Рабочие программы по основам православной культуры 5 класс
Оценка 5
Образовательные программы
docx
религиоведение
5 кл
13.09.2018
Материал знакомит учащихся о религиях, обычаях и традициях народов России; готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных промыслах народов России, защитниках Отечества, национальных героях; характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках; различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций;
Основы духовно.docx
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Хрещатовская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено»
На заседании МО учителей
школы гуманитарного цикла
Протокол № 1
от «29» августа 2017 г.
Руководитель
________ В.И.Горбова
МО
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
________С.М.Шмигирилова
«30 » августа 2017 г.
«Утверждено»
Приказом
директора
МКОУ Хрещатовская СОШ
№ 78 от 31.08. 2017г
Директор
Хрещатовская СОШ
_________А.И.Протасов
«31» августа 2017 г.
МКОУ
Рабочая программа
по Основам духовнонравственной культуры народов
России
5 класс
Количество часов в неделю – 0.5 часа, за год – 17 часов.
Составитель:
учитель ОПК I КК
Бузуверова Светлана Витальевна
с. Хрещатое
2017 год Рабочая программа по Основам православной культуры для 5класс составлена на основе:
Закона РФ « Об образовании» от 29.12.12 № 273 – ФЗ.
ФГОС ООО утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря
2010 года № 1897, с изменениями, согласно приказу Министерства образования и науки РФ
от 31.12.2015года №1577.
Учебника Н.Ф. Виноградовой «Основы духовнонравственной культуры народов России»
для 5 класса издательства « ВентанаГраф» 2016г.
Основная образовательная программа МКОУ Хрещатовская СОШ
Учебного плана МКОУ Хрещатовская СОШ
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
В результате изучения курса «Основы духовнонравственной культуры народов
России» ученик научится:
• находить на карте национальнотерриториальные образования Российской
Федерации;
учебника;
• определять влияние природных условий на жизнь и быт людей;
• описывать памятники истории и культуры народов России на основе иллюстраций
• рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о
традиционных религиях, обычаях и традициях народов России;
• готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных промыслах
народов России, защитниках Отечества, национальных героях;
• характеризовать духовнонравственные черты народов России, основываясь на
традиционных религиях, фольклоре и других источниках;
• различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых
нравственных позиций;
• рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер
семейных взаимоотношений;
• оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их;
• использовать полученные в курсе «Окружающий мир» знания о правах и
обязанностях граждан России, государственной символике, государственных институтах и
др. для формирования представлений о России, как общем доме для народов её
населяющих;
• объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»;
• приводить примеры беззаветного служения Родине – России.
понимать и принимать личностные ценности: Отечество, нравственность, долг,
милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа
России;
соблюдать основные нормы светской и религиозной морали, понимание их
значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также
находить средства её осуществления;
определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям
(нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни
отдельных людей и общества;
устанавливать взаимосвязи между определённой светской и религиозной культурой и
поведением людей, мыслящих в её традициях;
уважительному отношению к родителям, осознанному, заботливому отношению к
старшим и младшим;
культурноисторическими и этническими традициями российской семьи;
основным нравственным и этническим понятиям;
правилам поведения в обществе;
умению осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
навыкам смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанному
построению речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
формированию основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину;
формированию образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений
о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формированию ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе
положительного отношения к труду;
осознанию значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формированию нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
формированию целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие
современного мира.
Школьник получит возможность научиться:
• использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов
России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми;
• сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своё отношение к
литературным героям, реальным событиям и людям;
• находить на карте столицы национальнотерриториальных образований России;
• соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах;
заботливо относиться к младшим, уважать старших;
• различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим
поступкам и стараться избавиться от недостатков;
• использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую
художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения
сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях народов России для создания
собственных устных и письменных сообщений, презентаций.
•
•
•
строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений
и культурных традиций;
делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных
ситуаций и отвечать за него;
договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в
учебных моделях.
Содержание учебного предмета
Введение. Гражданин России Понятия гражданин и гражданство. Конституция – Основной закон РФ. Основные права и
обязанности граждан РФ. Выполнение обязанностей гражданский долг каждого
гражданина России. Управление государством. Президент, Председатель Правительства,
министр. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Столица, герб,
флаг, гимн Российской Федерации. Уважительное отношение к символам государства.
Порядочность
Понятие порядочности. Связь слов порядочность и порядок. Качества порядочного
человека: справедливость, внутренняя стойкость, смелость, решительность. Взаимосвязь
порядочности, благородства, достоинства, великодушия. Общественная ценность
порядочности.
Совесть
Понятие совести. Совесть – важнейшая составная часть порядочности человека. Чувство
угрызения совести. Развитие чувства совести. Умение понять и простить. Правдивость и её
цена. Взаимосвязь совести и сострадания, совести и стыда. Совесть – «внутренний голос
человека». Жить по законам совести. Несовместимость совести с эгоизмом и
корыстолюбием.
Кодекс взаимоотношений одноклассников.
Доверие и доверчивость
Доверие – важнейшее качество личности. Понятие доверия. Признаки личного доверия.
Возникновение доверительных отношений. Доверие и доверчивость. Правила установления
доверительных отношений. Что значит потерять доверие. Понятие самодоверия. Как
следует поступить в экстренных случаях. Телефон доверия. Психологическая помощь.
Милосердие и сострадание
Понятие милосердия. Общественная ценность милосердия. Взаимосвязь сострадания и
милосердия, милосердия и жалости. Антиподы милосердия. Обязанности учащихся по
отношению к другим людям. Проявление интереса к жизни другого человека, стремление
ему помочь. Человеколюбие. Правила милосердия. Воспитание милосердия. Умение
понять и простить.
Правда и ложь
Правда и неправда, полуправда, ложь. Правда – то, что соответствует действительности.
Ложь – намеренное искажение действительности. Искренность. Честность. Взаимосвязь
правдивости и душевного покоя. Святая ложь. Из истории лжи.
Традиции воспитания
Традиция. Сословия: крестьяне, казаки, купцы, дворяне. Традиции воспитания у разных
сословий. Дворяне России, их традиции и правила поведения. Требования к воспитанию и
домашнему обучению мальчиков и девочек. Дворянский этикет.
Честь и достоинство Родовая и сословная честь. Представление рыцарей средневековой Европы о чести.
Дворянская честь. Дуэль – способ решения вопросов чести. Цена честного слова. Чувство
долга. Поступки достойные и недостойные. Достоинство. Благородство – высшее
проявление человеческого достоинства. Герои Великой Отечественной войны 19411945гг.
и наших дней. Патриоты России. Проявление патриотизма учащихся.
Терпимость и терпение
Отношение к людям иной национальности, религии, культуры, привычек и убеждений.
Российское многонациональное государство. Что такое терпимость(толерантность).
Уважение свободы другого человека, проявление великодушия и расположенности к
другим людям. Роль мигрантов в жизни наших городов. Правила толерантного общения.
Различие понятий терпение и терпимость.
Мужество
Понятие мужества. Смелость и решительность, сила духа, продуманность действий,
самоконтроль, преодоление чувства страха и неуверенности. Убеждённость в
необходимости и полезности действий в чрезвычайных обстоятельствах. Повседневное
проявление мужества. Взаимосвязь вечных ценностей – чести, достоинства, благородства,
доброты, дружбы. Примеры мужества. Умение защитить своих близких и себя. Тренировка
мужества. Героизм – высшее проявление мужества. Кавалеры ордена Мужества.
Равнодушие и жестокость
Проявления жестокости детей и их последствия. Умение и желание контролировать свои
поступки. Равнодушие и жестокость. Жизнь человека – высшая ценность. Насилие в
отношении детей – нарушение прав человека. Вред сквернословия.
Самовоспитание
Соблюдение норм нравственности – важнейшее общественное требование.
Дисциплинированность и сознательная дисциплина. Умение контролировать свои дела и
поступки. Правила учебной работы в группе. Умение осознать ошибки и больше их не
повторять. Воспитание воли. Познание своих положительных и отрицательных качеств.
Планирование предполагаемых действий, оценка результатов. Пути самообразования и
самовоспитания. Воспитание чувства самоуважения.
Учись учиться
Цель обучения в школе. Приемы работы учащихся со школьным учебником. Выработка у
учеников уверенности в себе и своих делах. Приемы работы учеников на уроке.
Рекомендации по развитию воли. Умение распределять внимание. Совершенствование
памяти подростка. Правила и приемы запоминания. Сочетание труда умственного и
физического.
Речевой этикет
Средства речи и правила их использования в разных жизненных ситуациях. Начало,
основная часть и завершение беседы. Употребление личных местоимений ты и вы. Правила знакомства детей и взрослых. Обращения с просьбой к незнакомым людям в магазине, на
транспорте. Формы обращения. Правила общения подростков. Что значит быть
эрудированным собеседником. Значимость излагаемой информации. Правила беседы.
Человека красят не столько слова, сколько дела. Этикет разговора по телефону.
Мои права и обязанности
Права и обязанности учащихся. Соблюдение правил школьного распорядка. Обязанность
посещения учащимися школьных занятий, добросовестного учебного труда. Участие в
самообслуживающем труде. Единство действий классного руководителя и родителей
учащихся. Требования к поведению учащихся в школе. Комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав.
Тематический план
Тема
В мире культуры
Нравственные ценности российского народа
Религия и культура
Как сохранить духовные ценности
Твой духовный мир.
Итого
№ п/п
1
2
3
4
5
Колво часов
2 часа
7 часов
5 часов
2 часа
1 час
17часов Календарно – тематическое планирование
Тема урока
Дата
план факт
№
п/п
1. В мире культуры 2 часа
1
Колво
часов
Величие многонациональной российской
культуры
Человек – творец и носитель культуры
2
2. Нравственные ценности российского народа 7 часов
3
4
«Береги землю родимую, как мать любимую»
Жизнь ратными подвигами полна
Темы проектов: «Герои – партизаны Великой
отечественной войны», «Правнуки Победы о своих
прадедах», «Герои Советского Союза – представители
разных народов», «Место подвига в наше время».
В труде – красота человека
«Плод добрых трудов славен»
Люди труда
Бережное отношение к природе
Семья – хранитель духовных ценностей
Темы проектов: «Трудовые подвиги представителей
разных народов России», «Герои космоса», «Трудовые
подвиги во время Великой Отечественной войны».
5
6
7
8
9
3.Религия и культура 5 часов
10
11
12
13
14
4.Как сохранить духовные ценности 2 часа
15
16
Роль религии в развитии культуры
Культурное наследие христианской Руси.
Культура ислама
Иудаизм и культура
Культурные традиции буддизма
Забота государства о сохранении духовных ценностей
Хранить память предков
Темы проектов «Благотворительные мероприятия,
которые могут провести учащиеся вашего класса»;
«Изобразительное искусство как источник знаний и
нравственных ценностей»; «Театр как источник знаний
и нравственных ценностей».
5.Твой духовный мир. 1 час
17
Твой духовный мир
Рабочие программы по основам православной культуры 5 класс
Рабочие программы по основам православной культуры 5 класс
Рабочие программы по основам православной культуры 5 класс
Рабочие программы по основам православной культуры 5 класс
Рабочие программы по основам православной культуры 5 класс
Рабочие программы по основам православной культуры 5 класс
Рабочие программы по основам православной культуры 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.