РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
Количество часов 1 ч в неделю, 34 ч. в год
Пояснительная записка.
Данное перспективнотематическое планирование составлено на основе авторской программы
по технологии, О.А. Куревиной, Е.А. Лутцевой (М., «Баласс», 2012), рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
Планирование соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования от 6.10.2009 № 373) и обеспечено учебником «Технология. Прекрасное рядом с
тобой» для 3 кл., авторы О.А. Куревина, Е.А. Лутцева, (заключения РАО (№ 0190/5/7д от 06.08.2007) и АПК и ППРО (№ 614 от 26.07.2007).
Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим
потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе –
предметнопрактической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духов
ного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).
В силу психологических особенностей развития младшего школьника учебный процесс в курсе технологии должен строиться таким образом,
чтобы продуктивная предметная деятельность ребёнка стала основой формирования его познавательных способностей, включая знаково
символическое и логическое мышление. Только так на основе реального учёта функциональных возможностей ребёнка и законо мерностей
его развития обеспечивается возможность активизации познавательных психических процессов и интенсификации обучения в целом.
Значение предмета выходит далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о «техникотехнологической картине мира». При
соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы
универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В этом учебном курсе все элементы учебной деятельности
(планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в
контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.) предстают в
наглядном плане и тем самым становятся более понятными для детей.
Предметнопрактическая творческая деятельность, как смысл любой деятельности, даёт ребёнку возможность не только отстранённого
восприятия духовной и материальной культуры, но и чувство сопричастности, чувство самореализации, необходимость освоения мира не
только через содержание, но и через его преображение. Процесс и результат художественнотворческой деятельности становится не
собственно целью, а, с одной стороны, средством познания мира, с другой – средством для более глубокого эмоционального выражения
внутренних чувств как самого творящего ребёнка, так и замыслов изучаемых им объектов материального мира. При этом художественно
творческая деятельность ребёнка предполагает все этапы познания мира, присущие и взрослым: наблюдение, размышление и практическая
реализация замысла. Общая характеристика учебного предмета
Курс «Технология» является составной частью Образовательной системы «Школа 2100». Его основные положения согласуются с
концепцией данной модели и решают блок задач, связанных с формированием опыта как основы обучения и познания, осуществления
поисковоаналитической деятельности для практического решения учебных задач прикладного характера, формированием первона
чального опыта практической преобразовательной деятельности. Курс развивающеобучающий по своему характеру с приоритетом
развивающей функции, интегрированный по своей сути. В его основе лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется
через результат творческой деятельности учащихся. Технология как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути.
В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном
виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии,
работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженернохудожественных
идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально
культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций.
Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в
процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их
обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях,
обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, театрализованных постановках.
Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций,
изготовление изделий на основе законов и правил декоративноприкладного искусства и дизайна.
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую
предметную деятельность.
Задачи курса:
– получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий
и важности правильного выбора профессии;
– усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметнопреобразующей деятельности человека;
– приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил
техники безопасности;
– использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественнокон структорских
(дизайнерских), технологических и организационных задач;
– приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и
организации; – приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения
учебнопознавательных и проектных художественно конструкторских задач.
Методическая основа курса – деятельностный подход, т.е. организация максимально творческой предметной деятельности детей, начиная с
первого класса. Репродуктивным остаётся только освоение новых технологических приёмов, конструктивных особенностей через
специальные упражнения.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существо вания живого в природе и материальном мире в целом как величайшей
ценности, как основы для подлинного художественно эстетического, экологотехнологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и
неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а
также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных
произведениях, предметах декоративно прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и
необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социальнонравственном
здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему,
как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, миро здания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей
преемственность художественнокультурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жиз
неспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния
нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, пра вилами,
законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести,
достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в
осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов
и уважение к многообразию их культур. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Технология» в 3м классе является формирование следующих умений:
– оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), соотносить их с
общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно
характеризовать как хорошие или плохие;
– описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративноприкладного характера, уважительно
относиться к результатам труда мастеров;
– принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
– опираясь на освоенные изобразительные и конструкторскотехнологические знания и умения, делать выбор способов реализации
предложенного или собственного замысла.
Средством достижения этих результатов служат учебный мате риал и задания учебника, нацеленные на 2ю линию развития – умение
определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 3м классе является формирование следующих универсальных учебных
действий.
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать цель урока после предвари тельного обсуждения;
– уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
– уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
– под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы
(задачи);
– выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
– осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов,
итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии,
инструментов)
чертёжных
вносить необходимые конструктивные доработки.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии продуктивной художественнотворческой деятельности;
– в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех,
исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов.
Познавательные УУД: факты
и
явления;
причинно
определять
– искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж,
инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
– добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых
упражнений;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать
следственные связи изучаемых явлений, событий;
– делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
– преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Средством формирования этих действий служат учебный мате риал и задания учебника, нацеленные на 1ю линию развития – чувствовать
значение предметов материального мира.
Коммуникативные УУД:
– донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых
ситуаций;
– донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
– слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);
– уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
– уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит организация работы в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Технология» в 3м классе является формирование следующих умений:
знать виды изучаемых материалов, их свойства; способ получения объёмных форм – на основе развёртки;
уметь с помощью учителя решать доступные конструкторскотехнологические задачи, проблемы;
уметь самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю;
под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу;
уметь реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями. Структура курса.
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание (6 ч.).
Традиции и творчество мастеров при создании предметной среды. Значение трудовой деятельности в жизни человека – труд как способ
самовыражения человекахудожника.
Гармония предметов и окружающей среды (соответствие предмета (изделия) обстановке).
Знание и уважение традиций строительства, декоративно прикладного искусства народов России и мира, в том числе своего края.
Природа как источник творческих идей мастера и художника. Профессии мастеров прикладного творчества.
Художественный анализ средств выразительности конкретных заданий.
Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение, защита
проекта). Результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым, ветеранам (социальный проект), макеты.
Распределение ролей в проектной группе и их исполнение. Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие
результата работы художественному замыслу).
Самообслуживание – пришивание пуговиц.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графи ческой грамоты (14 ч.).
Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение. Разметка
деталей копированием с помощью кальки.
Разметка развёрток с опорой на их простейший чертёж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование развёрток неслож ных форм
(достраивание элементов).
Вырезывание отверстий на деталях.
Выбор способа соединения и соединительного материала в зави симости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помо щью
канцелярского ножа. Приёмы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой и её вариантами (крестик, ёлочка).
3. Конструирование (10 ч.). Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его кон структивных
особенностей: формы, способов соединения, соедини тельных материалов. Изготовление и конструирование из объём ных геометрических
фигур (пирамида, конус, призма).
Конструирование и моделирование изделий из разных материа лов по заданным конструкторскотехнологическим и художествен ным
условиям. Рицовка.
4. Использование информационных технологий (4 ч.).
Современный информационный мир. Работа с доступной инфор мацией (книги, музеи, беседы (мастерклассы) с мастерами). Персональный
компьютер (ПК) и его использование в разных сфе рах жизнедеятельности человека. Устройства компьютера для ввода, вывода и
обработки информации. Поиск информации в
Интернете*, просмотр информации на DVD. Создание проектов
домов и дизайн интерьера (при двух часах в неделю).
Технологические понятия: эскиз развёртки, развёртка, линии чертежа (линии разрыва и невидимого контура).
Календарнотематическое планирование
№
п/п
Дата
По
плану
По
факту
Колво
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
1
1
2
2
2
Тема урока
Вспомни!
Всё начинается с замысла.
Воплощение замысла.
Роль фантазии в реализации замысла.
О чём могут рассказать игрушки.
Характеристика деятельности
учащихся.
Трудовая деятельность
Раздел № 1 «Жизнь, труд, искусство».
Наблюдать конструкции и образы объектов природы и
окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного
края
Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки.
Осуществлять самоконтроль.
Исследовать конструкторско – технологические и декоративно
– художественные особенности предлагаемых изделий.
Искать наиболее целесообразные способы решения задач
прикладного характера .
Воплощать мысленный образ в материале с опорой на
графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и
рационального труда.
Сравнивать конструктивные и декоративные особенности
предметов быта
Участвовать в совместной творческой деятельности при
выполнении учебных практических работ и реализации
несложных проектов.
Традиции и творчество
мастеров при создании
предметной среды.
Художественный анализ
средств выразительности
конкретных заданий.
Элементарная проектная
деятельность. 9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
Переосмысление жизни в творчестве. Планировать последовательность практических действий для
реализации поставленной задачи.
Профессии мастеров
прикладного творчества.
Раздел № 2 «Жизнь и творчество».
Раздел № 3 «Отражение жизни в образах».
Народное искусство.
Живопись.
Архитектура.
Вещи века.
Компьютер.
Материал и образ.
Гармония образа.
Отражение времени в творчестве.
Единство человека и природы.
Архитектурные образы.
Мастерство обобщения.
Личность автора в творчестве.
Мысли и чувства.
Осуществлять самоконтроль.
Планировать последовательность практических действий для
реализации поставленной задачи.
Конструировать объекты с учётом технических и
художественно – декоративных условий: определять
особенность конструкции.
Осуществлять практический поиск и открытие нового знания
и умения; анализировать и читать графические изображения
(рисунки).
Воплощать мысленный образ в материале с опорой на
графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и
рационального труда.
Наблюдать конструкции и образы объектов природы и
окружающего мира. . Осуществлять самоконтроль.
Выполнять предложенные на цифровых носителях задания
Искать, отбирать и использовать необходимую информацию,
материалы, инструменты.
Наблюдать мир образов на экране компьютера (графика,
тексты, видио, интерактивное видио)
Наблюдать, сравнивать, сопоставлять материальные и
информационные объекты
Планировать последовательность практических действий для
реализации поставленной задачи.
Исследовать конструкторско – технологические и декоративно
– художественные особенности предлагаемых изделий.
Воплощать мысленный образ в материале с опорой на
графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и
рационального труда.
Понимать особенности декоративно – прикладных изделий,
называть используемые для рукотворной деятельности
материалы.
Искать наиболее целесообразные способы решения задач
прикладного характера в зависимости от цели и конкретных
условий работы.
О материалах.
Виды бумаги, тонкий картон,
Пластические материалы,
природные материалы. Их
свойства: цвет, пластичность,
упругость, плотность. Разметка
деталей с помощью кальки.
Выявление эстетического в
простом материале.
Организация рабочего места.
Об инструментах и
приспособлениях.
Ножницы и шаблон.
О правилах пользования
инструментами:
кисточкой, ножницами.
Выявление эстетического в
простом материале.
Соединение деталей:
неподвижное клеевое
(наклеивание мелких и средних
по размеру деталей).
Отделка (изделия, деталей):
рисование, аппликация,
вышивка.
Сушка изделий под прессом.
Организация рабочего места
при работе с разными
материалами
Рицовка.
Поиск информации в интернете.
Эскиз развёртки, развёртка,
линии чертежа. 26
27
28
29
30
31
32
33
34
1
1
1
1
2
1
1
1
Многообразие проявления гармонии. Понимать особенности декоративно – прикладных изделий,
Цвет в природе и творчестве.
Образ художника в его творчестве.
Образ ученого, исследователя,
изобретателя.
называть используемые для рукотворной деятельности
материалы.
Планировать последовательность практических действий для
реализации поставленной задачи.
Участвовать в совместной творческой деятельности при
выполнении учебных практических работ и реализации
несложных проектов.
Исследовать конструкторско – технологические и декоративно
– художественные особенности предлагаемых изделий.
Раздел № 4 «Давнымдавно».
Человек вознесся к небесам.
Образ нового человека.
Из тьмы явился свет.
Весь миртеатр.
Планировать последовательность практических действий для
реализации поставленной задачи.
Воплощать мысленный образ в материале с опорой на
графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и
рационального труда.
Участвовать в совместной творческой деятельности при
выполнении учебных практических работ и реализации
несложных проектов.
Искать наиболее целесообразные способы решения задач
прикладного характера .
Материальнотехническое обеспечение образовательного процесса.
Печатные пособия:
О.А. Куревина, Е.А. Лутцева. Технология. Прекрасное рядом с тобой. Учебник – тетрадь. М., «Баласс» 2012.
О.А. Куревина, Е.А. Лутцева. Технология. Прекрасное рядом с тобой. Методические рекомендации для учителя. 3 классМ., «Баласс»
2012.
Сборник программ. « Образовательная система « Школа 2100…». М., « Баласс», 2011.
Образовательная программа и пути ее реализации. Выпуск 3. М., «Баласс», 2011.
ТСО (средства ИКТ)
Телевизор
Магнитофон
Интерактивная доско Проектор
Компьютер
Цифровые образовательные ресурсы:
Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ
http://fsu.edu.ru/p1.html
Федеральный портал "Российское образование"
http://www.edu.ru
Российский общеобразовательный портал
http://www.school.edu.ru
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
http://www.rostobr.ru
Региональная служба по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области
http://www.rostobrnadzor.ru
Учительская газета
http://www.ug.ru
Газета "Первое сентября"
http://ps.1september.ru
Газета "Начальная школа"
http://nsc.1september.ru
Рабочие программы 3 класс ОС Школа 2100
Рабочие программы 3 класс ОС Школа 2100
Рабочие программы 3 класс ОС Школа 2100
Рабочие программы 3 класс ОС Школа 2100
Рабочие программы 3 класс ОС Школа 2100
Рабочие программы 3 класс ОС Школа 2100
Рабочие программы 3 класс ОС Школа 2100
Рабочие программы 3 класс ОС Школа 2100
Рабочие программы 3 класс ОС Школа 2100
Рабочие программы 3 класс ОС Школа 2100
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.