Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"
Оценка 4.6

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
администрации
4 кл
31.03.2017
Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"
Публикация является частью публикации:
изо (2).docx
Рабочая программа по изобразительному искусству  для  1­4 классов Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и соответствует обязательному минимуму содержания образования, программы 1­4 классов «Школа России», авторской программы Б.М.Неменского (изобразительное искусство), утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями ФГОС (2011г.) 2016 г. Пояснительная записка    Нормативная   база Рабочая программа по предмету «Окружающий мир»  для 1­4 классов разработана и составлена на  основе  следующих нормативных  документов:     Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ  «Об образовании в РФ»;  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;  Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным  наполнением учебных предметов федерального   компонента государственного  образовательного стандарта, ФГОС НОО;  Сборник рабочих программ 1 – 4 классы «Школа России»,  авторская программа  Б.М.Неменский («Изобразительное искусство»)2011г, утверждённая МО РФ в соответствии  с требованиями ФГОС.  Основная образовательная программа начального общего образования (утверждена пр. №____от __________г);  Учебный план  ОУ   на 2016/ 2017 учебный год (утвержден пр. №___ от __________г);  Положение о рабочей программе ОУ  (приказ по школе №___ от __________г) Место учебного предмета в учебном плане ОУ Согласно учебному плану ОУ   на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе  отводится 33ч (1ч в неделю, 33 учебных недели),  во 2 классе отводится 34 ч  (1 ч в неделю, 34  учебных недели), в 3 классе 33 ч (1 ч в неделю, 34 учебных недели), в 4 классе 33 ч (1 ч в неделю, 34  учебных недели) по программе «Школа России» (автор Б.М.Неменский), 2011 г. Всего – 135 часов. Цели и задачи реализации учебного предмета Введение   ребят   в   мир   искусства,   эмоционально   связанный   с   миром   их   личных   наблюдений, переживаний,   раздумий.   Формирование   духовно­нравственного   развития   обучающихся,   т.е. формирование у них качеств, которые отвечают представлениям истиной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Воспитание гражданственности патриотизма.           Задачи реализации учебного предмета:    развитие художественно­образного мышления, наблюдательности, умения вглядываться в  явления жизни, фантазии, т.е.способности на основе развитой наблюдательности строить  художественный образ, выражая свое отношение к реальности;   воспитание культуры  восприятия произведений ИЗО; освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально­практического  освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях;  овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами  изображения на плоскости и в объеме;  формированиехудожественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры  духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Роль предмета в формировании ключевых компетенций Программа   «Изобразительное   искусство»   предусматривает  чередование   уроков   индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально­коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением   и   интересом   относиться   к   работе   товарища,   а   общий   положительный   результат   дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность  в  своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение   итога   какой­то   большой   темы   и   возможность   более   полного   и   многогранного   ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения:  изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и  конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;  изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;  прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к  художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции,  пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция —  осваиваются учащимися на всем протяжении обучения. На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой,  литературой, историей, трудом.  Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную  летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На  протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями  архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно­прикладного искусства, изучают  классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание  художественной культуры своего народа. Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности  активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы,  ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут  Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно­нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте  и культурной полноценности в восприятии мира.  Культурно созидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и  патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с  искусством других народов.  В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».  Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие  культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь  являются базисом формируемогомироотношения. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества,  значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия  искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из  окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания  окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.  Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником  развития образного мышления. Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а  также овладение образным языком искусства. Особым видом деятельности учащихся является  выполнение проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями,  использование фотографий, поиск разнообразной художественной информации в Интернете. Работа  на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является условием  освоения программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности  должно служить источником развития образного мышления. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально­логический тип  мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально­ образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и  духовной деятельности растущей личности. Количество учебных часов 1класс. Программа объёмом 33 часа в год, 1 час в неделю изучается в течение всего учебного года. Рабочая программа Авторская программа №                         Раздел 1. 2. 3. 4. Ты учишься изображать. Ты украшаешь. Ты строишь. Изображение, украшение, постройка  всегда помогают друг другу.            Всего 9 8 11 5 33 9 8 9 7 33 2 класс. Программа объёмом 34 часа в год, 1 час в неделю изучается в течение всего учебного года. Рабочая программа Авторская программа №                         Раздел 1. 2. 3. 4. Чем и как работает художник. Реальность и фантазия. О чём говорит искусство. Как говорит искусство.             Резерв             Всего №                         Раздел 1. 2. 3. 4. Искусство в твоём доме. Искусство на улицах твоего города. Художник и зрелище. Художник и музей.            Всего №                         Раздел 1. 2. 3. 4. Истоки родного искусства. Древние города нашей земли. Каждый народ – художник. Искусство объединяет народы.            Всего 8 7 8 8 3 34 8 7+1 8+1 8+1 34 8 7 11 8 34 8 7 11 8 34 8 7 11 8 34 8 7 11 8 34 3 класс. Программа объёмом 34 часа в год, 1 час в неделю изучается в течение всего учебного года. Рабочая программа Авторская программа 4 класс. Программа объёмом 34 часа в год, 1 час в неделю изучается в течение всего учебного года. Рабочая программа Авторская программа Содержание учебного предмета                                                                            1 класс Ты учишься изображать (9 ч) Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребёнок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий его мир и других людей. Видеть – осмысленно рассматривать окружающий мир – надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать. Овладение   первичными   навыками   изображения   на   плоскости   с   помощью   линии,   пятна,   цвета. Овладение первичными навыками изображения в объеме. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей. Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо. Художники и зрители (обобщение темы). Ты украшаешь (8 ч) Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир  вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер  Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация,  бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности. Мир полон украшений. Цветы. Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях. Ритм пятен. Красивые рыбы. Монотипия. Украшения птиц. Объёмная аппликация. Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). Ты строишь (9 ч) Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни  человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.  Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение  видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.  Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета.  Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования.  Первичный опыт коллективной работы. Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила природа. Дом снаружи и внутри. Строим город. Все имеет свое строение. Строим вещи. Город, в котором мы живем (экскурсия, обобщение темы). Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (7 ч) Общие начала всех пространственно­визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и  на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка. Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в  любом произведении, которое он создает.  Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно­ образное видение окружающего мира.  Навыки коллективной творческой деятельности. Три Брата­Мастера всегда трудятся вместе. Праздник весны. Сказочная страна. Времена года (экскурсия) Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы).                                                                       2 класс    Как и чем работает художник (8ч) Три основных цвета. Что такое живопись? Первичные основы цветоведения. Знакомство с  основными и составными цветами, с цветовым кругом. Многообразие цветовой гаммы  осенней природы (в частности, осенних цветов). Белая и чёрная краски. Восприятие и изображение красоты природы. Настроение в природе.  Темное и светлое (смешение цветных красок с черной и белой).  Знакомство с различным эмоциональным звучанием цвета. Расширение знаний о различных живописных материалах: акварельные краски, темпера,  масляные и акриловые краски. Изображение осеннего леса. Мягкость, бархатистость пастели, яркость восковых и  масляных мелков, текучесть и прозрачность акварели. Выразительные возможности этих  материалов, особенности работы ими. Передача различного эмоционального состояния  природы. Выразительные возможности аппликации. Особенности создания аппликации (материал можно резать и обрывать). Восприятие и  изображение красоты осенней природы. Наблюдение за ритмом листьев в природе. Представление о ритме пятен. Что такое графика. Изображение зимнего леса.Образный язык графики.Разнообразие  графических материалов. Красота и выразительность линий. Выразительные возможности  линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии. Что такое скульптура. Образный язык скульптуры. Знакомство с материалами, которыми  работает скульптор.  Выразительные возможности глины, дерева, камня и других  материалов. Изображение животных. Передача характерных особенностей животных. Что такое архитектура? Чем занимается архитектор? Особенности архитектурных форм. Что такое макет? Материалы, с помощью которых архитектор создаёт макет (бумага,  картон). Работа с бумагой (сгибание, скручивание, надрезание, склеивание). Перевод  простых объемных форм в объемные формы. Склеивание  простых объемных  форм  (конус,  цилиндр,«лесенка»,  «гармошка»). Неожиданные   материалы. Понимание красоты различных художественных материалов (гуашь, акварель, пастель,  мелки, тушь, пластилин, бумага).  Содство и различие материалов. Смешанные техники.  Неожиданные материалы. Выразительные возможности материалов, которыми работают  художники. Итоговая  выставка работ. Реальность и фантазия (8ч) Изображение любого животного. Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас.  Учимся всматриваться в реальный мир,  учимся не только смотреть, но и видеть.Рассматриваем внимательно животных, замечаем их  красоту, обсуждаем особенности различных животных. Изображение и фантазия. Мастер Изображения учит фантазировать. Роль фантазии в жизни людей. Сказочные  существа. Фантастические образы.Соединение элементов разных животных, растений при  создании фантастического образа. Творческие умения и навыки работы гуашью. Украшение и реальность. Мастер Украшения учится у природы.Природа умеет себя украшать.Умение видеть красоту  природы, разнообразие ее форм, цвета (иней, морозные узоры, паутинки, наряды птиц, рыб и  т.п.). Украшение и фантазия. Мастер Украшения учится у природы, изучает ее.Преобразование природных форм для  создания различных узоров, орнаментов, украшающих предметы быта. Создание тканей, кружев, украшений для человека. Перенесение красоты природы Мастером Украшения в жизнь человека и преобразование ее с помощью фантазии. Природные конструкции. Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций (соты пчел,  ракушки, коробочки хлопка, орехи и т.п.), их функциональность, пропорции. Развитие наблюдательности. Разнообразие форм подводного мира, их неповторимые  особенности. Постройка и фантазия. Мастер Постройки учится у природы.Изучая природу, Мастер преобразует ее своей  фантазией, дополняет ее формы, создает конструкции необходимые для жизни человека. Мастер Постройки показывает возможности фантазии человека в создании предметов. Конструирование елочных украшений. Взаимодействие трех видов деятельности­ изображения постройки., украшения и  реальности.  О чём говорит искусство(9ч). Изображение контрастных состояний природы. Разное состояние природы несёт в себе разное настроение: грозное и тревожное,  спокойное  и радостное,  грустное и нежное. Художник, изображая природу, выражает ее состояние, настроение. Изображение, созданное художником,  обращено к чувствам зрителя. Изображение характера животных. Выражение в изображении характера и пластики животного, его состояния, настроения. Знакомство с анималистическими изображениями, созданными художниками в графике,  живописи и скульптуре. Рисунки и скульптурные произведения В.Ватагина. Изображение доброго и злого героев из любимых сказок. Изображая, художник выражает свое отношение к тому, что он изображает. Эмоциональная  и нравственная оценка образа в его изображении.  Мужские качества характера: отважность, смелость, решительность, честность, доброта и  т.д. Возможности использования цвета, тона, ритма для передачи характера персонажа. Изображение противоположных по характеру сказочных женских образов. Изображая человека, художник выражает свое отношение к нему, свое понимание этого  человека. Женские качества характера: верность, нежность, достоинство, доброта и т.д. внешнее и  внутреннее содержание человека, выражение его средствами искусства. Образ человека и его характера выраженный в объеме. Возможности создания разнохарактерных героев в объеме. Скульптурные произведения,  созданные мастерами прошлого и настоящего.  Изображения, созданные в объеме,­ скульптурные образы – выражают отношение скульптора к миру, его чувства и переживания. Выражение характера человека через украшение. Украшая себя, человек рассказывает о себе: кто он такой, (например, смелый воин­защитник или агрессор).  Украшения имеют свой характер, свой образ. Украшения для женщин подчёркивают их  красоту,  нежность, для мужчин – силу, мужество. Выражение намерений через украшение. Через украшение мы не только рассказываем о том, кто мы, но и выражаем свои цели,  намерения:  например, для праздника мы украшаемсебя, в будний день одеваемся по­ другому. Образ здания. Здания выражают характер тех, кто в них живет. Персонажи сказок имеют очень  разнообразные дома. Образы зданий. Проект «Сказочный город». Как говорит искусство(9ч.) Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Снежной Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на тёплые и холодные.  Природа богато украшена сочетаниями теплых и холодных цветов. Умение видеть цвет. Борьба различных цветов, смешение красок на бумаге. Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. Смешение различных цветов с черной, серой, белой красками – получение мрачных, тяжелых и нежных, легких оттенков цвета. Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов.  Наблюдение цвета в природе, на картинах художников. Изображение дворцаСнежной королевы. Линия как средство выражения: ритм линий. Ритмическая организация листа с помощью линий. Изменение ритма линий в связи с  изменением содержания работы. Линия как средство образной характеристики изображаемого. Разное эмоциональное  звучание линии. Линия как средство выражения: характер линий. Выразительные возможности линий. Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и  изящные, спокойные и порывистые. Умение видеть линии в окружающей действительности, рассматривание весенних веток  (веселый трепет тонких, нежных веток берез и корявая суровая мощь старых дубовых  сучьев). Ритм пятен. Ритм пятен передает движение. От изменения положения пятен на листе  изменяется восприятие листа, его композиция. Материал рассматривается на примере  летящих птиц – быстрый или медленный полет; птицы летят тяжело или легко. Пропорции выражают характер.  Понимание пропорций как соотношение между собой  частей одного целого. Пропорция – выразительное средство искусства, которое помогает художнику создавать  образ, выражать характер изображаемого. Ритм линий, пятен, цвет, пропорции, составляют основы образного языка, на котором  говорят Братья­Мастера – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, создавая произведения в области живописи, графики, скульптуры,  архитектуры. Ритм линий, пятен, цвет, пропорции, составляют основы образного языка, на котором  говорят Братья­Мастера – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, создавая произведения в области живописи, графики, скульптуры,  архитектуры. Выставка детских работ, репродукций художников – радостный праздник, событие школьной жизни. Игра – беседа, в которой вспоминают все основные темы года. Братья­Мастера – Мастера Изображения, Украшения, Постройки – главные помощники  художника, работающего в области изобразительного, декоративного и конструктивного  искусства.                                                                       3 класс Искусство в твоем доме (8 ч) Здесь "Мастера" ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них "сделал" в  ближайшем окружении ребенка, и в итоге выясняется, что без их участия не создавался ни один  предмет дома, не было бы и самого дома. Твои игрушки Игрушки – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки,  самодельные игрушки. Лепка игрушки из пластилина или глины. Посуда у тебя дома Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись и украшение  посуды. Работа "Мастеров Постройки, Украшения и Изображения" в изготовлении посуды.  Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке. Мамин платок Эскиз платка: для девочки, для бабушки, то есть разных по содержанию, ритмике рисунка,  колориту, как средство выражения. Обои и шторы в твоем доме Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная, детская.  Можно выполнить и в технике набойки. Твои книжки Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица. Иллюстрирование выбранной  сказки или конструирование книжки­игрушки.  Поздравительная открытка Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в  технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии. Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы) В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши "Мастера  Изображения, Украшения и Постройки". Понимание роли каждого из них. Форма предмета и ее  украшение. На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в  экскурсоводов на выставке работ выполненных в течение четверти. Ведут беседу три "Мастера".  Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни.  Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники? Понимание, что все, что  связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного,  декоративно­прикладного искусства, архитектуры, дизайна, это должно быть итогом и  одновременно открытием. Искусство на улицах твоего города (7 ч) Памятники архитектуры – наследие веков Изучение и изображение архитектурного памятника, своих родных мест. Парки, скверы, бульвары Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки­музеи, детские парки.  Изображение парка, сквера, возможен коллаж. Ажурные ограды Чугунные ограды в Санкт­Петербурге и в Москве, в родном городе, деревянный ажур наличников.  Проект ажурной решетки или ворот, вырезание из сложенной цветной бумаги и вклеивание их в  композицию на тему "Парки, скверы, бульвары". Фонари на улицах и в парках Какими бывают фонари? Форму фонарей тоже создает художник: праздничный, торжественный  фонарь, лирический фонарь. Фонари на улицах городов. Фонари – украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги. Витрины магазинов Роль художника в создании витрин. Реклама. Проект оформления витрины любого магазина (по  выбору детей). Транспорт в городе В создании формы машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин  (наземных, водных, воздушных). Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы) Опять должен возникнуть вопрос: что было бы, если бы наши "Братья­Мастера" ни к чему не  прикасались на улицах нашего города? На этом уроке из отдельных работ создается одно или  несколько коллективных панно. Это может быть панорама улицы района из нескольких склеенных  в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт.  Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в  "экскурсоводов" и "журналистов". Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли  художников, которые создают художественный облик города. Художник и зрелище (11 ч) В зрелищных искусствах "Братья­Мастера" принимали участие с древних времен. Но и сегодня их  роль незаменима. По усмотрению педагога, можно объединить большинство уроков темы идеей  создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации,  костюмы, куклы, афиша. В конце на обобщающем уроке можно устроить театрализованное  представление. Театральные маски Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на празднике.  Конструирование выразительных острохарактерных масок. Художник в театре Вымысел и правда театра. Праздник театра. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе.  Создание макета декораций спектакля. Театр кукол Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа  художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке. Театральный занавес Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Эскиз занавеса к спектаклю (коллективная  работа, 2–4 человека). Афиша, плакат Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение. Художник и цирк Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового  представления и его персонажей. Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище (обобщающий урок) Праздник в городе. "Мастера Изображения, Украшения и Постройки" помогают создать Праздник. Эскиз украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме.  Замечательно, если удастся сделать спектакль и пригласить гостей и родителей.  Художник и музей (8 ч) Музеи в жизни города Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные  музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж,  Русский музей, музеи родного города. Искусство, которое хранится в этих музеях Что такое "картина". Картина­натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке.  Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения. Картина­пейзаж Смотрим знаменитые пейзажи: И.Левитана, А.Саврасова, Н.Рериха, А.Куинджи, В.Ван Гога,  К.Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и  праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж. Дети на этом уроке вспомнят, какое настроение можно выразить холодными и теплыми цветами,  глухими и звонкими и, что может получиться при их смешении. Картина­портрет Знакомство с жанром портрета. Портрет по памяти или по представлению (портрет подруги,  друга). В музеях хранятся скульптуры известных мастеров Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Памятники. Парковая скульптура.  Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры. Исторические картины и картины бытового жанра Знакомство с произведениями исторического и бытового жанра. Изображение по представлению  исторического события (на тему русской былинной истории или истории средневековья, или  изображение своей повседневной жизни: завтрак в семье, мы играем и т.д.). Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение  темы) "Экскурсия" по выставке лучших работ за год, праздник искусств со своим собственным  сценарием. Подвести итог: какова роль художника в жизни каждого человека.                                                                     4 класс Истоки родного искусства (8 ч) Пейзаж родной земли  Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа нашей средней  полосы, выявление его особой красоты.  Материалы: гуашь, мелки, бумага.  Зрительный ряд: слайды природы, репродукции картин русских художников­пейзажистов.  Музыкальный ряд: русские народные песни. Образ традиционного русского дома (избы)  Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Задание: моделирование из бумаги  (или лепка) избы. Индивидуально­коллективная работа.  Украшения деревянных построек и их значение  Единство в работе трех мастеров. Магические представления как поэтические образы мира.  Изба ­ образ лица человека; окно, очи дома, украшались наличниками; фасад ­ лобной  доской, причелинами. Украшение «деревянных» построек, созданных на прошлом уроке  (индивидуально или коллективно). Дополнительно ­ изображение избы (гуашь, кисти). Деревня ­ деревянный мир. Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы ...  Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни ­ коллективное панно или  индивидуальная работа.  Образ красоты человека  У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Это выражает  традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены  представления о могучей силе и доброте ­ «добрый молодец». В образе женской красоты  всегда выражается способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность.  Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья  («лебедушка» ) . Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно. Фигуры  вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить внимание, что фигуры в детских  работах должны быть в движении, не должны напоминать выставку одежд. При наличии  дополнительных уроков ­ изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных  фигур для уже созданной «деревни».  Народные праздники. Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая,  ярмарки и т. д. Праздник ­ это образ идеальной, счастливой жизни.  Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы.  Древние города нашей земли(7 ч) Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый город  имеет свою особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь  народа, события его жизни. Слово «город» произошло от «городить», «огораживать» крепостной стеной. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с  белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет.  Нужно раскрыть красоту городов родной земли, мудрость их архитектурной организации.  Древнерусский город­крепость. Изучение конструкций и пропорций крепостных башен городов. Постройка крепостных стен  и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант выполнения задания.  Древние соборы. Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города.   Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика  храма. Постройка древнего собора из бумаги. Коллективная работа.  Древний город и его жители. Моделирование всего жилого наполнения города. Завершение «постройки» древнего города.  Возможный вариант: изображение древнерусского города.  Древнерусские воины­защитники. Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Одежда и оружие воинов.  Древние города Русской земли. Знакомство с своеобразием разных городов ­ Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира,  Суздаля и других. Они похожи и непохожи между собой. Изображение разных характеров  русских городов. Практическая работа или беседа.  Узорочье теремов. Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, изразцы. Изображение интерьера  палаты ­ подготовка фона для следующего задания.  Праздничный пир в теремных палатах. Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира.  Каждый народ ­ художник(11 ч) Братья­Мастера ведут детей от встречи с корнями родной культуры к осознанию  многообразия художественных культур мира.  Образ художественной культуры Древней Греции. Древнегреческое понимание красоты человека ­ мужской и женской ­ на примере  скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех  вещей»).  Размеры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком.  Восхищение гармоничным, спортивно развитым человеком ­ особенность Древней Греции.  Изображение фигур олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников шествия  (фигуры в одеждах).  Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Представление о дорической  («мужественной») и ионической («женственной») ордерных системах как характере  пропорций в построении греческого храма. Создание образов греческих храмов  (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги.  Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть Олимпийские игры или  праздник ВеликихПанафиней (торжественное шествие в честь красоты человека, его  физического совершенства и силы, которым греки поклонялись).  Образ художественной культуры Японии. Характерное для японских художников изображение природы через детали: ветка дерева с  птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни.  Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица,  прически, движения, фигуры.  Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем». Отдельные  фигуры выполняются индивидуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа «главного  художника» работает над фоном панно.  Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, ∙свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим мастерством, своей общностью. Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» с  подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения  (предметный мир).  Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы). Искусство объединяет народы(8 ч ) Все народы воспевают материнство. Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения  искусства на эту тему, понятные всем людям.  Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, ласку, их  отношение друг к другу.  Все народы воспевают мудрость старости. Есть красота внешняя и внутренняя ­ красота душевной жизни, красота, в которой выражен  жизненный опыт, красота связи поколений.  Задание на изображение любимого пожилого человека. Главное ­ это стремление выразить  его внутренний мир.  Сопереживание ­ великая тема искусства. С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство  воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство  художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому  страданию.  Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное,  погиб шее дерево и т. д.).  Герои, борцы и защитники. В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все  народы воспевают своих героев, у каждого народа многие произведения изобразительного  искусства, скульптуры, музыки, литературы посвящены этой теме. Героическая тема в  искусстве разных народов.  Эскиз памятника герою, выбранному автором (ребенком).  Юность и надежды. Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты ребенка о счастье,  подвигах, путешествиях, открытиях.   Искусство народов мира (обобщение темы)  Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ учащихся.  Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности                                                                             1 класс               Элемент содержания       Характеристика деятельности учащихся         Ты учишься изображать (9 ч) Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски. Изображать можно и то, что  невидимо. Художники и зрители (обобщение  темы). Находить в окружающей действительности  изображения, сделанные художниками. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских  книгах. Придумывать и изображать то, что каждый  хочет, умеет, любит. Изображать на плоскости  заданный (по смыслу)  метафорический образ на основе выбранной  геометрической формы (сказочный лес, где все  деревья похожи на разные по форме листья). Создавать изображения на основе пятна методом от  целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т.е. дорисовывания  пятна (кляксы). Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.). Овладевать первичными навыками изображения в  объеме. Овладевать первичными навыками изображения на  плоскости с помощью линии, навыками работы  графическими материалами (черный фломастер,  простой карандаш, гелевая ручка). Ты украшаешь (8 ч) Создавать роспись цветов­заготовок, вырезанных из  цветной бумаги (работа гуашью). Составлять из готовых цветов коллективную работу  (поместив цветы в нарисованную на большом листе  корзину или вазу). Развитие наблюдательности. Опыт эстетических  впечатлений от красоты природы. Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть  ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в  беседе свои впечатления. Разглядывать узоры и формы, созданные природой,  интерпретировать их в собственных изображениях и  украшениях. Изображать (декоративно) рыб, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей,  узорчатую красоту фактуры. Изображать (декоративно) бабочек, передавая  характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. Находить орнаментальные украшения в предметном  окружении человека, в предметах, созданных  человеком. Рассматривать изображения сказочных героев в  детских книгах. Анализировать украшения как знаки, помогающие  узнавать героев и характеризующие их. Создавать несложные новогодние украшения из  цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки,  карнавальные головные уборы). Выделять и соотносить деятельность по изображению  и украшению, определять их роль в создании  новогодних украшений. Изображать придуманные дома для себя и своих  друзей или сказочные дома героев детских книг и  мультфильмов. Овладевать первичными навыками конструирования  из бумаги.  Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек­ упаковок) разнообразные дома. Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины,                  Мир полон украшений. Цветы. Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях. Ритм пятен. Красивые рыбы. Монотипия. Украшения птиц. Объёмная  аппликация. Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает  сделать праздник (обобщение темы). Ты строишь (9 ч) Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила  природа. Дом снаружи и внутри. Строим город. Все имеет свое строение. Строим вещи. Город, в котором мы живем (экскурсия, обобщение темы). стручки, орешки и т. д.), анализировать их форму,  конструкцию, пропорции. Понимать   взаимосвязь   внешнего   вида   и   внутренней конструкции дома.  Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек­ упаковок) различные предметы.      Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (7 ч) Три Брата­Мастера всегда  трудятся вместе. Праздник весны. Сказочная страна. Времена года (экскурсия) Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы). Анализировать деятельность Мастера Изображения,  Мастера Украшения и Мастера Постройки, их  «участие» в создании произведений искусства  (изобразительного, декоративного, конструктивного). Уметь повторить и затем варьировать систему  несложных действий с художественными  материалами, выражая собственный замысел. Сотрудничать с товарищами в процессе совместной  работы (под руководством учителя), выполнять свою  часть работы в соответствии с общим замыслом.                                                                     2 класс               Элемент содержания Характеристика деятельности учащихся Чем и как работает художник (8 ч) Три основные краски, строящие  многоцветье мира. «Цветочная поляна». Пять красок – всё богатство цвета и  тона. «Радуга на грозовом небе». Пастель, цветные мелки, акварель; их  выразительные возможности. «Осенний  лес». Выразительные возможности  аппликации. «Осенний листопад». Выразительные возможности  графических материалов. «Графика зимнего леса». Выразительность материалов для работы в объёме. «Звери в лесу». Выразительные возможности бумаги. «Птицы в лесу». Неожиданные материалы. «Композиции из разных материалов». Беседовать о красоте осенней природы, о  многообразии её цветовой гаммы. Наблюдать и делать  выводы о значении трёх красок. Работать с кистью. Беседовать о красоте осенней природы, о  многообразии её цветовой гаммы. Знакомство с  полотнами известных художников, наблюдение за  природой, изображённой мастерами. Работа в группе  без предварительного рисунка. Расширять знания о художественных материалах.  Понимать красоту и выразительность пастели, мелков,  акварели. Овладевать первичными знаниями  перспективы (загораживание, ближе­дальше).  Изображать осенний лес, используя выразительные  возможности материалов Овладевать техникой и способами аппликации.  Понимать и использовать особенности изображения на  плоскости с помощью пятна. Создавать коврик на тему осенней земли.опавших листьев. Понимать выразительные возможности линии, точки,  тёмного и белого пятен (язык графики) для создания  художественного образа. Осваивать приёмы работы  графическими материалами (тушь, палочка, кисть).  Наблюдать за пластикой деревьев, сухой травы на фоне снега. Изображать, используя графические материалы,  зимний лес. Сопоставлять изображение на плоскости и объёмное.  Наблюдать за скульптурой. Закреплять навыки работы  с пластилином. Самостоятельно составлять план  работы по изготовлению поделки. Освоить работу с бумагой: сгибание, разрезание,  перевод плоскости листа в разнообразные объёмные  формы ­ цилиндр, конус, лесенки, гармошки. Конструировать из бумаги различные сооружения. Сделать вывод о способах выразительности в  художественных произведениях. Определять  материалы и инструменты, необходимые для  изготовления изделий. Изобразить ночной праздничный город. Реальность и фантазия (8 ч) Изображение и реальность. «Наши друзья – птицы». Изображение и фантазия. «Сказочная птица». Украшение и реальность. «Веточки деревьев с росой и  паутинкой». Украшение и фантазия. «Кокошник». Постройка и реальность. «Подводный мир». Красота и смысл природных  конструкций. Постройка и фантазия. «Фантастический замок». Изображение, украшение, постройки. «Новогодние украшения». Рассматривать, изучать и анализировать строение  реальных животных. Изображать животных, выделяя  пропорции частей тела. Передавать в изображении  характер выбранного животного. Осознать связь фантазии с реальной жизнью.  Наблюдение за фантастическими образами. Выводы о  связи фантастических и реальных объектов. Правила  изображения фантастических объектов. Наблюдение за конструктивными особенностями  орнаментов и их связью с природой. Анализировать  орнаменты различных школ народно­прикладного  творчества. Создать собственный орнамент кокошника. Наблюдение за конструкциями  в природе (соты пчёл,  ракушки, коробочки хлопка, орехи). Определять  форму, материал. Работать в группе. Сопоставлять современные постройки и сказочные.  Использовать для выразительности композиции  сходство и контраст форм. Создавать макеты  фантастических зданий. Участвовать в коллективной  работе. Наблюдать за разнообразием форм новогодних  украшений, конструировать новогодние игрушки в  виде зверей, растений, человека. О чём говорит искусство (9 ч) Изображение природы в разных  состояниях. «Море». Выражение характера человека. «Сказочный мужской образ». Женский образ русских сказок Образ сказочного героя, выраженный в  объёме. Изображение характера животных. Выражение характера человека через  украшение. «Человек и его украшения». О чём говорят украшения. «Морской бой Салтана и пиратов». Выражение намерений человека через  украшение. «Морской бой Салтана и пиратов». Образ здания. Рассказывать по своим наблюдениям о различных  состояниях природы. Анализировать на основе сказки  А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке» разные  состояния моря. Рассмотреть картины художников­ маринистов. Предлагать свои варианты изображения  моря в разных состояниях. Анализировать картины известных художников.  Наблюдение за изображением доброго лица и злого.  Познакомиться с понятием «внутренняя красота».  Создавать живописными материалами выразительные  контрастные образы доброго или злого героя  (сказочные и былинные персонажи). Анализировать картины известных художников.  Наблюдение за изображением доброго лица и злого.  Познакомиться с понятием «внутренняя красота».  Изображение противоположных по характеру  сказочных женских образов (Царевна­Лебедь и  Бабариха). Анализировать скульптуры. Наблюдать за средствами  выразительности в изображении добрых и злых героев.  Выполнить работу из пластилина или глины. Вспомнить правила работы с пластичными материалами. Наблюдать и рассматривать животных в различных  состояниях. Давать устную зарисовку­характеристику  зверей. Рассказывать о своих домашних питомцах:  поведение, игры, внешний вид. Рассмотреть предметы с элементами декора.  Определять причину желания людей украшать свои  вещи. Изучить, какими средствами выразительности  пользуются умельцы. Выяснить причины различия  украшений одних и тех же предметов. Приводить  примеры, используя свои наблюдения. Учиться выражать намерения через украшения.  Выяснить, какими средствами пользуются художники  для выражения своих намерений. Закрепить знания по  составлению орнамента. Украшать паруса двух  противоположных по намерениям сказочных флотов. Наблюдать за конструкциями зданий. Осознать, что  внешний вид здания соответствует жильцу по  характеру. Делать выводы о взаимосвязи Мастеров –  Постройки. Изображения и Украшения. Проектировать сказочный город, учитывая материалы. Как говорит искусство (9 ч) Тёплые и холодные тона. «Замок Снежной королевы». Тихие и звонкие цвета. «Весна идёт». Линия как средство выражения. «Весенний ручеёк». Характер линий. «Ветка». Ритм пятен. «Птички». Пропорции выражают характер. «Смешные человечки». Пропорции – средства выразительности. «Весна. Шум птиц». Наблюдать за цветом в картинах художников.  Понимать, с помощью каких художественных средств  художник добивается того, чтобы нам стало понятно,  что и зачем он изображает. Делать выводы о том, что  цвет придаёт дополнительную эмоциональную  выразительность произведению. Беседовать о возможностях цвета в создании  настроения. Подобрать цвета для изображения грусти,  печали, тревоги, нежности. Провести параллель с  музыкой. Уяснить возможности цветов: чёрного,  белого, серого. Создать шкалу оттенков серого цвета. Сравнивать фотографии с видами весны в разные  месяцы. Определять понятие ритма в природе.  Делиться своими наблюдениями. Изобразить ручьи на  рисунке с предыдущего урока. Рассмотреть и сравнить предложенные ветки, сделать  выводы: у берёзы ветки нежные, гибкие, а у сосны –  мощные, похожие на лапы дракона. Учиться выражать  характер работы с помощью линий. Рассмотреть и сравнить картины известных  художников; выявить, какими выразительными  средствами они пользовались. Выполнить задание в  технике аппликации. Наблюдать за пропорциями тела, массы, длины рук и  ног. Соотносить части тела по размеру. Выполнить  изделие из пластичных материалов. Закрепить  основные приёмы обработки пластичных материалов. Обобщить свои знания о средствах выразительности.  Планировать свои действия и следовать плану.  Использовать свои знания в выражении своих  замыслов.

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"

Рабочие программы для 1-4 классов по УМК "Школа России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017