В данной работе представлены рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, технологии, изобразительному искусству, музыке для 1 класса, предназначенные для работы с УМК "Школа России". Материал будет полезен учителям работающим в 1 классе по программе "Школа России".
1Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Малиновская средняя общеобразовательная школа Завьяловского района» имени
Комитет по образованию Администрации Завьяловского района
Героя России Виталия Вольфа
Принято Согласовано Утверждаю
МК Зам. директора по УВР Директор школы
Протокол от «___»___________2017 г. ___________/Павлюк И.И. / ___________/Зайцева Л.Б./
№ ___________ Приказ от «_____»_________2017 г.
_________/ Белоусова Е.Н./ № _____________
Рабочая программа
учебного предмета (курса) русский язык
Образовательная область филология
1 класс
1 ступень
Срок реализации 20172018 учебный год
Авторсоставитель:
учитель начальных классов
Кобзева Евгения Александровна
первая квалификационная категория
2п. Малиновский, 2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ
гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно
нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.
Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения,
интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его
людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной
только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития,
обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 1 класса составлена на основе Федерального компонента стандарта начального общего
образования по русскому языку. Примерной программы начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений
с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений «Русский язык 14 классы» (авторы В.Г. Горецкий, В.П.
Канакина; учебнометодический комплект «Школа России»).
Цели и задачи курса:
Цель программы:
познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе
знаковосимволического восприятия и логического мышления учащихся;
социокультурная цель изучение русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие
устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как
показателя общей культуры человека.
Задачи:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и
условиями общения;
освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические
высказывания и письменные тексты описания и текстыповествования небольшого объёма;
воспитание у учеников позитивного эмоциональноценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к
3сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою
речь.
Приоритетные формы и методы работы с обучающимися:
индивидуальная, индивидуальногрупповая, фронтальная, работа в парах;
методы: репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский, наглядный, практический, метод проблемного обучения(проблемное
изложение, частичнопоисковые или эвристические, исследовательские)
Формы контроля:
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;
Текущий:
прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его
построения;
контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или
выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
тестирование;
творческие работы учащихся;
проверочные работы
контрольная работа:
Комплексная работа по итогам обучения
Виды контроля:
Текущий: индивидуальный опрос, фронтальный опрос;
Тематический: проверочная работа, тестирование, диктант, творческая работа (проект)
Итоговый: проверочная работа, контрольное списывание, тестирование, диктант.
Срок реализации программы – 1 год.
Структура рабочей программы:
пояснительная записка;
общая характеристика учебного предмета
описание места учебного предмета, курса в учебном плане
описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
4
содержание учебного курса
тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
учебнометодическое и материальнотехническое обеспечение образовательного процесса.
планируемые результаты изучения учебного предмета
Общая характеристика курса:
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
– формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как
основе национального самосознания;
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
развитие коммуникативных умений;
развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой деятельности.
–
–
–
–
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями
общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике,
графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять
несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоциональноценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его
уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ
элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического
слуха, осуществление грамматикоорфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на
уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи.
Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного
(основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание
мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению
начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача – приобщение к
учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
5Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных
коммуникативноречевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У
первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять
последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с
использованием схеммоделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа,
ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о
гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети
усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом
букв.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных
звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков.
Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники
осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами
и слогамислияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений,
небольших текстов.
Послебукварный (заключительный) – повторительнообобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется
постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы
сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом
(словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение
элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативноречевых умений и навыков, с развитием
творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по
подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика
(морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе.
Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает
постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития
речи.
6Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре
русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного
языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач
общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и
основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации,
языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях,
задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование
всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся
адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические
устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает
внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений,
взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической,
лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в
системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической
формы букв осуществляется на основе формирования символикомоделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение
языком – его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием
синтаксических структур – формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают
формирование и развитие коммуникативноречевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых
умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию
текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текстповествование, текстописание, текстрассуждение) и жанра с
учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на
развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений
в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются
грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
7Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о
лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в
выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению
умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию
необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетикографических представлений о звуках и буквах русского языка.
Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения,
чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических,
синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются
интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего
формирования общеучебных, логических и познавательных (символикомоделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий.
Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить
орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой
грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к
изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования,
систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении
языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского
языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться
лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст,
рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную
информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие
сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный
познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия
для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками,
умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Место учебного предмета:
8На изучение русского языка в 1 классе выделяется 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 92 ч (23 учебные недели) отводится
урокам обучения письму в период обучения грамоте и 40 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.
Содержание курса
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации,
содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи.
Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь
внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание,
повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие,
прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации,
заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и
обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.1
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание,
письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного
текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе
впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента
видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в
слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей
различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль
ударения.
1 Курсивом обозначен материал для ознакомления. Он не является обязательным для усвоения и не выносится в
требования, предъявляемые к учащимся.
9Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы
гласных как показатель твёрдостимягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости
предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и
чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний,
предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и
выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как
средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие
умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных
прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм.
Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их
произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении.
Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших
рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе
опорных слов.
Систематический курс
10Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков.
Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдостимягкости согласных звуков. Различение
звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкостиглухости согласных звуков. Определение
качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный —
непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков.
Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение,
произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический
анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме
разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в
словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных
знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями,
справочниками, каталогами.
Лексика2. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение
значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных
словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их
использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных
форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.
Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса ся), основы.
Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов
помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне.
Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по
вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
2 Изучается во всех разделах курса.
11Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма
имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя
существительное.
Определение принадлежности имён
существительных к 1, 2, 3му склонению.
Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён
существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме
прилагательных на ий, ья, ов, ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная
форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения
1, 2, 3го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых
числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и
что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в
настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение
глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи.
Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён
существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании
главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные
и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных
членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными
членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование
интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
12Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в
зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквыорфограммы гласных и
согласных звуков в корне слова
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочекзамочка).
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на мя, ий, ье, ия, ов, ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
13• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения.
Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами
речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с
просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с
использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно
составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности
письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и
выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинениеповествование, сочинениеописание, сочинениерассуждение.
Основным видом организации учебного процесса является урок. Формы организации урока: фронтальная работа, индивидуальная
работа, работа в парах.
Для отслеживания результатов освоения курса «Обучение грамоте» предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития первоклассников
Текущий:
прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения
пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия
рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его
построения
контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или
выполненных операций с образцом
14Итоговый контроль в формах
тестирование
практические работы
контрольная работа
Оценка усвоения знаний осуществляется через выполнение школьником заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и
проверочных работах.
По русскому языку:
Наша речь (2 ч)
Язык и речь. Виды речи. Русский язык – родной язык русского народа.
Текст, предложение, диалог (3 ч)
Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. Предложение как группа слов, выражающая
законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания в конце
предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).
Слова, слова, слова… (4 ч)
Слово. Роль слов в речи. Слованазвания предметов и явлений, слованазвания признаков предметов, слованазвания действий предметов.
Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные
по значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.
Слово и слог. Ударение. (5ч)
Слово и слог. Перенос слов. Ударение (общее представление).
Звуки и буквы (26ч)
Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие
согласные звуки. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Согласные звонкие и глухие. Шипящие согласные звуки. Заглавная
буква в словах.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
по русскому языку:
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной
принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических
ценностных ориентаций.
152. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов,
культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов
и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаковосимволических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить
речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
1610. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с
содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами
и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в
соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как
основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого
общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской
позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для
успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и
правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных,
практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике,
словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые
единицы адекватно ситуации речевого общения
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Предметными результатами
знать все буквы русского алфавита;
проводить звуковой анализ слов;
различать гласные и согласные звуки и буквы, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые звуки в слове, обозначать мягкость
согласных с помощью букв (е, ё, и, ю, я) и мягкого знака, определять ударный слог в слове;
17
списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и заглавных букв и правильно соединяя буквы в
словах;
употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения;
писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 1517 слов;
самостоятельно составлять и записывать текст из 3 5 предложений, разных по цели высказывания, на определённую тему;
виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения восклицательные и
невосклицательные по интонации;
слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;
соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель;
использования прописной буквы в именах собственных;
написания слов с сочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу;
обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме;
правильного написания слов типа пень, яма;
правописания слов с непроверяемыми орфограммами;
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ПИСЬМУ
1 КЛАСС ПРОГРАММА «ШКОЛА РОССИИ» ФГОС
№
п/
п
1
Дата
Тема урока
план факт
Кол
во
час
Планируемые результаты обучения
Вид
деятельности
Примечан
ие
Предметные
Добуквенный период 17 ч.
Метапредметные УУД
Личностные УУД
Пропись – первая
учебная тетрадь.
1
Знания: научатся
пользоваться прописью,
узнают о старинных
принадлежностях для
письма.
Регулятивные: ставить новые
учебные задачи в
сотрудничестве с учителем,
ориентация в прописи.
Познавательные: отвечать
Адекватная
мотивация:
принятие образа
«хорошего ученика»
Отвечать на
вопросы учителя о
назначении
прописи.
Ориентироваться
18Умения: соблюдать
гигиенические требования
письма; применять правила
работы в прописях
на простые вопросы учителя,
находить нужную информацию
в учебнике.
Коммуникативные: задавать
вопросы
2
3
1
Рабочая строка.
Верхняя и
нижняя линии
рабочей строки.
Письмо овалов и
полуовалов.
1
Знания: научатся выполнять
графические задания по
образцу, находить рабочую
строку.
Умения: следить за
правильным положением
ручки, тетради, позы;
бережно пользоваться
школьными
принадлежностями
Знания: научатся различать
направление
линий.
Умения: находить рабочую
строку, правильно
удерживать ручку
Регулятивные:
формулировать и удерживать
учебную задачу.
Познавательные:
использовать общие приемы
решения задач.
Коммуникативные:
обращаться за помощью,
формулировать свои
затруднения; соблюдать
простейшие нормы речевого
этикета
Регулятивные: формировать
и удерживать учебную задачу,
применять установленные
правила.
Познавательные:
осуществлять поиск и
выделение информации.
Коммуникативные: ставить
Адекватная
мотивация:
личностная
ответственность за
свои поступки;
соблюдение правил
здоровьесберегающе
го поведения
Адекватная
мотивация:
личностная
внутренняя
позиция,
самооценка;
адаптация
поведения в
в первой учебной
тетради.
Правильно
располагать
учебную тетрадь
на рабочем месте,
демонстрировать
правильное
положение ручки
при письме.
Принимать
учебную задачу
урока.
Осуществлять
решение учебной
задачи под
руководством
учителя.
Правильно
располагать
учебную тетрадь
на рабочем месте.
Принимать
учебную задачу
урока.
Осуществлять
решение учебной
задачи под
руководством
учителя.
194
5
6
Рисование
бордюров.
Письмо длинных
прямых
наклонных
линий.
Письмо
наклонной
длинной линии с
закруглением
1
1
1
Знания: научатся выполнять
графические упражнения по
образцу.
Умения: ориентироваться на
странице прописи; правильно
располагать тетрадь на парте
под наклоном, находить
рабочую строку, работать в
ней
вопросы и обращаться за
помощью
Регулятивные: формировать
учебную задачу, применять
установленные правила.
Познавательные:
использовать общие приемы
решения задач.
Коммуникативные: просить о
помощи, обращаться за
помощью
Знания: научатся писать по
образцу прямые наклонные
линии.
Умения: ориентироваться на
странице прописи,
выполнять графические
упражнения по образцу;
правильно удерживать
ручку,
располагать тетрадь под
наклоном
Регулятивные:
контролировать и оценивать
процесс
и результат деятельности.
Познавательные:
использовать знаково
символические средства и
применять знания, умения и
навыки.
Коммуникативные: просить
помощи, обращаться
за помощью, задавать вопросы
Знания: научатся писать
прямые линии
с закруглением снизу
и сверху.
Регулятивные: применять
установленные правила.
Познавательные:
использовать знаково
Адекватная
мотивация:
личностная
самооценка;
соблюдение правил
здоровьесберегающе
го поведения
детском коллективе Правильно
располагать
учебную тетрадь
на рабочем месте.
Применять
гигиенические
правила письма
при выполнении
заданий.
Соотносить
предметную
картинку и схему
слова.
Принимать
учебную задачу
урока.
Осуществлять
решение учебной
задачи под
руководством
учителя.
Правильно
располагать
учебную тетрадь
на рабочем месте.
Применять
гигиенические
правила письма
при выполнении
заданий.
Обводить
Адекватная
мотивация:
осознание
ответственности;
выработка
действий,
характеризующих
нормированное
поведение ученика,
члена детского
коллектива, в
адаптационный
период
Адекватная
мотивация:
принятие образа
«хорошего
20внизу (влево).
Письмо короткой
наклонной линии
с закруглением
внизу (вправо).
Умения: правильно
удерживать ручку,
располагать тетрадь под
наклоном; совершенствовать
аккуратное письмо
7
1
Письмо короткой
наклонной линии
с закруглением
внизу (влево).
Письмо длинных
наклонных линий
с закруглением
внизу (вправо).
Знания: научатся выполнять
графические упражнения по
образцу.
Умения: делить слова на
слоги, выделяя ударный
слог; правильно удерживать
ручку, располагать тетрадь
под наклоном
ученика»;
выработка
действий,
характеризующих
нормированное
поведение ученика,
члена детского
коллектива,
в адаптационный
период
Адекватная
мотивация:
принятие образа
«хорошего
ученика»,
следование
правилам
здоровьесберегающе
го поведения
символические средства и
применять простейшие навыки
письма.
Коммуникативные:
адекватно использовать речь
для планирования и регуляции
своей деятельности, слушать
собеседника
Регулятивные: формировать
учебную задачу и удерживать
внимание.
Познавательные:
самостоятельно выделять и
формулировать
познавательную цель.
Коммуникативные: уметь
просить помощи, обращаться
за помощью, задавать вопросы,
проявлять активность во
взаимодействии для решения
коммуникативных и
познавательных задач
предметы по
контуру,
штриховать, не
выходя за контур.
Составлять
рассказы по
сюжетным
картинкам,
данным в прописи.
Принимать
учебную задачу
урока.
Осуществлять
решение учебной
задачи под
руководством
учителя.
Правильно
располагать
учебную тетрадь
на рабочем месте.
Применять
гигиенические
правила письма
при выполнении
заданий.
218
9
Письмо овалов
больших и
маленьких, их
чередование.
Письмо коротких
наклонных
линий.
Письмо коротких
и длинных
наклонных
линий, их
чередование.
Письмо коротких
и длинных
наклонных линий
с закруглением
влево и вправо.
1
1
Знания: научатся правильно
писать овалы, левые и
правые полуовалы, короткие
наклонные линии,
графические упражнения по
образцу.
Умения: писать элементы
букв; правильно удерживать
ручку, располагать тетрадь
под наклоном, следить
за правильной посадкой,
выполнять звуковой анализ
слов, обозначающих предмет
Знания: научатся писать
плавно наклонные линии с
закруглением внизу.
Умения: ориентироваться на
странице прописи,
выполнять графические
упражнения
по образцу; правильно
удерживать ручку,
располагать тетрадь под
наклоном, следить за
правильной посадкой
Регулятивные: применять
установленные правила в
планировании способа
решения.
Познавательные:
использовать общие приемы
решения задач и применять
полученные умения и навыки,
устанавливать соответствие
полученного результата
поставленной цели.
Коммуникативные:
обращаться за помощью,
задавать вопросы, строить
понятные для партнера
высказывания; соблюдать
правила этикета
Регулятивные: применять
установленные правила в
планировании способа
решения.
Познавательные: осознанно и
произвольно строить свои
сообщения.
Коммуникативные:
адекватно использовать речь
для планирования и регуляции
своей деятельности
Адекватная
мотивация:
устойчивое
следование
социальным нормам
и правилам
здоровьесберегающе
го поведения
Самоопределение
позиции школьника
на основе
положительного
отношения к школе
Принимать
учебную задачу
урока.
Осуществлять
решение учебной
задачи под
руководством
учителя.
Правильно
располагать
учебную тетрадь
на рабочем месте.
Применять
гигиенические
правила письма
при выполнении
заданий.
Принимать
учебную задачу
урока.
Осуществлять
решение учебной
задачи под
руководством
учителя.
Правильно
располагать
учебную тетрадь
на рабочем месте.
2210
11
12
Письмо короткой
наклонной линии
с закруглением
внизу вправо.
Письмо коротких
наклонных линий
с закруглением
вверху влево и
закруглением
внизу вправо.
Письмо
наклонных линий
с петлей вверху и
внизу.
Письмо
наклонных линий
с петлёй вверху и
внизу. Письмо
полуовалов, их
чередование.
Письмо овалов.
Строчная и
заглавная буквы
А, а.
1
Знания: научатся правильно
писать плавно наклонные
линии с закруглением вверху
и внизу.
Умения: писать изученные
элементы на рабочей строке;
правильно удерживать
ручку, располагать тетрадь
под наклоном
1
1
Знания: научатся писать
длинные наклонные линии с
петлей внизу.
Умения: делить слова на
слоги, писать изученные
элементы на рабочей строке;
правильно удерживать
ручку, располагать тетрадь
под наклоном, следить
за правильной посадкой
Знания: научатся писать
плавно строчную букву а.
Умения: соотносить
печатную и письменную
Регулятивные: формировать
учебную задачу, применять
установленные правила.
Познавательные: отвечать
на простые вопросы учителя,
находить нужную
информацию.
Коммуникативные: уметь
просить помощи, адекватно
использовать речь для
планирования и регуляции
своей деятельности, строить
понятные для партнера
высказывания
Регулятивные:
контролировать и оценивать
процесс
и результат деятельности.
Познавательные: осознанно и
произвольно строить свои
сообщения.
Коммуникативные: уметь
просить помощи, обращаться
за помощью, задавать вопросы,
строить понятные для
партнера высказывания
Регулятивные: применять
установленные правила в
планировании способа
решения.
Самоопределение
позиции школьника
на основе
положительного
отношения к школе,
постановка новых
учебных задач в
сотрудничестве с
учителем
Применять
гигиенические
правила письма
при выполнении
заданий.
Обводить
графические
элементы,
предметы по
контуру,
штриховать, не
выходя за контур.
Самоопределение
позиции школьника
на основе
положительного
отношения к школе,
умение
договариваться о
распределении
функций и ролей
в совместной
деятельности
Принимать
учебную задачу
урока.
Осуществлять
решение учебной
задачи под
руководством
учителя.
Правильно
располагать
учебную тетрадь
на рабочем месте.
Самоопределение
позиции школьника
на основе
положительного
Принимать
учебную задачу
урока.
Осуществлять
2313
Строчная
и заглавная
буквы о, О
1
буквы; ориентироваться на
странице прописи
Знания: научатся писать
плавно букву О, о,
соотносить печатную
и письменную буквы,
работать со схемами.
Умения: выделять звук [о]
из речи и видеть буквы О, о в
словах; ориентироваться на
странице прописи
Познавательные: обработка
информации, осознанное
и правильное чтение и
написание.
Коммуникативные:
выполнять учебные действия в
громкоречевой форме
Регулятивные: применять
установленные правила в
планировании способа
решения.
Познавательные: осознанно и
произвольно строить свои
сообщения, анализировать
информацию.
Коммуникативные:
обращаться за помощью,
задавать вопросы, строить
понятные для партнера
высказывания
14
Строчная буква
и
1
Знания: научатся писать и
распознавать строчную
букву и, соотносить
печатную и письменную
буквы.
Умения: выполнять
слоговой и звукобуквенный
анализ слов с буквой и;
Регулятивные:
контролировать и оценивать
процесс и результат
деятельности.
Познавательные: осознанно и
произвольно строить свои
сообщения, анализировать
информацию.
Осознание
собственной
ответственности за
общее
благополучие,
проявление
активности во
взаимодействии для
отношения к школе решение учебной
задачи под
руководством
учителя.
Готовность
следовать нормам
здоровьесберегающе
го поведения
Принимать
учебную задачу
урока.
Осуществлять
решение учебной
задачи под
руководством
учителя.
Воспроизводить
правила посадки,
владения
инструментами,
расположения
тетрадипрописи
на рабочем месте.
Принимать
учебную задачу
урока.
Осуществлять
решение учебной
задачи под
руководством
учителя.
2415
16
правильно удерживать
ручку; ориентироваться на
странице прописи
Коммуникативные:
обращаться за помощью,
задавать вопросы, строить
понятные для партнера
высказывания
решения
коммуника
тивных и
познавательных
задач
Заглавная буква
И
1
Знания: научатся писать и
распознавать заглавную
букву И, соотносить
печатную
и письменную буквы.
Умения: выполнять
слоговой и звукобуквенный
анализ слов
с буквой и; правильно
удерживать ручку;
ориентироваться на странице
прописи
Регулятивные: развивать
рефлексию способов и условий
действий, смысловое чтение.
Познавательные: осознанно и
произвольно строить свои
сообщения, анализировать
информацию.
Коммуникативные: уметь
использовать речь для
регуляции своего действия
Готовность
следовать нормам
здоровьесберегающе
го поведения,
адекватное
восприятие
предложений
учителя, товарищей
по исправлению
допущенных
ошибок
Воспроизводить
правила посадки,
владения
инструментами,
расположения
тетрадипрописи
на рабочем месте.
Демонстрировать
правильное
применение
гигиенических
правил письма.
Анализировать
образец изучаемой
буквы, выделять
элементы в
строчной букве и.
Называть
правильно
элементы буквы и.
Строчная буква
ы
1
Знания: научатся писать и
распознавать букву ы, знать
особенность этой буквы,
писать под диктовку
изученные буквы.
Умения: выполнять
слоговой и звукобуквенный
анализ слов с буквой ы;
располагать тетрадь под
наклоном; быть аккуратными
Регулятивные: развивать
рефлексию способов и условий
действий, смысловое чтение.
Познавательные: осознанно и
произвольно строить свои
сообщения, анализировать
информацию.
Коммуникативные:
использовать речь для
регуляции своего действия
Готовность
следовать нормам
здоровьесберегающе
го поведения,
стабилизация
эмоционального
состояния для
решения различных
задач
Принимать
учебную задачу
урока.
Осуществлять
решение учебной
задачи под
руководством
учителя.
Воспроизводить
правила посадки,
25Строчная и
заглавная буквы
У, у.
1
17
Знания: научатся писать и
распознавать строчную
букву у, соотносить
печатную и письменную
буквы.
Умения: выполнять
слоговой и звукобуквенный
анализ слов с буквой у;
правильно удерживать
ручку; ориентироваться на
странице прописи
Знания: научатся
писать и распознавать
заглавную букву У,
соотносить печатную
и письменную буквы.
Умения: выполнять
слоговой и звукобуквенный
анализ слов с буквой у;
правильно удерживать
ручку; ориентироваться на
странице прописи
Осознание
ответственности
человека за общее
благополучие,
адекватное
восприятие
предложений
учителя, товарищей
по исправлению
допущенных
ошибок
Осознание своей
этнической
принадлежности и
ответственности за
общее
благополучие,
ценностное
отношение к
природному миру
Регулятивные: выбирать
действия в соответствии с
поставленной задачей и
условиями ее реализации.
Познавательные: осознанно и
произвольно строить свои
сообщения, анализировать
информацию.
Коммуникативные:
использовать речь для
регуляции своего действия
Регулятивные: выбирать
действия в соответствии с
поставленной задачей и
условиями ее реализации.
Познавательные:
самостоятельно выделять и
формулировать
познавательную цель,
контролировать и оценивать
процесс и результат
деятельности.
Коммуникативные:
адекватно использовать речь
для планирования и регуляции
владения
инструментами,
расположения
тетрадипрописи
на рабочем месте.
Принимать
учебную задачу
урока.
Осуществлять
решение учебной
задачи под
руководством
учителя.
Воспроизводить
правила посадки,
владения
инструментами,
расположения
тетрадипрописи
на рабочем месте.
Демонстрировать
правильное
применение
гигиенических
правил письма.
Анализировать
образец изучаемой
буквы, выделять
элементы в
строчных и
прописных
2618
19
Строчная и
заглавная буквы
Н, н.
1
своего действия
Букварный период 67 ч.
Знания: научатся писать и
распознавать строчную
букву н, слоги с этой буквой,
соотносить печатную и
письменную буквы.
Умения: выполнять
слоговой и звукобуквенный
анализ слов с буквой н;
правильно удерживать
ручку; ориентироваться на
странице прописи
Регулятивные: выбирать
действия в соответствии с
поставленной задачей и
условиями ее реализации.
Познавательные: учить
самостоятельно выделять и
формулировать
познавательную цель,
контролировать и оценивать
процесс и результат
деятельности.
Коммуникативные:
адекватно использовать речь
для планирования и регуляции
своего действия,
формулировать свои
затруднения
Готовность
следовать нормам
природоохранного
нерасточительного
здоровьесберегающе
го поведения,
принятие образа
«хорошего» ученика
Строчная
и заглавная
буквы с, С
1
Знания: научатся писать и
распознавать строчную и
заглавную буквы С,
соотносить печатную и
письменную буквы, узнавать
изученные буквы.
Умения: употреблять
изученные буквы в словах и
предложениях,
воспроизводить письменный
Регулятивные: развивать
эстетические потребности,
ценности и чувства.
Познавательные:
контролировать и оценивать
процесс
и результат деятельности.
Коммуникативные: строить
понятные для партнера
высказывания, уметь слушать
Положительная
мотивация учебной
деятельности;
принятие образа
«хорошего
ученика»;
концентрация воли
для преодоления
интеллектуальных
затруднений;
Принимать
учебную задачу
урока.
Осуществлять
решение учебной
задачи под
руководством
учителя.
Выполнять
гигиенические
правила письма.
Анализировать
образец изучаемой
буквы, выделять
элементы в
строчных и
прописных
буквах.
Принимать
учебную задачу
урока.
Осуществлять
решение учебной
задачи под
руководством
учителя.
Выполнять
гигиенические
2720
Заглавная буква
С.
1
21
Строчная и
заглавная буквы
К, к.
1
текст, работать со схемами;
соблюдать гигиенические
правила; ориентироваться на
странице прописи, называть
элементы букв С, с
Знания: научатся соединять
изученные буквы разными
способами, узнавать буквы,
обозначающие гласные и
согласные звуки.
Умения: употреблять
изученные буквы в словах и
предложениях,
воспроизводить письменный
текст, работать со схемами;
сидеть прямо, располагать
тетрадь под наклоном;
ориентироваться на странице
прописи
собеседника
принятие образа
«хорошего ученика»
Положительная
мотивация учебной
деятельности;
принятие образа
«хорошего
ученика»,
концентрация воли
для преодоления
интеллектуальных
затруднений
Регулятивные: развивать
эстетические потребности,
ценности и чувства.
Познавательные:
контролировать и оценивать
процесс
и результат деятельности.
Коммуникативные: строить
понятные для партнера
высказывания, уметь слушать
собеседника; работать в парах,
тройках (анализировать работу
одноклассников, оценивать ее
по правилам)
Знания: научатся писать и
распознавать строчную
букву к, слоги с этой буквой,
узнавать графический образ
букв, соотносить печатную и
письменную буквы.
Умения: употреблять
изученные буквы в словах и
предложениях; выполнять
слоговой и звукобуквенный
анализ слов с буквой к;
Регулятивные: развивать
эстетические потребности,
ценности и чувства.
Познавательные:
контролировать и оценивать
процесс
и результат деятельности.
Коммуникативные: уметь
слушать собеседника,
формулировать свои
затруднения
Положительная
мотивация учебной
деятельности;
принятие образа
«хорошего
ученика»;
концентрация воли
для преодоления
интеллектуальных
затруднений
правила письма.
Анализировать
образец изучаемой
буквы, выделять
элементы в
строчных и
прописных
гласных буквах.
Называть
правильно
элементы буквы
С, с.
Сравнивать
печатную и
письменную
буквы.
Обводить
бордюрные
рисунки по
контуру.
Принимать
учебную задачу
урока.
Осуществлять
решение учебной
задачи под
руководством
учителя.
Выполнять
гигиенические
правила письма.
2822
23
Строчная и
заглавная буквы
Т, т.
2
соблюдать гигиенические
правила; ориентироваться на
странице прописи
Знания: научатся писать и
распознавать заглавную
букву К, соотносить
печатную и письменную
буквы, узнавать изученные
буквы.
Умения: употреблять
изученные буквы в словах и
предложениях,
воспроизводить письменный
текст, работать со схемами;
писать под диктовку
отдельные изученные буквы,
односложные слова
Знания: научатся писать и
распознавать строчную
букву т, слоги с этой
буквой, узнавать
графический образ буквы.
Умения: давать
характеристику звукам,
узнавать буквы,
обозначающие гласные и
согласные звуки; читать и
писать слова с изученной
буквой, совершенствовать
работу со схемами слов
Регулятивные:
организовывать рабочее место
под руководством учителя,
определять цель выполнения
заданий на уроке.
Познавательные:
контролировать и оценивать
процесс
и результат деятельности.
Коммуникативные: уметь
слушать собеседника,
формулировать свои
затруднения
Регулятивные: развивать
эстетические потребности,
ценности и чувства.
Познавательные:
использовать знаково
символические средства.
Коммуникативные: уметь
слушать собеседника,
формулировать свои
затруднения, работать в паре,
группе; соблюдать правила
этикета
Положительная
мотивация учебной
деятельности;
принятие образа
«хорошего ученика»
Положительная
мотивация учебной
деятельности,
определение общей
цели и путей ее
достижения,
принятие образа
«хорошего ученика»
Анализировать
написанную
букву, выбирать
наиболее
удавшийся
вариант,
обозначать его
условным знаком
(точкой),
ориентироваться
на лучший
вариант в
процессе письма.
Называть
правильно
элементы буквы
К, к.
Принимать
учебную задачу
урока.
Осуществлять
решение учебной
задачи под
руководством
учителя.
Выполнять
гигиенические
правила письма.
Анализировать
образец изучаемой
2924
Строчная и
заглавная буквы
Л, л.
1
Знания: научатся писать и
распознавать заглавную
букву Т, соотносить
печатную и письменную
буквы, узнавать изученные
буквы.
Умения: употреблять
изученные буквы в словах и
предложениях,
воспроизводить письменный
текст, работать со схемами;
соблюдать гигиенические
правила письма;
ориентироваться на странице
прописи
Знания: научатся писать
букву л, узнавать изученные
буквы.
Умения: анализировать и
записывать слоги и слова с
изученными буквами,
списывать слова и
предложения
с образцов, проверять
написанное; писать
букву л в соответствии
с образцом, писать на
диапазоне всех изученных
букв
Регулятивные: развивать
смысловое чтение, подвести
под понятие на основе
распознавания объектов.
Познавательные:
контролировать и оценивать
процесс
и результат деятельности.
Коммуникативные: слушать
собеседника, формулировать
свои затруднения; участвовать
в диалоге на уроке
Регулятивные: узнавать,
называть и определять объекты
и явления окружающей
действительности в
соответствии с содержанием
учебных предметов.
Познавательные:
использовать знаково
символические средства,
осуществлять синтез как
составление целого из частей.
Коммуникативные:
выполнять учебные действия в
атериализованной,
гипермедийной,
Положительная
мотивация учебной
деятельности:
принятие образа
«хорошего ученика»
Проявление
уважительного
отношения к иному
мнению, истории и
культуре других
народов
буквы, выделять
элементы в
строчных и
прописных
гласных буквах.
Называть
правильно
элементы буквы
Т, т.
Сравнивать
печатную и
письменную
буквы.
Принимать
учебную задачу
урока.
Осуществлять
решение учебной
задачи под
руководством
учителя.
Выполнять
гигиенические
правила письма.
Анализировать
образец изучаемой
буквы, выделять
элементы в
30Знания: научатся писать
букву Л, правильно
располагать буквы
и их соединения.
Умения: записывать слова и
предложения после слого
звукового разбора под
руководством учителя,
проверять написанное;
соблюдать гигиенические
правила письма;
ориентироваться на странице
прописи; общаться в разных
ситуациях
Знания: научатся соединять
изученные буквы разными
способами, узнавать буквы,
обозначающие гласные и
согласные звуки.
Умения: правильно
располагать буквы и их
соединения, записывать
слова и предложения после
слогозвукового разбора под
руководством учителя,
проверять написанное;
громкоречевой и умственной
формах
Регулятивные: узнавать,
называть и определять объекты
и явления окружающей
действительности в
соответствии
с содержанием учебных
предметов.
Познавательные:
использовать знаково
символические средства.
Коммуникативные:
выполнять учебные действия в
материализованной,
гипермедийной,
громкоречевой и умственной
формах
Регулятивные: узнавать,
называть и определять объекты
и явления окружающей
действительности в
соответствии
с содержанием учебных
предметов.
Познавательные: осознанно и
правильно строить сообщения
в устной и письменной форме.
Коммуникативные:
Проявление чувства
эмпатии как
понимания чувств
других людей и
сопереживания им
строчных и
прописных
гласных буквах.
Называть
правильно
элементы буквы
Л, л.
Сравнивать
печатную и
письменную
буквы.
.
Проявление
этических чувств:
доброжелательност
и и эмоционально
нравственной
отзывчивости
31
25
Повторение и
закрепление
изученного.
1Строчная и
заглавная буквы
Р, р.
1
26
писать на диапазоне всех
изученных букв
Знания: научатся писать
букву р, правильно
располагать буквы
и их соединения.
Умения: анализировать и
записывать слоги и слова с
изученными буквами,
списывать слова и
предложения
с образцов, проверять
написанное, писать
на диапазоне всех изученных
букв
Знания: выработать связное
и ритмичное написание букв
и слов на строке.
Умения: без искажений
записывать слова и
предложения после их
предварительного разбора,
писать на диапазоне всех
изученных букв, соблюдать
соразмерность элементов
выполнять учебные действия в
материализованной,
гипермедийной,
громкоречевой и умственной
формах
Регулятивные: узнавать,
называть и определять объекты
и явления окружающей
действительности в
соответствии
с содержанием учебных
предметов.
Познавательные:
использовать знаково
символические средства.
Коммуникативные:
адекватно использовать речь
для планирования и регуляции
своей деятельности
Регулятивные: узнавать,
называть и определять объекты
и явления окружающей
действительности в
соответствии
с содержанием учебных
предметов.
Познавательные: отвечать
на вопросы учителя, находить
Проявление
этических чувств:
доброжелательност
и и эмоционально
нравственной
отзывчивости
Проявление
этических чувств:
доброжелательност
и
и эмоционально
нравственной
отзывчивости
Принимать
учебную задачу
урока.
Осуществлять
решение учебной
задачи под
руководством
учителя.
Выполнять
гигиенические
правила письма.
Обводить по
контуру
изученные буквы.
Анализировать
предложения,
данные в прописи,
определять
количество слов в
них, объяснять
известные
орфограммы
(начало
предложения,
правописание
32буквы
27
Строчная и
заглавная буквы
В, в.
1
Знания: научатся писать
строчную букву в.
Умения: анализировать и
записывать слоги и слова с
изученными буквами,
списывать слова и
предложения
без ошибок с письменного
шрифта, проверять
написанное; работать по
алгоритму
Знания: научатся писать
заглавную букву В,
правильно располагать
буквы и их соединения.
Умения: записывать слова и
предложения после слого
звукового разбора с
учителем, проверять
написанное, работать по
алгоритму, формулировать
нужную информацию в
прописи.
Коммуникативные:
адекватно использовать речь
для планирования
деятельности
Регулятивные:
самостоятельно создавать
алгоритмы деятельности при
решении проблем различного
характера.
Познавательные: ставить
и формулировать проблемы.
Коммуникативные:
адекватно использовать речь
для планирования и регуляции
своей деятельности; соблюдать
нормы речевого этикета
Регулятивные: узнавать,
называть и определять объекты
и явления окружающей
действительности в
соответствии
с содержанием учебных
предметов.
Познавательные: ставить
и формулировать проблемы.
Проявление
этических чувств:
доброжелательност
и
и эмоционально
нравственной
отзывчивости
Установка
на положительное
отношение
к обучению
имён
собственных).
Списывать без
ошибок
предложения,
данные в прописи.
Принимать
учебную задачу
урока.
Осуществлять
решение учебной
задачи под
руководством
учителя.
Выполнять
гигиенические
правила письма.
Анализировать
образец изучаемой
буквы, выделять
элементы в
строчных и
прописных
гласных буквах.
Называть
правильно
элементы буквы
В, в.
33