

Вставь пропущенное слова Неповторимое сочетание особенностей личности называется _____________________________

Вставь пропущенное слова Неповторимое сочетание особенностей личности называется _____________________________

Отечество и нести военную службу - родители обязаны заботиться о детях, а дети о нетрудоспособных родителях

Отечество и нести военную службу - родители обязаны заботиться о детях, а дети о нетрудоспособных родителях

Курс «Окружающий мир» предусматривает проведение значительного числа лабораторных и практических работ, моделирующих явления природного и социального мира

Курс «Окружающий мир» предусматривает проведение значительного числа лабораторных и практических работ, моделирующих явления природного и социального мира
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017