Рабочие программы
Оценка 4.8

Рабочие программы

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
история +1
5 кл—7 кл
03.03.2018
Рабочие программы
Публикация является частью публикации:
программа по внеурочной деят 5 кл.doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе на 2016­2017 учебный год.                   Внеурочная программа «Казачок» разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»,  Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации  №1756­р от 29.12.2001), Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования  Российской Федерации №1089 от 05.03.2004 ), Законом Ростовской области «Об образовании», учебным планом Ростовской области для  образовательных учреждений, реализующих программы общего образования (утвержден приказом Министерства общего и  профессионального образования Ростовской области №1271 от 02.06.2004). Актуальность  программы   обусловлена   тем,   что   в   настоящее   время   в   России   стремительно   теряется   бережно   сохраняемое предшествующими   поколениями   культурное   наследие   своего   народа,   разрушаются   его   основы   и,   прежде   всего,   национальное самосознание, как осознание своей национальной принадлежности. Поэтому чрезвычайно важно вернуть отраженные в народной культуре человеческие ценности. Для этого необходимо знакомство детей с национальными традициями своего народа. Решение обозначенной проблемы видится в разработке дополнительных образовательных программ соответствующей направленности, учитывающих культурные и национальные особенности донского региона. Патриотическое воспитание в настоящее время рассматривается как одно из главных направлений работы образовательных учреждений  всех типов и уровней, особенно средней школы. Это не случайно, поскольку дети и молодежь составляют основную объектную базу патриотического воспитания, а школа – ведущее учреждение, где закладываются основы гражданско­патриотического становления  подрастающего поколения – будущего нашей страны. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации указывается, что  отечественное образование призвано обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие  национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Содержание  предлагаемой программы предполагает органически дополнить содержание базовой программы «казачьим компонентом»: рассмотреть  вопросы зарождения и развития казачества, показать место и роль казаков в политической истории, отразить основные направления  становления казачества России в настоящее время. Патриотическое воспитание в сельской школе имеет свои особенности: глубокое  уважение к Отчизне, понимание ее истории формируется через познание малой Родины, через изучение истории родного села, традиций и  обычаев. Общая характеристика учебных курса. Главное назначение курса « Казачок» – патриотическое воспитание школьников, приобщение их к традиционной культуре, формирование у школьников осознанного представления о сложных исторических, социальных процессах казачества, пробуждение у них чувства патриотизма  и гордости, ответственности за судьбы Отечества и края, интересов к современным проблемам казачества. Для достижения заявленной цели курс ставит следующие задачи: ­ обеспечение учащихся историческими знаниями о возникновении, становлении и развитии казачества России как особого сословия, о месте и роли казачества в военно­политической истории страны; ­ ознакомление с образом жизни, бытом, культурой казаков, с историей казачьей формы, оружия, чинов, наград и символов; ­ пробуждение интереса к истории и культуре своего народа, своего края; ­ воспитание уважительного и бережного отношения к историческому и культурному наследию; ­ воспитание патриотизма как важнейшего качества гражданина России во все времена, любви к Большой и Малой Родине; Курс  дает общее представление о казачестве и в значительной мере посвящена изучению традиций, обычаев, особенностей материальной  культуры казаков. При отборе фактов и событий основным критерием являлась их значимость в истории казачества и России.  Место учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в учебном плане.  Курс   составлен   на   35   часов   учебного   времени   из   расчета   1   раз   в   неделю.   УМК:   История   донского   казачества.   Учебное   пособие. Издательство   Ростовского   университета.   Ростов­на­Дону.   2001г.,   История   казачества   России:   Учебное   пособие.   –   Ростов_на­Дону: Терра,2005.   –   208с.,   Казачий   Дон:   очерки   истории   и   культуры   /В.П.Водолацкий,   А.П.Скорик,   Р.Г.Тикиджьян.   ­   –   Ростов­на­   Дону: Терра,2005. – 448с., Мовчан, А,С. Казаки ( быт и традиции)…­ Ростов н/Д.:Гефест, 2004. – 160с., Рыжакова, Н.В. Донские казаки в войнах России начала 20века. – Ростов н/Д.: Изд­во Рост. Ун­та, 2003. – 320с., Шумов, В.В. Донская станица в старину. Краеведческие очерки. – Ростов н/ Д.: КСС,2005. – 160с.                                                                          Планируемые результаты . В результате изучения истории казачества учащийся должен знать/понимать: ­основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность казачества; ­особенности исторического пути казачества, ее роль в истории России; ­ роль православия в жизни казаков; ­особенности казачьей культуры и образа жизни; ­взаимосвязь казачьей культуры с культурой Донского края и культурой русского народа. уметь: ­проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; ­устанавливать причинно­следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; ­представлять результаты изучения материала в формах проекта; ­использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения собственной позиции по  отношению к явлениям современной жизни; ­осознавать себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина  России. Содержание  курса. Вводное занятие.  Знакомство учащихся с программой, связь учебной дисциплины с предметом «Основы православной культуры. Географическое положение территории области Войска Донского и его границы.  Раздел 1. История освоения и заселения Дона.  Дон в 11­15 веках. Появление казачьих городков на Дону. Образование Войска Донского. Раздел 2. Традиционная культура донских казаков.  Обычаи и обряды донских казаков. Народные праздники и казачья культура. Истоки народной демократии донского казачества. Казачьи вольности и войсковое управление. Станичное и хуторское управление. Законодательная, исполнительная и судебная власть на Дону. Раздел 3. История моей казачьей семьи.  Понятие «казачья семья». Члены моей семьи. Обязанности и увлечения членов семьи. Предки­ казаки.   Семейный   фотоальбом.   Нравственные   ценности   семьи.   Семейные   традиции.   Распределение   обязанностей   в   семье.   Особенности семейного воспитания мальчиков и девочек. Подготовка к семейной жизни. Свадебный обряд. Раздел 4. Труд и быт казаков на Дону.  Понятие «семейный быт». Быт   казачьей семьи. Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков. Обустройство жилища, домашняя утварь. Одежда. Донская кухня. Конь ­ верный друг казака. Раздел 5. Православие и казачество.  Православная вера ­ основа казачьей семьи. Почитание родителей и стариков. Празднование Рождества Христова и Пасхи в казачьей семье. Православие в жизни донского казачества. Православное воспитание казачьей молодежи. Церкви, храмы и монастыри на территории Области Войска Донского. Особенности архитектуры храмов. Часовни на памятных местах. Переходящие и непереходящие церковные праздники донских казаков. Престольные праздники станиц и хуторов. Дни поминовения святых. Военные и бытовые молитвы. Повседневные молитвы. Молитвы казаков, посвящаемые своим святым покровителям. Раздел 6. Казак — защитник Отечества. Казак. Донское  казачье войско. Атаман. Казачья честь. Регалии. Нравственные качества ­ основа патриотизма  казака. Юные казаки ­ будущие защитники родной земли. Казачья честь. Военные действия на территории Дона. Донские казаки в сражениях и битвах Великой Отечественной войны. Казаки – Герои Советского Союза. Трудовой фронт на Дону и его помощь фронту военному. Раздел 7. Особенности речи и языка донского казачества.  Деление русского языка на говоры. Языковые нормы и диалект. Диалектические особенности речи донского казачества. «Аканье» и «яканье» в речи жителей юга России. Самостоятельная работа учащихся по объяснению значения диалектных слов донского казачества на примере речи жителей хутора Горбатова. Общие темы.  Календарно ­тематический план программы. № п/п Наименование   разделов,   тема занятия 1. Раздел 1 2   С   чего Вводное   занятие. начинается Родина. История освоения и заселения Дона.  9ч. Донской край – мой край. Колич ество часов 1 1 Дата проведения план факт Форма занятия Виды деятельности учащихся 1.09 08.09 15.09 22.09 29.09 06.10 Урок­беседа Урок­рассказ Урок­лекция Урок­беседа Познавательная беседа ,  просмотр презентации Рассказ ,демонстрация  слайдов,чтение  информационных текстов,  просмотр видео –экспозиции  « История родного края» Работа с историческими  документами, историческими  текстами Просмотр презентации,  работа с историческими  источниками 3­4 Первые поселения на Дону. 2 5­6 Тайны Донской земли (курганы) 2 7­8 Кто такие казаки? 9­10 Первые казачьи городки. 2 2 13.10 20.10 27.10 10.11 Раздел 2 11­12 Традиционная культура донских казаков. 10ч. Традиции казаков. 2 17.11 24.11 13­14 Жилище казаков. 15­16 Посуда. 2 2 01.12 08.12 15.12 22.12 Урок­рассказ Урок –лекция  Урок­рассказ Урок­викторина Урок­рассказ Урок­творческая работа  Урок –рассказ Урок­творческая работа  Беседа, демонстрация  презентации , чтение  исторического документа Лекция с элементами беседы,  просмотр презентации  Беседа, демонстрация  слайдов , составление  календаря казачьих  праздников, «День матери –  казачки» Работа по группам­командам  в викторине «Обычаи донских казаков». Просмотр слайдов  ,фотографий, конкурс  рисунков  жилища казаков  «Казачий курень».  Просмотр слайдов  ,фотографий, знакомство с   предметами  старины,  столовыми предметами  казаков, конкурс рисунков   жилища казаков « Посуда  казаков», поделок из  пластилина. 17­18 Одежда. 19 20 Декоративно­прикладное искусство у донских казаков. Устное   народное   творчество донских казаков. Раз дел 3 21­22 История моей казачьей семьи. 4ч. Казачьи семьи. Родословная. 23­24 Имена и фамилии. 2 1 1 2 2 29.12 12.01 19.01 26.01 02.02 09.02 16.02 02.03 Урок­беседа  Урок­поход в библиотеку Беседа, демонстрация  презентации , чтение  исторического документов,  просмотр иллюстраций. Участие в беседе:  « Национальный костюм  Донкого казака». Урок­виртуальная экскурсия Просмотр видео­фильма о Урок­конкурс  Урок­беседа Урок­работа над проектом Урок­беседа  « Выставке народного  творчества на Донской земле  в областном доме народного  творчества. Конкурс знатоков пословиц и  поговорок, песен,  оформление буклета «Устное  народное творчество  казачества». Беседа на тему : «Семейный  уклад, воспитание в казачьей  семье.» Работа над  исследовательским проектом: «Моя родословная». Беседа на тему: «История  имен и казачьих  фамилий». Урок­работа над проектом Работа над Раздел 4 25­26 Труд и быт казаков на Дону. 2ч Казаки   в   труде.   Быт   казачьих семей. Раз дел 5 27­28 Православие и казачество. 2ч. Вероисповедание казаков. Православные   традиции   в казачьих семьях.   Раз дел 6 29­30 Казак – защитник Отечества. 2ч. Казак –патриот. 2 2 2 09.03 16.03 23.03 06.04 13.04 20.04 Урок – беседа Урок­экскурсия в районный  исторический музей исследовательским проектом: «Что означает мое имя и  фамилия». Беседа на тему : «Быт  казаков»,презентация на тему: «Виды труда женщин и  мужчин на Дону». Посещение экспозиции  « Предметы быта » в  районном музее. Урок –лекция  Урок – поход в храм Лекция на тему :  «Православные традиции на  Дону» Посещение сельской церкви  ,беседа с настоятелем храма Урок­мужества Урок­встреча Беседа о казаках­героях  ,чтение исторических  документов, просмотр  фотографий. Беседа с представителями  местного казачества : « О  вкладе наших  земляков в  сохранение Российского  историко­культурного Раз дел 7 31 32­33 34 35 Особенности речи и языка донского казачества 1ч. Особенности донского говора. 27.04 1 Основные   памятные   даты   и события   из   истории   Донского края. краеведческого   Посещение музея. Викторина «Проверь себя» 2 1 1 04.05 11.05 18.05 25.05 урок­поиск Урок­информация  Урок – проект  Урок­ экскурсия  Урок­викторина наследия.» Беседа об особенностях  донского говора.  Исследовательская работа по  группам на тему: «Местные  диалекты». Информационная презентация на   тему   :   «История   Дона   в датах и событиях » Составление исторических донской земли. Поход в краеведческий музей нашего района  Конкурс знаний , умений,  решение кроссвордов,  творческих заданий. календаря событий Дата внесения изменений содержание Подпись лица внесшего изменения  Лист дополнений и изменений к рабочей программе

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2018