Предмет: Познание мира
Дата:
Тема урока |
Охрана воздуха |
|
Цель урока |
Привлечь внимание к вопросам сохранения окружающего мира, научить выделять причины загрязнения атмосферы, воспитывать личностные качества, самостоятельность, умение работать в группе, умение отстаивать свою точку зрения. |
|
Результаты обучения для учащихся |
Научатся выделять причины загрязнения воздуха, найдут пути решения данной проблемы Смогут проанализировать сложившуюся ситуацию в окружающей среде Научатся быть самостоятельными, покажут умение работать в команде (группе) С помощью заданий смогут осознать значение человека в природе, свое отношение к окружающей среде. |
|
Основные идеи Программы отработанные на занятии |
Организация деятельности по вовлечению учащихся в процесс обучения через решение проблемных ситуации, стратегии критического мышления (составление кластера), через групповую и парную работу на уроке, ОО и ОдО, работа с ТиО, ИКТ. |
|
Ресурсы |
Учебник, листы А3, фломастеры, листы для самооценивания, «Светофор», стикеры, ромашка с лепестками. |
|
Содержание урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Орг. Момент 2 мин |
Приветствие учащихся -«Здравствуйте!» - таким словом мы обычно приветствуем всех. А какие ещё слова приветствия вы можете вспомнить?
Прежде чем приступить к работе, хочу обратить ваше внимание на листы, которые лежат возле каждого из вас. Это оценочный лист вашей работы на уроке. Вы должны к концу урока будете оценить свою работу по 5-ти балльной шкале. Ф.И.ученика _______________ |
Учащиеся называют слова приветствия Отвечают, подбирают слова, обозначающие
приветствие: Здравствуйте!
Знакомство с оценочными листами. |
Актуализация знаний учащихся
10 мин. |
-Итак, мы начинаем. Кроме Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов есть на свете ещё один – самый большой из всех океанов, и вы, каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, « купаетесь» в нём.И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, даже трамваи с троллейбусами день и ночь « купаются» в этом океане. Догадались что это за океан? Нет? Тогда я вам подскажу: океан это не солёный, не пресный и к тому же без берегов и без воды. Словно огромные серебристые рыбы, проплывают по его просторам самолёты. Теперь-то вы наверняка поняли. Ну, конечно, речь идёт о самом большом – о голубом воздушном океане. Четыре водяных океана широко – широко разлились по земле, а пятый воздушный – над землёй. Получается, что поверхность планеты – его дно. - Мы уже многое знаем о воздухе, а вот конкретно что, вы сейчас ответите. Работаем в группах, каждая группа со своим заданием. 1гр. Значение воздуха(для человека, растений,животных) 2гр. Свойства воздуха. 3гр. Состав воздуха. 4гр. Воздушная оболочка и её значение. - На работу в группе 3 мин. -Презентация работ. -Молодцы, все эти знания вам понадобятся в старших классах на уроках физики, химии, биологии. |
Ответы учащихся.
Работа в группах. |
Определение темы, цели и задач урока
1 мин |
Закройте на минутку глаза и представьте себя в сосновом бору. Вы идете по нежной и чуть влажной траве. Вам легко и свободно дышится. Хочется вдыхать и вдыхать этот свежий и чистый воздух. Посидим в тишине в лесу минутку, подышим чистым и свежим воздухом. Откроем глаза. -Понравилось ли вам в лесу? Почему? -Почему в лесу так свободно и легко дышится? -Что значит ЧИСТЫЙ воздух? -А в городе, у нас в поселке какой воздух? -Вот сегодня нам и предстоит узнать причины загрязнения воздуха и способы его охраны.
|
Ответы учащихся.
-В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа |
Изучение нового материала (ИКТ)
7 мин.
|
Просмотр слайдов, с комментированием. -Загрязнение атмосферы - это привнесение в атмосферу или образование в ней физико-химических соединений, веществ, вызванных, как природными, так и искусственными (человеческими) факторами. Естественными источниками загрязнений атмосферного воздуха служат, прежде всего -вулканические выбросы, -лесные и степные пожары, -пыльные бури, морские штормы и тайфуны. Эти факторы не оказывают отрицательное воздействие на природные экосистемы. Природа сама справляется, очищает себя от этих естественных загрязнений. -А сейчас вам нужно будет поработать в группах и выяснить, какие же искусственные источники загрязнения атмосферы существуют, и написать их на лепестках ромашки. Вам поможет ваш жизненный опыт и стр. 67 учебника «Познание мира»
-Выступление групп.
- К чему может привести загрязнение атмосферы? Парниковый эффект. В результате всемирной индустриализации за последние 200 лет нарушился газовый баланс атмосферы. В атмосфере увеличилось содержание «парниковых газов» / метан и оксид азота/, которые задерживают слишком большое количество тепла в атмосфере, что приводит к потеплению климата на планете. По оценкам ученых, более миллиарда людей дышат сегодня воздухом, сильно зараженным газами. В основном речь идет об угарном газе и сернистом ангидриде. Это стало причиной резкого увеличения количества заболеваний грудной клетки и легких, особенно среди детей и пожилых людей. Тревогу вызывает и возросшее количество людей, страдающих от рака кожи. Это результат воздействия ультрафиолетовых лучей, проникающих через разрушенный озоновый слой. Озоновый слой в стратосфере защищает нас путем поглощения ультрафиолетовых солнечных лучей. Широкое применение во всем мире хлор- и фторсодержащих углеводородов (ХФУ), используемых в аэрозольных баллончиках и холодильниках, а также во многих видах бытовой химии, привело к тому, что по мере подъёма вверх эти газы распадаются и образуют хлор, который, в свою очередь, разрушает озон. Исследователи Антарктиды впервые сообщили об этом явлении в 1985 году, когда над частью южного полушария образовалась дыра в озоновом слое. В 1995 году ученые сообщили тревожную весть о появлении озоновой дыры над Арктикой и частью Северной Европы. Кислотные дожди. Кислотный дождь образуется в результате реакции промышленных загрязняющих веществ с водяными парами в атмосфере. В местах выпадения кислотных дождей погибают растения и животные.
-Подумайте и скажите, что нужно сделать, чтобы наш цветок не завял? |
Работают в группах, причины загрязнения воздуха и способы его защиты.
Работают в группах
Сообщение учащихся ТиО |
Закрепление
5 мин. |
Работаем в группах. -Каждая группа будет работать со своим источником загрязнения, и должна создать свой проект охраны воздуха от конкретного загрязнения и представить его нам. 1гр. Заводы и фабрики 2гр. Транспорт 3гр. Отопление жилищ. 4 гр сжигание листвы и мусора. Презентация работ. Действительно, сегодня перед человечеством стоит большая проблема – сохранить чистоту воздуха, защитить атмосферу от загрязнений, которые ухудшают качество жизни людей. Каждая страна выбирает свои способы решения данной проблемы. В одних странах увеличивают площадь лесных насаждений, в других – предприниматели используют безотходное производство, а в третьих – люди по собственной воле пересаживаются на велосипеды. Так как же нам защитить воздух? -А как мы дети можем помочь, чтобы воздух оставался чистым? -А вот какие растения нужно сажать в городах и поселках, вы сейчас узнаете решив экологические задачки. -У каждой группы своя задача. 1 группа. Небольшой хвойный лес отфильтровывает за год 35 т пыли, а такой же лиственный лес – 70 т. Во сколько раз меньше пыли отфильтровывает за год хвойный лес, чем лиственный? Какие деревья лучше сажать в городе? (в 2 раза. Лучше сажать лиственные деревья) 2 группа. Один вяз за сезон (с мая по сентябрь) усваивает из воздуха 120 г. сернистого газа. Вяз живёт 400 лет. Сколько сернистого газа уничтожает вяз за свою жизнь? (48 000г=48кг) 3 группа. Дубовая роща выделяет в год 830 кг. кислорода, а такая же сосновая роща - 540 кг. На сколько больше кислорода выделяет дубовая роща, чем сосновая? (на 290кг больше) 4 группа. Одно дерево тополя поглощает за пять месяцев (с мая по сентябрь) около 44 кг углекислого газа. Одно дерево дуба за это же время поглощает 28 кг углекислого газа. На сколько кг углекислого газа больше поглощает тополь, чем дуб? ГОСТИ 1. На семью из трех человек в сутки требуется 51 кг. чистого воздуха. Сколько кг. воздуха потребуется на наш класс? ( 51:3х 20=340кг воздуха) 2.Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо для одного человека. В городе из - за поступления выхлопных газов в атмосферу выделение кислорода снижается в 10 раз. Сколько должно быть деревьев, чтобы обеспечить кислородом поселок Глубокое, в котором проживает 9 000 человек? ( 90 000 больших деревьев) -Сделайте вывод, какие же деревья лучше всего сажать в городах, крупных поселках? (лиственные, вязы, дубы, тополя) те у которых большая листовая пластинка. -К сожалению, с зелёными насаждениями города часто бывают проблемы: выбирают не те породы деревьев, которые требуются для города.
|
Работа в группах.
Решение экологических задач. |
Рефлексия |
-А сейчас оцените значимость нашего урока для себя «Светофор» Красный- тема значима для меня. Зеленый - можно и не обращать на это внимание Желтый- урок прошел в пустую. |
Оценивают значимость урока. |
Домашнее задание |
Домашнее задание вы можете выбрать по своему желанию: -Пересказ с.66-68 -Нарисовать мини-плакат «Охрана воздуха» -Предложите меры по охране воздушного бассейна нашего поселка. |
Запись дом.задания. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.